Лексическое упражнение для детей

Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Лексическое упражнение для детей

Татьяна Назарова
Лексические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Запомни и назови.

Дидактическая задача: учить определять значения слов, развивать память, фонематический слух детей.

Оборудование: стихи, небольшие рассказы.

Педагог читает стихотворение (рассказ) – дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в произведении (например, продукты). Кто называет больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать внимание.

Найди подходящее слово.

Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи, воспитывать навыки взаимопомощи.

Оборудование: жетоны.

Дети разбиваются на пары (группы). Педагог произносит часть предложения – дети должны закончить его, используя разные существительные (прилагательные или другие части речи). Например: Мама купила в подарок…платье, костюм, сумку, туфли и т. д.

или: На клумбе растут красные…желтые, оранжевые, синие, белые цветы. Повторять слово товарища нельзя, но можно помочь подобрать слово товарищу в паре (группе). За правильный ответ – жетон.

В конце игры подсчитывается общее количество жетонов детей в паре (группе).

Отвечай быстро.

Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала; быстро и правильно подбирать нужное слово.

Оборудование: мяч, фанты, фишки.

Дети становятся в круг – педагог бросает мяч и произносит слово, например: зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета. Например: зеленый листок. Если ребенок промедлил с ответом, он платит фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

Вариант: педагог предлагает назвать предметы определенной формы (размера): круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру, называя растения сада, огорода, поля и т. д.

Кто подберет больше слов.

Дидактическая задача: развивать умение подбирать нужные по смыслу слова, обогащать словарь детей глагольными формами.

Оборудование: приз.

Педагог называет предмет – дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету. Используя и глаголы в переносном значении. Например: Мяч прыгает…скачет, катится и т. д. или Солнце спит…встает, улыбается, прячется. Приз вручается тому, кто назвал больше слов.

Вариант: Педагог называет глагол – дети подбирают к нему подходящие по смыслу существительные, например: шить – платье, пальто, сапоги…; завязывать – шнурки, веревку, шарф…

Кому что нужно.

Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Оборудование: предметные картинки с изображением людей разных профессий (у педагога, раздаточные картинки с изображением орудий (инструментов) труда (у детей).

Педагог показывает детям картинку, на которой изображен человек определенной профессии – дети откладывают на столах картинки с изображением предметов, с которыми работает этот человек.

Например: педагог показывает картинку, на которой нарисован врач, дети откладывают соответствующие картинки и называют предметы: шприц, халат, вата и т. д. Игру можно проводить и без картинок.

Педагог бросает мяч ребенку и спрашивает; «Что нужно врачу?» Возвращая мяч, играющий называет нужные предметы.

Вариант: Педагог показывает одну за другой несколько картинок с изображением орудий труда и инструментов- дети должны назвать их и сказать, что ими делают, и кто их использует в работе.

Кто знает, пусть продолжает.

Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами.

Оборудование: звездочки.

Педагог произносит определенное слово – дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: вперед – назад, высоко – низко, узкий – широкий. Чтобы избежать механических слов, можно давать эти слова в сочетании с существительными. Например: узкая дорога широкая дорога. За правильный ответ ребенок получает звездочку.

Материал для игры:

I. Добрый – злой, вежливый – грубый, аккуратный – неряшливый, трудолюбивый – ленивый, внимательный – рассеянный, простой – сложный и т. д.

II. Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты … (храбрец).

Теперь начало я скажу,-

Ну, отвечай (конец!

Скажи по – другому. Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову; обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения.

Оборудование: флажки красного, синего и зеленого цветов.

Педагог называет слово – дети находят слова с одинаковым значением. Например: большой – крупный, огромный, громадный и т. д. победители награждаются цветными флажками. Игра проводится в быстром темпе.

Вариант: Педагог называет слово – дети образуют от него слово с оттенком ласкательности или увеличения. Например: глаза – глазки, глазоньки, глазищи.

Скажи в рифму.

Дидактическая задача: учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

Педагог предлагает детям послушать небольшое стихотворение, найти в нем слова, которые звучат похоже. Далее педагог называет слова, а дети подбирают к нему рифмы. Если ребенок называет слово, которое не рифмуется, образец читается еще раз и предлагается подобрать подходящее слово. После этой игры можно попробовать сочинять простые стихи.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/leksicheskie-igry-i-uprazhnenija-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Речевые упражнения по лексической теме «Игрушки»

Лексическое упражнение для детей

Цель: совершенствование лексико-грамматических компонентов речи у детей   старшего дошкольного возраста.

1. «ЖАДИНА»

(согласование существительных с личным местоимением):

  • МОЯ – кукла, машинка, собачка, пирамидка, юла, матрешка
  • МОЙ – мяч, мишка, слон, робот, шарик, кубик, самолетик
  • МОИ – игрушки, машинки, кубики, мячики, пирамидки, куклы

2. «ОДИН – МНОГО»

(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):

  • мяч – мячи – много мячей
  • мячик – мячики – много мячиков
  • кукла – куклы – много кукол
  • кубик – кубики – много кубиков
  • мишка – мишки – много мишек
  • машина – машины – много машин
  • машинка – машинки – много машинок
  • собачка – собачки – много собачек
  • пирамида – пирамиды – много пирамид
  • пирамидка – пирамидки – много пирамидок
  • матрешка – матрешки – много матрешек
  • неваляшка – неваляшки – много неваляшек
  • робот – роботы – много роботов
  • самолет – самолеты – много самолетов

3. ЧТО ДЕЛАЕТ – ЧТО ДЕЛАЮТ»

(согласование существительного с глаголом)

  • машинка стоит – машинки стоят
  • машина едет – машины едут
  • кукла спит – куклы спят
  • кукла танцует – куклы танцуют
  • собачка лает – собачки лают
  • зайчик поет – зайчики поют
  • мяч лежит – мячи лежат
  • мишка плачет – мишки плачут
  • самолетик летит – самолетики летя

4. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме):

  • В коробке лежат что? … (игрушки).
  • В магазине много чего? … (игрушек).
  • Петя рад чему? … (игрушкам).
  • Мама купила что? … (игрушки).
  • На столе коробка с чем? … (с игрушками).
  • Таня мечтает о чем? … (об игрушках).

5. «БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ»

(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных):

  • Большой мяч, а маленький … мячик.
  • Большой самолет, а маленький … самолетик.
  • Большой корабль, а маленький … кораблик.
  • Большой солдат, а маленький … солдатик.
  • Большой мишка, а маленький … мишутка.
  • Большой слон, а маленький … слоник.
  • Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
  • Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
  • Большая машина, а маленькая … машинка.
  • Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
  • Большая кукла, а маленькая … куколка.
  • Большая рука, а маленькая … ручка, рученька.
  • Большая голова, а маленькая … головка, головушка.
  • Большая нога, а маленькая … ножка, ноженька.
  • Большое лицо, а маленькое … личико.
  • Большая щека, а маленькая … щечка.
  • Большие брови, а маленькие … бровки.
  • Большая лапа, а маленькая … лапка, лапочка.
  • Большой хвост, а маленький … хвостик.
  • Большие уши, а маленькие … ушки.

6. «СКАЖИ ЛАСКОВО»

(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных):

  • Корабль синий, а кораблик … синенький.
  • Мяч круглый, а мячик … кругленький.
  • Шар желтый, а шарик … желтенький.
  • Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
  • Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
  • Слон грустный, а слоник … грустненький.
  • Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
  • Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.

7. «ИЗ ЧЕГО?»

(понимание относительных прилагательных, употребление существительных в родительном падеже с предлогом «из»):

  • Бумажный самолетик из чего? (из бумаги)
  • Картонный домик из чего? (из картона)
  • Железный робот из чего? (из железа)
  • Деревянная лошадка из чего? (из дерева)
  • Плюшевый мишка из чего? (из плюша)
  • Меховая собачка из чего? (из меха)
  • Пластмассовый кораблик из чего? (из пластмассы)
  • Резиновая лягушка из чего? (из резины)
  • Оловянный солдатик из чего? (из олова)
  • Глиняная курочка из чего? (из глины)
  • Соломенный бычок из чего? (из соломы)
  • Металлическая машинка из чего? (из металла)

8. «ИЗ ЧЕГО – КАКОЙ?»

(образование относительных прилагательных):

  • Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
  • Домик из картона какой? (картонный)
  • Робот из железа какой? (железный)
  • Лошадка из дерева какая? (деревянная)
  • Мишка из плюша какой? (плюшевый)
  • Собачка из меха какая? (меховая)
  • Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
  • Лягушка из резины какая? (резиновая)
  • Солдатик из олова какой? (оловянный)
  • Курочка из глины какая? (глиняная)
  • Бычок из соломы какой? (соломенный)
  • Машинка из металла какая? ( металлическая)

9. «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО»

(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно:

  • Игрушки лежат … коробке. (В)
  • Кукла спит … кроватке. (В)
  • Зайка катается … машинке. (НА)
  • Мозаика упала … стола. (СО)
  • Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
  • Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
  • Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
  • Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
  • Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
  • Машинка катится … полу. (ПО)

10. «СКАЖИ НАОБОРОТ»

(упражнение в подборе антонимов):

  • Воздушный шарик легкий, а а железная машинка … (тяжелая).
  • Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий).
  • Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная).
  • У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий).
  • Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая).
  • Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко).
  • Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро).
  • Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил).
  • Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала).
  • Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали).
  • Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился).

11. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Резиновый мячик из дерева.
  • Меховой зайчик твердый.
  • Деревянная пирамидка мягкая.
  • У слоника короткий хобот.
  • У зайчика длинный хвостик.
  • Воздушный шарик катится вверх.
  • У Буратино короткий нос.
  • У Мальвины красные волосы.
  • Елочные игрушки висят на березе.
  • Воздушный шарик тяжелее мячика.
  • По воде плывет самолетик.
  • Петя катает кубик.
  • Глиняную уточку слепили из пластилина.
  • Говорящая кукла громко молчит.
  • Кукла моргает ушками.
  • У зайчика четыре ножки.

12. «ИСПРАВЬ ОШИБКУ И СКАЖИ ПРАВИЛЬНО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушки покупают Ваню.
  • Мозаика складывает детей.
  • Пирамидка собирает Таню.
  • Гараж подъехал к машинке.
  • Стол лежит под мячиком.
  • Диван закатился под мячик.
  • Стол упал с пирамидки.
  • Машинка катает Петю по полу.
  • Коробка лежит в игрушках.
  • У колеса сломалась машинка.
  • Лошадка едет на мишке.
  • Коляска едет на куколке.
  • Стол летает над шариком.
  • Робот сломал мальчика.
  • Машинка починила папу.
  • У кузова большая машина.
  • У носа длинный Буратино.
  • У волос кудрявая Мальвина.
  • У хобота длинный слоник.
  • У хвоста пушистый зайка.

13. «ПОСЛУШАЙ, ПОДУМАЙ, ОТВЕТЬ ПРАВИЛЬНО»

(понимание смысловых отношений):

  • Сначала дети играли, а потом пошли на прогулку.

Когда дети играли: до прогулки или после прогулки?

  • За диваном кукла, под диваном машинка.

Какую игрушку достанут из-под дивана?

Какую игрушку достанут из-за дивана?

  • Из-под стола достали мяч.

Куда он закатился: под стол или за стол?

  • На столе лото. Над столом воздушный шар.

Что выше: лото или воздушный шар?

Что ниже: лото или воздушный шар?

  • У Тани в руках кукла. У Вани в руках книга.

У кого в руках игрушка?

  • Мяч тяжелее воздушного шарика.

Что легче?

Что тяжелее?

  • Плюшевый мишка на шкафу. Плюшевый зайка на полу.

Какая игрушка выше?

Какая игрушка ниже?

  • Вова пошел гулять после того, как собрал мозаику.

Что Вова сделал раньше: пошел гулять или собрал мозаику?

Что больше?

Что меньше?

  • Слоник сделан из меха. Матрешка сделана из дерева.

Какая игрушка мягкая?

Какая игрушка твердая?

  • Плюшевый мишка мягче деревянной пирамидки.

Какая игрушка мягче?

  • Игрушки были разбросаны детьми.

Кто разбросал игрушки?

Кто купил робота?

  • Саша купил кубики. Саша купила мяч.

Что купил мальчик?

Что купила девочка?

  • Женя взял с полки пирамидку. Женя взяла с полки матрешку.

Какая игрушка у мальчика?

Какая игрушка у девочки?

  • У мальчика пять кубиков. У девочки два кубика.

У кого кубиков меньше?

У кого кубиков больше?

  • У Вани одна машинка. У Тани две куклы.

У кого игрушек больше?

У кого игрушек меньше?

14. «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

(подумай и ответь полным предложением):

  • Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
  • Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
  • Настольная игра лежит где? … на столе.
  • Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
  • Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
  • Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
  • У зайчика длинные что? … ушки.
  • У мишки четыре чего? … лапы.
  • У Мальвины голубые что? … волосы.
  • У Буратино длинный что? … нос.
  • У пирамидки много чего? … колец.
  • Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
  • Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
  • Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
  • Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
  • Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
  • Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
  • Уронили мишку куда? … на пол.
  • Оторвали мишке что? … лапу.
  • Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
  • Зайку бросила кто? … хозяйка.

15. «СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(работа с деформированным предложением):

  1. Кукла, спать, кроватка, в.
  2. Игрушки, полка, на, лежать.
  3. Мяч, стол, лежать, под.
  4. Сын, мама, игрушка, купить.
  5. Петя, катать, машинка, пол, по.
  6. Машинка, чинить, папа.
  7. Пирамидка, стол, упасть, со

16. «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»

(развитие логического мышления):

  • Игрушка, игра, груша, игрушечный.
  • Икра, игра, играть, игрушки.
  • Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
  • Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
  • Пирамидка, кубик, робот, книга.
  • Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
  • кукла, мяч, береза, машинка
  • барабан, матрешка, лук, самолетик
  • юла, неваляшка, тетрадь, робот
  • мяч, ромашка, кубик, мишка

Источник: https://dohcolonoc.ru/logopedu/3372-rechevye-uprazhneniya-po-leksicheskoj-teme-igrushki.html

Конспект

Лексическое упражнение для детей

 Лексические упражнения

Лексические упражнения, способствующие обогащению речи детей, можно разделить на следующие виды9:

1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов.

Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен “птичий двор” (варианты: “колхозное пастбище”, “пчельник”). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все “на птичьем дворе”.

Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит?

Ку-ка-ре-ку! – охотно показывает кто-то из детей.

Верно! – Но петух не только кричит: он ищет зерна и, когда найдет их, подзывает кур, чтобы отдать им найденное зернышко. Вот посмотрите (и воспитатель разыгрывает сценку как в кукольном театре): идет, идет петух, ногами разгребает, разгребает траву. Видит: зерна лежат. “Нашел! Нашел!” – радуется он.

Но сам зерен этих не клюет, бережет их для своих друзей, для кур. И вот он зовет их: “Тут-тут-тут-тут”. Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют.

А петух вокруг них похаживает, говорит: “Вот-вот-вот! Кушайте на здоровье!” Какой хороший друг наш петушок!

Так что же умеет делать наш петушок?

Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке воспитателя.

Витя, – говорит воспитатель, – теперь ты встань, подойди к столу поближе. Петушок наш опять сделает все, что умеет, а ты будешь говорить, что он делает.

Вот он важно…

… идет, – говорит Витя.

Вот он вошел в траву и…

. разгребает ее. – Что это?

… нашел зернышко! Радуется!

Воспитатель добавляет; “Сам не клюет, бережет для друзей, зовет, куры слышат, бросаются к нему, бегут, клюют; а петух похаживает, приговаривает”.

2. Упражнения, развивающие понимание отношения “целое и его часть (деталь) “:

а) “Назови целое”. Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).

б) “Назови сложное действие”. Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий.

в) “Назови части”. Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше – “Назови целое”, при выполнении его можно использовать и дидактический материал, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.

В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.

3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением:

а) “Уточни слово”. Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.

б) “Дай общее название”. Задача, как и в предыдущем упражнении, – усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное.

в) “Дай три названия и больше”. Образцы дидактического материала:

1) клевер – трава – растение;

2) стол – мебель – вещь;

3) каша – блюдо – пища – питание.

Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы.

Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.

В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.

4. Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии.

Детям дошкольного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного смысла морфем: они сами способны на словотворчество.

Опыт показывает, что если специальными упражнениями помочь малышам осмыслить (чуть-чуть) морфологическую структуру слова – не всякого, а только такого, структура которого совершенно ясна, – то развитие их значительно убыстряется, укрепляются их способности к абстрагированию.

Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава и другие подобные слова.

Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого и не надо делать преждевременно.

Воспитатель должен довольствоваться тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности они улавливают безошибочно.

Понимают дети и значение слов с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами, но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания.

Волчишка, – сказала девочка, – это бедненький волчик.

Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым суффиксам: – Онок-, – ёнок: медведь – медвежонок, утка – утёнок; – иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.

В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.

Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.

5. Упражнения для усвоения антонимов. (Для детей от шести лет).

Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов – понятия отвлеченные), запоминать эти слова, т.е.

обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т.е. без опоры на реальные предметы.

Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.

а) Усвоение антонимов большой – маленький.

Дети должны охарактеризовать величину (большой – маленький) пар предметов: зверей на картинках; объемных геометрических тел – кубов, шаров, пирамид, колец и т.д.; плоскостных изображений геометрических фигур.

б) Усвоение антонимов низкий – высокий, узкий – широкий, мелкий – глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т.д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т.д.

Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть:

1) наборы строительных материалов для дома, двора, сада;

2) наборы картинок, геометрических тел;

3) посуда.

в) Усвоение антонимов вниз (внизу) – вверх (вверху), вперед (впереди) – назад (сзади), далеко (вдали) – близко (вблизи) также надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом (“далеко – близко идет автомобиль, трамвай, автобус”; “кто бежит впереди, а кто сзади”, “мяч летает вверх и вниз” и т.д.).

Дополнительным дидактическим материалом может быть:

1) фланелеграф с набором любых картинок;

2) мультфильм,

3) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.

г) Усвоение антонимов – однокоренных глаголов: входить – выходить, вбегать – выбегать, въезжать – выезжать…; завязывать – развязывать, загибать – разгибать, загораживать – разгораживать…

; подбегать – отбегать, подводить – отводить, подносить – относить, подплывать – отплывать, подъезжать – отъезжать…

; прибегать – убегать, привозить – увозить, прилетать – улетать, приходить – уходить; разбегаться – сбегаться, разливать – сливать, развязывать – связывать, развинчивать – свинчивать и т.д.

Работа над подобными антонимами является одновременно и работой по развитию языкового чутья в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок е – и вы-, раз – и с-, при-и у – и т.д.

Глава II. Использование дидактических игр и лексических упражнений для развития словаря детей 4-5 лет

Для изучения влияния дидактических игр и лексических упражнений на развитие словаря детей были разработаны занятия с использованием данных упражнений. Эти занятия были проведены в средней группе детского сада.

С учетом современных психолингвистических представлений А.Р. Лурия, Л.С. Выготского, Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкина о слове, структуре его значения, закономерностях формирования лексики в онтогенезе я строила свою работу по следующим направлениям:

расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности,

формирование познавательной деятельности;

уточнение значений слов;

совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Занятия проводила, опираясь на поэтапную организацию семантических полей в онтогенезе (по Н.В. Серебряковой и А.И. Лаврентьевой):

включение значение слова в значение словосочетаний;

усвоение смысловых связей слов, имеющих ситуативную, образную связь;

формирование понятий, процессов классификации;

выделение отношений синонимии.

Опираясь на психолого-педагогические исследования по теме, я предположила, что развитие словаря детей будет происходить наиболее эффективно, если придерживаться онтогенетической последовательности в формировании словаря и ассоциативных связей, использовать тематическую организацию лексических игр и упражнений, тщательно отобрать лексический материал, лексические игры проводить во всех видах деятельности.

Игры и упражнения я выстраивала в систему последовательно повторяющихся и постепенно усложняющихся речевых категорий. Задания направляла на развитие вариативности мышления, интереса к слову, творческих способностей.

Лексическим материалом пользовалась как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей.

Использовала задания на словообразование, целью которых ставила уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений. Тематическая организация дала возможность варьировать количество и сложность работ.

Темы соответствуют принятым в логопедической практике: “овощи”, “зима” … Игры проводила как часть занятия, в подгрупповой и в индивидуальной работе, а также вне занятий – в режимных моментах, во время прогулки, в домашних заданиях, привлекала к работе воспитателей.

Пример занятия:

Занятие “Соберем урожай”

Цели:

активизация активного словаря по темам “овощи”, “фрукты”;

упражнять детей в их классификации, называть обобщающие понятия “овощи”, “фрукты”;

закрепить навык практического употребления женского и мужского рода в именах существительных; упражнять детей в ориентировке в пространстве.

Примерный словарь:

помидор, огурец, горох, лук, баклажан, кабачок, перец, репа, редиска, капуста, свекла, банан, апельсин, груша, гранат, абрикос, яблоко, слива. .

Оборудование:

набор муляжей овощей и фруктов,

две корзины,

мягкая игрушка вороны Каркуши,

плотная ткань или синтетическое ковровое покрытие,

макет огорода с грядками, разложенными в виде лабиринта.

Ход игры:

Педагог подводит детей к домику. Рядом с домом расположен огород (грядки выполнены в виде лабиринта и на них разложены овощи и фрукты). Звучит музыкальное оформление “Деревенский двор” (мычание коровы, лай собаки, ржание лошади, крик петуха).

П.: – Дети, мы пришли с вами в гости к бабушке и дедушке.

П.: – Как вы думаете, где они живут? Как вы догадались?

Д.: – Они живут в деревне, за городом.

П.: – Что расположено возле дома? Где растут овощи? Где растут фрукты?

Д.: – В огороде, в саду.

Педагог обращает внимание на беспорядок в огороде.

П.: – Ребята, посмотрите, здесь что-то случилось. Каркуша мне подсказывает, что недавно прошел сильный ураган. Давайте поможем дедушке с бабушкой, навести порядок в огороде и собрать урожай.

П.: – Что здесь лежит на грядках? А как по другому можно сказать?

Д.: – Овощи, фрукты.

П.: – Овощи будем собирать в правую корзинку, фрукты – в левую корзину. В огород мы заходим и выходим из него только там, где есть открытое пространство. Ходим по дорожкам, на грядки не наступаем.

Педагог поочередно вызывает детей и дает им определенную инструкцию.

П.: – Ксюша, ты должна найти овощ, про который можно сказать ОН.

Вова, принеси фрукт, про который можно сказать ОНА и т.д.

Дети выполняют задание, сортируя овощи и фрукты.

Д.: – Это груша, про неё можно сказать она. Это фрукт, поэтому я кладу её в левую корзинку и т.д.

На грядке осталось одно яблоко.

П.: – Как можно сказать про яблоко?

Д.: – Про яблоко говорят ОНО.

Педагог дарит яблоко вороне Каркуше.

П.: – Вот мы с вами собрали урожай овощей и фруктов. Дедушка с бабушкой будут нам благодарны.

В конце игры можно предложить детям прочитать стихи для Каркуши про овощи и фрукты.

Работа в данной технологии значительно улучшила уровень организации лексико-грамматического строя речи и мыслительной деятельности у детей. Разработанная и внедренная система игр стимулировала у воспитанников возникновение смысловых связей новых слов; способствовала одновременному решению коррекционно-речевых и общеразвивающих задач, дети научились:

выделять общий понятийный признак

осуществлять классификацию на основе существенных свойств;

проявлять четкие представления о родовидовых отношениях;

дифференцировать понятия;

точно понимать значения слов;

подбирать синонимы и антонимы.

В итоге дети стали лучше усваивать материал, отвечать на вопросы.

Таким образом, наша гипотеза о том, что использование в системе образования дидактических игр и лексических упражнений способствует развитию словарь детей подтвердилась.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-leksicheskie-uprazhneniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1603825.html

Конспект организованной образовательной деятельности «Лексические игры и упражнения. Зимний квест»

Лексическое упражнение для детей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Алёнка»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе :

«Лексические игры и упражнения. Зимний квест».

Подготовил воспитатель:

Съедина Л.И.

пгт Южно-Курильск

2018 год.

Тема занятия «Лексические игры и упражнения. Зимний квест».

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

Задачи:

активизировать словарь по теме “Зима”;

Развивать умение подбирать антонимы;

Развивать фонематический слух

Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Развивать связную речь.

Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

дать понятия слову «квест»

учить делать звуковой анализ слова.

развивать двигательную и познавательную активность;

формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

учить самостоятельно формулировать задания с опорой на ранее полученные знания;

Ход ООД.
 

Воспитатель:

Проходите пожалуйста. У нас сегодня гости давайте поздороваемся с ними.

Проходите пожалуйста, присаживайтесь. (закрывают глазки под спокойную музыку)

Есть у нас игра такая —

Очень легкая, простая:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно —

Расслабление приятно.

Воспитатель: Ребята какое сейчас время года?

Дети:Зима

Воспитатель:А вы любите зиму? Тогда у меня для вас сюрприз. Сегодня утром в группу принесли видео послание, давайте посмотрим, о чем оно. Подойдите пожалуйста к экрану. Встаньте так чтобы всем было видно и удобно.

На экране. Здравствуйте ребята, меня зовут Зимушка Зима. Я каждый день наблюдаю за вами на прогулке и вижу с каким удовольствием вы играете со снегом и делаете замечательные постройки. Я приготовила для вас подарок, но чтобы его получить вам надо будет пройтиквест.Только самые внимательные и смелые смогут справиться.Желаю вам удачи.

Воспитатель:А что значит слово квест?

Квест это приключенческая игра поиск клада по карте, чтобы его найти надо выполнять задания и искать подсказки.

Воспитатель:Ребята так чем мы с вами сегодня займемся?

Дети:Мы будем искать подарок Зимушки Зимы, но чтобы его найти надо выполнить различные задания.

Воспитатель: Вам предстоит нелегкий путь. Вы готовы?

Воспитатель:Глазки закрывайте, немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил, в зимний лес переместил. (звук вьюги).

Воспитатель:Вот мы с вами и попали во владение зимы. Давайте оглядимся вокруг и поищем подсказку.

(находят конверт)

Чтобы карту вам отыскать, надо правильно на вопрос отвечать.

Игра: «Подбери признак».

Ребята, я буду называть существительное, а вы, отвечать на вопрос, «какая» или «какой», будете называть к нему прилагательные. Например: Зима какая? Морозная.

Зима (какая?) – …(холодная, морозная,снежная, вьюжная, суровая, лютая).

Снег (какой?) – …(мокрый, холодный, белый, пушистый, серебристый, хрустящий, рыхлый).

Снежинка (какая?) – (красивая, легкая, хрупкая, воздушная, шестиугольная нежная, блестящая, маленькая, узорчатая)

Сосулька (какая?) – …(ледяная, хрупкая, холодная,).

Мороз (какой?) – …(крепкий, трескучий, холодный, сильный).

Горка (какая?) – …(снежная, ледяная).

Лёд (какой?) – … (прозрачный, скользкий, хрупкий, прозрачный).

Воспитатель:Молодцы ребята. А вот и карта. (на карте снеговик)Есть ли какие-то мысли, ребята куда нам идти дальше?

Дети:Нам надо к снеговику. Отправляемся. (находят записку в снежках)

Воспитатель:Чтобы следующую часть карты найти нужно испытание со снежком пройти.

Игра со снежком

А) «Из чего-какой?» (например: стол из дерева – деревянный).

– горка из снега –

-дорожка изо льда –

-погода с морозом –

-погода с ветром –

-сугробы из снега –

Б) «Скажи наоборот».

– летом дни жаркие, а зимой-

– летом небо светлое, а зимой –

-летом день длинный, а зимой-

-весной лёд на реке тонкий, а зимой-

– снег мягкий, а лёд-

Воспитатель:А следующая игра называется Один-много

Мы волшебники немного, был один – а станет много!

Например: Я говорю у меня одна рукавичка – (ребенок отвечает) а у меня пять рукавичек

-Снежок- один снежков.

-Снеговик один снеговиков.

-Метель – метелей.

-Снежинка – снежинок.

-Коньки – коньков.

-Снегопад – снегопадов.

-Льдинка – льдинок.

-Мороз –морозов.

(или один снежок, два снежка, …. Пять снежков)

Воспитатель: Как у меня руки замерзли после снежка, давайте их согреем.

Работа по развитию дыхания и голоса.(артикуляционная гимнастика)

«Погреем ладошки». Согните Руки в локтях, повернув ладони к себе. Рот, округлен открыт, губы вперед, на сильном выдохе подуем тёплым воздухом на ладони «греет ладошки» (х-х-х)
Воспитатель:Молодцы! Вы справились с заданием, и получаем следующую подсказку. (Часть карты находиться под ведром у снеговика.)Куда же нам двигаться дальше?

Дети:К снежинкам.

Воспитатель:А снежинки очень любят веселиться и танцевать, и предлагают вам покружиться в снежном вальсе.

Встаньте в круг так, чтобы всем было удобно, возьмите снежинки и повторяйте за мной движения.

(дети танцуют под песню Танец снежинок-кружево)

Воспитатель: Молодцы, а вот и следующая часть карты. Куда мы отправляемся.

Дети:Мы идем к избушке. (находят на избушке подсказку)

Воспитатель: Чтобы часть карты найти, нужно порядок в предложениях навести. Попробуем?

Послушайте слова и составьте из них предложения. Игра « Путаница» (упражнять детей в составлении предложений по опорным словам)

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Воспитатель: Ребята молодцы, вы правильно составили предложения. А давайте мы с вами на доске составим схему предложения.

Аня какое первое предложение? Составь схему.

Сколько слов в предложении? Почему эта схема первая?
 

Потому, что новое предложение всегда начинается с заглавной буквы.

Что мы ставим в конце предложения? (точку)

Давайте теперь все слова обозначим графически. Слова – предметы, слова- действия, предлог – маленькое слово.

Почему ты выбрал стрелочку, оно обозначает действие.

(дети выполняют задание и находят последний кусок карты)

Воспитатель: Скажите куда нам идти дальше?

Дети: Нам надо идти к колодцу.

Воспитатель:Внимание, внимание! Последнее задание!Чтобы подарок найти нужно по дорожке пройти.

Ребята ну как нам узнать какую дорожку выбрать? Где-то должна быть подсказка. (дети находят в колодце подсказку)

«Вы найдете подарок, только если правильно составите звуковой анализ слова ЗИМА. Фишки на дорожке подскажут вам правильное направление.»

Воспитатель:Перед вами звуковые дорожки с фишками. Составьте с помощью фишек слово ЗИМА.

Воспитатель:Давайте проверим. Никита какой первый звук в слове ЗИМА?

Никита: Звук Зь

Воспитатель:Каким цветом фишка?

Даша: Зеленая, потому, что после З стоит звук И, и он смягчает.

Воспитатель: Молодцы. Какой следующий звук Фатима?

Фатима: И, это гласный звук и он красным цветом.

Воспитатель: Юля какой следующий звук М, синяя фишка,будет твердый, потому что звук А.

Воспитатель:Ребята посмотрите внимательно на дорожки. На них лежат фишки, обозначающие звуки. По какой дорожке вы пойдете? Объясните почему вы пойдете по этой дорожке?

Дети:Мы пойдем по правой дорожке, потому что на ней правильная схема.

(дети идут вместе с воспитателем по дорожке и находят сундук.)

Воспитатель:Итак, ребята, вы справились со всеми заданиями, а это значит?

Дети: Мы нашли подарок.

Воспитатель:Давайте посмотрим, что же там внутри. Нам пора возвращаться.

Глазки закрывайте, немного помечтайте,

Ветерок нас подхватил, обратно в сад переместил. (звук вьюги).

Воспитатель:Скажите, чем вы сегодня занимались? Для чего вы это делали?

Дети:Мы проходили квест. Чтобы отыскать подарок.

Воспитатель:Скажите трудные были задания? А где вы сможете применить полученные знания.

Воспитатель: Вы – молодцы, отлично поработали. Ребята кому понравилось наше приключение, покажите веселые улыбки, а кому было скучно сделайте – грустные лица.Давайте со всеми попрощаемся, забирайте сундук и проходите в группу.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_organizovannoj_obrazovatelnoj_deyatelnos_101157.html

Лечение Детей
Добавить комментарий