Диагностика развития ребенка трех лет

Диагностический материал для диагностики психологического развития детей от 2 до 3 лет.(по этапам обследования)

Диагностика развития ребенка трех лет

Диагностический материал для диагностики психологического развития детей от 2 до 3 лет (по этапам обследования).

Цель:

– Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

– Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

– Игрушки и беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

Если ребенок готов вступить в контакт, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

– Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, д/и «Лови шарик»,бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

Дидактическая игра «Лови шарик»

Цель:

– Установление контакта с ребенком.

– Исследование понимание ребенком словесной инструкции.

– Исследование развития мелкой моторики.

Дидактический материал:

Желобок, шарик (Приложение №19).

Процедура обследования:

Взрослый кладет шарик на желобок и просит ребенка: «лови шарик». Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку.

Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Хорошо понимают словесную инструкцию.Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание . Для установления контакта требуется предварительная игра или игрушка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу.Не испытывают волнения или некоторые дети начинают плакать. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

Цель:

– Выявление точности представлений ребенка о себе, о родственниках.

– Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений.

– Оценка возможностей ориентировки в пространстве.

– Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы:

– Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности.

– Предметные картинки, игрушки, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

– Умение показывать и называть себя и родителей.

– Знания всех частей тела.

– Знание бытовых предметов и их назначения.

Оценка результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
Легко справляются с заданиями.Общая осведомленность соответствует возрасту.Замедленно осмысляют вопросы, требуется повторение вопроса. При ответах (показах) – нуждаются в наводящих вопросах.Общая осведомленность у них не соответствует возрасту.Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения и обучения, наводящие вопросы, наглядное пособие.Общая осведомленность низкая.
  1. Работа с пирамидой из колец.

Цель:

– Исследование координации движений и состояния тонкой моторики кистей рук.

– Исследование степени сформированности представлений о величине, количестве.

– Оценка умения сравнивать кольца по определенному образцу ( величине).

– Исследование адекватности и рациональности способов действий.

– Выявление наличия и стойкости интереса к работе.

Диагностический материал:

Пирамидка из трех – четырех колец (Приложение №21).

Процедура исследования:

Ребенку предлагается разобрать и собрать пирамидку с учетом размера колец. Если ребенок не действует, взрослый разбирает пирамидку сам и предлагает ребенку собрать ее. Если ребенок не собирает самостоятельно, то взрослый начинает подавать ему по одному кольцу, затем предлагает выполнить задание самостоятельно.

Оценка результатов:

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
С интересом выполняют задания. Действия их адекватны, четко скоординированы, осмыслены.Обнаруживают слабость тонкой моторики, медлительность и неловкость при выполнении действий с пирамидкой.При выполнении заданий на дифференциацию по величине часто требуют предварительного обучения. Инструкции при сборе пирамидки удерживают слабо, действия до конца не доводят.Быстро теряют интерес к работе. Требуется постоянная активизация внимания и контроля, но при повторном выполнении задания они осуществляют перенос способа действия.Радуются игрушке, действия их неловки, торопливы. Инструкции и обучающие действия не осмысляют. Действия с пирамидкой манипулятивные, неадекватные, хаотичные. Внимание на действиях исследователя не фиксируется.Стараются вмешаться в действия взрослого разрушительным образом.

Цель:

– Исследование внимания, пространственной ориентировки, мышления.

– Исследование уровня развития целостного восприятия.

– Оценка умения провести анализ действий исследователя, установить их закономерность и перенести их при самостоятельном выполнении задания.

Диагностический материал:

– Кубики – 3 штуки (Приложение №15).

– Две или три плоские палочки одного цвета (Приложение №21).

Процедура проведения:

Перед ребенком строят из палочек фигурку «молоточек» или «треугольник» и просят его сделать так же: «Построй, как у меня»

Анализ результатов:

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
Свободно повторяет действия, копируют образец, выстраивая требуемую конструкциюТребуют дополнительного объяснения, активизации внимания, контроля за их действиями со стороны взрослых.Обычно дети справляются с заданиями частично адекватно после обучающих и разъясняющих действий, но делают перенос приобретенного опыта при выполнении аналогичного задания.Демонстрируют своими действиями невозможность понять, что от них требуют, механически и неадекватно действуют с предложенным материалом.Не воспринимают осмысленно обучающих действий исследователя.
  1. Складывание разрезных картинок.

Цель:

– Исследование внимания и представлений.

– Исследование пространственной координации, мышления.

– Исследование перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого в их правильном пространственном расположении.

Диагностический материал:

Для ребенка с 2 до 2,6мес – картинка «мяч», из 2х частей (Приложение №22).

Для ребенка с 2,6мес до 3х лет – картинка «матрешка», «пирамидка» из 2х частей (Приложение №23).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляются элементы картинки разрезанной на 2 части по горизонтали или вертикали.

Ребенка просят сложить элементы картинок так, чтобы получилось целостное изображение и определить, кто или что изображено на картинке. Просят показать части тела, сказать, зачем они нужны.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
По части легко восстанавливают образ целого, легко справляются с заданием, не нарушая плоскости, в которой должны располагаться картинки. Свободно отвечают на вопросы по картинке.Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Работают медленно, допускают ошибки.Действия их неловки, медлительны.Чаще всего рисунок складывается не в той плоскости.Последующее аналогичное задание ребенок выполняет правильно.Хаотично прикладывают элементы картинки.Не принимают помощи в виде показа и объяснения.
  1. Понимание предметных картинок.

Цель:

Исследование на выявление уровня развития у ребенка зрительно восприятия предметных картинок. Понимание жестовой инструкции.

Диагностический материал:

Для ребенка с 2 до 2,6мес – две пары предметных картинок (Приложение №24 ).

Для ребенка с 2,6мес до 3х лет – четыре пары предметных картинок (Приложение № 24).

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут 2(4) предметные картинки. Точно такие же картинки находятся в руках взрослого. Указательным жестом соотносим их между собой, показывая при этом, что у него и у ребенка одинаковые.

Затем взрослый закрывает свои картинки, достает одну из них и , показывая ее ребенку, просит найти такую же.

Если ребенок не выполняет задания, то ему показывают как надо их соотносить: «Такая – у меня, такая же – у тебя», при этом используется указательный палец.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психоречевого развитияДети с выраженной задержкой психоречевого развития
Ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки, заинтересован в конечном результате.Справляются с заданием только после предварительного объяснения способа действия. Допускают одну ошибку.После обучения действует уверенно.Задание не понимает, после обучения продолжает действовать неадекватно.

Цель:

– Исследование сформированности понятия величины.

– Исследование понимания и выполнения инструкций взрослого.

– Исследования моторного развития ребенка.

– Исследования умения различать и соотносить предметы по форме.

– Исследования умения ориентироваться в контрастных величинах.

7.1. «Угости заек морковками».

Дидактический материал:

В набор входят три картинки, на которых нарисованы зайчики, одинаковые по форме и цвету, но отличающиеся по величине, морковки двух размеров (Приложение №25).

Процедура проведения:

Ребенку с 2,6мес до 3 лет – предлагаем показать большого, маленького и среднего зайчика, потом убираем среднего зайчика и просим «раздать» морковки оставшимся.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психического развитияДети с умственной отсталостью
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает зайчиков по величине.Работают с интересом и с увлечением.Справляются с заданием только после предварительного объяснения.Не принимают помощи в виде показа и объяснения.Работа с картинками не доступна.

7.2. Четыре пары картинок.

Дидактический материал:

Четыре пары картинок с изображением на них предметами отличающихся по размеру (елочки, шарики, куклы(ляли), зайки, пирамидки, мишки) (Приложение №18).

Процедура проведения:

Ребенку с 2,6мес до 3 лет – найти предмет из 3-4х ,показать где большой, где маленький предмет. «Покажи где медведь, а где медвежонок; где кукла, а где куколка»

Анализ результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психического развитияДети с умственной отсталостью
Легко справляются с заданием. Правильно выбирает предметы по названию.понимают значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Работают с интересом и с увлечением.Ребенок понимает задание , но допускает ошибки. После обучения выполняет самостоятельно.Не принимают помощи в виде показа и объяснения.Работа с картинками не доступна.

7.3. Набор геометрических фигур.

Дидактический материал:

12 фигур с четырьмя полянками (Приложение №26).

Процедура проведения:

Ребенку сначала предлагают выбрать «полянки» по названию цвета. Затем следует рассортировать геометрические фигуры по цвету (по 3 на каждую «полянку»). Первую четверку сортирует взрослый, остальные по образцу – ребенок.

https://www.youtube.com/watch?v=WJOdgVA6-Ns

С 2 лет – сортируют два цвета самостоятельно, с 2,6мес – три –четыре цвета.

Анализ результатов

Дети с нормой интеллектаДети с задержкой психического развитияДети с умственной отсталостью
Сразу понимают и легко справляются с заданием. Знают цвета.Работают с интересом и с увлечением.Справляются с заданием только после предварительного объяснения. Действия их неловки, медлительны.Не принимают помощи в виде показа и объяснения.Работа с геометрическими фигурами не доступна.

Источник: https://multiurok.ru/files/diaghnostichieskii-matierial-dlia-diaghnostiki-psi.html

Диагностика развития детей 3 – 4 лет

Диагностика развития ребенка трех лет

Диагностика развития детей 3 – 4 лет поможет Вам самостоятельно оценить уровень психического развития Вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает шесть небольших тестов, которые займут у Вас совсем немного времени.

Если результаты диагностики Вас обрадуют, то продолжайте заниматься с ребенком так, как оно у Вас есть, у Вашего ребенка есть все необходимое для полноценного развития. Если диагностика показывает низкий уровень развития Вашего ребенка, то Вам стоит провести более углубленную диагностику для определения причин низкого уровня развития того или иного психического процесса.

В этом случае лучше обратиться к психологу, который профессионально проведет углубленную диагностику и даст соответствующие рекомендации.

Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.

Процедура проведения. Возьмите ящик с фигурными прорезями и соответствующими фигурками, который, наверняка найдется у Вас среди игрушек ребенка. Поставьте этот ящик перед ребенком. Дайте ребенку фигуры-вкладыши.

Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».

Критерии оценки:

  • Ребенок выполняет задание на основе зрительного соотнесения — 2 балла.
  • Ребенок часто примеривает, прикладывает фигуру-вкладыш к подходящей прорези и выполняет задание правильно — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.

Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, взрослый ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.

Критерии оценки

  • Ребенок понимает инструкцию, самостоятельно путем проб разбирает и собирает матрешку — 2 балла.
  • Ребенок справляется с заданием при помощи взрослого — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).

Процедура проведения. Возьмите картинку с крупным изображением знакомого для ребенка предмета, разрежьте ее на две части, как показано на рисунке.

Разложите части так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение.

Взрослый спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»

После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную уже на три части.

Критерии оценки

  • Ребенок узнал, что нарисовано на картинке, и верно собрал части в обоих случаях — 2 балла.
  • Ребенок выполнил задание путем проб — 1 балл.
  • Ребенок составляет картинки после многочисленных неадекватных проб или не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности воспринимать цвета, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции.

Процедура проведения. У взрослого и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).

  1. Взрослый берет один из кубиков и предлагает ребенку показать такой же. Аналогично выполняются задания со всеми кубиками.
  2. Ребенку предлагают показать красный кубик, затем синий, желтый, зеленый.
  3. Взрослый поочередно берет кубики и спрашивает, какого они цвета.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно показывает и называет цвета кубиков — 2 балла.
  • Ребенок верно показывает кубики, но путается в названиях цветов — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности, зрительной памяти.

Процедура проведения. Перед ребенком выкладывают картинки (или предметы). Аналогичный набор находится у взрослого. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.

Критерии оценки

  • Ребенок правильно сказал, что изображено на картинках, и нашел пары — 2 балла.
  • Ребенок правильно назвал 3—5 изображений, но испытывал затруднения при выполнении задания — 1 балл.
  • Ребенок назвал меньше трех изображений на картинках, не смог подобрать пары — 0 баллов.

Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.

Процедура проведения. Перед ребенком размещают шесть игрушек и предлагают назвать их, затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает две игрушки: «Сейчас игрушки будут играть с тобой в прятки. Ты закроешь глаза, а какие-то игрушки спрячутся. Когда ты откроешь глазки, надо будет сказать, каких игрушек нет».

Критерии оценки

  • Ребенок запомнил 2 игрушки — 2 балла.
  • Ребенок запомнил 1 игрушку — 1 балл.
  • Ребенок не назвал ни одной спрятанной игрушки или не понял инструкции — 0 баллов.

Оценка результатов

Высокий уровень —8 —12 баллов.
Средний уровень —5—7 баллов.
Низкий уровень — 0—4 балла.

Начать Консультацию Психолога

Перейти к Списку Тестов

Источник: http://www.onln.pro/diagnostika-razvitiya-detej-3-4-let/

Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет

Диагностика развития ребенка трех лет

Наджеда Желнова
Ранняя диагностика познавательного развития детей 3–4 лет

Актуальность проблемы в том, что ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима.

В настоящее время доказано, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полным и эффективным могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений в развития.

Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка – пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

И так, воспитанники до трех лет ежеквартально или один раз в полугодие подвергаются процедуре анализа нервно-психического развития, что позволяет мобильно реагировать на минусы в развитии малышей.

Начиная с трехлетнего возраста ребенка педагогами ведется оценка индивидуального развития ребенка, основанная на целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Согласно Стандарту дошкольного образования целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, а освоение образовательной программы (далее – Программа) не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников (ФГОС ДО, раздел 4, п. 4.2.). Данное положение не означает запрета на отслеживание эффективности усвоения Программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения.

При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) (ФГОС ДО, раздел 3).

Результаты педагогической диагностикииспользуются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1)индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО, раздел 3).

Дошкольный возраст это этап, когда ребенок развивается чрезвычайно стремительно.

Увидеть «зону ближайшего развития», оценить индивидуальный темп достижений и на их основе спроектировать индивидуальный маршрут дошкольного образования для каждого конкретного ребенка вот задачи педагогической диагностики.

Таким образом, результаты педагогической диагностики должны использоваться для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Методы педагогической диагностики:

Наблюдение (основной)

Педагогическая свободная беседа

Анализ продуктов детской деятельности

Проблемная ситуация

Дидактическое задание (педагогический тест)

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, которую проводят квалифицированные специалисты ДОУ (педагоги-психологи, психологи)(ФГОС ДО, раздел 3).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Методы психологической диагностики:

Тест

Наблюдение

Диагностическая беседа

Опрос

Анализ продуктов детской деятельности

Проективный метод

Эксперимент

Важно помнить, что целевые ориентиры не могут служить основой для диагностики ребенка, оценки его уровня развития.

В связи с этим возникают вопросы: – если диагностика становится необязательной, но оценить качество мы должны, как и с помощью чего это сделать? – как педагогу оценить уровень развития фантазии, любознательности, инициативности, как измерить характер взаимодействия со взрослыми и детьми, систему отношения к себе и окружающему миру?

Вместе с тем в дошкольных учреждениях увеличился объем малышей, имеющих отклонения в различных сферах. Как понять, что ребенку необходимо особое внимание?

Как помочь включить компенсаторные возможности и гибкость восприятия?

С этой целью использую в своей работе психолого-педагогическое обследование детей, учитывая ведущую деятельность – предметную и наглядно-действенное мышление своих воспитанников.

При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития:

• актуальном (достигнутом к настоящему моменту)

• потенциальном (связанной с зоной ближайшего развития).

Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослым усваивать новые способы действий, поднимаясь таким образом, на более высокую ступень умственного развития.

При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

Используемые мной методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка:

-принятие задания

-способы его решения

-обучаемость во время диагностического обследования

-отношение к результатам своей деятельности.

Современные методики позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте, что позволяет в свою очередь, своевременно включить малыша в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом – в совместной и организованной деятельности.

Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности – это консультирование.

В настоящее время важнейшей задачей, на мой взгляд, является работа с родителями.

Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру.

Именно в семье создаются «уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.

Работу с родителями осуществляю в двух формах – индивидуальной и групповой.

При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ними.

При групповой работе даю родителям психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

Современная диагностика нарушений в развитии детейучитывает ряд принципов которые вы видите на слайде:

-принцип комплексного подхода

-принцип целостного системного изучения

-принцип динамического изучения

-принцип качественного анализа данных

Из сказанного следует: во-первых, необходимость применения при диагностике различных методик, заданий, определяющих диапазон количественных различий, а во-вторых, важность сочетания количественного и качественного подходов к анализу данных, показатели которых взаимосвязаны.

Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей считаются:

принятие задания

способы выполнения задания

обучаемость в процессе обследования

отношение к результату своей деятельности.

Принятие задания, т. е. согласие ребенка выполнить предложенное задание независимо от качества самого выполнения задания. При этом ребенок проявляет интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым.

Способы выполнения задания. Воспитатель отмечает самостоятельное выполнение задания; выполнение задания с помощью взрослого; самостоятельное выполнение задания после обучения.

Под адекватностью действий понимается соответствие действий ребенка условиям данного задания, диктуемыми характером материала и требованиями инструкции.

Наиболее примитивными считаются действие силой или хаотичные действия без учета свойств предметов.

Неадексатное выполнение задания во всех случаях свидетельствует о значительном нарушении умственного развития ребенка.

Обучаемость в процессе обследования производиться только в пределах тех заданий, которые рекомендуются для детей данного возраста.Допускаю следующие виды помощи:

• выполнение действия по подражанию

• выполнение задания по подражанию с использованием указанных жестов

• выполнение задания по показу с использованием речевой инструкции.

Ребенок может усвоить способ выполнения того или иного задания на уровне элементарного подражания взрослому, действуя с ним одновременно.Но важно соблюдать условия:

-количество показов выполнения задания не должно превышать трех раз;

-речь взрослого служит указателем цели данного задания и оценивание результативность действий ребенка;

-обучаемость, т. е. переход ребенка от неадекватных действий к адекватным, свидетельствует о его потенциальных возможностях; отсутствие результата в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта, с нарушениями эмоционально-волевой сферы.

Отношение к результату своей деятельности. Заинтересованность в собственность в собственной деятельности и конечном результате характерны для нормально развивающих детей; безразличное отношение к тому, что делает, и к полученному результату – для ребенка с нарушениями интеллекта.

Количественная оценка. Все указанные выше параметры нашли отражение в бальной оценке познавательного развития детей.

При анализе результатов обследования основное внимание следует уделять оценке возможностей ребенка в плане принятия помощи, т. е. его обучаемости.

Количественная оценка в баллах производится следующим образом:

1 балл ставится в тех случаях, когда ребенок не сотрудничает со взрослым, ведет себя неадекватно по отношению к заданию и не понимает его цели.

2 балла ставится в тех случаях, если ребенок принимают задание, начинает сотрудничать со взрослым, стремиться достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может; в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла ребенок получает, если он начал сотрудничать со взрослым, принимает задание, понимает его цель, но самостоятельно задание не выполняется; в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.

4 балла ставится в том случае, если ребенок сразу начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.

Суммарное количество баллов, полученных при выполнении десяти заданий, является важным показателем психического развития, который сравнивается с нормальным для данного возраста количеством баллов (34-40).

Важно отметить, что в случаях обнаружения отставании в умственном развитии ребенок должен быть обследование психоневрологом или невропатологом.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/ranja-diagnostika-poznavatelnogo-razvitija-detei-3-4-let.html

Тесты для оценки психического развития детей трех лет

Диагностика развития ребенка трех лет

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.

Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития

Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности.  Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.

Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.

Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать. Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.

Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.

Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.

Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.

Как определить уровень психического развития детей: задания

Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.

Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:

  • речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
  • психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
  • внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).

Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:

  • недостаточная познавательная активность;
  • нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
  • избирательная активность с выбором отдельных игр;
  • быстрая утомляемость.

В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.

Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей

Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.

Нормальные детиДети с задержками развития
МоторикаВо время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу.Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима.
Сенсорно-перцептивная деятельностьМалыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки.Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь.
Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с  удовольствием слушает сказки.Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков.
Игровая деятельностьДети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему.Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми.
УменияДети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы.Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек).

Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии

Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.

Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.

Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.

Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.

Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.

Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.

Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.

Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.

Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/testy-dlya-otsenki-psihicheskogo-razvitiya-detej-treh-let.html

Лечение Детей
Добавить комментарий