Диагностика адаптации детей к доу

Методика определения уровня адаптированности в детском коллективе

Диагностика адаптации детей к доу

Наталья Турова
Методика определения уровня адаптированности в детском коллективе

Методика уровня адаптированности в детском коллективе «Цветик-восьмицветик»

Разработана на базе методики ЦТО (Бажин А Эткинд)

Методика проведения.

Предварительно с ребенком проводится беседа. Нравиться ли тебе в детском саду? Что больше всего? (Какой режимный момент) Что не нравится? Какой из детей вызывает симпатию? Антипатию? Кто из педагогов самых добрый? Кто злой?

Перед ребенком выкладывается цветок с восьмью цветными лепестками, цветовая гамма соответствует цветовой гамме Люшера.

Цвета разделяются на основные (1 — темно-синий, 2 — сине-зеленый, 3 — оранжево-красный и 4 — светло-желтый) и дополнительные, среди которых 7 (черный) и 0 (серый) — ахроматические, а 5 (фиолетовый) и 6 (коричневый) — смешанные.

В норме и при полной уравновешенности, яркие цветовые эталоны должны находиться на первых позициях. Если ребенок проявляет чувство тревоги и стресса, то на основных позициях будут ахроматические цвета.

Далее ребенка просят оценить (подарить цветной лепесток)следующим элементам:

Воспитатель 1

Воспитатель 2

Учитель – логопед

Самый лучший друг

Игры

Занятия

Прогулка

Дети в группе

При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому выбранному элементу, и эмоциональное значение этого цвета. Ниже приводится краткая характеристика каждого цвета,его эмоционально-психологическое значение:

•Синий: добросовестный, спокойный, несколько холодный.

•Зеленый: самостоятельный, настойчивый, иногда упрямый, напряженный.

•Красный: дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.

•Желтый: очень активный, открытый, общительный, веселый.

•Фиолетовый: беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребность в душевном контакте.

•Коричневый: зависимый, чувствительный, расслабленный.

•Черный: молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.

•Серый: вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Опыт показывает,что дети дошкольного возраста обычно выбирают:

Добрый – желтый и красный цвета. Другими словами, дети считают, что добрый человек общительный, дружелюбный, открытый.

Злой – черный цвет. Пожалуй, комментарии здесь излишни – ведь этот цвет отражает эгоистичность, враждебность, отвержение.

Честный – желтый, фиолетовый и красный цвета. То есть для детей данное понятие ассоциируется с такими характеристиками, как потребность в душевном контакте, общительность, открытость, дружелюбность.

Лживый – черный цвет. Дети не случайно выбирают этот цвет, поскольку он ассоциируется с такими личностными характеристиками, как упрямство, враждебность, эгоистичность. При этом дети почти не выбирают красный и желтый цвета, то есть обманщик не воспринимается ими как открытый, общительный, дружелюбный, отзывчивый человек, с чем трудно не согласиться.

Щедрый – красный и фиолетовый цвета. Необходимо отметить, что для дошкольника щедрость является очень сложным понятием, отношение к нему достаточно противоречивое. Ребенок знает, что щедрым быть хорошо, но отдать свое, поделиться ему трудно.

Особенно это заметно у детей до 5 лет: они нередко выбирают даже черный цвет. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже не выбирают черный и коричневый цвета, тем самым относя это качество к положительным, хотя отношение остается неопределенным.

И только в младшем школьном возрасте становится возможным выделение определенных цветов.

Жадный – красный и черный цвета. То есть дети считают его решительным, сильным, может, даже агрессивным, враждебным.

Трудолюбивый – фиолетовый и желтый цвета. Другими словами, трудолюбивый человек очень активен, энергичен, готов к активным действиям, может быть суетлив.

Ленивый – коричневый, серый, синий цвет. То есть дети справедливо считают ленивого человека слабым, не вовлеченным в дело, вялым, пассивным, а также холодным.

Дополнительно к опросу детей, проводится анкетирование родителей и воспитателей группы.

Использование опросника для воспитателей

Уважаемый педагог! Всесторонняя диагностика адаптации ребенка невозможна без наблюдения за ним. Предлагаемый опросник направлен на диагностику особенностей поведения и уровня формирования социальных навыков ребенка. Вас просят выразить согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.

1. Ребенок легко идет на контакт с детьми на детской площадке

2. Чувствует себя свободно, общаясь со знакомыми взрослыми

3. Легко заводит разговор с незнакомыми людьми

4. Адекватно реагирует на замечания взрослых

5. Соблюдает правила игры

6. Удерживает внимание во время занятия

7. Выполняет поручения взрослых

8. Владеет основными навыками личной гигиены

9. Редко вступает в конфликты с другими детьми

10. Вежлив со взрослыми и сверстниками

11. Самостоятельно справляется с затруднениями в работе

12. В последнее время изменился, появились новые интересы

13. Садик стал неинтересен ребенку

14. Упрямо отстаивает свое мнение

15. Любые задания вызывают большое волнение

За каждый положительный ответ присваивается 1 балл, отрицательный ответ не оценивается. Свыше 12 баллов свидетельствуют о высоком уровне развития социальных навыков. Менее 6 баллов – низкий уровень.

Качественный анализ результатов, полученных по обеим составляющим методики позволяет определить уровень социально-психологической адаптации ребенка и выявить имеющиеся проблемы.

Анкета для родителей.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок недавно начал посещать группу. Просим вас рассказать о том, как он чувствует себя дома. Ответы на вопросы анкеты помогут педагогам найти индивидуальный подход к нему.

Имя, фамилия ребёнка ___ возраст___

1. Режим дня ребёнка дома (основные моменты): время пробуждения___ ,

завтрака___, обеда___, дневного сна ___, прогулки___, игр и занятий с ребёнком ___ .

2. Особенности темперамента ребёнка и его подвижности (подчеркнуть): обычный, очень подвижный, замедленный.

3. Есть ли «всплеск энергии» дома после детского сада___

4. Многочисленны ли дома контакты у ребёнка, его родителей___

___

5. Стремиться ли ребёнок к общению со сверстниками? ___

6. Есть ли любимая игрушка (какая? ___

7. Был ли «ознакомительный визит»в группу: что показали, что понравилось, что не понравилось? ___

8. Есть ли дети, которые понравились? ___

9. Были ли попытки играть с ними? ___

10. Есть ли в группе дети, которые постоянно обижают Вашего ребёнка? ___

___ Как обижают? ___

Почему? ___

По отношению к Вашему По отношению к другому

ребёнку (подчеркнуть) ребёнку (подчеркнуть)

замедленный агрессивный (нападает на всех)

обидчивый, ранимый очень активный

плохо говорит неуравновешенный

не умеет играть непослушный

не умеет дать сдачи неуправляемый

не умеет удержать игрушку просто старше

нерешительный сильнее

боится

беспокойный

Другие причины___

11. Боится ли воспитателя? Какого? ___

12. Может ли обратиться к воспитателю с вопросом, просьбой? ___

13. Слушается ли воспитателя? Какого? ___

14. Рассказывает ли дома о воспитателях, отвечает ли на вопросы? ___

15. Играет ли дома в детский сад (подчеркнуть): самостоятельно, с игрушками, с мамой. Предпочитаемая роль,возможные сюжеты: ___

16. Плачет ли ребёнок при разлуке? ___

17. Спрашивает ли, когда Вы его заберёте? ___

18. Поведение ребёнка при встрече (подчеркнуть): спокоен, плачет, продолжает играть, просит подождать?

19. Утром отказывается идти в детский сад? ___

20. Проситься ли в детский сад в выходные дни? ___

Результаты анкет обрабатываются и суммируются с основными результатами.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-uroven-adaptaci-rebenka-v-grupe-detskogo-sada.html

Анализ результатов адаптации детей младшего дошкольного возраста

Диагностика адаптации детей к доу

Анализ результатов адаптации детей

условиям детского сада

(в I младшей группе)

Ребенок приходит в детский сад. Адаптация его к условиям детского сада протекает подчас очень болезненно. Происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой активности, игровой активности и нередко сказывается на здоровье ребенка. Адаптация ребѐнка к саду во многом зависит от того, насколько легко он умеет устанавливать отношения со сверстниками и контактировать со взрослыми.

А так же насколько быстро он привыкает к изменившейся обстановке. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

На протяжении всего адаптационного периода наша работа была направлена на создание условий для успешной лѐгкой адаптации детей к условиям детского сада. Проведенное анкетирование, личные беседы в начале поступление детей впервые в детский сад помогло правильно построить работу с родителями и детьми.

На протяжении 2 месяцев (сентябрь, октябрь) воспитателями младшей группы в соответствии с годовым планом работы велась работа по адаптации детей к условиям детского сада.

Основной целью нашей работы было достижение следующих целей:

помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи:

-определение педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

-проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;

-анализ результатов адаптации;

-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации

детей раннего возраста к дошкольному учреждению.

Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:

-снятие эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; -развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; -развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; -развитие игровых навыков, произвольного поведения.

В группе набор детей начался с 09.07.2018 года. Прием проходил постепенно. В первые дни, дети находились в группе по 2 часа, затем время постепенно увеличивалось, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

открытию группы педагоги тщательно готовились: изучили методическую литературу по данному периоду, подготовили игры и игрушки для малышей, была подготовлена предметно – развивающая среда с учѐтом возрастных особенностей, которая обеспечила бы в дальнейшем комфортное пребывание детей в группе. На каждого ребенка были заведены листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон,

общение со сверстниками, взрослыми, настроение, индивидуальные особенности. Встречая детей педагоги, конечно же, улыбались, ласково знакомились с ними. Первый день для ребенка был достаточно короткий – 2 часа.

Главное в этот день было создать для него ощущение, что в садике ему очень рады, что его всегда ждут и воспитатели и понравившиеся игрушки.

В случаях, когда малыш начинал переживать или плакать педагоги старались успокоить его, отвлечь игрой или разговором.

процессу укладывания мы относились очень осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет мама.

Таким образом, большинство детей нашей группы быстро и легко адаптировались к условиям детского сада.

Некоторые детки в период адаптации перенесли недолгие ОРЗ, что говорит о некоторых проблемах как соматического, так и психологического характера. Но болезнь не повлияла на адаптационный период, а просто немного затянула его.

  • результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
Кол-во вновьФормы адаптации
Группыприбывших
Средняя
детейЛегкаяТяжелая
степень
1 младшая группа251672

Формы адаптации

8%Легкая степень
28%Средняя степень
64%Тяжелая степень

64 % детей – лѐгкая степень адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в дальнейшем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети немного капризничали, ели вяло с неохотой.

В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали. По происшествию недели у детей стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. эти дети почти не болели, адекватно вели себя в коллективе.

Для таких детей характерен высокий уровень навыков самообслуживания.

  • 28 % детей – средняя степень адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно

и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания.

В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми.

Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

8 % детей – тяжелая степень адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены, часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей.

Соблюдая режимные процедуры, возникали сложности – у детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, капризничали. Дети постоянно звали маму, спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму.

Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

Итоги адаптации:

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в группе «Смешарики» прошѐл успешно. Дети уже чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

У большинства детей эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности либо подражают взрослым, либо наблюдают за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появляются элементы сюжетно – ролевой игры.

Сейчас оглядываясь назад, хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все детки адаптировались к новым для них условиям – стали более общительными, учатся играть вместе, делятся игрушками. Все дети знают, где находится их шкафчики, полотенце, кроватка. Усвоили некоторые правила поведения

группе. Учатся одеваться. Научились выполнять элементарные поручения, убирать игрушки. Дети и родители с хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, помогут в трудный момент и советом и делом.

Такой результат не может не радовать нас! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по – настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!

В дальнейшем мы планируем:

Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе;

Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями;

Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка , умением применять их в общении.

Постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний дома, ограничения контактов с больными детьми.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/analiz_rezultatov_adaptatcii_detej_mladshego_doshkol_182222.html

Методическая разработка

Диагностика адаптации детей к доу

Педагогическая диагностика характера адаптации детей 2-3 лет к условиям ДОУ

Задачи:

  1. Дать оценку характера адаптации детей 2-3 лет к условиям образовательного учреждения

  2. Проанализировать поведенческие реакции детей в соответствии с оценкой факторов адаптации.

  3. Изучить позицию родителей воспитанников о степени их готовности к поступлению в ДОО.

  4. Составить программу адаптационного периода.

  5. Осуществить апробацию программы адаптации детей и проверку сформулированных педагогических условий, обеспечивающих успешную адаптацию.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: беседа с воспитателями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей, анализ карт адаптации детей.

В исследовании принимало участие 16 детей в возрасте 2-3 лет и их родители. Исследование проводилось в период с июля по октябрь 2015 года.

На первом этапе (июль) исследования проходила встреча с родителями непосредственно перед поступлением ребенка в детский сад (примерно за неделю до прихода ребенка в группу). Родителям предлагалось ответить на вопросы анкеты «Готовность ребенка к поступлению в детский сад».

По результатам обработки анкетных данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено в таблице 1.

Таблица 1. Готовность ребенка к поступлению в детский сад (по мнению родителей)

По мнению родителей, готовы к поступлению в детский сад 31,25% детей, условно готовы – 56,25%, не готовы – 12,05%.

Рисунок 1 –Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям ДОУ. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».

Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали такие формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.

В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду. Достаточно полно использовалась наглядная информация для родителей.

На втором этапе исследования для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ»

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3 (т.е. +3,+2,+1; -1,-2,-3). Суммарно по всем факторам можно получить +12 или -12; по показателям в интервале педагог (педагог-психолог) и определяет уровень адаптации ребенка в ДОУ.

Определение поведенческой реакции ребенка осуществляется по следующим показателям и критериям:

1.Эмоциональное состояние ребенка.

+3 весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

+2 улыбается, настроение хорошее, весел.

+1 иногда задумчив, замкнут.

-1 легкая плаксивость, хныканье.

-2 плачет за компанию, плач приступообразный.

-3 сильный плач, подавленное настроение.

2.Социальные контакты ребенка.

+3 много друзей, охотно играет с детьми.

+2 сдержан, просится на руки, неохотно играет с детьми.

+1 безразличен к играм, отстранен, замкнут.

-1 не весел. С детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

-2 проявляет тревогу, бросает начатые игры.

-3 недружелюбный, агрессивный, мешает детям играть.

3.Сон ребенка.

+3 сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.

+2 сон спокойный.

+1 засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

-1 засыпает с хныканьем, тревожен во сне.

-2 засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.

-3 отсутствие сна, плач.

4.Аппетит ребенка.

+3 очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.

+2 нормальный аппетит, ест до насыщения.

+1 аппетит выборочный, но ненасыщенный.

-1 отвергает некоторые блюда, капризничает.

-2 приходиться следить за тем, чтобы ел, ест долго, неохотно.

-3 отвращение к еде, кормление мучительно.

Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель вместе с другими специалистами делает вывод о результате адаптации каждого ребенка. Обобщенные данные о результатах адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО отражены в адаптационной карте.

Таблица 2. Адаптационная карта младшей группы (16 человек)

п/п

Сроки адап-тации (А) дни

Поведенческие реакции (П)

Уровень адаптации

Эмоциональное состояние

Социальные контакты

Сон ребенка

Аппетит ребенка

Итого

1

13

+1

+1

+1

+1

+4

средний

2

5

+2

+3

+3

+1

+9

высокий

3

20

+2

+2

-3

-3

-2

сложный

4

12

+1

+1

+2

+1

+5

средний

5

14

+1

+2

+2

+1

+6

средний

6

4

+3

+3

+3

+1

+10

высокий

7

14

+1

+1

+2

+1

+5

средний

8

5

+2

+2

+2

+2

+8

высокий

9

3

+1

+2

+3

+2

+8

высокий

10

10

+1

+1

+2

+1

+5

средний

11

15

+1

+1

+2

-1

0

средний

12

32

-3

-2

-3

-2

-11

дезадаптация

13

23

-1

-1

+1

-1

-2

сложный

14

11

+2

+2

+1

-2

+3

средний

15

10

+2

+2

-1

+1

+4

средний

16

2

+3

+3

+3

+2

+11

высокий

Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице 2.

Таблица 3. Уровни адаптации к ДОО в экспериментальной группе

Уровень

Количество детей (%)

Высокий (до 1 недели)

31,25 ( 5 детей)

Средний (до 3 недель)

50,00 (8 детей)

Сложный (до 5 недель)

12,05 ( 2 ребенка)

Дезадаптация (более 5 недель)

6,25 ( 1 ребенок)

Таким образом, общее течение адаптации представлено следующим образом:

  • Легкая адаптация – 5 детей (от 8 до 16 дней)- (31%)
  • Адаптация средней тяжести- 8 детей (до 30 дней) (50%)
  • Адаптация тяжелая _- 3 детей (свыше 30 дней) (9 %)

Сравнение уровней адаптации детей к условим дошкольной образовательной организации отражено на диаграмме №2

Диаграмма 2. Сравнение уровней адаптации детей 2-3 лет к ДОО

Сопоставление полученных данных позволило сделать вывод о том, что наиболее выражен средний уровень адаптации к ДОО, он составляет 50,00%, воспитанников. Высокий уровень адаптации выявлен у 31,25% детей, сложный – 12,05%, дезадаптация наблюдается у одного ребенка, что составляет 6,25%.

Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели ( 3 ребенка). С этими детьми необходимо проводить работу с учётом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.

Также результаты констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольной образовательной организации.

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-pedagogicheskaya-diagnostika-haraktera-adaptacii-detej-2-3-let-k-usloviyam-dou-4228635.html

Адаптация ребенка в детском саду. Диагностическая методика

Диагностика адаптации детей к доу

Период социальной адаптации ребенка в детском саду является значимым этапом не только для него самого, но и для всей семьи в целом. Без проблем пройденная адаптация выступает ключевым фактором, определяющим положительное восприятие садика в сознании ребенка, как следствие делает его посещение желаемым.

Особенности психологического портрета каждого конкретного ребенка влияют на длительность адаптационного периода, продолжительность которого существенно варьируется и может занимать от недели до 6-7 месяцев. Во внимание следует брать и тот факт, что после длительного отсутствия в садике, смены воспитателей или обновления состава группы процесс привыканияк новым условиям происходит заново.

Приоритетной задачей для родителей на этом этапе является попытка понять специфику отношения ребенка к детскому саду и выяснить, насколько комфортны для него общие условия дошкольного заведения.

Многие родители также совершают распространенную ошибку, когда идут на поводу у импульсивных желаний ребенка. Часто бывает, что ребенок принципиально отказывается заходить в группу, цепляясь за родителей, устраивая истерики.

Такие эмоциональные всплески обычно продолжаются не больше 15 минут, после чего дети переключаются на нормальное поведение, увлекаются игровым процессом и общением.

В таких ситуациях родителям очень важно выяснить, где именно сокрыта причина, объясняющая негативный настрой ребенка.

Она может корениться как в самом детском саду (конфронтация с другими детьми, отсутствие взаимопонимания с воспитателями, бытовой дискомфорт), так и вне его пределов, что может быть обусловлено поведением родителей, личной неуверенностью, чувством ревности по отношению к младшей сестре или брату и прочими факторами.

Узнать насколько гладко и главное корректно прошел период социальной адаптации ребенка к условиям садика можно посредством незамысловатого рисуночного теста «Я в детском саду».

Трактовка психологических тестов подобного рода не требует каких-либо специальных навыков, является увлекательным процессом одинаково полезным как для ребенка, который выплеснет внутренние переживания, так и его родителей, которые проявят сочувствие и помогут разрешить проблему.

Принцип проведения теста

Перед родителями стоит задача в непринужденной обстановке попросить малыша нарисовать себя в обстановке детского сада.

Никаких дополнительных объяснений давать не стоит, ребенок должен изображать то, что сам считает нужным. Для рисования желательно использовать карандаши или фломастеры, т.к.

работая кистями, ребенку будет тяжело изобразить мелкие детали, которые имеют существенное значение в ходе интерпретации.

После завершения рисунка без перерыва на отдых, который может сгладить детские мысли, возникающие в ходе творческого процесса, ребенку следует задать ряд ключевых вопросов:

Как настроение у персонажей на рисунке?

Кто именно там нарисован?

Чем занимаются изображенные люди?

В случае, если в сюжете отсутствуют человеческие персонажи, узнать, где они?

Поинтересоваться, кто придет сюда первым, и чем он займется?

Спросить, что сам ребенок делает на этом рисунке или же чем бы он хотел заняться?

Если его нет на изображении, уточнить, где он и почему?

По мере ответов на текущие вопросы малыш может делать художественные изменения, которые родители должны внимательно отслеживать.

В ходе интерпретации рисованных психологических тестов работает стандартное правило, согласно которому внесенные корректировки — это желаемая ситуация, в отличие от изначально прорисованной, соответствующей объективным реалиям.

К примеру, на изначальном рисунке малыш играет один, что можно трактовать как нехватку общения, после внесенных дополнений – с Андрюшей, это значит, что с ним он желал бы дружить в реальности.

Алгоритм интерпретации художественного теста

I. Характер нарисованного сюжета

Большинство детских сюжетов изображаемых в рамках этого задания условно можно разделить на 3 категории:

1. Изображается только сам детский сад (вид снаружи либо его пустые интерьеры);

2. Ребенок изобразил себя одного или же остальных детей за исключением себя;

3. Малыш изобразил себя в окружении детей и воспитателей.

1. Наличие в прорисованном сюжете людей – это ключевой момент, на который следует обращать внимание, давая трактовку теста. Если такие персонажи отсутствуют, это однозначно свидетельствует о том, что у ребенка прослеживаются трудности в естественном общении со сверстниками.

Характер подобных проблем может быть как ситуативным (если люди отсутствуют лишь на одном рисунке), так и постоянным (принципиальное отсутствие человеческих персонажей на всех рисунках). Сам же ребенок может либо страдать по этому поводу, приводя стандартный детский аргумент, – «Со мной никто не дружит», либо вовсе не испытывать необходимости общения с друзьями.

Вне зависимости от ситуации, расширение круга общения должно выступить приоритетной задачей в процессе социализации.

Таким образом, если на детском рисунке отсутствуют люди, велика вероятность того, что процесса адаптации ребенка в дошкольном заведении не свершилось.

Как правило, такие малыши ощущают себя замкнутыми в окружении других детей, им всегда грустно и не с кем общаться в группе, что в свою очередь формирует негативное отношение к саду.

Родители должны предложить дорисовать предметы, ассоциирующиеся с весельем, веселой динамикой и полнотой жизни.

2. Если ребенок нарисовал лишь себя или же, наоборот, всех за исключением автора, то логично прийти к выводу, что адаптация находится в процессе – ему еще не удалось влиться в группу, но все впереди. В этой ситуации следует задать несколько наводящих вопросов на основе двух вымышленных ситуаций:

Ребята из группы возвращаются с прогулки и заходят в помещение, где находиться он один. Уточнить, кто именно это будет? Каковы будут его действия? Кто еще зайдет в группу и пригласит ли он их играться вместе с собой?

Представить ситуацию, в которой ребенок приходит в группу, где уже много других детей. Расспросить про дальнейшие действия, как он себя поведет? К кому бы он подошел или хотел бы подойти?

За малышом остается право нарисовать себя столько раз, сколько он хочет, к примеру, рядом с няней, в игровой зоне, с разными детьми и так далее, в этом случае он осознает возможность выбора.

3. Последняя категория рисунков, где на изображении нарисовано более двух персонажей вместе с самим автором. При трактовке внимание следует фокусировать на расстановке и масштабе персонажей – самая ближняя к ребенку или контрастно выделяющаяся человеческая фигура – это наиболее значимая для малыша личность в группе. Следует обратить внимание, что значимый — это не синоним близкий.

В роли значимого персонажа может выступать требовательный воспитатель, недоброжелатель из группы или хороший приятель.

Для того, что бы понять суть детских эмоций вложенных в изображение, прежде всего, необходимо выяснить характер ситуации: является ли она дружественной, напряженной или конфликтной.

В случае если окрас происходящего негативный, необходимо придумать совместное решение сложившейся ситуации, если положительный – адаптация завершилась успешно.

II. Специфика прорисованных фигур

Психологическая трактовка теста выполняется по следующей схеме. Составляем общее впечатление о рисунке, выясняем сюжетные особенности и переходим к интерпретации графических частностей. Характер изображенных фигур, специфика линий и цветовые особенности рисунка – источник важной информации, позволяющей понять внутренние мироощущения ребенка.

Если автор изобразил себя стоящим на плоскости или просто на линии, это свидетельствует о его уверенности. Если его персонаж развернут лицом к другим людям – это также хороший признак, свидетельствующий о его открытости и успешно пройденной адаптации. Если образ ребенка изображен стоящим спиной – то у него еще остались какие-либо проблемы в вопросе социализации в коллективе.

Наличие на изображении воспитательницы – признак ее значимости в жизни малыша. Здесь следует обратить внимание на детали.

Если сделаны акценты на ее рте: он открытый, озлобленный, с зубами или черного цвета, скорее всего, ребенок испытывает переживания из-за ее частых упреков, замечаний и т.д.

Следует понимать, что это вовсе не значит, что воспитатель целенаправленно истязает вашего ребенка, просто таково внутренне восприятие ситуации в детском сознании.

III. Интерпретация цветов

Цветовая палитра рисунка и характер штриховки – две важных определяющих, которые могут предоставить много полезной информации в процессе прохождения теста.

Пестрая цветовая гамма, состоящая из ярких цветов, – хороший признак, свидетельствующий о положительной адаптации в детской группе. Зацикливание на темных оттенках – свидетельствует об обратном. Преобладание красного цвета имеет двусмысленное значение, поэтому лучше уточнить у ребенка, что хотел он сказать этим цветом и что он для него значит, с чем ассоциируется.

Немаловажен и характер штриховки. На перенапряжение и присутствие внутренней тревоги могут указывать сильные нажимы, зачеркивания, обильная штриховка или постоянные перерисовывания. Проследив за тем, на каких персонажах или деталях ребенок начинает проявлять эмоции или рисует их с трудом, после завершения рисунка следует попытаться выяснить его отношение к этим изображенным объектам.

Источник: http://healingarts.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu-diagnosticheskaya-metodika/

Лечение Детей
Добавить комментарий