Асимметрия полушарий головного мозга ребенка

Причины и различия асиметрий головного мозга, их влияние на жизнь человека

Асимметрия полушарий головного мозга ребенка

Асимметрия мозга (латеральность) – это теория доминирования использования одной стороны парных органов, основанная на различии функций правого и левого полушарий головного мозга. Наиболее известные проявления латеральности – доминирование правой или левой руки.

Доминирование – это преобладание одной гемисферы головного мозга над другой. Ранее широко распространенное мнение о том, что у левшей доминирует правое полушарие, а у правшей – левое было опровергнуто в ходе последних исследований. В 1960-х годах Дж. Вада обнаружил, что почти 100% правшей и 60-70% леворуких имели доминирующее левое полушарие.

Асимметрия функций мозга

Латерализация мозговых функций – это термин, также известный как функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Мозговая кора разделена бороздкой (лат.: fissura longtitudeis cerebri). Она делит кору на два полушария, одновременно пресекаясь мозолистым телом, соединяющим полушария.

Между гемисферами существуют многочисленные межполушарные анатомические различия. Например, боковая борозда длиннее в левом полушарии, что приводит к разным размерам височной плоскости (planum temporale), являющейся частью височной доли.

Исследования показывают, что причиной может быть не разница в размерах между полушариями, но расщепление коры.

Большие отличия имеют также полусферические внутренние поверхности костей черепа – правая лобная доля расширяется вперед, левая затылочная доля выходит за пределы правой затылочной доли назад.

Кроме анатомических различий, полушария отличаются структурно и нейрохимически. Но современные исследования в основном касаются функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия головного мозга – это специализация полушария на конкретной функции или части функции. Например, память латерализована таким образом, что левое полушарие отвечает за вербальную память, а правое – за невербальную.

Интерпретация латеральности полушарий широкой публикой в ​​основном включает в себя представление правого полушария, как ответственного за креативность, духовность, авантюризм, богатое воображение и т.д. Левое полушарие считается рациональным, знаковым, логическим, научным.

Эти интерпретации, как минимум, необоснованные и упрощенные. Сегодня они потеряли актуальность, приняли форму мифов, пользующихся популярностью.

Одна из возможных причин этих мифов (в дополнение заинтересованности человека в классификации мира на бинарные отношения) – это тот факт, что латерализация речи в левом полушарии облегчает его исследование.

Но правое полушарие в этом отношении не уступает; оно скорее «молчит» и долго не проявляется. Поэтому невозможно говорить об однозначно доминирующем и пассивном полушарии. Доминирование проявляется в разных функциях в каждой гемисфере.

Взаимосвязь полушарий мозга

Левое и правое полушария связаны сложной сетью нервных волокон, называемых мозолистым телом. Уже древние египтяне заметили, что левая гемисфера контролирует правую сторону тела, а правая – левую.

Мозолистое тело (Corpus callosum) – это сильная полоса нервных волокон, соединяющих мозговые клетки обоих полушарий.

Левши и правши

Мозг анатомически и функционально несимметричен (как гистологически, так и химически). Боковая асимметрия полушария проявляется уже на ранних стадиях развития головного мозга (у плода и новорожденного ребенка).

Доминирование правой или левой руки считается континуумом, а не четко разделенным свойством. Это предпочтение определяется некоторыми стандартными тестами (напр., Edinburgh handedness inventory).

Другой фактор праворукости и леворукости – боковая борозда (отделяющая лобную и височную долю). У правшей она длиннее, чем у левшей.

Речь и ее отношение к доминирующей руке

Латерализация речи в одном (чаще всего левом) полушарии была продемонстрирована при односторонних (затрагивающих только одно полушарие) поражениях головного мозга, описанных в афазии Брока и Верника (опухоль, мозговой инфаркт, мозговая киста и т.д.).

Сегодня для исследования латерализации речи (и других функций) используются методы визуализации, такие как позитронно-эмиссионная томография и функциональная магнитно-резонансная томография. Они позволяют более тонко исследовать отдельные участки коры. Более 90% правшей и только 70% левшей имеют специализацию левого полушария на речь.

Определение места речи в одном из полушарий имеет решающее значение, особенно перед операциями на головном мозге. Для этой цели используется тест Вада. Важная роль левого полушария по отношению к речи проявляется, например, при синдроме расщепленного мозга (split-brain syndrome).

Индивидное предпочтение левой или правой руки можно наблюдать у плода человека уже с 9-10-й недели.

Пространственное визуальное внимание

При описании функции зрительного внимания при повреждении мозга в определенном месте, чаще всего упоминается синдром пренебрежения (neglect syndrome). Его особенность – нарушение объемного восприятия, «пренебрежение» человеком одной стороной пространства. Он не воспринимает одну сторону изображения, не может одеть одну сторону тела и т.д.

Характеристика синдрома – неспособность человека обрабатывать стимулы с одной стороны тела или окружающей среды, но причина не заключается в неспособности получения восприятия. Синдром пренебрежения чаще всего обнаруживается на стороне, противоположной поврежденной части мозга.

Наиболее распространенный вариант – повреждение правого полушария, следовательно, отсутствие восприятия на левой стороне пространства.

Существуют также ипсилатеральные варианты (встречающиеся на стороне поврежденной части мозга).

В пространственном восприятии участвуют различные области мозга, создающие своеобразную сеть.

Эта сеть асимметрична: левое полушарие в значительной степени направлено на правую сторону пространства и в противоположном направлении, в то время как правая гемисфера направляет внимание более равномерно на обе стороны пространства и в обоих направлениях. Поэтому одностороннее пренебрежение наблюдается только в случаях повреждения правого полушария.

Некоторые исследования предполагают, что следует рассматривать асимметрию определенных компонентов пространственного внимания, а не латерализацию в целом. Это обусловлено тем, что, например, правое полушарие отвечает за глобальные аспекты визуального стимула, тогда как левое сосредоточено на его локальных аспектах.

Свободная фокусировка внимания рассматривается как проявление активности левого полушария.

Слуховая функция (дихотическая стимуляция)

Дихотическая стимуляция используется для исследования асимметрии слуховой функции, как у здоровых людей, так и у пациентов с нарушениями головного мозга. Суть метода состоит в прослушивании человеком 2-х разных записей.

Одна запись прослушивается одним ухо, вторая – другим, причем, одновременно. Как правило, человек с левосторонней полусферической латерализацией вербальной функции больше реагирует на вопросы, связанные с записью, прослушанной правым ухом.

Это свидетельствует о предпочтении правого уха и латерализации речи в левое полушарие.

Но некоторые люди имеют противоположное доминирование, т.е. предпочтение левого уха и латерализацию правого полушария. Предпочтение слуха также проявляется в отношении характера, соответствующего содержанию записи.

В случаях, когда вместо словесных сообщений использовались музыкальные стимулы или звуки окружающей среды, было доказано более частое предпочтение левого уха.

Это предполагает латерализацию этого типа стимулов в правое полушарие.

Дихаптическая стимуляция и латерализация осязания

Техника дихапитической стимуляции включает в себя представление тактильных раздражителей человеку (один предмет в одной руке). Он не видит того, к чему прикасается.

Используются предметы с различным значением и содержанием, например, буквы и произвольные формы.

Специализация левого полушария отражается в лингвистическом содержании и последовательности, тогда как правая гемисфера доминирует в пространственной интерпретации.

Причины асимметрии

Причины латеральности еще недостаточно обоснованы, поэтому сегодня они подвергаются научным соображениям и гипотезам.

Генетическая обусловленность

Аргументом в пользу наследования леворукости считаются в частности, неудачные попытки переучивания, часто приводящие к психическим и невротическим расстройствам.

Согласно текущему исследованию британских ученых в Оксфордском центре исследований генетики человека, за леворукость отвечает ген LRRTM1. Найденная генетическая информация все еще обрабатывается.

Но если на леворукость оказывает влияние генетика, механизм будет более сложным.

Теория Гешвида-Галабурда

Теория Гешвида-Галабурда об асимметрии мозга основана как на влиянии генов, так и на внутриутробной среде. В качестве стандартного доминирования полушарий рассматривается праворукость, в то время, как леворукость, с точки зрения физиологии, считается аномальной. Развитие аномального доминирования в полушарии, согласно этой теории, связано с уровнем тестостерона.

Еще одно открытие Гешвида и Галабурда – возможное влияние времен года при рождении. «Боковое несовершенство» чаще обнаруживалось у людей, родившихся зимой. Указывается, что это обусловлено сезонными колебаниями гормонального воздействия на мозг плода.

Теория «мать-ребенок»

Согласно этой теории, среди женщин больше правшей, потому что они держат голову ребенка на левом плече, а правую руку расслабляют. Но это также можно объяснить тем, что ребенка в этом положении успокаивают тоны сердца матери. Это облегчает эмоциональное общение между матерью и ребенком.

Различия в асимметрии у мужчин и женщин

С биологической точки зрения мозг взрослых женщин и мужчин различается, например, по количеству нейронов – у мужчин их больше, тогда как у женщин больше разветвленных дендритов, следовательно, взаимосвязей между нейронами. Причиной, вероятно, является влияние половых гормонов.

В некоторых областях мозга женщины имеют больший объем серого вещества.

Различия также возникают в случае вероятности наличия некоторых заболеваний ЦНС, нарушения кровотока в кровеносной системе (напр., обусловленного дисфункцией желудочков и т.д.), реабилитации после травм головного мозга.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга более выражена у мужчин, что может быть связано с большей успешностью реабилитации женщин после травм (меньшая степень асимметрии может упростить восстановление некоторых функций).

В случае пространственного внимания у мужчин была продемонстрирована более выраженная латерализация правого полушария.

Это можно интерпретировать как свидетельство широко распространенного убеждения, что пространственная ориентация мужчины развита лучше, чем у женщин.

Более высокая речевая эффективность женщин не была однозначно подтверждена. Но некоторые исследования показывают большую латерализацию этой функции у женщин.

Преимущества асимметрии с точки зрения эволюционной теории

В пользу гипотезы о преимуществах асимметрии, как фактора, влияющего на выживаемость, говорит контрольное исследование Л. Роджерса. Он предположил, что это преимущество заключается в способности параллельно выполнять различные задачи в обоих полушариях.

В исследовании использовались молодые цыплята – латерализованные (в определенный момент подвергавшиеся свету) были способны распознать опасность, создаваемую хищником, одновременно с первоначальным заданием – клювом зерна.

Не латерализованные цыплята не справились с этой задачей.

Кинезиологические недостатки

Кинезиологический анализ, в свою очередь, показывает негативный аспект асимметрии. Он заключает в том, что люди используют для деятельности только доминирующую сторону.

Это часто приводит к мышечному дисбалансу, напряжению доминирующей конечности (напр.

, руки и кисти), что подтверждается не только миографией, но и односторонними головными болями, шумом в ушах, другими неврологическими проблемами.

Известны также:

  • жевательный дисбаланс (жевание только на одной стороне);
  • различия в мимических мышцах;
  • локомоция нижних конечностей (перегрузка левой ноги правшами, ношение сумок на правом плече);
  • смещение туловища к недоминантной стороне (функция поддержки при выполнении деятельности доминирующей стороной);
  • прикладывание телефона к голове, использование компьютерной мыши доминирующей рукой;
  • смещение туловища в положении сидя с различной нагрузкой на седалищные кости и т.д.

Решение заключается в осознанном, симметричном движении, более частых расслабляющих паузах, расширении идеомоторного репертуара (йога, тай-чи, упражнения Фельденкрайза, танцы, массаж, индивидуальная физиотерапия и т.д.).

Мифы об асимметрии мозга

Один из самых распространенных мифов о мозге заключается в том, что правая сторона отвечает за эмоции и творчество, а левая – за систематическое и аналитическое мышление.

Эксперты предполагают, что эта ошибка была сделана учеными, обнаружившими, что повреждение на одной стороне мозга вызывали потерю определенных способностей. Эта концепция была подтверждена в 1960 г. путем присуждения Нобелевской премии Р. Сперри за раскрытие особой роли отдельных гемисфер головного мозга у людей.

Ученые провели исследования с пациентами, перенесшими рассечение мозолистого тела, соединяющего полушария, в рамках лечения эпилепсии. Невозможность гемисфер сотрудничать обусловила их разную реакцию на раздражители. Это привело к предположению, что они имеют разные функции.

В новом исследовании специалисты из области неврологии и психологии сканировали мозг более 1000 человек в возрасте 7-29 лет. В рамках тестирования была измерена их функциональная асимметрия (специфические психические процессы с размещением на каждой стороне мозга). У участников исследования не было обнаружено более сильной функции одной из гемисфер.

Исследователи признают, что некоторые функции происходят в той или иной части мозга. Язык, речь, имеет тенденцию располагаться слева, внимание, способность к образованию, изучению – справа. Но мозг не столь ясно разделен, как принято считать. Например, правая гемисфера участвует в обработке некоторых аспектов языка, в частности, интонации.

Источник: https://vsepromozg.ru/oslozhneniya/asimmetriya-mozga

Асимметрия полушарий головного мозга

Асимметрия полушарий головного мозга ребенка

Асимметрия полушарий головного мозга (она же функциональная межполушарная асимметрия, ФМА) – это отклонение от симметрии в деятельности парных полушарий головного мозга. © Сазонов В.Ф., 2014. © kineziolog.bodhy.ru, 2014.

Ударение в этом термине следует делать на предпоследний слог: асимметрИя, в противопоставление термину симмЕтрия.

Полушария эквипотенциальны (т.е. равнозначны) относительно простых функций. Это означает, что простые нервные функции может с равным успехом выполнять любое полушарие. Но в то же время полушария специализированы относительно сложных психических функций. Это означает, что каждое полушарие может делать что-то лучше, чем другое полушарие.

Таблица. Несимметричное распределение ролей между симметричными парными полушариями головного мозга

Левое полушариеПравое полушарие
Оперирует понятиями. Логическое, работает с абстрактными понятиями и словами.Оперирует образами. Образное, работает с целостными конкретными образами (гештальтами).
Вербальное, “говорящее”. Понимает и воспроизводит речь, потому что оба этих центра речи (центр Вернике для понимания и центр Брока´ для говорения) находятся в нём.Плохо понимает и воспроизводит речь. Правда, у женщин есть дополнительные центры речи кроме левого ещё и в правом полушарии.
Последовательная, поочерёдная обработка информации. Термин: сукцессивное (т.е. последовательное) мышление.Это позволяет левому полушарию управлять речью, потому что устная речь представляет собой последовательность фонем, из которых складываются слова. Слова тоже должны быть выстроены в определённой последовательности, чтобы получались предложения. В свою очередь предложения должны следовать одно за другим в определённом порядке, чтобы передавать смысл речевого сообщения. Таким образом “наведением порядка” в речи и соблюдением очерёдности успешно занимается именно левое полушарие.Параллельная, одновременная обработка информации. Термин: симультанное (т.е. одномоментное) мышление.Правое полушарие обрабатывает поступающие в него сигналы одновременно и “холистически”, т.е. целостно.
Анализ. Аналитическая стратегия переработки информации. Детализация, “разложение по полочкам”.Локальное восприятие.Индуктивное мышление, т.е. от частного к общему. При этом анализ предшествует синтезу.Рационально-логическая переработка информации.Обеспечивает формально-логическое мышление.Вербально-символические функции.Синтез. Синтетическая стратегия переработки информации. Объединение отдельных деталей в целое.Глобальное восприятие.Дедуктивное мышление, т.е. от общего к частному. Синтез в этом случае предшествует анализу.Пространственно-интуитивная обработка информации.Обеспечивает ассоциативно-эмпирическое мышление, или метафорическое.
Хронологический порядок. Последовательность событий во времени: различение прошлого, настоящего и будущего.Текущий момент времени.Отсутствие ориентации во времени: всё происходит «здесь и сейчас».
Чтение карт, схем. Экстраполяция, транспонирование.Конкретное пространство.
Запоминание имен, дат, символов.Запоминание образов, узнавание, запоминание конкретных событий.
Речевая активность, понимание смысла.Понимание эмоционального состояния.
Детальное восприятие по-отдельности.Целостное восприятие “в целом”.
Позитивное. Контроль позитивных эмоций, веселое и радостное восприятие мира (оптимизм).Негативное. Контроль негативных эмоций, мрачное восприятие мира (пессимизм).
 Восприятие ритма в музыке. Восприятие и сочинение музыки контролируется правым полушарием. Именно оно обеспечивает восприятие мелодии в музыке. Музыкальные мелодии лучше распознаются, если прослушиваются левым ухом, т.е. воспринимаются правым полушарием.
Вербальный интеллект (особенно ценится при обучении в школе и в вузе, а также в точных и технических науках).Невербальный интеллект (в творческих профессиях, конструировании, дизайне).
Содержит план строения только контралатеральной стороны тела, т.е. правой, противоположной.Содержит план построения обеих половин тела.
Тесно связано с активирующими системами ствола мозга.Тесно связано с диэнцефальным отделом, т.е. средним мозгом.
Активность левого полушарие поддерживает связь с реальностью и сознательной деятельностью.Активация правого полушария связана с гипнотическими и трансовыми состояниями, оно в большей степени, чем левое, поддерживает бессознательную деятельность мозга.
Кора левого полушария контролирует количество и активность Т-лимфоцитов, обеспечивающих клеточный иммунитет.Кора правого полушария антагонистически влияет на иммунную регуляцию, осуществляемую левым полушарием.

Виды взаимодействий между полушариями:

  1. Сотрудничество – распределение нагрузки между обоими полушариями.
  2. Интеграция – объединение и сравнение информации, полученной разными полушариями.
  3. Метаконтроль – контроль определённого полушария над процессом переработки информации. При этом более активным может быть не контролирующее полушарие.
  4. Суммация – наблюдается при перцептивных переносах.
  5. Межполушарный перенос.
  6. Интерференция.
  7. Взаимное торможение (реципрокное).

Интересно, что мозолистое тело, соединяющее нервными связями оба полушария, примерно на 11% больше у леворуких людей и амбидекстров. Это предполагает повышенную эффективность межполушарной передачи информации у этих категорий людей.

© 2014-2016 Сазонов В.Ф. © 2014-2016 kineziolog.bodhy.ru © 2016 kineziolog.su

Дополнительные материалы

ФМА в диф.психофизиологии

Сайт, посвящённый асимметрии мозга

Особенности развития речи у детей в 6-7 и в 9-10 лет, с разным профилем латерализации моторных и сенсорных функций. 2009.

Вращение балерины:

Одна балерина Посмотрите на балерину и скажите, в какую сторону она вращается. В какую? По часовой стрелке или против часовой стрелки? Вы уверены в этом?

Две балерины Теперь посмотрите на двух балерин и скажите, в какую сторону вращаются они. В ту же самую, что и одна? Вы уверены?

Две балерины разные

Три балерины Посмотрите на трёх балерин. Обратите внимание на следующее. Когда Вы смотрите на левую балерину, то все три балерины вращаются в ту же самую сторону, что и она. А когда Вы смотрите на правую балерину, то все три балерины вращаются уже в другую сторону, вместе с правой балериной.

В таком случае, в какую же сторону на самом деле вращается средняя балерина? По часовой стрелке или против? Приходится сделать вывод о том, что направление вращения балерины зависит не от неё самой, а он нашего восприятия, от нашего мозга.

Теперь, после этой маленькой подготовки с тремя балеринами, Вы можете стать волшебником! Вернитесь к первой одиночной балерине и заставьте её вращаться в другую сторону! А если она не слушается, то повращайте рядом с ней пальцем, показывая, в какую сторону ей надо вращаться.

Через некоторое время балерина подчинится Вашему приказу и начнёт вращаться в противоположную сторону. Конечно, на самом деле Вы научились управлять не балериной, а своим собственным мозгом. Но это тоже большое достижение! Поздравляю Вас!

Кошка-балерина После тренировки с вращающейся балериной Вы легко сможете управлять “кошкой-балериной”. Заставьте её по Вашему мысленному желанию вращаться то в одну, то в другую сторону. Получилось? Ну, теперь Вы настоящий волшебник (или волшебница)!

Источник: http://kineziolog.su/content/asimmetriya-polushariy-golovnogo-mozga

Межполушарная асимметрия головного мозга человека

Асимметрия полушарий головного мозга ребенка

Головной мозг является главным регулятором всех функций человеческого организма. Структурные особенности полушарий отличаются друг от друга, как и набор функций, которые они выполняют. В этом проявляется межполушарная асимметрия мозга.

Процесс ее формирования носит название латерализации и длится примерно 10–15 лет.

Таким образом, эта характеристика мозга не является врожденной, а приобретается в ходе жизни человека, хотя некоторые предпосылки могут передаваться генетически.

Психические функции обусловлены деятельностью коры больших полушарий (так как эта структура является самым поздним образованием), поэтому межполушарная асимметрия формируется именно в этой области.

Классическая теория фокусируется, в основном, на речевых и моторных зонах больших полушарий, а также говорит о том, что признаки асимметрии не изменяются на протяжении жизни человека (в основном, благодаря опоре на то знание, что праворукость и леворукость остаются неизменными на протяжении всего жизненного цикла). Современные представления об этом феномене несколько отличны от традиционных.

Функциональная асимметрия основывается на различиях в типах мышления.

В книгах и публикациях по популярной психологии кратко даются характеристики, которые сводятся к выделению логического мышления (у левого полушария) и творчества (у правого).

Но на самом деле оба полушария в равной мере участвуют в творческом и логическом мышлении, способны воспринимать слова и образы, перерабатывать их, но эти процессы протекают различно.

Вопрос о разделении функций между двумя половинами конечного мозга впервые поднялся в 1836 г. М. Даксом, который обнаружил повреждение левого полушария у больных с нарушениями речи. Впоследствии ученые находили все новые подтверждения теории: П. Брока, К. Вернике, Дж. Джексон.

Латерализация

Межполушарная асимметрия формируется с чередованием доминирования правого и левого полушарий, переходом к функциональной специализации от дублирования, то есть имеет нелинейный характер. Это процесс, на который существенное воздействие оказывает среда.

Первой начинает проявляться асимметрия головного мозга по биоэлектрическим показателям: в моторных и сенсорных зонах коры (далее – в префронтальных и теменно-височных).

У новорожденных детей отмечаются некоторые анатомические различия правого и левого полушария – так, сильвиева борозда в левом больше по размеру, чем в правом. У взрослых людей такие различия могут проявляться в большей по масштабу площади речевого центра Вернике.

Данные о том, что асимметрия полушарий головного мозга у новорожденных детей действительно может отражать функциональные различия, были получены при изучении реакций детей первого года жизни на речевые звуки. Амплитуда, зарегистрированная с помощью электроэнцефалографии, в левом полушарии была больше, чем правом. Неречевые звуки, такие как музыка или шум, показывали большую амплитуду в правом полушарии.

В раннем детстве оба полушария одинаково участвуют в осуществлении речевых функций (то есть являются эквипотенциальны друг другу). Развитие речи начинается с овладения правополушарными способами обработки информации (используются квази-слова, звукоизобразительные элементы, которые являются эмоциональным выражением ситуации, а не переносчиком информации).

Левополушарное овладение способами информации начинается с процесса фонематического восприятия – способности определять фонему, звуковой состав слова, и к 3 годам у ребенка развивается фонематический слух. Впоследствии ему становятся доступны категории числа, падежа и степени сравнения речи.

Осмысление значения также является прерогативой коры левого полушария, а понимание метафоры и переносного значения слова – правого.

Свойства мозговой асимметрии

Исходя из этого примера, можно предположить, что другие функции также имеют парциальный характер: доминантность одного из полушарий проявляется при развитии слуха, манипулятивной функции рук (предпочтение правой или левой руки) и т. д. Но так происходит не всегда. Например, зрительное восприятие не требует столь выраженной латерализации коры больших полушарий.

Функциональная асимметрия мозга (ФАМ) способствует лучшей адаптации человека к реальности: поражение одного полушария может быть скомпенсировано за счет другого.

По современным данным, механизмы ФАМ оказывают влияние не только на психические функции, но и работу вегетативной нервной системы: так, раздражение конкретных участков левого полушария вызывают брадикардию и падение кровяного давления, а правого – тахикардию и повышение давления.

Вместе с тем такая активация симпатической и парасимпатической нервной системы в естественных условиях (например, под воздействием стресса) направлена на то, чтобы оптимизировать когнитивные процессы.

Например, энергетический метаболизм, необходимый для определенной познавательной деятельности должен поддерживаться на определенном уровне за счет выброса в кровь катехоламинов, повышения артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три основных свойства, которыми обладает функциональная асимметрия полушарий:

  1. Доминирование одного полушария. Предполагается активация зон одного во время какого-либо типа деятельности. Это устойчивая характеристика – особенно в отношении речевых и моторных функций.
  2. Переключаемость. Подразумевает смену активации полушария при изменениях состояния организма (болезнь, стресс).
  3. Пластичность. Когнитивные способности, обусловленные асимметрией, могут изменяться и закрепляться во время обучения или под воздействием других различных факторов.

Современные представления также позволяют выделить:

  • стационарность – в некоторых сферах деятельности асимметрия коры больших полушарий неизменна на протяжении жизни;
  • динамичность – предполагает, что латерализация может происходить на протяжении долгого времени и измеряться поведенческими, физиологическими и биохимическими методами.

В настоящее время актуальной задачей исследования такого явления, как функциональная асимметрия мозга, является определение стационарных и динамических характеристик, их взаимодействие в норме и условиях дизонтогенеза (нервно-психической патологии).

Основные различия

Их удобнее представить в виде таблицы.

Считается, что межполушарная асимметрия мозга также выражается в том, что левое полушарие поддерживает связь с объективной реальностью и сознательными действиями, а правое – с измененным состоянием сознания, так как поддерживает бессознательную мозговую деятельность.

Взаимодействие между двумя частями мозга происходит благодаря мозолистому телу, которое представляет собой переплетение нервных волокон и соединяет полушария.

В условиях старения – нормального и патологического – эта структура уменьшается в размерах из-за нарушения деятельности миелина и снижения кровообращения мозга, что сказывается на том, что память и внимание ослабляются с разной степенью выраженности.

Атрофия мозолистого тела также грозит больным, страдающим психическими заболеваниями, что может вести к недостаточной активности левого (как правило) или правого полушарий.

Нарушенное взаимодействие между двумя частям мозга в условиях старения или заболевания не просто сказывается на мозговой асимметрии, но и на продолжительности жизни человека.

Итак, функциональная асимметрия мозга – основополагающая характеристика организации полушарий, которая проявляется в различном строении и отличных друг от друга функциях. Представления о ней продолжают корректироваться по настоящее время.

В соответствии с современными исследованиями выделены такие свойства, как доминантность, переключаемость и пластичность, а также стационарность и динамичность.

Это позволяет прояснить становление, нарушение и угасание психических функций в норме, при расстройствах психики и старении.

Оцените эту статью:

Всего : 190

4.46 190

Источник: https://mozgius.ru/stroenie/mezhpolusharnaya-assimetriya.html

Что такое межполушарная асимметрия, и за что отвечает каждое полушарие

Асимметрия полушарий головного мозга ребенка

Межполушарная асимметрия – это закономерность, характеризующаяся распределением  контроля над выполнением психических функций организма между правым и левым полушариями головного мозга.

История развития концепции межполушарной асимметрии

Головной мозг является высшим отделом центральной нервной системы (ЦНС), регулирует деятельность внутренних органов организма и обеспечивает координацию высших психических функций (речь, память, мышление, восприятие). Он не является цельным органом. Мозг разделен на правое и левое полушария, которые соединены мозолистым телом. Ранее считали, что полушария головного мозга  взаимодействуют друг с другом, выполняя схожие функции.

Однако  в 19 веке клиницисты  впервые  заговорили о неравнозначности выполняемых функций полушарий мозга – латерализации.

В 1836 году французский ученый Марк Дакс, основываясь на опыте работы сельским врачом, обнаружил, что у людей с повреждением левого полушария мозга наблюдаются нарушения речи, вплоть до полной потери способности разговаривать.

В 1861 году французский хирург Поль Брока проводя вскрытие пациента с потерей речи обнаружил, что у него повреждена лобная доля левого полушария. П. Брока в многочисленных докладах отстаивал свою точку зрения, согласно которой центр речи находится в левом полушарии мозга. На сегодняшний день данная область левого полушария имеет название зона Брока.

В 1868 английский невролог Джон Хьюлингс Джексон, основываясь на трудах коллег, высказал идею о ведущих функциях левого полушария и вспомогательных правого.

Немецкий психоневропатолог Карл Вернике обнаружил  у пациентов с травмой задней части верхней височной борозды левого полушария осложнения в освоении и понимании речи. Впоследствии эту зону назвали зоной Вернике.

Таким образом, многочисленные исследования, показавшие основную роль левого полушария в контроле речевых функций, создали концепцию доминантности полушарий, которая является отправной точкой в изучении проблемы межполушарного взаимодействия.

Типы межполушарной асимметрии

Изучением межполушарной асимметрии головного мозга занимались ученые из различных сфер: анатомии, биохимии, нейрофизиологии и психофизиологии. Следовательно, асимметрия проявляется на различных уровнях:

  • морфологическая асимметрия характеризуется различиями в структуре полушарий головного мозга (неравномерное строение борозд, извилин, разная форма и количество корковых полей, различия в размерах тех или иных зон);
  • биохимическая – неравномерное распределение нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, ацетилхолина) и пептидов;
  • психофизиологическая, или функциональная, асимметрия обусловливает распределение контроля сложных психологических процессов между полушариями головного мозга.

Различия функций левого и правого полушарий

Левое полушарие контролирует двигательную активность и чувствительность правой половины тела, правое полушарие – левой половины тела.

Так как зачастую ведущим полушарием является левое, преобладающее большинство людей являются правшами с левополушарным мышлением. Левшей насчитывается менее 9 %.

Однако, несмотря на контроль моторных функций правым полушарием, у 60% левшей  высшими психическими функциями управляет левое полушарие.

Функциональная межполушарная асимметрия основана на различии в типе мышления. Принято считать, что правое полушарие является ответственным за абстрактно-логическое мышление, левое – за пространственно-образное. Распределение доминирующего полушария индивидуально.

Основополагающие функции левого полушария связаны с эволюцией человека и специализацией самого человеческого мозга.

Следовательно, в мире преобладают люди с левополушарным мышлением, а также амбидекстеры  – люди, у которых оба полушария в равной мере отвечают за выполнение высших психических функций.

Левое полушарие отвечает за контроль следующих функций:

  • речь;
  • аналитическое, абстрактное мышление;
  • последовательное восприятие;
  • последовательную обработку информации;
  • восприятие времени;
  • идентификация и нахождение сходства предметов.

Правое полушарие в ответе за:

  • оценка неречевых звуков, музыкальные способности;
  • эмоциональная окраска речи;
  • пространственная ориентация;
  • обработка невербальной информации;
  • воображение (фантазии, мечты, художественные способности);
  • восприятие зрительных объектов.

Половые и возрастные особенности асимметрии

На протяжении изучения анатомии и психофизиологии человека, вставал вопрос о гендерных различиях в состоянии высших психических функций. Отечественные и зарубежные ученые (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Э.

Голдберг) изучали психофункциональные различия мужчин и женщин.

В ходе исследований было выявлено, что во время проявления таких высших функций как восприятие, память и внимание у мужчин и женщин активнее используются разные части мозга, так как префронтальные отделы мозга у полов структурно отличаются.

У женщин более развито левое полушарие, а у мужчин -правое. Известно, что в пренатальный период в эмбриональной стадии у девочек левое полушарие мозга развивается быстрее, при этом замедляя структурное развитие правого полушария. Однако для женщин характерно межполушарное взаимодействие, в то время как мужчинам присуща ярко выраженная асимметрия.

Возрастные особенности развития организма также сказываются на проявлениях функциональной межполушарной асимметрии. В детском возрасте оба полушария в равной степени участвуют в формировании  и осуществлении речевых функций.

Таким образом, если у ребенка произойдет поражение левого полушария мозга, правое полушарие «возьмет на себя» часть контроля над формированием речи. Однако полноценное замещение левого полушария правым учеными не доказано.

Окончательное разделение функциональных обязанностей между полушариями мозга происходит к 12-14 годам.

В период взрослости различия в обработке информации становятся более выражены: у мужчин становится выше уровень конструктивного мышления, запоминания невербализуемых фигур, проекционного представления, у женщин – точнее зрительное восприятие, обработка слуховой информации.

Источник: https://onona.online/samorazvitie/mezhpolusharnaya-asimmetriya

Лечение Детей
Добавить комментарий