Групповые упражнения младшими школьниками

Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Сплочение коллектива»

Групповые упражнения младшими школьниками

Оксана Шевцова
Конспект занятия для детей младшего школьного возраста «Сплочение коллектива»

Конспект занятия

Тема: «Сплочение коллектива»

Цель тренингового занятия:

Создание благоприятного психологического микроклимата в классе для полноценного развития личности, улучшение условий адаптационного периода к классно-урочной системе.

Задачи:

– создание положительного эмоционального настроя в группе;

– развить умения координировать свои действия с окружающими;

– сформировать навыки, способствующие формированию взаимопонимания, дружбы и сплоченности.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Игра – упражнение «Хлопки по кругу»

3. Игра – упражнение «Построй фигуры»

4. Игра – упражнение «Угадай кто это?»

5. Игра – упражнение «Группа»

6. Рефлексия.

Необходимое оборудование и материалы:

1. стулья по количеству участников

2. заранее приготовленные бэйджики с именами участников.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

– Ведущий:

– Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну по имени «Дружба».

– Кто знает что такое дружба?

– Отвечают дети.

– Ведущий:

Дружба- это дар

Дружба – это дар нам свыше,

Дружба – это свет в окне;

Друг всегда тебя услышит,

Он не бросит и в беде.

Но не каждому дано

Знать, что дружба есть на свете,

Что с друзьями жить легко,

Веселее с ними вместе.

Кто без друга прошагал

По дороге жизни этой,

Тот не жил – существовал.

Дружба – это мир планеты.

– Ведущий:

– Ребята, чтобы стать жителями этой страны “Дружба”, и чтобы нас всегда окружали хорошие друзья, нам нужно с вами поиграть :

– Ведущий:

– Давайте вспомним какие у вас имена?

Цель упражнения: знакомство, разминка.

Все участники садятся в круг и по очереди называют свои имена.

2. Игра – упражнение «Хлопки по кругу»

Цель упражнения: разминка, сплочение, координирование действий, мобилизация внимания.

Участники продолжая сидеть в кругу, по очереди после команды ведущего хлопают в ладоши по кругу, увеличивая темп в каждом кругу, выполняется 3-5 раз.

3. Игра – упражнение «Построй фигуры»

Цель упражнения: научиться работать в команде, выполняя общую цель.

Участники встают в круг и держась за руки по команде ведущего, образуют геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольнк.

Обсуждение:

– Кому понравилось выполнять это упражнение?

– Что помогало вам выполнить это упражнение?

4. Игра- упражнение «Угадай кто это?»

Цель упражнения: Упражнение способствует подчеркиванию сходства и различия учеников, что повышает сплоченность группы, дает возможность больше узнать друг о друге.

Ведущий называет у каждого ученика отличительные черты, не называя имени ребенка, а остальные дети должны угадать, кого называет ведущий.

Например:

– у этого мальчика красивые голубые глаза;

– а у этой девочки сегодня очень нарядные бантики;

– а один из учеников сегодня очень веселый и т. д. по индивидуальным и поведенческим особенностям детей.

Обсуждение:

– Кому понравилось играть в эту игру?

– Чему вы научились в этой игре?

– Что вы узнали друг о друге?

5. Игра- упражнение «Группа»

Цель упражнения: сплочение коллектива, повышение взаимного доверия между участниками, умение работать в команде.

Все прогуливаются по комнате, и ведущий выкрикивает фразу, сообщающую об опасности.

– “Внимание! На нас напали пещерные львы!”

После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: – “Дадим отпор пещерным львам”.

Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

Обсуждение:

– Кому понравилось играть в эту игру?

– Что вы чувствовали во время приближения опасности?

– Как вы думаете, что помогло вам преодолеть опасность?

– Ведущий:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Рефлексия:

– Какое у вас настроение ребята?

– Вам нравиться дружить с другими детьми? Почему?

– Вам нравится учиться в вашем классе?

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-treningovoe-zanjatie-dlja-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta-tema-splochenie-kolektiva.html

Игры на сплочение младших школьников и как их правильно проводить

Групповые упражнения младшими школьниками

Ребятишкам всех возрастов свойственна эмоциональность, любознательность, развитое воображение, стремление испытать себя на смелость и ловкость. Младшие активнее других отзываются на предложения заняться чем-то необычным, интересным.

Они с готовностью откликаются на предложение поиграть, даже не подозревая, что в процессе игры учатся чему-то новому. Ведь любая игра несет в себе не только стремление развлечь детей, но и решает более важные задачи.

Например, помогает объединению коллектива, учит взаимодействию, умению уступать, радоваться успехам другого.

Все, что нужно знать об играх на сплочение

Когда в одном месте собирается коллектив маленьких индивидуальностей, перед взрослым встает вопрос их объединения. Любую проблему общения между детьми 6-10 лет можно решить с помощью игры.

Поэтому основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение каждого ребенка и создать благоприятную атмосферу для общения. Специалисты утверждают: там, где собирается группа детей, просто необходимо начать игру для сплочения.

Нужно знать, чему научатся дети благодаря такой игре:

  • сотрудничеству, навыкам совместных действий для достижения общей цели;
  • дружеским взаимоотношениям внутри коллектива;
  • объективной самооценке, правильному анализу поступков других;
  • самоконтролю;
  • планированию своего поведения;
  • терпимости к действиям окружающих;
  • взаимопониманию, поддержке;
  • внимательности к эмоциональному состоянию других детей.

Родителям также небезинтересно будет узнать, что игры на сплочение способствуют избавлению от страхов и стеснения, разрешению конфликтных ситуаций, предотвращают их возникновение.

Так называемые «изгои» становятся полноценными членами коллектива, а лидеры начинают учитывать не только собственные интересы, но и потребности остальных ребят.

Поэтому в домашней обстановке обязательно надо проводить такие виды игр, когда собирается вместе несколько детей, например, при организации детских праздников.

Факторы групповой сплоченности и причины ее снижения

Дети быстрее находят общий язык между собой, когда у них появляются общие интересы, единая цель для достижения. Игра должна проходить в доброжелательной атмосфере под руководством квалифицированного, привлекательного для участников ведущего.

Важную роль играет соревновательный момент. С этой целью полезно будет разделить ребят на команды. Для младших школьников очень важно одержать победу над соперниками, к которой каждый будет причастен.

Планируя работу по сплочению, воспитатель должен учитывать и анализировать возможные причины его снижения.

  • Объединение ребят в мелкие группы.
  • Дружба между некоторыми детьми, возникшая задолго до попадания в коллектив.
  • Неумелые действия организатора.
  • Отсутствие общей цели или нечеткая ее формулировка.

Зная причины, можно избежать их последствий, грамотно подобрать виды игр, правильно распределить роли и сделать работу по сплочению максимально эффективной. Особенно остро стоит вопрос сплочения в случаях, когда изначально не знакомые друг с другом дети вынуждены проводить вместе длительное время:

  • школьный класс;
  • загородный или пришкольный лагерь;
  • кружок по интересам;
  • коллектив художественной самодеятельности.

Общение не будет продуктивным без взаимопонимания, доверия. Совместная деятельность не принесет должного результата, если каждый ребенок будет отвечать лишь за собственные поступки.

Поэтому задача взрослых – через игру научить своих подопечных сотрудничеству.

Знание игр на сплочение, умение их организовать необходимо каждому учителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю, вожатому, руководителю детских творческих объединений, аниматору, родителям.

Примеры сплачивающих игр

Если речь идет о школьном коллективе, взрослый должен отводить время сплачивающим играм в ходе проведения классных часов и внеклассных мероприятий как можно чаще.

В лагерях отдыха подобная организация досуга осуществляется в течение всей смены ежедневно. Родителям такая возможность представляется нечасто, но любое собрание детей (праздник, массовое мероприятие) является прекрасным шансом для их проведения.

Важно! Сначала лучше отдать предпочтение играм, благодаря которым дети быстрее познакомятся, ближе узнают друг друга. Маленькие дети быстро устают, поэтому игры должны быть простыми, понятными и длиться непродолжительный период времени.

Слепой паровозик

Участники разбиваются на команды по 3-4 человека и образуют своеобразный «поезд», цепляясь за талию впереди стоящего «вагончика». Видит путь только ребенок, изображающий последний вагон, у остальных завязаны глаза. Задача «паровозика» – под руководством зрячего дойти до нужного места, не сбившись с дороги.

Посиделки

Ведущий дает сигнал – участники быстро должны разделиться попарно. Один человек приседает, другой присаживается к нему на колени. Двое, не успевшие найти напарника или присесть, выбывают. Игра длится, до последней оставшейся пары.

Всем построиться!

Участники делятся на 2 команды. По сигналу за короткое время игроки должны построиться в соответствии с каким-либо признаком: по количеству пуговиц, карманов, цвету волос или глаз, по росту, размеру обуви.

Атомы-молекулы

Ребята хаотично бродят, изображая атомы. Далее ведущий объявляет, что они должны быстро образовать молекулы, состоящие из определенного числа атомов.

Импульс

Дети становятся кругом, держась за руки. Водящий пожимает соседу руку, эту же манипуляцию проделывают все участники. Засекается время, за которое импульс вернется к тому, кто его посылал. Цель – достичь максимальной скорости передачи рукопожатия.

Путаница

Игроки берутся за руки и перепутываются, стараясь образовать клубок из собственных тел. Водящему предстоит распутать эту конструкцию, не рассоединяя рук участников.

Крокодил

Выслушав задание ведущего, команда сообща что-либо изображает. Это может быть сороконожка, футбольные болельщики, очередь у магазина, зрители на премьере комедии.

Клубок

Ведущий берет длинный клубок ниток, наматывает вокруг кисти его конец, а остальное бросает любому ребенку со словами: « Мне нравится, что ты…» (фразу можно изменить). Поймавший обматывает часть нити вокруг своей руки и перебрасывает клубок дальше, произнося такие же слова. Игра продолжается, пока каждый не получат комплимент.

Что в нем нового?

Игра проводится через несколько дней после знакомства. Нескольких минут участники внимательно вглядываются друг в друга. Затем одному человеку дается мяч. Его он будет бросать другим игрокам, оглашая, что нового заметил в облике или эмоциональном состоянии товарищей.

Зеркало

Разбившись парами, игроки решают, кто будет зеркалом. Дальше «зеркало» повторяет все движения партнера. Через время роли меняются.

Выбирается водящий. Втайне от него ребята задумывают цвет, который показывают с помощью мимики и жестов, предавая настроение выбранного цвета. Цель – угадать задуманное.

Светофор

К спинам участников прикрепляются жетоны разных цветов. Звучит условный сигнал – игроки одного цвета быстро собираются вместе.

Гусеница

Команда превращается в одну длинную гусеницу, сцепляясь между собой. Дальше «гусенице» предстоит показать, как она спит, бегает или другое действие, предложенное ведущим.

Паутина

Между двумя опорами натягиваются веревки, создавая образ паутины с множеством ячеек. Игроки должны перебраться на противоположную сторону, не касаясь веревки.

Прогулка слепых

Участники встают друг за другом, держась за талию или плечи впереди стоящего игрока. У всех, кроме первого, завязаны глаза. Его задача – провести «слепых» по местности, чтобы ни один из игроков не коснулся расставленных заранее препятствий.

Биг-Мак

Пары являются половинками одного устойчивого словосочетания. Например, один человек – «Биг», другой – «мак». Варианты: меч-кладенец, скатерть-самобранка, красная шапочка, «Чупа-чупс». Далее игрокам завязывают глаза и перемешивают их. Партнеры должны как можно быстрее найти свою половинку только по выкрикам.

Веревочный курс

Сплочению детского коллектива будет способствовать проведение «Веревочного курса». Это серия упражнений, следующих одно за другим. Свое название методика получила потому, что преодолевать трудности ребятам предстоит всем вместе, будто связанным одной веревкой.

В ходе выполнения заданий дети научатся принимать решение сообща, помогать слабым, нести ответственность полностью за всю команду. В подобных мероприятиях принимают участие группы, численность которых не превышает 12 человек.

Если детей значительно больше, есть смысл разделить их на несколько команд, устроив своего рода соревнование.

Важно! Распределяя участников по командам, нужно следить, чтобы в каждой из них были сильные, энергичные ребята и игроки, не отличающиеся особой физической выносливостью, более тихие, скромные. Чтобы деление происходило «по-честному», лучше провести жеребьевку.

Для организации «Веревочного курса» можно использовать задания, приведенные выше. Если команд несколько, нужно предложить каждой придумать название, девиз, выбрать капитана. Здесь пригодятся «Маршрутные листы», где будут отмечаться баллы команд, полученные на каждом этапе соревнования. За ошибки, нарушение правил при выполнении заданий присваиваются штрафные очки.

Способы деления игроков на команды

Грамотное распределение ребят по группам – особое искусство. Здесь взрослый должен проявить внимательность, чуткость, тактичность. Важно никого не обидеть либо невольно проявить симпатию к кому-либо из детей. Честная жеребьевка – залог хорошего настроения детей.

Простой, эффективный метод – вытягивание жребия из закрытой емкости: непрозрачной банки, коробки с вырезом для руки, мешочка. В качестве содержимого используются разноцветные шарики, кубики, жетоны, вырезанные геометрические фигуры, карточки с определенными рисунками.

Собери пазлы

Заранее заготавливаются разрезанные на крупные части простые картинки. Пазлы складываются в специальный мешочек или коробку. Ребята вытягивают часть изображения, затем собирают рисунок, объединяясь таким образом в группы.

Зоопарк

На ушко подопечным взрослый сообщает название животного. Видов обитателей зоопарка будет столько, сколько команд должно сформироваться по итогам распределения. В коллективе появляется несколько кошек, телят или слонят. Дети ищут сородичей, ориентируясь на движения и издаваемые звуки.

Советы по организации игр для объединения детей

Планируя игру, нужно обязательно заинтересовать детей, вызвать желание принять участие в предлагаемом развлечении.

Взрослый должен объяснить правила доступным для младших школьников языком, показать на примере порядок действий, помочь распределить роли, сформировать команды.

Игра никогда не проводится спонтанно и требует определенной подготовки: заранее продумывается место, заготавливается необходимый инвентарь, оборудование.

Работая с младшими школьниками, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  • активные игры ограничиваются по времени, сопровождаются перерывами, сменой вида деятельности;
  • недопустимы задания, требующие прикладывания серьезных физических усилий, долгого пребывания в неподвижном состоянии, сидении за столом;
  • дети с ограничением по здоровью не должны оставаться в стороне, им отводят роль судей или помощников ведущего;
  • приветствуются игры с «замиранием»;
  • нельзя отводить роль водящего всегда одним и тем же ребятам, каждый раз выбор нужно обосновывать (Петя еще не водил, Оля ни разу не нарушила правил);
  • покидать игру можно только по необходимости и на короткий срок;
  • правила должны строго соблюдаться каждым участником без каких-либо поблажек;
  • все действия осуществляются по команде или условному сигналу ведущего;
  • закончив конкурс, обязательно разобрать ошибки, похвалить ребят, дать совет, как действовать в следующий раз, подбодрить.

Важно! Игра не должна содержать элементы, унижающие человеческое достоинство.

Дети младшего школьного возраста чувствуют себя комфортнее, когда взрослый играет вместе с ними. От организатора зависит, насколько успешным будет мероприятие. Поэтому стоит взять на вооружение несколько правил хорошего ведущего.

  1. Больше улыбайтесь. Даже если настроение плохое, его нельзя показывать детям.
  2. Четко, емко, громким голосом произносите требования к игре.
  3. Находитесь там, где все будут Вас видеть.
  4. Заранее позаботьтесь о помощниках.
  5. Имейте в запасе несколько игр на случай неудачи с первой.
  6. Не выбирайте любимчиков, каждый ребенок должен чувствовать вашу поддержку.
  7. Чаще хвалите, подбадривайте ребят.
  8. Не забудьте поблагодарить за весело проведенное время.

Грамотно подобранная игра – это эффективный способ ненавязчиво подтолкнуть детей к общению. Результатом игровой деятельности по сплочению коллектива станет снижение уровня тревожности, рост детской самооценки, ощущение собственной значимости, нужности в коллективе.

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-na-splochenie-mladshix-shkolnikov

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Групповые упражнения младшими школьниками

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников

на тему: «Вместе мы сила!».

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

·         ознакомить обучающихся с правилами работы в тренинговой группе;

·         разработать «Законы дружного коллектива»;

·         способствовать повышению самооценки у школьников;

·         воспитывать чувство коллективизма;

·         формировать интерес к тренинговым занятиям.

Методы: мониторинг психоэмоционального состояния, тренинговые упражнения, дискуссия, мозговой штурм.

Оборудование и материалы: 2 ватмана в виде солнца, смайлики по числу участников в двойном размере на начало и на конец тренинга, плакат «Законы дружного коллектива», бейджики, клубок ниток, запись расслабляющей музыки, музыкальный центр.

Участники: учащиеся 1 – 4 классов (не более 12 человек), педагог-психолог.

Ход занятия:

1.этап «Вступительный» (10 минут)

1.Начало занятия: (приветствие, цели):

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день.

Мы попробуем подружиться и крепко – накрепко скрепить нашу дружбу! Я была свидетелем того, что не все ребята в коллективе пользуются уважением, у некоторых ребят мало друзей.

Поэтому сегодня мы выясним причины возникающих проблем в общении, придумаем «Законы дружного коллектива», познакомимся получше друг с другом, станем дружнее и сплочённее и просто приятно пообщаемся. Готовы? Тогда начнем!

2. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:

– Напишите на веселом или грустном «смайлике» Ваше имя и приклейте его на ватман («Весёлый смайлик» – хорошее настроение, «Грустный смайлик» – плохое).

– психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаю Вам взять карточки со своими именами и прикрепить на грудь. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!

3. Правила работы в тренинговой группе:

– Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для того, чтобы у нас с Вами получилось все что мы задумали, нам необходимо принять правила работы в группе.

1. Быть активным

2. Высказываться только от своего имени

3. Выполнять правило поднятой руки (не выкрикивать с места)

4. Не говорить хором

5. Не давать оценок

6. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем конфиденциальность)

7. Право ведущего (слушаем внимательно то, что я говорю)

– Какие дополнения, изменения?

– Принимаем? Стараемся соблюдать.

Упражнение № 1 «Здравствуй, друг».

Цель:

1.      Победить неуверенность и страх ребенка

2.      Создание благоприятной атмосферы в группе.

3.      Предотвращение замкнутости и создание условий психологической раскрепощённости участников.

Инструкция:

Дети делятся на две группы. Дети первой группы встают в круг, а участники второй группы заходят внутрь его и тоже встают по кругу, повернувшись лицом к своим одноклассникам. Таким образом должны получиться пары, которым нужно поздороваться друг с другом, повторяя за психологом его слова и движения:

После этого ребятам из внутреннего круга нужно сдвинуться вправо, перейдя к другим партнерам, и снова произнести приветствие. Так можно повторять несколько раз. В ситуации, когда все действуют по одинаковому шаблону, ребенок будет чувствовать себя равноправным членом коллектива, сможет раскрепоститься и преодолеть замкнутость.

2 этап. «Основной» (20 минут)

Упражнение №2 «Передай эмоцию»

Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.

Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.

Упражнение №3 «Цветная паутинка».

Цель: Развитие навыков самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективной сплоченности.

Инструкция: детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое.

Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать.

И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

 Упражнение №4 «Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива»

Цель:развитие навыков выражения своего мнения, групповой сплоченности.

Инструкция:

Дети садятся в круг. Ведущий говорит: «Ребята, я вам буду говорить начало закона, а вы продолжите этот закон. Говорим по очереди».

ЗАКОНЫ ДРУЖНОГО КОЛЛЕКТИВА

1.     Закон пунктуальности (не опаздывайте!)

2.     Закон улыбки (улыбайтесь всем вокруг, будьте в хорошем настроении)

3.     Закон вежливости (будьте со всеми вежливыми)

4.     Закон общения (говорите спокойно, не кричите, слушайте внимательно, не перебивайте собеседника)

5.     Закон активности (будьте всегда активными)

6.     Закон уважения (относитесь так к людям, как бы вы хотели, чтобы относились к вам)

7.     Закон аккуратности (следите за своим внешним видом, соблюдайте правила личной гигиены)

8.     Закон ответственности (будьте ответственными за свои поступки и обещания)

9.     Закон бережливости (берегите своё и школьное имущество)

10.    Закон милосердия (помогайте друг другу, не обижайте никого, будьте добрыми)

3 этап «Заключительный» (10 минут)

  №5 Итоговая рефлексия:

·         Мониторинг психоэмоционального состояния:

– Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то приклейте тот  смайлик, какой соответствует вашему настроению. Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)

·         Чему мы научились на сегодняшнем тренинге? (высказываются)

А сейчас давайте крепко накрепко скрепим нашу дружбу большим объятием! (Все берутся за руки, образуя круг, и обнимаются).

Источники:

1.    https://infourok.ru/trening-splocheniya-kollektiva-dlya-mladshih-shkolnikov-ravniy-sredi-ravnih-752356.html

Тренинговое занятие на сплочение младших школьников на тему: «Вместе мы сила!»

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/treningovoe_zanyatie_na_splochenie_mladshih_shkolniko_192551.html

Лечение Детей
Добавить комментарий