Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду

Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию. Методика диагностики «Весёлая палитра»

Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду

Лариса Герасимова
Педагогический мониторинг по нетрадиционному рисованию. Методика диагностики «Весёлая палитра»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Центр детского творчества

«Надежда»

Методика диагностики

«Весёлая палитра»

педагогдополнительного образования:

Герасимова Лариса Романовна

г. Салехард

Методика диагностики «Веселая палитра»

(составил педагог дополнительного образования; Л. Р. Герасимова

МОУ ДОД Центр детского творчества «Надежда» г. Салехард)

Педагогический мониторинг: отслеживает качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Цель педагогического мониторинга по нетрадиционному рисованию: выявить уровень художественного развития детей в художественно-творческой образовательной деятельности и возможности интеграции видов нетрадиционного рисования в ситуации свободного выбора ребенком вида, техники, материалов, замысла, способов изображения.

Общий характер педагогического мониторинга: естественно – педагогический.

Структура мониторингавключает в себя следующие этапы:

1. Определения объекта мониторинга, установление стандарта (эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей и индикаторов).

2. Сбор информации об объекте мониторинга посредством наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применением комплекса методов диагностики.

3. Обработка и анализ полученной, а также уже имеющейся информации из существующих источников.

4. Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.

5. Принятие решения об изменении деятельности.

Принципы проведения мониторинга:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты диагностики рассматриваются как конфиденциальная информация, их не стоит полностью сообщать даже родителям. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.

2. Педагогическая диагностикаосуществляется в привычной для ребенка обстановке: в помещении изостудии, в уголке детского творчества.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога о развитии ребенка складывается из множества частных оценок. Поэтому наблюдение проводиться не менее двух недель.

Ф. И. ребенка Интеллектуально-эстетическое развития ребенка Знание видов нетрадиционного рисования Уровень творческих способностей Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования Передача настроения в рисунке Общий уровень

Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

Диагностическая карта уровня развития детей по освоению программы

Показатели оцениваются с помощью баллов:

0 – несоответствие показателю (низкий).

1 – частичное соответствие показателю (средний).

2 – достаточно полное соответствие показателю (высокий).

Шкала уровней:

0-3-низкий уровень. (49-10%)

4-12-средний уровень. (79-50%)

13-18-высокий уровень. (80-100%)

1. Интеллектуально – эстетическое развитие.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание знакомиться со всеми направленности и особенностями нетрадиционного искусства рисования, замечает общие видовые и характерные признаки нетрадиционного рисования, их особенности. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого. Жанры и средства выразительности нетрадиционного искусства рисования выделять с помощью взрослого.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Самостоятельно различает их особенности и виды. Имеет представление о творчестве труде художников, иллюстраторов, мастеров народного творчества, графиков и т. д., может назвать имена некоторых из них.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок проявляет постоянный интерес, потребность общаться с произведениями искусства в окружающей действительности, знает особенности нетрадиционного рисования, их эстетическую направленность, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним, соотносит образы нетрадиционного искусства рисования с образами друких видов искусств.

2. Знание вида нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок проявляет интерес и желание общаться с произведениями нетрадиционного искусства рисования. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, но виды и особенности их выделяет. Из 20 видов искусства называет 8-10.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок проявляет интерес и потребность в общении с видами нетрадиционного искусства рисования, различает их и называет по виду и средству его выразительности. Замечает общие видовые и характерные признаки этого искусства, виды и особенности выделяет частично. Из 20 искусства называет 10-15.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок самостоятельно различает и называет виды нетрадиционного искусства рисования, средства выразительности.

Знает особенности творчества людей, создающих эти произведения, их индивидуальную манеру исполнения.

Сопоставляет и называет в разных видах нетрадиционного искусства рисования внутреннее сходство, различие по материалу, используемому при создании картины, настроению.

3. Уровень творческих способностей (РТВ).

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, создал спонтанно вне фигуры или предмета еще одно изображение. В работе творчества не проявляет.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – ребенок создал при помощи нетрадиционной техники рисование сюжетно-спонтанное изображение картинки на бумаге, обведя её по контуру, либо изобразил предмет, не дополнив его деталями, сюжетного рисунка не наблюдается.

• Достаточное полное соответствие показателю (высокий уровень) – (Композиция») – ребенок активно проявляет творчество, создает необычный, оригинальный рисунок, используя все приемы и способы нетрадиционного рисования с помощью разнообразных материалов. Наблюдается композиционный сюжет с разными персонажами.

4. Овладение техническими навыками нетрадиционного рисования.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – изобразительный материал, используемый для нетрадиционного рисования, держит неуверенно, зажим пальцев либо слабый, либо сильно зажимает материал в руке во время работы. Изображения получаются однообразными, нечеткими, невыразительными и непропорциональными.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – изобразительным материалом для нетрадиционного рисования владеет правильно, но иногда неуверенно, в результате чего получаются не совсем четкие изображения.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – пользуется изобразительным материалом правильно и уверенно. Изображение получаются четкое, интересное. Технические навыки нетрадиционного рисования четко сформированы.

5. Передача настроения в рисунке.

• Несоответствие показателю (низкий уровень) – ребенок не принял задание, настроение в рисунке передать не смог.

• Частичное соответствие показателю (средний уровень) – частично передал настроение в рисунке и описывает его.

• Достаточно полное соответствие показателю (высокий уровень) – ребенок творчески работает над созданием рисунка, использует разнообразные нетрадиционные приемы и техники рисования в процессе работы, с интересом описывает настроение готовой картины.

Методика проведения педагогической диагностики

Оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе диагностики: краски, кисти, поролон, щетка, нитки, акриловые краски, салфетки, разнофактурная бумага, бумага разных размеров и др.

Дети приглашаются индивидуально (или парами) рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме педагог предлагает ребенку назвать все, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребенка в художественных материалах, и выбрать каким материалом он хотел бы заниматься, что бы хотел создать.

Педагог предлагает также выбрать материалы для реализации своего замысла. По ходу диагностики фиксируются: выбор ребенка, внешнее проявления его реакция на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Приложение 1

Задания аттестации учащихся

творческого объединения «Рисовашки»(1-й год обучения)

педагогдополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна

Выполнил (а) Ф. И. возраст___

1. Повтори и нарисуй эти линии.

2. Придумай и нарисуй узор в квадрате.

3. Помоги художнику дорисовать картинки.

4. Закрась все квадраты по последовательности цветового спектра. (Спектр – цветовой ряд, в котором цвета расположены в соответствии с очередностью).

5. Чем можно рисовать?

1 кистью___

2 пальцами___

3 ладошкой___

4 ластиком___

5 поролоном___

6 картоном___

7 листьями___

8 нитками___

9 газетой___

10 ватными палочками___

Приложение 2

Задания аттестации учащихся

творческого объединения «Рисовашки»(2-й год обучения)

педагогдополнительного образования: Герасимова Лариса Романовна

Выполнил (а) Ф. И. возраст___

1. Допиши предложение.

Художник – это тот, кто___

2. Объясни,что означает термин:

Блик___

Композиция ___

3. Какие виды штриховки ты знаешь?

___

4. Закрась фоны квадратов в разноцветные цвета 1-й квадрат, фон «Радость» и 2-й квадрат, фон «Тоска».

5.

1 –й квадрат 2-й квадрат

6. Какие основные жанры живописи ты знаешь?

___

___

7. Перед тобой три кляксы, на что может быть похожа каждая клякса. По фантазируй и дорисуй.

8. Какие бывают виды искусства?

___

9. Каких художников ты знаешь?

___

___

10. Какие предметы можно встретить в мастерской художника?

___

___

11. Какие техники и приемы нетрадиционного рисования ты знаешь?

___

___

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-diagnostiki-metodika-diagnostiki-vesyolaja-palitra.html

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по использованию нетрадиционных приемов рисования в детском саду

Диагностика по нетрадиционному рисованию в детском саду

Перейти к загрузке файла

Опираясь на данные обследования детей средней группы, которые познакомились с использованием в рисовании нетрадиционных приемов, можно смело говорить о том, что работа в данном направлении заметно улучшила показатели, как по каждому ребёнку, так и по группе в целом.

На итоговом этапе была проведена экспериментально – художественная деятельность (по замыслу ребенка) с использованием нетрадиционных приемов рисования, которая также основывалась на педагогической диагностике Т. С. Комаровой.

Экспериментально проверена ее эффективность для создания выразительных образов, т.е.

для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (Положение А, Таблица 2)

Наблюдение за изобразительной деятельностью детей среднего дошкольного возраста и анализ процесса и результата их деятельности показали следующие данные: высокий уровень составляет 68% детей, средний – 32%, низкий – 0%

Таблица 2 – Результаты итогового диагностического исследования

Уровни развития

Кол-во человек

%

Низкий

0

0

Средний

4

32

Высокий

6

68

Диаграмма 2 – Итоговый уровень применения нетрадиционных приемов рисования в средней группе

Сравнивая результаты первоначального и итогового этапов эксперимента, можно заметить разницу уровней овладения нетрадиционными приемами изобразительной деятельности.

Результаты диагностики показали: в начале эксперимента 28% детей показали высокий использования нетрадиционных приемов рисования, 23% детей – низкий уровень, 49% – средний уровень. В конце эксперимента показатели значительно улучшились – ни один ребёнка не показал низкий уровень. Остальные дети показали высокий – 68% и средний – 32% уровень.

Диаграмма 3 – Сравнительный анализ результатов опытно – экспериментального исследования по использованию нетрадиционных приемов рисования в средней группе.

На основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования.

Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения.

Низкий уровень в начале эксперимента, можно объяснить недостаточным владением техническими навыками и умениями. Восприятие особенностей использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось только при активном побуждении взрослого.

По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным приемам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута, что и подтверждают детские работы (Приложение Е).

Выводы по 2 главе

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом проведенной работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным приемам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия.

Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств.

Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Источник: https://studbooks.net/2018237/pedagogika/analiz_rezultatov_opytno_eksperimentalnogo_issledovaniya_ispolzovaniyu_netraditsionnyh_priemov_risovaniya

Лечение Детей
Добавить комментарий