Какие особенности поведения ребенка

Особенности поведения детей с разными типами темперамента

Какие особенности поведения ребенка

Темперамент – характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Особенности поведения возбудимого ребенка- холерика.

                   Все реакции такого ребенка всегда бурные, он очень резко реагирует на любые неудобства. Эти дети не просто смеются, а хохочут, не просто сердятся, а приходят в ярость. У них выразительная мимика, движения резкие, речь быстрая и громкая.

Любимым делом они способны заниматься долго, преодолевая трудности. Могут резко перейти от веселого – к грустному настроению. Всегда стремятся занимать лидирующие роли, любят подвижные игры, избегают сдержанных игр, в группах шумливы и деятельны. Их трудно успокоить.

Не следует применять наказание, ограничивающие их движения, а также окрики, угрозы, шлепки.

            Им полезны все виды занятий, развивающих сосредоточенность, внимание, усидчивость, терпение, игры с внезапной остановкой действий, в которых необходимо подчиняться игровому правилу.

Полезно давать им постоянные трудовые поручения, которые необходимо выполнять систематически. Необходимо обучать их правилам общения. Применять меры воздействия необходимо не сразу после проступка, а лишь после того, как возбуждение пройдет.

Иначе ребенок просто не услышит взрослого.

Особенности поведения спокойного ребенка – сангвиника.

Ребенок активен, движения быстрые, но не резкие, настроение ровное, жизнерадостное. Охотно выполняет распорядок дня. Может одинаково руководить и подчиняться. Легко и быстро переключается с одного занятия на другое. Но из-за этого не всегда умеет довести дело до конца.

Задача взрослого – сформировать у ребенка целеустремленность и постоянство. Эти дети легко поддаются влиянию, как хорошему, так и плохому. Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать  его неинтересной монотонной работой.

Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. С такими детьми следует быть требовательными.

Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.

Особенности поведения медлительного ребенка – флегматика.

            Дети спокойные, уравновешенные, редко плачут или смеются. Речь медленная с паузами. На любые воздействия реагируют медленно, к любому делу приступают не сразу. В состоянии долго заниматься одним и тем же делом. Таких детей трудно вывести из себя.

К условиям детского сада адаптируются долго, но, привыкнув, с удовольствием и тщательно выполняют поручения взрослого.

Ребенок медлителен от природы, поэтому нельзя заставить его сделать что-то быстро, необходимо учитывать его особенности при организации режимных моментов: отправлять одеваться заблаговременно до выхода. Окрики взрослого провоцируют еще большее торможение.

Быстрота действия появляется у флегматика тогда, когда он научается делать сто либо после многократного повторения. Необходимо побуждать ребенка к выполнению движений подвижных игр.

Особенности поведения ребенка со слабой нервной системой – меланхолика.

            Быстро утомляется, очень раним и чуток. Ребенок малоактивен, стремится к спокойной деятельности. Даже зная что- либо не станет (выпячиваться) перед другими. Часто бывает, что он  не решителен. Стремится играть один или с товарищем, которого хорошо знает. Чувства глубокие, длительные, может сильно переживать из-за мелочи. Навыки формируются медленно, но становятся устойчивыми.

Поэтому их трудно переучить. Из-за возникших трудностей может отказаться от выполнения какого-либо задания. Взрослому необходимо развивать у таких детей уверенность в своих силах, повышать самооценку. А также развивать целеустремленность и  упорство. Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома.

Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей.

Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и т.д.).

Источник: https://ds47.caduk.ru/p65aa1.html

Типы поведения ребенка, отображающие темперамент и характер

Какие особенности поведения ребенка

Порой родителей застает врасплох реакция ребенка на что-либо, они теряются и не понимают, чем вызвана буря эмоций или напротив, проявления замкнутости, отчужденности и апатичности. Иногда действительно бывает трудно разобраться в том, что стало причиной такого поведения: характер ребенка или его темперамент.

Темперамент — это врожденное свойство. Выявить тип темперамента ребенка можно, понаблюдав за ним и за тем, быстро или медленно возникают реакции возбуждения и торможения, насколько хорошо он может концентрироваться на одном предмете, насколько энергичен и активен, имеет ли желание контактировать с окружающими или сконцентрирован на себе и своем внутреннем мире.

Характер — он формируется постепенно, на него влияет и тип темперамента, и воспитание, и социальный опыт. Он является совокупностью стойких черт, которые определяют отношение к себе, окружающим, к деятельности и проявляется в поведении.

Поведение ребенка-холерика:

Эти детки отличаются неуравновешенностью, вспыльчивостью, сильными, но кратковременными эмоциями, настроение у них часто меняющееся, хотя, по большей части, они бодрые и энергичные. У них громкая речь. Слабое терпение, от этого сами часто наживают себе проблем. Однако юные холерики хорошо адаптируются к окружающей среде.

Холерики отличаются повышенной агрессивностью, часто сами провоцируют конфликтные ситуации с другими детьми и родителями, капризничают, требуют скупить все игрушки в Украине, причем только игрушки оптом, и негативно реагируют на критику и отказ в потакании.

Это страстные натуры, склонные к полному «погружению» в очередное свое увлечение (а меняются их увлечения часто). Редко чего-то боятся и склонны переоценивать свои силы и возможности.

Поведение детей-холериков — это прежде всего повышенная раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, неумение совладать с собой. Они очень медленно и тяжело успокаиваются.

Поведение ребенка-сангвиника

Маленькие сангвиники — дети уравновешенные и жизнерадостные. Однако их интересы, как и у холериков, кратковременные, поверхностные. Им постоянно необходимы новые впечатления.

Очень хорошо себя чувствуют в коллективе, миролюбивые, достаточно терпеливы, адекватно воспринимают критику в свой адрес (или просто пропускают ее мимо ушей).

Сангвиники редко становятся зачинщиками конфликтов и проявляют агрессию в редких случаях.

Такие дети не любят риск, но любят, когда нужный результат достигается быстро. Несколько переоценивают свои возможности: даже если это касается первой попытки взобраться на диван, то малыш не будет настойчиво пытаться взобраться наверх, он просто найдет себе какую-нибудь подставку, чтоб не тратить лишних усилий.

У сангвиников очень быстро развивается воображение благодаря таким врожденным качествам, как подвижность, живость, быстрая смена эмоций. Они с легкостью преодолевают трудности и приспосабливаются к новым условиям, со всеми находят общий язык. Однако они часто не в состоянии доводить дело до конца из-за недостаточной целеустремленности.

Поведение ребенка-флегматика

Это уравновешенные, не очень эмоциональные дети, настроение в основном устойчивое без особых проявлений радости или печали. Они обладают огромным терпением и сдержанностью, настойчиво, хоть и медленно, идут к своей цели.

Они не любят перемен, медленно адаптируются к новому окружению, некоммуникабельны, но и не конфликтны, с самого раннего возраста могут проявлять педантизм и «занудство».

Это терпеливые, спокойные, целеустремленные детки, которые вяло проявляют свои чувства. Им сложно переключать свое внимание с одного вида деятельности на другой, сложно привыкать к новым людям и к новым условиям, хотя по ним этого может быть и не заметно.

Их пассивность и слабая внешняя активность вызывают немало трудностей в общении со сверстниками и родителями.

Поведение ребенка-меланхолика

Юные меланхолики очень неуравновешенные личности, глубоко и долго переживают все события, настроение очень неустойчивое, в основном, пессимистическое и плаксивое. Они часто обижаются и замыкаются в себе.

У них слабое терпение, при возникновении трудностей часто впадают в истерику. Что-то новое могут воспринять как радостно, так и наоборот, негативно-пессимистично.

В сложных ситуациях чувствуют себя растерянными, им свойственны высокий уровень тревожности и подавленности, они пытаются избегать любых преград, склонны к страхам.

Такие дети легко поддаются внушению, они не уверены в себе и нерешительные, ищут опоры и защиты у более сильных. Выбирая между общением и одиночеством, отдадут предпочтение последнему.

Любое поведение ребенка обусловливается многими факторами: начиная с темперамента, формирования на его основе черт характера и т.д.

Единого верного подхода к воспитанию ребенка, увы, не существует, равно как и подхода к преодолению трудностей в их поведении.

Каждому родителю придется стать исследователем и «первопроходцем», и методом проб и ошибок найти подход к своему ребенку. И помочь ему таким образом успешно преодолевать в будущем любые трудности и преграды.

Источник: http://www.kralya.org.ua/ru/semya-y-dety/typyi-povedenyya-rebenka-otobrazhayuschye-temperament-y-harakter.html

Характеристика детей с различными видами поведения

Какие особенности поведения ребенка

Ольга Князева
Характеристика детей с различными видами поведения

Характеристика детей с разными видами поведенияВ настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка.

Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка.

При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи. Тем самым подтверждается роль, которая оказывается психологом-педагогом в формировании личности, формировании психологических её характеристик. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Демонстративные дети. Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает доминировать потребность в признании и уважении.

Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди.

Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой.

Через такое сравнение своих конкретных качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств. Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений.

Противопоставив себя сверстнику и выделив, таким образом, свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.

Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность, устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность в самоутверждении.

Агрессивные дети. Что такое агрессивность? Слово «агрессия» (от лат. aggressio) означает нападение, приступ. Если открыть психологический словарь, то в нем можно найти такое определение данному термину.

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Психологи отмечают, что существуют две формы агрессии.

I. Доброкачественная агрессия – это настойчивое, невраждебное, самозащитное поведение. Оно проявляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Как только опасность устранена, исчезает и проявление этой формы агрессии. Доброкачественная агрессия может обнаруживаться с первых месяцев жизни ребенка.

Этот вид агрессии необходим для нормальной адаптации малыша к окружающей среде, помогает ему познавать мир, самоутверждаться.

2. Злокачественная агрессия – это враждебное, злобное поведение, которое причиняет боль другим людям. Конечно, гнев, ярость, желание отомстить тоже могут быть средством самозащиты, но они тем не менее приносят страдание и боль окружающим.

Злокачествен-ная агрессия может возникнуть спонтанно. Эта форма агрессии не проявляется сразу после рождения, она активизируется в случае причинения ребенку боли или каких-либо неприятных переживаний, ощущений.

Иногда же мы можем заметить, что ребенок получает удовольствие от того, что причиняет боль другому.

Наверняка среди окружающих вас детей есть хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей во время игр и занятий, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки.

Иногда такой ребенок без какой-либо видимой причины начинает пинать играющего рядом с ним в песочнице сверстника, замахивается и ударяет первым попавшимся под руку предметом, сыплет песок на голову и в глаза кому-либо из детей. Разговаривая со взрослым, он намеренно употребляет грубые выражения, даже если знает, что за это его накажут.

Если же взрослый отказывается купить ему шоколадку или игрушку, такой ребенок может затопать на него ногами, накинуться с кулаками и с яростью колотить маму, папу или бабушку, выкрикивая при этом все обидные и злые слова, известные ему.

Когда кто-то из детей не уступает ему место на качелях, агрессивный ребенок может столкнуть, ударить со всей силы, закричать, ущипнуть или укусить противника. Одним словом, он становится «грозой» детского коллектива, источником огорчений.

Огорчаются дети, которых он обидел, огорчается и сам маленький агрессор, которого отругали или нашлепали, огорчаются и родители, причем как обиженного ребенка, так и обидчика. Ершистого, драчливого, необузданного, грубого малыша, который стал причиной конфликта, очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Агрессивные дети часто не могут сами оценить свою агрессивность.

Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир: и окружающие дети, и взрослые – хочет обидеть именно их.

Таким образом, получается замкнутый крут: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их и стараются избегать встреч с маленькими забияками. Так произошло и в случае с Савелием.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат. В палитре их чувств в основном преобладают мрачные тона, а количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено, причем чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение, особенно в раннем возрасте.

Причины появления агрессивности.

Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств.

Но, как показывает практика, в дошкольном детстве одной из причин возникновения агрессивности является нарушение детско-родительских отношений.

Теплые отношения между родителями и ребенком, адекватные требования к нему, после-довательность в воспитании, согласованность требований к малышу со стороны всех членов семьи вряд ли спровоцируют агрессивное поведение.

Стиль воспитания в семье играет огромную роль, причем с первых дней жизни ребенка.

Социолог Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

И наоборот, там, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества у детей не вырабатываются.

Если же в семье царит атмосфера враждебности, непримиримости, если мама и папа, мама и свекровь, бабушка и дедушка конфликтуют друг с другом, если упреки, глухое недовольство, открытые вспышки гнева являются обычными в семье, ребенок скорее всего будет перенимать именно такой стиль взаимодействия с окружающими. Он просто не будет иметь другого образца для своего поведения.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Оказывается, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком «мягких» родителей, и у чрезмерно строгих.

Застенчивые дети.

«Ну, чего ты боишься? Расскажи нам стишок, ведь ты его прекрасно знаешь! Нельзя быть таким трусливым». При этих словах ребенок весь сжимается от страха, пытается спрятаться за чью-нибудь спину, забыв все, что он действительно хорошо знает. Но взрослые стараются этого не замечать.

Как много психических травм получают застенчивые дети от безграмотного, часто резкого обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости и терпимости со стороны окружающих.

Опрос родителей 3 – летних детей показал, что та или иная степень застенчивости свойственна 42% дошкольников.

Как проявляется застенчивость?

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых.

Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша.

Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение.

Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота.

Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста.

Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-detei-s-razlichnymi-vidami-povedenija.html

Поведение детей: нормы, особенности поведения, возрастные стандарты, патология и коррекция

Какие особенности поведения ребенка

Ребенок стучит ногами по соседнему сиденью, громко смеется или поет, устраивает истерики в магазине, собирая осуждающие взгляды.

В садике жалуются, что он бьет других мальчишек, отбирает игрушки у малышей или дергает девочек за хвостики.

А может, малыш, наоборот, ни с кем не играет и молча ждет у окна маму, не отвлекаясь на игры и занятия? Какое поведение детей считать нормой и где находятся ее границы?

Врожденное любопытство

Каждая молодая (а может, и не совсем молодая) женщина или девушка, проходя мимо ребенка, закатившего истерику около кассы, с “Киндером” в руках, хотя бы раз в жизни, но думала: “Мои так никогда не будут делать”.

И вот рождается он – долгожданный и любимый малыш, и новоиспеченная мама погружается во все трудности, прелести и радости материнства. Как-то вдруг и очень быстро оказывается, что у нее на руках не мирно посапывающий ангелок, освещающий все вокруг своей очаровательной улыбкой.

Первые месяцы мама справляется с коликами, послеродовой депрессией и новой ролью – кто-то хуже, кто-то лучше. Ребенок растет, физические проблемы, казалось бы, уже позади, но на их место приходят трудности совсем иного характера.

Начинается все вполне невинно – месяцам к 4-5 малыш выныривает из своей благостной дремотной неги и замечает окружающий его мир. Любопытство не дает ему спокойно спать и есть. Только схватит бутылочку или грудь, и тут же отвлечется на сигнал машины за окном или яркое пятно на обоях, задремлет в коляске и услышит каркающих ворон.

Не дают покоя и моторные навыки – к полугоду маме становится сложно переодевать грудничка, который норовит перевернуться, до чего-нибудь дотянуться или куда-то уползти.

Примерно до полутора лет поведением детей управляют врожденные инстинкты и любопытство. Требовать от грудничка перестать плакать, обвинять его в манипуляции, уговаривать полуторагодовалого ребенка поделиться формочкой или убедить его в том, что таскать кота за хвост – не слишком хорошая идея, очень ресурсозатратно и практически бесполезно.

Сколько бы вы ни взывали к совести, малыш будет переворачивать все ящики, до которых может дотянуться, вверх дном и сыпать на голову сопернику по песочнице песок. Бороться с этим бесполезно, и лучше всего просто подстроиться – убрать все опасное повыше, сложить в нижние полки пластиковую посуду или игрушки, а на улице отвлечь не поделивших ведерко карапузов качелями и горкой.

Примерно к полутора-двум годам у малыша появляется некоторая осознанность. Он все еще не в состоянии справиться со своими желаниями или усталостью, но вполне может выполнять элементарные просьбы вроде “принеси стакан” или “не стучи лопаткой по голове этому мальчику”. На смену старым методам приходят новые – убеждение и разговор.

Ранний дошкольный возраст

До трех лет дети все-таки еще импульсивны и практически не обладают силой воли, потому о воспитании или нарочитости их поступков говорить как минимум преждевременно.

Три года – пиковый, сложный переходный период, характеризующийся резким ухудшением поведения детей. На арену сознания маленького человечка, до сего момента не отделяющего себя от матери, выходит его собственное “Я”.

Ребенок резко осознает, что его желания могут и очень часто не совпадают с желаниями окружающих его взрослых. Цепляясь за эту мысль, маленький человек начинает отстаивать свою индивидуальность всеми возможными способами – он делает все и всегда наперекор.

Кризис трех лет

Кризис трех лет настигает кого-то позже, кого-то раньше, но совсем без него не обойтись – это важный период окончательного отделения от матери и понимания себя.

Нельзя утверждать, что дети непременно хотят досадить родителям или огорчить их. Отстаивание своего “Я” и границ собственной свободы происходит скорее неосознанно. И в этот период родителям придется отдать бразды правления в каких-то областях, будь то чистка зубов, накладывание еды в тарелку или одевание в садик, ребенку, закрыть глаза и выдохнуть.

Кризис трех лет считается самым сложным и провоцирующим ухудшение поведения детей дошкольного возраста.

Лучшим средством против кризиса трех лет считается предоставление ребенку условного выбора, когда малышу предлагается выбирать, например, между кольраби и брокколи, или когда мама спрашивает: “Ты будешь чистить зубы после того, как умоешься, или перед?” Это минимизирует сопротивление, так как дает ощущение собственной значимости и возможности делать выбор.

Старший дошкольный возраст

Примерно к 4-м годам все войдет в свою колею, родители свыкнутся с потерей монополии на жизнь малыша, ребенок будет совершенствовать и примерять свои новые навыки и свободы, пока дошкольник не осознает, что его свобода где-то заканчивается. Именно в 4 года начинается новый виток в развитии ребенка, который может длиться до 5-6 лет.

В первое время малыш, опьяненный собственной самостоятельностью и свободой выбора, при достаточно гибком и понимающем поведении родителей не чувствует подвоха. Пока вдруг не осознает, что между делом натыкается на определенные границы. “А почему, собственно, брокколи или кольраби? – задается он вопросом, – Почему не конфеты?”

С этого момента начинается активное исследование границ дозволенного с постоянными попытками их расширить. Неудивительно, что в этом возрасте социальное поведение детей значительно ухудшается.

Причем оно может быть совершенно неравномерным.

Например, в саду, где допустимые нормы поведения четко оговорены и неизменны, ребенок может вести себя хорошо, а дома, где мама разрешает то, что запретил папа, будет твориться хаос.

Младший школьник

Со временем ребенок набирается опыта, расширяется его словарный запас, и улучшаются навыки коммуникации. Примерно к 5-6 годам дошкольник понимает, что не все и не всегда решается кулаками, и учится коммуницировать другими способами.

Одновременно со способностью договариваться ребенок развивает в себе такое качество, как хитрость. Рано или поздно первоклассники или старшие дошколята начинают хитрить, увиливать от ответов. Это не всегда вранье в полном смысле этого слова.

Кто-то из детей выманивает у младших обещаниями конфеты или игрушки, кто-то подговаривает других дружить против кого-то. В возрасте 6-7 лет наказания желательно свести к минимуму, так как они провоцируют только обиду и агрессию. В это время главным становится разговор.

Малыши в этом возрасте хорошо реагируют на всевозможные поучительные истории, примеряют на себя образы героев книг и мультфильмов. Первоклассники еще любят обсуждать и обговаривать все моменты своей жизни, следует воспользоваться этой открытостью, чтобы проговорить нежелательные или неприемлемые моменты в их поведении.

Улица и школа

Поведение детей в школе часто отличается от поведения на улице или дома. Здесь огромную роль играют не только рамки, поставленные учебным заведением, но и личность учителя. Чем более симпатичен ребенку педагог, чем справедливее он его считает, тем лучше будет себя вести.

Часто именно в школьном возрасте люди сталкиваются с агрессивным поведением ребенка. Здесь люди делятся на два лагеря: пострадавших (“Ну сделайте с ним что-то!”) и виновников (“Что я с ним сделаю, он совсем не слушается”).

Коррекция поведения детей находится в компетенции психологов или социальных педагогов. Родителям же следует помнить, что агрессия, как правило, не возникает на пустом месте, она является отражением недостатка любви.

Агрессивный ребенок своим поведением словно дает понять окружающим его взрослым, что он нуждается в дополнительной поддержке, опоре и внимании.

Кризис и штиль

Развитие поведения детей характеризуется скачками: после кризиса всегда наступает период покоя, во время которого напряжение постепенно нарастает и выливается в очередной кризис. В момент каждого возрастного криза родителям следует немного отпустить вожжи и предоставить ребенку новое поле самостоятельности и ответственности.

Следует знать, что стремление просто подавить ребенка, находящегося в кризисном возрасте, приведет только к новым вспышкам агрессии и непонимания. Взрослому следует проявить смекалку, понимание и находчивость, чтобы помочь ребенку выйти из сложного возраста и немного повзрослеть.

Шесть детских кризисов – ступени на пути к взрослой жизни

Психологи выделяют всего шесть основных детских кризиса, характеризующихся значительным ухудшением поведения детей. Несмотря на указанный возраст, все кризисы крайне условны и могут отклоняться на несколько месяцев или даже лет от указанных цифр.

  • Кризис новорожденности. Первые несколько месяцев – одни из самых сложных в жизни маленького человека, который переходит от внутриутробного к самостоятельному существованию.
  • Кризис одного года. Малыш вырос и научился ходить. Он впервые начинает отделять себя от матери и прислушиваться к своим желаниям. В этом возрасте дети отвечают крайним негативизмом на любые запреты со стороны взрослого.
  • Кризис трех лет. Один из самых сложных периодов в жизни маленького человека. Проявляется крайним негативизмом, протестом против правил взрослых, самостоятельностью, строптивостью и упрямством.
  • Кризис семи лет. Ребенок утрачивает свою детскую непосредственность и наивность, стремится к получению внешней оценки и социальным контактам. Для семилеток характерна вычурность и манерность поведения, вспышки необъяснимой агрессии.
  • Подростковый кризис. Обычно начинается в районе 13-ти лет и связан с гормональными изменениями, происходящими в организме ребенка. Подросткам характерна эмоциональная неустойчивость, стремление к эмансипации и конфликты с окружающими взрослыми.
  • Кризис юности настигает детей в возрасте 17-18 лет, когда гормональные бури уже позади. Человек стремится окончательно отделиться от родителей, однако испытывает при этом повышенную тревожность и нервозность, часто агрессивно реагирует на любую помощь или советы.

Ребенок как отражение культуры семьи

“Не воспитывайте детей. Все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя” – гласит одна мудрая английский поговорка.

Культура поведения ребенка полностью отражает культуру отношений в семье и отношений между взрослыми. Дети, воспитанные в семьях, где царят открытые отношения, где все всегда готовы к диалогу и компромиссу, как правило, гибче и лояльнее, чем их сверстники, воспитанные в атмосфере строгости и повиновения.

Каждый взрослый в любой жизненной ситуации (в машине, театре, кино, очереди, пробке, магазине), общаясь с незнакомцами или неприятными людьми, должен помнить, что дети его не слушают, но внимательно за ним наблюдают. И через эти наблюдения впитывают и усваивают для себя определенные модели поведения и реакции.

Плохое поведение детей: профилактика

Как говорится, любую болезнь лучше предупредить, чем лечить. Так и к детским кризисам, несмотря на то что предотвратить их невозможно, лучше подойти подготовленным.

Одно из основных условий – создание дружелюбной, открытой обстановки дома, готовность понять ребенка и помочь ему, в какой бы жизненной ситуации он ни находился.

Второе условие – достаточное, качественное общение с детьми. Ребенку жизненно необходимо напитываться от взрослых энергией, их любовью, лаской. Важно не просто в пол-уха послушать, как прошел его день или что он узнал в школе.

Важно принять в этом участие, обсудить, поспрашивать, а где-то помолчать, дать выговориться или невзначай что-то посоветовать. И только тогда проблема плохого поведения навсегда останется в прошлом, а кризисы пройдут незаметно.

Источник: https://FB.ru/article/440291/povedenie-detey-normyi-osobennosti-povedeniya-vozrastnyie-standartyi-patologiya-i-korrektsiya

Психологические особенности поведения ребенка в три года

Какие особенности поведения ребенка

В 3 года ребенок по-прежнему радует, удивляет и забавляет родителей, но произвести впечатление на взрослых так, как это получалось в первые месяцы жизни, у него уже не выходит. Так, раньше мама и папа восторгались всем, начиная от первой улыбки и заканчивая первыми шагами и первым словом, словно ребенок сделал небывалое достижение.

А в 3 года родители привыкают к тому, что малыш уже многое умеет, активно развивается и не требует такого контроля и ухода, как раньше. Результат — пусть несознательное, но уменьшение внимания. Естественно, что ребенок это замечает, и в соответствии с этим появляются некие новые особенности его поведения, свойственные именно трехлеткам.

Отношения между взрослым и малышом становятся нестабильными. Инициатором ссор и конфликтов в основном становится ребенок. Его настроение непостоянно, он попеременно испытывает радость и печаль, скуку и эмоциональное перевозбуждение.

Кроха в 3 года начинает осознавать, что мир не вращается вокруг него одного и у родителей, для которых на протяжении долгих месяцев он был самым главным и важным человечком на свете, есть свои дела, свои разговоры, куда его могут не допускать.

Это понимание выводит из себя малыша, заставляет его злиться, терять контроль над эмоциями, тосковать и пытаться все вернуть на свои места. Такие особенности поведения малыша в 3 года можно охарактеризовать просто: это кризис третьего года жизни.

Кризис — сложный период в жизни ребенка и его семьи, но он обязательно пройдет. Именно поэтому родителям нужно быть готовыми к его проявлениям, выработать для себя правильную линию поведения и постараться повременить с детским садом, который может только усугубить ситуацию.

Об особенностях кризиса трехлеток

«Кризис» как понятие в психологии не имеет негативного посыла.

Скорее речь идет о кратковременном активном видимом периоде, на протяжении которого с личностью человека происходят стремительные изменения. Кризис не возникает внезапно.

Изменения личности копятся на протяжении продолжительного времени и, когда наступает пора, начинается перестройка сознания и личности, в данном случае — трехлетнего ребенка.

Кризис — это необходимый переход от одного этапа развития ребенка к следующему. Поэтому избежать его не получится. Другое дело, что проявляется кризис в каждом случае индивидуально. Один ребенок реагирует на изменения остро и болезненно, другой переживает новый этап своей жизни относительно спокойно.

В 3 года, когда развитие малыша переходит на новый уровень, кризис — это момент появления на свет новой, полноценной личности.

Именно в это время психология малыша позволяет ему осознавать себя как самостоятельного человека, учиться принимать нормы социального поведения, нащупывать границы дозволенного.

В такой период маленький человек начинает строить новую систему отношений с окружающим его миром и людьми.

Продолжительность кризиса, а также степень его интенсивности будут иметь прямую связь с поведением взрослых и их реакцией на поведение ребенка. Ниже будут описаны основные особенности поведения малышей, характерные для этого возрастного периода.

Негативизм — одно из основных проявлений кризиса

Под влиянием негативизма малыш начинает вести себя непривычным для родителей образом. Особенность его — это отказ поступать так, как его просят взрослые, часто даже вопреки своему желанию и лишь потому, что он не хочет выполнять просьбы.

В особенно тяжелых ситуациях, когда негативизм ребенка яркий и безапелляционный, общение с ним может зайти в тупик. Малыш будет говорить и делать все наоборот, не задумываясь о том, действительно ли он этого хочет, и о последствиях такого поведения.

Часто взрослые считают, что негативизм — это еще одно проявление непослушания. На самом деле это не так.

Психология непослушания ребенка подразумевает его отказ от выполнения поручений или требований взрослых только потому, что он чего-то делать не хочет, занят чем-то более для него важным или просто элементарно ленится.

В случае с негативизмом кроха противится воле взрослых даже в ущерб личным желаниям, независимо от содержания просьбы.

Стоит отметить некую особенность негативизма — его избирательность. Это означает, что в 3 года малыш противится поручениям и просьбам только некоторых взрослых, например одного из родителей или сразу обоих. При этом с остальными представителями мира взрослых малыши отлично ладят и с удовольствием идут на контакт, выполняя просьбы и поручения.

Мощным провоцирующим фактором проявления острого негативизма является жесткая авторитарная манера обращения с ребенком. Каждый раз, выслушивая замечания в приказном тоне, малыш может отказываться от послушания, отстаивая принципиальную позицию независимой от указов личности.

Проявление упрямства во время кризиса

Что таит в себе психология упрямого малыша? Обычно такие дети настаивают на своем каждый раз только для того, чтобы отстоять свое мнение, а вовсе не потому, что они в этом заинтересованы.

Так, например, когда мама будет утром звать малыша завтракать, он может упрямо отказываться от этого, несмотря на то, что уже проголодался.

Таким образом ребенок хочет доказать себе и взрослым, что он вполне взрослый и самостоятельный и может сам принимать решения.

Родители, в таких ситуациях пытающиеся подавить «я» ребенка, только навредят ему. Пользуясь авторитетом, а порой и силой, взрослые усугубляют проявление упрямства, не оставляя малышу шансов найти выход из ситуации без потери личного достоинства.

О проявлениях строптивости и своеволия

Многие путают понятия «негативизм» и «строптивость». На самом деле это далеко не одно и то же. В отличие от негативизма строптивость не связана с каким-либо конкретным человеком. Обычно строптивые дети протестуют против всего, что их окружает, начиная от режима дня и заканчивая меню и выбором места для прогулок.

Таким образом, в маленьком человечке зарождается бунтарь, который не желает жить так, как жил раньше, и всей душой жаждет перемен. Так же как и в случае с упрямством, строптивость больше проявляется у детей, которых взрослые воспитывают в жесткой манере.

Своеволие — это искреннее желание ребенка все делать самостоятельно, причем для него не важно, справится он с заданием или нет. Проявление своеволия в три года — нормальное явление. Именно так, пробуя себя в разных сферах деятельности, малыш рано или поздно научится быть самостоятельным.

Бунт и обесценивание — дополнительные проявления кризиса

Эти симптомы кризиса проявляются не так ярко, как предыдущие, и не во всех случаях. Бунтуют обычно особенно чувствительные дети, которые не могут в этот период найти общего языка со взрослыми, в первую очередь с родителями, поэтому самостоятельно провоцируют конфликты.

Часто бунты сопровождаются обесцениванием, в результате чего для малыша теряют ценность когда-то важные для него вещи, люди, нормы поведения. Малыш может сознательно произносить прилюдно ругательные слова, плохо относиться к игрушкам и личным вещам, как к своим, так и родительским, обзываться, отказываться спать в своей комнате или на своей кроватке и так далее.

О проявлении деспотизма

Деспотами в период кризиса трех лет часто становятся малыши, которые в семье не имеют сестер и братьев.

Воспитанные в избытке любви и заботы, такие дети желают, чтобы все оставалось так, как было, поэтому основной их целью является подчинение себе взрослых, которые будут выполнять любые их прихоти.

В таких цель малыша — стать главным в семье человеком, который будет диктовать свои правила.

Итак, подытоживая, отметим, что кризис — это сложный период, в первую очередь для самих детей. Конфликтуя с близкими, отстаивая свое мнение, переоценивая ценности, малыш хочет одного: стать самостоятельным человеком, которому родители будут доверять во всех отношениях.

Сталкиваясь с непониманием и нежеланием взрослых доверять, малыши протестуют. Естественно, что родители должны понимать психологию малышей в этот период и тщательно выбирать надежную и результативную тактику поведения.

Что нужно знать родителям?

Самое главное — не пытаться подавить «я» малыша с помощью угроз и уж тем более физической силы, унизительных наказаний. Чем больше родители будут пытаться подавлять личность ребенка, тем больше он будет им противиться.

Нужно понимать, что в 3 года у детей особенно активно протекает психосексуальное развитие. Малыши начинают осознавать свою половую принадлежность, что некоторым образом влияет на их отношения с окружающими.

Противоречиво в этот период отношение ребенка к маме. Малыш чувствует агрессию, проявляет упрямство и в то же время нуждается в ее поддержке и близости. Неудивительно, что именно в это время кроха может нарочно пытаться обидеть маму для того, чтобы проверить, будет ли она его любить после плохих поступков или нет.

Если реакцией матери на такое поведение будет наказание или выговор, то ребенок будет чувствовать себя несчастным, нелюбимым, что, в свою очередь, усилит проявление вышеописанных качеств.

Чтобы успокоить малыша в этот непростой жизненный период, можно предлагать ему игры:

  • с водой;
  • с камнями;
  • с песком;
  • с красками;
  • с кубиками, которые можно выстраивать и разрушать;
  • с бумагой, которую можно рвать на куски;
  • с шумными музыкальными инструментами.

Все эти развлечения помогут малышу снять стресс, поднимут ему настроение и отвлекут от грустных мыслей. Также здорово будет устроить с ребенком импровизированные бои с подушками или шариками из бумаги, поролона, легкого пластика, в ходе которых он сможет избавиться от чувства агрессии.

Важным этапом завершения кризиса в 3 года станет способность малыша контролировать свои импульсы, принимая себя как личность.

Как правильно вести себя родителям?

ошибка взрослых в период кризиса 3 лет — общение с детьми как со взрослыми. Родители твердо верят в то, что раз ребенок умеет говорить, значит, способен понять то, что ему объясняют.

В результате они начинают ему рассказывать о том, что делать можно, что нельзя, приводить логические доводы, убеждать так, как убеждали бы взрослого человека. На самом деле совсем не обязательно приводить доводы, оправдывающие запрет. Если запрет есть, то он должен быть постоянным и не зависеть ни от чего.

Ниже приведены полезные рекомендации, которые помогут легче пережить сложный переходный возраст ребенка в 3 года.

  1. Если родители что-то запрещают, они обязательно должны предложить альтернативный вариант. Это необходимо для того, чтобы не спровоцировать у малыша проявление негативизма.
  2. Предлагая малышу альтернативные варианты, нужно оставить окончательный выбор за ним. Свобода выбора поможет крохе вырасти самостоятельным человеком, уверенным в себе и своих решениях. В 3 года ребенок уже в состоянии выбрать, во что он оденется, в какое время будет есть, какими аксессуарами воспользуется. Важно не смеяться и не критиковать выбор крохи, воспринимая его с уважением и на полном серьезе.
  3. Необходимо поручать ребенку небольшие задания по дому. Например, кроха может ухаживать за домашним питомцем, помогать накрывать и убирать со стола, вытирать посуду, пыль и так далее. Прежде чем поручить малышу что-либо, предложите ему несколько вариантов дел на выбор – пусть выберет самое интересное для себя.

Последствия халатного отношения к проблемам кризиса трех лет

Если взрослые не проявят понимания в сложный период взросления ребенка, он, скорее всего, разочаруется не только в семье, но и во всем окружающем мире, отношения с которым у крохи могут серьезно расстроиться.

Если у малыша появится брат или сестра, которому родители будут вынуждены уделять много времени, нужно будет стараться не обделять его вниманием, приобщая к уходу за новорожденным.

Считается, что 3 года — это самое подходящее время для оформления малыша в детский сад. На самом деле это не совсем так.

Переживая сложные моменты в своей жизни, малыши могут соотнести такой поступок родителей с предательством и затаить на них злость и обиду.

Необходимо будет побеседовать с ребенком о том, действительно ли он хочет сейчас ходить в детский сад, привлекает ли его перспектива новых знакомств, времяпровождения вне дома, после чего сделать соответствующие выводы и назначить подходящую дату для этого важного события.

Источник: https://rebenkoved.ru/povedenie/pravila-i-normy/psihologicheskie-osobennosti-povedeniya-rebenka-v-tri-goda.html

Лечение Детей
Добавить комментарий