Физические упражнения для детей до 1 года

Лфк для детей до года

Физические упражнения для детей до 1 года

28.11.2018

Ребенку в первые месяцы жизни, необходимы ежедневные физические нагрузки, не только для физического развития, но и для психологического благополучия.

Лечебная физкультура для детей до года позволяет раньше начать ползать и ходить, регулярные занятия улучшают настроение, делают малыша более активным в стремлении познать окружающий мир, начать разговаривать.

Чтобы расслабить мышцы грудничка, комплекс упражнений необходимо совмещать с массажем.

Очень полезна лечебная физкультура для недоношенных детей и малышам с проблемным здоровьем.

Во время проведения занятий, дыхание становится более глубоким, повышается снабжения кислородом мышечной ткани и головного мозга, начинают активно работать практически все системы организма, улучшаются обменные процессы.

У грудничка развиваются двигательные навыки, ускоряется физическое развитие, он быстрее научится переворачиваться, а затем садиться и ходить.

Контакт родителей с ребенком при совместных занятиях улучшает настроение малыша, он получает много положительных эмоции от общения, начинает улыбаться и гулить. Все это ускоряет психологическое развитие, делает его более общительным.

Упражнения в лечебной физкультуре для детей до года, делятся на:

  • Рефлекторные, когда малыш их выполняет не осознанно.
  • Пассивные, когда их делают взрослые.
  • Активные, когда ребенок их делает сам.

Правила проведения Лфк для детей до года.

  1. Комплекс упражнений для физкультуры и массажа подбираются педиатром индивидуально для каждого, учитывая возраст и индивидуальные особенности. Желательно первое занятие провести в присутствии врача, следуя его советам.
  2. Гимнастику следует начинать через 45 минут после кормления или сна.

    Если малыш капризничает, не хочет заниматься, не стоит силой заставлять, необходимо взять его на ручки и когда он успокоится, начинать занятие.

  3. К занятиям ЛФК можно приступать по достижению ребенком 1 месяца. Гимнастика должна сопровождаться легким массажем и воздушными ваннами. После 6 месяцев массаж делается после комплекса упражнений.

  4. Для занятий подойдет любая ровная, на скользкая поверхность, покрытая теплой пеленкой с удобными подходами. Это может быть, как обычный стол, так и пеленальный столик.
  5. В комнате должна быть температура от 21 до 23 градусов, без сквозняков, но предварительно проветренная.
  6. У того, кто будет заниматься с крохой, руки должны быть тщательно вымыты с мылом, сухие и теплые, ногти подстрижены, украшения сняты, чтобы не повредить нежную кожу.
  7. Кроху необходимо полностью раздеть и накрыть пеленкой, открывая лишь те части тела, над которыми проводятся манипуляции.
  8. Время занятий вместе с массажем в первое время не должно превышать 15 минут.

    Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз. Не стоит перенапрягать малыша. Ежедневные нагрузки, как и сложность упражнений, должны увеличивать от месяца к месяцу по мере взросления.

  9. Поглаживать животик необходимо строго по часовой стрелке, во избежание проблем с пищеварением.

  10. Если во время ЛФК младенец закапризничает, то можно прерваться, отвлечь его яркой игрушкой или взять на руки. Самые не любимые движения можно перенести в конец комплекса.

При занятиях с грудничком необходимо ласково разговаривать и улыбаться, движения должны быть нежными и без лишних усилий, тогда ваш ребенок быстро привыкнет к ежедневной физкультуре.

ЛФК для детей 1-3 месяца.

Младенцам до 3 месяцев рекомендуется выполнять исключительно рефлекторные упражнения, основанные на врожденных реакциях организма.

  • При выкладывании новорожденного на животик, он рефлекторно поворачивает головку вбок, тренируя при этом мышцы спинки и шеи.
  • Если в этом положении, приложить ладонь к его пятачкам эмитируя легкий упор, то он попытается оттолкнуться, развивая мышцы ножек.
  • При проведении пальцем по стопам ножек, малыш сжимает и разжимает пальчики.
  • Если положить младенца на бок и провести в сантиметре от позвоночника пальцем, то он будет вытягивать спинку, тренируя мышцы спинки.
  • В качестве массажа аккуратно поглаживайте ручки от кончиков пальцев к плечам и ножки к бедрам.
  • Положите на спинку скрестив ручки на груди, а ножки подтянув к животику при этом головка будет стремиться наклониться вперед. Эта поза эмбриона полезна для тренировки шеи.
  • Держа под мышки в вертикальном положении, коснитесь ступнями поверхности столика, ни в коем случае не ставя малыша. При касании он начнет рефлекторно перебирать ножками.
  • После двух месяцев можно начинать делать упражнение «велосипед». Ложим на спинку, подгибаем ножки к животику и осторожно крутим велосипед.
  • По окончании комплекса поглаживаем животик по часовой стрелке, чтобы избежать колики

Все занятие должно сопровождаться легкими поглаживаниями для массажа, улыбкой и ласковой речью.

Лечебная физкультура для детей 4-6 месяцев.

Так как малыш подрос, можно вводить более сложные движения.

  • Положите ребенка на большей мяч, животиком вниз и покачивайте его, затем то же повторите, уложив на спинку. Это упражнение укрепит мышцы спинки и растянет позвоночник.
  • Круговые движения руками лежа на спинке. Руки поднимаются вверх за голову и опускаются через стороны в исходное положение.
  • Когда малыш лежит на спинке, положите ему сбоку игрушку, когда он потянется за ней, помогите перевернуться на бок, а затем и на животик.
  • Помогите ребенка приседать и вставать, придерживая его под мышки в вертикальном положении.
  • Положите на вытянутые руки животиком вниз, держа ладошками за плечи, а ножки должны упираться в вашу грудь. Качая кроху вверх и вниз изображая самолетик, у него тренируется вестибулярный аппарат.
  • Занятия должны сопровождаться поглаживанием, похлопыванием и растиранием в качестве массажа.

Физкультура для ребенка 7-9 месяцев. 

В 7 месяцев добавьте к уже знакомым движениям, несколько новых.

  • Не следует садить малыша насильно, просто предоставьте ему опору, позволив схватиться за ваши пальцы и самому попытаться сесть из положения лежа на спинке.
  • В положении лежа на животике, подложите под него ладони и поднимая вверх, поощряйте встать на четвереньки, чтобы окрепли ручки и ножки.
  • Положите перед крохой яркую игрушку и поманите, чтобы он сам добрался до нее.
  • Когда ручки достаточно станут сильными, можно выполнять упражнение «тачка». Малыш идет на ручках, а вы держите его за ножки, не поднимая их высоко.
  • Положите животиком на фитбол и придерживая за ноги наклоняйте мяч вперед позволяя достать игрушку, лежащую на полу.

В этом возрасте ежедневные занятия могут достигать 30 минут.

Физкультура для ребенка от 10 месяцев до года.

В этот период жизни дети очень подвижны, практически все ползают, а многие начинают ходить. Добавьте к привычным упражнениям игровую тематику.

  • Собирание игрушек в корзинку на скорость.
  • Ползание с вами на перегонки.
  • Отлично укрепляет мышцы совместная возня на полу, перелазание через диванные подушки и.т.д.
  • Не забывайте заканчивать физкультуру массажем: поглаживание, растирание ножек и ручек, похлопывание.

Лфк для детей до года не должна быть слишком трудной и не комфортной. Сделайте из ЛФК игру и получайте удовольствие вместе.

Противопоказания.

Полный запрет ЛФК встречается очень редко. Даже при серьезных заболеваниях врачи подбирают комплекс упражнений. Но все же они есть.

  • Высокая температура.
  • Серьезные заболевания сердца.
  • Некоторые заболевания костей и суставов.
  • Грыжи.
  • Почечная недостаточность
  • Серьезные заболевания печени.

В любом случае перед занятиями ЛФК необходимо проконсультироваться с вашим педиатром.

Лфк для детей до года Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vseprodetok.ru/razvitie-rebenka/lfk-dlja-detej-do-goda/

Упражнения для детей до 1 года

Физические упражнения для детей до 1 года

Упражнения в горизонтальном положении способствует развитию навыков движения в горизонтальной плоскости, акта хватания, органов чувств  (зрение, слух), речи, укрепляют мышцы шеи, спины, живота, которые участвуют в формировании осанки, способствует росту и развитию грудной клетки, активизируют дыхание и кровообращение.

С 1 до 3-4 месяцев применяют рефлекторные движения, которые способствуют укреплению и развитию основных групп мышц:

1. Рефлекторное ползание на животе. Полусогнутые ноги ребёнка отталкивается от рук методиста (рис. 1).

2. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении. Методика проведения та же, но туловище ребенка методист приподнимает на 5-10 см (рис. 2).

3. Рефлекторное ползание на спине. Исходное положение: ребёнок лежит на спине, на ладони методиста. Полусогнутыми ногами он отталкивается от другой ладони методиста (рис. 3).

4. Рефлекторные повороты. Исходное положение – на спине; левая рука методиста обхватывает нижнюю часть голени ребёнка. Правая рука методиста захватывает левую кисть или предплечье ребёнка. По счёту «раз» – поворот на бок, «два» – на живот, то же – в другую сторону (рис. 4).

5. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на спине. Методист фиксирует ноги ребенка одной рукой и яркой игрушкой старается вызвать зрительное сосредоточение. Движением игрушки вправо-влево можно вызвать поворот головы в соответствующую сторону.

6. Вызывание слухового сосредоточения в положении на спине. Выполнение упражнения Аналогично упражнению 5, но игрушка должно быть озвученная,  крупная.

7. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на животе. Методист слегка придерживает ребёнка за голени, другой рукой вызывает зрительное сосредоточение с помощью крупной яркой игрушки.

8. Вызывание слухового сосредоточения в положении на животе. Техника выполнения соответствует упражнениям 5, 7, но игрушка должна быть озвученной, крупной. Движением игрушки вправо-влево-вверх вызываются повороты головы вправо-влево, поднимание ее.

9. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса. Ребёнок лежит на животе. Левой рукой методист придерживает голени в средней трети, правой рукой показывает игрушку на расстоянии, чтобы заставить ребенка приподнять плечевой пояс (рис. 5).

10. Повороты на живот с помощью. Исходное положение на спине. Левой рукой методист придерживает голени ребёнка в нижней трети, четыре пальца правой руки методиста  захватываются  левой кистью ребенка.

  На уровне глаз ребёнка методист кладет игрушку. На счёт «раз» – поворот на правый бок, «два» –  на живот. Перед началом упражнения методист говорит: «возьмем игрушку».

Это упражнение повторяется с поворотом в другую сторону (рис. 6).

11. Активные повороты на живот. Исходное положение – на спине.  Методист обхватывает голени ребёнка в нижней трети правой рукой, левой рукой кладет игрушку слева или справа, примерно на расстояние вытянутых рук ребёнка, и предлагает достать ее:  «достань игрушку», «возьми игрушку» (рис. 7).

12. Ползание за игрушкой с помощью. Исходное положение –  на животе; полусогнутые ноги ребенка упирается в ладонь методиста. Игрушка впереди. Словами “достань игрушку” методист стимулирует ползание.

13. Ползание за игрушкой без помощи. Исходное положение –  на животе.  Методист предлагает взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

14. Вползание за игрушкой на наклонную плоскость.  На наклонной плоскости лесенки, горки ребёнок из положения на животе достаёт игрушки, находящиеся на разном расстоянии (рис. 8).

Упражнения для развития хватания

Упражнения, способствующие развитию акта хватания, одновременно укрепляют мышцы туловища, ног, рук.

1. Обхватывание игрушки рефлекторное. Исходное положение –  лежа на спине. Методист прикосновением игрушки к ладони ребёнка вызывает хватательный рефлекс и, слегка потряхивая (для расслабления мышц), поднимает руку  вперёд-вверх (амплитуда движения руки небольшая).  Это упражнение повторяется для правой и левой рук поочередно.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение –  на спине, ноги фиксированной рукой методиста. Ребёнок захватывает игрушку, находящуюся в руках методиста на уровне груди ребёнка и на расстояние полусогнутых или выпрямленных рук. Упражнение проводится поочередно для правой – левой и одновременно для двух рук. Захваченную игрушку как бы отнимают (рис. 9).

3. Захватывание игрушки в положении лёжа на спине. Одной рукой методист фиксирует ноги ребёнка и предлагает ему взять игрушку на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук поочередно правой – левой рукой и двумя руками одновременно ( рис. 10).

4. Захватывание игрушки из положения лёжа на животе. Методист одной рукой фиксирует ноги ребёнка, другой – показывает игрушку, удобную для захвата, и предлагает взять ее.

Игрушка может быть на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук ребёнка, который захватывает ее левой рукой, затем правой и двумя руками одновременно.

Захватывание игрушки, находящиеся на высоте примерно 10-15 см от гимнастического стола, является упражнениям для развития мышц шеи и спины (грудная часть); захватывание игрушки на высоте 30-40 см –  преимущественно для мышц поясничного отдела ( рис. 11).

Упражнения, способствующие развитию стояния, ходьбы

1. Пританцовывание. Методист поддерживает ребенка под мышки и ставит его на стол до соприкосновения стоп  с его поверхностью. Ребёнок производит сгибание ног на одну две секунды. Упражнение повторяют  три-четыре раза.

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение – лежа на спине. Полусогнутые ноги упираются в руки методиста – преодолевая сопротивление, ребёнок разгибает ноги. Это упражнение можно выполнять с мячом (рис. 12 , а, б, 13).

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Методист, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, насчёт «раз» присаживает его, «два» – ставит на ножки, «три, четыре, пять» – удерживая ребёнка на ногах, «шесть» –  возвращает ребенка в исходное положение.

4. Вставание на ноги с помощью. Исходное положение – лежа на животе. Методист берёт ребенка под мышки и насчёт «раз» ставит на колени на весу, «два» – ставит на ноги,  «три, четыре, пять» – удерживает ребенка на ногах, «шесть» – возвращает его в исходное положение (рис. 14).

5. Упражнение сесть-встать. Исходное положение на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Методист одной рукой фиксируют голени в нижней трети, другой –  держит руки. По слову «садись» ребёнок садится, «встань» – встает на ноги, затем садиться и по слову «ложись» принимает исходное положение (рис. 15).

6. Доставание игрушки со стола из положения стоя.

Исходное положение ребёнок стоит спиной к методисту, который фиксирует голени ребёнка левой рукой, правой рукой поддерживает туловище (рука находится на нижней части грудной клетки и верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берёт игрушку. А по просьбе «дай мне игрушку» выпрямляется и отдает ее методисту (рис. 16).

7. Доставание игрушки, находящейся на высоте. Ребёнок стоит. В руке у методиста игрушка, которую он предлагает достать (рис. 17).

8. Вставание на кубик и схождение с кубика. Ребёнок стоит. Методист берёт его сзади под мышки. Насчёт «раз» ребёнок встает на кубик, «два» – сходит с кубика. Упражнение усложняется изменением высоты кубика (15 см и выше).

9. Приседание. Ребёнок стоит на столе, держась за руки методиста, или же методист удерживает его под мышки. По просьбе «стань маленьким» ребёнок приседает, по просьбе «стать большим» – выпрямляется (рис. 18).

10. Влезание на стремянку. Методист поддерживает ребенка сзади под мышки. Ребёнок переступает по перекладинам стремянки (рис. 19).

11. Ходьба по доске с поддержкой. Методист водит ребенка по доске, поддерживая его за руку (попеременно правую и левую). Следит за осанкой, для чего показывает игрушку на уровне глаз ребенка.

Упражнения, способствующие развитию сидения

1. Попытка к присаживанию за плечи. Исходное положение – ребёнок лежит на спине, ноги его упираются в туловище методиста, который ладонями, проведенными за лопатки ребенка, слегка приподнимает его за плечи.

2. Попытка к присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине . Методист, фиксируя ноги и захватив руки ребёнка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс.

3. Неполное присаживание за руки. Методист одной рукой придерживает ноги, другой фиксирует руки –  присаживание неполное. Это упражнение укрепляет мышцы живота (рис. 20).

4. Присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксируется правой рукой методиста, левой рукой методист обхватывает руки ребёнка, по просьбе «сядем» присаживает ребёнка до положения сиденья. Примечание. Если при сидении спина ребёнка непрямая, то это упражнение  проводить не рекомендуется, а следует продолжать упражнение 3.

5. Присаживание с небольшой опорой. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой методист фиксирует его ноги, другой захватывает левую или правую кисть поочерёдно. По просьбе «садись» помогает ребёнку присесть до положения сидя, затем по просьбе «ложись» или «надо лечь» помогает ребенку лечь на спину.

6. Присаживание за предмет. Данное упражнение проводится с игрушкой, кольцом, палочкой или другим предметом.

7. Присаживание по слову. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксированны методистом. По просьбе «садись» ребенок присаживается, по просьбе «ложись» – принимает исходное положение лежа на спине (рис. 21).

Источник: https://dreamsmedic.com/spravochniki/gimnastika-dlya-detej-do-7-let/gimnastika-dlya-detej-do-1-goda/uprazhneniya-dlya-detej-do-1-goda.html

Гимнастика для детей грудного возраста (до года)

Физические упражнения для детей до 1 года

Гимнастику детям до года рекомендуют проводить все педиатры. Упражнения укрепляют мышцы, способствуя развитию, учат малыша садиться, ползать, ходить. Какие это необходимые умения!

Давайте вместе научимся проводить 
гимнастику для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года на простых комплексах.

Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев

После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.

Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.

Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.

Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.

Общая продолжительность занятий 8—10 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев

1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) — лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4—6 раз). Цель — углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.— то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4—6 раз). Цель — укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).

3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.— лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед.

Головку слег­ка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите на­зад до наибольшего сближения лопаток (1—2 раза).

Цель — укрепление мышц спины и плечевого пояса.

4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. — лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1—2 раза). Цель — укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.— лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1—2 раза). Цель — укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.

6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.— лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1—2 раза). Цель — укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.

7. Ползание. И. п. — лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4—6 раз). Цель — укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).

8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.— стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1—2 раза). Цель — укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.

Возрастные особенности детей от 9 месяцев до года

Девятимесячные дети при небольшой поддержке хорошо стоят. Вот почему некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения. В этом возрасте возникает понимание речи, поэтому и упражнения сопровождайте краткими словами.

Десятимесячные недолго стоят без опоры, ходят, придерживаясь, например, за каталку.

Одиннадцатимесячные долго стоят без опоры, ходят при поддержке за одну ручку, пытаются делать первые шаги.

Годовалые дети начинают самостоятельно ходить; стоя без опоры, приседают и выпрямляются.

Общая продолжительность занятий 10—12 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 9 месяцев до года

1. Круговые движения руками. И. п.— лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок и взрослый держатся за небольшие кольца. Круговые движения производите в одну и другую стороны (4—6 раз). Цель — углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Приподнимание выпрямленных ног. И. п.— то же. На высоте выпрямленных ножек поднимите палочку и со словами «выше», «выше» добейтесь, чтобы ребенок дотянулся до нее ногами (2—3 раза). Цель—укрепление мышц брюшного пресса и углубление дыхания.

3. Вставание на ноги из положения лежа на животе. И. п. — лежать на животе, ногами к переднему краю стола. При помощи колец, за которые держатся ребенок и взрослый, помогите встать на ножки малышу (1 — 2 раза). Цель — укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

4. Наклон и выпрямление туловища. И. п. — стоять, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка положите игрушку, удобную для захватывания.

Одной рукой придерживайте малыша за колени, а другой за животик. Со словами «возьми», «возьми» добейтесь, чтобы он взял игрушку и снова выпрямился (2—3 раза).

Цель—укрепление мышц спины, живота и разви¬тие координации з работе мышц туловища (рис. 3).

5. Сгибание и разгибание рук. И. п.— стоять лицом к взрослому и держаться за кольца, которые одновременно держит и взрослый. Производите попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах (6—8 раз). Цель — укрепление рук и мышц плечевого пояса.

6. Приседание. И. п.— то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, побуждают его к приседанию, произнося: «присядь», «присядь» (2—3 раза). Цель — укрепление мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса (рис. 4).

7. Ходьба за каталкой. Держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой, ребенок шагает за ней в течение 1—2 минут. Цель—развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Мамочки, внимание! Если у ребеночка есть особенности в развитии, врач наверняка “пропишет” вам специальную лечебную гимнастику для детей до года.

И напоследок очень полезное видео, которое наглядно покажет, как проводить массаж и гимнастику с детьми до 1 года:

Источник: https://mamotvet.ru/gimnastika-dlya-detej-grudnogo-vozrasta-do-goda/

Лфк для детей до года: примеры комплексов, противопоказания

Физические упражнения для детей до 1 года

Гимнастика необходима каждому человеку. При этом, малышам первого года жизни, регулярные физические упражнения помогают не только окрепнуть физически, но и оказывают благотворное психологическое воздействие.

ЛФК для детей до года, правильно и систематически выполняемая, позволяет крохе быстрее начать ходить и говорить. Взаимодействие с любящими родителями улучшает настроение, делает ребенка подвижным и любознательным.

Конечно, необходимый комплекс упражнений и правильность их выполнения, обязательно контролируются педиатром, с первых месяцев жизни физкультуру необходимо совмещать с массажем, это позволяет снять повышенный тонус мышц характерный для грудничков.

Цели и задачи ЛФК для детей

ЛФК это не только комплекс упражнений. В понятие лечебной физкультуры входят также массаж, плавание, солнечные и воздушные ванны. Ежедневные занятия тонизируют, улучшают обменные процессы, малыш лучше развивается, происходит становление двигательных реакций.

Тактильный контакт при гимнастике и массаже улучшает настроение, вызывает позитивные эмоции.

Особенно важны упражнения для недоношенных детей или ребятишек у которых имеются проблемы со здоровьем.

Во время гимнастики мышцы усиленно снабжаются кислородом, дыхание становиться более глубоким, а значит укрепляются не только мышцы, активно участвуют в процессе практически все системы организма, в том числе головной мозг. Малыш учится правильно двигаться, переворачиваться, а чуть позже ползать, раньше начинает гулить и становится более общительным. Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

Основная задача ЛФК для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм.

Упражнения для гимнастики и массаж подбирается специалистом, первые занятия проводятся под присмотром педиатра, необходимо в точности выполнять указания врача.

Все упражнения подразделяются на рефлекторные, когда движения выполняются детьми неосознанно, пассивные, если их малышу делает мама и активные, в случае если ребенок их производит сам.

Особенности лечебной гимнастики для малышей

Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.

Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.

Важно! Комплекс упражнений вместе с массажем не должен занимать более четверти часа.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.

Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.

Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.

Правила проведения ЛФК

Для упражнений идеально подойдет пеленальный или обычный стол застеленный теплой пеленкой. Главное, не скользкая ровная поверхность и возможность свободного подхода к малышу.

Человеку, проводящему занятия, следует тщательно вымыть руки, они должны быть чистыми, сухими и теплыми, чтобы не поранить нежную кожу младенца, нужно коротко остричь ногти,  снять часы и украшения.

Занятия начинают, не менее, чем через 45 минут после кормления, помещение, в котором будут проводится гимнастика, тщательно проветривают.

Каждое упражнение выполняют 3-5 раз.

Если малыш плохо себя чувствует, сильно капризничает, следует отменить процедуру до полного восстановления и перед возобновлением занятий обязательно проконсультироваться с педиатром.

Младенца, старше 1 месяца, для занятий можно полностью раздеть, новорожденных детей укрывают пеленкой и поочередно открывают места для массажа. Крохам упражнения чередуют с массажем, с детьми старше 6 месяцев, сначала выполняют необходимые упражнения, а массажем завершают занятия.

По мере взросления, комплексы упражнений усложняются. ЛФК для детей 1-2 лет содержат упражнения с игрушками, в этом возрасте вполне можно проводить совместные занятия, подавая малышу личный пример.

Комплексы упражнений

Все приведенные комплексы упражнений и элементы массажа, рекомендованы исключительно для здоровых малышей.

1-3 месяца

С новорожденными выполняют только рефлекторные упражнения. Они основаны на использовании врожденных рефлексов малыша:

  1. Выкладывание на животик. При этом ребенок рефлекторно поворачивает голову вбок, тренируются мышцы шеи и спины. Если в это время к пяточкам подставить ладони создав легкий упор, он будет пытаться двигаться вперед.
  2. Поглаживание стоп. Следует пальцем осторожно проводить по стопам ребенка, он будет сжимать и разжимать пальчики.
  3. Кроху укладывают на бок и осторожно проводят пальцами с обеих сторон позвоночника, примерно в сантиметре от позвоночного столба. Малыш при этом вытягивает спинку.
  4. Нежно поглаживают ручки и ножки малыша, от пальчиков вверх к плечам и бедрам.
  5. Укладывают малыша на спинку, ножки подтягивают к животу, ручки скрещивают на груди, головка тоже легко направляется к груди. Эта поза называется «эмбрион». Следует зафиксировать малыша на 0,5-1 минуту.
  6. Удерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, стопами касаются стола, малыш при этом обязательно начнет перебирать ножками.
  7. С 2 месяцев можно выполнять с ребенком «велосипед», ножки сгибают в коленках, подтягивают к животу и осторожно «крутят педали».

Заканчивают гимнастику поглаживанием животика по часовой стрелке. Это позволяет улучшить пищеварение и избавить малыша от колик. Все упражнения делаются осторожно и сопровождаются ласковой речью и улыбкой.

4-6 месяцев

Ребенок подрос, усложняется и комплекс упражнений. С 4 месяцев можно покачивать его на мяче. Кроху укладывают животиком на специальный мячик с разведенными в стороны ручками и ножками. Необходимо следить, чтобы он не соскользнул с мяча. Затем, упражнение повторяют уложив ребенка на спинку. Такая гимнастика растягивает позвоночник, укрепляет мышцы спины.

  1. Круговые движения руками. Ручки скрещиваются на груди, затем вытягиваются вверх и через стороны возвращаются в исходное положение.
  2. Повороты на живот. Сбоку от ребенка кладут любимую игрушку и ласково поощряют малыша повернуться в ее сторону, затем помогают ему перевернуться на животик.
  3. Поддерживая малыша под мышки помогают ему присесть, а затем выпрямиться.
  4. Ребенка укладывают на ладони на живот, ножками малыш упирается в грудь человека выполняющего с ним упражнения и приподнимают кроху имитируя «самолетик».

В массаже присутствуют поглаживание, растирание, легкие постукивания.

7-9 месяцев

После полугода к знакомым и любимым упражнениям добавляются новые.

  1. Позволив ребенку крепко ухватиться за Ваши пальцы, тяните его вверх, чтобы он упирался пытаясь сесть. Не следует сажать ребенка насильно, просто предоставьте ему опору.
  2. Положив ребенка на живот слегка поднимайте его подложенными под животик ладонями, поощряя его встать на четвереньки. Когда ручки достаточно окрепнут, кладите перед ребенком яркую игрушку, чтобы ребенок дополз до нее.
  3. Игра в «тачку». Ребенка кладут на животик, затем поднимают его ножки, чтобы он двигался вперед перебирая руками.
  4. Занимаясь на фитболе (специальном мяче), следует покачивать малыша и поддерживая его за ножки позволить ему достать лежащую у мяча яркую игрушку.

Комплекс упражнений в этом возрасте занимает 30 минут.

10-12 месяцев

В этом возрасте малыш уже очень активно двигается, многие начинают ходить.

Следует поощрять ребенка собирать яркие игрушки, складывать в корзинку мячики. Если ребенок самостоятельно не ходит, нужно водить его под мышки, устраивать соревнования по совместному ползанью.

Хорошо укрепляет мышцы совместная возня, перелазанье через положенную на полу гимнастическую палочку. Конечно, кроху следует поддерживать, помогать ему, и всячески подбадривать.

ЛФК для детей 1 года не должна быть утомительной и слишком сложнной.

Превратите занятия в игру и тогда вместе с ребенком Вы получите море положительных эмоций.

Противопоказания к ЛФК

Даже при очень серьезных патологиях полные противопоказания к занятиям ЛФК встречаются крайне редко, обычно подбирается специальный комплекс, который выполняется под строгим контролем специалиста.

Противопоказаниями к занятиям являются:

  • наличие температуры;
  • тяжелые сердечные патологии;
  • заболевания костей и суставов;
  • острая почечная и печеночная недостаточность;
  • обширные грыжи у малыша.

Постоянный контакт с врачом, ответственное и внимательное отношение к ребенку, залог его хорошего психического и физического развития.

ЛФК важна не только для крох до года, для более старших ребятишек, гимнастика и подвижные игры не менее значимы. Именно поэтому существуют специальные ЛФК для детей 3 лет, при необходимости врач может подобрать ЛФК для ребенка 6 лет и даже более старшего возраста.

Источник: https://Fiziotera.ru/lfk-dlya-detei-do-goda/

Гимнастика для детей от 1 года: примеры упражнений

Физические упражнения для детей до 1 года

Каждый родитель знает, как полезна физическая активность для развития маленьких детей.

И ограничивать ее не стоит: дети должны постоянно бегать, прыгать, ползать, преодолевать преграды, лазать по канатам или деревьям, кататься на велосипеде или самокате… При всем этом в распорядке дня малыша обязательно должно быть место для гимнастики, во время которой ребенок выполняет упражнения, совершенствуя свои движения.

Деткам до года гимнастику проводят родители, приводя в движение ручки и ножки. Но к году дети обычно начинают самостоятельно ходить, позже учатся приседать и вставать, могут повторять простые движения за взрослыми. Расскажем, какой должна быть гимнастика для детей от 1 года.

Совершенствуем навыки

Итак, детки после года активно осваивают двигательные навыки: учатся бегать, прыгать, проползать под препятствиями или переползать через них, лазать на возвышения, преодолевать лестницы, качаться на качелях, скатываться с горок, ходить по бревну… Но движения их, конечно, пока неловкие и несогласованные, координация и равновесие развиты очень слабо. Поэтому с годовалого возраста и до тех пор, пока малышу не исполнится 3–4 года, задача взрослых – подбирать упражнения, которые помогут крохам стать ловкими и развить координацию движений, научат держать равновесие.

Кроме того, гимнастика для детей от 1 года и старше помогает:

  • укреплять иммунитет;
  • развивать выносливость;
  • правильно дышать (что способствует лучшему насыщению органов и тканей кислородом);
  • чувствовать свое тело в пространстве;
  • улучшать обменные процессы;
  • укреплять мышцы, связки, суставы, скелет;
  • улучшать осанку;
  • нормализовать работу нервной системы;
  • улучшать пищеварение;
  • нормализовать сон;
  • развивать чувство ритма.

Если во время гимнастики малыш выполняет движения по кругу или квадрату, он, к тому же, выучит эти простые фигуры. Поворачиваясь в стороны, шагая в разных направлениях, закрепит понятия «лево-право», «вперед-назад».

В процессе подвижных гимнастических игр ребенок развивает смелость, настойчивость, уверенность в себе, упорство. Так что ценность гимнастических упражнений не ограничивается только улучшением физических показателей.

Общие правила

Главное, на что родители должны ориентироваться, подбирая упражнения для малышей, – соответствие навыкам крохи, постепенное усложнение по мере развития ребенка.

То есть движения должны быть ему доступны и легко выполнимы.

Поначалу это будет просто ходьба, приседания, ползание, затем к ним добавляют преодоление преград, лазание по канатам, веревкам, прыжки, игры с мячом, обручем, игрушками и т. д.

Что еще важно знать об организации гимнастических занятий с малышами?

  • В гимнастический комплекс нужно включить 5–6 упражнений, затрагивающих все мышечные группы (рук, плеч, ног, пресса, спины, шеи), причем их нужно чередовать.
  • Упражнения для рук и ног могут выполняться быстрее, чем для туловища.
  • Дышать ребенок должен через нос, при этом не задерживая дыхание.
  • Чтобы сделать занятие более интересным, в комплекс включают пару упражнений-подражаний, которые могут объединиться в сюжетную игру.
  • Нельзя заниматься натощак, а также сразу после приема пищи, необходимо подождать примерно час.
  • Гимнастику проводят ежедневно либо через день, на это отводится от 5 до 15 минут (ведь детки в таком возрасте не могут долго концентрировать внимание и очень быстро утомляются).
  • Упражнения повторяют от 3 до 5 раз.
  • Ели позволяет погода, занятия лучше проводить на свежем воздухе (например, во время прогулки).
  • Обязательно в комплекс включают ходьбу и упражнения на восстановление дыхания.
  • Малыши склонны подражать, поэтому движения в гимнастике могут и должны имитировать движения животных, героев мультфильмов или сказочных персонажей.
  • Полезно использовать материал, имеющийся под рукой (на улице это игровые площадки, деревья, пни, камешки, холмики, бордюры; дома – стулья, столы, ковры, подушки и т. д.).
  • Если ребенок устал или начинает протестовать, капризничать – занятие лучше остановить. Против воли ребенка они пользы не принесут.
  • Для занятий утренняя или вечерняя прогулка прекрасно подходят. Главное, чтобы активные физические упражнения не проводились сразу после дневного сна или менее чем за 2–3 часа до сна ночного.

Когда заниматься нельзя?

Наверняка многим известно, что любые нагрузки противопоказаны деткам, недавно перенесшим профилактическую прививку. Но это, оказывается, далеко не единственная причина, по которой гимнастику придется отменить.

Существует целый ряд заболеваний, при которых гимнастические занятия под запретом:

  • любые состояния, сопровождающиеся повышением температуры и лихорадкой;
  • различные воспалительные поражения кожи (в том числе гнойные), а также мышц, костей, лимфоузлов или подкожной клетчатки;
  • атрофия;
  • заболевания костей, сопровождающиеся их болезненностью и ломкостью;
  • острый артрит, туберкулез костей или суставов;
  • острый нефрит или гепатит;
  • рахит;
  • врожденные пороки сердца;
  • геморрагический диатез, гемофилия;
  • туберкулез в активной форме;
  • большие грыжи (паховые, пупочные, мошоночные, бедренные).

Иногда мы не можем «на глазок» определить наличие у малыша того или иного заболевания. Поэтому прежде чем начинать с ним активные физические занятия, проконсультируйтесь с педиатром.

Играем в гимнастику

Самый лучший способ организации гимнастический занятий для маленьких детей – превратить их в игру, сопровождаемую веселой музыкой, песенками, стихотворениями и подражаниями различным действиям. Так крохам будет интересно. Игра для них – лучшая мотивация.

Например, можно разыграть веселое детское стихотворение («Мишка косолапый», «Идет бычок, качается» или любое другое, описывающее действия). Детки могут топать, как медвежата, скакать, как зайчата, прыгать, как воробушки, изгибать спинки и потягиваться, как кошечки, гудеть, как паровозики, летать, как самолетики, сопровождая движения соответствующими звуками…

Еще веселее разыграть забавную песенку («В Африке горы – вот такой ширины», «Каравай», «Танец маленьких утят» и другие).

Существует также множество забавных потешек, мотивирующих ребенка начать занятие. Примеры их можно найти в детских книжках или сочинить самим. Это несложно, главное – мотивация:

Малыши, малыши

Выходят на площадку,

Станут по порядку

И начнут зарядку.

Станут наши малыши

Крепыши, крепыши!

Гимнастические комплексы для малышей должны включать:

  • общеразвивающие упражнения (укрепляющие мышцы пресса, спины) – «Лодочка», «Велосипед» и др.;
  • задания на совершенствование ходьбы, бега – подвижные имитационные игры («Дождик», «Лошадки», «Воробушки»);
  • для развития меткости («Кегли», «Попади в корзинку, мяч»);
  • простые акробатические упражнения (преодоление небольших препятствий, быстрое приседание и подъем);
  • музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма – сопровождающиеся стихами или песенками.

Составляем комплекс

Упражнения для детей усложняются по мере их роста. Если в год это совсем простые имитации и движения (приседания, наклоны), то постепенно они усложняются. Так, к 2 годам ребенку можно предложить такой вариант гимнастики:

  • ходьба вверх и вниз по наклонной поверхности (доске), упражнение можно сопровождать стихотворением «Идет бычок, качается»;
  • «Кошечка» — шаги и прыжки в разных направлениях под стихотворение «Кошка на зарядке»;
  • «Змейка» — проползание под невысоко растянутой веревкой;
  • «Баскетболист» — бросание мяча вперед из-за головы (на расстояние до метра);
  • «Цапля на болоте» — перешагивание через «кочки» (мячи);
  • «Тюлень» – поднимание мяча перед собой вверх, лежа на животе;
  • «Скалолаз» — преодоление лесенки до 1,5 метров (1–2 раза);
  • имитационные движения на расслабление кистей рук (под стихотворение «Наши пальчики устали»).

К 3 годам занятия могут стать еще более сложными (но от этого не менее интересными):

  • «Часовые на посту» — перешагивание по разложенным на полу цветным кружкам;
  • «Бегущие лошадки» — бег со сменой темпа (до 20 секунд);
  • «Метатель» — бросание мяча каждой рукой по очереди (цель – на расстоянии около метра);
  • упражнение на пресс – подъем туловища («гусеница ищет завтрак», например, или «Ванька-встанька»), ноги фиксирует взрослый;
  • «Лодочка» — поднимание вверх прямых рук и туловища из положения на животе;
  • «Лягушонок» — прыжки двумя ногами через лежащую на полу веревку или палку;
  • ходьба со сменой опоры (на носки или пятки) под стихотворение «Цапля ходит по болоту»;
  • «Стряхиваем снежинки» — движения на расслабление рук и ног.

Итак, чтобы организовать гимнастические занятия с малышами после года, важно учитывать их возраст, физические умения, состояние здоровья и эмоций, время суток, а также необходимость в мотивации. При этом важно не просто играть, использовать музыку или потешки, но и вдохновлять собственным примером. Только тогда ребенок будет считать гимнастику неотъемлемой частью жизни.

Источник: https://Razvivashka.online/fizicheskoe/gimnastika-dlya-detey-ot-1-goda

Лечение Детей
Добавить комментарий