Диагностика внимание ребенок 5 лет

Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии

Диагностика внимание ребенок 5 лет

екатерина дергачева
Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии

Опытно-экспериментальная работа по проблеме: «Гуманитарно – антропологическая модель коррекционного обучения и воспитания с учетом возрастной и индивидуальной вариативности развития детей».

Тема:ОЭР: «Развитие и коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии».

ВВЕДЕНИЕ

Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемыми с ними действиями. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведение коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще и восприятию, мышлению, памяти и выступает как способность к организации этого процесса.

Внимание – это психическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, явлении). Можно выделить формы проявления внимания:

• Сенсорное (перцептивное)

• Интеллектуальное (мыслительное)

• Моторное (двигательное)

Внимание может быть пассивным (непроизвольным) или активным (произвольным). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Развитие внимания в детском возрастепроходит ряд последовательных этапов:

– 5-6 лет возникает форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.

– в 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.

В старшем дошкольном возрастепроисходят следующие изменения:

Расширяется объем внимания

Возрастает устойчивость внимания

Формируется произвольное внимание.

Следовательно, целесообразно подобрать и модифицировать методики, коррекционно-развивающих упражнений способствующих повышению уровней развития определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста (объем, устойчивость, произвольное внимание).

Методики, используемые при диагностики свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В данной работе применялись методики:

1. Осипова А. А., Малашинская Л. И. Диагностика и коррекция внимания. М., 2004.

2. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994.

3. Шкловский В. М. Обучающе – диагностическая система для исследования ВПФ детей. М., 2006.

Нормативы:

– высокий уровень – задание выполнено правильно (10-8 баллов);

– средний уровень – рисует заданное количество фигур в ряд, но штрихует не в требуемом по инструкции порядке (4-7 баллов);

– низкий уровень – количество фигур и порядок штриховки не соответствуют инструкции (0-3 балла).

1. Найди и вычеркни.

Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет.

Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты.

Оборудование: рисунок с изображением простых фигур (лист 1, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных знакомых тебе предметов. Когда я скажу «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать названные мной фигуры. Это необходимо будет делать до тех пор, пока я не скажу «стоп».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания; количество изображенных предметов, просмотренных за все время работы; количество допущенных ошибок (пропущенные нужные изображения или зачеркнутые ненужные изображения).

2. Запомни и расставь точки.

Цель: определение объема внимания.

Описание: ребенок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9).

Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками.

И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки – нанести их на пустую карточку за 15 секунд.

Оборудование: набор карточек из восьми малых квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые карточки для заполнения (лист 2, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе показывать одну за другой карточки, на которые нанесены точки, а потом ты сам будешь ставить точки в пустые клеточки в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Фиксируемые параметры:

время выполнения; количество правильно воспроизведенных точек.

Объем вниманияоценивается по 10-бальной системе:

3. Диагностика особенностей внимания.

Цель методики: определение эффективности внимания.

Описание методики: ребенок работает по инструкции с односюжетными рисунками, различающимися отдельными деталями.

Оборудование: односюжетные картинки (лист 3, стол, часы с секундной стрелкой, протокол.

Инструкция: «Посмотри на рисунки. Постарайся как можно быстрее назвать все признаки, которые отличают один рисунок от другого».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания, количество названных отличий, повторы, неправильно названные отличия, пропущенные отличительные признаки.

Оценка уровня развития произвольного внимания:

• 4.Цель: выявления уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1 –м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры.

На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках (лист 6) нарисованных насекомых.

Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование:три листа: 1) изображение геометрических фигур (лист 4); 2) образ реальных предметов – рыбка.

Воздушный шарик, яблоко и арбуз (лист 5); 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы (лист 6). В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду).

Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого; простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Инструкция: «На этом рисунке изображены геометрические фигуры. Сейчас я нарисую знаки в каждой из четырех верхних фигур. Ты должен расставить такие же знаки во всех остальных фигурах листа. Ты можешь сверять свои действия с образцом». – Первый этап.

«На листе нарисованы рыбки, яблоки, воздушные шарики и арбузы. Прошу тебя зачеркнуть всех рыбок, а яблоки обвести кружком». – Второй этап.

«На этой карточке нарисованы уже знакомые тебе геометрические фигуры. В квадратики забрались мухи, а в ромбах поселились гусеницы. Ты должен зачеркнуть во всех фигурках карточки и мух, и гусениц». – Третий этап.

Во время эксперимента необходимо обратить вниманиена поведение испытуемого:

– отвлекался от работы или нет;

– как часто требовалось напоминание о необходимости продолжить работу;

– часто ли испытуемый сверял свои действия с образцом;

– пытался ли проверять себя; если да, то как.

Фиксируемые параметры: 1) время заполнения каждой карточки; 2) количество допущенных ошибок при заполнении каждой карточки (пропуск нужной фигуры, ошибочный значок, лишние значки).

Обработка результатов:

Чтобы оценить уровень развития произвольного внимания ребенка 6-7 лет,необходимо подсчитать среднее время заполнения карточки по формуле:

= (1 + 2 + 3): 3,

где – среднее арифметическое время заполнения одной карточки, в секундах;

1 – время заполнения карточки 4, 2 и 3 – соответственно карточек 5 и 6.

Аналогично необходимо подсчитать среднюю величину количества ошибок:

= (1+2+3): 3,

где – среднее арифметическое количества ошибок;

1, 2, 3 – количество ошибок по результатам соответствующих этапов эксперимента.

Нормативы:

• 5.Цель: выявление уровня развития произвольного внимания, произвольной памяти («Треугольники»).

Описание: ребенку предлагают нарисовать в ряд определенное количество треугольников, некоторые из них необходимо заштриховать цветом, указанным взрослым. Повторять задание категорически запрещается. Если ребенок не запомнил, пусть делает по – своему.

Оборудование: коробка с цветными карандашами, лист бумаги. Протокол для фиксации полученных результатов.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Будь внимателен. Я объясню задание только один раз. Нарисуй в ряд десять треугольников. Заштрихуй красным карандашом третий, седьмой, и девятый треугольники».

Фиксируемые параметры: количество ошибок при выполнении задания.

6. Корректурная проба.

Цель: диагностика распределения и переключения внимания.

Описание: ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую сторону последовательно, должен как можно скорее зачеркивать разными способами три каких-либо различных элемента матрицы (лист 8).Например: елочку – поперечной чертой, мяч – вертикальной, а звездочку – крестиком. Необходимо фиксировать общее время выполнения всей работы (максимум 5 минут).

Оборудование: различного вида изображения – фигурные, буквенные, силуэтные и др. ; протокол для фиксации параметров; часы с секундной стрелкой, простые карандаши.

Инструкция: «В каждой строчке зачеркивай карандашом, изображенные предметы по образцу».

Фиксируемые параметры: время выполнения задания.

По результатам диагностики заполняется протокол для фиксации параметров на каждого ребенка.

Дефектолог подбирает специальные упражнения, направленные на коррекцию нарушений определенных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Учитель-дефектолог:

Дергачева Е. А.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/tema-oyer-razvitie-i-korekcija-vnimanija-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-problemami-v-razviti.html

Диагностика внимания детей дошкольного возраста (3-5 лет)

Диагностика внимание ребенок 5 лет

Методика “Найди и вычеркни”

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают матрицу (рис.1, рис. 2). На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов.

Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”.

В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е.

искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”. На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е.

за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал.

Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

S = (0,5N – 2,8n) / t

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 1, 2, просмотренных ребенком за время работы;

t — время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида,

на основе анализа, которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.

При построении:

 Графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

График устойчивости внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

10 баллов — все точки графика на рисунке не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике.

Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая №1

Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

Кривая №2

Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

Кривая№3

Представляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания

4. Кривая№4Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

Кривая№5

Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития свойств внимания ребенка в дошкольном возрасте:

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Матрица с фигурами для детей от 3х до 4х лет

рис. 1

Матрица с фигурами для детей от 5 до 6 лет

рис. 2

Приложение 3

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/20_416_diagnostika-vnimaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta---let.html

Диагностика внимания детей 3-5 лет. Методика 5. Найди и вычеркни (Немов Р.С.)

Диагностика внимание ребенок 5 лет

Набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продук­тивность, устойчивость, переключаемость и объем.

Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики пе­речисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию (методика 5, 6, 7 и 8), можно вывести общую, интег­ральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка.

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребен­ку показывают рис. 61. На нем в случайном порядке даны изоб­ражения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инст­рукцию следующего содержания:

—————

1 Этот рисунок рекомендуется использовать при изучении внимания трёх­четырёхлетних детей, а следующий далее рис. 7 — для диагностики внимания детей четырёх-пятилетнего возраста. При диагностике внимания детей стар­ше шести лет рекомендуется пользоваться матрицей с кольцами Ландольта, представленной на рис. 47.

Рис. 6. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трёх до четырёх лет.

Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырёх до пяти лет.

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово “начинай”, ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово “стоп”.

В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово “начинай”. Пос­ле этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычер­кивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово “конец”.

На этом выполнение задания за­вершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение кото­рых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание ис­кать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной ли­нией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмеча­ет на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие ко­манды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

S = (0,5N– 2,8n) / t

где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов — показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.

8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла.

6-7 баллов — показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла

4-5 баллов — показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла.

2-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла.

0-1 балл  — показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов — все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов — все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.

6-7 баллов — все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3.

4-5 баллов — все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4.

3 балла — все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребёнка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —.—.—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа – – – – – – Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа – – – – – – . Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии ———— . Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией – – – – – – – . Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания.

Выводы об уровне развития

10 баллов — продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

8-9 баллов — продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов — продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла — продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл — продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное пси­хологическое исследование с элементами математической ста­тистики. — 640 с. С. 73-80.

Источник: https://psixologiya.org/psixodiagnostika/metodiki/1626-diagnostika-vnimaniya-doshkolnikov-metod-najdi-i-vycherkni.html

Лечение Детей
Добавить комментарий