Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Развитие и формирование способностей в дошкольном возрасте

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Предпосылки развития способностей.

 Первые проявления становления способностей можно заметить уже в раннем детстве – склонность к какому-либо виду деятельности, при этом ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен не результат, а сам процесс.

Но наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться в 3-4 года. В раннем детстве – только закладываются общие предпосылки: освоение основных движений и предметных действий; формируется активная речь.

Склонности – избирательная направленность индивида на определённую деятельность, побуждающая его заниматься, и характеризующаяся по сравнению с интересом более устойчивым характером.

Виды способностей дошкольника.

В структуру общих способностей ребенка входят познавательные и практические способности.

Познавательные способности необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

Механизмом их функционирования считаются соответствующие им действия и операции (интеллектуальные действия): перцептивные; мнемонические; мыслительные; речевые; преобразовательные (креативные).

Развитие и совершенствование интеллектуальных действий создают условия для формирования интеллектуальных умений: слушать и слышать, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать цепь суждений, анализировать, доказывать и т.д.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные (перцептивные), интеллектуальные и творческие. Сенсорные (перцептивные) связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития и интенсивно формируются с 3-4 лет.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться.

Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические. Условиями их развития являются игра, конструирование, труд и т.д. Все эти виды детской деятельности имеют совместный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей, зачатки которых уже проявляются в раннем детстве.

Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели; планирование содержания; выбор средств для достижения цели; соотнесение полученного результата с предполагаемым; учёт мнения партнёров; распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого; умение решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого; оценивать отношение партнёров к порученному делу и др. Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. Дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума, высокую коммуникативность.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические способности: пространственное видение; пространственное воображение; умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию; умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Они формируются в конструктивной деятельности из разных материалов, конструкторов, при использовании технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности.

У ребенка проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики, зарождаются литературные способности, проявляющиеся в сочинении сказок, стихов, считалок, дразнилок и т.д. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.

Детская одаренность.

Одарённый ребёнок по типу умственного развития опережает своих сверстников.

Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получить и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К 3-5 годам исследовательская активность выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному; расширяется и исследовательский диапазон ребёнка.

Это приводит к тому, что уже в 5-6 лет у талантливого дошкольника проявляются основные структурные компоненты одарённости: проблемность (постоянная открытость ребёнка к новому и обостряющееся стремление к поиску несоответствий, противоречий в окружающей действительности), оригинальность(выражает степень развития непохожести, нестандартности, неожиданности, необычности в решении предложенных и самостоятельно «увиденных» проблем), прогнозирование(предвосхищение, обеспечивающее возможность более быстрого нахождения решения проблем), создание идеальных эталонов.

В основе способностей к творчеству лежит такая личностная особенность, как креативность (дивергентные способности) – это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (например, вне занятий), критериями которой являются беглость, оригинальность, восприимчивость, метафоричность.

Можно определить три группы одарённых детей (Н.С. Лейтес)

1. Дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от сверстников высоким уровнем развития интеллекта, познавательной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

2. Дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (области науки или техники). По «своему» предмету ребёнок может выделяться, значительно превосходить других детей лёгкостью, с какой ему даётся специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усвоить и творчески участвовать в работе.

3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычная память на какие-либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.

В общении с одаренными, способными детьми важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, их стремление обсуждать «взрослые темы», критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребёнка.

А с другой стороны, одарённые дети требуют повышенного внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, которые знают ответы на все вопросы.

И, наконец, с третьей стороны, именно взрослые должны формировать у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам.

Поэтому в общении с одарённым ребёнком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям ребёнка, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим его делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставлять время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать одностороннего преждевременного взросления.

Трудности у таких детей проявляются и в отношениях со сверстниками. Общение с ровесниками оказывается для одарённых детей не всегда интересным, поскольку их умственное развитие значительно опережает развитие последних. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одарённых детей сверстников примерно такого же уровня психологического развития.

Трудности наблюдаются у одаренных детей и по отношению к самому себе.

Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому, что дети нередко не удовлетворяются результатами своей деятельности, остро переживают, если не удаётся решить проблему, найти однозначный ответ на возникший вопрос.

Поэтому взрослый должен помочь ребёнку поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания. И в то же время важно научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Известный психолог Н.С. Лейтес указал на два важнейших свойства одарённого ребёнка. Это – активность и саморегуляция. Малыш отличается неуёмной работоспособностью, которую взрослый должен не только поддерживать, но и направлять в соответствующее русло, развивая познавательные интересы и склонности.

Условия для развития способностей и проявления одаренности детей.

Необходимо изучать внутренний мир каждого воспитанника, его склонности, интересы, познавать возможности дошкольника в разных видах деятельности, но в то же время избегать ранней специализации.

Это поможет обнаружить область знаний, вид деятельности, к которым наиболее способен ребёнок, поможет найти адекватные методы для развития способностей каждого ребёнка.

С этой целью создается предметная среда, где ребенку предоставляются всевозможные предметы: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, ножницы, клей и пр. Взрослые должны помочь проявить ребёнку его замыслы, способности, обучив его специальным умениям.

На развитие способностей дошкольника благоприятное воздействие оказывает атмосфера увлечённости, сотворчества, создаваемая в процессе педагогического общения воспитателя с детьми.

В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкальных способностей: регулярно проводимые музыкальные занятия, включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми, использования музыки в игровой, бытовой деятельности и т.д.

Развитию способностей к изобразительной деятельности в значительной степени способствуют рассматривание предметов, наблюдение явлений природы, восприятие произведений искусства, сопровождаемые художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие. Театральные способности дошкольников развиваются в разных видах театрально-художественной деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.). Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации, мимики, жеста, позы и походки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: //studopedia.ru/4_142105_razvitie-i-formirovanie-sposobnostey-v-doshkolnom-vozraste.html

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего.

Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями – как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.

Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детейможно разделить на два вида: общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии.Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

Существует четыре метода для определения способностей детей:

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.

Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

Совместная деятельность – помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).

Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов.

Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vyjavlenie-i-razvitie-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Способности детей дошкольного возраста, Дошкольный возраст

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка.

Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте.

При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум.

Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные – декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические — представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские — ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие — используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные — наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные — сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка:

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.

: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже — в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста

Существует такое понятие как “сензитивный период” — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы.

При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие.

Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое.

С подачи родителей малыш может “опробовать” самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка.

Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных “почему”, “как” и “когда”. Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: //fulledu.ru/articles/1155_sposobnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Целенаправленное развитие способностей является наиболее сложной и противоречивой проблемой формирования знаний, умений и навыков как основных составляющих, определяющих готовность ребенка к деятельности и осознанного поведения. Стремление решить ее обусловлено постоянно растущей потребностью общества совершенствовать условия подготовки ребенка к трудовой деятельности и общения как ведущих форм ее взаимодействия с социальной и природной средой.

Способности — индивидуально-психологические качества личности, предусматривающие и обеспечивают успешность выполнения им деятельности.

Сферой их проявления е области практической, научной и художественной деятельности. Способности при прочих равных условиях облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков, которые приводят к дальнейшему их развитию. Способностям принадлежат не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого.

Процесс реализации способностей предполагает проявление ребенком активности, обусловленной как характером и целями той или иной деятельности, так и ее мотивацией, склонностями и интересами.

Часто способности считают врожденными, однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом их развития.

Задаткигенетически закрепленные анатомо-физиологинни особенности мозга и нервной системы.

К ним относятся прежде всего строение головного мозга, органов чувств, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Анатомо-физиологической основой задатков является строение и функции высшей нервной системы, такие свойства процессов, как сила, уравновешенность и подвижность.

Слабость нервной системы является основой высокой сенсорной чувствительности, что положительно сказывается на развитии многих способностей. Однако задатки есть потенциями развития способностей, а определяющим фактором их формирования выступают условия жизни и особенности приобретения социального опыта.

В деятельности ребенка способности не только проявляются, но и под руководством взрослого формируются и развиваются.

Задатки Есть только возможностями и предпосылками развития способностей, хотя не гарантируют их появление и развитие.

Ни один ребенок, какими бы задатками и способностями он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, если не будет целенаправленно, старательно и настойчиво заниматься соответствующей деятельностью. Задатки есть многозначными.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера и требований деятельности, которой занимается ребенок, а также от условий жизни и воспитания.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. Качество способностей определяется той деятельностью, условием успешного выполнения которой они выступают. По качеству способности классифицируют на математические, технические, художественные, литературные, музыкальные, организаторские, спортивные и т.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие такие, как наблюдательность, хорошая память, творческое воображение, важны для многих видов деятельности. Специальные же играют важную роль только в конкретных видах деятельности — художественный, литературной, музыкальной и др.

Общие способности образуют две группы: познавательные и практические.

Создание взрослым специальных ситуаций и условий развивает способности детей.

Познавательные способности дошкольников

Ведущее место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций. К таким способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие.

Сенсорные способности связаны с восприятием ребенком предметов и их признаков. Они составляют основу умственного развития малыша. Сенсорные способности формируются из 3-4-х лет.

Усвоения дошкольником эталонов приводит к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются словом.

Дети знакомятся с разновидностями каждого признака и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах, феномены родного языка, эталоны геометрических форм.

Основой развития интеллектуальных способностей является не только уровень и глубина интеллекта ребенка, но и его своеобразие.

Характерной чертой детей со значительными интеллектуальными способностями является их чрезвычайная познавательная активность — повышенная потребность в новых впечатлениях, в умственной нагрузке.

Умственная активность таких детей неразрывно связана с ее саморегуляцией.

Уже с раннего детства у ребенка образуется индивидуальное соотношение общего уровня интеллекта и специальных умственных способностей. Такое соотношение характеризует своеобразие ума и может иметь ведущее значение для дальнейшего развития малыша.

Интеллектуальная своеобразие очень заметна у детей, находящихся на одинаково высоком уровне развития: одни дети хорошо умеют рассуждать, другие привлекают внимание своей сообразительностью в практических вопросах; одним нравится работать с компьютером, другим — ухаживать за растениями или птицами; одним легко удается выявлять ошибки и неточности, другим — придумывать что-то новое, конструировать и тому подобное. При этом у ребенка могут одновременно проявляться различные умственные качества, так как у каждого есть свои проявления интеллектуальных способностей.

Согласно наблюдениям, среди детей, отличающихся своими интеллектуальными способностями, уже в дошкольном возрасте можно встретить четко выраженных «математиков», «биологов», «литераторов», хотя, как правило, интересы ребенка в этом возрасте бывают разносторонними и могут быстро меняться.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, составить игры или нарисовать рисунок.

Высокие показатели творчества ребенка не гарантируют ее творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их проявления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладение определенными умениями. Важнейшим структурным компонентом творческого потенциала ребенка являются познавательные потребности. Познавательная мотивация выражается в форме исследовательской и поисковой активности ребенка.

Реализация исследовательской активности обеспечивает ребенку непроизвольное познания мира, перевоплощения неизвестного в известное, обеспечивает творческое отражение образов, становление сенсорных и перцептивных эталонов, формирует первичные знания ребенка о мире.

Развиваясь творчески, исследовательская и поисковая активность ребенка перевоплощается в высшие формы и выражается как самостоятельная постановка вопросов и проблем по новому и неизвестному. С этого этапа основным компонентом развития творческих способностей становится проблемность.

Она обеспечивает постоянную открытость ребенка к новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий. Это обеспечивает возможность перехода к высшему этапу в развитии творческих способностей ребенка.

Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Дата публикации: 20.12.2015 2015-12-20

Статья просмотрена: 4698 раз

Библиографическое описание:

Источник: //oappendicite.ru/razvitie/individualnye-sposobnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta

Общие способности и художественные таланты дошкольников

Индивидуальные способности детей дошкольного возраста

Внимательные родители рано замечают особую склонность своих детей к определенному виду деятельности. Они радуются развитию ребенка и пытаются понять, наблюдают ли они обычный путь созревания детской личности, или их кроха обладает выраженными способностями.

Чтобы утвердиться в своем мнении, важно разобраться, как происходит развитие способностей в дошкольном возрасте, и какие особенные умения могут демонстрировать дети. 

Особенности формирования способностей в дошкольном возрасте

Способности – это качества, особая предрасположенность к определенному виду занятий, обеспечивающая успешность в деятельности. Они развиваются на основе задатков, которые передаются по наследству.

Генетический код малыша может включать задатки, доставшиеся ему от родителей, бабушек и дедушек, а также более ранних поколений. Распределяются эти природные ресурсы неравномерно. Щедрая природа может наградить ребенка многочисленными задатками, но может распорядиться и по-другому, не передав по наследству ни одного таланта от предков.

Однако мало иметь в наличии задатки. Они могут развиваться и превращаться в способности. В этом случае ребенок опережает в некоторых видах деятельности своих сверстников, демонстрируя заметные результаты. Но также много шансов, что задатки останутся в дремлющем состоянии и при отсутствии стимулов никак не проявятся.

Поэтому так важно, чтобы взрослые, не ссылаясь на естественный ход детского развития, окружали ребенка полезными игрушками, много общались с ним, помогали ему познавать мир предметов и явлений, предоставляли условия для различных действий и творчества.

Какие способности проявляются у дошкольников

Способности ребенка заявляют о себе после трех лет. Как раз начинается тот возрастной этап, на протяжении которого происходят самые значительные сдвиги в развитии познавательных процессов дошкольника.

В практической психологии способности детей дошкольного возраста разделяют на две группы:

Общие способности имеют боле широкое поле проявления и разностороннюю направленность. Считается, что в данном случае имеет место общая умственная одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности. К ним же причисляют легкость в установлении контактов с окружающими и коммуникативно-речевые умения.

К специальным способностям относят предрасположенность к художественным видам деятельности. Одни дети, едва взяв в руки карандаш, рисуют уже вполне узнаваемые образы.

Другие приплясывают в ритм, заслышав задорную мелодию. Третьи сосредоточенно мастерят из пластилина зоопарк, и поражает сходство их поделок с реальными образами.

В каждом из этих случаев проявляются специальные (художественные) способности.

Как формируются общие способности в дошкольном возрасте

Определение «общие» подсказывает, что нужно обязательно уточнять, к чему именно способен ребенок. Что он умеет делать лучше других? Какие действия даются ему легко и приводят к значимым результатам?

Конкретизируя, общие способности разделили на познавательные и практические.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей

Познавательные обеспечивают успешность деятельности, связанной с изучением окружающего мира, с пониманием общего строения предметов, с выявлением существенных признаков, с созданием образов.

У способных дошкольников успешно развиваются мыслительные операции. Они анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и самостоятельно делают логические выводы. Умения самостоятельно мыслить, выявлять причинно-следственные зависимости, познавать сложные связи говорят о наличии умственных или интеллектуальных способностей.

Если ребенок с легкостью разбирается в количественных и качественных отношениях (оперирует категориями «больше-меньше», «выше-ниже», воспринимает цветовые полутона и пр.), значит, у него развиваются сенсорные способности.

На развитие мышления и сенсорных эталонов опирается еще один вид познавательных способностей – творческие. Предрасположенность к творчеству помогает ребенку воображать и представлять новые образы, наделять необычными качествами обыденные предметы, придумывать нестандартные сюжеты и оригинальных персонажей.

Развитию творческих способностей дошкольника способствует усложнение задачи и выбор иных средств ее решения. Например, можно сочинить свою историю, но не менее интересно рассказать сказку «Репка» от имени репки.

Формирование практических способностей

Разберемся, как проявляются общие практические способности дошкольника. К ним относят конструктивные и организаторские склонности.

Конструктивные способности позволяют ребенку строить различные башни и замки, разбираться с устройством технических игрушек. При наличии данных склонностей дети умеют представлять предмет в целом, разбираться с чертежами, поначалу простыми, но в 6-7 лет и довольно детальными. В конструкторской деятельности развивается пространственное воображение и ориентирование.

Казалось бы, о каких организаторских способностях может идти речь в дошкольном возрасте. Однако, если понаблюдать за общением детей, то становится очевидным, как некоторые из них первыми устанавливают контакты и являются инициаторами игр.

С их подачи принимаются правила в игре, они распределяют роли. По их желанию может прекратиться игра, так как некому подхватить роль заводилы. Если же выбывает из игры второстепенный участник, организатор способен найти ему замену или изменить сюжет.

Организаторские способности проявляются в детстве только в том случае, если есть задатки к такой деятельности. Научить ребенка быть организатором невозможно.

Развитие художественных способностей дошкольника

Предрасположенность к художественным видам деятельности потому и называют специальными способностями, что некоторые дети и взрослые выдают удивительные результаты в определенных творческих направлениях.

Виды художественных способностей:

  • изобразительные
  • декоративно-прикладные
  • музыкальные
  • театрально-речевые

В основе таких способностей лежит сенсорное развитие. Только тот ребенок, который особенно чувствителен к звукам и ритму, к восприятию цвета и гармонии линий, к пропорциям и завершенности композиций, способен сам воспроизвести или создать художественный продукт.

Дошкольники с художественными способностями отличаются образным видением и умением найти подходящие средства, чтобы им удалось реализовать свою задумку. У таких детей активно развивается восприятие и творческое воображение.

Изобразительные и декоративно-прикладные склонности реализуются в рисовании, создании аппликаций, в лепке из глины и пластилина.

Для успешности в этой деятельности важно не только чутко воспринимать и фантазировать, но необходимы умелые действия, постановка руки. Соответствующие навыки формируются в систематических занятиях.

Поэтому развитие художественных способностей ярче проявляется у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные способности обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий. Младшие дошкольники показывают, что они чувствительны к данному направлению, выполняя танцевальные движения в такт музыки.

Или же они внимательно прислушиваются, когда звучит мелодия. В 5 лет способные дети уже довольно умело поют, подтверждая данный им от природы музыкальный слух.

Не проводя специальной диагностики, чуткие родители замечают склонности своего ребенка к музыкальной деятельности.

За проявлением театральных талантов можно понаблюдать в сюжетно-ролевых играх. Некоторые дети настолько умеют перевоплощаться в героя, роль которого они выбрали, что выдают все то типичное, чем характеризуется их персонаж.

Это могут быть элементы мимики, позы, характерная речь. Дошкольники, обладающие театрально-речевыми способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сцен из мультфильмов.

Их высказывания эмоциональны, а речь звучит связно и понятно.

Уникальные таланты детей

Перечисляя, к чему способен ребенок дошкольного возраста, нужно отметить, что некоторые умения детей могут быть крайне необычными и редко встречающимися.

Кажется, что такие умения появились ниоткуда. Они открываются внезапно, никто их специально не пытался развивать.

Природа одарила избранных детей задатками такой высокой степени развития, что они начинают проявляться в первые годы жизни.

В обществе известны композиторы и поэты, которые уже в пятилетнем возрасте написали свои первые произведения. Встречаются 3-летние малыши, так успешно играющие в шахматы, что им проигрывают взрослые.

Есть дети с необычными способностями, на лету запоминающие большие тексты или с легкостью оперирующие числами, проводя операции сложения, вычитания и умножения с многозначными числами в уме.

Важно, чтобы родители таких одаренных детей не вдавались в крайности – не воспринимали выдающиеся способности своих детей как забаву, или не стремились развивать исключительно эту сторону ребенка в ущерб другим.

Например, обладая феноменальными умениями счета не столь важно выполнять функции калькулятора.

Гораздо важнее развивать математические способности, которые гораздо многограннее арифметических действий, пусть и со сложными числами.

Условия для развития способностей дошкольника

Для того чтобы задатки, заложенные в детях от природы, развивались и превращались в способности, нужна располагающая атмосфера.

С раннего детства ребенок нуждается в познавательных игрушках, соответствующих его возрасту. Дошкольнику важно самостоятельно осваивать функции игрушек, окружающих предметов. Родителям лучше исключить чрезмерную опеку и просто быть рядом, предоставляя возможность ребенку постигать новые качества и характеристики предметов и явлений.

С развитием речевых умений дошкольники задают много вопросов, причем не разрозненных, а углубляющих или расширяющих ответ. Они нуждаются в доступных пояснениях и обращаются к взрослым, чтобы те помогли им выяснить суть.

Для развития художественных талантов следует окружить ребенка теми средствами, которые помогают раскрываться их задаткам.

Если дошкольнику нравится рисовать, то в его распоряжении должны быть и карандаши, и краски, и мелки.

А если замечена склонность к конструированию, то следует предоставить различные наборы деталей – сделанные из разных материалов, имеющие разнообразные формы и конфигурации.

Со стороны взрослых важны поощрения и подбадривания, чтобы стимулировать дальнейший интерес юного таланта. Особенно вдохновляют детей совместные с родителями творческие сеансы, когда все вместе создают картину или вылепливают набор сказочных героев, поют детские песенки или конструируют технические игрушки.

Способности детей развиваются, и этот процесс зависит не только от природных данных, но и от направленных усилий любящих родителей.

Источник: //alldoshkol.ru/sposobnosti/obshhie-spetsialnye-sposobnosti-doshkolnikov

Лечение Детей
Добавить комментарий