Артикуляционные упражнения дизартрии детей

Методическая разработка

Артикуляционные упражнения дизартрии детей

Дизартрия – термин латинский и в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения («dis» – нарушение признака или функции, «artron» – сочленение). По определению М.А.

Поваляевой, дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и посодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной системы.

Система логопедического воздействия при дизартрии носит комплексный характер: коррекция звукопроизношения должна сочетаться с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а так же довольно часто и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозными лечением.

Логопедическая работа с детьми с дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при различных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учёте личностных особенностей детей .

Особенностью логопедической работы при дизартрии являются значительно более длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.
Последовательность работы над звуками определяется степенью доступности звуков для произношения (легкость артикуляции) и постепенностью перехода от меньших произносительных трудностей к большим.

При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дизартрии.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетания приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Цель: коррекция звукопроизношения и воспитание правильной, чистой речи.

Основные задачи логопедической работы с детьми, страдающими

дизартрией при обучении правильному звукопроизношению:

1) развитие артикуляционной моторики,

2) речевого дыхания,

3) постановка звуков,

4) закрепление звуков в речи,

5) дифференциация звуков

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ.

Цель подготовительного этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и произнесению звуков.

коррекционной работы

1. Подготовка дыхания и формирование точных движений органов артикуляции:

а) с помощью логопедического массажа (самомассажа в условиях ДОУ);

б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики.

2. Формирование направленной воздушной струи.

3. Развитие фонематических процессов.

4. Отработка опорных звуков.

Формирование артикуляционной моторики с помощью игровой гимнастики.

Традиционно перед проведением артикуляционной гимнастики с детьми в игровой форме изучаются все органы артикуляции. Обычно используется «Сказка о веселом язычке. Домик язычка».

Затем проводится непосредственно артикуляционная гимнастика – система упражнений, направленная на совершенствование движений артикуляционных органов, а также на формирование правильного артикуляционного уклада для того или иного звука.

При проведении артикуляционной гимнастики следует выполнять следующие рекомендации:

  • Артикуляционная гимнастика для дошкольников проводится ежедневно два раза в день: в утренние часы и после дневного сна, по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики — не более 5-7 минут.
  • Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено;
  • Ребенок должен хорошо видеть как лицо взрослого, так и свое лицо, т.е. ребенок и взрослый должны находиться перед настенным зеркалом, что позволит контролировать правильность выполнения упражнений
  • сначала отрабатывается так называемый общий комплекс артикуляционной гимнастики, затем, по необходимости, комплексы для постановки шипящих, свистящих, сонорных и других звуков.
  • Каждый комплекс включает в себя по 2-3 статических и по 2-3 динамических упражнения.
  • Каждое упражнение выпоняется по 3-4 раза;
  • Статические упражнения (удержание артикуляционной позы в одном положении) выполняются сначала по 3-5 секунд, затем по 10-15 секунд;
  • Гимнастика проводится в игровой форме, каждое упражнение имеет свое называние, например: «Грибок», «Чашечка».
  • При проведении артикуляционной гимнастики используется наглядный материал.

Для достижения наиболее высоких результатов в данном направлении мной составлен и применяется комплекс артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой.

Особенностью данной методики является то, что каждое последующее упражнение содержит в себе элементы предыдущего, что дает постепенно возрастающую нагрузку на мышцы речевого аппарата, формирует правильные афферентно-эфферентные связи, создаёт необходимые кинетические програмные звенья. Применяются как статические, так и динамические упражнения.

В данной гимнастике используются исключительно упражнения и артикуляционные позы, используемые человеком при произнесении звуков речи. Данная методика позволяет наиболее верное и в короткие сроки восстановить/улучшить уровень артикуляционной моторики, мышечного тонуса (см.приложение).

Комплекс артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой.

  1. Заборчик. Зубы ровно «стоят» друг на друге.

  1. Дудочка. Губы вытягиваются.

  1. «Заборчик» – «дудочка». Выполняем смену упр., зубы сжаты и стоят друг на друге!

  1. «Бегемот». «Заборчик» открываем – закрываем. 3-5 повторений.

  1. «Парус». «Заборчик» открываем, кончик языка поднимаем наверх. Удерживаем на 3-5 счетов. 3 повторения комплекса.

  1. «Маляр». Заборчик, открываем, делаем «Парус», кончик языка двигается вперёд-назад от верхних зубов к мягкому небу.

  1. «Горка». «Заборчик открываем», кончик языка опускается к нижним зубам, спинка языка поднимается.

  2. «Качели». «Заборчик» открываем язык выполняет смену упр. «Парус» – «Горка» 3-5 раз по 2повтора комплекса.

  1. Месим тесто.» Заборчик», открываем, язык покусываем 3-5раз.

  1. «Блинчик». «Заборчик», открываем, кусаем язык, кладем «блинчик» на нижние резцы(не высовывая язык из ротика), держим 3-5 счетов.

  1. «Чашечка». «Заборчик», открываем, делаем «Блинчик», поднимаем края блинчика, чтобы получилась «Чашечка».

  1. Грибок. Открываем ротик, язык «прилипает» к твердому небу. Удерживаем на 5 счетов.

  1. Гармошка. Выполняем упражнение «Грибок», открываем и закрываем «Заборчик», удерживая грибок в ротике, растягивая подъязычную связку.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-artikulyacionnaya-gimnastika-s-funkcionalnoy-nagruzkoy-dlya-detey-s-dizartriey-3837458.html

Упражнения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционные упражнения дизартрии детей

Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ.

Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики.

В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.

Формы заболевания

Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная;
  • смешанная.

Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.

Подготовка к занятиям

Прежде, чем приступить к работе над артикуляцией, нужно пройти первичный приём логопеда. После работы с ребёнком логопед пишет сопроводительную записку неврологу, в которой описывает тонус всей лицевой мускулатуры, звукопроизношение, мимику, положение языка при полуоткрытом рте и т.д.

Невролог на основании этой записки и собственного осмотра ребёнка может назначить медицинские препараты из следующих групп:

  • препараты, улучшающие метаболизм;
  • средства для улучшения мозгового кровообращения;
  • витаминно-минеральные комплексы;
  • препараты против судорог;
  • мочегонные средства, к ним в дополнение — калий;
  • нейролептики;
  • рассасывающие препараты.

Также применяется физиолечение — электрофорез, термоаппликации.

Кроме медикаментозного лечения, необходимо обеспечить ребёнку хороший режим, переключение между разными видами деятельности, физкультминутки, занятия лфк.

Также ребёнку будут очень полезны различные упражнения на развитие моторики, занятия на улучшение внимания и памяти, расширение словарного запаса. Очень важно работать над дыханием, учить малыша правильному порядку вдоха и выдоха при разговоре.

Пассивные упражнения

Пассивная артикуляционная гимнастика при дизартрии у детей проводится после массажа. Со стороны ребёнка никаких действий не требуется: все манипуляции проводит логопед. В процессе пассивной гимнастики развиваются функции мышц, ранее не участвовавших в работе.

Движения мышечных групп, ранее задействованных в процессе говорения, совершенствуются и доводятся до автоматизма. Под воздействием пассивных упражнений формируются новые схемы движений речевых органов.

Всё это способствует развитию произвольных движений речевой мускулатуры, и, в конечном итоге, большей чёткости речи.

Упражнения для языка:

  1. Язык выводится из ротовой полости, затем возвращается в неё.
  2. Язык поднимается и отводится назад.
  3. Язык тянется вниз, к подбородку.
  4. Язык тянется вверх, к носу.
  5. Язык вытягивается и отводится то вправо, то влево.
  6. Язык опускается на дно ротовой полости.
  7. Кончик языка касается нёба.
  8. Небольшие покачивания языка вправо-влево.

 Упражнения для губ:

  1. Кончиками пальцев слегка сдавливается верхняя губа.
  2. Точно так же сдавливается нижняя.
  3. Губы собираются в трубочку.
  4. Губы растягиваются пальцами, поставленными в уголки рта.
  5. Верхняя губа поднимается к носу.
  6. Нижняя губа опускается к подбородку.
  7. Губы полностью смыкаются.
  8. Уголки рта ставятся пальцами в положение для произнесения каждого гласного звука.

При проведении пассивной гимнастики инструктор называет ребёнку каждое действие, например: «Сейчас твои губы вытягиваются в трубочку». Ребёнок наблюдает за процессом, глядя в зеркало. Каждое упражнение выполняется 3-5 раз.

После пассивной гимнастики рекомендуется немного позаниматься активно-пассивными упражнениями, чтобы переход к активной части произошёл постепенно.

Активные упражнения

Сначала выполняется разминка. Ребёнок смотрит, как упражнение выполняет взрослый, и повторяет перед зеркалом.

  1. Гримаса удивления. Нужно вытаращить глаза и сильно поднять брови. Если ребёнку не удаётся выполнить задание, можно помочь ему, немного потянув кожу лба вверх пальцами.
  2. Быстрое частое моргание.
  3. Надувание щёк. Сначала надуваем одну, потом вторую, затем сразу обе.
  4. Поочерёдное надувание губ. Дуем то под верхнюю, то под нижнюю губу.

После разминки приступаем непосредственно к тренировке мышц ротовой полости.

  1. Язык вытягиваем вперёд, стараемся сделать его мягким и распластанным.
  2. Сворачиваем язык трубочкой.
  3. Кончиком языка облизываем контур губ.
  4. Тянемся кончиком языка к носу, затем к подбородку.
  5. Цокаем языком.
  6. Улыбаемся так, чтобы было видно как можно больше зубов.
  7. Собираем губы в «дудочку».
  8. Чередуем «дудочку» и широкую улыбку из предыдущих двух упражнений.
  9. Двигаем нижнюю челюсть вперёд-назад, влево-вправо.

Кроме занятий непосредственно с логопедом, можно включать несложные упражнения в повседневную жизнь малыша.

  1. Вылизывание тарелки. Ребёнок не помогает себе руками.
  2. Кусочек леденца, положенный между щекой и зубами, стимулирует движения языка в стороны.
  3. Смазывание нижней губы вареньем тренирует движение языка к губам.
  4. Полезно жевание твёрдых овощей, порезанных соломкой, и хлебных корок.

Предосторожности

При стоматите, герпесе, инфекционных заболеваниях нужно сделать перерыв в занятиях до выздоровления.

https://www.youtube.com/watch?v=s3LHcZ2M5nE

Заниматься можно со второго года жизни, то есть с момента, когда малыш начнет говорить предложениями и можно видеть, нужно ли ему начинать заниматься лечебной гимнастикой или нет. Иногда гимнастические упражнения для развития речи нужно делать в любом случае, например, если у ребенка детский церебральный паралич (ДЦП).

У малышей до 3 лет длительность логопедического массажа не должна превышать 10 минут, от 3 до 7 лет — 15 минут. С детьми старше 7 лет можно заниматься 25 минут.

Цели и результаты занятий

Артикуляционная гимнастика не только развивает правильность речи и способствует постановке звуков, но имеет ряд других благоприятных эффектов:

  • расслабляет мышцы, участвующие в звукообразовании, снимает с них гипертонус;
  • развивает скорость и силу мышечных сокращений;
  • учит переключаться с одного упражнения на другое;
  • помогает ребёнку научиться выполнять сложные движения.

Насколько быстро появится эффект от артикуляционной гимнастики, зависит от тяжести заболевания, которое привело к дизартрии. При регулярном выполнении упражнений и соблюдении всех рекомендаций врачей вы достигнете результата в виде чёткой понятной речи.

Источник: https://gimnastikasport.ru/detskaya/artikuljasionnaja/pri-dizartrii.html

Конспект логопедического занятия «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Артикуляционные упражнения дизартрии детей

Валентина Огородникова
Конспект логопедического занятия «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Конспект логопедического занятия

по теме «Артикуляционная гимнастика для детей с дизартрией»

Подготовила: Учитель – логопед Огородникова Валентина Александровна

Задачи:

1. Развитие двигательной активности и эмоциональной сферы детей.

2.Обучение видам массажа:

– самомассаж ушей;

– самомассаж пальцев рук;

– самомассаж щек, языка.

3. Продолжать обучать координированным движениям рук с движениями артикуляционного аппарата.

4. Продолжать учить детей делить слова на части, усложняя работу использованием прищепок (развитие мелкой моторики рук)

5. Воспитывать умение работать дружно, выполнять задания до конца.

Материал:

– карточки – символы упражнений артикуляционной гимнастики;

– медали – фигурки животных;

– прищепки;

– зеркала;

– фигурки животных.

Ход занятия

1. Логопед: У меня в руках волшебная палочка. Она умеет творить чудеса. Кручу, верчу, детей превратить хочу: в обезьянку, зайца, медведя (детям на шеи надеваются медали с фигурами животных)

Раз-два, раз-два, начинается игра.

(Дети идут друг за другом,подражая косолапому мишке)

– Мишка косолапый

Широко расставил лапы,

То двумя, то всеми вместе

Долго топчется на месте

Всех повел медведь по кругу.

Улыбаемся друг другу.

– Зайцы тоже любят заниматься зарядкой:

То прыжок, то присядка –

Это заячья зарядка (3-4 раза)

– Обезьянки, как проснуться, любят долго потянуться (потягиваются)

И конечно, пошалить.

И в ладоши хлопают:

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

И ногами топают:

Топ-топ, топ-топ.

Надувают щечки:

Чмок, чмок, чмок, чмок.

Втягивают щечки:

Пух, пух, пух, пух.

Язычки покажут,

Оттопырив ушки:

Бе-бе-бе.

Ушки на макушке:

Пе-пе-пе.

-Чтобы ушки не болели,

Разомнем их поскорее:

Вот сгибаем, отпускаем

И опять все повторяем.

Козелок мы разомнем,

По уху пальчиком ведем.

И ладошкой прижимаем,

Сильно-сильно растираем.

-Раз и два! Раз и два!

Продолжается игра!

(Потирают друг другу спинки,гладят животик, коленочки)

Гладим лапки и живот,

Греем грудочку и хвост,

Греем спинку, греем ножки,

Чтобы быстро бежали по дорожкам.

2. Лесная школа. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Упражнения: «Жмурки», «Бегемотик», «Шарики», «Футбол», «Улыбка», «Трубочка», «Окошко», «Дрессированный язычок» («Змейка», «Качели», «Часики»)

Массаж язычка: «Блинчик», «Месим тесто», «Расческа», «Индюк»

Массаж рук:

«Прижимающий»

Массаж (самомассаж) подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево – вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно, очень мало сил (средний) правая рука

Я на зиму накопил», – (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки, (указательный)

Любят есть медок без спешки, (средний) левая рука

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

«Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый) поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец.

Поднял ушки бурундук, (мизинец)

Он в лесу услышал звук: (безымянный)

– Это что за громкий стук, (средний) правая рука

Тук да тук, тук да тук? (указательный)

– А пойдем, – сказал барсук, – (большой)

Сам увидишь этот трюк: (большой)

Это дятел сел на сук (указательный)

И без крыльев, и без рук (средний) левая рука

Ищет он, где спрятан жук, – (безымянный)

Вот и слышен перестук! (мизинец)

3. Деление слов на части с помощью прищепок.

Дети называют диких животных, выбирают картинки, делят слова на части, цепляя прищепки на картинки по количеству слогов.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-logopedicheskogo-zanjatija-po-teme-artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-s-dizartriei.html

Артикуляционная гимнастика у людей дизартрией

Артикуляционные упражнения дизартрии детей

Для дизартрии характерны нарушения произношения звуков, сопровождаемые недостаточным развитием мелкой моторики. Причина ее возникновения в поражении участков головного мозга, ответственных за построение речи.

Упражнения при дизартрии помогают устранить незначительные отклонения от нормы, и улучшить состояние пациента до приемлемого при тяжелом течении болезни.

Артикуляционная гимнастика при дизартрии является основным способом коррекции речевого аппарата. Логоритмический метод безопасен и может применяться как под руководством специалиста, так и самостоятельно на дому.

Характерные признаки заболевания

Патология сопровождается расстройствами движений артикуляционного аппарата: увеличением тонуса мышц, спазмом губ и неподвижностью языка. Нарушение произношения звуков проявляется их пропусками или заменой, речевая активность снижается.

Дизартрики искажают речевое дыхание: оно становится прерывистым и учащенным. Меняется тембр голоса, интонация, появляется монотонность и неразборчивость. Вместе с тем, при наличии сопутствующих поражений нервной системы у больных пропадает интерес к познанию окружающего мира.

Взрослые больные ограничивают контакты с социумом, замыкаясь в себе.

Классификация дизартрии основана на локализации поражения участка головного мозга.

Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, гиперкинетическую, паркинсоническую, экстрапирамидную, стертую, холодовую формы заболевания.

Для каждой из них характерны свои симптомы (нарушение глотания, тихая речь, перестановка слогов, гнусавость и монотонность). Соответственно, курс терапии и прогноз для состояния больного в каждом случае разный.

Лучше всего поддаются коррекции холодовая и стертая формы дизартрии, хотя их диагностика нередко затруднена. После прохождения курса лечения (от года) дети могут обучаться в общеобразовательной школе со своими сверстниками.

Бульбарная и псевдобульбарная дизартрия вызывает необратимые изменения, которые могут остаться на всю жизнь. Также прогноз течения болезни зависит от искомых причин, ее вызвавших. При органическом поражении центральной нервной системы подвижность мышц не сильно ограничена.

Если причины связаны с периодом беременности или новорожденности, проявления дефекта более ярко выражены и требуют длительной терапии.

https://www.youtube.com/watch?v=-ZzqdSZeetU

Функции упражнений для речевого аппарата при отклонениях от нормы:

  • разработка правильных движений для постановки звуков;
  • формирование фонем;
  • регулирование положения языка, губ при разговоре;
  • нормализация актов вдоха и выдоха;
  • усиление тембра голоса.

Занятия безопасны и могут проводиться при любом нарушении речи вне зависимости от причины патологии.

Классификация упражнений

Для каждой формы заболевания комплекс составляется индивидуально. Его подбирает логопед, основываясь на клинических проявлениях патологии, характере повреждений, возрасте пациента.

К каждому из видов гимнастики есть показания и рекомендации:

  • Пассивная гимнастика – применяется при ограничении подвижности в мышцах. Занятие выполняется в одностороннем порядке педагогом. Он воздействует на органы речи с помощью специальных приспособлений (логопедический зонд, палочки, шпатель). После улучшения тонуса языка пациент сможет самостоятельно выполнять некоторые задания. По мере включения различных двигательных мышц переходят к другой форме терапии, чтобы развивать остальные навыки.
  • Показаниями к активной форме гимнастики являются положительная динамика от выполнения предыдущих упражнений и небольшая степень нарушений. Занятие построено таким образом: педагог показывает, а ребенок повторяет. Для тренировки мышц ему предлагают удерживать между губами различные предметы.

Преимущество такого способа терапии в комплексном воздействии на организм. Гимнастика эффективна при тихой и невнятной речи, с ее помощью развивают мелкую моторику. При длительном и систематическом проведении сеансов дети смогут продолжать учиться в среднеобразовательном учреждении.

Эффективность артикуляционной терапии заключается в устранении спазма мышц, усилении тонуса, постановке силы голоса, улучшении кровоснабжения в органах речевого аппарата, коррекции произношения звуков, восстановлении мускулатуры языка и лица. В первую очередь логопед работает над повышением четкости звуков и улучшением произношения слов. При систематическом проведении сеансов отмечается комплексное улучшение состояния больного.

Упражнения при дизартрии у детей выполняются в игровой форме, чтобы добиться максимальной сосредоточенности малыша. К тому же, так он меньше устает.

Как результат, правильное произношение становится автоматическим, увеличивается скорость и амплитуда движений мышц рта. Ребенок быстрее переключается от одного вида деятельности к другому.

Правила проведения упражнений

Для достижения стойкого положительного эффекта посещать занятия и заниматься на дому нужно ежедневно. Время одного сеанса не должно превышать 5 минут, чтобы ребенок не потерял бдительность и интерес. По мере достижения прогресса сложность занятий должна быть увеличена, это тренирует мускулатуру органов. Нельзя добавлять одновременно несколько новых упражнений, только одно движение.

Во время гимнастики напротив малыша должен сидеть педагог, выполнение элементов перед зеркалом ускорит процесс запоминания. В начале процедуры обязательна разминка губ. Так как дизартрики разговаривают порциями, на вдохе или выдохе, отдельное внимание уделяют дыхательным упражнениям.

Если у малыша не получается, необходимо запастись терпением. Нельзя его критиковать, а вот хвалить, напротив, нужно даже за маленькие достижения. Как поощрить ребенка? В той же игровой форме можно показать ему, что его язык уже стал широким, например.

Правильное произношение звуков происходит в результате выполнения сложного двигательного комплекса. Артикуляция формируется с помощью языка, губ, мягкого неба. В этом задействованы жевательные, глотательные и мимические мышцы. Логопедическая гимнастика составлена из упражнений для органов и мышц лица, ротовой полости.

Упражнения проводят 3-4 раза в день от 3 до 5 минут длительностью. За один раз не стоит обучать ребенка более, чем двум заданиям.

Примеры разминки:

  • имитация кашля с высунутым языком;
  • сделать несколько глотков жидкости небольшими движениями;
  • при зажатом носе надувать щеки по одной;
  • свист и мычание;
  • задание на сопротивление – давить ребенку на затылок, он должен наклонять голову в противоположную сторону;
  • повторять гласный звук «Ы»;
  • четко и медленно произносить: «К», «Г», «Т», «Д»;

Интересно! Если у ребенка не получается выполнить какое-то задание, например, поставить язык, чтобы облизать губу, можно намазать ее любимым лакомством.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Пассивная гимнастика заключается в растягивании губ, как при улыбке, и фиксации мимики. Можно смыкать и собирать их в трубочку. У этих упражнений смешные и сказочные названия. Например, «Лягушка» − ребенок широко растягивает рот в улыбке, обнажая зубы. «Слон» (губы вытягивают, как бы произнося звук «У»):

Подражаю я слону: губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю и на место возвращаю.

Подача задачи в форме стиха облегчает ее восприятие ребенком. Эти два упражнения можно чередовать. «Качели» − открыть рот и поместить язык по очереди за верхние и нижние зубы. При этом подбородок остается неподвижным.

«Часики» − дотянуться кончиком зыка до противоположных углов рта. «Лопаточка» − расслабить язык и на 5-10 секунд положить его на нижнюю губу. Выполняя задание «Иголочка», нужно высовывать максимально наружу острый язык.

Каждое из заданий предназначено для коррекции определенной группы звуков: гласных, шипящих, «р-р».

Во время статических упражнений ребенка просят сидеть с широко открытым ртом, подпирать языком верхнее небо, делать задания на сопротивления мышц. При коррекции артикуляции пациент должен находиться в удобной позе, тело расслаблено. Обязательно проводят дыхательную гимнастику для нормализации темпа речи.

Движения должны быть симметричными на левой и правой стороне лица.

Первостепенной задачей является устранение напряженности движений органов артикуляции. В дальнейшем педагоги стремятся к автоматизму и координации движений.

Параллельно с этими упражнениями снижают напряжение органов ротовой полости. Перед зеркалом с этой целью показывают ребенку различие между мягким и твердым языком. В спокойном состоянии он широкий, в напряженном − узкий и острый.

Чтобы активизировать ые связки, больному дают пощупать гортань при произношении фраз. Он должен почувствовать вибрацию, как резонирует грудная клетка. Полезными будут уроки пения, в процессе которых выравнивается дыхание и нормализуется сила звучания голоса.

Комплекс артикуляционной гимнастики при дизартрии подбирается в индивидуальном порядке для каждого больного врачом-неврологом и логопедом. Для получения положительного результата лечение должно быть комплексным.

Большое влияние на состояние пациента оказывает ближайшее окружение, неравнодушие родителей и близких.

Длительность курса может быть разной, но даже при отсутствии выраженной динамики необходимо поддерживать ребенка, оказывая ему психологическую помощь.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-u-lyudej-dizartriej/

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии

Артикуляционные упражнения дизартрии детей

20.12.20186 мин чтения   Статья проверена врачом

Методы лечения речевых расстройств напрямую зависят от их формы, причин, степени нарушения коммуникативной функции. При дизартрии хорошие результаты дает артикуляционная гимнастика, которая составляет основу коррекционной терапии.

Направление представлено рядом подходов, каждый из которых обладает своими лечебными свойствами, характеристиками и особенностями. Выполнять упражнения можно не только под контролем логопеда, но и в домашних условиях.

Перед стартом терапевтического курса следует освоить правила выполнения процедур, дополнив все это другими способами борьбы с дизартрией.

Гимнастику можно проводить со специалистом.

Что такое артикуляционная гимнастика

Под термином «артикуляционная гимнастика» подразумевается комплекс специальных упражнений, выполнение которых способствует укреплению мышц, отвечающих за речь.

Методика включает принципы отработки правильного дыхания, выполнение упражнений по нормализации мышечного тонуса и приемов оттачивания звукопроизношения. К подходу можно прибегать для лечения или профилактики речевых расстройств.

Также сеансы способствуют ускорению развития коммуникативной функции у ребенка. При дизартрии применяются приемы пассивной и активной артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности подхода его надо сочетать с упражнениями по разработке крупной и мелкой моторики, тренировкой слуховой памяти.

Активная артикуляционная гимнастика

При легкой форме заболевания именно с активной формы терапии начинают лечение дизартрии. В тяжелых случаях подход применяют для закрепления и усиления выраженности положительных результатов, достигнутых пассивной формой гимнастики. Занятия строятся по принципу подражания пациента педагогу.

Логопед или родитель показывает необходимые к выполнению активные движения, а ребенок старается их повторить. По мере проявления признаков прогресса методика усложняется – больному дают различные предметы, которые он должен удерживать губами или ртом во время работы.

При этом он не должен делать вспомогательные движения пальцами, а полагаться только на силу артикуляционных мышц.

Когда происходить прогресс в лечении, больному дают различные предметы для тренировки.

Пассивная артикуляционная гимнастика

Комплекс упражнений, которые применяются при тяжелом течении дизартрии, когда артикуляционные мышцы настолько слабы, что ребенок не может ими двигать.

Обычно сеансы подразумевают прямую работу логопеда, который с помощью инструментов делает массаж в углублениях под языком, механически воздействует на ткани. Это способствует восстановлению нормального мышечного тонуса в проблемных волокнах, повышению их функциональности.

Со временем это приводит к тому, что ребенок начинает сам управлять своими мышцами, что позволяет постепенно подключать упражнения из активной артикуляционной гимнастики.

Как она помогает при дизартрии

Комплексное лечение речевых нарушений, основу которого составляет артикуляционная гимнастика, при правильном подходе может дать скорый и очевидный эффект. Целью курса становится отработка правильного положения органов во время речи и оттачивание нужных для этого движений.

Дополнительно должна происходить автоматизация произношения звуков, нормализация процесса их формирования, постановка достаточной силы голоса. В результате занятий пациент не только избавится от нарушений артикуляции и восстановит подвижность всех частей речевого аппарата, но и доведет нужные действия до автоматизма.

Результаты систематического выполнения упражнений при дизартрии:

  • расслабление охваченных спазмом мышц, необходимых для формирования речи, устранение гипертонуса;
  • повышение силы ослабленных или плохо иннервируемых мышечных волокон и точности их действия;
  • доведение сокращения мышц до автоматизма с достижением достаточной амплитуды их работы;
  • постановка необходимой скорости двигательных действий;
  • появление у артикуляционного аппарата возможности выполнять сложные движения и быстро переключаться с одних упражнений на другие.

Занятия дают возможность речевому аппарату выполнять сложные движения.

Все эти результаты достигаются за счет систематического выполнения определенных действий. Набор артикуляционных упражнений подбирается врачом. Если занятия планируется проводить в домашних условиях, специалист обязан дать родителям или педагогу подробную инструкцию по работе с ребенком.

Организация проведения артикуляционной гимнастики при дизартрии

Обычно при лечении дизартрии профессиональная работа логопеда с ребенком должна дополняться домашними сеансами. В этом случае с детьми занимаются родители, которым следует изучить особенности выполнения процедур. От соблюдения этих рекомендаций зависит эффективность коррекционной терапии.

Правила проведения сеансов лечения дизартрии у детей с помощью артикуляционной гимнастики:

  • занятия надо проводить ежедневно. Не считая визитов к логопеду комплекс упражнений следует повторять до 4 раз в день, каждый раз затрачивая на это около 5 минут;
  • нельзя допускать, чтобы пациент переутомился или начал испытывать негативные эмоции по отношению к гимнастике. Работа над артикуляцией должна доставлять ему удовольствие, только в этом случае можно рассчитывать на прогресс;
  • при выполнении упражнений важно соблюдение их последовательности, установленной врачом. Их перечень должен регулярно обновляться за счет приемов увеличенной сложности. При этом за один раз должно вводиться всего одно новое действие;
  • для детей с дизартрией желательно оборудовать дома специальное рабочее место, оснащенное удобным стулом и зеркалом;
  • каждое занятие должно начинаться с разминки мышц рта, дыхательной гимнастики, простейшего логопедического массажа;
  • каждое действие надо выполнять не менее пяти раз;
  • если прием подразумевает удержание артикуляционной позы, то на один подход отводится от 10 до 15 секунд.

Для занятий нужно организовать место со стулом и наличием зеркала.

Эффективность артикуляционной терапии при дизартрии повысится, если каждое удачное действие ребенка сопровождать похвалой или поощрением. Желательно найти способы мотивировать больного, чтобы постоянно поддерживать его интерес к занятиям.

Отсутствие результатов или неправильное выполнение упражнения пациентом не допускает критики.

Иногда малышам оказывается сложно работать с родителями, тогда их следует регулярно водить к логопеду или задуматься об обращении за помощью к психологу.

Варианты упражнений

Проведение артикуляционной гимнастики начинается со специального массажа, призванного расслабить напряженные мышцы и повысить силу ослабленных волокон.

https://www.youtube.com/watch?v=eMDZx1D9EEU

За этим следует выполнение пассивных и, в силу возможностей пациента, активных упражнений. Иногда приемы чередуются несколько раз за занятие с упором на самые проблемные моменты.

Комплекс упражнений пассивной артикуляционной гимнастики при дизартрии:

  • принудительные движения языком вперед-назад, влево-вправо, вверх-вниз;
  • подъем кончика языка к твердому небу и его опускание к дну ротовой полости;
  • динамичные движения основным речевым органом в разные стороны;
  • вытягивание языка изо рта и осуществление попыток отвести его в сторону носа или подбородка;
  • поочередный массаж верхней и нижней губы путем установления на каждой указательных пальцев и их сведения к центру;
  • придание рту формы трубочки;
  • подъем верхней и отведение нижней губы;
  • формирование «улыбки» путем установления указательных пальцев в уголках рта и их растягивания;
  • принудительное закрытие рта и крепкое смыкание губ;
  • складывание губ таким образом, чтобы они привыкали к произнесению гласных звуков.

Придание губам формы трубочки — это одно из упражнений для лечения.

Пассивная часть занятия проводится под строгим контролем врача или родителя. Далее начинаются активные приемы, для применения которых малыша усаживают перед зеркалом. Пациент должен наблюдать за действиями педагога, повторять их, следить за правильностью их выполнения в отражении.

Комплекс активных артикуляционных упражнений при дизартрии:

  • выпучивание глаз с подъемом надбровной зоны в гримасе удивления;
  • частое систематическое или беглое моргание глазами;
  • надувание правой и левой щек по очереди, затем одновременно;
  • забор воздуха под верхнюю и нижнюю губу по очереди, затем одновременно;
  • выполнение положения «забор». Губы растягиваются в улыбке, обнажая плотно сжатые зубы;
  • выдвижение языка вперед с его последующим расслаблением;
  • выдвижение языка вперед в попытке скрутить его в трубочку, притягивая края органа друг к другу;
  • прикосновение языком к верхней и нижней губе, их обведение;
  • попытки дотянуться основным органом речи до носа, подбородка, щек;
  • формирование языком различных звуков – цоканье, щелканье, клацанье;
  • движение нижней челюстью – ее выдвижение вперед, отведение в одну и другую сторону.

В соответствии с негласной рекомендацией положение «забор» надо чередовать с выполнением всех упражнений. При этом время от времени следует расслаблять артикуляционный аппарат, чтобы мышцы всегда находились в динамике, а не напрягались в статичном положении.

Упражнение «Забор» также применяется в лечении больных.

Логопедическая ритмика при дизартрии

Одним из вспомогательных направлений лечебной гимнастики является логопедическая ритмика. Следует понимать, что речевые нарушения напрямую связаны с проблемами моторики. Если развивать двигательную активность ребенка, можно существенно снизить выраженность дизартрии.

Специально подобранные физические упражнения, дополненные музыкой и текстом, оживляют обменные процессы и стимулируют работу центральной нервной системы.

Существенным плюсом становится тот факт, что дети положительно реагируют на музыкальное сопровождение, занимаются с особым удовольствием, раскрепощаются.

Набор действий, их амплитуда, ритм и темп подбираются врачом индивидуально в соответствии с особенностями ситуации. Важное значение имеет тип музыки, которая является стимулятором физической активности.

Если все скомбинировано правильно, результатом занятий станет стремительное развитие и закрепление ритмических рефлексов, устранение лишних телодвижений. Приемы позволяют установить баланс в работе нервной системы малыша, нормализовать его эмоциональный фон.

Организм научится распознавать основные акустические раздражители и адекватно на них реагировать. Работа может проводиться в группе или индивидуально, иногда врачи рекомендуют сочетать подходы.

Дизартрия – тяжелое состояние и опасный диагноз, который очень часто ставится в детском возрасте. Своевременное начало терапии с использованием принципов артикуляционной гимнастики является залогом успешной борьбы с речевым расстройством.

Техники артикуляционной гимнастики при дизартрии Ссылка на основную публикацию

В разделе консультаций вы всегда можете проконсультироваться по вашей проблеме и задать интересующие вас вопросы.Консультацию ведёт Погребной Станислав Леонидович. Практикующий врач, Невролог. Опыт работы – 12 лет. Сотрудник кафедры неврологии факультета усовершенствования врачей НГМУ. Спросить врача

Источник: https://insultinform.ru/bolezni/dizartriya/artikulyatsionnaya-gimnastika

Лечение Детей
Добавить комментарий