Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методика обучения детей декоративному рисованию

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного де­коративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) теснейшим образом взаимосвяза­ны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач оз­накомления с народным творчеством.

Внутри каждого направ­ления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь.

Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое на­правление) является формирование у дошкольников эмоциональ­но-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной дея­тельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа необходимо строить на хорошей эмоцио­нальной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с таким искусством – чувства, которые необходимо вызвать у детей. Поэтому крайне важно, чтобы педагог сам знал и чувствовал это искусство, мог выразить внешне свои чувства.

«Сердце к сердцу не привлечет, коль не от сердца речь течет». Какое содержание, формы и методы работы можно использо­вать в работе с детьми? Идеальный вариант, когда можно органи­зовать экскурсию на соответствующее производство (в художест­венный цех, мастерскую и т.п.).

За неимением поблизости таково­го можно организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении. Хорошо, если для этого будет предос­тавлено просторное светлое помещение, где можно красиво и удобно разместить экспозицию. Подбор предметов, изделий не ограничен. Такая выставка может быть рассчитана на посещение ее детьми других дошкольных учреждений.

Смысл такой экскур­сии заключается в активизации детских чувств (восхищение кра­сотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассор­тименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологи­ческом процессе изготовления.

Например, дети, знакомясь с ис­кусством Хохломы, наблюдали весь технологический процесс: заготовка баклуш, вытачивание на токарном станке изделий, об­работка их специальной грунтовкой, маслом, порошком алюми­ния до росписи и закалка в специальных печах, после чего изделия становятся «золотыми».

Волшебство превращения простой дере­вянной чурки-заготовки в изящную, тонкостенную, легкую, слов­но танцующую и поющую на станке в кружеве стружек, вазу ни­кого не оставляет равнодушным. Наблюдение за тем, как расцве­тают «волшебные» цветы, «прилетают» райские птицы все глубже уводит детей в мир сказки.

Хорошо, если у входа в сказку их встретит добрая волшебница Марья-искусница, может быть, в лице воспитателя группы, кото­рая не только покажет им это чудо, но и в последующем поведет детей в мир декоративного творчества.

Подобное посещение мастерских, выставок должно быть неод­нократным (с определенным объемом информации, но предпола­гающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. Чтение литературы или рассказ, раскры­вающий в доступной и интересной форме небольшой объем ин­формации об истории художественного промысла, его особенно­стях будет полезен самым старшим детям.

(Так, Марья-искусница рассказывала Ивану-царевичу про то, как она цветы дивные, городецкие, придумала. Поведала она ему и тайну городецкого цветка (колорит в одном цветке или теплый, или холодный).

Да просила сохранить секрет, а то прослышат эту тайну другие мас­тера (Хохломы, Жостова), перепутают мастерицы, будут рисовать так же все цветы, не найдешь тогда своего, городецкого.)

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Например, на одной из таких бесед дети старшей группы вместе с Марьей-искусницей придумывали сказку про чудных городецких коней, петухов и рисо­вали волшебные цветы, расцветающие на разделочных досках, хлебницах, а то прямо на столе.

Придумали, написали, красиво оформили в книжку, украшен­ную «купавками», да «ромашками», а потом рассказывали эту сказку то мамам, то бабушкам, то кухонным работникам и няне, то другим детям. Кто хотел слушать, тому и рассказывали. Научившись к тому времени у Марьи-искусницы рисовать, они эту сказку и рисовали.

Кто сказку сказывал, кто рисовал, да свои изделия продавал, кто пел и хороводы водил. А Петрушка загадки (описание цветков) загадывал. В турнирах-викторинах об искусстве городецких мастеров участвовали все дети. Так и прошла в детском саду «Веселая ярмарка». Был на той ярмарке и «город мастеров-художников».

Один рисунок в этом городе кра­ше другого – глаза «разбегаются». И Иван-царевич там был, чай с Городецкими пряниками пил: и по усам текло, и в рот попало.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узо­ров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необ­ходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление).

Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложен­ной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно.

В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени само­стоятельности и творчества детей. Поэтому использование мето­дов и приемов обучения также должно быть системным.

Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоцио­нальное отношение детей и процессу обучения. В то же время опыт освоения декоративной деятельности на занятии нередко стимулирует затем самостоятельную художественную деятельность детей.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисова­нию – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут ос­воить. Это точки, мазки, колечки… по существу, это элементы дымковской росписи.

В старшей группе городецкая роспись, в под­готовительной городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Зада­ча педагога – определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров. Типичные компози­ции связаны с расположением элементов узора на бумаге разно­го формата.

Цвет – одно из выразительных средств в декоративном рисова­нии. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи – сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий.

Одновременно с этим усложнение про­граммного содержания идет по линии определения степени само­стоятельности детей и творчества.

Это определяется уровнем зна­ний и умений детей в восприятии и замысливания образа, приме­нении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов заня­тий, и процесс обучения соответственно предусматривает началь­ное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обу­чения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последо­вательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведе­ния занятий.

Рассмотрим примерное усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям это­го возраста доступно выполнение узоров из таких простых элемен­тов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее приме­ре можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дым­ковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дым­ковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. В дымков­скую роспись в последние годы вошли и пастельные тона.

Изуми­тельные композиции созданы одной из талантливейших народных мастериц – Фалалеевой.

Однако в средней группе следует выпол­нять узоры в колорите классической «дымки», тем более, что иг­рушки, расписанные таким образом, шире представлены в прода­же, а значит, более доступны для использования в непосредствен­ной работе с детьми.

Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающем мире, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности.

То, что кажется нам вполне понятным и естественным (смысл, суть декоративной изо-деятельности), для детей в силу отсутствия опыта мало понятно. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту.

Это могут быть и красивые вязаные варежки, шапочки, узор на платье, скатерти, салфетке и т.п. Обращая внимание на узор, применяя соответст­вующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объяс­няет детям смысл, суть такого явления.

Поэтому, когда им будет предложено украсить салфетку (силуэтная форма из бумаги), шарфик, поднос и т.п., дети легко поймут и примут задачу, по­ставленную педагогом.

Источник: https://helpiks.org/7-9572.html

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного де­коративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления (блока) взаимосвяза­ны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач оз­накомления с народным творчеством.

Внутри каждого направ­ления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь.

Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует все большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Знания и умения детей постепенно становятся все более полными, точными, разнообразными.

Системообразующим началом работы с детьми (первое на­правление) является формирование у дошкольников эмоциональ­но-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной дея­тельности и осмысленного ее освоения.

Первоначальный процесс приобщения строится на эмоцио­нальной основе. Удивление, восхищение, радость от общения с искусством.

, формы и методы работы. Экскурсию на соответствующее производство (в художест­венный цех, мастерскую и т.п.). Организовать выставку изделий народных мастеров в дошкольном учреждении.

Посещение мастерских, выставок должно быть неод­нократным (с определенным объемом информации, но предпола­гающим всякий раз углубление и уточнение знаний).

Дополнением к такой работе с детьми может быть просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы.

Чтение литературы или рассказ, раскры­вающий в доступной и интересной форме небольшой объем ин­формации об истории художественного промысла, его особенно­стях будет полезен самым старшим детям.

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Без специального обучения, для которого необ­ходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление).

Цикл таких занятий базируется на содержании общевоспитательной работы, изложен­ной выше, сосуществует и взаимодействует с ней, так как именно в ней заложена основа для создания у детей соответствующих, нравственно ценных мотивов деятельности на занятии. Этот цикл занятий также выстраивается системно.

В основе постепенное усложнение содержания (изобразительно-выразительных средств), характера познавательной деятельности, а значит, степени само­стоятельности и творчества детей. Поэтому использование мето­дов и приемов обучения также должно быть системным.

Одна из проблем методики обучения декоративному рисова­нию – отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи. В большинстве программ по дошкольному воспитанию применительно к средней группе достаточно четко определены элементы, которые дети могут ос­воить. Это точки, мазки, колечки… по существу, это элементы дымковской росписи.

В старшей группе – городецкая роспись, в под­готовительной – городецкая, хохломская, жостовская и др. Однако ни в одной из программ не дается точный набор элементов. Зада­ча педагога – определить их самостоятельно. Если учесть, что характер выбираемой росписи определяется с учетом местных условий, то диапазон выбора довольно широк и его трудно, да и бесполезно регламентировать.

Кроме элементов педагогу следует отобрать наиболее типич­ные и доступные детям композиции узоров. Типичные компози­ции связаны с расположением элементов узора на бумаге разно­го формата.

Цвет – одно из выразительных средств в декоративном рисова­нии. Его освоение подчиняется законам колорита определенного искусства, так как для известных традиционных видов народной росписи они определенны и типичны. В городецкой росписи сочетание холодных (синий, голубой, белый, черная или белая «оживка») или теплых тонов (бордо, красный, розовый, белый) и зеленые листья.

Итак, в основу усложнения программного содержания занятий от группы к группе должна быть положена последовательность освоения детьми основных изобразительно-выразительных средств (элементов, колорита, композиций).

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий.

Одновременно с этим усложнение про­граммного содержания идет по линии определения степени само­стоятельности детей и творчества.

Это определяется уровнем зна­ний и умений детей в восприятии и замысливания образа, приме­нении изобразительных способов его воплощения.

В системе работы используется сочетание разных типов заня­тий, и процесс обучения соответственно предусматривает началь­ное ознакомление детей со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

Системе задач соответствует и система методов, приемов обу­чения. Взаимосвязь с общевоспитательной работой не исключает, а предполагает включение в нее, непосредственно до занятий (за день-два) целенаправленной предварительной работы с детьми. Сутью ее является формирование у детей «живых» представлений, наглядных образов.

Таким образом, в основу системы занятий положена последо­вательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение и в методике проведе­ния занятий, усложнение задач и методов работы с детьми в разных возрастных группах.

Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям это­го возраста доступно выполнение узоров из таких простых элемен­тов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее приме­ре можно учить детей декоративному рисованию. Однако роспись объемной игрушки пока недоступна детям.

В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих формах можно рисовать из элементов дым­ковской росписи.

Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дым­ковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным.

Дымковская игрушка рассмат­ривается так же, как любое другое произведение искусства. Сна­чала это целостное эмоциональное восприятие, связанное с узна­ванием содержания (петух, козлик) или назначения (разделочная доска).

Внесение игрушки может быть с элементами сюрпризности, игры, сопровождаться песенкой, загадкой, образными ком­ментариями: «Хвост у птицы колесом да с узорами». Затем обра­щается внимание на выяснение причин, обусловливающих красо­ту изделия (узор).

После этого рассматриваются элементы узора, их цвет и расположение. Завершается рассматривание целостным восприятием, любованием. Полезно вместе с детьми разместить изделие на видном месте.

При подготовке к занятию педагог воз­вращается к рассматриванию того же или других, а может быть нескольких предметов. В зависимости от ведущих задач занятия внимание детей фиксируется на элементе, который предстоит ус­воить, на колорите или композиции.

В средней группе не стоит задача глубокого ознакомления до­школьников с каким-то видом искусства. В этом возрастном пе­риоде главный смысл заключается в ознакомлении с самими предметами искусства. В данном случае с самой игрушкой

Со среднего возраста в декоративном рисовании важно фор­мировать чувство формы. Для этого надо обращать внимание дошкольников на характерные особенности каждой из форм и соответственное расположение элементов.

Педагог должен отме­тить зависимость выразительности узора (всего изделия) от соот­ветствия композиции форме.

Красоту создает не только ритмич­ное расположение однородных элементов (по углам – круги и точки, а в центре – кольцо и кружок), но и ритмичное расположе­ние цветовых пятен (во всех четырех углах элементы одного цвета, иначе некрасиво).

Поскольку в средней группе дети впервые осваивают все эле­менты узора и простейшие композиции, то образец, предлагае­мый для прямого следования, применяется всякий раз при освое­нии новой композиции, или нового элемента. После анализа об­разца на его основе дается показ способа изображения нового элемента.

Этот показ может быть неоднократным и общим для всех в начале и в середине занятия (при типичной ошибке детей). В процессе исполнительской части деятельности на первых заня­тиях широко применяется индивидуальный показ, по необходи­мости – совместное изобразительное действие, тогда дети лучше чувствуют его характер, ритм.

В средней группе очень эффектив­ны самодельные настольные игры, игры по типу фланелеграфа, в которых дети выкладывают красивые узоры. Причем для освое­ния композиции совсем не важно, какие элементы узора исполь­зуются. Они необязательно должны быть столь же просты, как те, что будут изображаться на рисунке. Это могут быть и цветы городецких узоров.

В данном случае важно посмотреть, есть ли ритм, симметрия в выборе и расположении однородных элемен­тов, цветовых пятен.

При анализе выполненных детских работ в этой группе обя­зательно нужно использовать игровые приемы обучения. В этом случае детям более понятен смысл декоративной художе­ственной деятельности – украшение предметов.

Поэтому дым­ковские козлики и кони как будто пьют водичку из круглых расписных чашек, барыни примеряют фартуки, некоторые вы­бирают подносы, украшенные так же, как их платья (элементы, цвет). Расписанными детьми коврами, салфетками, полотенца­ми можно украсить интерьеры кукольных уголков.

Там, где в группе есть место для демонстрации красивых вещей, произве­дений искусства, можно объединить настоящую дымковскую игрушку с детскими рисунками – получится яркое живописное пятно, радующее глаз.

После такого занятия и анализа работ непременно нужно по­ложить тот же материал (бумагу, гуашь) в зону самостоятельной изобразительной деятельности. Если дети были увлечены инте­ресным занятием, они непременно присядут к столу, подойдут к мольберту с незаконченной работой.

Цикл занятий включает: занятия по ознакомлению с новыми элементами, композициями узоров; занятия, на которых дети уп­ражняются в освоении элементов, композиций, применении и со­четании разных цветов в узоре, в умении выполнять узор в соот­ветствии с формой листа; занятия, на которых дети выполняют узор самостоятельно, творчески применяя усвоенные элементы, способы создания композиции узора в соответствии с формой.

В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач – освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя эле­менты и цветовые пятна.

При начальном освоении композиции на квадрате следует ис­пользовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известными, и вписывать в но­вую композицию.

Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы.

При подгрупповом ведении занятия индивидуальный подход к ребенку необходим и возможен. задача – определить воз­можную самостоятельность детей и адекватный характер помощи.

1. В следующих возрастных группах (старшей, подготовитель­ной) идет дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Происходит более глубокое озна­комление с народным декоративным искусством, у детей форми­руется уважение к этому труду.

Среди задач по освоению соответ­ствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора (волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды).

Ребята осваивают характерные цветовые сочета­ния (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображениях предметов (кувшин, ва­режки, платье и т.д.).

Опыт, полученный детьми в предшествую­щей группе, позволяет ставить задачи, предполагающие овладе­ние дошкольниками обобщенными знаниями и умениями, разви­тие у них большей самостоятельности, творчества.

52. Особенности лепки детей дошкольного возраста.

53. Методика обучения лепке детей младшей и средней группы детского сада.

54. Методика обучения лепке детей старшей и подготовительной группы детского сада.

55. Особенности аппликации детей дошкольного возраста и диагностика их проявлений

56. Методика обучения аппликации детей младшей и средней группы детского сада.

57. Методика обучения аппликации детей старшей и подготовительной группы детского сада.

58. Особенности конструирования детей дошкольного возраста и диагностика их проявлений. Методика обучения конструированию детей в разных возрастных группах

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_94191_metodika-obucheniya-dekorativnomu-risovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

«Методы и приемы обучения декоративному рисованию»

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62» комбинированного вида

Ногинского муниципального района

Московской области

Консультация для педагогов

«Методы и приемы
обучения декоративному рисованию»

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Воробьева Лариса Александровна

Г. Старая Купавна

2017

В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

В области художественно-эстетического развития особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию задач в данной области эффективно осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

Декоративно-прикладное искусство – это художественное оформление предметов, которые человек использует в быту (посуда, мебель, ткани игрушки)

ЗАДАЧИ:

  1. Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах («хохлома», «городец», «гжель», «жостово» и др.)

  2. Учить составлять самостоятельно узор по мотивам народных росписей и керамических изделий, передавая их колорит; понимать специфику народного и декоративно-прикладного искусства (на основе ознакомления с принципами построения орнамента, знаний основных элементов различных росписей).

  3. Учить украшать узором различные формы поверхности, предметы. Формировать потребность в использовании элементов декоративно-прикладного искусства в свободном рисовании, украшении предметов быта, путём стилизации и трансформации природных форм в орнаментальные мотивы.

  4. Продолжать учить различать и правильно использовать цвета, их оттенки; подбирать цвета для узора путём смешивания различных красок для получения новых оттенков.

  5. Учить рисовать концом кисти, всем ворсом, плашмя для передачи характерных композиционных линий. Закреплять умение владеть кистью свободно.

  6. Учить понимать и адекватно оценивать выразительные возможности элементов внешней декоративности (цвета, орнамента, декоративных линий, отдельных стилизованных элементов).

  7. Развивать художественное восприятие произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Повышать эмоционально-эстетическую и общую культуру личности.

  8. Развивать художественно-творческие способности детей.

  9. Воспитывать уважение к предметам народного творчества, к русскому национальному искусству и искусству других народов.

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Но, какими бы высокими художественными достоинствами ни обладали отобранные образцы, их воздействие на детей во многом будет зависеть от педагога, от того, как сумеет он раскрыть перед ними образную, красочную и поэтическую выразительность произведений народного искусства, как сумеет пробудить у детей интерес к декоративно-прикладному творчеству.

В совместной образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также использовать актуальные методы обучения и воспитания.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между педагогом и детьми, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) – кратковременное взаимодействие между взрослым и детьми, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Методы обучения и воспитания

Приемы

Наглядные

  • Просмотр иллюстраций, образцов

  • Использование очерчивающего жеста

  • Показ последовательности рисования

Словесные

  • Беседа, рассказ о разных видах искусства, истории возникновения промысла

Игровые

  • создание сюжета, внесение игрушки

  • «живая кисточка», «волшебный карандаш», «разговаривающие краски»

Практические

  • Выполнение эскизов, зарисовок

  • Упражнение в рисовании сложных элементов

  • Сочетание различных видов изо-деятельности

Метод символического моделирования

  • Использование схем и пиктограмм

  • Дидактические игры «Выложи узор», «Сложи пазл»

Рефлексивные

  • Применение разноцветных сигнальных карточек

  • Использование «смайликов»

  • Вопрос – ответ

Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор вологодских кружев, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовской подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, воспитатели детских садов сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Давайте вспомним особенности некоторых народных промыслов и выясним, с помощью каких методов и приемом будем знакомить с ними детей.

Дымковская игрушкаодин из самых старинных промыслов Руси.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. 

Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки ромбики из потали или сусального золота, наклеенные поверх узора.

Правила рисования элементов Дымковской росписи

  1. Сначала рисуем все крупные элементы узора.

  2. Начинаем рисовать со светлого тона.

  3. Полоски и точки наносим в последнюю очередь.

  4. Не забываем оставлять белое поле.

А вот Гжельская росписьславится своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечники ведет рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на нее.

Элементы Гжельской росписи : цветы – розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

Правила рисования элементов Гжельской росписи.

  1. При рисовании тонких линий кисть держится наконечником вверх и касается концом бумаги.

  2. Каждую линию при рисовании проводят только раз.

  3. Начинать рисовать надо с больших элементов узора.

  4. Элемент узора «капелька» выполняется особым приемом размывания цвета.

  5. Элемент узора «мазок с тенями» считается трудным в рисовании

Изделия для Хохломской росписи, чаще всего это посуда и мебель, делают из дерева. Расписывают посуду “под хохлому” масляными красками. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

Красный, черный, золотой и зеленый – цвета хохломы. Для оживления узора допускается немного белого.

Неизменным элементом узора в хохломской росписи является “травка”.

Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички.

Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку.

«Кудрина» – цветок с вьющимися стеблями и завитками; «под листок», «под ягодку» – изображение ягод и листьев – истоки растительных узоров. «Кудрина» – это цветочно-лиственный узор с округлыми широкими листьями, с завитками.

Листочек – это чаще всего стилизованный лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов.

Издавна самыми любимыми игрушками у детей были матрешки. Матрешка – символ материнства, сильной и здоровой женщины. Кукла, несущая в себе все семейство, является еще и символом плодородия.

Такая расписная игрушка не только сувенир для гостей из других стран, но и прекрасная развивающая забава для детей. Прообразом матрёшки могли послужить “писанки” – деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси.

Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. В конце девятнадцатого века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку.

А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петушком в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: «До чего похожа на нашу Матрёну!». С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Вместе с Хохломой и Гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.

Основной мотив росписи – цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.

Еще одно уникальное явление в русском декоративном искусстве – Городецкая роспись.

Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки.

Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: посуду, лукошки, короба, солонки, игрушки и т.д

Эту замечательную роспись трудно спутать с другой. Краски Городецкой росписи яркие, сочные, жизнерадостные – и все в ней символично. Вороные кони с крутой шеей и тонкими ногами – символ богатства, невиданные птицы-символ счастья, а цветы-здоровье и успех в делах.

Основные элементы Городецкой росписи – это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Наиболее распространенными элементами являются: цветы – розы, купавки с симметричными листьями; животные – конь, птица.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи:

– цветочная роспись;

– цветочная роспись с включением мотива “конь” и “птица”;

– сюжетная роспись.

Богородская игрушка – русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины).

Характерные особенности:

  • Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»).

  • Расписываются игрушки гуашью, а потом покрываются безвредным масляным лаком.

  • Игрушка может двигаться.

Каргопольская игрушка.

 На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.

Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.

Каждый элемент узора имеет свой смысл, свое значение. Так круги, кольца с крестом внутри – символ Солнца; дуги и скобки – символ Земли, пашни; точки и веточки – символы зерна и ростков.

Своеобразна роспись игрушек. Старая каргопольская игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу – настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

Цвета неяркие, приглушенные: розовые, зеленые, желто-оранжевые бледных оттенков, сиреневато-синие.

Итак, исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить ребёнка, верно, оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Использование народно-прикладного искусства в дошкольном учреждении дает возможность решать задачи художественного развития и воспитания детей.

Постоянное продуманное знакомство с промыслами, планомерное, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес

к народному творчеству.

Источник: https://infourok.ru/metodi-i-priemi-obucheniya-dekorativnomu-risovaniyu-2089466.html

Лечение Детей
Добавить комментарий