Как оценить умственные способности ребенка

Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

Как оценить умственные способности ребенка

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

• Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).

• Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).

• Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности.

Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности.

Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

• лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;

• логико-математических;

• пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;

• натуралистических;

• музыкальных;

• телесно-кинестетических;

• интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

1.Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.

2.Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.

3.Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.

4.Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Уровень умственных способностей

Группа тестов для определения уровня умственных способностей носит название «тесты интеллекта».

Цель тестирования умственных способностей – определение готовности к обучению в школе, выявление причин неуспеваемости, выявление одарённых детей, обеспечение индивидуального подхода к обучению, определение сложностей и отклонений в развитии.

Тесты на интеллект измеряют уровень умственного развития, но не показывают того, каков врождённый интеллект, природные возможности и того, какова была степень обученности испытуемого, несомненно отражающаяся на результате тестирования.

Однако результаты тестов предоставляют ценные сведения, отражающие уровень развития тех или иных способностей, а это может быть с успехом использовано при решении воспитательных задач и способствовать повышению эффективности обучения.

Уровни умственных способностей разных учеников неодинаковы, и существует классификация, позволяющая разделять учащихся на определённые категории.

Основывается такое разделение на определении коэффициента интеллекта (IQ), поскольку принято считать, что именно он способен наиболее полно показать уровень умственных способностей.

Коэффициент представляет собой соотношениям умственного возраста к фактическому, и если ученик, согласно результатов теста, демонстрирует умственный возраст выше, чем у средних учеников-сверстников, считается, что его коэффициент интеллекта высок.

Если умственный возраст низок для соответствующего хронологического возраста, то и IQ низок. Формула такова: умственный возраст делим на хронологический возраст и умножаем на 100. Учащихся по уровню IQ делят на четыре категории:

1.Высокие умственные способности:

— от 110 баллов до 119 – способные ученики

— от 120 до 139 – незаурядные

— от 140 – одарённые.

2.Средний уровень:

от 90 до 109 баллов.

3. Ниже среднего (70 – 89 баллов):

80-89 – сюда входят дети с задержкой в умственном развитии

70-79 – дети с пограничными нарушениями интеллекта.

4. Низкий уровень (ниже 70 баллов):

50 – 69 – дети, поддающиеся обучению

25 – 49 – дети, поддающееся привитию элементарных навыков

ниже 25 – дети, нуждающиеся в постоянной опеке.

Высокие умственные способности – желанная цель, но сверхвысокие значения IQ могут означать личностные проблемы испытуемого, его недостаточность в области эмоциональных способностей, коммуникации, ориентации на ценности.

Диагностика умственных способностей

Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:

1.Обучаемость (способность усваивать новые знания).

2.Ителлект (способность применять знания на практике).

3.Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).

Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.

С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений.

Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них.

Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.

На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э.

Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию.

За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.

В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.

По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей.

Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности.

Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.

На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине).

Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты.

Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.

Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.

• Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

• Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.

Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни.

Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д.

Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.

Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Память и внимание, восприятие и мышление можно развивать и в виде увлекательной игры, путём ежедневных занятий на развивающих тренажеров для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Источник: https://b-trainika.com/blog/sposobnosti-diagnostika-sposobnostej/

Как оценить умственные способности ребенка

Как оценить умственные способности ребенка

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Как оценить интеллект ребенка. Интеллектуальные способности детей

Как оценить интеллект ребенка и интеллектуальные способности детей наилучшим образом? Помните советский фильм «Карнавал»? Молодые Муравьева и Абдулов, Москва 1970-х. А обращал ли кто-либо из вас, роль кого в этом фильме исполнила Ирина Муравьева? Она ведь задолго до всяких людей дождя и игр разума прекрасно сыграла умственно отсталую девочку. К чему это я?

Сейчас в СМИ начинается какая-то очередная истерия по поводу «особых детей»: аутистов, даунов, сирот и иже с ними. Никогда еще со времен нацистской Германии отношения здоровых и «особых» не были бы пропитаны такой взаимной ненавистью. Хотя нам все равно не жить друг без друга — надо уживаться и делиться.

Как ниточке с иголочкой. Что здоровые сохраняют крупицы альтруизма и человеколюбия только благодаря больным, что больные без здоровых не выживут и с ними (здоровыми) придется делиться частью немаленьких привилегий. Давайте поговорим об этом спокойно, без истерии и «соплей розовых».

Что такое интеллектуальная недостаточность?

В самом общем виде под интеллектом понимают одно из трех: способность к обучению, способность к абстрактному мышлению. способность к адаптации.

Под умственной отсталостью (олигофренией) понимается широкая группа психических расстройств , основным появлением которых является задержка интллектуального (психомоторного) развития , проявляющаяся с первых лет жизни. То есть это — необучаемость, неразвитость абстрактного мышления и трудности в адаптации.

Но это еще как посмотреть — во многом умственно отсталые превосходят здоровых! Один мой пациент, пожилой даун, не мог самостоятельно одеться. Но на скамеечке в парке он обыгрывал всех в шахматы, имея первый юношеский разряд — просто он все партии помнил наизусть.

Еще один детедомовский дебил на моей памяти с первого раза сдал на автоправа и потом закончил консерваторию по классу вокала — ну шикарные у него были данные! А еще один такой же за минуту мог открыть ложкой любую машину и уехать на ней до первого поста ДПС.

Процент страдающих умственной отсталостью — около 1% населения , болеют преимущественно мужчины (в 1,5 — 2 раза чаще). Но это искусственный перекос — просто на девочках не висит военкомат с 16 до 27 лет, и требований к ним поменьше.

В среднем на 100 случаев умственной отсталости приходится 85 пациентов с легкой формой , 10 — умеренной , 4 — тяжелой и 1 — глубокой степенью. В малообеспеченных семьях с низким уровнем культуры она обнаруживается у 10 — 30% детей.

Чем более выражена степень умственной отсталости , тем раньше она обнаруживается. Пик приходится на первые школьные годы.

Часто под маской умственной отсталости проходят случаи так называемой социально-педагогической запущенности .Они имеют тенденцию к компенсации в благоприятных условиях дальнейшего развития.

Чем глубже умственная отсталость — тем чаще она сочетается с явлениями церебрального паралича , судорожного синдрома и патологии органов чувств.

Средняя продолжительность жизни ниже , чем в популяции , и снижается по мере выраженности расстройства.

Как таковой единой причины нет, расстройство возникает в результате воздействия комплекса различных мозговых вредностей.

Из наиболее известных — фактор наследственности, злоупотребление родителей — алкоголем, физические травмы плода и новорожденного, перенесенные матерью инфекционные заболевания, генные нарушения, резус-конфликт, экопатология, преждевременные роды. Более чем в 50% случаев причина так и не выявляется.

Важнейшим фактором ранней диагностики умственной отсталости является несоответствие выявляемых показателей психомоторного развития ребенка с общепринятыми стандартизованными возрастными нормами. Вот основные усредненные показатели по общепринятым данным:

1 месяц — поднимает подбородок

2 — поднимает грудь

3 — пытается достать , но промахивается

4 — садится с посторонней помощью

5 — сидит на коленях взрослого , хватает предметы

6 — хватает движущийся предмет , сидя на высоком стуле

7 — самостоятельно садится

8 — стоит с посторонней помощь

  • стоит , за что-либо удерживаясь
  • ползает
  • ходит с посторонней помощью
  • встает , держась за опору
  • взбирается по ступенькам лестницы
  • стоит без посторонней помощи
  • ходит без посторонней помощи
  1. 0 — 2 года сенсомоторная стадия, включает в себя :

1 месяц — врожденные рефлексы (сосание, хватание)

1-4 месяца — моторные навыки — условные рефлексы при взаимодействии ребенка со средой (сосательные движения при виде бутылочки с соской и схватывание ее )

4-8 месяцев — циркулярные реакции — развитие координации систем восприятия и моторики (сотрясение погремушки)

8-12 месяцев — координация средств и целей — придает действиям ребенка все большую преднамеренность (отодвигает руку взрослого , чтобы достать спрятанную за ней игрушку)

12-18 месяцев — открытие новых средств (можно достать висящую игрушку лежащей рядом палкой)

18-24 месяца — изобретение новых средств — оригинальное решение проблемы с помощью имеющихся средств и способов

II.Стадия конкретных операций, включает в себя :

2-5 лет — предоперациональный уровень. Развитие символического мышления, позволяющего представлять предметы или явления с помощью мысленных образов и обозначать их названиями, а не прямыми действиями.

5-8 лет — первый уровень конкретных операций. Ребенок становится способен понять что два признака предмета (например, форма и вес), не зависят друг от друга («что тяжелее — килограмм пуха или килограмм железа?»). Он может располагать предметы в ряд по какому — либо признаку (цвет или размер, или живые существа и неодушевленные предметы).

8-11 лет — второй уровень конкретных операций. Помимо представлений о массе и объеме, ребенок получает представление о времени и скорости, об измерениях с помощью эталонов. Это позволяет упорядочивать предметы в пространстве, решать проблемы перспективы или физические задачи.

  • 11 — 15 лет — стадия формальных операций.Мыслительные операции могут совершаться без какой-либо конкретной опоры. Формируется абстрактное мышление, работающее с помощью гипотез и дедукций. Формируется сексуальное влечение, а также нравственность как следствие рассудочной деятельности.

Отклонение от возрастных показателей может служить основанием для консультации детского психиатра.Однако большинство пациентов попадают в поле зрения психиатра поздно , в связи со школьной неуспеваемостью и трудностями поведения.

Оптимальный метод — профилактика. Это — работа центров планирования семьи и генетических консультаций, медико-социальная поддержка малообеспеченных семей, психопедагогические мероприятия для самих пациентов. Они включают в себя привитие навыков самообслуживания, взаимодействия с окружающими, вовлечение в трудовую деятельность.

Семейная психотерапия и групповые реабилитационные программы улучшают адаптацию пациентов. Конечная цель — ликвидация социальной беспомощности и сохранение трудоспособности в меру доступного. Эмоциональные проблемы и заниженная самооценка успешно корректируются в группах с использованием транзактного анализа.

Психотропные препараты имеют вспомогательное значение при осложнении вторичной симптоматикой (аффективные , поведенческие и другие расстройства).

С пациентом нужно общаться четким , доступным для его понимания языком, избегая излишней поучительности и превосходства в беседе. Взрослый человек с интеллектуальным уровнем ребенка на самом деле не является ребенком. Любые проявления его конструктивной деятельности достойны поддержки и похвалы, но без слащавой покровительности.

Многие пациенты склонны легко входить в детскую пассивно-подчиняемую роль благодаря неправильному воспитанию ставящему своей целью в первую очередь управляемость и послушание. Эта позиция является безусловно вредной и часто осложняется проявлениями психологического и физического насилия, насмешками и издевательствами со стороны окружающих.

Нужно быть очень осторожным в прогнозах, избегая разговоров, что ребенку нельзя ничем помочь. Обучение в обычной школе является неоднозначным шагом — при лучших возможностях для компенсации интеллектуальной сферы велик риск отвержения сверстниками.

Диагностируются по показателям тестов интеллекта (методика Векслера и другие), выраженным в баллах (IQ).

Легкая степень (50 — 69 баллов), или дебильность, соответствует уровню развития 9 — 12-летнего ребенка. В дошкольном возрасте пациенты практически неотличимы от психически здоровых.

Могут осваивать программу вспомогательной или 5 — 6 классов обычной школы, самостоятельно проживать, вести хозяйство и трудиться на посильных работах.

Помощь им требуется по большей части в серьезных, критических ситуациях.

Умеренная степень (35 — 49 баллов, 6 — 9 лет), или имбецильность. Школьное обучение маловероятно. Возможно привитие примитивных навыков самообслуживания, легкий труд в специально созданных условиях. Необходимо постоянное наблюдение и руководство в большинстве ситуаций.

Тяжелая форма умственной отсталости (20 — 34 балла, уровень развития ребенка 3 — 6 лет). Развитие речи, моторики, навыков самообслуживания минимально. Требуется постоянное постороннее наблюдение и контроль.

Глубокая степень, или идиотия (ниже 20 баллов, до 3-х лет) предполагает неспособность к вербальному (словесному) общению и самообслуживанию. Большинство пациентов не способны передвигаться, неопрятны физиологически, требуют постоянного ухода и надзора.

Пограничная умственная отсталость (субдебильность) существовала в прежней классификации болезней. Это уровень интеллекта по Векслеру 75 — 90 баллов и умственное развитие 13 — 14-летнего подростка со всеми вытекающими последствиями.

При невежестве и асоциальности родителей, завышенных требованиях к ребенку или отвержении прогноз неутешителен.

Такие пациенты даже при неглубокой умственной отсталости не могут сформировать социально приемлемых навыков, инвалидизируются и заканчивают жизнь в заведениях социального обеспечения.

Многие из них попрошайничают, бродяжничают, совершают кражи и грабежи, становятся жертвами злоумышленников.

Своевременно начатые психопедагогические мероприятия и адекватное поведение родителей способны в значительной мере улучшить адаптацию пациента во всех сферах жизни.

Наиболее уязвимым звеном адаптации является сексуальность, в сфере которой более успешны пациенты женского пола.

Не менее половины всех пациентов (особенно девочек) снимаются с наблюдения психиатром по достижении компенсации в зрелом возрасте.

Большинство психокоррекционных и реабилитационных программ для умственно отсталых включают «мягкое управление» ребенком со стороны близких, рациональную организацию жизни и быта с избеганием конкуренции и элементарную профессиональную подготовку.

Аггравация (преувеличение) умственной отсталости может иметь место при решении экспертных вопросов (признание инвалидом , определение годности к военной службе , судебно-психиатрическая экспертиза). То есть например, человек с субдебильностью начинает вести себя как имбецил.

Обычно предъявляются жалобы на «плохую память», «забывчивость», «что-то такое на меня нашло», не подтерждаемые объективно при смене темы беседы, наблюдении за поведением вне ситуации обследования , сохранности навыков самообслуживания и социальной адаптации.

В ходе обследования агграванты склонны отвечать на задаваемые вопросы стереотипным «не знаю» или «не помню» без попыток сосредоточения и воспоминания, а также ошибочных ответов после определенного периода размышлений (например, при истощении).

При уличении в притворстве качество выполнения заданий обычно повышается.

Диссимуляция (сокрытие) умственной отсталости может иметь место, когда пациент по собственному желанию либо настоянию близких хочет прекратить наблюдение психиатра (например , для получения водительских прав).

В качестве доводов обычно приводятся полное отсутствие жалоб на душевное здоровье и утверждение о том, «что все вообще нормально».

Даже при отсутствии достоверной информации диссимуляция может быть распознана при обследовании интеллекта с помощью психологических методик (обычно — тест Векслера) , определяющих интеллект как некую сумму баллов, сопоставляемую с возрастными усредненными показателями.

Источник: https://lechenie-detey.ru/sposobnosti/kak-otsenit-umstvennye-sposobnosti-rebenka

Можно ли проверить интеллект ребенка до года

Как оценить умственные способности ребенка

Уровень умственного развития малыша занимает лидирующее место в оценке нормативности.
Название вида человека – homo sapiens, то есть человек, наделённый разумом. Разум подразумевает нравственность, способность обуздать свой тяжёлый характер, агрессию, приход к правильному поведению, адаптации.

Высокий коэффициент интеллекта у каждого четвертого, средний коэффициент у двоих из четырёх людей, менее удовлетворительный — у каждого шестого человека, низкий интеллект у каждого десятого ребёнка. Семь процентов из них находятся на границе между нижней нормой и умственной отсталостью. Три процента – умственно отсталые.

Оценка умственного развития является неоднозначной и непростой проблемой. Ею занимаются психиатры, невропатологи, педагоги, медицинские психологи.

Но ежедневное и заинтересованное наблюдение мамы и папы за становлением ребёнка при знании развития мозга ребёнка даёт не менее, чем проведённая клиническим психологом проверка.

Возможно, в день проверки малыш находится в плохом настроении, быть уставшим, не заинтересованным проверкой.В пять лет ребёнок должен отличать круг от овала и треугольника, рисовать человека с чертами лица, конечностями, туловищем, одеждой.

Но есть одно но, если ребёнка этому не учили, или ему это было неинтересно, это не значит, что чадо глупо.

Либо наоборот – дитя может отличить одну фигуру от другой, нарисовать человека. Неужели это может сказать о его большом уме?Вследствие чего не стоит к этой теме подходить категорично. Это вопрос деликатен.

Не торопитесь делать выводы относительно разума своего малютки.

Однажды уважаемый невропатолог профессор принял неизвестного ему молодого юношу. Тот зашёл к профессору и положил на стол диплом с отличием одного из ведущих технических университетов.Юноша сказал, что врач посоветовал двадцать лет назад его маме отдать его в специальное учреждение для умственно отсталых.

Но мать не стала этого делать, она начала упорную работу над ребёнком.Школа постоянно оценивала детей, которые впоследствии стали выдающимися, как людей с низким интеллектом.Антон Чехов получал трояки в школе за свои сочинения.

Уатт, создатель парового двигателя, Томас Эдисон, Исаак Ньютон в школе считались малоспособными.Большая часть времени, направленная на умственное воспитание дошкольника, проходит в кругу семьи.Из этого следует, что родители должны обладать объективными критериями о нормативности интеллекта ребёнка.

Если дитя не соответствует данным критериям, это квалифицируется как задержка умственного развития.

Если Вы заподозрили задержку, обратитесь к психиатру или невропатологу.При подтверждении опасений, родители должны упорно работать над тем, чтобы преодолеть задержку.В любом случае, некоторая доля внимания к развитию ребёнка повлияет на него благотворно.Лучше иногда ошибиться и заподозрить задержку напрасно, чем не выявить её вовремя.

Каковы же нормативы по умственному развитию

Эти нормативы характеризуют интеллект до 6 лет, самых важных в формировании.На десятый день жизни ребёнок старается поднять свою голову, он лежит на животе, задерживает свой взгляд на каком-либо ярком объекте, глазах мамы. В возрасте двух недель малыш различает резкий и тихий звук.
Ребёнок в возрасте одного месяца внимательно прислушивается к звукам.

В полтора месяца малыш держит головку, сосредотачивает внимание на чем-либо, поворачивает голову для удержания в поле зрения объект, который перемещается.В 1.5 ребёнок хочет к родителям на ручки. Ему необходимо видеть и слышать всё для ориентации в пространстве.Всё, что замечает малыш, удивляет его, за счет этого он познаёт мир.

Удивление считается показателем нормального развития ума.В возрасте трёх месяцев малыш внимательно смотрит на лица взрослых, видит предметы, расположенные за 4-7 метров. Он ищет источник звука, прислушивается и присматривается.В 4 месяца ребёнок выделяет свою маму из всех остальных людей, узнаёт голос мамы, слыша его, ищет маму.

Для привлечения внимания мамы, он произносит звуки. Ребёнок радуется маме, улыбается, всплёскивает руками, двигает ногами.Он проявляет эмоции, это также влияет на умственное развитие.В возрасте пяти месяцев малыш может следить за предметом или живым существом около десяти-пятнадцати минут. Теперь малыш сам выбирает объект, на который нужно обратить внимание.

Это зрительная сосредоточенность. Ребёнок способен самостоятельно повернуться со спины на пузико и в обратную сторону, опирается на ладони, поднимает голову и слушает, смотрит. Он захватывает предмет, ощупывает его, подносит к глазам.В полгода малыш ищет взглядом человека /кошку /собачку, про которых у него спрашивают.

Сангвиник тотчас улыбнётся, флегматик и холерик не поторопится это сделать. Он будет внимательно всматриваться с серьёзным лицом. После того, как он оценит тех, кого он заметил перед собой, проведёт экспертизу (приятный человек или нет, опасный ли). Потом он либо улыбнётся, либо заплачет, отворачиваясь.

В шесть месяцев малыш начинает ползти. В семь – лепечет слоги.

Если его спросить «где киса», он будет искать взглядом кошку, и если не найдёт, он укажет пальцем на то место, где она обычно лежит, на кресло, например.

Ребёнок в семь месяцев понимает многое из того, что от него хотят взрослые. Ему необходимо объяснять всё, что от него требуется, не нужно трясти его как куклу.Через месяц дитя уверенно сидит, тянется к игрушкам, старается переложить одну игрушку из одной ручки в другую. Занимайте его руки делом, самое время. Подкладывайте новую игрушку вовремя.

Ребёнок, который не способен сосредоточиться, отстаёт в развитии интеллекта.В возрасте девяти месяцев дитя уже откликается на своё имя.Начиная с 9-ти месяцев и до 11-ти во взгляде ребёнка должен быть пытливый интерес к окружающему миру. Его глазки как будто задают вопрос.

Заметьте данный интерес, не погашайте его, отвечайте ласково на вопросительные взгляды, побуждайте направление вопрошающего взора.

Ребёнок, который задерживается в развитии, смотрит на своих родителей пассивнее. Нужно рассказывать своему крохе обо всём, что окружает его, называйте все предметы, по которым он скользит своим взглядом.

Малыш радуется, потому что с ним разговаривают, он пытается понять, что говорят о том или ином объекте.

Когда у ребёнка вопросительный взгляд, в нём присутствует любознательность, начинается период вопросов.

Он будет задавать их, как только начнёт говорить.

В возрасте десяти месяцев, когда ребёнку говорят «дай», он подаёт известные ему предметы.Когда малышу исполняется 12 месяцев, в его речи есть от семи до четырнадцати слов.

Ребёнок сосредоточен на чём-то одном до двадцати пяти минут. Он отлично знаком со словом «нельзя».

Когда детишки постигают этот навык, происходит развитие психомоторное.То есть разворачивается генетическая программа, которая подчинена развитию интеллекта.Самое главное в этой программе сосредоточенность, внимание, поэтапность. Комплексность, одновременное дозревание возможностей, которые взаимосвязаны.Из этого следует важная рекомендация – не стремитесь к освоению чего-либо следующего, пока не освоили предыдущего.Необходимо всё развивать в комплексе. Помните, что движение ножек и ручек происходит с помощью головы. Но развитие рук и ног развивает голову.У малыша с ловкими пальцами психоречевое развитие без отклонений.

Источник: http://puzikkarapuzik.com/kalendar-razvitiya-rebenka/proverit-intellekt-do-goda.html

8 типов интеллекта ребенка: советы по развитию – Развитие ребенка

Как оценить умственные способности ребенка

В современном обществе принято считать, что успеваемость ребенка в школе является единственным показателем, определяющим его потенциал. Когда ребенок становится старше, многие родители хотят, чтобы он стал всесторонне развитым и успешным в разных сферах жизни. Но прежде чем он пойдет в школу, вы должны понять – ваш ребенок умный, несмотря на его оценки и физическую форму.

Ученые утверждают, что существуют разные типы интеллекта (всего их выделяют 8), и ребенок может обладать любым из этих восьми типов. В чем-то он обязательно окажется сильным.

Родители должны с раннего возраста ребенка распознать признаки, которые характеризуют его тип интеллекта. Если вы начнете развивать эти черты с раннего возраста, вы сможете оценить его потенциал и поймете, что это может быть важнее, чем успеваемость по математике или физике. Рассмотрим, как определить тип интеллекта вашего ребенка.

Теориямножественногоинтеллекта

Американский психолог Говард Гарднер предложил теорию, которая объясняет различные виды интеллекта. Ученый предполагает, что сводить определение интеллекта ребенка к простой проверке IQ недостаточно.

Академическая успеваемость, несомненно, важна, но настолько же важны и склонности ребенка к рисованию, музыке, танцам, предпринимательской деятельности и т. д. Все эти склонности необходимо учитывать, определяя потенциал ребенка.

Так возникла теория множественного интеллекта, которая доказывает, что у ребенка могут доминировать 1 или 2 из 8 типов интеллекта.

8 типов интеллекта

Теория Говарда Гарднера быстро нашла последователей во всем мире. Педагоги из разных стран стали включать теорию множественного интеллекта в свои системы образования.

Рассмотрим подробнее типы интеллекта, которые встречаются у детей.

1. Телесно-кинестетический

Дети, обладающие телесно-кинестетическим интеллектом, обычно достигают успехов в спорте и других видах физической активности. Они много двигаются, и их движения хорошо скоординированы.

Если ваш ребенок проявляет интерес к подвижным играм и может хорошо координировать движения своего тела, то можно с уверенностью сказать, что у него развит данный тип интеллекта. Понаблюдайте за ним, чтобы лучше понять его склонности.

Он слишком суетливый? Он всегда в тонусе? Он не может долго усидеть на одном месте? Такие мелкие детали могут помочь вам определить у ребенка телесно-кинестетический тип интеллекта. Им обладают многие известные спортсмены, актеры и танцоры.

2. Визуальнопространственный

Данный тип интеллекта определяет, насколько хорошо ребенок может визуализировать объекты, места и даже свои сны. Дети, обладающие таким интеллектом, имеют таланты в рисовании, лепке и других подобных занятиях. Они хорошо определяют размеры объектов и могут в деталях воспроизводить прошедшие события. Они также склонны выражать свои мысли и чувства в визуальной форме.

Если ваш ребенок уделяет внимание деталям и способен вспомнить мельчайшие подробности повседневных событий, у него развит визуально-пространственный интеллект. Дети, обладающие им, могут стать художниками, архитекторами или специалистами в подобных сферах.

3. Логико-математический

Логический интеллект связан со способностями ребенка к математическим вычислениям и аргументации. Важной частью логико-математического интеллекта является навыки решения различных задач.

Если ваш ребенок наблюдателен, умеет мыслить нестандартно, логически рассуждать, объяснять, понимать подсказки – у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любознательны и часто задают вопросы. Они хорошо понимают язык чисел, графиков и диаграмм.

У многих известных математиков развит данный тип интеллекта.

4. Музыкальный

Если ребенок любит слушать музыку, это еще не значит, что он обладает музыкальным интеллектом. Данный тип интеллекта развит у детей, которые любят сочинять музыку, петь и настукивать разные ритмы. Они лучше других понимают музыку.

Если у вашего ребенка красивый голос, у него есть чувство ритма, различает тональности и интересуется игрой на музыкальных инструментах, тогда у него, несомненно, развит музыкальный интеллект.

Однако важно понимать, что музыкальный интеллект – это достаточно широкое понятие, и у разных детей он может проявляться по-разному.

5. Лингвистический

У детей, обладающих лингвистическим интеллектом, обычно хорошо развиты языковые навыки.

Если у вашего ребенка красивый почерк, он любит читать, хорошо понимает грамматику и умеет правильно писать сложные слова, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят играть со словами и разгадывать кроссворды.

У них обычно большой словарный запас, они легко запоминают новые слова. Также у них развита способность рассказывать истории.

6. Экзистенциальный

Экзистенциальный интеллект не стоит путать с интровертностью или эгоцентричностью. Он связан со способностью человека наслаждаться одиночеством. Если ребенок, оставаясь один, не скучает и не боится, то у него развит данный тип интеллекта. Этот тип связан с такими качествами, как ответственность, самосознание и самостоятельность.

Дети, обладающие экзистенциальным интеллектом, осознают свои сильные и слабые стороны. Если ваш ребенок уверен в правильности своих действий, несмотря на то, что окружающие считают иначе, у него развит данный тип интеллекта. Такие дети уверены во всем, что они делают. Они слушают окружающих, но делают то, что сами считают правильным.

Из таких детей вырастают успешные предприниматели.

7. Межличностный

Дети с развитым межличностным интеллектом умеют хорошо общаться с окружающими. У них обычно много друзей, и они любят быть в компании. Если ваш ребенок постоянно проводит время со своими друзьями и любит общаться с людьми, у него развит данный тип интеллекта.

Такие дети умеют находить общий язык с разными людьми и понимают, как справляться с разными ситуациями. В компании они кажутся спокойными и расслабленными. С друзьями они сострадательны, добры и отзывчивы.

Из таких детей вырастают хорошие дипломаты, руководители и педагоги.

8. Натуралистический

Если ваш ребенок интересуется садоводством, уходом за домашними животными, то у него развит данный тип интеллекта. Такие дети любят природу. Они интересуются различными природными явлениями, любят гулять в парках, возле рек и везде, где нет асфальта. Также они обеспокоены сохранением природы.

Когда вы знаете, как проявляется каждый из восьми типов интеллекта, вы можете определить, в чем силен ваш ребенок. Наблюдайте за ним, замечайте его способности и помогайте их развивать. Цените его таланты с раннего возраста – и вам не придется беспокоиться о его будущем.

Оцените публикацию

статьи: 4.20 из 5 на основе 5 оценок.

Мир

ОК

Развитие ребенка
05.07.2019

Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/8426/

Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте

Как оценить умственные способности ребенка

Оксана Прошкина
Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте

Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были.

Внушительный багаж знаний в самых различных сферах позволяет гораздо раньше добиться определенного успеха в профессиональной деятельности.

Умственные способности следует развивать, начиная с самого раннего возраста, и тогда, человек к началу активной трудовой деятельности будет иметь высокий уровень интеллекта, что позволит решать задачи любой степени сложности.

Интеллект у дошкольников

Развитие интеллекта, — это путь к гармоничному воспитанию, развитию личности с богатым внутренним миром и отменным уровнем физической подготовки.

Умственное развитие дошкольников наряду с физическим совершенством, обеспечивают воспитание гармоничной личности. А не к этому ли стремятся все родители?

Развитие интеллекта означает высокий уровень адаптации ребенка к самым сложным ситуациям, опираясь на собственные силы, а также на степень его подготовленности к реальной жизни.

Интеллект, — это такое качество психики человека,которое охватывает практически все сферы деятельности: умственную, эмоциональную, физическую.

Интеллектуальное развитие дошкольников, — это первый этап важной и ответственной работы! Для чего нужно такое развитие? Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста обеспечивает способность ребенка в дальнейшем успешно обучаться, быстро и легко схватывал полученную информацию, запоминать тот или иной материал.

Хорошо развитое логическое мышление позволит в дальнейшем всесторонне развиваться и достичь такого уровня, который неподвластен другим людям.

Развитие интеллекта дошкольников

Развитие и совершенствование умственных способностей позволяют достичь высокого уровня подготовки и готовности к дальнейшему получению знаний, навыков и умений. У ребенка развивается логическое мышление, растут интеллектуальные способности.

Для того чтобы определить умственное развитие дошкольников, существует специальный диагностический материал. Это специальные тесты, которые позволяют определить уровень интеллекта (IQ – коэффициент умственного развития).

Логическое восприятие окружающего мира боле успешно происходит у ребенка в процессе различных подвижных игр. Полученную в таких играх информацию ребенок усваивает и перерабатывает под себя, получая новый материал для совершенствования.

Умственное воспитание должно стать приоритетным направлением, а способствовать этому будет логическое и игровое построение процесса обучения. Сейчас материал для организации занятий с детьми найти достаточно просто, главное – желание.

Отличный способ проводить логическое, и физическое совершенствование навыков и умений, развивать умственные способности –это использовать следующий материал: — логические игры, — считалки, обобщения, первые пробы составления словосочетаний, накопление словарного запаса, — Настольные или компьютерные игры, направленные то, чтобы повысить уровень интеллекта и развитие логики.

Интеллектуальные способности у ребенка развиваются гораздо лучше и закрепляются прочнее, если происходит это в игровой обстановке, легко и ненавязчиво.

Сухой, строгий материал, подаваемый в требовательной форме, не всегда хорошо влияет на логическое мышление, способность воспринимать окружающий мир, используя для этого развитые личные умственные способности ребенка.

Логическое восприятие окружающей действительности развивается одновременно с ростом ребенка.

Факторы, влияющие на интеллектуальные способности ребенка.

Умственные способности дошкольника зависят от ряда факторов, на которые необходимо опираться, подбирая материал для составления программы развития. Возрастные изменения Приблизительно с 6-илетнего возраста, преобладающим становится когнитивное развитие дошкольников.

Представление об окружающем мире ребенок получает теперь на основе эгоцентрического и магического мышления. Логическое же восприятие переходит на второй план. Следовательно, должен измениться и материал, по которому с детьми необходимо продолжать обучение и развитие.

Отличный способ продолжать обучение и развитие – различные настольные игры, такие, что заставляют думать, напрягать память, запоминать, сопоставлять и немного анализировать.

Вы можете начинать с обыкновенных крестиков-ноликов, и не сомневаться, что полученный в этих играх интеллектуальный материал поспособствует развитию интеллекта.

Кто знает, может ваш малыш станет выдающимся мастером такой сложной и увлекательной логической игры, как шахматы.

Не забывайте о важности достижения полноценного физического уровня подготовленности дошкольника.

Вывод – Умственное воспитание, наряду с интеллектуальным развитием, совершенствованием логики и т. п., позволят воспитать гармоничную личность.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/intelekt-rebenka-i-ego-razvitie-v-doshkolnom-vozraste.html

Лечение Детей
Добавить комментарий