Методика диагностики личности детей дошкольного возраста

Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей в детском саду

Методика диагностики личности детей дошкольного возраста

Образовательный процесс современного детского сада характеризуется обращенностью к ребенку, поиском оптимальных условий раскрытия и развития его личностного потенциала.

Все это возможно только при наличии объективной обратной связи. Именно обратная связь предоставляет воспитателю информацию о реальных интересах и актуальном состоянии ребенка в момент взаимодействия.

Объективная обратная связь может быть обеспечена педагогической диагностикой.

Умение осуществлять педагогическую диагностику и проектировать на ее основе задачи и содержание развития и воспитания ребенка входит в компетенцию грамотного, квалифицированного педагога.

Ведь “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях”.

Использование педагогической диагностики в практике работы воспитателей, дает возможность научно обоснованно анализировать образовательный процесс, что закладывает основы качественного развития, прежде всего дошкольника.

Педагогическая диагностика призвана помочь в понимании реальной картины достижений, затруднений, перспектив развития ребенка, педагогического потенциала имеющихся условий его становления и характера требуемой помощи (содействия) педагога, которая может проявляться как:

– педагогическое руководство – помощь воспитаннику в преодолении затруднений, при которой педагог берет на себя инициативу и ответственность в определении целей, отборе средств и коррекции деятельности воспитанника;

– педагогическая поддержка – совместное с воспитанником определение его интересов, склонностей, способностей, ценностно-целевых установок, возможностей и способов преодоления затруднений, препятствующих его саморазвитию;

– педагогическое сопровождение – создание и развитие разносторонних условий для принятия субъектом развития (воспитанником) оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Диагностика – это деятельность по установлению диагноза или наука о способах осуществления этой деятельности. Без диагностики трудно представить осознанную и целенаправленную деятельность педагога. Без нее он будет работать “вслепую”, растрачивая силы и время и не имея гарантии получения конструктивного результата.

Авторы программы “Детство” под педагогической диагностикой в дошкольном образовании – группа задач профессиональной деятельности педагога, направленных на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического процесса, а также прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса.

Диагностика личностно-социального развития дошкольников

Личностно-социальное развитие ребенка является одним из наиболее сложных и значимых направлений для проектирования педагогического процесса современного дошкольного учреждения.

В исследованиях последних лет все большее внимание уделяется педагогической диагностике как основе конструирования образовательного процесса, в том числе и в направлении социально-нравственного развития дошкольника.

В этом аспекте педагогическая диагностика авторами программы “Детство” (Бабаева Т.Н., Крулехт М.В., Полякова М.Н.

) рассматривается как комплекс специально разработанных методик, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальные особенности развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии.

Предмет диагностики – особенности социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста как основа проектирования задач педагогического процесса в группах старшего дошкольного возраста.

Задачи диагностики:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка. 2.

Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

3.

Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

На первом этапе, при первичной диагностике, педагогу удобно воспользоваться методом наблюдения, в том числе включенного наблюдения, когда воспитатель в играх, совместных делах разговорах с детьми оценивает:

  • Эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность.
  • Умения общения и взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявления инициативности, активности в общении, (в т.ч. и речевой), застенчивости, робости, нерешительности, с чем обычно связаны умения культуры общения – умения вступать в контакт, умения ориентироваться при общении на чувства и переживания др.
  • Личностные проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т.д.)

Методика Т.А. Репиной “Изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников”.

Анализируя результаты, педагог может опираться на следующие рекомендации.

Рассмотрите полученные результаты таблицы. Вы видите, что почти у всех детей есть свои достоинства и недостатки. Учитывайте их в своей работе с детьми.

Подчеркните красной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых Вы выделили только достоинства. Очевидно, это ваша опора в группе, дети, которые помогут вам заинтересовать, увлечь, организовать других. Но приглядывайтесь к ним внимательнее – всегда ли мы объективны в нашей оценке? Каковы задачи социально-эмоционального развития этих детей?

Подчеркните черной ручкой имена и фамилии тех детей, у которых вы выделили преимущественно негативные особенности. Это дети, которым в первую очередь требуется ваше понимание и помощь. Постарайтесь понять, в чем причины таких проявлений детей.

Для этого можно воспользоваться анкетой для родителей и вопросником для беседы с ребенком, представленными в параграфе по изучению особенностей семейного воспитания, методиками диагностики взаимоотношений детей со сверстниками, используйте и другие знакомые вам методы.

Определите положительные качества, увлечения, интересы таких детей, опирайтесь на них в ходе работы с ними. Подумайте, какие методы социально-нравственного воспитания могли бы помочь решить проблемы этих детей.

Возьмите список детей группы и выпишите имена и фамилии тех детей, которых нет в вашей таблице.

Подумайте, почему так получилось – эти дети незаметны, “забыты” взрослыми, они не проявляют себя или у них нет ярких личностных особенностей.

В процессе педагогического взаимодействия вам надо узнать этих детей лучше, помочь им более активно проявлять свою индивидуальность и преодолевать личностные проблемы.

Обобщения результатов наблюдения по данной методике позволит педагогу увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей группы, их сильные стороны и, и поведенческие проблемы, и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

Для изучения особенностей понимания детьми норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний с детьми проводиться индивидуальная беседа.

Чтобы получить представления о понимании правил поведения детьми группы и спланировать дальнейшую работу по социально-нравственному воспитанию необходимо побеседовать с 6-8 детьми из разных по “благополучию” групп, выделенных на основе первой методики.

Для детей старшего дошкольного возраста данные диагностики дополняются результатами методики “Закончи историю” (модифицированный вариант ситуаций Р.М.Калинина)

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств других людей.

Педагогическая технология в программе “Детство” построена на основе социально-эмоционального развития детей в трех наиболее значимых для дошкольника сферах: ребенок и взрослые; ребенок и сверстники, ребенок и он сам.

Поэтому последующие этапы диагностики педагог ориентирует на изучение нравственных представлений, поведенческих и познавательных умений, чувств и отношений дошкольников по отношению к педагогу, членам семьи, сверстникам и самому себе.

Изучение особенностей отношения ребенка с педагогом может проводиться на основе таких методов как анализ рисунков детей на тему “Мой воспитатель”, методики “А это могло быть с тобой?”, беседы с ребенком о воспитателях группы.

Следует отметить, что названые методики должны проводиться психологом, методистом или педагогом другой возрастной группы для того, чтобы получить более объективные результаты об особенностях представлений ребенка о своем воспитателе и характере отношения к нему.

Методика рисования на тему “Мой воспитатель” и беседы по рисунку может стать базовой для определения благополучия взаимоотношений педагога с детьми, адекватного понимания дошкольниками чувств педагога, желания проявить сочувствие и внимание к нему.

Остальные методики необходимы для проектирования педагогического взаимодействия с “проблемными” (замкнутыми, конфликтными, нерешительными, агрессивными) дошкольниками и теми детьми, с которыми у воспитателя не складывается позитивное взаимодействие.

Эта методика позволит увидеть своеобразие проявлений детей по отношению к воспитателям группы, выявить имеющиеся у них проблемы взаимоотношений, и выделить ту группу детей, преодоление трудностей в поведении которых необходимо начинать с оптимизации их взаимоотношений с педагогом.

Изучить особенности представлений дошкольников о своей семье, характер отношения к близким помогут беседа с детьми на темы “Моя семья” и “Моя семья в будущем”, анализ рисунков на тему “Моя семья”.

Данная беседа позволит педагогу увидеть особенности семейных взаимоотношений в каждой семье ребенка, поскольку дети склонны проецировать особенности родительской семьи на свою будущую семью.

Особое внимание предлагаем обратить на вопросы о желании ребенка в будущем жить совместно с родителями, запретах и наказаниях, которые наиболее показательны для определения его эмоционального благополучия в семье.

Второй значимой для старших дошкольников сферой взаимоотношений являются отношения со сверстниками. Знание особенностей общения ребенка в коллективе сверстников, развитие умений взаимодействия с другими детьми важный аспект их социального развития лежащий в основе проектирования педагогического процесса по данному направлению.

Автор программы Т.Н. Бабаева.

отмечает, что в качестве базовых методик могут выступать: наблюдение за общением детей в повседневной жизни, одна из социометрических методик (“Секрет”, “Подари открытку”, “Новоселье”), рисование на тему “Я в детском саду”, одна из диагностических ситуаций, выявляющие особенности взаимодействия дошкольника в совместной деятельности (“Обложка для книги”, “Рукавички”, “Сапожки в подарок”, “Сделаем вместе”).

Одной из наиболее сложных для педагогической диагностики сфер является сфера представлений старшего дошкольника о себе и отношения к себе.

Для ее изучения могут быть использованы такие методики как: наблюдения за проявлениями детей в повседневной жизни, диагностическая ситуация (рассказ ребенка о себе), беседа с ребенком “Что ты любишь”, экспериментальная методика “Лесенка”, методика изучения образа “Я” дошкольника, диагностические ситуации “Что я лучше всего умею”, “Мои лучшие качества”.

В ходе наблюдения за общением и деятельностью детей педагог отмечает:

  • Проявления самостоятельности и уверенности ребенка в деятельности: умения самостоятельно выдвинуть идею, действовать в соответствии с планом, оценивать свою деятельность, отношения к советам и замечаниям взрослых, сверстников
  • Позиция, которую ребенок занимает в общении – лидер, партнер, подчиненный, уверенность в общении
  • Проявление интереса к своему прошлому и будущему, умение устанавливать связь между прошлым и настоящим, настоящим и будущим.

Для изучения особенностей представлений дошкольников о себе предлагается:

Во-первых, воспитателю важно выделить особенности социально-нравственного развития всех детей группы – освоения ими представлений о правилах и нормах поведения, умения следовать им в повседневной жизни, понимания ими чувств и переживаний окружающих, умения ориентироваться на них в своем поведении, характер детских взаимоотношений в коллективе сверстников, проявления детьми интереса к другим людям, их внутреннему миру, инициативность и самостоятельность дошкольников.

Постепенно в течение года воспитатель собирает информацию о социально-личностном развитии ребенка по следующей схеме:

  • Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада, преобладающее настроение, активность в общении со взрослыми и сверстниками.
  • Понимание ребенком основных норм и правил поведения (какие не понимает), умение видеть ситуации неправильного поведения, давать нравственную оценку поведению других и своим собственным поступкам.
  • Основные черты общения и взаимодействия со взрослыми – активность, инициативность в общении, умение понять эмоциональные и физические состояния взрослого и проявить сочувствие, внимание, умения культуры общения (какими не владеет).
  • Положение ребенка среди сверстников, социальный статус в группе, типичная позиция в общении (лидер, партнер, подчиненный), проблемы взаимоотношений со сверстниками (если есть).
  • Знание ребенком своих индивидуальных особенностей, умение выражать свои чувства, желания, потребности, интерес к своему прошлому, настоящему и будущему. Проявления самостоятельности, уверенности в себе, характер самооценки.
  • Наиболее яркие личностные качества и черты поведения.
  • Основные проблемы поведения и общения (если есть), их предполагаемые причины.

Приложение.

5.06.2011

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595757/

Диагностические методики развития личности дошкольника

Методика диагностики личности детей дошкольного возраста

Развитие сознания дошкольников находится на сравнительно низком уровне развития.

В это вкладывается следующий смысл: дети-дошкольники, особенно в возрасте до четырех лет, еще весьма слабо осознают собственные личностные качестваи не в состоянии дать правильную оценку своего поведения.

Самооценка и уровень притязаний у них еще не оформились настолько, чтобы иметь четкое представление о себе, о своих достоинствах и недостатках.

Дети более старшего возраста, от четырех до шести лет, имеют уже такие возможности и в состоянии оценивать себя как личностей, но еще в ограниченных пределах, главным образом те свойства личности и особенности поведения, на которые обращали, общаясь с ребенком, неоднократно его внимание окружающие взрослые люди.

Из сказанного следует, что методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возрастане должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребенок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Однако и в этом случае следует иметь в виду, что самооценочные возможности ребенка данного возраста все же не безграничны.

В связи со сказанным при проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей дошкольного возраста рекомендуется чаще обращаться к методу внешней, экспертной оценки, используя в качестве экспертов независимых, профессионально подготовленных взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В старшем дошкольном возрасте к экспертным оценкам можно добавлять самооценку ребенка, но все же больше доверять суждениям взрослых о нем.

Есть определенные трудности и ограничения, связанные с использованием методик психодиагностики опросного типа в данном возрасте.

Исследование личности ребенка дошкольного возраста само по себе затруднительно по той причине, что большинство известных личностных тестов предназначено для взрослых людей и основано на недоступном ребенку самоанализе.

Кроме того, многие черты личности, которые подлежат психодиагностике, в дошкольном возрасте еще не сформированы, неустойчивы. Поэтому тесты для взрослых в психодиагностике детей чаще всего применять нельзя.

Для детей-дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа, адресуемые к недостаточно осознаваемым личностным качествам.

Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии и поведения, которые ребенок-дошкольник еще недостаточно хорошо осознает.

Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях в дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно разъяснить ребенку.

Методика «Запомни и воспроизведи рисунок»

Методика «Запомни и воспроизведи рисунок» предназначена для оценки уровня развития у детей мотива достижения успехов.

Под таким мотивом понимается активное стремление ребенка к успеху в разнообразных ситуациях и видах деятельности, особенно интересных и значимых для него, и прежде всего там, где результаты его деятельности оцениваются и сравниваются с результатами других людей, например, в соревновании.

Предполагается, что стремление к достижению успехов зависит от наличия у ребенка особой потребности в достижении успехов, а также от ряда других, функционально и генетически связанных с данной потребностью индивидуальных качеств личности, таких, как уровень притязаний, самооценка, тревожность, уверенность в себе и т.д.

Потребность в достижении успехов не является врожденной, она складывается и формируется в дошкольном детстве, в ранние годы и к моменту поступления ребенка в школу может стать довольно устойчивой чертой его личности. Уже в 5-6-летнем возрасте индивидуальные различия детей по степени развитости этой потребности бывают довольно значительными.

От этих различий, в свою очередь, зависит дальнейшее развитие ребенка как личности, так как дети, имеющие сильно выраженную потребность в достижении успехов, обычно добиваются в жизни большего как в личностном развитии, так и в профессиональном росте, чем те, у кого эта потребность слабая или доминирует противоположное ей стремление — избегания неудач.

Ребенку последовательно показывают две картинки с изображениями,  каждую — на 1 мин.

За время экспозиции ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и запомнить то, что нарисовано на ней, чтобы за тем, уже по памяти на чистом листе бумаги с рамкой такого же формата точно воспроизвести то, что было изображено на данной картинке (размеры как самих картинок, так и листа, на котором они воспроизводятся, — (14 см × 14 см).

Рисунки, сделанные ребенком, анализируются и оцениваются в баллах при помощи процедуры содержательного анализа. Результатом анализа является получение числового показателя степени развитости у ребенка потребности в достижении успехов.Показатель этой потребности получается как сумма баллов, набранных ребенком за выполненные им два рисунка.

Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анализа его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потребности избегания неудач.

Если эта сумма, полученная путём алгебраического сложения баллов, оказалась положительной, то говорят, что у ребёнка потребность в достижении успехов доминирует над потребностью избегания неудач, и степень доминирования выражается соответствующим числом положительных баллов.

Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стремление к избеганию неудач.

В первом случае от ребёнка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов.

Во втором случае ожидается противоположно направленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или её потенциальной угрозы, избегание соревнования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причём соответствующие отрицательные тенденции всякий раз у данного ребёнка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.

Методика «Выбери нужное лицо»  методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка к жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство.

Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду.

Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 × 11 см. Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию.

Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы.

Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное.

Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования.

Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

В процессе психодиагностики рисунки предъявляются ребёнку в той последовательности, в которой они представлены в методике, один за другим.

Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания: например, к рис. 33.

Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребёнка будет лицо, весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».

Выбор ребёнком соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются в специальном протоколе. Протоколы, полученные от каждого ребёнка, подвергаются далее анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.

Количественный анализ состоит в следующем. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков:

По индексу тревожности (ИТ) дети в возрасте от 3,5 лет до 7 лет условно могут быть разделены на три группы:                Высокий уровень тревожности. ИТ по величине больше 50%.

Средний уровень тревожности. ИТ находится в пределах от 20% до 50%.

Низкий уровень тревожности. ИТ располагается в интервале от 0% до 20%.

В ходе качественного анализа каждый ответ ребёнка (второй столбец протокола) анализируется отдельно. На основе такого анализа делаются выводы относительно эмоционального опыта общения ребёнка с окружающими людьми и того следа, который этот опыт оставил в душе ребёнка.

Методика «Какой Я?»

Эта методика предназначается для определения самооценки ребёнка-дошкольника. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом (табл.

3), спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности.

Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Оценка результатов

Ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/830-diagnosticheskie-metodiki-razvitija-lichnosti.html

Методики диагностики самооценки

Методика диагностики личности детей дошкольного возраста

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: “Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.

) так и не научился!” Родители не задумываются над тем, что именно из их в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе. Самооценка в детском возрасте находится в подвижном состоянии.

И над формированием адекватной самооценки ребенка необходимо работать.

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ

Адекватная самооценка во многом определяет поведение человека, его отношения с окружающими, поэтому важно определить особенности самооценки человека и, если понадобиться, скорректировать их в зависимости от полученного результата

Помочь выявить уровень самооценки ребёнка, для того чтобы впоследствии помочь сформировать ему адекватную самооценку, даёт возможность использование   различных методик:

  • методика  «Самооценка дошкольника»  (Т.В.Драгунова)
  • методика  «Лесенка»  (по В.Г. Щур)
  • методика «Какой я?» ( Р.С. Немов)

Методика “Лесенка”

Беседа с ребенком начинается с разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.

Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй – чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.

На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступенечке.

При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?»

Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. 

Обработка и анализ результатов

1-3 ступенька – низкий уровень самооценки (заниженная);

4-7 ступенька – средний уровень самооценки (правильный);

8-10 ступенька – высокий уровень самооценки (завышенная).

Благоприятная ситуация развития:

  • если ребенок считает себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки;
  • если  ребенок  ставит себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кого-то из родных) ставит его на самую высокую ступеньку;
  • если ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» – это служит доказательством адекватной самооценки, особенно в том случае, если ребёнок действительно плохо себя ведёт и часто получает замечания от воспитателя;                  

Неблагоприятная ситуация развития:

  • положение на любой из нижних ступенек (тем более на самой нижней) – отрицательное отношении к себе, неуверенность в собственных силах;
  • дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама.
  • на самую высокую ступеньку ребенка ставит друг, а не кто-то из близких;

Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.

У девочек, в целом, выше самооценка, чем у мальчиков. Ведь самооценка младших школьников в большей степени зависит от успехов в учебе, а девочки, как известно, в этом более преуспевают.

Методика  «Самооценка дошкольника» (Т.В.Драгунова)

  1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) – хороший, плохой или средний ? (варианты : «Каким  ты себя считаешь…? «По-твоему, какой ты – ..?, Почему ты так думаешь?»).
  2. Почему ты не считаешь себя..? (в зависимости от  ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно которые ребенок не отнес к себе).
  3. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же как и ты ? Как именно оценивают (что думают) ? Почему ты так думаешь? Облегченный вариант вопроса : «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» – в зависимости от ответа ребенка) ? «Почему ты так думаешь?» ( в зависимости от задач этот вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и т.д.).
  4. Кто, по-твоему, думает о тебе )оценивает тебя) не так, как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (Облегченный вариант  вопроса такой же как предыдущий).
  5. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?
  6. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?
  7. Что маме (папе и т.д.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  8. Что маме (папе и т.д.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?
  9. За что мама (папа и т.д.) тебя хвалят?
  10. За что мама (папа и т.д.) тебя: а) ругает ? б) наказывает?

Методика «Какой я?»

Пользуясь представленным далее протоколом, спрашиваем у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. 

Оценка результатов:

  • ответы типа «да» – 1 балл;
  • ответы типа «нет» – 0 баллов;
  • ответы типа «затрудняюсь ответить» и «иногда» – 0,5 балла.

Самооценка ребенка определяется по общей сумме набранных баллов.

Выводы об уровне самооценки:

  • 10 баллов – очень высокий;
  • 8-9 баллов – высокий;
  • 4-7 баллов – средний;
  • 2-3 балла – низкий;
  • 0-1 балл – очень низкий.

А какие Вы используете методы для исследования самооценки младшего школьника?

Источник: https://psi-school.ru/metodiki-diagnostiki-samooczenki/

Лечение Детей
Добавить комментарий