Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

Методика обучения детей количественному и порядковому счёту (средний и старший дошкольный возраст)

Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

Свой ответ я хотела бы построить по следующему плану:

1. Своеобразие методики работы в средней и старшей группах.

2. и методика работы по обучению детей количественному в среднем и старшем дошкольном возрасте.

3. и методика работы по обучению детей порядковому счёту в среднем и старшем дошкольном возрасте.

В средней группе занятия по развитию математических представлений проводятся один раз в неделю, до 20 минут. Основными методами и приёмами работы с детьми на занятиях являются такие как:

словесные, с выделением математических терминов;

практические;

игровые.

В качестве наглядного материала в большинстве случаев должны выступать геометрические фигуры.

В старшей группе занятия длятся 25 – 30 минут. Большинство заданий дети выполняют по словесному указанию воспитателя, так как это способствует формированию у них произвольной памяти и внимания.

В средней группе обучение детей количественному и порядковому счёту происходит в пределах 5, в старшей – в пределах 10.

Счёт – это действие, при котором устанавливается взаимное соответствие между предметом и числом.

На современном этапе счётная деятельность показывается дошкольникам по системе Анны Михайловны Леушиной, по которой счётная деятельность даётся в два этапа:

1. детей знакомят с правилами счёта:

– все числа называются по порядку;

– каждое число называется только один раз;

– каждое число относится только к одному предмету;

– последнее число является итоговым, только оно называется при счёте, как обозначение всей группы предметов.

Особенности восприятия числа детьми

1. дети вместо числа ОДИН произносят существительное РАЗ. Следует обязательно исправлять ошибку. Поставить одну игрушку и спросить «Сколько?»

2. дети не понимают, что каждое числа относится только к одному предмету: они называют числа с одной скоростью, а указывают на предметы – с другой. Необходимо при счёте обязательно указывать рукой на каждый предмет.

3. дети не отличают процесс счёта от итогового числа, поэтому при счёте обязателен круговой жест.

4. дети не умеют согласовывать числительные с существительными. Для занятия надо подбирать предметы женского, среднего и мужского рода.

5. Название предмета при счёте даётся только после слова ВСЕГО, так как дети должны понять, какие бы предметы они не считали, числа всегда произносятся одинаково, и тем самым мы показываем, что счёт окончен.

С детьми в средней группе проводится специальное занятие на понимание правил счёта. На доску вывешиваются один круг и один квадрат. Воспитатель задаёт детям вопрос: «Сколько кругов? Сколько квадратов?» Затем воспитатель добавляет ещё один квадрат и спрашивает:

-Больше ли стало квадратов?

-Сколько?

-А как узнал?

-Надо посчитать. А когда мы считаем, то мы говорим ОДИН, ДВА, всего ДВА квадрата.

-Как сделать, чтобы кругов тоже стало два?

Воспитатель добавляет ещё один круг, после чего круги вновь пересчитываются.

После того, как группа пересчитана, воспитатель добавляет ещё один квадрат и вновь пересчитывает.

В старшем дошкольном возрасте процесс обучения детей количественному счёту строиться по такому же алгоритмы, и протекает совместно с показом образования чисел второго пятка, так как дети должны сосчитать, сколько было предметов, сколько добавили, насколько стало больше (меньше).

Порядковый счёт –это определение места предмета среди других.

Вопросами для порядкового счёта являются такие как: КОТОРЫЙ, НА КОТОРОМУ ПО СЧЁТУ МЕСТЕ?

В качестве материала на занятии должны быть предметы одного вида, но отличающиеся по каким либо признакам; либо объединённые по родовому назначению (для первых занятий) и разные предметы.

Задачи порядкового счёта:

1. учить детей определять место предмета среди других (который по счёту?)

2. учить детей называть предмет, занимающий определённое порядковое место (какой предмет стоит на третьем месте?)

3. дети должны уметь раскладывать предметы по указанию воспитателя.

При обучении детей порядковому счёту в средней группе на доску вывешиваются три круга разного цвета. Сначала воспитатель считает их вместе с детьми. А потом говорит:

-первый синий, за ним красный, за красным зелёный.

Затем он спрашивает у детей о том, какой по счёту синий кружок и говорит, что считать надо так:

-Первый, второй, третий.

Затем он задаёт детям вопросы на определении места круга, и меняет их местами. Детям можно дать задание такого рода: сделай так, чтобы красный кружок был третьим по счёту.

В дальнейшем в средней группе порядковый счёт показывается на пяти предметах. Вопросы к детям остаются теми же.

Усложнения: назови предмет, который на третьем месте; разложите по порядку предметы, как сейчас я вам скажу.

В старшей группе обучение детей порядковому счету даётся на 10 предметах. Вопросы того же характера, что и в средней группе.

Дети в этом возрасте должны понимать, что от направления счёта меняется место каждого предмета в ряду. Для этого обязательно должно указываться направление счёта: справа налево, слева направо.

В дальнейшем порядковый счёт закрепляется в рисунках – заданиях: разложи, раскрась.

Таким образом, можно сказать о том, что работа по данному направлению достаточна сложна, и чтобы дети всё усвоили мало только тех знаний, которые есть у воспитателя, он должен их так преподнести детям, чтобы им было интересно.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/14064.html

Вопрос 1.Обучение детей количественному счёту в детском саду

Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

1. Теоретические вопросы: Цель обучения счёту. Приёмы обучения количественному счёту. Ошибки детей при счёте. Роль слухового и речевого анализаторов на первом этапе обучения.

Отличие обучения количественному счёту старших дошкольников от младших. Приёмы обучения независимости числа от величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта.

Закрепление знаний о количественном счёте в повседневной деятельности.

2.Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

3. Основные понятия: счет, количественный счет, приемы обучения.

4.Основные исследователи: А.М.Леушина, Н.А.Менчинская, Л.Ф.Обухова, В.В.Данилова, Н.И.Чуприкова, З.С.Пигулевская.

Теоретические вопросы.

Работа с множествами, их сравнение путём взаимного сопоставления элементов одного множества с элементами другого создаёт основу для перехода к обучению счётной деятельности.

Счёт – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием).

Счётная деятельность – называние числительных по порядку и соотнесение их каждому элементу множества с выделением итогового числа.

Цель обучения счёту состоит не только в обучении умению называть числительные по порядку, отвечать на вопрос «сколько?», называя при этом итог счёта, но и знакомстве с образованием каждого последующего и предыдущего числа на основе добавления предмета к одному из сравниваемых множеств.

Приёмы обучения количественному счёту.

Обучение счёту детей среднего дошкольного возраста ведётся в пределах 5 и обязательно строится на основе сравнения двух групп предметов, расположенных параллельно в два ряда друг под другом. Сравниваемые группы должны отличаться только одним элементом, т.е. отражать последовательные числа: 1 и 2, 2 и 3, 3 и 4, 4 и 5.

Это создаёт наглядную основу для усвоения принципа образования каждого последующего (предыдущего) числа натурального ряда, помогает понять, почему одна группа предметов именуется одним числом, а другая – другим. Обучаем детей приёмам счёта предметов по образцу («делай, как я»), сначала отрабатываем выполнение правил, а после их усвоения отменяя внешние жесты.

Работа ведётся на большом разнообразии наглядного материала.

Воспитатель многократно показывает и разъясняет правила счёта:

– называть числительные по порядку, начиная со слова «один»,

– дотрагиваться до каждого предмета ведущей рукой слева направо,

– одному предмету соотносить только одно число,

– в конце делать обобщающий жест и ещё раз назвать последнее число («всего пять предметов»).

Эти правила необходимы, чтобы дети поняли сущность счёта, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счёте, а не в правилах).

При обучении счёту у детей могут наблюдаться следующие ошибки:

– называют числительные не по порядку, начинают со слова «раз»;

– пропускают предметы, дотрагиваются до одного предмета дважды;

– считают свои движения, а не предметы, нет координации между словом и движением;

– не выделяют итогового числа («безытоговый счёт»), не могут ответить на вопрос «сколько?»;

– затрудняются в согласовании числительных с существительными;

– называют после каждого числительного предмет;

– путают количественные и порядковые числительные.

Когда дети научатся пересчитывать предметы, можно обучать их отсчёту предметов. Цель: научить отсчитывать нужное количество предметов из большего.

1. Отсчёт по образцу: детям предлагается посчитать предметы на образце и запомнить их количество, затем отсчитать столько же предметов.

2. Отсчёт по названному числу: «Отложи пять кругов и ещё один. Сколько получилось?» (знакомство с образованием соседних чисел).

Счёт при участии различных анализаторов. Наряду со счётом предметов при участии зрительного анализатора нужно упражнять детей в счёте на слух, на ощупь, а также в счёте движений. Например, воспитатель предлагает детям посчитать, сколько раз он ударит в бубен, по барабану, столу и т.п.

, сколько сделает шагов, или предлагает выполнить столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько раз ударит молоточек. Затем следует учить детей производить движения по названному числу: «Присядьте четыре раза», «Подбросьте мяч вверх три раза» и т.

п.

В старшем дошкольном возрасте, одновременно с образованием чисел в пределах 10, необходимо показать независимость числа от различных признаков предметов: величины, расстояния, расположения в пространстве, направления счёта.

Чтобы показать независимость числа от размеров предметов, берутся 2 группы мячей равных по количеству (по 5), но отличных по размеру (большие и маленькие). Не обязательно предметы выкладывать в ряд. Воспитатель спрашивает: «Одинаково ли количество мячей?» Чаще всего дети думают, что больших мячей больше.

Предлагается сравнить их путём приложения – один к одному, либо путём пересчёта, а лучше и то и другое.

Затем следует задать вопросы: «Почему многие подумали, что больших мячей больше, чем маленьких? Может ли больших и маленьких предметов быть поровну? Изменилось ли число предметов от того, что они разного размера? В каком случае число предметов будет изменяться?» Затем с помощью прибавления (убавления) предмета к множеству, нужно показать образование последующего (предыдущего) числа. Вопросы: «Сколько стало мячей?», «Как получилось 6 мячей? Как образуется число 6? Каких мячей больше? Какое число больше 5 или 6?». Подводим детей к выводу, что предметы можно брать большие и маленькие, а получать одно и то же количество.

Чтобы показать независимость числа от расстояния между предметами, берутся одинаковые группы предметов, равные по количеству, но в одной группе предметы расставляются на большом расстоянии друг от друга, а в другой группе – рядом. Вопросы аналогичны, но обращается внимание на расстояние между предметами.

Чтобы показать независимость числа от расположения предметов в пространстве, берутся 2 группы одинаковых предметов, равных по количеству, но расположенных по-разному (вопросы аналогичны), разница в следующем – подводим детей к выводу, что одно и то же количество предметов можно расположить по разному, число от этого не изменится.

Чтобы познакомить детей с независимостью числа от направления счёта, необходимо предложить детям посчитать предметы слева направо и наоборот. Важно запомнить число.

Можно в конце каждого пересчёта поставить цифру. Воспитатель спрашивает: «Изменилось ли число от того, что предметы считают в разных направлениях?».

Подводим детей к выводу, что предметы можно считать в любом направлении – число от этого не изменится.

Наиболее сложно детям считать предметы, расположенные по кругу. Лучше всего для этой цели брать предметы отличающиеся каким-либо признаком. Воспитатель предлагает выбрать предмет, от которого они начнут считать. Спрашиваем: в какую сторону лучше считать – по часовой стрелке или против? Подводим к тому, что считать можно в любом направлении, т.к. число от этого не меняется.

Пересчёт одних и тех же предметов разными способами убеждает детей в том, что необходимо хорошо запомнить предмет, с которого был начат счёт и вести его в любом направлении, но при этом надо не пропустить ни один предмет и ни один не сосчитать дважды.

Для закрепления навыков счёта воспитатель постоянно использует большое количество игр и упражнений (например, «Найди пару», «Найди свой домик» и др.). В играх с куклами, например, дети выясняют, хватит ли посуды для приёма гостей, одежды для того, чтобы собрать кукол на прогулку, и пр.

В игре в «магазин» пользуются чеками-карточками, на которых нарисовано определённое количество предметов или кружков. В быту часто возникают ситуации, требующие выполнения счёта: по заданию воспитателя дети выясняют, хватит ли тех или иных пособий или вещей детям, сидящим за одним столом (коробок с карандашами, подставок, тарелок и пр.).

Дети считают игрушки, которые взяли на прогулку.

Практическое задание: Привести пример игрового приёма по следующей программной задаче: познакомить детей с числом 3, учить детей считать до 3-х.

Воспитатель на нижней полоске размещает две ёлочки.

– Сколько ёлочек? (счёт хором до двух)

– На каждую ёлочку прискакали белочки. Возьмите столько же белочек, сколько ёлочек.

Один из детей выставляет на верхней полоске точно над ёлочкой – две белочки, считает вслух.

– Что можно рассказать о ёлочках и белочках? (Белочек столько же сколько ёлочек; ёлочек столько, сколько клоунов; по 2).

После этого на верхнюю полоску воспитатель ставит ещё одну белочку (демонстрирует образование последующего числа).

– Прискакала ещё одна белочка. Больше стало белочек или меньше? (больше).

– Ёлочек две, а сколько же белочек? Нужно посчитать.

Воспитатель показывает образец счёта: «Одна, две, три – всего 3 белочки». Интонацией педагог выделяет итог счёта и обводит изображения белочек круговым жестом. Предлагает повторить, сколько всего белочек.

– Как получили 3 белочки? (было 2, прискакала ещё одна, т.е. к 2 прибавили 1.)

– Чего больше (меньше) – ёлочек или белочек? Почему? (больше белочек, одной белочке не хватило ёлочки).

– Что больше (меньше) – 2 или 3?

– Как сделать поровну? (убрать одну белочку или добавить одну ёлочку).

Воспитатель добавляет ещё одну ёлочку.

– Сколько стало ёлочек? (предлагает детям пересчитать).

– Поровну ли стало белочек и ёлочек? По скольку же белочек и ёлочек? Как получилось 3 ёлочки?

Затем необходимо показать образование предыдущего числа. Для этого из какого-либо множества убирается 1 предмет. Вопросы аналогичные.



Источник: https://infopedia.su/8xf760.html

Обучение детей средней группы количественному счёту

Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

Тема: Обучение дошкольников количественному счёту

План

1. Обучение детей средней группы количественному счёту и отсчёту предметов.

2. Обучение детей отсчёту предметов

3. Обучение детей старшей группы количественному счёту

Обучение детей средней группы количественному счёту

Обучение счёту можно начинать в младшем или среднем возрасте (в зависимости от программы детского сада) лишь после того, когда дети научатся сравнивать множества путём поэлементного соотношения друг с другом с помощью приёмов наложения и приложения.

Обучение счёту в младшей группе обычно ведётся в пределах 5. Основная цель: не только научить детей называть числительные по порядку, но и главное – показать, как образуются последующие и предыдущие числа. Т.е. детей необходимо научить понимать итог счёта, уметь отвечать на вопрос «Сколько?».

Обучение счёту обязательно ведётся в игровой форме на основе сравнения двух множеств: либо равных между собой, либо отличных между собой на единицу. Данная работа проходит в игровой форме со знакомыми игрушками и персонажами.

Например, в гости к детям пришла белочка, и ребята захотели угостить её орешком. Предметы ставятся чётко друг под другом. С понятием 1 дети уже знакомы и легко отвечают на вопрос: «Сколько белочек, сколько орешков?» Видят, что их одинаково.

Можно предложить сравнить предметы по количеству: «Что можно сказать о количестве белочек и орешков?» (по одному).

После чего в одно из множеств добавляется ещё предмет – ещё одна белочка пришла. (Треугольник – белочка, круг – орешек). «Сколько же стало белочек? Их можно посчитать». На первых порах считает воспитатель.

Она предлагает считать предметы слева направо правой рукой или удобной рукой, так, чтобы все дети видели, а в конце назвать общее количество предметов. «Одна, две. Всего две белочки». Дети часто не понимают итога счёта и на вопрос «Сколько?» ответить не могут, вновь начинают пересчитывать.

Понять итог счёта помогает круговой жест, т.е. обведение всех предметов. Этот жест используется до тех пор, пока дети не научатся понимать итог счёта. Важно сравнить предметы по количеству: «Что больше – две белочки или 1 орешек, а что меньше?». Постепенно переходим к сравнению чисел: «Какое число больше 2 или 1?».

Уточняем, как получилось 2 белочки: была одна белочка, прискакала ещё одна. Уточняем, что число состоит из единиц: один да один получилось два.

Далее ко второму множеству тоже добавляем предмет: и эту белочку тоже угостим

орешком. Предлагаем посчитать количество орешков, назвать итог. Сравниваем предметы по количеству. «Что можно сказать о количестве белочек и орешков» (дети уже знают, что поровну, одинаково, орешков столько, столько белочек). Повторяем, как получилось 2 орешка.

Необходимо показать образование не только последующих, но и предыдущих чисел. Для этого из какого либо множества убирается 1 предмет. Например, 1 орешек белочка съела. Одинаково ли белочек или орешков? Что больше: белочек или орешков? Какое число больше: 2 или 1? Было 2 орешка, как же получился 1? Уточняем, что 2 без 1 получился один орешек.

Образование следующих чисел (3, 4…) происходит аналогично. Образование каждого числа показываем не менее чем на 2-х видах наглядного материала.

При обучении детей счёту могут наблюдаться следующие ошибки:

1. начинают счёт со слова «раз»;

2. пропускают числа или меняют их местами;

3. не понимают итога счёта;

4. не правильно согласовывают числительные и существительные в роде, числе, падеже (5 куклов…);

5. путают род числительных (3 ёлочки – один, два, три, а надо – одна, две, три), особенно если 2 множества разного рода (ёжики и яблоки);

6. называют после каждого числительного предмет;

7. иногда числительные не совпадают с пересчитанными предметами (чаще всего это происходит из-за замедленной речи детей – действие опережает речь, устраняется индивидуально);

8. путают количественные числительные с порядковыми.

В начале обучения счёту некоторые дети не могут посчитать предметы, пока их не переложат с места на место (как бы фиксируют эти предметы). С такими детьми ведётся индивидуальная работа. Сначала приучают их дотрагиваться до предмета, затем указывать на предмет, далее глазами сначала близко от предмета, затем на расстоянии.

В начале обучения не каждый ребёнок может посчитать предметы про себя. Они называют числительные вслух, что мешает в процессе самостоятельной работы детей. Постепенно приучаем считать тихим голосом, чтобы не мешать другим, потом шёпотом, затем про себя.

Для закрепления знаний о счёте можно проводить различные игры и упражнения: лото, домино, «Найди себе пару», «Найди свой домик», «Наведи порядок», «Расставь правильно». Обычно во всех играх используются числовые карточки.

В игре «Найди пару» детям раздают карточки и они ищут себе соответствующую пару. В целях усложнения можно предлагать карточки, где фигуры разного цвета, размера, формы. Также фигуры могут быть расположены по разному.

Игра «Найди свой домик».

1 вариант: воспитатель расставляет по группе игрушки в разном количестве. Каждому ребёнку раздаётся по числовой карточке. Дети находят своё домик.

2 вариант: игрушки располагаются аналогично, а карточки уже стоят в домиках, но они перепутаны. Дети должны навести порядок в домиках и объяснить.

3 вариант: Воспитатель раздаёт детям по карточке, в зале на полу стоят домики с числовыми фигурами. Дети под бубен выполняют ритмичные движения, а на сигнал бегут в свой домик, объясняют.

Можно считать звуки, движения («Поставь столько матрёшек, сколько раз я хлопну в ладоши»). В повседневной деятельности можно считать ступеньки, вынесенные игрушки на прогулку, лепестки у цветка и т.д.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s5892t8.html

Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета

Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:

– цель (выразить количество предметов числом),

– средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий, отражающих степень освоения деятельности),

– результат (итоговое число): сложность представляется для детей в достижении результата счета, то есть итог, обобщение. Выработка умения отвечать на вопрос «сколько?» словами много, мало, один два, столько же, поровну, больше, чем… ускоряет процесс осмысления детьми знания итогового числа при счете.

В возрасте трех—шести лет дети овладевают счетом. В этот период их основная математическая деятельность — счет.

В начале формирования счетной деятельности (чет­вертый год жизни) дети учатся сравнивать множества поэ­лементно, путем накладывания и прикладывания, т. е. они овладевают так называемым «дочисловым этапом» счета (А. М. Леушина).

Позднее (пятый— седьмой год жизни) обучение счету также происходит только на основе практи­ческих и логических операций с множествами

А. М. Леушина определила шесть этапов развития счет­ной деятельности у детей. При этом первые два этапа явля­ются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осу­ществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше — меньше — поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.

Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа — ознакомление со струк­турой множества. Основные способы — выделение отдель­ных элементов в множестве и составление множества из от­дельных элементов. Дети сравнивают контрастные множест­ва: много и один.

Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счетом на специальных занятиях по математике.

Цель — научить сравнивать смежные множества поэле­ментно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по коли­честву элементов на один.

Основные способы — накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны нау­читься устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.

Третий этап условно соотносится с обучением детей пя­того года жизни.

Основная цель — ознакомить детей с обра­зованием числа.

Характерные способы деятельности — срав­нение смежных множеств, установление равенства из нера­венства (добавили еще один предмет, и их стало поровну — по два, по четыре и т. д.).

Результат — итог счета, обозначенный числом. Таким об­разом, ребенок вначале овладевает счетом, а затем осознает результат — число.

Четвертый этап овладения счетной деятельностью осу­ществляется на шестом году жизни. На этом этапе происхо­дит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда.

Результат — понимание основного принципа натураль­ного ряда: у каждого числа свое место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее — на единицу меньше последующего.

Пятый этап обучения счету соотносится с седьмым го­дом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счета группами по 2, по 3, по 5.

Результат — подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.

Шестой этап развития счетной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления.

На седь­мом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второ­го десятка, начинают осознавать аналогию образованная лю­бого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток.

Если к нему прибавить еще десять единиц, то полу­чится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми деся­тичной системы происходит в период школьного обучения.

Вся работа по развитию счетной деятельности у дошкольников проходит строго в соответствии с требованиями программного содержания.

В каждой возрастной группе детского сада обозначены задачи по развитию у детей элементарных математических представлений, в частности по развитию счетной деятельности, в соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду».

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений.

От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.

Малышей не учат считать, но, организуя разнообразные действия с предметами, подводят к усвоению счета, создают возможности для формирования понятия о натуральном числе.

Программный материал второй младшей группы ограничен дочисловым периодом обучения.

– У детейформируются представления о единичности и множественности объектов и предметов.

В процессе упражнений, объединяя предметы в совокупности и дробя целое на отдельные части, дети овладевают умением воспринимать в единстве каждый отдельный предмет и группу в целом.

В дальнейшем при знакомстве с числами и их свойствами это помогает им освоить количественный состав чисел.

– Дети учатся образовывать группы предметов по одному, а затем и по двум-трем признакам — цвет, форма, размер, назначение и др., подбирать пары предметов.

При этом образованное определенным образом множество предметов дети воспринимают как единое целое, представленное наглядно и состоящее из единичных предметов.

Они убеждаются в том, что каждый из предметов обладает общими качественными признаками (цвет и форма, раз мер и цвет).

– Группировка предметов по признакам вырабатывает у детей умение сравнивать, осуществлять логические операции классификации. От понимания выделенных признаков как свойств предметов в старшем дошкольном возрасте дети переходят к освоению общности по количеству. У них формируется более полное представление о числах.

– У детейформируется представление о предметных разночисленных совокупностях: один, много, мало (в значении несколько). Они постепенно овладевают умением различать их, сравнивать, самостоятельно выделять в окружающей обстановке.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

Дата добавления: 2016-03-20; просмотров: 1272; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-46075.html

Методика обучения счету

Методика обучения количественному счету детей дошкольного возраста

При обучении детей основам математики важно, чтобы к началу обучения в школе они имели следующие знания:

– счет до десяти в возрастающем и убывающем порядке, умение узнавать цифры подряд и вразбивку, количественные (один, два, три…) и порядковые (первый, второй, третий…) числительные от одного до десяти;

– предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;

– узнавать и изображать основные геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, круг);

– доли, умение разделить предмет на 2-4 равные части;

– основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи веревочки или палочек;

– сравнивание предметов: больше – меньше, шире – уже, выше – ниже;

Основу из основ математики составляет понятие числа. Однако число, как, впрочем, практически любое математическое понятие, представляет собой абстрактную категорию. Поэтому зачастую возникают трудности с тем, чтобы объяснить ребенку, что такое число, цифра.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме.

Если у ребенка возникают трудности при счете, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зеленых. Попросите его самого считать предметы вслух. Постоянно считайте разные предметы (книжки, мячи, игрушки и т. д.), время от времени спрашивайте у ребенка: “Сколько чашек стоит на столе?”, “Сколько лежит журналов?”, “Сколько детей гуляет на площадке?” и т. п.

Приобретению навыков устного счета способствует обучение малышей понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры. Такими предметами являются часы и термометр.

Такой наглядный материал открывает простор для фантазии при проведении различных игр. Научив малыша измерять температуру, просите его ежедневно определять температуру на наружном термометре.

Вы можете вести учет температуры воздуха в специальном “журнале”, отмечая в нем ежедневные колебания температуры. Анализируйте изменения, просите ребенка определить понижение и повышение температуры за окном, спросите, на сколько градусов изменилась температура.

Составьте вместе с малышом график изменения температуры воздуха за неделю или месяц.

Читая ребенку книжку или рассказывая сказки, когда встречаются числительные, просите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в истории.

После того как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, кого было больше, кого – меньше, кого – одинаковое количество.

Сравнивайте игрушки по величине: кто больше – зайка или мишка, кто меньше, кто такого же роста.

Пусть дошкольник сам придумывает сказки с числительными. Пусть он скажет, сколько в них героев, какие они (кто больше – меньше, выше – ниже), попросите его во время повествования откладывать счетные палочки. А затем он может нарисовать героев своей истории и рассказать о них, составить их словесные портреты и сравнить их.

Очень полезно сравнивать картинки, в которых есть и общее, и отличное. Особенно хорошо, если на картинках будет разное количество предметов. Спросите малыша, чем отличаются рисунки. Просите его самого рисовать разное количество предметов, вещей, животных и т. д.

Подготовительная работа по обучению детей элементарным математическим действиям сложения и вычитания включает в себя развитие таких навыков, как разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущие и последующие числа. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи, меньше трех, но больше единицы и т. д.

Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка называть разные числа. Вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше.

Затем поменяйтесь с ребенком ролями.

Для разбора числа можно использовать счетные палочки. Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Спросите, сколько палочек на столе. Затем разложите палочки по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа. Потом возьмите три палочки и также разложите на две стороны.

Возьмите четыре палочки, и пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счетных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой – три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка.

Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.

Необходимо познакомить малыша с основными геометрическими фигурами. Покажите ему прямоугольник, круг, треугольник. Объясните, каким может быть прямоугольник (квадрат, ромб). Объясните, что такое сторона, что такое угол. Почему треугольник называется треугольником (три угла). Объясните, что есть и другие геометрические фигуры, отличающиеся количеством углов.

Пусть ребенок составляет геометрические фигуры из палочек. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки.

Составляйте также фигуры разного размера и фигуры с разным количеством палочек. Попросите малыша сравнить фигуры. Другим вариантом будут комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими.

Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника; или из десяти палочек сделать два квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого). С помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. При этом происходит сопоставление понятия и символа. Пусть малыш к составленной из палочек цифре подберет то число палочек, которое составляет эта цифра.

Очень важно привить ребенку навыки, необходимые для написания цифр. Для этого рекомендуется провести с ним большую подготовительную работу, направленную на уяснение разлиновки тетради.

Возьмите тетрадь в клетку. Покажите клетку, ее стороны и углы. Попросите ребенка поставить точку, например, в нижнем левом углу клетки, в правом верхнем углу и т. п.

Покажите середину клетки и середины сторон клетки.

Покажите ребенку, как рисовать простейшие узоры с помощью клеток. Для этого напишите отдельные элементы, соединяя, например, верхний правый и нижний левый углы клетки; правый и левый верхние углы; две точки, расположенные посередине соседних клеток. Нарисуйте простые “бордюрчики” в тетради в клетку.

Здесь важно, чтобы ребенок сам хотел заниматься. Поэтому нельзя заставлять его, пусть он рисует не более двух узоров за один урок. Подобные упражнения не только знакомят ребенка с основами письма цифр, но также и прививают навыки тонкой моторики, что в дальнейшем будет очень помогать ребенку при обучении написанию букв.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий “подвох” и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Если ребенок не справляется с задачей, то, возможно, он еще не научился концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, он забывает предыдущее.

В этом случае вы можете помочь ему сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросите малыша, что он узнал, что понял из него. Затем прочитайте второе предложение и задайте тот же вопрос. И так далее.

Вполне возможно, что к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.

Решите сами вслух какую-нибудь задачу. Делайте определенные выводы после каждого предложения. Пусть малыш следит за ходом ваших мыслей. Пусть он сам поймет, как решаются задачи подобного типа. Поняв принцип решения логических задач, ребенок убедится в том, что решать такие задачи просто и даже интересно.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию логического мышления ребенка:

– Два конца, два кольца, а посередине гвоздик (ножницы).

– Висит груша, нельзя скушать (лампочка).

– Зимой и летом одним цветом (елка).

– Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

счетный дошкольник арифметический геометрический

Составление геометрических фигур

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

Составить 3 равных квадрата из10 палочек

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники

Составление геометрических фигур

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера

Составить маленький и большой квадраты

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

Помоги Чебурашке найти и справить ошибку.

Ребёнку предлагается рассмотреть, как расположены геометрические фигуры, в какие группы и по какому признаку объединены, заметить ошибку, исправить и объяснить. Ответ адресовывается Чебурашке (или любой другой игрушке). Ошибка может состоять в том, что в группе квадратов может оказаться треугольник, а в группе фигур синего цвета – красная.

Только одно свойство

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Найди и назови

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

Назови число

Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее)

Сложи квадрат

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80?80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре: разложить кусочки квадратов по цвету, по номерам, сложить из кусочков целый квадрат, придумать новые квадратики.

Page 3

Перейти к загрузке файла

1. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. – М.: Просвещение, 2008. – 294 с.

2. Леушина А.М. Обучение счету в детском саду. – М.: Просвещение, 2008. – 216 с.

3. Пантина Н.С. Исходные элементы психических структур в раннем детстве. – М.: Просвещение, 2007. – 193 с.

4. Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 211 с.

5. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2007. – 208 с.

 

Источник: https://studbooks.net/1809597/pedagogika/metodika_obucheniya_schetu

Лечение Детей
Добавить комментарий