Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами игры

Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения

Определение 1

Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом либо психическом плане жизненные ситуации.

Агрессия является формой отклоняющегося деструктивного поведения с ярко выраженной эмоциональной окраской. Человек во время агрессивного поведения мотивирован на причинение вреда другому человеку в моральном или физическом плане. Проявляются первые признаки агрессии у ребенка в младшем возрасте до 3-х лет. Причинами становятся неудовлетворенность малыша в его потребностях и желаниях.

Такое поведение ребенка является способом манипуляции окружающими. Выражается агрессивное поведение в плаче, обидах, крике, а иногда и жестокости в отношении других детей. В младшем школьном возрасте агрессивное поведение становится более разнообразным, так, например, ребенок может употреблять обидные слова и использовать физическую силу.

Рисунок 1. Критерии агрессивности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Как правило, агрессия направляется на более слабого. Специалисты выделяют у детей две формы агрессии – не деструктивную и врожденную деструктивную.

Первая форма агрессии является защитным поведением, направленным на самоутверждение, достижение цели и приобретение опыта.

Деструктивная агрессия является поведением опасным для окружающих, которое не проявляется сразу после рождения, а активируется после сильного стресса или боли.

Специалисты считают, что основной причиной детской агрессии, является пример из окружения и особенно насилие над самим ребенком. Агрессивного поведения в детском возрасте можно избежать, для этого родителям важно проявлять заботу, любовь и терпение, прислушиваться к желаниям ребенка, а при невозможности требуемого, малышу надо в мягкой форме объяснить причину.

К объяснению причин агрессии в психологии существует несколько подходов:

  • их основу составляют врожденные природные инстинкты;
  • агрессивное поведение связано с гормонами и психическим расстройством;
  • мотивами, побуждающими агрессию, являются социальные факторы, влияние среды;
  • агрессия является результатом научения человека через чужой и собственный опыт;
  • основу агрессии составляет взаимодействие познавательных процессов и предыдущего опыта человека.

Основой агрессии человека и животных является защитная реакция, а сама агрессия – ни что иное, как признак слабости, беззащитности, неуверенности в себе.

Если человек не будет социализирован, то его агрессия так и останется животным инстинктом, поскольку она свойственна дезадаптивным личностям.

Агрессивное поведение детей приводит их в состояние гнева и возбуждения, оказывая отрицательное влияние на здоровье. Когда агрессивность становится устойчивой личностной чертой ребенка, то процессы его личностной социализации и развития будут отрицательными.

Замечание 1

Для решения такой сложной проблемы, как детская агрессивность, требуются индивидуальный подход, большой профессионализм, терпение и внимание к личности ребенка.

Агрессивное поведение младших школьников и его коррекция

Безусловно, родителей беспокоит детская агрессивность, одной из причин которой является недостаточное внимание и понимание со стороны взрослых. В большинстве случаев детская агрессивность – это отстаивание своих собственных границ и прав, а также протест против поведения взрослых.

На спад детская агрессивность идет примерно к 7-ми годам. Специалисты считают, что к этому возрасту, ребенок уже умеет конфликтные ситуации решать другими способами. Если агрессивность ребенка не уменьшается, а становится сильнее, то это серьезный повод для беспокойства.

Реакция родителей на агрессию младшего школьника является очень важной, потому что, скорее всего, ребенку требуется понимание и помощь, чем строгость и наказание. Те дети, которые становятся жертвами хронической агрессии, по результатам исследований, уединяются и впадают в депрессии, у них низкая самооценка и нежелание ходить в школу.

Причинами агрессивного поведения младших школьников чаще всего бывает неблагополучие в семье, эмоциональные нарушения натального или перинатального периода, частые стрессы, повторения стиля поведения одного из родителей. К причинам также относят строгое воспитание, постоянные отказы и запреты или чрезмерная опека и потакание любым прихотям.

Агрессивное поведение младших школьников хорошо видят не только родители, но и педагоги и психологи.

Для детей младшего школьного возраста коррекция агрессивности наиболее важна на ранних этапах онтогенеза, т.е. тогда, когда идет формирование основных личностных характеристик и решить эту проблему помогает игра.

Игровые упражнения коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей, являются эффективным и действенным методом. В основе игрового метода лежит способ взаимодействия с окружающим миром, свойственный ребенку.

Замечание 2

Задачами игровых упражнений является оптимизация отношений в системе «ребенок-другие дети» и «ребенок-взрослые».

Использование игровых упражнений ставит своей целью помочь младшим школьникам выразить свои собственные переживания через игру, которая выступает для детей главным видом деятельности.

В ходе игры ребенок лучше выражает свои потребности, переживания и мечты. Игра является особой символической деятельностью и, ребенок, при помощи ролей, игровых действий и игрушек освобождается от запретов, проявляет собственные бессознательные импульсы и влечения.

В процессе игры он испытывает чувство контроля над ситуацией и даже тогда, когда реальные обстоятельства этому противоречат. В игре младший школьник может свободно самовыражаться и самоанализировать свои чувства и переживания.

Игра помогает младшему школьнику вытеснить эмоциональное напряжение, освободиться от фрустрации.

Профилактика агрессивного поведения детей

Практикующий психолог Т.П.

Смирнова считает, что коррекция агрессивного поведения детей должна быть комплексной и систематической, должна учитывать особенности агрессивных детей и их характеристики.

Среди них, в первую очередь, выделяют отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях, высокая личностная тревожность и отсутствие эмпатии.

Для стойкого результата работы с агрессивным ребенком важна проработка каждой его характерологической особенности. Исходя из этого, коррекция должна быть направлена на снижение уровня личностной тревожности, обучение способам выражения своего гнева, на обучение техникам контроля над негативными эмоциями, на развитие навыков саморегуляции и формирование конструктивных поведенческих реакций.

Для того чтобы коррекция была эффективной, необходима и работа с родителями ребенка, поскольку от психологического семейного фона зависит очень многое. В ходе перестройки поведения ребенка психолог должен помочь родителям осознать причины возникающих трудностей и что конкретно необходимо исправить.

Из основных направлений коррекционной работы Т.П. Смирнова выделила отдельным блоком консультационную работу с родителями и педагогами, которая должна быть направлена на снятие факторов, провоцирующих агрессивное поведение ребенка.

Каждый блок, выделенный Смирновой, содержит набор психологических приемов и техник. Занятия проводиться должны не менее 1-2 раз в неделю продолжительностью 30-45 минут.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/korrekciya_agressivnogo_povedeniya_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta_sredstvami_igry/

Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников

Коррекция агрессивного поведения младших школьников упражнения

Занятие по коррекцию агрессивного поведения у младших школьников.

Цель: снижение уровня агрессивности у младших школьников

Задачи: обучение навыкам релаксации, снятия эмоционального напряжения и тревожности, обучение самоконтролю (вырабатывание у ребенка навыков владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности); Формирование адекватной самооценки; формирование способности к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим, обучение ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева.

Ожидаемые результаты:

  • владение навыками релаксации;
  • появление в поведенческом репертуаре ребенка адекватных стратегий поведения в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожности;
  • приобретение основных коммуникативных умений: сенситивности; доверия; сочувствия;
  • владение навыками конструктивного общения (умения прощать, договариваться);

Упражнение «Рубка дров»

Кто из вас хоть раз рубил дрова? Кто может показать, как это делается? Как нужно держать топор, в каком положении должны находиться ноги, когда рубишь дрова?

Встаньте так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить.

Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: “Ха!” Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь.

Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

Упражнение «Хвасталки».

Сейчас мы начнем рассказывать друг другу о своих успехах. Каждый должен это сделать. Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдется сфера, в которой вы можете быть успешным. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха.

Сейчас я расскажу, как будет проходить игра, в которую мы с вами сейчас попробуем сыграть. Каждый думает о каком-нибудь своем достижении. При этом не имеет значения, большое это достижение или маленькое. Важно, чтобы оно было важным для вас самих. Я начну игру, подойду к кому-нибудь из вас и расскажу ему об одном из своих успехов.

Я постараюсь показать, насколько меня порадовало это мое достижение. Ученик, которому я расскажу об этом успехе, скажет: “Я рад за тебя.” Потом я сяду на свое место, а этот ученик подойдет к следующему и расскажет ему о своем успехе. Тот в свою очередь тоже скажет: “Я рад за тебя”. И продолжит игру дальше.

Вы поняли, как играть?

Упражнение «Агрессивное поведение»

Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: “Да, он действительно агрессивный”. Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка.

Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких учеников продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.

)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение учебного дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям в школе.

Упражнение«Жужа»

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.

«Жужа, жужа, выходи,

Жужа, Жужа, догони!»

«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Упражнение «Тух-тиби-дух»

Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, короче, против всего, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по-настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по классу, ни с кем не разговаривая.

Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей, и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово — “тух-тиби-дух”. В это время другой ученик должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать.

Но если он захочет, он может ответить вам тем же — трижды сердито-сердито произнести: “Тух-тиби-дух!”. После этого продолжайте прогуливаться по классу. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово.

Чтобы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Упражнении «А ну-ка отгадай»

Я прошу каждого сейчас написать загадку, в которой он описывает самого себя. Например, кто-нибудь из мальчиков может написать: “Я мальчик. Я живу в небольшом белом доме.

Я люблю гулять с огромной черной собакой. Я умею рисовать красивые картинки. Я с удовольствием играю в футбол. Иногда я проявляю нетерпение.

Кто я?” Напишите пять или шесть предложений и завершите загадку о себе вопросом: “Кто я?”

Написав, дети складывают листки со своими сочинениями вчетверо и складывают в одну общую коробку. Коробка “проходит” по кругу, и каждый ребенок достает одну из загадок. Тот, кто случайно вытащит свое сочинение, должен вернуть его и взять из коробки другое.

После этого каждый ученик зачитывает вслух доставшуюся ему загадку и предлагает всему классу угадать, кто имеется в виду. Когда загадка будет разгадана, сочинение зачитывает следующий ребенок.

– Ты загадал своему партнеру сложную загадку?

— Твою загадку быстро разгадали?

— Чья загадка тебе понравилась больше всего?

Упражнение «Забота о животном»

Думали ли вы когда-нибудь о том, что для вас в жизни самое необходимое? А как вы думаете, что необходимо для жизни растению? А что — животному?

Мы все нуждаемся друг в друге. Все, что живет, нуждается в каких-то веществах или живых существах. Растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Яблоне нужны пчелы, чтобы опылить цветы. Нам нужен воздух, чтобы мы могли дышать… Назовите мне еще вещи, которые необходимы вам для чего-нибудь.

Теперь давайте подумаем, как наши домашние животные нуждаются в нас. Кто из вас заботится о домашних животных? Сейчас я хотела бы вам предложить одну воображаемую игру. Представьте себе, что в вас нуждается собака, кошка, птичка или хомячок.

Сядьте поудобней, закройте глаза и глубоко вздохните три раза…

Теперь представь себе, что ты больше не ребенок, а какое-нибудь твое собственное домашнее животное. Если у тебя нет дома животного, то представь себе то, которое ты охотно завел бы… Представь себе, какое оно на ощупь — собака… или кошка… или другой домашний зверек, который живет в вашем доме…

Представь себе, что ты и есть этот зверек. Вот ты обходишь свой дом или клетку. Представь, каково это — сидеть в клетке в жаркий день, когда мех и так теплый. Как ты себя чувствуешь, когда у тебя жажда? Ты с удовольствием попил бы воды? Иди к своей миске.

Есть там вода? Кто ее налил для тебя? А корм на месте? Кто тебя кормит, когда ты голоден? Наконец, кто-то пришел, чтобы тебя покормить. Ты нуждаешься в человеке, который дает тебе еду. Ты не можешь себе сам найти пропитание и воду. Ты не можешь сам открыть кран или холодильник.

Как домашнему животному тебе нужен и сам по себе человек — чтобы играть с ним, чтобы он тебя погладил и приласкал, чтобы он с тобой поговорил, погулял или выпустил из клетки… (30 секунд.)

Теперь подумай о том, что ты как домашнее животное делаешь для человека, который о тебе заботится. Как ты показываешь ему, что ты его любишь? Приглашаешь его поиграть? Мурлыкаешь ему прекрасные песни? Даешь ему себя потискать и погладить? Ты хороший друг?

А теперь ты снова ребенок, ты здесь… Возвращайся назад, потянись немного. Открывай глаза и будь снова здесь, бодрый и свежий. Давайте теперь поговорим о том, как мы нуждаемся в наших домашних животных, а они — в нас.

Рефлексия занятия.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/zanyatie_po_korrektciyu_agressivnogo_povedeniya_u_mlad_084454.html

Лечение Детей
Добавить комментарий