Физические упражнения для детей дошкольного возраста

Развивайте силу с детства или физкультура для дошкольников

Физические упражнения для детей дошкольного возраста

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?

Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребенка.

«Дерево гни, покуда оно молодо, дитя учи, пока оно не выросло».

Старая Вьетнамская пословица.

Как известно, от рождения до 2—3 лет ребенок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лежа, затем – ползать на четвереньках, далее – вставать и, наконец, ходить, в этом возрасте, понятно, нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и все это под неусыпным оком специалиста или родителя.

Развивающая физкультура для дошкольников

Другое дело — дети, достигшие четырехлетнего возраста, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста (возрастной диапазон: от 3,4 до 6,7 лет), который в народе образно называют золотым.

Ребенок к 4-м годам уже свободно выполняет простейшие движения, уверенно ходит, бегает, говорит, мыслит, ориентируется в пространстве.

В этот период дети удивляют своих родителей, пытаясь помочь им в работе, подражают практически во всем.

Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет. Однако нельзя забывать, что в этот период у дошкольников все же еще ограниченные, слабо развитые двигательные возможности. В основном у них преобладают движения, в которых участвуют преимущественно крупные мышечные группы. Тяжелой нагрузкой для них являются однотипные движения, которые вызывают в детском организме повышенную утомляемость, а также длительное сохранение одной стабильной фиксированной позы. Учитывая это, не забывайте при проведении занятий, особенно с включением силовых элементов, чередовать упражнения с отдыхом.

Физические развивающие занятия для дошкольников рекомендовано проводить по нескольку раз в течении дня в виде имитационных движений и игр продолжительностью от 15 до 30 мин (для деток 4 лет: по 15-20 мин; для малышей 5-7 лет: по 20-30 мин). Подбор и дозировка упражнений должны зависеть от возрастных особенностей детей. Так, в занятие с малышами 4-6 лет рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений. Каждое упражнение желательно повторять от II до VI раз.

При проведении занятий (особенно на начальном этапе) не забывайте об индивидуальных особенностях своего ребенка.

Разнообразие двигательных возможностей детей требует индивидуального подхода к ним со стороны родителей и педагогов, что особенно важно при занятиях физическими упражнениями.

Как известно, дети в этом возрасте большую часть своего времени уделяют играм. Поэтому и физкультурные, спортивные развивающие занятия для дошкольников должны строиться в виде игры.

Упражнения могут состоять из разнообразных подражательных движений. Желательно, чтобы каждое упражнение имело свое сказочное или шутливое название и легко запоминалось. Например, “Чебурашка”, “Паровозик”, “Зайчик” и т. д.

Такие упражнения детям интересны и малоутомительны.

Если вы решили составить для своего ребенка комплексы упражнений, то они должны быть подобраны так, чтобы, помимо силы, развивали и другие качества, такие, как координация движений, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Упражнения должны также охватывать различные мышечные группы ребенка. Недопустимо, чтобы во время занятий выполнялись упражнения, например, лишь для мышц нижних или верхних конечностей.

Не менее важным условием эффективности занятий физкультурой с детьми является постепенность (начинать с небольшого количества упражнений и от занятия к занятию прибавлять одно-два). Необходима и последовательность выполнения упражнений — от простых к более сложным.

Ведь нервная регуляция сердца ребенка несовершенна, а потому ритм его сердечных сокращений быстро сбивается, а сердечная мышца при неадекватном физическом воздействии довольно-таки быстро утомляется.

Тем более что для дошкольника практически любое элементарное упражнение, повторяемое многократно с изменением темпа выполнения, уже само по себе способствует развитию силы у дошкольника.

Перед тем как начать занятие с ребенком, желательно объяснить ему содержание упражнения, затем показать его и только потом дать попробовать сделать. Старайтесь, чтобы объяснение не было долгим, так как усидчивость и внимание у малышей, особенно в 4-летнем возрасте, бывает неустойчивым, и они фактически не способны сосредоточиться на продолжительном объяснении.

Еще раз напоминаем, что любое упражнение, выполняемое ребенком многократно, уже является для него непосильным. Одновременно развиваются и другие двигательные качества. Все эти несложные упражнения удобно делать в квартире.

Итак, не забывайте следующие правила проведения занятий с малышами:

  1. Продолжительность занятий с детьми 4 лет должна составлять 15—20 мин, соответственно с детками 5—7 лет — 20—30 мин.
  2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.
  3. Каждое упражнение необходимо выполнять от II до VI раз(повторений) в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребенка.
  4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.
  5. Упражнения (в том числе и силовые) должны быть преподаны ребенку в виде имитационных движений и игр.
  6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.
  7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.
  8. Соблюдайте правило постепенности и последовательности.
  9. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Зная эти девять правил, каждый из родителей сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс.

А пока мы предлагаем вам разучить с детьми следующие упражнения…

Комплекс силовых упражнений для деток 4,6 лет:

1. “Маятник”

Исх.Пол.: стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы I) вправо, II) влево, III) вперед, IV) назад.

2. “Волна”

Исх.Пол.: стойка – ноги врозь, выставить руки в стороны. Поочередно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

3. “Вертушка”

Исх.Пол.: стойка – ноги вместе, руки – параллельно корпусу вниз. На каждый счет вращать  туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. “Мельница”

Исх.Пол.: стойка – ноги врозь пошире с наклоном корпуса вперед, держим руки – в стороны. На каждый счет вращение корпуса то вправо, то влево.

5. ” Крокодильчик”

Исх.Пол.: упор лежа. Передвигаться вперед на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. “Ножницы”

Исх.Пол.: горизонтально лежа на спине (в упоре на предплечьях), ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочередно делать  скрестные движения выпрямленными ногами.

7. “Качели”

Исх.Пол.: лежа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. “Лягушка”

Исх.Пол.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног. Постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. “Зайчик”

Исх.Пол.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперед. Спину держать ровно.

10. “Кенгуру”

Исх.Пол.: стойка – ноги вместе, с руками внизу. В темпе оттолкнуться, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Подборка силовых упражнений в парах для детей дошкольного возраста:

1. “Пружинка”

Исх.Пол.: расположившись лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счет осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

2. “Бабочка”

Исх.Пол.: встав на левую ногу (при этом правая – согнута в колене) и опираясь о голень опорной ноги, руки разведите в стороны. Удерживая равновесие, проделать ритмичные взмахи прямыми руками вверх-вниз. Затем сменить и. п. ног. Для облегчения упражнение можно выполнить стоя ноги врозь.

3. “Качели”

Исх.Пол.: стоя друг напротив друга и ухватившись за руки, выполнять поочередные приседания.

4. “Велосипед”

Исх.Пол.: сед согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счет поочередно выполнять сгибание/разгибание ног.

5. “Пила”

Исх.Пол.: аналогичное. На каждый счет одновременно сгибать и разгибать ноги.

6. “На лодочке”

Исх.Пол.:  аналогичное, но взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

7. “Гусеница” (Кто быстрее?)

Исх.Пол.: сед согнув ноги. По команде “Марш!”, помогая руками и ногами продвигаться вперед, а затем назад.

8. “Ласточка”

Исх.Пол.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Поочередно на одной ноге сделать «Ласточку» (равновесие), удерживая его как можно дольше. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно.

9. “Пистолетик”

Исх.Пол.:  аналогичное. Счёт: 1—2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперед; счёт: 3—4 – вернуться в Исх.Пол.; счёт: 5—8 — то же, но сменив положение ног.

10. “Корзиночка” (Кто дольше?)

Исх.Пол.: упор лежа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1—2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.

11. “Вертолет”

Исх.Пол.: сед ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.

12. “Мячик”

Упражнение исполняется по очереди.

Исх.Пол.: стойка – ноги врозь, держать руки вперед. Партнер приседает, руки на пояс и подскакивает, при этом стоящий вытянутыми руками слегка касается его головы. Затем поменяться ролями.

13. “Паровозик”

И. п.: присед, руки согнуты в локтях, партнер сзади. Одновременно друг за другом продвигаться вперед, а затем назад на согнутых ногах.

14. “Стойкий оловянный солдатик” (Кто дольше?)

Исх.Пол.: стойка – ноги вместе, удерживать руки на пояснице. 1—2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на правой.

15. “Карусель”

Исх.Пол.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить [И. П.] и аналогично влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

Источник: http://www.fitness-bodybuilding.ru/theory/sekreti/doshkolnikam.html

Силовые упражнения для дошкольников

Физические упражнения для детей дошкольного возраста

О том, что детям полезно заниматься физическими упражнениями, знает практически каждый родитель. А вот можно ли детям выполнять и нужны ли им силовые упражнения? И сколько времени им должно отводиться на физкультурные занятия? С какого возраста их выполнять?

Полагаю, что на эти и другие подобные вопросы сумеют дать правильный ответ не все родители, ибо потребуются знания, хотя бы в общих чертах, возрастной физиологии ребёнка.

Как известно, от рождения до 2-3 лет (ранний возраст) ребёнок последовательно приобретает способность удерживать голову, сидеть, стоять, поворачивать туловище в положении лёжа, затем – ползать на четвереньках, далее – вставать и, наконец, ходить и бегать. В этом возрасте нет смысла говорить о каких-либо силовых упражнениях: малышу необходимы специальная гимнастика, водные и закаливающие процедуры, массаж — и всё это под неусыпным оком специалиста или родителя.

Другое дело — дети, достигшие трёх-четырёх лет, или, как принято называть в педагогике, дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте интенсивно идут процессы роста и увеличения массы тела (рост прибавляется примерно на 6 см, а масса тела ребёнка повышается на 2 кг в год), совершенствуются движения, укрепляется мышечная система, вследствие чего дети становятся заметно тоньше, отличаясь этим от малышей до 3 лет.

Существуют правила проведения занятий с малышами:

1. Продолжительность занятий с детьми 4 лет должна составлять 15-20 минут, соответственно с детками 5-7 лет — 20-30 мин.

2. В одно занятие рекомендуется включать от 6 до 15 упражнений.

3. Каждое упражнение необходимо выполнять от двух до шести раз в зависимости от возрастных особенностей и двигательной подготовленности ребёнка.

4. Не забывайте чередовать упражнения с отдыхом.

5. Силовые упражнения должны быть преподаны ребёнку в виде имитационных движений и игр.

6. Каждому упражнению придумайте шутливое название.

7. Комплекс должен состоять из упражнений на различные мышечные группы, развивающие разнообразные физические качества.

8. Соблюдайте правило постепенности и последовательности.

9. Учитывайте индивидуальные особенности ребёнка.

Зная эти девять правил, каждый из Вас сможет правильно подобрать упражнения для малышей и грамотно составить комплекс. А пока мы предлагаем Вам разучить с детьми следующие упражнения…

Комплекс силовых упражнений для детей 4-6 лет:

1. «Маятник».

И.П.: стойка – ноги врозь, зафиксировать руки на голове. На каждый счёт выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.

2. «Волна».

И.П.: стойка – ноги врозь, руки в стороны. Поочерёдно волнообразные движения руками, напрягая руки в конечной фазе.

3. «Вертушка».

И.П.: стойка – ноги вместе, руки параллельно корпусу вниз. На каждый счёт вращать туловище то вправо, то влево, при этом свободно перемещая руки в сторону каждого поворота.

4. «Мельница».

И.П.: стойка ноги на ширине плеч с наклоном корпуса вперед, держим руки – в стороны. На каждый счёт вращение корпуса то вправо, то влево.

5. «Крокодильчик».

И.П.: упор лёжа, передвигаться вперёд на одних руках. Избегайте прогиба в пояснице, ногами не помогать.

6. «Ножницы».

И.П.: лёжа на спине в упоре на предплечьях, ноги слегка приподняты над уровнем пола. Поочерёдно делать скрёстные движения выпрямленными ногами.

7. «Качели».

И.П.: лёжа на животе, удерживать руки вдоль торса, ноги немного разведены. Взяться руками за голени ног, прогнуться и покачаться.

8. «Лягушка».

И.П.: упор присев, ноги врозь. Просунуть руки между ног, постараться выполнить отрыв ног от пола, удерживаясь на одних руках. Удерживать позу или попрыгать.

9. «Зайчик».

И.П.: упор присев, руки на затылке. Прыжки в упоре присев, с поступательным продвижением вперёд. Спину держать ровно.

10. «Кенгуру».

И.П.: стойка ноги вместе, руки внизу. Сильно оттолкнуться от пола, в высшей точке пригнуть ноги и прижать их к груди. Приземлившись снова повторить прыжок.

Силовые упражнения в парах для детей:

1. «Пружинка».

И.П.: стоя лицом друг к другу на дистанции согнутых рук, упираясь друг в друга ладонями. На каждый счёт осуществлять сгибание и разгибание правой, а затем левой руки.

2. «Качели».

И.П.: стоя друг напротив друга и взявшись за руки, выполнять по очереди приседания.

3. «Велосипед».

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера. На каждый счёт поочерёдно выполнять сгибание и разгибание ног.

4. «На лодочке».

И.П.: сидя, согнув ноги, упираясь ступнями в ступни партнера, взяться за руки. 1 — упираясь в стопы партнера, потянуть его на себя, отклоняя корпус назад; 2 — то же самое выполняет партнер.

5. «Гусеница».

И.П.: сидя согнув ноги. По команде «Марш!», помогая руками и ногами продвигаться вперёд, а затем назад.

6. «Ласточка».

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. Удерживая равновесие на одной ноге, отвести назад другую. Упражнение можно усложнить, выполняя его одновременно, а не по очереди.

7. «Пистолетик».

И.П.: стоя друг напротив друга на дистанции шага, взяться за руки. 1-2 — оба партнера одновременно приседают на правой ноге, левая вперёд; 3-4 – вернуться в и.п.

8. «Корзиночка».

И.П.: упор лёжа на слегка согнутых руках, располагаясь друг напротив друга. 1-2 — прогнуться, выпрямить руки и согнутыми в коленях ногами достать голову. Постараться как можно дольше удерживать позу.

9. «Вертолёт».

И.П.: сидя ноги вместе лицом друг к другу, стопы на одной линии. Поднимая прямые ноги вверх по кругу, пронести их над стопами партнера и опустить с другой стороны. Затем партнер выполняет то же самое. Упражнение можно выполнять, не останавливаясь, описывая поочередно круг в воздухе.

10. «Стойкий оловянный солдатик».

И.П.: стойка ноги вместе, руки на поясе. 1-2 — согнуть правую в колене и опереться о голень левой. Удерживать равновесие как можно дольше. Затем проделать то же на другой ноге.

11. «Карусель».

И.П.: стоя напротив друг друга, сцепиться правыми руками, левая на поясе. Кружение в парах в правую сторону. Затем сменить руки и кружиться влево. Упражнение можно усложнить, выполняя кружение спиной.

Источник: http://a2b2.ru/methods/15751_silovye_uprazhneniya_dlya_doshkolnikov/

Гармоничное физическое развитие дошкольников

Физические упражнения для детей дошкольного возраста

Гармоничное физическое развитие детей дошкольного возраста подразумевает своевременное развитие целого ряда навыков и умений, а также перманентный интерес к различным спортивным упражнениям, требующим проявления ловкости, выносливости, быстроты. Отдельно стоит отметить важность прививания дошкольникам нравственно-волевых качеств для целостного физического воспитания.

По ходу физического воспитания дошкольников нужно решать целый ряд задач, среди которых первоочередные — это:

  • совершенствование двигательных навыков;
  • улучшение осанки;
  • прививание навыков гигиены и пр.

Добиться позитивного результата возможно будет только при условии комплексного развития перечисленных выше навыков и применения специальных упражнений.

Существует несколько принципов физического воспитания, которые нужно учитывать при планировании физического развития дошкольника:

  1. Принцип развивающего обучения. Речь идет об упражнениях, которые будут способствовать повышению уровня подготовки ребенка за счет необходимости приложения целого ряда усилий для овладения навыками.
  2. Принцип воспитывающего обучения. Здесь главным должно быть развитие двигательных навыков наряду с воспитанием в ребенке дошкольного возраста таких важных качеств, как смелость, выдержка и настойчивость.
  3. Принцип всесторонности. Подразумевается использование упражнений, направленных на повышение функциональности возможностей организма.
  4. Принцип систематичности. Применяются упражнения с последовательным усложнением алгоритма, связанные с ранее усвоенными упражнениями и требующие качественного выполнения.
  5. Принцип индивидуального подхода. Подразумевается подбор упражнений с учетом особенностей дошкольника.

Качества физического развития и их характеристики

Для начала определимся с трактовкой. Физические качества — это быстрота, глазомер, ловкость, гибкость, равновесие, выносливость и сила.

Проанализировать каждое из качеств достаточно просто, если понаблюдать за тем, как выполняет те или иные упражнения ребенок.

Например, скорость и выносливость лучше всего проверять во время бега дошкольника как на короткие, таки на длинные дистанции, а силу – во время выполнения прыжков в длину.

Правильное развитие дошкольника в физическом отношении— это планомерное совершенствование его основных физических качеств. Расскажем подробнее о каждом из них.

Быстрота — это навык дошкольника преодолевать дистанции в самое короткое время. Нервные процессы у детей достаточно пластичны, поэтому в дошкольном возрасте развивать быстроту — самое правильное решение.

Ловкость — это навык освоения новых движений с активной перестройкой их выполнения согласно быстро изменяющимся правилам.

Сила — это степень напряжения мышц в процессе их сокращения.

Выносливость — это навыки человека справляться с долговременными физическими нагрузками.

Глазомер — навык правильно рассчитывать расстояние, пользуясь не только зрением, но и мышечными ощущениями.

Гибкость — навык увеличения амплитуды движения в определенном направлении при выполнении тех или иных упражнений.

Равновесие — умение человека сохранять устойчивость при изменении положения тела, в том числе и при частичном отсутствии опоры.

Какова роль физических факторов в процессе развития дошкольника

Планомерное развитие ребенка — это непростой многоэтапный процесс. Когда речь идет о целенаправленном физическом воспитании, то стоит отметить главную цель — улучшение двигательных навыков, а также укреплении здоровья в целом.

Воспитание у ребенка физических качеств является частью целенаправленного физического воспитания.

Важно понимать, что все перечисленные выше физические качества каждому ребенку даны от рождения, при этом все они нуждаются в развитии и совершенствовании.

Об уровне подготовки дошкольников можно судить по совокупности уже имеющихся двигательных навыков с приобретенными двигательными способностями.

Наиболее ярко эти качества можно заметить во время двигательной активности младшего дошкольника, то есть в процессе ходьбы или бега, лазанья, прыжков или спортивных игр.

Примечательно, что одно качество может стать залогом успешного выполнения целого ряда действий. Так, например, если ребенок достаточно быстрый, то он сможет быстро не только бегать, но и плавать или кататься на велосипеде. Высокие показатели силы пригодятся дошкольнику во время прыжков, метания или лазанья по снарядам.

Физические качества, описанные выше, в дошкольном возрасте имеют тесную связь с двигательными навыками. Так, например, если в ходе развития дошкольника формирование двигательных навыков осуществляется на фоне невысокого уровня развития физических качеств, избежать закрепления неправильного выполнения упражнений вряд ли получится.

Чтобы справиться с основными упражнениями, предназначенными для детей дошкольного возраста, малыши должны иметь достаточно высокие показатели силы, ловкости, быстроты и выносливости. Если эти качества будут плохо развиты, то упражнения детей будут выполняться с максимальными затратами энергии и минимальным результатом.

От чего зависит развитие физических показателей?

Во многом физическое развитие, а значит, и физические показатели зависят от функционирования организма.

Так, например, наиболее быстрым малыш сможет стать только при благоприятном эмоциональном состоянии.

А утомленность организма на фоне негативных эмоций станет причиной снижения скоростных показателей, замедлит двигательную активность, станет причиной сбоев в выполнении сложных упражнений.

Чтобы оценить показатели развития ребенка, необходимо принимать во внимание его возрастные особенности. Нужно учитывать, что в дошкольном возрасте физиологические структуры находятся на этапе формирования, а также тот факт, что ребенок обладает повышенной чувствительностью к внешним воздействиям.

Для дошкольников особенно характерно быстрое изменение пропорций тела с неравномерностью развития действующих систем организма, что, в свою очередь, предполагает работу с детьми по специально разработанным в соответствии с их возрастными особенностями методикам.

Как воспитывать физические качества?

Как уже было отмечено выше, физические качества в ходе развития дошкольника нужно совершенствовать. Для каждого из них разработан ряд упражнений, регулярное выполнение которых обеспечит положительный и стабильный эффект.

Итак, для развития быстроты нужно учить детей выполнять разные упражнения во время бега, как быстрого, так и медленного. В дошкольном возрасте малыши уже способны выполнять упражнения в соответствии с сигналом, поддерживая высокий темп выполнения на протяжении всего занятия.

Для развития ловкости у дошкольников можно практиковать последовательное и согласованное выполнение упражнений. В процессе необходимо будет сменять упражнения, вносить в них коррективы, таким образом сохраняя интерес дошкольника к выполнению, повышая его координационные способности.

Глазомер также можно и нужно тренировать, так как это качество позволит ребенку в будущем справляться с повседневными задачами, где важно определять расстояние быстро и на глаз.

Для развития гибкости нужно выполнять с дошкольниками упражнения на растягивание связок и мышц, обучая их умению расслаблять и напрягать мышцы по требованию. Очень важно в процессе по мере освоения навыков ребенком усложнять занятия.

Для развития силы в программу дошкольников можно включить упражнения, направленные на развитие сгибающих и разгибающих мышц. Кроме того, необходимо контролировать процесс развития мышц дошкольника, обучая его рациональному проявлению мышечного усилия.

Выносливость. Воспитать это качество в дошкольном возрасте можно путем задействования ребенка в играх, оказывающих на его организм длительную физическую нагрузку. В ходе таких игр получится потренировать не только выносливость дошкольника, но и его сердечно-сосудистую систему.

И, наконец, равновесие. Его также нужно тренировать в дошкольном возрасте, используя упражнения, предполагающие постепенное уменьшение площади опоры и приложения усилий для сохранения равновесия. Это может быть метание мячей, прыжки в длину и так далее.

Правильные упражнения для развития в дошкольном возрасте

Для повышения уровня ловкости у детей дошкольного возраста нужно выполнять упражнения, принцип которых будет постоянно меняться. Желательно, чтобы они были представлены в наиболее приемлемой для дошкольников форме — в игровой. В ходе такого обучения у детей повысится пластичность нервной системы, улучшатся показатели координации и, конечно, ловкости. Отличные варианты таких упражнений:

  • бег между препятствиями (фишками);
  • катание на лыжах;
  • работа с обручем, шнуром и другим физкультурным инвентарем.

Для развития быстроты можно применять бег и ходьбу с постепенным наращиванием скорости, изменением темпа, а также игры, где дети смогут проявить навыки скорости. Также отличные варианты для развития этого качества — пряжки, толчки и метание. В процессе работы с детьми над развитием быстроты необходимо принимать во внимание их возраст, уровень физической подготовки, состояние здоровья.

Развивать глазомер с дошкольниками можно в рамках выполнения самых разных упражнений. Например, можно предложить ребенку прыгнуть в том или ином направлении, коснувшись цели в виде фишки или доски, метнуть что-либо в цель. Важно показать малышу, что от него требуется и как правильно на глаз измерять расстояние от одного предмета до другого, тренируясь это делать сначала с помощью шагов.

Физическое развитие с ОНР

Необходимо учитывать, что у детей с нарушениями речи двигательная активность на порядок ниже, чем у детей их возраста без таких нарушений. Высокая двигательная активность характерна для минимального количества детей с нарушениями речи. Подавляющее же большинство нуждаются в специальном, корректирующем физическом развитии.

В процессе обычных физических нагрузок, рассчитанных на детей без нарушений речи, дошкольники с ОНР требуют больше времени для восстановления. Это необходимо учитывать, формируя коррекционный план их физического развития.

Для физического воспитания таких детей необходимо будет использовать не только физкультурные упражнения, но и разного рода игры, массажи, в обязательном порядке пальчиковую и дыхательную гимнастики.

Эффективные приемы коррекционной работы по физическому воспитанию детей с нарушениями речи:

  1. Упражнения с элементами баскетбола в команде и в индивидуальном порядке
  2. Подвижные игры
  3. Игры для развития мелкой моторики рук
  4. Упражнения для профилактики падения зрения
  5. Гимнастика для улучшения работы вестибулярного аппарата и координации
  6. Занятия с элементами фитбол-гимнастики
  7. Дыхательная гимнастика.

Целенаправленное физическое развитие детей с общими нарушениями речи на основе проверенных упражнений позитивным образом скажется не только на качестве их речи, но и на здоровье в целом, а также на познавательной и двигательной активности. Кроме того, занятия с такими детьми помогают им поднять самооценку, улучшить отношения со сверстниками.

Источник: https://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/uprazhneniya-i-gimnastika/garmonichnoe-fizicheskoe-razvitie-doshkolnikov.html

Физические упражнения и подвижные игры для детей в логопедических группах

Физические упражнения для детей дошкольного возраста

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.

Великая ценность каждого человека – здоровье.

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Дошкольный возраст один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья.

Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка.

Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания. Дети с тяжелыми нарушениями речи, часто ослаблены, физически не выносливы, быстро утомляются, многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе.

Для детей с дизартрическим нарушением речи характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении.

Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которая предъявляет программа по физическому воспитанию для детей с нормальным развитием.

В связи с этим важно уделить серьезное внимание закреплению у детей моторных навыков, чтобы они догнали своих сверстников по физическому развитию.

Планируя работу воспитатели должны знать реальность физических возможностей каждого ребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников.

Характер подвижной игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолет», может проходить по типу игр-инсценировок «Теремок». Возможно проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном, прыгалками).

Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах, ребенок учиться целенаправленно катать мяч, ловить, бросать, сначала большой мяч, потом маленький), и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями.

Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить и ряд других коррекционно – воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

Подвижные игры помогают развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывать ловкость движений. В свободной и эмоциональной форме они способствуют закреплению навыков, полученные детьми в результате занятий по развитию движений. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи.

Они способствуют также развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Например, после занятий физическим трудом лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры.

Эти игры могут направлены на развитие ориентировки в пространстве, развития внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятие математикой, упражнения на формирование грамматических конструкций и.т.д.).

У детей с речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр.

Прежде чем предложить детям подвижную игру или упражнение с предметом, надо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Спецификой работы в логопедических группах является развитие речи во всех видах деятельности. Начиная с младшей группы, она подразумевает решение одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым компонентам. Педагог должен стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с педагогом стихотворений, потешек, речевок, словесного сопровождения подвижных игр.

Подвижные игры, развивающие речь и логическое мышление

Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью.

Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.

Подвижная игра «Мышеловка»

Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг – «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.

«Ах, как мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,

Развелось их – просто страсть, Доберемся мы до вас.

Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки –

Всюду лезут – вот напасть! Переловим всех сейчас!»

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местам.

Подвижная игра «Мороз – Красный нос»

Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий – «Мороз – Красный нос». Он останавливается в центре круга и произносит слова:

«Я – Мороз – Красный нос,

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься ?»

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз».

После слов «мороз», дети разбегаются по залу, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий и до окончания игры стоят, не двигаясь.

Подвижная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:

Еле-еле, еле-еле Тише, тише, не спешите1

Закружились карусели, Карусель остановите!

А потом кругом, кругом, Раз-два, раз-два.

Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра!

«Парк аттракционов»

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствием с текстом.

Текст Движения

Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.

Завертелись карусели.

Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,

То вниз, то вверх летели. другой приседает

А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаться:

Мы на лодочке плывем. вправо-влево, вперед-назад

Мы на берег выйдем с лодки,

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайка. Прыгают на двух ногах.

Игра «Тик-так»

Дети становятся в круг, они – «цифры».Выбирается водящий, он –«стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Текст Движения

Тик- так, тик-так. Ходьба на месте.

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо

Тик -так!

Стрелка, стрелка покружись – Водящий вытягивает руку вперед.

Час который, покажи. Поворачивается на месте вокруг себя.

После слов «покажи»- останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» Водящий должен угадать имя ребенка.

Игра «Гусиная прогулка»

Дети – «гуси» выполняют движения в соответствии с текстом:

Текст Движения

Гуси- вид домашней птицы. В приседе ходьба

Ходят дружной вереницей друг за другом

Гуси, гуси! Произносят: га – га – га!

Хорошо вам? Отвечают: «Да- да- да».

Ну летите веселей, Бег, махая руками,

На лужочек поскорей. Как крыльями.

Гуси важно зашагали, Ходьба, руки за спину.

Травку быстро пощипали. Наклоны вперед- вниз.

Лапочки почистили. Поднимать колени.

Перышки стряхнули. Махи кистями рук.

Сделали все дела

И присели до утра Присесть на корточки.

Гуси – гуси! Отвечают: «Га –га – га!»

Хорошо вам? Отвечают: «Да – да – да !»

Ну летите все домой. Бег на скамейку.

Игры, упражнения, развивающие координацию движений и внимание

В играх этого типа дети невольно сосредотачивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость. Кроме того, дети накапливают двигательный опыт и постоянно у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.

«Часики»

Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

На сет «Раз» – дети наклоняют голову к правому плечу, на счет «два» – к левому плечу. Как часики – тик – так, тик – так.

«Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.

«Деревце»

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На счет «раз – два» – все наклоняются вправо, на счет «три – четыре» – выпрямляются. Ветер подул сильнее, и деревце наклоняется чаще. На счет «раз» – вправо, на счет «два» – выпрямилось, на счет «три» – влево, на счет «четыре» – выпрямилось.

«У кого больше»

По всему залу произвольно разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. По сигналу (хлопок в ладоши, бубен) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Предметов должно быть больше, чем детей, в 3-4 раза.

В этой игре могут быть различные варианты:

а) собрать как можно больше любых предметов,

б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета,

в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета,

г) собрать как можно больше предметов парами, тройками (по цвету, форме).

«Найди свой кубик»

По залу в произвольном порядке разложены обручи, в котором из них стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не сталкиваясь, подбегая к обручу до второго сигнала.

По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый в это время меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза, и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч над головой.

Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

«Змейка»

По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50см друг от друга. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задевать его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.

«Нитка с иголкой»

Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему залу, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя воротики.

После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева.

В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачиваются вокруг себя и продолжает идти цепочкой.

«Ров и река»

Дети строятся в колонне по одному. Справа от колонны «ров», слева «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через ров – перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров – справа» – дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбираться, подавая руку.

Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река – слева» – дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров. Ему подают руку и возвращается к товарищам.

«Не ошибись»

По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу ходят дети, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает первым и правильно.

Объяснение игр требует серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем предложить игру, надо заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.

Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. В старшем возрасте объясняется игра gеред началом игровых действий.

Взрослый принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.

Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

Источник: https://sch2090uv.mskobr.ru/dou_edu/strukturnoe_podrazdelenie_5/obrazovanie/rabota_specialistov/fizicheskoe_vospitanie/fizicheskie_uprazhneniya_i_podvizhnye_igry_dlya_detej_v_logopedicheskih_gruppah/

Лечение Детей
Добавить комментарий