Какие творческие способности бывают детей

Как родителям организовать развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста

Какие творческие способности бывают детей

Развитие творческих способностей — это важная часть воспитания ребенка.

В основном родители концентрируются на развитии речи и рационального мышления.

Творческое мышление позволит в дальнейшем ребенку не только воплощать свои знания в жизнь, но и придумывать оригинальные идеи и способы их реализации.

Что это такое?

Сам термин “творчество” имеет множество определений. Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества ребенка, которые определяют успешное выполнение какой-либо творческой деятельности. Ребенок с развитыми творческими способностями:

  • умеет применять новый опыт на практике;
  • замечает детали, которые не видят другие;
  • имеет большое количество оригинальных идей;
  • постоянно стремиться познать что-то новое;
  • умеет создавать альтернативные решения той или иной проблемы.

Основой этих умений является воображение и креативное мышление. Чтобы определить степень развития творческих способностей у ребенка используются специальные диагностические тесты. Чаще всего это анализ детских рисунков. Такая диагностика нужна для того, чтобы определить насколько развито у малыша творческие мышление, и каким аспектам необходимо уделить особое внимание.

Как стимулировать творчество у дошкольников?

Чтобы стимулировать развитие творческого мышление у дошкольника нужно создать максимально комфортные условия для него. Под ними подразумевается:

  • ранее физические развитие;
  • создание хорошей творческой обстановки;
  • постепенное усложнение поставленных перед ребенком задач;
  • самостоятельный выбор деятельности.

Физические занятия с первых месяцев жизни ребенка способствуют его более раннему развитию. Важно, чтобы ребенок постоянно находился в комфортной ему атмосфере, которая побуждала бы его заниматься творчеством. Например, малышу можно предложить играть с кубиками, на которых написаны цифры или буквы.

ВАЖНО. Во время развития творческих способностей дошкольника нужно постоянно поднимать планку, давать ему новые задания.

У детей процесс познания окружающего мира происходит очень быстро. Важно давать возможность самостоятельно принимать определенные решения и устранять незначительные проблемы. Например, если игрушка закатилась на диван, то не стоит спешить ее доставать. Ребенок может попытаться самостоятельно придумать решение этой проблемы.

ВАЖНО. Малыш должен сам выбирать, чем ему интересно заниматься.

Если определенная деятельность вызывает у него интерес и эмоциональный подъем, то нужно дать ему возможность развиваться в этом направлении.

В противном случае, выполняя не интересующую его активность, малыш чувствует интеллектуальное перенапряжение, что приводит к переутомлению.

Помощь взрослого в развитии творческого мышление должна быть максимально разумной и ненавязчивой.

Свобода выбора не в коем случае не должна стать вседозволенностью.

Комфортный психологический климат — залог развития творческого мышления. Родитель должен стимулировать ребенка к занятию творчеством, но не осуждать за неудачи. Какими бы странными не были идеи детей, их необходимо поддерживать и направлять в правильное русло.

Как развивать воображение на разных возрастных этапах

Дошкольный возраст можно разделить на несколько возрастных этапов. Каждый из них имеет свои особенности развития воображения. В период от 3 до 4 лет наблюдается становление словесных форм воображения. Игровая деятельность становится самостоятельной потребностью ребенка.

В это же время появляется аффективное воображение, оно связано с тем, что малыш осознает собственное “Я” и отделяет себя от других людей. Воображение на этом этапе выделяется в самостоятельный процесс.

Творческие способности ребенка в 4-5 лет проявляются в игре, рассказах и ручном труде.

У малыша могут появляться мечты касательно будущего. Часто они являются неустойчивыми и ситуативными.

Воображение становится интеллектуальной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира.

Однако, ребенок еще не умеет руководить воображением.

В возрасте от 6 до 7 лет воображение приобретает активный характер.

Рост производительности творческих способностей проявляется в том, что развивается умение создать замысел и спланировать его реализацию.

У дошкольника возникает интериоризированное воображение, то есть оно переходит во внутренний план. Начинаются появляться первые элементы творчества. Продуктивней всего их развивать посредством игры и рисования.

Игры и занятия для формирования творческого мышления

Существует множество занятий и игр, которые способствуют развитию творческого мышления у дошкольника. Это может быть простое наблюдение за окружающей средой, игра, рисование или чтение.

На прогулке с ребенком нужно научить его обращать внимание на детали. Это позволяет не только развить творческие навыки, но и расширяет его представление об окружающем мире. Например, прогуливаясь по парку можно акцентировать внимание на цветах и деревьях, которые видит малыш.

СПРАВКА. Основная деятельность дошкольника — развивающая игра.

Для активизации творческого мышления используются конструкторы, мозаики и пазлы.

Они позволяют развить концентрацию и проявить свое воображение.

Такие игры нужно подбирать по возрасту, так как конструктор или пазл может оказаться слишком сложным.

Не стоит долго объяснять ребенку, как играть с той или иной игрушкой. Лучше позволить ему самостоятельно прийти к этому.

В процессе игры он сможет попробовать новые способы действия, новые стратегии, тем самым активизировать свое творческое мышление.

Ребенок должен иметь практический опыт творческой деятельности. Отличным вариантом является изобразительное искусство. Можно начать с самого элементарного — изучение цветов и геометрических фигур. В процессе рисования малыш учится правильно держать кисть или карандаш, контролировать уровень нажима.

ВАЖНО. Ребенка нужно поощрять и хвалить за проделанную работу.

Обсуждение рисунка будет полезным как для родителя, так и для дошкольника. Помимо рисования можно заниматься лепкой или созданием аппликаций. Эти активности позволяют проявить воображение и хорошо развивают моторику рук.

Детям старшего дошкольного возраста рекомендуется чтение вслух. Это могут быть сказки, стихи или простые рассказы. Эта активность позволяет развить воображение и пополняет словарный запас.

Рекомендуем посмотреть специальный урок по данной теме:

Развитие творческих способностей у дошкольников — это важный этап подготовки ребенка к школе и жизни в целом. Творческие личности имеют больше шансов на успех, они харизматические и инициативные. Все эти качества закладываются в детстве. Родитель должен поддерживать все начинания ребёнка, хвалить его на помогать в дальнейшем развитии.

Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/doshkolnoe/tvorcheskie-sposobnosti.html

Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Какие творческие способности бывают детей

Екатерина Валентинова
Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Существует множество различных определений понятия творчества. Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя)творческой деятельности».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так.

Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е.

неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков.

Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными.

Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида лежат творческие способности.

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределять тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.

Так что же такое творческие способности на самом деле?

Существует множество определений способностей. Так, Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. К. С.

Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л. Г.

Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С.

Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л. А. Венгер).

Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей. Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта.

Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно контролируют данный процесс у ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей.

Каковы же оптимальные условия развития способностей?

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.

Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.

Нужно исключить из обихода замечания и осуждения [135,3].

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться.

Но практика показывает,что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность.

Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники.

Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию творческих способностей. Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей человека.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/ponjatija-tvorchestvo-i-tvorcheskie-sposobnosti-osnovnye-uslovija-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Виды творческих способностей: какие бывают у детей и взрослых, как развить

Какие творческие способности бывают детей

Аспекты психологии, вызывающие наибольший интерес, – это темы, определяющие конкретного человека и его отличия от других. Среди этих аспектов выделяются личность, интеллект и творческие способности.

Образ творческого человека

Творческие способности в психологии

Хотя творчество в какой-то степени присуще и другим видам живых существ, в полной мере им наделен только homo sapiens. Творческие способности это в психологии способности к созданию новых идей и концепций, а также соотношений между ними, генерирующих решений, которые тоже являются оригинальными.

Важно! Творчество включает в себя не только художественные проявления, но и может содержаться в любых жизненных аспектах.

В чем отличие от креативных способностей

В большинстве иностранных языков для обозначения понятий «креативность» и «творчество» служит одно слово –  «creation» (англ.), «сreatividad» (исп.), «кreativität» (нем.) и т.д. Все же будучи тесно взаимосвязанными, они различаются.

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Наиболее важным отличием является то, что творчество более тесно связано с интеллектом, понимаемым как способность или талант. Если человек обладает креативными способностями, то это скорее связано с динамизмом или активностью. Творческие люди рассматриваются как более эмоционально активные, а креативные – творят более сознательно.

Важно! Можно использовать определение творчества как потенциала, а креативности – как его реализации.

Структура способностей к творчеству

Весь творческий потенциал в совокупности, принадлежащий отдельной личности, а также деятельность по его реализации составляют сложную структуру, подразделяющуюся на общие и специальные способности.

Общие способности

Саморазвитие — что это такое в психологии

В этой области рассматривается ряд свойств, которыми характеризуется человек, наделенный творческими способностями. Американский психолог Джой Пол Гилфорд, внесший огромный вклад в исследование креативности, формулирует их так:

  • чувствительность к проблемам (быстрое их выявление);
  • умственная гибкость (умение адаптироваться ко всем ситуациям);
  • умение анализировать и синтезировать (дезинтегрировать структуры и использовать их в новых совокупностях);
  • возможность обрабатывать большое количество связанных идей.

Аналогичным образом в самых известных исследованиях творчества выделяются когнитивные и волевые индикаторы:

  1. Когнитивные показатели творчества – высокая степень интеллекта и сочетание восприятия информации, интуиции, воображения, абстракции и синтеза;
  2. Волевые показатели творческих субъектов – интеллектуальное любопытство, преданность делу, внутренняя мотивация;
  3. Другие – терпимость к двусмысленности, открытость новому опыту, универсальность, чувствительность, смелость и настойчивость.

Роль специальных способностей

Важно! При наличии у индивидуума творческого потенциала невозможно будет его использовать без обладания специальными способностями.

Так, с помощью только креативного мышления нельзя создать реальные произведения искусства или изобрести что-то новое в науке и технике. Для этого нужны развитие навыков игры на музыкальных инструментах, освоение различных техник рисования и живописи, изучение точных наук и т.д. Затем человек, способный овладеть данными знаниями и навыками, получит возможность творить.

Детские творческие способности

Депрессия — что это такое в психологии

Ребенок обладает творческими способностями, когда есть соотношение трех особенностей:

  1. Присутствие специальных способностей: музыкальных, художественных, когнитивных, высокого интеллекта;
  2. Высокая мотивация: хочет что-то делать, интересуется миром, охотно исследует его и ищет ответы на вопросы, которые его беспокоят;
  3. Креативное мышление – способность искать новые идеи. Это включает в себя создание ситуаций, источники которых находятся в богатом воображении ребенка.

Детское творчество

Если родители хотят, чтобы ребенок укреплял и развивал свои таланты, им следует обратить внимание на дошкольный возраст.

Важно! Дошкольный возраст – это период, в котором проявляются различные таланты. Их раннее признание и развитие могут принести впечатляющие результаты и определить дальнейшую жизнь малыша.

Формирование изобретательности и природного творчества происходит в младшем возрасте, до 5 лет. У более старших детей наблюдается снижение творческих способностей, которые не стимулируемые тормозятся.

Умный одаренный дошкольник может испытывать постоянное снижение своих навыков, когда идет в школу. Педагогические ошибки состоят в том, что талантливых детей считают гиперактивными или, наоборот, отстраненными. Это потому, что то, что интересует ровесников, им может показаться скучным.

В подростковом возрасте они также сталкиваются со скукой, которая может привести к разочарованию от обучения и худшим оценкам.

Важно! Цель педагогики – создание условий для максимального самовыражения таким детям, постановка задач в классе и для занятий во внеурочное время с учетом их уровня.

Определение присутствия творческих способностей

Дети, ставшие взрослыми, таланты которых не были раскрыты своевременно, могут попытаться обнаружить в себе способности к творчеству и заняться их развитием. Это поможет определить область трудовой деятельности, в которой человек будет работать с максимальной отдачей, а также выбрать любимое хобби, следовательно, улучшить качество жизни.

Существуют различные тесты, выявляющие креативность, но для оценки результата надо получить консультацию у психолога. Только он может сделать правильный вывод.

Основной признак наличия способностей к творчеству – это заинтересованность в интеллектуальной деятельности, когда хочется заниматься ей без принуждения.

Существует три степени такой деятельности:

  1. Стимульно-продуктивная. Человек способен продуктивно работать, эффективно выполняя возложенные на него задачи, но он делает это под внешним влиянием (без внутренней потребности) и не старается использовать новые методы в своей деятельности;
  2. Эвристическая. Человек работает в рамках предложенного способа действий, но при этом пытается применить оригинальное решение отдельных задач, повинуясь внутренним импульсам;
  3. Креативная. Здесь человек уже сам разрабатывает новые способы действий и предлагает их другим. Причем его необычайно увлекает исследование каждой возникающей проблемы.

Творчество в команде

Пользуясь этими критериями, можно определить, кем является человек: источником идей, или креативщиком, тем, кто их доводит и совершенствует, или эвристиком, либо практиком, претворяющим их в жизнь.

Как развивать творческие способности у взрослых

Для творчества нет пределов, оно распространяется на все жизненные аспекты: науку, искусство, экономику, философию, личные отношения и т. д. Поэтому многих людей интересует, как развить в себе творчество.

Развитие творчества у взрослых

Существуют технологии, предлагающие специальные упражнения для развития творческих задатков. Не описывая их конкретно, можно определить направления интеллектуальной деятельности:

  1. Дать волю своему воображению. Фантазия не исчезает, человек просто перестает с ней работать. В качестве упражнения можно использовать семантические ассоциации, или создание цепочек слов, которые последовательно связаны одно с другим (например, машина-шоссе-дождь-мокрый и т. д.). Здесь есть место для юмора, иронии, языковых метафор;
  2. Открытость новому. Не следует бояться экспериментов, оригинальных идей, какими бы безумными они ни казались. Очень полезно развивать латеральное мышление, когда одновременно охватываются все аспекты предмета;
  3. Занятия монотонной деятельностью (глажка, уборка, вождение и др.), когда у мозга появляется время для генерации идей;
  4. Постоянная учеба. Творческий человек должен много читать, путешествовать, быть любопытным.

Все люди рождены с творческими способностями, которые можно стимулировать или нет. Как и все человеческие способности, творчество поддается развитию и совершенствованию.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/tvorcheskie-sposobnosti-v-psixologii.html

Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста

Какие творческие способности бывают детей

«Как развивать творческие способности детей дошкольного возраста»

Творческие способности дошкольников

Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Виды детского творчества

Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.

Художественное творчество

Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

Изобразительное детское творчество

Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста.

Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.

Литературное детское творчество

Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях.

В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает.

Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.

Техническое детское творчество

Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества)

Музыкальное детское творчество

Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка.

Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.

Значение периода детства для развития творческих способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти

большой путь развития. Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию

творческих способностей.

В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка.

Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста.

Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери.

Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку.

Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.

Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы.

Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое.

Как развивать творческие способности ребенка

Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими.

Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет. (берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Креативность (от англ. create – создавать, творить) —способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.

Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотри на облака на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет на что это может быть похоже.

Условия успешного развития творческих способностей.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.

Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами –пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.

3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается “до потолка” своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить.

Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя.

Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

4.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей.

Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ “помощи” детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам.

Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

6.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям не-свойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Источник: https://infourok.ru/kak-razvivat-tvorcheskie-sposobnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-1055832.html

Как развить творческие способности у детей: особенности, диагностика и методики развития творческих способностей

Какие творческие способности бывают детей

Правильно и полноценно развитые творческие способности помогают человека добиться успеха в самых разнообразных сферах жизни.

Все чаще заботливые родители дошкольников задумываются о том, как воспитать в ребенке качества, полезные в жизни: умение сформировать свою точку зрения, найти нестандартный подход в решении вопроса, отсутствия страха высказать свое мнение и другие.

Для детей дошкольного возраста очень важно знакомиться с навыками творческого характера, так как они помогают ребенку глубже и шире познать окружающий его мир, найти свое предназначение, познать новые стороны своего возможностей.

Творческий потенциал представляет из себя большой набор разнообразных возможностей и качеств творческого характера, с помощью которых многие люди реализовывают и выражают себя, становясь тем самым счастливее.

Специалисты давно установили, что дошкольный возраст – наилучшее время для начала развития творческих способностей, ведь именно в возрасте до 7 лет, перед тем, как пойти в школу, у малыша активнее всего формируются личностные качества, которые потом и помогают ему в жизни при развитии разных способностей и склонностей.

Важно знать, что для успешного развития творческих способностей нужно создать благоприятные условия, в которых занятия точно принесут свои плоды:

  • раннее начало занятий. Не стоит тянуть с прокачкой творческих навыков: детские психологи и педагоги рекомендуют начинать занятия чуть ли не с самых первых месяцев жизни;
  • свобода выбора. Предоставьте своему чаду выбор: пусть сам решит, чем ему комфортно и интересно будет заниматься;
  • разнообразие в занятиях. Пробуйте новые и самые разные виды деятельности, помогая малышу найти что-то свое;
  • позитивная и дружелюбная среда и атмосфера, которая окружает дошкольника не только во время занятий, но и по жизни;
  • постоянное поддержание интереса к творческим занятиям, в которых ребенку не захочется останавливать этот процесс.

Как понять, есть ли у ребенка творческие способности?

Этот вопрос – предмет множества споров. Но большинство специалистов все же считают, что творческие таланты – это не врожденные качества, а заслуга родителей, занимающихся со своими детьми и не ограничивающихся лишь занятиями в детском саду, которые, в какой-то степени все-таки развивают творческие навыки, но и в то же время сковывают малыша в рамки.

От того, насколько нестандартным будет мышление ребенка, зависит степень вовлеченности родителей в образовательный процесс.

Но все же некоторые психологи сходятся во мнении, что определенные задатки даются человеку от природы: этими задатками называют степень развития первой и второй сигнальной систем мозга.

Первая подразумевает художественный тип мышления, с помощью которого дети яркие и незабываемые впечатления от окружающей действительности — такие дошкольники имеют богатое воображение, мыслят образами и очень эмоциональны.

Вторая же система подразумевает мыслительный тип личности — такие малыши склонны к анализу и систематизации, а мыслить любят абстрактно. Но и у второго типа необходимо развивать творческое начало, чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка. Также встречается средний тип, где обе системы смешаны и гармонично сочетаются друг с другом.

Не стоит заранее утверждать или искать какие-либо творческие начала в вашем малыше — нужно просто активно заниматься их развитием с самого раннего детства и до пяти лет, в том момент, когда нужные системы только формируются.

Важно помнить, что если вы хотите сформировать необходимые качества в ребенке, необходимо заниматься определенной деятельностью, которая помогает в этом вопросе. Только в практической деятельности родители смогут понять, в каком направлении двигается их чадо.

Навыки будут формироваться в человеке на протяжении всей жизни, поэтому сформировать нужные поможет четко организованная повседневная деятельность ребенка — ведь никто не рождается с готовыми способностями к чему-либо.

Вследствие правильно организованных занятий вы заметите, как быстро развивается творческое начало — будет даже казаться, что малыш одарен с рождения.

Какими бывают творческие способности?

Способности бывают очень разными. Есть группа общих, в которой собраны очень важные для жизни качества, помогающие вести полноценную жизнь и достигать поставленных целей: натренированная память, точность движений, правильная речь, сообразительность и другие.

А есть способности, которые можно назвать специальными: они помогают добиваться целей в какой-либо определенной области. Это может быть музыка, литература, изобразительное искусство и так далее. Развивать стоит все способности гармонично: и общие, и специальные.

Говоря о творчестве, можно выделить у детей следующие способности:

  • творческое воображение, которое включает в себя богатую фантазию и развитую интуицию;
  • творческое мышление, подразумевающее наличие у малыша “живого ума”;
  • практика использования методов организации творческой деятельности, которая выражается в желании малыша познавать новое, стремиться к новым открытиям и успехам в своей деятельности.

Как ускорить развитие творческого начала?

Для того, чтобы малыш не отставал в развитии творческих способностей и получал как можно больше интересных и вдохновляющих впечатлений, необходимо придерживаться определенных правил, которые нацелены на получение максимальной эффективности от занятий.

  1. Создание комфортной обстановки. Родителям важно не просто учить ребенка новому, но и создавать благоприятную среду для занятий, в которой любые творческие идеи и задумки малыша будут поощряться и награждаться похвалой. Не стоит критиковать и ругать ребенка за погрешности или ошибки — так вы только отобьете интерес к занятиям.
  2. Материальная база. Важно предоставлять максимум возможностей для творческой практики и упражнений для развития.
  3. Стимулирование развития способностей. Решайте все творческие вопросы и проблемы, возникающие в развитии. Не отмахивайтесь от, возможно, банальных и простых вопросов, которыми озадачен ребенок — разбирайтесь со всем вместе.
  4. Наполните творчеством повседневную жизнь. Привлекайте малыша к домашним делам, внеся в них интересные занятия: при приготовлении блюд позвольте ребенку, например, слепить самому что-нибудь из теста, а уборка может стать интересным соревнованием, где победит тот, кто быстрее соберет игрушки в корзину — дети любят совместное времяпрепровождение с родителями, особенно, когда оно наполнено творческими заданиями!
  5. Экспериментируйте с материалами, формами и текстурами. Используя в рисовании или аппликациях необычные предметы разных форм и текстур, вы поможете в развитии не только творчеству, но и моторике малыша, от которой очень многое зависит в развитии. Пусть ребенок применяет в поделках крупы и камушки, травы, крупную соль и сахар, кофе и многое другое.

Создайте “галерею” с творчеством ребенка, которая будет показывать значимость его работ и ценность стараний.

  1. Не забываем про общение с природой. Окружающая нас среда уже наполнена творчеством и способна привнести много вдохновения в жизнь ребенка. Наблюдая за разнообразными явлениями вместе с чадом, вы сможете развивать свою фантазию и нестандартность мышления: изучайте форму облаков и крон деревьев, придумывайте, на что они могут быть похожи и тут же зарисовывайте все на бумаге. Природные материалы: желуди, камни, листья, песок и цветы можно использовать для создания оригинальных изделий. Подумайте вместе о том, чем бы могли стать предметы, окружающие вас на улице.
  2. Постоянно развивайте речь. Очень важно уметь выражать свои задумки и идеи с помощью речевого аппарата. Обсуждайте и читайте вместе сказки, сочиняйте стишки, придумывайте рифмы, играйте в игру “Сочини сказку”, описывайте вслух картинки — и все это поможет вашему ребенку сформировать четкую и правильную речь, которая будет его помощником по жизни.

Игры и идеи для развития навыков творчества

В дошкольном возрасте игра — практически единственный способ донести до ребенка важную информацию и научить важным и полезным навыкам. Игровая форма способствует развитию творческого начала и формирует личность.

Использовать нужно игры в самых разных вариантах: развивающие, просто игрушки, конструкторы, творческие (с рисованием, лепкой, аппликациями и так далее).

Пользуясь играми из списка ниже, вы сможете правильно воздействовать на творческий потенциал малыша.

Веселые картинки”. Нарисуйте на бумаге самые разные геометрические фигуры. Задача малыша — превратить их в интересные объекты: солнышко, цветы, животные, здания и другое.

Угадай”. Положите в коробку предмет и попросите малыша угадать, что там находится: пусть он расспрашивает вас о его особенностях, фантазирует и придумывает разные версии.

Хорошо и плохо”. Вы должны назвать какой-либо предмет или явление, а ребенок пусть опишет его качества: как положительные, так и отрицательные. Это могут быть такие слова, как дождь, огонь и тому подобные.

Слова”. В повседневной деятельности, будь то прогулка или поездка на машине, предлагайте поиграть ребенку в такую игру: назовите слово, а он пусть придумает к нему противоположное (холодный-горячий, мягкий-твердый и так далее).

Необычное использование предмета”. Поразмышляйте вместе о том, каким необычным способом можно использовать предмет кроме его основного предназначения. Например, кувшин можно использовать не только для напитков, но и как цветочную вазу.

В домашних условиях можно создать интересное времяпрепровождение своему малышу, которое будет одновременно развлекать его и воспитывать творческую сторону. Используйте готовые идеи для занятий с вашим малышом.

  1. Кукольный театр дома. Разнообразить выходные или устроить необычное занятие во время семейного праздника помогут пальчиковые куклы и ширма, которую легко соорудить в домашних условиях. Придумайте вместе с чадом декорации и костюмы кукол, соберите близких и устройте представление — одобрение людей со стороны добавит малышу уверенности в своих силах.
  2. Рисование. Тот навык, развивать который можно практически с самого рождения — уже с шести месяцев малыш может начинать пробовать свои силы в этом виде искусства, пусть и в примитивной форме в виде пальчиковых красок. Когда ребенок подрастет, можно пускать в ход краски, фломастеры, карандаши и мелки — все это будет развивать моторику, а значит, и мышление ребенка.
  3. Чтение. Ежедневное чтение вашему ребенку хотя бы по 30 минут в день принесет свои плоды в виде хорошей памяти и развитой фантазии. Обсуждайте прочитанное, придумывайте свои истории — все пойдет на пользу.

Детям очень важно видеть и чувствовать одобрение их деятельности со стороны самых близких людей — родителей. Именно искренняя радость и похвала родителей способны дать ребенку сил на создание чего-то нового, на творчество в любом его проявлении.

Получая поддержку, ребенок закрепит в сознании мысль о том, что-то мастерить что-то, придумывать и создавать новое — это хорошо, а значит и стремиться к большему развитию ему будет проще. Не стоит ругать его за испачканную одежду или рабочее место — творчество не может ограничиваться листом бумаги формата А4.

Вместо этого лучше наденьте на малыша разноцветный фартук и застелите стол, а после окончания занятий вместе приведите в порядок рабочее место.

Источник: http://top100deti.ru/blog/razvitie-rebenka/kak-razvit-tvorcheskie-sposobnosti-u-detej-osobennosti-diagnostika-i-metodiki-razvitija-tvorcheskih-sposobnostej

Лечение Детей
Добавить комментарий