Методики диагностики детских страхов

Тест «Страхи в домиках» (М.Панфиловой)

Методики диагностики детских страхов

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный.

И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно спросить: “Скажи, ты боишься или не боишься …”.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да” – “нет” или “боюсь” – “не боюсь”. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа “не боюсь темноты”, а не “нет” или “да”. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его. После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии.

Инструкция для ребенка: “В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам”.Ты боишься:

1. когда остаешься один;2. нападения;3. заболеть, заразиться;4. умереть;5. того, что умрут твои родители;6. каких-то детей;7. каких-то людей;8. мамы или папы;9. того, что они тебя накажут;10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);11. перед тем как заснуть;12. страшных снов (каких именно);13. темноты;14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);17. когда очень высоко (страх высоты);18. когда очень глубоко (страх глубины);19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро(страх замкнутого пространства);20. воды;21. огня;22. пожара;23. войны;24. больших улиц, площадей;25. врачей (кроме зубных);26. крови (когда идет кровь);27. уколов;28. боли (когда больно);29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);31. опоздать в сад (школу)

Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:

• медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;• страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданныезвуки, пожар, война, стихии;• страх смерти (своей);• боязнь животных ;• страхи сказочных персонажей;• страх темноты и кошмарных снов;• социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий,одиночества;• пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств.

Возрастные особенности появления страхов

Младший дошкольный возраст– боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст– страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.

Младший школьный возраст – страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).Подростковый возраст – страх смерти родителей, страх войны.

Если Вы дочитали статью до конца и она Вам понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Психология для всех!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d6caf3c3d008800b6bd5daa/5d9c37753d008800ae25c4bb

Методики для диагностики возрастных страхов у детей дошкольного возраста

Методики диагностики детских страхов

Методика №1«Страхи в домиках» М.А. Панфилова

Цель: выявить какой именно страх испытывает ребенок. Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком или с группой детей.

Инструкция: « В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком нестрашные? Я буду перечислять страхи, а ты показывай соответствующий дом».

После выполнения задания детям предлагается закрыть страшный дом на замок, который они сами рисуют, а ключ выбросить или потерять. Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Страхи:

1. Когда останешься дома один;

2. Нападения, бандитов;

3. Заболеть, заразиться;

4. Умереть;

5. Того, что умрут твои родители;

6. Каких – то людей;

7. Маму или папу;

8. Того, что они тебя накажут;

9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ;

10. Опоздать в детский сад;

11. Перед тем как заснуть;

12. Страшных снов;

13. Темноты;

14. Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. Машин, поездов, самолетов; (страхи транспорта);

16. Бурана, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. Когда очень высоко (страхи высоты);

18. Когда очень глубоко (страх глубины);

19. В маленькой тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страхи замкнутого пространства);

20.Воды;

21. Огня;

22.Пожара;

23. Войны;

24. Больших улиц, площадей;

25. Врачей (кроме зубных);

26. Крови ( когда идет кровь);

27.Уколов;

28. Боли (когда больно);

29. Неожиданных, резких звуков, когда что – то внезапно упадет, стукнет.

Возрастные нормы (по А.И. Захарову).

Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)

Таблица 1.

Таблица 2

п/п

Фамилия, имя ребенка

Страхи «черного домика»

Страхи «красного домика»

Всего страхов

В черном домике

В красном домике

1

2

3

4

5

6

7

Методика №2 « Нарисуй свой страх» А.И. Захаров

Цель: выявление страхов у детей.

Ход: перед каждым ребенком кладется лист бумаги и цветные карандаши.

После предварительной беседы, актуализирующей воспоминания ребенка о том, что его пугает, ему предлагают лист бумаги и цветные карандаши. В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования.

По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что он изобразил, т. е. вербализовать свой страх. Ребенок может спросить у взрослого, как нарисовать страх. Подсказать можно, но в самых общих чертах — так, чтобы на визуальное воплощение детской фантазии не повлиял субъективизм взрослого.

К примеру, если ребенок спрашивает, как нарисовать Бабу Ягу, следует ответить: “Нарисуй ее так, как ты видишь!” “А как я ее вижу? — может спросить ребенок. — Какое у нее лицо, нос?” Отвечайте приблизительно так: “Нарисуй большой нос крючком и большие зубы”.

Взрослый, таким образом, не навязывает ребенку свое представление, а только подталкивает его к тому, чтобы его собственное представление образа более четко отразилось в сознании.

Детям предлагается инструкция: « Давайте нарисуем то, чего вы больше всего боитесь».

Оценка уровня выраженности страха осуществлялась по следующим показателям: что ребенок нарисовал, какие цвета преобладают в изображениях ( черный, красный, синий либо розовый, желтый, голубой ), яркость рисунков, четкость или расплывчатость контуров, нажим карандаш.

Высокий уровень страха предполагает неуверенность в себе, нерешительность, низкую самооценку, недоверчивость к окружающим, присутствие агрессия и подозрительности.

Средний уровень страха – общительность, адекватная самооценка, уверенность в себе.

Низкий уровень страха – достаточная уверенность в себе, общительность, преобладание повышенного настроения.

Тест №3 «Сказка» Л. Дюсс

Цель: определить эмоциональные проявления, сферу тревоги ребенка; исследовать межличностные отношения между детьми и родителями в семье.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного или обоих родителей.

В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается, гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама – на другую.

Что делать птенцу?

Птенец тоже полетит и сядет на какую – нибудь ветку.

Полетит к маме, потому что испугался.

Полетит к папе, потому что он сильней.

Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать

На помощь, и папа (или мама)

прилетит и заберет его.

  • Не умеет летать, потому останется на земле.
  • Попытается лететь, но не сумеет.
  • Умрет во время падения.
  • Умрет от голода, дождя, холода.
  • О нем все забудут, и кто – нибудь на него наступит.

Сказка «Страх»

Цель: определить наличие страха, тревоги.

Один мальчик говорит себе тихо – тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Нормальные ответы

Настораживающие ответы

  • Вел себя плохо и теперь боится наказания.
  • Пропустил уроки в школе, поэтому боится, что мама будет ругать.
  • Боится темноты.
  • Боится какого – то животного.
  • Ничего не боится, просто пошутил. На все эти ответы нужно попросить ребенка дать более детальные объяснения и уточнения, используя наводящие вопросы.
  • Боится, что его украдут.
  • Чудовище хочет украсть его и съесть.
  • Боится остаться один.
  • Боится, что какой – нибудь зверь залезет в кровать.
  • Боится, что придет вор и ударит его ножом.
  • Боится, что умрет папа, мама.

Подобные патологические идеи выражают скрытую агрессивность по отношению к родителям, следовательно, вызывают у ребенка чувство вины и склонность к самобичиванию.

Сказка «Новость»

Цель: выявление у ребенка чувства неоправданной тревожности или страха, наличие невысказанных желаний и ожиданий.

Один мальчик возвращается с прогулки (из школы, со двора, где он играл в футбол), и мама ему говорит: «Наконец – то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?

К обеду придет гость.

Придут гости.

Кто – то позвонил и сообщил приятную новость (приглашение в гости, выздоровление).

Мама хочет, чтобы мальчик сел заниматься. Мама узнала что – то важное.

  • Кто – то в семье умер.
  • Мама хочет отругать мальчика, который не должен был выходить на улицу в этот день.
  • Мама хочет что – то запретить мальчику.
  • Мама сердится, потому что мальчик опоздал, и хочет сказать ему, что больше не выпустит его на улицу.

Источник: https://infourok.ru/metodiki-dlya-diagnostiki-vozrastnih-strahov-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1878814.html

Меркушина Л.С. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста

Методики диагностики детских страхов

Меркушина Л.С.
Московский государственный областной университет

Merkushina L.S.
Moscow state regional University

Библиографическая ссылка на статью:
Меркушина Л.С. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12858 (дата обращения: 26.03.2019).

Что такое детские страхи: повод для волнения или просто детские капризы выдумки детей в старании направить на себя внимание взрослых?

Что делать когда ребенок боится? Поначалу он боится незнакомых и посторонних людей, позже рыдает при отсутствии матери, как будто опасается остаться без нее, позже громких звуков и так далее по нарастающей… Как поступить? Как успокаивать? Какими словами разъяснять ребенку, что его страхи необоснованны и  беспочвенны?

Страх – эффективное эмоционально заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию.

Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора. Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.

В основе большинства страхов в дошкольном возрасте лежит аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни как первое из проявлений инстинкта самосохранения. Боящиеся дети более осторожны и осмотрительны, более эмоциональны и впечатлительны.

Полное отсутствие страха – скорее исключение, чем правило и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью.

Причинами страхов могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.

В детском возрасте страх играет существенную роль в патогенезе и клинической картине неврозов.

Для правильной оценки влияния страха на процесс формирования личности и проведения соответствующих психопрофилактических мероприятий, необходимо знать особенности возрастной динамики в условиях нормы.

В том числе в период наибольшей чувствительности к страху, ее структуру на различных возрастных этапах формирования личности, и выраженность страха, в зависимости от типа отношений в семье и пола испытуемых.

Как пишет А.И.

Захаров в своей книге «Неврозы у детей и психотерапия»: «Среднее число страхов в возрасте от трех до пятнадцати лет достоверно выше у девочек, чем у мальчиков…, что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или о большей чувствительности к ним у лиц женского пола.

В то же время следует принять во внимание разную направленность страхов у мальчиков и девочек». Кроме того, есть данные о том, что мальчики имеют тенденцию реже выявлять страхи в своих отчетах, что подтверждает большую правдивость девочек в данном случае.

При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создает адаптационные, невротические проблемы и др.»В работе А.И.

Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам. Из 29 страхов, предложенных в этой таблице, у детей наблюдается обычно от 6 до 12 страхов. У современных городских детей эта норма доходит до 15 страхов.

Речь идет о следующих видах страхов:

Виды детских страхов

 2. Страхи стихии.
 3. Страх нападения. 4. Страх высоты.
 5. Страх болезни. 6. Страх глубины.
 7. Страх собственной смерти. 8. Страх замкнутого пространства.
 9. Страх смерти родителей. 10. Страх воды.
 11. Страх посторонних людей. 12. Страх огня.
 13. Страх перед родителями. 14. Страх пожара.
 15. Страх наказания. 16. Страх больших улиц и площадей.
 17. Страх сказочных персонажей. 18. Страх врачей.
 19. Страх опоздания. 20. Страх войны.
 21. Страх перед сном. 22. Страх крови.
 23. Ночные страхи. 24. Страх уколов.
 25. Страх темноты. 26. Страх боли.
 27. Страхи животных. 28. Страх неожиданных, резких звуков.
 29. Страхи транспорта.

Прежде чем приступать к коррекции детских страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить весь спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах ребенка следует расспрашивать при совместной игре или дружеской беседе.

Тест «Страхи в домиках».

Цель психолога: с помощью данного теста определить и конкретизировать страхи ребенка.

Инструкция: «В красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В каком доме, красном или черном, будут жить самые страшные страхи, а в каком – не страшные? Я буду перечислять страхи, а ты записывай их номера внутри дома».

Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени, а лучше заменять его вопросом «Это страшный страх, или не страшный страх?» тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушения. Задающий вопросы сидит рядом, а не напротив, периодически подбадривая ребенка.

Лучше чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, но, не зачитывая его. Дошкольники показывают соответствующий дом. Далее идет «перечисление страхов:

  1. когда остаешься дома один;
  2. нападение бандитов;
  3. заболеть, заразиться;
  4. умереть;
  5. того, что умрут твои родители;
  6. каких-то людей
  7. маму и папу;
  8. того, что тебя накажут;
  9. Бабы Яги, Кощея Бессмертного и т.д.
  10. опоздать в детский сад;
  11. перед тем, как заснуть;
  12. страшных снов;
  13. темноты;
  14. волка, медведя, собак, пауков, змей… (страхи животных);
  15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
  16. бури, урагана, грозы, землетрясений (страхи стихий);
  17. когда очень высоко (страх высоты);
  18. когда очень глубоко (страх глубины);
  19. в маленькой тесной комнате, лифте (страх замкнутого пространства);
  20. воды;
  21. огня;
  22. пожаров;
  23. больших улиц, площадей;
  24. врачей (кроме зубных);
  25. войны;
  26. крови;
  27. уколов;
  28. когда больно;
  29. неожиданных, резких звуков (когда что-то упадет, стукнет)».

Диагностика проводилась в средней группе МОУ «Начальная школа – детский сад» в Московской области с девятнадцатью испытуемыми детьми.

        У испытуемых детей присутствуют следующие страхи

2.1.1.1.1.1.1.                                 Испытуемый Ж1               2, 3, 11, 13, 14, 18, 24, 27, 29

2.1.1.1.1.1.2.                                 Испытуемый Ж2               8, 9, 12, 13, 14, 24

2.1.1.1.1.1.3.                                 Испытуемый Ж3               3, 9, 13, 14, 18, 19

2.1.1.1.1.1.4.                                 Испытуемый Ж4              1, 2, 6, 8, 9, 13, 14, 19

2.1.1.1.1.1.5.                                 Испытуемый Ж5              3, 9, 13, 14, 17,21, 22, 27, 28

2.1.1.1.1.1.6.                                 Испытуемый М1               2, 4, 5, 9, 13, 14

2.1.1.1.1.1.7.                                 Испытуемый М2               4, 5, 7, 8, 9, 13, 17

2.1.1.1.1.1.8.                                 Испытуемый Ж6               8, 9, 13, 14, 24, 27, 28

2.1.1.1.1.1.9.                                 Испытуемый Ж7               1, 2, 3, 13, 14, 29

2.1.1.1.1.1.10.                               Испытуемый М3               1, 2, 9, 12, 14, 18,

Источник: http://human.snauka.ru/2015/10/12858

Как диагностировать страхи у дошкольников

Методики диагностики детских страхов

Если взрослые умеют контролировать свои эмоции перед страхом, то дети в этом плане беззащитны. Их страх проявляется в беспокойстве или тревоге. Чаще всего это происходит из-за психологического давления окружающих, влияния родителей.

Дети сильнее взрослых подвержены испугам

Диагностика страхов у дошкольников, методики исследований которой весьма разнообразны, доказывает, что нельзя данную эмоцию игнорировать, т. к. в будущем это может сказаться на психическом состоянии личности. С одной стороны, страх выступает как защита перед многими опасностями, а с другой — провоцирует развитие психологического заболевания.

Суть диагностики

Любая методика выявления страхов у детей направлена на то, чтобы расположить их к откровенности. Дальнейшая диагностика помогает узнать не только сам страх, но и причину его возникновения.

Не всем родителям понятно, зачем с дошкольником должен общаться психолог, если у них благополучная семья, они тщательно следят, чтобы у малыша возникало как можно меньше стрессовых ситуаций. Специалисты не могут сразу выяснить наличие страхов у детей дошкольного возраста. Для их определения выясняют:

  • возможны ли какие-то отклонения невротического характера;
  • зависит ли его поведение от воспитания (в большинстве случаев от недостатка родительского внимания);
  • особенности характера.

Классификация страхов

Сравнивая диагностики детских страхов дошкольников и школьников, психологи выделили два уровня возникновения страхов:

  • естественный;
  • возрастной.

Страхи 1 уровня наблюдаются у детей до трех лет. Их можно охарактеризовать как охранительные. Малыш может испугаться громкого или неприятного звука, огромного предмета, незнакомого человека, отсутствия рядом кого-то из родителей.

Страхи возрастного уровня можно встретить у детей:

  • Младшего возраста. После трех лет страхи возникают больше всего из-за темноты, замкнутого пространства, страшных персонажей сказок или мультфильмов.
  • Приблизительно в пять лет большинство дошкольников начинают бояться смерти как своей, так и близких людей.
  • В младшем школьном возрасте, когда дети попадают в новую для себя обстановку, у них возникает еще больше страхов, главный из которых — несоответствие ровесникам.
  • В старшем школьном возрасте дети боятся непризнания окружающих и физиологических изменений в организме. В этот период дети больше всего нуждаются в психологической поддержке, т. к. их эмоциональная сторона слишком уязвима. Игнорирование взрослыми таких детских страхов приводит к снижению самооценки и неуверенности в себе.

Исследуя диагностики страхов у детей, специалисты отмечают следующий факт — страх, беспокоящий малыша дошкольного возраста, в большинстве случаев проходит на протяжении 3–4 недель. У школьников страх в основном проходит быстро.

Если страхи старшеклассников носят невротический характер, то самими опасными считаются патологические. Они являются провокаторами возникновения психических болезней в дальнейшем. Яркими их признаками являются:

  • невротические тики;
  • плохой сон;
  • регулярная агрессия;
  • тревожность;
  • сложности в общении с окружающими.

Эти страхи появляются у детей еще в младшем возрасте и основными причинами их появления считаются:

  • Стремление родителей отгородить детей от опасностей внешнего мира. У детей вырабатывается боязнь того, что во внешнем мире их ожидает что-то плохое.
  • Регулярные конфликтные ситуации в домашней обстановке;
  • Высокие требования, которые ставят для детей домочадцы. Дети пребывают в постоянном страхе, боясь не справиться с этими требованиями.
  • Авторитарное поведение в семье, где решения и правила не оспариваются. Таким детям из-за страхов перед родными тяжелее всего общаться с окружающими.

Проявление страха

Диагностика страхов у детей младшего школьного возраста, дошкольного возраста заключается в определении характера данной эмоции. Если страх реальный, то малышу действительно угрожает опасность и в определенный момент сработал инстинкт самосохранения.

Если страх придуманный, и преследует человека на протяжении длительного времени, то он носит невротический характер.Такой страх еще называют свободным, т. к. он возникает в моменты, несвязанные с какой-либо опасностью.

Благодаря методикам выявления детских страхов, специалисты разделили данные эмоции на две формы их проявления:

В первом случае ребенком категорически отрицается присутствие страха, хотя родные убеждают его в обратном. Здесь они акцентируют внимание на новом, опасном и непривычном. Это могут быть:

  • страхи из-за животных;
  • опасности перед неизвестными людьми;
  • боязнь новой обстановки;
  • испуг при возникновении громких звуков.

Страхи «невидимки» — противоположность немым. Малыш боится чего-то определенного, в то время как члены семьи не понимают причины его перепуга. Например, ребенок уронил кружку и она разбилась. Он длительное время находится в напряженном состоянии в ожидании наказания, а в итоге никто даже не обратил внимания на происшествие с посудой.

Такая форма боязни указывает, что между членами семьи отсутствуют взаимопонимание и коммуникабельность. При его выявлении стоит задуматься, как изменить манеру поведения, чтобы вернуть хоть минимальное доверие малыша. Если же не предпринимать никаких шагов, и оставить все как было, то для малыша это грозит негативными последствиями психологического характера.

Часто в детских страхах присутствует какой-то элемент, вызывающий у ребенка чуть ли не панику. При этом со стороны взрослых на такую его реакцию он видит только улыбку, или даже смех.

Не следует поступать таким образом, т. к. подсознание малыша уже отметило данное эмоциональное проявление на его страх. В дальнейшем результатом такого веселья может стать его замкнутость, т. к.

он постоянно будет бояться эмоциональных проявлений.

Эффективные методики

Детская психика и страхи тесно взаимосвязаны между собой. Даже если в семье никто не замечает наличия таковых в поведении ребенка, это не значит, что такая эмоция отсутствует. Чтобы решить такую проблему, существуют разнообразные методики для выявления страхов у детей.

Основными задачами методики являются:

  • успокоение ребенка;
  • восстановление его эмоционального равновесия;
  • умение показать понимающее отношение не только к нему, но и к его страхам.

Каждая методика для выявления детских страхов по-своему эффективна. Для подтверждения диагностики и для коррекции данной эмоции специалисты могут использовать рисование, лепку, игру или простое общение. Выбор методики зависит от интересов и предпочтений малыша.

Важно, чтобы обстановка, располагающая к доверию, создавалась постепенно. В результате ребенок, не стесняясь, поделится своими страхами и реакцией ему будет не осуждение или снисходительные улыбки, а полное понимание и поддержка.

Одной из распространенных методик является «Страхи в домиках». Она позволяет выявить боязни и определить, какие из них преобладают.

Методики диагностики детских испугов

После доверительной беседы, в ходе которой выявили боязни малыша, рисуются дома красного и черного цветов. Под видом игры предлагается расселить свои страхи в нарисованные объекты.

Все страхи, которые больше всего беспокоили малыша, оказываются собраны в домике черного цвета. После этого предлагается повесить на дверь замок, сделанный или нарисованный своими руками. Такое действие успокаивает детское сознание, т. к. из закрытого дома выбраться невозможно.

Эта методика предназначена для детей старше трех лет.

Для всех детей важно внимание со стороны взрослых. Если малыш стремится поделиться с вами своими переживаниями, то его стоит внимательно выслушать и успокоить. С боязнями можно справиться, если ознакомиться с методиками и упражнениями.

Источник: https://urazuma.ru/strahi-fobii/diagnostika-strahov-u-doshkolnikov-metodiki.html

Методика выявления детских страхов

Методики диагностики детских страхов

Екатерина Чекашкина
Методика выявления детских страхов

Методика выявления детских страхов

«Страхи в домиках»(А. И. Захаров и М. Панфилова)

Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.

Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует контурно два дома (на одном или на двух листах): черный и красный.

И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т. е. признал, что он боится этого.

У детей постарше можно спросить: “Скажи, ты боишься или не боишься. “.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа “да” – “нет” или “боюсь” – “не боюсь”. Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение.

При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа “не боюсь темноты”, а не “нет” или “да”. Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть.

Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его, а ключ – выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.

Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами. Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов.

Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как имеющийся в наличии. Из 31вида страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15.

У городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

Инструкция для ребенка: “В черном домике живут страшные страхи, а в красном – не страшные. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам”.

Ты боишься:

1. когда остаешься один;

2. нападения;

3. заболеть, заразиться;

4. умереть;

5. того, что умрут твои родители;

6. каких-то детей;

7. каких-то людей;

8. мамы или папы;

9. того, что они тебя накажут;

10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы – вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);

11. перед тем как заснуть;

12. страшных снов (каких именно);

13. темноты;

14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);

15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);

16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);

17. когда очень высоко (страх высоты);

18. когда очень глубоко (страх глубины);

19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);

20. воды;

21. огня;

22. пожара;

23. войны;

24. больших улиц, площадей;

25. врачей (кроме зубных);

26. крови (когда идет кровь);

27. уколов;

28. боли (когда больно);

29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);

30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо – у дошкольников);

31. опоздать в сад (школу);

Все перечисленные здесь страхиможно разделить на несколько групп:

медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;

страхи, связанные с причинением физического ущерба – транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;

страх смерти (своей);

боязнь животных ;

страхи сказочных персонажей;

страх темноты и кошмарных снов;

социально-опосредованные страхи – людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;

пространственные страхи – высоты, глубины, замкнутых пространств;

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodika-vyjavlenija-detskih-strahov.html

Диагностика страхов у дошкольников: методики, советы родителям – Гармония внутри

Методики диагностики детских страхов

19.11.2019

Диагностика детских страхов – это непременный этап, с которого начнется их коррекция и преодоление.

Этот этап тем более важен, что, как правило, дети не говорят о своих страхах, особенно это касается дошкольников и младших школьников. Поэтому в данной статье мы остановимся на методах диагностики именно у маленьких детей (а вообще эти методы, конечно, зависят от возраста).

Итак, если вы заметили у ребенка отклонения в поведении такие, как беспокойный сон, нервозность, новые привычки (грызет ногти, накручивает на палец волосы и т.п.), причуды и необоснованные капризы, то надо искать причины таких явлений.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью рисунков. Здесь выбор вариантов очень многообразен: можно попросить нарисовать просто рисунок на произвольную тему, можно обозначить тему (семья, школа, детский сад, друзья, мои страхи…)

Методика расшифровки детских рисунков – это не цель данной статьи, ведь формата одной статьи недостаточно для того, чтобы раскрыть все нюансы. При желании каждый родитель найдет множество источников информации по этому вопросу.

  • Здесь же хотелось бы отметить несколько моментов, на которые родителям обязательно стоит обращать внимание в рисунках детей:
  • — рисунки на безнадежные, катастрофические темы с обилием страшных монстров должны привлечь внимание родителей;
  • — если ребенок изображает себя всегда стоящим в одиночестве, особняком от других людей на рисунке – это явный признак проблем с общением, боязни идти на контакт, страх одиночества;
  • — если ребенок практически ничего не рисует или делает это неохотно – это тоже сигнал к тому, что  у ребенка не все в порядке;
  • — жирные, черные линии, сделанные с большим нажимом, дырявящие лист бумаги – сигнал к тому, что ребенок пытается избавиться от чего-то, зачеркнуть, выкинуть из своей жизни;
  • — увлечение черными, серыми и коричневыми цветами также должно насторожить, потому что свидетельствует о пессимистичности и угнетенном состоянии.

Диагностика детских страхов активно использует тестовый метод.

Для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста обычно используются тесты, на вопросы которых отвечают родители.

Тесты могут быть на выявление тревожности или определение уровня самооценки, тесты об определенных видах страхов: страхе потери, о боязни новых отношений, об опасных явлениях или животных и т.д.

Диагностика детских страхов, конечно, не обходится без методов наблюдения. Английский психолог Джон Боулби говорит о так называемых «маячках страха», которые помогут отделить страх от других эмоций.

Например, с большой точностью можно сказать, что ребенок боится, если он напряженно всматривается в какой-либо предмет (объект), застыв на несколько секунд с испугом на лице. А затем малыш взглядом ищет кого-то из взрослых, чтобы получить поддержку и защиту.

Отсутствующий взгляд, стремление съежиться, закрыться – это тоже «маячки». У испуганного ребенка ладони становятся влажными, кожа лица бледнеет, дыхание становится частым и прерывистым.

Родителей должно насторожить, если у ребенка есть склонность к агрессивным развлечениям – он бредит оружием, постоянно играет в «войнушку», с упоением и наслаждением расстреливает игрушки.

Такие наклонности говорят о внутреннем чувстве незащищенности и страхе перед нападением, страхе смерти.

Если ребенок имеет привычку ломать игрушки, отрывать у них части «тела» — это также говорит о наличии определенного рода страхов – страх болезни, боязнь уколов и докторов.

Очень опасным симптомом является желание ребенка причинять боль живым существам – животным,  младшим братьям и сестрам.

Детские недомогания (тошнота, головная боль, боль в животе и т.п.) перед каким-либо событием (контрольная, экзамен, неприятная поездка, посещение врача) – это тоже прямое проявление страха, которое выявляется методом наблюдения.

  1. Предлагаю вам провести экспресс-диагностику методом наблюдения за ребенком в течение 3-5 дней.
  2. На листе бумаги напишите проявления тревожности и отмечайте, допустим, галочкой или крестиком, если вы наблюдали такое проявление у ребенка:
  3. — беспокойство, нервозность в течение всего дня;
  4. — лицевые конвульсии, напряжение мышц лица и шеи;
  5. — проблемы со сном или с засыпанием;
  6. — проблемы с концентрацией и сосредоточением;
  7. — капризность и плаксивость.
  8. Если вы заметили у ребенка хотя бы одно из перечисленных проявлений тревожности, необходимо провести уже более тщательную диагностику.

Диагностика детских страхов у маленьких детей может быть проведена с помощью специальных сказок и историй. Например, такой, как предлагает И.В. Самойленко:

Сказка «Бельчонок». В дупле одного большого и высокого дерева жила-была беличья семья: папа, мама и сынок-бельчонок. Однажды налетел сильный-пресильный ветер и вся беличья семья выпала из дупла. Папа на лету ухватился крепкими лапами за крепкий сук и взобрался на дерево. Мама ловко зацепилась за ветку пушистым хвостом. И только маленький бельчонок скатился вниз на землю.

  • Вопрос: что стало с бельчонком?
  • Детские ответы, соответствующие норме, будут следующего характера:
  • — он тоже забрался на дерево;
  • — он испугался, но быстро забрался к маме;
  • — он испугался, но быстро забрался к папе;
  • — бельчонок позвал на помощь маму и папу, и они помогли ему снова забраться на дерево.
  • Ответы, которые должны насторожить:
  • — бельчонок ударился об землю и умер;
  • — бельчонок остался один на земле и умер от холода (голода);
  • — о бельчонке все забыли;
  • — бельчонка утащили волки (лиса, медведь…);
  • — бельчонок так и остался на земле, потому что он еще маленький и слабенький.
  • Ответы показывают, какие у ребенка взаимоотношения с родителями, чего ребенок опасается, чего ему не хватает в семье.
  • Вы можете сами придумать какую-нибудь подобную историю и поговорить с малышом о ней.
  • Диагностика детских страхов может быть проведена и путем задавания конкретных вопросов:
  • А ты боишься спать один в комнате?
  • А страшные сны тебе снятся?
  • Ты боишься ездить на лифте?
  • Летать на самолете?

А Бабу-ягу ты боишься? и т.д.

Внимательные и чуткие родители всегда смогут заметить у ребенка тревожное состояние, а вовремя проведенная диагностика детских страхов поможет с ними справиться без огорчительных последствий.

Источник:

Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»

  • Данная методика разработана и апробирована российскими специалистами-психологами Александром Ивановичем Захаровым и Мариной Александровной Панфиловой.
  • Цель: диагностика, выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей старше 3-х лет.
  • Применение методики обусловлено потребностью выяснения всего спектра страхов, которым подвержен ребенок, перед непосредственным проведением коррекции данного состояния психологом.
  • Обычно данный тест используется в том случае, если ребенок еще плохо рисует или не любит рисовать.

Инструкция по проведению: Психолог рисует контуры двух домов (на одном или на двух листах): черного и красного цвета. Инструкция для ребенка: «В черном домике живут страшные страхи, а в красном — не страшны. Помоги мне расселить страхи из списка по домикам».

 (Список страхов можно скачать внизу материала) (психолог называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик.

У старших детей необходимо спросить: «Скажи, ты боишься или не боишься …».

Беседу с исследуемым специалист проводит неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи по порядку и ожидая только ответа «да» – «нет» или «боюсь» — «не боюсь».

Особенности проведения тестирования.

Избегая непроизвольного внушения страхов частым повторением вопроса о боязни страхов. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Психолог при проведении теста находится рядом с ребенком, а не напротив.

Необходимо периодически подбадривать испытуемого и хвалить за то, что он говорит все как есть, правду.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ — выбросить. Данное действие необходимо для того, чтобы успокоить актуализированные детские страхи.

Интерпретация теста на выявление детских страхов доступна для скачивания

Источник:

Методы диагностики тревожности детей дошкольного возраста

Наличие беспокоящих состояний у детей в раннем возрасте — проблема многих родителей. Ситуация осложняется трудностями выявления, оценки и интерпретации эмоционального состояния малыша.

Для облегчения задачи разработано большое количество различных приёмов, среди них особое место занимают игровые.

Так, методика выявление тревожности у дошкольников Паровозик обеспечивает с помощью визуальной выборки цвета, который ассоциируется с определённым настроением.

Состояние тревожности — характерное явление для многих малышей. Оно формируется как психическая реакция организма на любую неопределённость, неизвестность будущего. Для дошкольника, изучающего и узнающего этот мир, факторов неизвестности очень много, поэтому вероятность развития тревожности высока.

Большую роль в формировании беспокоящих состояний у детей играют взрослые, особенно родители. Малыши во всём зависят от мамы и папы. Степень уверенности зависит от поведения и позиции взрослых.

Факторы, повышающие вероятность развития тревожности:

  • критика и упрёки;
  • сравнение с детьми;
  • отсутствие поддержки;
  • нестабильность в повседневной жизни;
  • непонимание происходящих событий;
  • низкая степень вовлечённости родителей в повседневную жизнь малыша;
  • совершение действий, вызывающих страх, тревогу, негативные эмоции;
  • недостаток любви, внимания.

Определение степени проявления тревожности у дошкольников и школьников младших классов осложнено возрастными особенностями. Ребёнок плохо понимает и не контролирует процессы, которые происходят в его психическом и эмоциональном мире. Он неспособен самостоятельно вычленить отклонения от нормы в восприятии действительности.

Первичный способ диагностики тревожности — выявление особенностей в поведении. По поведенческим признакам можно вычленить наличие беспокоящих состояний.

Признаки тревожности ребёнка:

  • суетливость;
  • двигательное беспокойство;
  • повторяющиеся движения — сосание пальцев, закручивание волос, обгрызание ногтей;
  • нарушения сна;
  • скованность;
  • панический страх нового, любых перемен;
  • неуверенность в себе;
  • отказ от новых видов деятельности;
  • серьёзность;
  • нежелание выделяться и стремление к тишине;
  • частые страхи без повода;
  • заниженная самооценка.

По первичным признакам взрослые люди способны определить отклонения в эмоциональном состоянии малыша, но для точной диагностики тревожности, оценки степени её проявления нужно использовать специальные методики.

Для определения наличия беспокоящих состояний у малышей дошкольного и младшего школьного возраста разработано большое количество всевозможных методик:

  • «Лесенка». Способ направлен на определение уровня самооценки дошкольника, как он видит отношение к себе сверстников, родителей, взрослых. Отношение ребёнка очень сильно взаимосвязано с беспокоящими состояниями, которые его преследуют. Для проведения нужны: лист бумаги, картон, карандаш, ножницы. На листе рисуется лесенка с семью ступеньками. Ступени одинаковые, кроме третьей, она шире. На картоне рисуют и выстригают фигурку человека. Ребёнка просят ставить фигурку на конкретную ступеньку. Фигурки обозначает самого ребёнка, учителя, воспитателя, других хороших и плохих ребят. По месту размещения фигурки на ступеньку определяется уровень самооценки. Методика используется при диагностике тревожности. Она позволяет определить влияние на беспокоящие состояния самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми.
  • Тест «Страхи в домиках». На листе рисуются два домика. Ребёнку задают задачу, нужно «страшные» и «нестрашные» страхи распределить по домикам. Читается 29 страхов. Малыш распределяет их по домикам. На основе сортировки определяются объект, вызывающие страх и тревогу у ребёнка.
  • Выбери нужное лицо. Дошкольнику предлагают посмотреть на 14 картинок, изображающих различные ситуации из детской жизни. На картинках представлен малыш с лицом, которое не прорисовано. Тестируемому ребёнку нужно выбрать «весёлое» или «грустное» лицо, которое ассоциируется у него с ситуацией на картинке. По реакции малыша к конкретным ситуациям определяется наличие тревожности, источники её развития.

Источник: https://mii-info.ru/strahi-i-fobii/diagnostika-strahov-u-doshkolnikov-metodiki-sovety-roditelyam.html

Лечение Детей
Добавить комментарий