Как развивается мозг у ребенка

Как развивается мозг ребенка и почему кризис двух лет надо просто переждать

Как развивается мозг у ребенка

С самого рождения мы взвешиваем ребенка и меряем его рост: ага, плюс 4 сантиметра. Мы замечаем, как он развивается. Мы покупаем новую одежду, не стараясь натянуть маленькую.

А если покупки оказались велики, мы аккуратно складываем их в шкаф и оставляем «на вырост». Однако у нас нет таких же простых инструментов, как весы или измерительная лента, чтобы оценить психоэмоциональное взросление ребенка.

Как меняется мозг ребенка из года в год и как это сказывается на поведении.

Любые проблемы во взаимоотношениях с детьми, на мой взгляд, идут от незнания. Мы не понимаем, почему дети нас не слышат, не слушаются, зачастую делают всё назло, не реагируют на жесткое «нет» или кричат тогда, когда всё, казалось бы, в порядке. Кажется, маленький человек сходит с ума, хотя вы все делаете правильно.

Многие проблемы в воспитании детей идут от непонимания того, как развивается мозг человека. Часто ребенок физически или психологически не способен к тому, что мы от него требуем, или наоборот, хочет сделать то, что ему в это время делать интересно, а нам кажется, что еще рано.

Если бы в роддоме выдавали книжку с описанием разных стадий развития мозга человека, множества конфликтных ситуаций можно было бы избежать. Родители, которые понимают, как развивается мозг ребенка, смогли бы спокойно помогать детям пройти стадии взросления. Более того, подобные знания всегда сказываются благотворно и на отношениях пары, потому что мама и папа смотрят в одном направлении.

«Есть ли какая-то книга или статья, которая описывала бы стадии развития ребенка?» – спрашиваю я психолога и в надежде смотрю ей в глаза. Нет, единой книги нет.

О каждом возрасте написано много статей и книг. Поэтому совет один.

Хотите понимать детей, не сходить с ума от бессилия, не посыпать голову пеплом от того, что вы не смогли воспитать нормального ребенка? Читайте как можно больше о физиологии человека.

Я попробую пройтись по основным вехам развития ребёнка и начну с двух лет. Почему 2 — это важно?

2 года — возраст, когда ребенок уже перестал быть похожим на младенца. Он ходит, говорит и даже требует, и родители начинают требовать в ответ. Большинство родителей двухлеток думают, что их дети способны контролировать эмоции и импульсы. Однако это иллюзия. Только к четырем годам мозг ребенка будет развит настолько, чтобы обеспечивать телу самоконтроль.

Ваш двухлетка истерит, залезает на стол, несмотря на запрет, или отказывается делиться? Все отлично, он развивается согласно норме.

Задача родителя — адаптировать ребенка к миру. И самоконтроль — один из навыков, который нам приходится развивать, чтобы вписаться в общественные нормы. Если бы все взрослые люди сидели на столе или кидались ботинками, наступил бы хаос. Однако существуют разные способы научить ребенка контролировать свои импульсы. Я бы назвала их революционный и эволюционный.

Эволюция — это поступательное изменение поведения ребенка под влиянием взрослых. Помогите ему научиться совладать с собой и своими эмоциями.

Например, отвлеките любимой игрушкой, когда проходите магазин со сладостями, или дайте ему ощущение контроля, разрешив купить что-то совсем маленькое. Или же предложите посмотреть мультики еще 5 минут.

Ощущение возможности повлиять на жизненные процессы дает ребенку успокоение.

Ужасные двухлетки (terrible twos) считаются в психологии детьми возраста недовольства (age of discontent). Ребенок еще плохо говорит, а значит, его редко понимают. Непонимание часто является причиной эмоционального коллапса ребенка. Попробуйте поговорить на иностранном языке, когда ваш словарный запас ограничен двадцатью словами! Скорее всего, вы испытаете сильное раздражение.

С 1,5-2-х лет до 3,5-4-х ребёнок начинает понимать, что мир огромен, и в нем много возможностей. Теперь он стремится к автономии. Множество разных желаний сталкиваются с минимальными возможностями.

Родители постоянно мешают: нельзя переходить самостоятельно дорогу, залезать на самую крутую лестницу или пить воду из унитаза .

Многое просто не получается в силу того, что пальцы не слушаются, а ноги не бегут так быстро, как хотелось бы.

Выйти из этого непростого этапа можно с разным результатом. Вы можете научить ребенка осознавать свои эмоции и в дальнейшем ими управлять. При спокойном уравновешенном подходе вы получите уверенного в себе маленького человека. Он будет чувствовать вдруг обретенный контроль и стараться многое делать сам. Он будет не бояться проявлять инициативу и гордиться своими достижениями. Это эволюция.

Революция подразумевает совершенно другой подход и другой результат. Желание ребенка исследовать мир натыкается на родительское жесткое «нет».

Иногда это по делу (схватился за нож, тянется к кастрюле с кипятком), а иногда просто по накатанной. Мама осекает там, где этого делать уже не нужно.

Ребенок выходит босиком на мокрую траву, мама кричит: «Стой! Нельзя!» Почему нельзя? Соприкосновение подошвы с влажной травой полезно и приятно. «А вдруг поскользнётся», – думает мама.

Ребенок требует сладости, проходя мимо отдела с шоколадками, и папа начинает угрожать, жестко хватает за руку, а выйдя из магазина еще и шлепает по попе. У таких родителей дети часто выглядят воспитанными. Они спокойно сидят за столом и реагируют на оклик родителя. Но это неосознанное поведение. Это страх.

На какое-то время такая система будет работать, но даст свои нездоровые плоды ближе к переходному возрасту. Протест, непослушание, агрессия, безынициативность — родителям придется сражаться с последствиями революционного подхода.

Задавленный ребенок станет задавленным взрослым или выйдет в сопротивление и протест.

Несколько советов «потерпевшим»  родителям двухлеток:

 Задача взрослого — постепенно давать ребенку свободу. Невозможно ограничивать всё и всегда. Определите, что точно нельзя. И покажите ребенку, что можно взамен. Если нельзя рисовать на обоях, то где можно. Как ни странно, ребенку это не всегда очевидно.

 Всегда делитесь своими чувствами. «Мне сейчас неприятно», «мне обидно». Скоро наступит момент, когда ему ваши чувства станут важны.

 Но не забывайте и о хорошем. «Мне так приятно, что ты это сделал», — позитивное подкрепление работает лучше негативного.

 Признавайте чувства ребенка, озвучивайте их. «Ты не хочешь идти в сад? Я понимаю, ты хочешь остаться со мной дома». Нередко понимание важнее всего.

 Дайте ощущение контроля над ситуацией — ок, еще 3 минуты мультфильма и всё. В ситуации истерики уносите из «зала». Театр и зрители вселяют в ребенка артистизм. Иногда достаточно просто уйти.

Источник: https://chips-journal.ru/reviews/krizis-2-let

12 фактов о развитии головного мозга ребенка, которые каждой маме будет полезно узнать

Как развивается мозг у ребенка

Экология потребления.Дети: Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком…

Я бы очень хотела, чтобы 5 лет назад кто-нибудь поделился со мной этими фактами, когда я была беременной первым ребенком, и, возможно, тогда я бы иначе смотрела на развитие Стеши в ее первый год. И вообще – иначе смотрела бы на развитие ребенка – так сказать, с научной точки зрения.

И раннее развитие тогда казалось бы не гонкой и соревнованием с форумскими мамочками «кто больше круп дал ребенку пересыпать» и «кто сколько карточек показывает за день» и уж точно не «у кого ребенок сказал первое слово в 7 месяцев», а представлялось бы разумной системой, программой развития того, что нужно ребенку именно сейчас и зачем это ему нужно по жизни.

И нет – я не перестала бы уделять много внимания ребенку в его первый год жизни, потому что приводимые ниже факты как раз подтверждают, что недостаточно быть «просто мамой, существующей просто рядом с ребенком 24/7» и не стоит пренебрегать этим периодом в жизни, полагаясь на «ах, он/а все равно ничего еще не понимает и не воспринимает» (это не так!),  но я бы иначе распределяла бы время в этих 24/7 – это точно.

Мне кажется, основами развития мозга ребенка следует делиться с будущими мамами на курсах беременности, и так делают в той же Великобритании, например. Но если вы, как и я, не имели возможности пройти курсы для беременных Baby Foundations в UK, то вам будет очень полезно прочесть!

Итак, что происходит с мозгом ребенком с момента рождения и до первого Дня Рождения?

1. За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза и весит около 1 кг. Масса мозга взрослого человека – чуть более 2 кг.

2. Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей. Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт.

3. До 700 синапсов в секунду формируется в первые годы жизни ребенка. Однако, для того, чтобы нейронная связь осталась (и масса мозга увеличилась на эту одну нейронную связь) важно, чтобы ребенок пережил этот опыт еще несколько раз.

4. Use it or lose it – используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше. Нейроны либо соединяются, формируя нейронные связи и укрепляя их, либо отмирают, и в руках родителей и людей, влияющих на развитие этого малыша, судьба большинства нервных клеток малыша.

5. В первые 12 месяцев жизни наиболее активно нейронные связи способны формироваться в областях мозга, которые отвечают за физическое развитие, речь и эмоциональное развитие. И, напротив, области мозга, отвечающие за логическое мышление, проходят стадию «доразвития», поэтому в первый год практически неактивны.

6. При рождении, миндалевидная железа (Amygdala – место эмоций) более развита, чем лобные доли, которые занимаются рассуждениями. Младенцам более свойственно показать свои эмоции, а не управлять ими.

Это объясняет, почему дети часто реагируют на ситуации со слезами. Это же объясняет то, почему так важно развивать эмоциональную сферу малыша и его органы чувств, а не заниматься преждевременным развитием интеллекта.

7. В первые 6 месяцев жизни формирование новых нейронных связей идет наиболее активно. В большей степени это касается формированияцветовосприятия, первичных навыков ранней социализации и обоняния.

8. Наиболее прочные нейронные связи – это связи, которые возникают в обоих полушариях. Ползание – наиболее эффективный путь к синхронизации обоих полушарий. Позже с ним может сравниться игра на музыкальных инструментах и плавание.

9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить.

Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г.

Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и аходят решения, а есть “тугодумы”?

10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.

11. Зона Брока и зона Вернике – это две области головного мозга, отвечающие за развитие речи.

Но несмотря на то, что зона Брока, отвечающая за воспроизведение речи, показывает активность только ближе к 12 месяцам (и до этого не стоит воспринимать «мамамамама» как первое слово), на воспроизведение речи можно и нужно влиять еще раньше – с самого рождения, – через работу с зоной Вернике, отвечающей за восприятие речи. Как связаны эти зоны и что лучше всего развивает речь ребенка еще ДО его первого слова.

Также интересно : Колыбельные для детей: почему важно петь детям песни    

Как порядок рождения детей влияет на их дальнейшую судьбу

12. Мультисенсорный опыт – намного важнее, чем моносенсорный. Поэтому показ карточек дома один-на-один  – это намного менее эффективно, чем погладить живую собачку, послушать песню в компании сверстников и попробовать баклажан!опубликовано econet.ru 

 Natasha Alyokhina 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/120724-12-faktov-o-razvitii-golovnogo-mozga-rebenka-kotorye-kazhdoy-mame-budet-polezno-uznat

Как развивается мозг ребенка – Мой ребенок

Как развивается мозг у ребенка

06.01.2020

Интуитивно и эмпирически мы все знаем о том, что детство — это немного иной мир, со своим восприятием, своей скоростью реакции, своей закономерной непредсказуемостью.

Веб-сервис Early Childhood Education Degrees собрал воедино последние научные данные о развитии человеческого мозга, чтобы выяснить, чем отличается строение мозга ребёнка от мозга взрослого человека, и оформили материал в виде небольшой инфографики. Мы перевели этот пост на русский язык и дополнили информацией из исследований Гарвардского университета и Массачусетского технологического института.

Мозг ребёнка функционирует иначе, чем мозг взрослого человека: дети иначе мыслят, иначе себя ведут, иначе обучаются.

Эти возрастные особенности формирования и функционирования мозга изучает возрастная когнитивная психология и нейропсихология.

В этом материале под словом «взрослый» понимается период жизни от 18 до 25 лет; с 11 до 18 лет проходит подростковый период; с 4 до 10 — период детства; до 4 лет — раннего детства.

Десятилетия исследований развития детского мозга показали, что именно ранние детские годы (а именно от 1 года до 4) являются наиболее важными для дальнейшей эмоциональной, социальной, познавательной сфер жизни человека.

Коротко об главных элементах головного мозга

Головной мозг состоит из огромного количества нейронов, связанных между собой с помощью синапсов.

Нейроны формируют различные крупные структуры: кору полушарий, ствол мозга, мозжечок, таламус, базальные ганглии — всё, что очень часто называется «серым веществом».

А вот за соединение этих структур отвечают нервные волокна — «белое вещество». Белый цвет нервным волокнам придаёт миелин, электроизолирующее вещество, которое покрывает эти волокна.

Давайте посмотрим на особенности трёх китов, без которых невозможно развитие мозга, и нарушения в которых приводят к тяжёлым заболеваниям.

Нейроны:

  • Являются строительным материалом для мозга
  • Из них формируются различные участки мозга
  • Они обмениваются информацией внутри мозга

Синапсы:

  • Обеспечивают связь между каждой парой нейронов
  • Каждый нейрон окружён тысячами синапсов
  • Благодаря синапсам связываются участки из тысяч нейронов

Миелин:

  • Покрывает волокна взрослых нейронов
  • Необходим для эффективной передачи электрических импульсов
  • Повышает эффективность связей между нейронами в 3 000 раз

В разном возрасте активны разные зоны мозга

Исследования мозга показали, что у взрослых и детей наиболее активно работают совершенно разные области головного мозга.

У детей прежде всего активен мозговой ствол и средний мозг. Мозговой ствол контролирует сердцебиение, артериальное давление и температуру тела. Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, а также за сон.

У взрослых основными работающими зонами оказывается лимбическая система и кора головного мозга. Лимбическая система контролирует сексуальное поведение, эмоциональные реакции и двигательную активность. Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, осмысленное поведение и эмоционально насыщенное поведение.

Развитие связей головного мозга

Структура человеческого мозга выстраивается непрерывно с момента появления человека на свет. Первые годы жизни человека непосредственно влияют на структуру связей между нейронами, формируя либо крепкую, либо хрупкую основу для дальнейшей обучаемости, психического здоровья и поведения. В период первых лет жизни каждую секунду формируется 700 новых нейронов!

Первыми развиваются сенсорные зоны, необходимые, например, для зрения или слуха; затем вступают зоны языковых навыков и когнитивных (познавательных) функций. После первого периода бурного роста количество формирующихся связей снижается за счёт процесса вызревания — удаления неиспользуемых связей между синапсами, чтобы пути сигналов от нейрона к нейрону стали более эффективными.

Коротко о вехах развития синаптических связей в мозге

Новорожденные:

  • Развиваются автоматические функции, формируется 5 чувств, моторные функции
  • Объём мозга составляет 25% от своего будущего взрослого объёма
  • Имплицитная (бессознательная) память позволяет узнавать мать и членов семьи

От 1 года до 3 лет

  • В это время в мозге формируется до 2 000 000 синапсов каждую секунду
  • В этот период закладывается будущая структура мозга

3 года

  • Объём мозга составляет уже почти 90% от будущего взрослого объёма
  • Развивается эксплицитная (сознательная) память
  • К этому времени уже заложены способности к обучению, социальному взаимодействию и эмоциональному реагированию
  • От 4 до 10 лет
  • Мозг ребёнка в этом возрасте более чем в два раза активнее мозга взрослого человека: на функционирование мозга взрослого человека уходит около 20% потребляемого кислорода; на функционирование мозга ребёнка в этом возрасте — до 50%.
  • 8 лет
  • Начинают формироваться логические способности.

От 11 лет и далее

В этом возрасте начинается процесс вызревания нервных связей: мало используемые связи перестают быть активными, чтобы остались только самые эффективные пути для прохождения нервного импульса. Лобная доля начинает более полно и быстро взаимодействовать с другими областями мозга.

14 лет

В лобной доле начинается процесс образования миелинового слоя, который открывает новые пути для обучения, поскольку по миелинизированным волокнам импульс проводится в 5-10 раз быстрее, чем по немиелинизированным.

Почему лобная доля? Потому что эта область мозга отвечает за планирование, решение задач и другую высшую мыслительную деятельность.

Оценка рисков, расстановка приоритетов, самооценка и другие задачи в этот период начинают решаться гораздо быстрее, чем раньше.

23 года

Завершается процесс вызревания: к этому времени из головного мозга удалена уже почти половина детских синапсов. Прочие изменения, происходящие в мозге после 20 лет, пока мало изучены.

25 лет

Завершается процесс миелинизации. Мозг полностью созрел. Не в 16 лет, когда в Америке разрешается водить машины; не в 18 лет, когда человек получает право голоса; не в 21 год, когда американские студенты получают право приобретать алкоголь; а ближе к 25, когда в той же Америке молодые люди получают право арендовать автомобиль.

Далее

Мозг всё ещё способен строить новые связи между нейронами, пока происходит процесс обучения.

Тем не менее, наиболее пластичен и восприимчив к изменениям мозг в раннем возрасте; созревающий мозг становится более специализированным для совершения более сложных функций, что приводит к затруднённой адаптации к переменам или непредвиденным обстоятельствам.

Есть говорящий пример: в течение первого года жизни зоны мозга, отвечающие за дифференциацию звуков, становятся более специализированными — они как бы «настраиваются» на волну того языка, на котором говорит окружение.

В это же время мозг начинает терять способность узнавать звуки других языков. Несмотря на то, что мозг в течение жизни не теряет способность к изучению других языков или овладению других навыков, эти связи уже никогда после не смогут настолько легко перестраиваться.

По материалам ECED.

Источник:

Развитие мозга ребенка: как не упустить самые важные месяцы первого года жизни?

Мозг человека переживает самые крупные трансформации в первые годы жизни. Именно в младенчестве закладывается интеллект и способности, «ум и чувства». Родителям нужно постараться, чтобы мозг малыша развивался интенсивно и гармонично.

Что нужно предпринять, какие есть методики? Знаете ли вы, что развитие мозга ребенка начинается еще в утробе и в первый год жизни приобретает просто лавинообразный характер? Попробуем проследить весь процесс с рождения и узнать, какие коррективы в него могут внести родители при помощи новейших методик.

Ум и тело должны развиваться в гармонии

Нередко случается так, что мамы малышей в возрасте более года-двух замечают явные отклонения в поведении и спешат к неврологу за помощью. Явные признаки нарушения работы ЦНС поддаются коррекции в большинстве случаев, но стоило бы обратить на проблемы гораздо раньше.

Многие мамы остаются в плену стереотипов: считается, что младенец до года – просто несмышленыш, гораздо большее внимание уделяется родителями борьбе с неполадками в пищеварении, аллергией, простудами и прочим проблемам с физическим здоровьем, оставляя за рамками отклонения в психоэмоциональном развитии.

 Не отрицая важности развития телесного, нельзя упускать драгоценные дни интенсивного формирования интеллекта!

Процессы развития мозга, о которых можно судить только по результату

Вот несколько очень убедительных фактов о развитии мозга в первые дни и месяцы жизни человека:

  • К концу первого года мозг младенца увеличивается в два раза в размере и достигает веса 1 кг – почти половины от веса мозга взрослого человека.
  • За одну секунду в мозгу младенца формируется около 700 синапсов. Это нейронная связь, формирующаяся в процессе знакомства маленького человека с окружающим миром, получение любого опыта. Миллиарды нейронов мозга грудничка исключительно активны в первый год жизни, особенно в секторах мозга, ответственных за физическое развитие, восприятие цвета, за эмоции, речевые функции, обоняние.
  • Груднички очень эмоциональны, с помощью эмоций они высказывают свое отношение к окружающим событиям. За проявление эмоций отвечает миндалевидная железа, а вот лобные доли, отвечающие за интеллект, развиваются неторопливо, по мере того как дитя «умнеет».

Как научиться контролировать развитие мозга у детей, обеспечить раскрытие способностей с возрастом, рост IQ до рекордных величин?

Рост и развитие головного мозга ребенка

Если взять весь период формирования мозга ребенка, то его основная часть (до 70%) приходится на период внутриутробного развития. На первый год – 15%, еще 15% — на период от года до 6-7 лет.

 К 6-7 годам структура мозга почти полностью сформирована и мало отличается от таковой у взрослого человека.

 Именно это послужило причиной установления оптимального возрастного порога для начала обучения в школе: мозг уже готов усваивать усложняющуюся с каждым годом информацию, формировать логические связи.

От зачатия до родов

С точки зрения анатомии и морфологии головной мозг ребенка закладывается буквально в первые недели развития плода, а к третьей неделе беременности уже можно рассмотреть деление мозга на три части.

Соня гостит у бабушек. Разговаривает с мамой по телефону:— Мам, когда ты заберешь меня?— Знаешь, сколько пальчиков на руке? Вот через столько денечков я и приеду.

— Мам, жаль у тебя не три пальца.

От рождения до года

С появлением томографии ученые выяснили, что микроструктура мозга ребенка начинает формироваться сразу после рождения.

У младенца после рождения уже имеются сотни миллиардов нейронов – нервных клеток, но связи между ними первичны и не структурированы.

Именно в процессе взаимодействия с внешней средой между нейронами создаются устойчивые связи, формируется своего рода «сеть» или «паутина», создается древовидная структура нейронов, идет развитие полушарий мозга у детей.

Стоит погреметь младенцу погремушкой, как у него тут же образуются устойчивые связи, характеризующие образ, форму, цвет и звуки, издающиеся этим предметом, характеризующие его движение и взаимосвязь с рукой матери и с самой матерью. Пример прост, но именно так это и работает, от простого к сложному. Недаром вполне конкретный младенец может выучить любой язык на планете!

Структура сети нейронов ежеминутно и ежедневно усложняется, кора головного мозга грудничка утолщается (толщина ее является критерием интеллекта человека).

Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка тесно взаимосвязаны: идет формирование структуры мозжечка и вестибулярного аппарата, устанавливаются связи между мозжечком и лобным участком коры головного мозга, отвечающей за мышление.

Происходит развитие обоих полушарий головного мозга, но не всегда равномерно. Ученые считают, что определенная асимметрия – скорее норма, чем исключение. У девочек левое развивается более интенсивно, у мальчиков – наоборот, а гениальные люди в большинстве случаев отличаются более развитым правым полушарием.

От года до трёх лет и далее

К трехлетнему возрасту объем головного мозга достигает 80% от мозга взрослого. Растет интеллект, развивается способность к мышлению, речевые функции, формируются устойчивые социальные связи. После трёх лет темпы развития мозга начинаются постепенно снижаться, к 10 годам уже поздно что-либо исправлять.

Источник: https://pavsanatoriy.ru/zdorove/kak-razvivaetsya-mozg-rebenka.html

11 простых дел, которые будут развивать мозг ребенка каждый день

Как развивается мозг у ребенка

Учителя бьют тревогу: школьники не могут сконцентрироваться, плохо запоминают информацию, не воспринимают длинные тексты, не вникают в суть. Всему виной так называемое клиповое мышление, которое диагностируют у 80% учеников.

Наш мозг очень пластичен, и его нужно развивать. Начинать лучше с маленького возраста и совсем несложных упражнений с игровой механикой.

Этого можно достичь, приобщая малыша к выполнению повседневных действий. Когда ребенок получает разный жизненный опыт и выполняет разные действия, его мозг развивается.

А подключая осязание, обоняние, зрение, слух, память и вкус мы еще больше способствуем этому.

Раскрывай способности ребенка. Разблокируй мозг. Используй скрытые резервы!

Если ты хочешь развить аналитическое мышление, внимательность и способность к концентрации, внедряй эти советы. Они будут полезны не только детям, но и взрослым.

1 Вводи новые правила

Чтобы развивать и тренировать мозг, желательно делать каждый день что-то новое, не так, как привыкли. Попробуй предложить малышу чистить зубы, есть, рисовать, писать, печатать или ловить мяч другой рукой. Это упражнение поможет мозгу вырабатывать новые нейронные связи. Он начнет задействовать больше ресурсов и использовать максимум потенциала.

С рождения у большинства людей одна часть мозга является ведущей. Просто обычная замена руки поможет развить вторую часть мозга.

Все прогрессивные страны уже отметили пользу писать левой рукой: развивается правое полушарие головного мозга, отвечающее за обработку невербальной информации, пространственную ориентацию, воображение, эмоциональный интеллект.

Ученые выяснили, что человек, который умеет писать обеими руками, — творческий и находчивый.

Своему ребенку это испытание преподнеси как игру. За усердие малыша можно наградить небольшим подарком.

2 Больше играй

Играй с ребенком за завтраком, обедом, или ужином, параллельно тренируя обонятельную и вкусовую память. Пусть малыш закроет глаза, а ты дашь ему кусочек яблока, моркови, ложечку пюре или каши. Сначала пусть он попробует распознать запах, а потом вкус. Обычно такое упражнение детки воспринимают на «ура». 

3 Тренируй память 

В любую свободную минуту помогай малышу тренировать память и внимательность. Возьми какой-нибудь предмет и положи его перед ребенком. Попроси запомнить детали и закрыть глаза. Пусть он опишет предмет.

Начинай с простого, например, ручки. Постепенно усложняй задачу. Покажи маленькому исследователю куклу, затем убери ее. Задавай уточняющие вопросы. Спроси, например, какого цвета глаза, что надето на куклу, есть ли у нее бантик.

4 Используй игру «На что похоже?»

Развивай ассоциативное мышление у ребенка при помощи игры «На что похоже?». Возьми любой предмет и предложи малышу подобрать как можно больше ассоциаций к нему.

Например, ручка может быть похожа на волшебную палочку, ракету, градусник.

5 Используй игру «Что изменилось?»

Как помочь развить внимание? В этом поможет игра «Что изменилось?». Разложи пять-десять игрушек и предложи ребенку запомнить их расположение. Затем пусть малыш закроет глаза, а ты должна поменять предметы местами. Что-то убирать или заменить. Ребенку нужно найти все изменения.

В эту игру можно играть дома или на прогулке. Каждый день искать, что изменилось в комнате, во дворе, по дороге. Это поможет развить не только внимание, но и память, а также пространственную ориентацию.

6 Развивай мелкую моторику

Это хорошо известно, но мы повторим. Потому что это действительно важно! Каждый день лепите с ребенком, собирайте конструктор, делайте пальчиковые игры.

Это помогает не только подготовить руку к письму, но и способствует развитию речевых центров. 

7 Используй игру «В прошлой жизни»

Помогает развить воображение и мышление. Задача ребенка — определить, чем предмет был в прошлой жизни. Например, стул был деревом, дождь был тучей, бабочка — гусеницей.

8 Проси ребенка делать что-то двумя руками 

Для развития межполушарного взаимодействия — основы интеллекта — очень полезно выполнять различные действия двумя руками одновременно.

Например, пусть ребенок попробует нарисовать одной рукой круг, а другой треугольник. Одной рукой — домик, другой — солнышко. Одной рукой мнет тесто, второй раскатывает.  Это достаточно сложное, но веселое упражнение.  

9 Используй игру «Проверка слуха» 

Для развития слуховой памяти полезно слушать звуки с закрытыми глазами. Попробуй предложить малышу услышать и определить звуки в комнате или на улице. Можно, к примеру, использовать записи звуков природы.

10  Задействуй фотографическую память

 Разложи на столе мелкие предметы: игрушки, пуговицы, спички. Начинай с пяти-семи предметов. Покажи их ребенку на одну секунду, затем закрой листом бумаги или платком. Ребенок должен вспомнить, сколько предметов было.

Если малыш называет без ошибок, количество предметов можно постепенно увеличить. В эту игру интересно играть и на прогулке: смотрим на витрину магазина, закрываем глаза и называем предметы. 

11 Выбирай правильные книги 

Если ты будешь внедрять эти простые упражнения в ежедневную жизнь, то уже скоро заметишь результаты. Ребенок станет более внимательным и усидчивым, будет лучше запоминать и быстрее соображать.

Еще больше развить ребенка в игровой форме помогут полезные книги, которые стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление.

Рано или поздно все родители задумываются о том, как привить ребенку любовь к чтению. Некоторые ставят задачу более категорично: как заставить ребенка читать. Это зачастую принимает формы монотонной автоматизации навыка или даже наказания.

Но это ошибочная тактика, которая мало что дает! Секрет успеха в развитии скоромышления и положительной мотивации. В этой книге ты найдешь авторскую систему игровых заданий, которые улучшат технику чтения и заложат прочные основы для навыка скорочтения.

Опытный педагог и нейропсихолог Гюзель Абдулова подскажет, как правильно организовать занятия и легко покорить вершины скорочтения. Для младшего школьного возраста.

Развивающая методика Gakken  пользуется популярностью в Японии и во всем мире. На ее основе строится обучение в японских государственных детских садах. Тетради развивают у детей логическое мышление, творческий подход в решении задач, способность к критическому мышлению. Стимулируют эмоциональное развитие и ассоциативное мышление. 

Эксперт

Нейропсихолог, педагог, тренер, автор 9 книг по развитию памяти и скорочтению издательства АСТ. Имеет опыт преподавания более 26 лет, руководит центром интеллектуальных технологий «Эйдос»

Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/556622-11-prostyh-del-kotorye-budut-razvivat-mozg-rebenka-kazhdy-den/

Рост и развитие головного мозга ребенка

Как развивается мозг у ребенка

Развитие мозга ребенка подтверждают сопутствующие его росту физиологические изменения. Когда ребенку исполняется 5 лет, его головной мозг по размерам уже максимально приближается к параметрам головного мозга взрослого человека. По ходу его развития ребенок осваивает новые навыки, совершенствует речь и моторную деятельность.

Развитие мозга на физиологическом уровне

Нейроны — сотни миллиардов клеток, лежащие в основе нервной системы – начинают развиваться еще на этапе формирования эмбриона, и к моменту появления на свет малыша процесс доходит до определенной степени зрелости. Рост глиальных клеток, ответственных за качество передачи нервных импульсов и изолирующих нейроны, продолжается до конца второго года жизни ребенка.

Наиболее интенсивными рост и развитие головного мозга считаются в период от рождения и до двух лет. Именно в это время глиальные клетки увеличиваются в количестве, нейроны — в размерах, а синапсы (межнейронные зоны контакта) становятся более сложными. Эти изменения протекают, пусть уже и не с такой скоростью, в течение всего дошкольного возраста ребенка.

В период активного развития мозг отличается особой пластичностью и гибкостью, поэтому в случае получения травмы дети быстро восстанавливаются без особых последствий для организма. Чем старше ребенок, тем сложнее ему будет восстановиться после серьезной травмы головного мозга.

Что говорят ученые?

По результатам исследований в области развития мозга детей ученые пришли к выводу о том, что работа мозга имеет прямую связь с движением тела – то есть движение стимулирует процесс развития мозга. Именно поэтому маленькие дети в первые же дни после рождения совершают ряд специфических движений.

Специалисты уверены, что совершаемые ребенком движения можно привести к единой системе, способствующей стимуляции детского головного мозга, а впоследствии и взрослого – вплоть до 80 лет! Целенаправленные действия являются отличным подспорьем для мозга и нервной системы в отношении оптимальной производительности в разных областях:

  • межличностной;
  • интеллектуальной;
  • спортивной;
  • креативной и пр.

Ниже рассмотрим несколько методик, активно используемых сегодня для развития головного мозга в детском возрасте.

Система Brain Gym: как работает?

Brain Gym — это одна из методик, разработанных для тренировки мозга путем целенаправленной физической деятельности. Тренировки активируют ряд когнитивных функций, позволяют улучшить память, способствуют развитию речи и концентрации внимания, повышают способности в области чтения, письма и пр.

Методика может быть использована в нескольких направлениях и областях:

  1. В учебном процессе для стимуляции процесса развития детского внимания и слуха.
  2. В раннем дошкольном возрасте для ускорения развития ключевых функций, таких как моторика, которая ляжет в основу обучения в дальнейшем.

Именно развитие моторики движений будет способствовать улучшению внимания, речи, повышению самооценки ребенка.

Методика была признана в десятках стран мира, включена в список программ «Успешные инновации обучения». Применение ее на практике помогает развивать детей независимо от того, сколько им лет. Малыши учатся концентрировать внимание, поэтому становятся более внимательными, лучше и быстрее усваивают информацию.

Методика Макото Шихида: принципы

Еще один вариант программы — это методика профессора Макото Шихида о целенаправленном развитии в детском возрасте правого полушария мозга.

Ученый активно работает над исследованием программ обучения и развития дошкольников уже более 60 лет. Он утверждает, что каждый ребенок, появившийся на свет, гениален.

Профессор уверен, что методика по стимуляции раннего развития правого полушария головного мозга с утробы матери и до зрелости будет иметь стопроцентный результат.

Методика строится на следующих принципах.

  1. Левое полушарие мозга по функциональным возможностям существенно отличается от правого. Оно справится с фиксацией целостного образа предмета в памяти с первого взгляда.
  2. За творчество и вдохновение также отвечает исключительно правое полушарие.
  3. Правое полушарие отвечает за процесс визуализации изображений с физической их реализацией. Пример — успешные и состоявшиеся люди, ярко демонстрирующие именно эту способность мозга.

Чем активнее развивается левое полушарие мозга, тем сложнее будет работать над развитием функционала правого полушария.

Если ребенок с детства получает огромный объем информации и его мозг просто забит знаниями, то работать над развитием правого полушария в дальнейшем будет практически невозможно.

Профессор убежден, что главное — это не знания и не полученное образование, а развитие способностей детей к усвоению информации. Именно это он считает главной целью методики.

Возможности правого полушария

  1. Правое полушарие имеет пять чувств, как и левое, у которого это вкус, зрение, запах, осязание и слух. У правого полушария 5 чувств — это его возможности. Если дать им волю, то ребенок сможет видеть образы в виде кинофильмов.
  2. Память фотографического типа.
  3. Умение делать психические расчеты сложного типа.
  4. Способность преобразовывать изображения в символы, цифры или слова и наоборот.
  5. Склонность к обучению иностранным языкам.
  6. Вдохновение и творческая деятельность.
  7. Фотографическое скорочтение.
  8. Получение информации на уровне интуиции и ее использование по назначению.

Детский головной мозг, подобно губке, может впитывать множество информации. Несколько дней может понадобиться ребенку для того, чтобы освоить новые навыки, на которые у взрослого ушли бы месяцы.

Эту способность мозга можно использовать и взрослым, стимулируя его развитие.

Простые упражнения для стимуляции развития мозга

Существует множество упражнений, способных активировать головной мозг ребенка и стимулировать его развитие. Многие из них можно делать дома, с самого раннего возраста. Ниже некоторые из эффективных и простых упражнений.

  1. «Лягушка». Ребенок кладет руки на колени или на стол. Одна рука у него должна быть сжата в кулак, другая — повернута ладонью вниз. Цель упражнения —развитие обоих полушарий мозга путем попеременной смены положения рук.
  2. «Нос-ухо». Опять же, ребенку дают задание левой рукой касаться кончика носа, а правой левого уха, и наоборот. После хлопка в ладоши нужно будет снова вернуть руки в исходное положение.
  3. «Зеркальное отражение». Ребенок получает в каждую из рук по карандашу, после чего начинает рисовать на бумаге одновременно симметричные друг другу рисунки (для старших дошкольников и школьников).

Все эти упражнения объединяет одно: выполняются они двумя руками, чтобы головной мозг детей развивался в обоих полушариях равномерно.

Из этого можно сделать вывод о том, что, развивая головной мозг детей в раннем возрасте, можно и нужно брать за основу несколько методик, соединяя их в свой собственный комплексный подход, который даст результат.

Не стоит в раннем возрасте перегружать детей информацией о числах, буквах, звуках, таким образом стимулируя развитие левого полушария.

Правильным будет сконцентрироваться на двигательной активности, направляя ее в нужное русло.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/rost-i-razvitie-golovnogo-mozga-rebenka.html

Лечение Детей
Добавить комментарий