Методы развития творческих способностей у детей

Методы развития творческих способностей дошкольников

Методы развития творческих способностей у детей

Слайд 1.Методы развития творческих способностей у детей.

Слайд 2. Без впечатлений, восторгов, вдохновения,

без жизненного опыта – нет творчества.

(Дмитрий Шостакович)

Слайд 3. Наш мир нуждается в творцах, причем это не обязательно художники, архитекторы или писатели.

Креативные идеи воплощаются в умении находить решение в безвыходной ситуации, совершенствовать вещи и подыскивать им новое применение, выдвигать философские концепции, которые меняют мировоззрение.

И заложить основу всего этого вы можете прямо сейчас, помогая ребенку в поисках творческого самовыражения.

Слайд 4.Творческие способности не ограничиваются навыками рисования, пения или лепки.

Их актив гораздо шире, он включает в себя следующие умения: стремление познавать мир и делать открытия; умение использовать полученные знания на практике, изобретательство; стремление видеть необычное в повседневных объектах; воображение и фантазия; проявление инициативы; интуиция; живая активность ума. Все эти понятия находят конкретное выражение.

Слайд 5.Например, дети учатся замечать красоту природы и архитектуры и воплощать это в своих творениях, находить новое применение вещам, изобретают слова, рисуют, представляют себя героями любимых книг, мультфильмов, сочиняют истории, танцуют и поют. Педагогам и родителям важно не затушить искры этих проявлений, ведь они раскрывают потенциал одаренности ребенка.

Слайд 6. Первые задатки творческого подхода проявляются в ребенке очень рано. Даже самостоятельная попытка спуститься с кровати, незаметно дотянуться до телефона, случайно забытого на столе, или рисовать на обоях – это тоже своего рода творческий акт. Ведь ребенок активно исследует окружающую среду, находит применение ее объектам, ставит цели и идет к ним своим нестандартным путем.

Слайд 7.Развитие творческих способностей детей меняется с возрастом: 3-5 лет. В этот период закладывается основной фундамент личности, а потому и творческие способности развиваются наиболее интенсивно.

В дошкольный период характерна повышенная любознательность, избирательная и эффективная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, упорство в достижении целей и повышенная концентрация, яркое воображение, развитое чувство справедливости, чрезвычайная эмоциональная восприимчивость.

Малыш испытывает сильную потребность в познании и активно откликается на любые методы творческого развития.

Важно не упустить момент и развить «творческую жилку» в самом раннем возрасте, ведь впечатления этого периода оставят яркие воспоминания на всю жизнь. Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э.

Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные».

Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Слайд 8.Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Слайд 9. Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей.

В процессе организации обучения развитию творческих способностей

большое значение придается общедидактическим принципам:

– научности

– систематичности

– последовательности

– доступности

– наглядности

– активности

– прочности

– индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.

1. Каждая игра представляет собой набор задач.

2. Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с

разными способами передачи информации.

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут

возбуждать интерес в течение многих лет.

5. Постепенное возрастание трудности задач – способствует развитию

творческих способностей.

Слайд 10.Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо

соблюдать условия:

– развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

– задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

– творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы:

Слайд 11.

Методы

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения – многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются на: конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой

деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование – это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение – рассматривание рисунков, картин, просмотр видеофильмов, презентаций, прослушивание аудиозаписей.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Перечисленные методы развития творческих способностей детей, давно знакомы, фактически это программа занятий в детском саду.

Однако нельзя забывать о том, что на раннем этапе развития у детей закладываются базовые представления о мире, которые лягут в основу личностных черт и качеств характера ребенка.

Личность ребенка развивается непрерывно, а не от случая к случаю, поэтому задача педагогов и родителей создать и постоянно поддерживать среду, которая будет побуждать к творчеству. Развитие творческих способностей у детей – важный процесс формирования гармоничной личности.

Слайд 12. Отдельно хочется остановиться, о достаточно популярном методе в изобразительной деятельности – использовании нетрадиционных методик.

Слайд 13.Актуальность необходимости работы по развитию воображения дошкольников связана с усилением интереса педагогов и детских психологов к возможностям изобразительных способностей детей.

Именно изобразительная, продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Это объясняется тем, что художественная творческая деятельность в силу своей специфики представляет собой естественную «школу творческого развития».

В современной методике обучению рисованию детей дошкольного возраста разработано немало нетрадиционных приемов, которые способствуют не просто совершенствованию изобразительной деятельности, а направлены на развитие творческого воображения.

Основные нетрадиционные техники, обучение которым осуществляется воспитателями в группах: рисование свечой, “пушистое рисование”, рисование на мокрой бумаге или “по-мокрому”, рисование на мятом листе, “кляксография”, “монотипия”, “точечный рисунок”, “объемное рисование” (прямо из тюбика с краской), печатание, “набрызг”, процарапывание (“граттаж”), “ниткография”, рисование пальчиками и ладошками, создание коллажей.

Слайд 14 .В аппликации: обрывная аппликация, накладная аппликация, модульная аппликация, симметричная аппликация, ленточная, силуэтная, квиллинг, торцевание, коллаж, оригами, аппликации из крупы, соломы, из засушенных цветов и др.

Слайд 15. В лепке – тестопластика, пластилиновая графика, пластилиновая мозаика.

Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

Слайд 16. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.

Оригинальные рисование, лепка, аппликация раскрывают творческие возможности ребенка, позволяют почувствовать краски, пластилин их характер и настроение.

И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Все дети любят творить. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги, в лепном образе или в виде аппликации.

Дети готовы к творчеству, но важно, чтобы к сотворчеству был готов педагог! От той работы, которую организует и проведет воспитатель совместно с родителями, зависит неординарное отношение будущего творца к своей жизни и деятельности.

Слайд 17. (Ф.М. Достоевский) говорил: «Искусство есть такая потребность для человека, как есть и пить.

Потребность красоты и творчества, воплощающего её, – неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете».

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Слайд 18.

Источник: https://infourok.ru/metodi-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov-1266553.html

» Как развивать творческие способности у детей

Методы развития творческих способностей у детей

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать — расскажет наша статья.

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.

Творческие способности детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — наилучший период для воспитания творческой личности. Именно в этот период жизни происходит формирование и становление личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей.

В детском саду дошкольник может творчески развиваться на основе различных видов деятельности, прежде всего игровой, а также продуктивной, коммуникативной и других.

Разнообразные обучающие и стимулирующие игры призваны раскрывать творческий потенциал малыша.

Следует помнить о том, что таланты ребёнка будут развиваться, если соблюдать такие условия:

  • раннее начало творческого воспитания
  • свободный выбор деятельности
  • разнообразие видов деятельности
  • благоприятная развивающая среда
  • поддержание постоянного интереса ребёнка к творческой деятельности.

«А знаете ли вы, что в каждом человеке заложены творческие способности? Примите это как данность и развивайте их!»

Раннее развитие детей

Идеи раннего развития сегодня очень популярны. Мамы стали осознавать, что чем раньше они начнут заниматься творчеством с ребёнком, тем он будет гораздо смышлёнее своих сверстников. Для этого можно посещать с малышом центры раннего развития, читать психолого-педагогическую литературу, узнавать о различных методах воспитания в Интернете. А проще всего – создать творческую атмосферу дома.

Методы развития творческих способностей детей

1. Введите творческие моменты в повседневную жизнь!
Привлекайте ребёнка к разным домашним делам. Лепите пирожки – дайте ребёнку кусочек теста: пусть создаст своё изделие.

Как интересно будет вылепить фигурку и потом (с помощью мамы!) испечь её! Уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за цветами – дети с удовольствием займутся бытовыми делами вместе с взрослыми.

В процессе они будут заниматься новыми увлекательными занятиями, часто играя, а значит, развивая творческий подход к делу! Всё делайте вместе! Дети обожают заниматься чем-то интересным вместе с папой и мамой!

2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли.

Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью — получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов.

Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи.

3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев.

Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев.

Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка.

Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.

4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом сказки, создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие.

Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни.

Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

Развитие творческих способностей через игру

Игра как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.

Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:

1. «Весёлые картинки»

Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.

2. «Угадай!»

Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.

3. «Хорошо и плохо»

Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.

4. «Слова»

Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный — горячий, весёлый — грустный; синонимы (близкие по значению): хороший — отличный, обманывать — врать и т. д.

5. «Необычное использование предмета»

Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.

6. «А вдруг?»

Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Идеи для творческого развития ребёнка

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников.

Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!

Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки — это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно.

Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов.

А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски.

В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

«! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение.

Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры.

Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной аппликации из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день.

Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки — всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт — обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.

Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства.

Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения.

Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию — можете смело отдавать в музыкальную школу.

Радуйтесь творческим успехам!

«Совет. Радуйтесь вместе с ребёнком его творческим начинаниям! Малышу важно одобрение творчества, ведь это закрепляет его веру в собственные силы».

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо.

Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.
Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук.

По окончанию работы или игры — сделайте уборку вместе с ребёнком: трудовое воспитание – тоже важный момент!
Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры.

Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!

Источник: https://paidagogos.com/kak-razvivat-tvorcheskie-sposobnosti-u-detey.html

Развитие у детей креативного мышления

Методы развития творческих способностей у детей

В детском саду и школе обязательно присутствуют уроки творчества. Дома тоже можно заниматься: это необходимо для развития воображения у детей.

Возможно, они не станут известными художниками или музыкантами, но творческое мышление всегда поможет им в учебе или работе. Это отличный способ подходить нестандартно к решению самых разных ситуаций.

Сегодня ценится креативность мышления, которую можно развить, если начать заниматься с

ребенком с 2-3 лет. Существует несколько распространенных методик, которые подходят для всех возрастов. Современные приемы творчества делают все задания интересными и притягательными для малышей и подростков.

Главное – правильно относиться к результатам работы, давать дельные советы, а не ругать или насмехаться над работой. Это поможет малышу выработать собственное видение мира, правильно выражать свое отношение к нему.

Зачем развивать творческий потенциал?

Сегодня важное место в развитии ребенка занимает креативность мышления («креативность» – от латинского «созидание»).

Творчество рассматривается как мостик к креативному мышлению, возможности что-то создавать, придумывать. Важно даже не то, чтобы малыш научился рисовать, лепить или стал профессиональным музыкантом.

Занятия для развития у детей творческого потенциала учат их мыслить нестандартно.

Сегодня это очень важно, ведь предпочтение отдается современным профессиям. Появляется больше возможностей стать успешным в своем деле, если мыслить не так, как остальные. У детей уже есть некая база, матрица, по которой проходит мышление. Научите малыша использовать для творчества разные материалы и подходы, и потом он сможет действовать так же в учебе, работе.

Основная польза креативного подхода к решению проблемы — умение точно представлять себе результат и многообразие методов достижения цели. Такие люди обладают очень хорошей смекалкой, видят картину происходящего целиком. В детстве малыш учится выбирать самые разные идеи для создания картинки, скульптуры, танца, а в зрелом возрасте с блеском решает нестандартные задачи.

Базовые методы для работы с детьми

Приемы и методы обучения творчеству просты, но требуют системности. Обязательно нужно понимать, что может и чего еще не может ребенок. Занятия в садике, школе, дома и в кружках всегда должны учитывать возраст малыша. Есть базовые приемы работы.

Один из самых распространенных методов – практический. Он позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Дайте ему краски, пластилин, конструктор, включите музыку. Так можно определить, к чему у малыша есть склонность. Это свободное творчество, возможность выразить себя через доступные навыки и умения.

Чтобы чему-то научиться, нужно видеть перед собой пример. Наглядные методы показывают, как работать, какой может (должен) получиться результат. Вы можете рассматривать с малышом альбомы по рисованию, давать ему советы, делать что-то вместе с ним. Например, мама или учитель рисует, а малыш копирует рисунок.

Подходят для детей школьного возраста. Это все объяснения, инструктаж, очередность работы.

Детям помладше тяжело запоминать большие объемы информации, понимать логику, а вот для школьников это самый распространенный из приемов работы. Они уже не так охотно копируют то, что показывает учитель.

Им нужно действовать самостоятельно, творчески. Им можно объяснить, как делать, а вот что делать — это они решат сами.

Еще один из приемов работы — игровые методики. Для ребенка младшего возраста это самый распространенный метод. Это постановка игровых ситуаций, игрушки для развития. Часто это какие-то игры, сценарии которых задают взрослые.

Ребенку необходимо использовать свое воображение, чтобы играть в эту игру.
цель работы — воспитать воображение у детей, развить творческий подход. Конечно, не каждый человек может заниматься именно творчеством.

Но благодаря такой работе он научится творчески мыслить.

Воображение у детей

Не может быть творчества без воображения, фантазии. Это позитивные качества личности, которые присутствуют у всех детей. Как и многие другие качества, творчество нуждается в развитии. Для этого в детском саду, школе всегда присутствуют уроки рисования, музыки, детей знакомят с разными видами искусства.

Кроме того, очень важно заниматься дома. Для родителей это совсем не сложно, но лучше всего почитать что-нибудь о современных и проверенных техниках развития творчества. Это даст вам гораздо больше возможностей для занятий с малышом. Если он не посещает садик, то вдвойне необходимо уделять внимание таким занятиям.

Воображение — не только необходимое условие для творчества. С его помощью проходит активное психическое развитие человека.

Творчество – это не только возможность своими руками создавать какие-то предметы (картины, скульптуры, музыку), но и особый подход к решению самых разных ситуаций.

Воображение дает нам возможность искать выход из положения там, где он возможен, но не очевиден. Для ребенка развитие творческого мышления открывает большие перспективы.

Современные приемы для творческого развития

Сегодня появляется все больше возможностей для развития детей. Раньше не было так много хороших материалов для творческой работы, к тому же они не были доступными для занятий дома.

С другой стороны, слишком много — тоже плохо. Если есть все необходимое с излишком, то творческий процесс становится не таким увлекательным.

Многие идеи требуют особенного подхода – только тогда результат будет действительно ценным для ребенка.

Выделяются некоторые методики, которые оказывают максимальное влияние на творческое развитие:

За основу можно принять почти все что угодно. Даже готовую игрушку всегда можно обыграть, то есть добавить что-то, изменить первоначальный вид предмета или рисунка. Так ребенку проще почувствовать себя «творцом». Например, можно обыграть готовый рисунок, добавив в него некоторые объемные элементы:

  • гербарий (к натюрморту или пейзажу);
  • тканевые фрагменты (платье для нарисованной принцессы, солнце на небе и т.д.);
  • пластилин (помогает сделать объемное изображение).

Обычно такие приемы нравятся детям 4 лет и старше. Обыгрывание можно отнести не только к рисованию – точно так же можно обыграть фигурку из пластилина, глины, соленого теста. Для детей постарше именно это и является привлекательным. Так можно создать игрушку, которая не будет просто стоять на полке, а с которой можно играть.

  • Сюжетно-изобразительная игра

Может применяться для целой группы детей, который работают вместе. Тут можно сочетать приемы рисования, лепки, добавления объемных элементов. Например, дети получают задание изобразить «крестьянский дворик».

Что-то рисуется, что-то лепится (животные, птицы), можно добавить гербарий (кустики, деревья). Ребята совместно решают, кто будет заниматься какой работой. Это важный момент для творчества — поиск исполнителя.

Коллективное творчество, кроме всего прочего, используется для развития общения, улучшения коммуникации.

Творчество связано не только с работой руками. Небольшие ролевые постановки тоже отлично подходят для развития воображения и креативности. Например, детям дается задание разыграть ту или иную ситуацию. Такой метод часто используется в детском саду.

Детей делят на несколько групп, им предоставляется некоторый реквизит (одежда, маски, игрушки…), а затем каждая показывает готовую «постановку». Для этого малышам необходимо использовать ситуационную логику, свой опыт и, конечно же, воображение.

Руководитель (учитель, родитель) ставит очень расплывчатую задачу для ребенка, а он должен приложить максимум своих творческих сил, чтобы решить ее. Например, задание  «сделай из пластилина что-то необычное». Или: «нарисуй животное, которое живет на далекой планете». Возможны задания придумать музыку или танец, написать стихи и т.д., словом, все то, что открывает простор воображению.

Оценки и отзывы

Важно, чтобы воспитатель, учитель и родители поддерживали искру творчества у детей. Это невозможно сделать, если не уметь правильно оценивать результат. Творчество должно быть свободным, ведь это возможность самовыражения ребенка. Оценка чего-то, что ученик сделал, создал, придумал, всегда должна быть адекватной:

  • возрасту;
  • возможностям;
  • обстоятельствам.

Чаще хвалите, поощряйте тех, кто занимается творчеством. Лучше всего не указывать на ошибки, а предлагать более интересные варианты. Например:

Используй больше цветов, красок.

Попробуй начертить контуры, а потом раскрашивать рисунок.

А что, если добавить в эту работу что-то еще?

Возможно, стоит украсить фигурку/картинку?

Так для детей ваши замечания не выглядят как критика, а становятся идеями. Для развития воображения такие дополнительные идеи просто необходимы. Потом дети смогут сами себя стимулировать, ставить цели и добиваться их. А пока что ваши небольшие советы научат их искать интересные варианты одной и той же работы.

Творческое развитие

В детском саду, школе и дома есть масса возможностей для развития творческих способностей. Профессиональные педагоги знают, какие методы и приемы можно использовать для детишек разного возраста. Родители могут просто следовать программе учебного заведения или же подбирать какие-то свои идеи.

Садик

Малыши в 3-4 годика еще не обладают достаточным абстрактным мышлением, чтобы заниматься свободным творчеством. Им нужно показывать, объяснять. Для них подходит метод наглядности и повторения. Детям предлагаются простые приемы рисования, лепки, аппликации. Сейчас главное — заинтересовать их этим видом деятельности.

Важно помнить, что в 3-4 года идет активное развитие мелкой моторики. Сейчас, например, лепка и конструктор – одни из самых предпочтительных видов работы. Малыш не только что-то создает, но и отрабатывает приемы работы пальчиками. Это очень полезно для моторики и психического развития.

Постановка задачи

У маленьких детей есть проблема с тем, чтобы начать работу, поэтому им необходимо правильно ставить задачу. Какой бы из приемов творчества вы не выбрали, сначала нужно провести объяснение и наглядную демонстрацию.

Например, воспитатель ставит задачу «рисуем свою семью». На доске или на большом листе бумаги воспитатель начинает рисовать первым, объясняя, что в ее семье, например, есть мама, папа, брат и сестра.

Воспитатель рисует, используя какой-либо метод.

Далее дети получают бумагу, краски/карандаши или рисуют, частично повторяя работу воспитателя, добавляя свои элементы. В ходе работы ребенка можно попросить рассказать немного о его семье. Так ему становится понятнее, где можно повторить работу-пример, а где нужно уже додумать самому.

Для этого необходимо ставить задачу четко, объяснить, что нужно рисовать именно свою семью. Используйте доступный набор материалов. Воспитатель помогает детям, давая им небольшие советы, подсказывая что-то. Конечно, тут не может быть оценочной системы. Необходимо выделить в работе каждого малыша что-то интересное, красивое.

Школа

Для детей школьного возраста существует огромный набор вариантов работы, однако им уже важно принимать решения самостоятельно. У ребенка школьного возраста развитие творческих способностей проходит быстрее. Задача школы — поддержать интерес к выбранному виду работы. К сожалению, школьные учителя не могут предложить обширный набор видов деятельности.

Чаще всего это рисование, музыка (пение), гербарии, лепка, шитье и рукоделие (для девочек), работы с деревом (для мальчиков). Уроки ИЗО и труда дают детям больше представление о том, как можно применить на деле свои творческие способности. Учителя могут посоветовать ребенку заняться тем или иным видом творчества дополнительно, направить в соответствующий кружок.

Волевое развитие

Очень важный момент для детей 7-10 лет — волевое развитие. Его можно добиться через воображение и творческую работу. Воля — необходимый элемент психического развития.

Для того чтобы создать что-то, необходимо приложить усилия: скажем, чтобы рисунок получился аккуратным, нужно терпение, последовательность работы. Так для ребенка становится важным результат.

Он может представить его в голове, а чтобы воплотить его в жизнь, ему необходима воля.

Чтобы соответствовать своим же ожиданиям, ученик должен приложить немалые усилия. Он уже может оценить: возможно, стоит переделать работу, изменить ее, улучшить. Появляется некий дух соперничества, который благотворно влияет на развитие.

Дополнительные занятия

Творческие кружки предлагают детям гораздо больше возможностей, чем садик и школа. Тут используются гораздо более глубокие приемы работы с воображением и свободным творчеством. Дополнительные занятия лучше всего подбирать так, чтобы сам ребенок хотел этим заниматься, его тянуло к данному виду занятий.

Занятия дома

Родители должны использовать такие же приемы работы, что и учебные заведения. Это поможет ребенку развиваться равномерно. Для дома подходят любые виды и методы творчества.

Полезные занятия и игры дома

Дома очень легко занять ребенка полезными заданиями. Главное, что все они воспринимаются как игра.

Кинетический песок

Это современный и очень интересный метод развития моторики для детей любого возраста. Кинетический песок – точно такой же, как и обычный, из него можно строить замки, дома, лепить куличики. Главное, что потом убрать песок очень легко, он не рассыпается – даже создается ощущение, что он мокрый.

Этот вид творчества становится все популярнее. Можно использовать его на уроках, а можно и дома. Это отличная возможность для применения приемов свободного творчества и повторения за взрослым.

Соленое тесто

Подходит для детей от 4 лет. Соленое тесто можно легко сделать дома. Вам понадобится:

  • 1 стакан простой муки;
  • половина стакана мелкой соли (не используйте крупную, с ней ничего не получится);
  • 125 мл воды.

Можно добавить немного клея ПВА, крахмала, чтобы было легче придавать форму фигуркам. Этот материал подходит для работы с приемом «обыгрывание». Фигурки можно обыгрывать до или после обжига. Сушить их нужно в духовке на минимальной температуре, приоткрыть крышку. Получаются небольшие игрушки, которые можно раскрашивать.

Полимерная глина

Подходит для детей дошкольного и школьного возраста, особенно старше 10 лет. С этим материалом возможны практически все современные приемы творческой работы. Глина обжигается в печи (подойдет домашняя духовка). Из нее можно делать игрушки, разные брелоки и даже украшения. Игрушки можно затем использовать для обыгрывания.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvivayushhij-dosug/razvitie-u-detej-kreativnogo-myshleniya.html

Развитие творческих способностей детей раннего возраста. Основные методы

Методы развития творческих способностей у детей

Многие из нас замечают, что большего успеха в жизни достигают люди с творческими способностями.

Креативное мышление, нестандартный подход к ситуации, высказывание своего мнения — все это помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.

К тому же, вероятность заниматься любимым делом вырастает в разы. Поэтому, заботясь о будущем своего чадо, необходимо развивать творческие способности с самого раннего детства.

развитие творческих способностей детей

Что такое творческие способности

Творческое развитие у детей подразумевает нестандартный подход к определенной ситуации, креативное решение задач.

Человек творческий — это не только хорошо рисующий или поющий.

Люди с творческими способностями стремятся познавать окружающий их мир и открывать что-то новое для себя. Они изобретательны и применяют свои знания на практике. У творческих личностей хорошо развиты фантазия и воображение: они могут разглядеть необычное в обычном. Они не боятся проявлять инициативу.

Творчество — это значит творить, создавать что-то новое и необыкновенное.

В каком возрасте нужно развивать творческие способности.

Детишки раннего возраста — это наилучший период, когда следует заниматься воспитанием творческой личности. Потому как именно у маленьких детей возникает любопытство практически ко всему. Они с радостью берутся за любое занятие.

Многие специалисты полагают, что развитый творческий потенциал — это заслуга родителей. У каждого ребёнка есть определенные творческие задатки от природы. Самостоятельно они могут проявиться у малыша в незначительной степени. Поэтому задача родителей-развивать творческие способности. Делать это необходимо именно в раннем возрасте.

По мнению специалистов самый благоприятный период — это с самого раннего возраста и до 5 лет.

Человек не рождается с определенными способностями, его навыки могут формироваться и на протяжении всей жизни.

Если с малышом заниматься развитием творческих способностей с малых лет, предоставить ему свободу и разнообразие видов деятельности, то у него быстрее появится интерес к определенным сферам.

Творческие задатки ребенка проявляются не только в виде изрисованных обоев.

Залезть самостоятельно на стул, достать телефон или же какое-либо другое действие малыша также являются некими творческими актами.

Маленькие непоседы с удовольствием изучают окружающий мир, учатся использовать по-своему повседневные предметы. У ребёнка возникают определённые цели и добивается их с помощью нестандартных способов.

Примерно с двух лет происходит активное формирование личности малыша. Творческие способности в этот период развиваются более интенсивно. У ребёнка наблюдается повышенное любопытство, он упорно пытается достичь своей цели. Также для этого возраста характерны яркое воображение и повышенная эмоциональная восприимчивость.

Условия для развития таланта

Для того, чтобы успешно развить творческие качества у ребёнка, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Занятие творчеством должно начинаться с раннего возраста
  • Ребёнку необходимо предоставить свободу в выборе творческой деятельности
  • Для того, чтобы малыш смог выбрать интересующий вид творчества, важно разнообразить эти виды деятельности, а не придерживаться определенного.
  • Среда для успешного развития должна быть благоприятной
  • Очень важно поддерживать малыша в любом его начинании. Совместное занятие творчеством и ваша положительная оценка — вот лучшая мотивация для маленького человечка.
  • Необходимо постоянно поддерживать интерес карапуза к творчеству.

 А вы знали, что у любого человека есть творческое начало? Просто необходимо развивать эти способности

Основные методы развития творческих способностей у детей

На самом деле, любое обыденное занятие может стать источником творческого вдохновения. Необходимо проявить немного фантазии. А так как у детей раннего возраста очень богатое воображение, позвольте своему малышу стать вашем помощником в том или ином деле. Например, занимаясь выпечкой, предложите ребёнку самостоятельно сформировать печенье.

Или попросите помощи в украшении торта. Творчески можно подойти и к уборке игрушек. Пусть малыш решит, какие игрушки сегодня собрать в верхний ящик, а какие — в нижней. Думаю, смысл идеи понятен, вам просто необходимо ввести творческую нотку в повседневную жизнь. Карапуз с огромным удовольствием будет выполнять домашние дела вместе с мамой или папой.

Для развития творческих способностей отлично подойдут игры с малышом. Можно вместе сделать какую-нибудь несложную поделку, например звездное небо. Для этого возьмите кусок чёрной бумаги, намажьте клеем и сверху посыпьте соль (лишнее смахните с бумаги). Также, например, игры с крупами обеспечат вашего карапуза яркими эмоциями, создавая разноцветные шедевры.

Наблюдайте за природой. Чаще гуляйте с ребёнком, обращайте внимание на различные явления, животных, птиц. Разговаривайте, анализируйте. Окружающая природа — это прекрасный источник для развития творческого потенциала.

Помимо таких простых способов развития творческих способностей у детей, существуют и более «профессиональные» методы. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Кукольный театр

Домашний кукольный театр способствует развитию воображения у ребенка. Приобретите различные пальчиковые куклы, либо сшейте самостоятельно. Позвольте ребенку устраивать домашний театр на семейных праздниках, или же без определенного повода. Предоставьте малышу безграничный полет фантазии. А одобрение взрослых вызовет у маленького создателя только яркие и положительные эмоции.  

Рисование

Развивать художественно — творческие способности у детей можно начинать уже и с шестимесячного возраста. На сегодняшний день для маленьких художников представлен широкий выбор различных инструментов для рисования. Детям самого раннего возраста отлично подойдут пальчиковые краски. Проверенные и известные производители выпускают безвредные краски, которые очень легко отмываются.

Почти все дети любят рисовать, и родителям важно предоставить малышу такую возможность. Данный процесс не только способствует развитию творческих способностей. Рисование для детей очень полезно.

С помощью рисования малыши развивают мелкую моторику, креативность, малыш учится выражать свои эмоции, анализировать и сравнивать. Рисуя пальчиками, маленький художник познает мир, получает большее представление о цветах.

Позже, когда кроха подрастет, художественную деятельность можно расширять и познакомить малыша с фломастерами, карандашами, кистями и красками. Это поможет подготовить руку к письму.

Один известный педагог В.

Сухомлинский писал о том, что на кончиках пальцев малышей находятся нервные окончания, которые отвечают за работу головного мозга.

О том, как развить у ребенка художественный талант, прочитайте в статье как научить ребенка рисовать

Лепка для детей

Также как и рисование, лепка для детей очень полезное занятие. Работая ручками и пальчиками, отлично развивается мелкая моторика, творческое мышление.

Из пластилина малыш может катать колбаски, формировать шарики, лепить простые фигуры. Можно самостоятельно приготовить тесто для лепки для детей.

Не ограничивайте фантазию своего малыша.

Вы можете проводить совместные занятия, создавая даже картины.

лепка с детьми

Поделки и аппликации

Для малышей постарше отличными помощниками в творческом развитии могут стать поделки и аппликации. Приобретите наборы цветной бумаги, картон, разнообразные ленточки, бусины. Научите ребенка вырезать.

Осторожно!Пользоваться ножницами и мелкими предметами можно только под наблюдением взрослых

Нарисуйте на цветной бумаге различные фигуры, животных, птиц, деревья или что-то другое. Вырезайте вместе с малышом полученные рисунки и приклеивайте на картон. В интернете есть огромное количество примеров несложных аппликаций с детьми.

Чтение с детьми

Источник: https://vdecrete.ru/razvitie/doshkolnoe-razvitie-rebenka/razvitie-tvorcheskih-sposobnostej-detej

«Способы развития творческих способностей дошкольников»

Методы развития творческих способностей у детей

Галина Рязанцева
«Способы развития творческих способностей дошкольников»

Статья для родителей

«Способы развития творческих способностей дошкольников»

Проблема развития творческих способностей стоит особенно остро в наше время, когда человек начинает цениться по его способностям.

Предпосылки развития творческой личности возникают у ребенка очень рано, но даже те элементы качеств творческой личности, которые могут быть сформированы в дошкольном детстве встречаются у детей не так часто.

Развитие творческой личности не происходит само, а требует особого внимания. Лучшая подготовка к будущему – формирование у малыша внутреннего комфорта, бесстрашия перед новыми шагами, ощущения полноты жизни.

Конечно, надо учить и воспитывать детей, но так, чтобы они могли сохранить ощущение собственной воли, собственного выбора и творчества.

Лучше не регламентировать жизнь ребенка, а оставлять за ним право самостоятельного решения, выбрать, чем будет заниматься, самому спланировать свой день, придумать какие игрушки взять на прогулку и во что там играть. Ребенок в таких ситуациях получает поддержку в своем свободном отношении к жизни, в своих творческих проявлениях.

Чаще всего мы стараемся представить мир радостным и постоянным: вот он сам, вот и любящие его родители и т. д. Но мир состоит из противоречий,противоположностей: рядом с радостью – горе, рядом с жизнью – смерть и т. д. Ребенок, привыкший видеть только одно хорошее или плохое теряется в новой неожиданной ситуации, не может найти выход.

Мышление, позволяющее воспринимать мир в его противоречиях и находить выход из них – проявление творческого воображения. Это основа для развития личности как отношения к нашей изменчивой жизни.

Конечно же, развитие творческого воображения начинается с игры. Творческие игры не только развивают воображение ребенка, но и формируют его характер и личность.

Поэтому тут особенно необходима поддержка и деликатность в оценках. Ведь важно дать не только нужные умения, но и вселить в него уверенность, качество борца, отстаивающего свою идею.

Каждая игра – это и школа сотрудничества, школа умения радоваться удачному решению проблемы и стойко переносить неудачу.

Чтобы понять в каком возрасте и в какие игры играть с детьми, необходимо понять, что характерно для воображения ребенка в каждом возрасте.

Первые проявления воображения обычно наблюдаются в 2-3 года. Именно тогда ребенок начинает кормить куклу камешками – котлетой, меряет температуру палочкой – градусником, т. е. пользуется игрушками-заместителями.

Поэтому и игры, в которые можно поиграть с малышами, должны научить их хоть чуть-чуть оторваться от видимой реальности. Например, игра «Что такое»(разные кружки, палочки разной длины, фигурки различной формы и т. д.).

Воображение детей 4-5 лет более устойчивое, образцы – более развернутые. Он по-прежнему отталкивается от действительности, но его образы более полные, насыщенные деталями.

Значит, и игры должны быть направлены не только на то, чтобы, оттолкнувшись от действительности, создать новый образ, но и наполнить его деталями, связать отдельные представления между собой.

Игра «Сочиняем сказку».

(2-3 кружка разного цвета на каждого играющего. «Кто это» и сочиняем про них сказку. Лучшие записать в «Книгу сказок»).

К 6 годам надо быть более внимательными к творческому развитию детей.

Здесь родители и детский сад усиленно готовят ребенка к школе, и фантазия и творчество нередко остаются в стороне.

В этом возрасте важно, как и раньше, развивать умение придумывать оригинальную идею своего произведения и создавать уже более полный план ее воплощения (руль-круг, дом-квадрат и т. д.).

В играх, которые есть в специальной литературе, обычно указан возраст, но указанный возраст относителен, потому что все дети имеют разный уровень развития, разные творческие способности, разные возможности обучения.

Поэтому, играя с ребенком, следует оценивать те его качества, которые уже сложились. Если он легко и быстро справляется с заданием, соответственно его возрасту, можно предложить ему более трудные.

Но ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в том, что он чего-то не умеет.

Творческие задания имеют обычно несколько решений, поэтому здесь не должно быть «верно-неверно», практически любое решение может оказаться верным, более или менее удачным. Важно научить ребенка выдвигать несколько решений и отстаивать свое; принимать ответы товарищей положительно.

Вот несколько игр по возрасту.

3 года

1. «Какая игрушка».

2. «Угадай, кого загадали»(несколько игрушек, описать вид или местоположение).

3. «Сложи картинку».

4. «Что плавает, что тонет?».

5. «Камушки на берегу» (волшебник заколдовал и превратил в камушки то, что было на берегу. Чтобы расколдовать, надо догадаться, что здесь было. После ответов выбрать один из вариантов и дорисовать камушек).

4-5 лет

1. «На что похоже?»

2. «Волшебная мозаика»

3. «Поможем художнику» (Дорисовать вместе с ребенком схемы изображения человека, придумать про него историю, как его зовут, куда идет, что там случилось).

4. «Превращения» – заколдованные и расколдованные картинки.

5. «Заметить необычное» – на прогулке.

6. «Наоборот»(лед-вода, артист-зритель).

7. «Кто кем будет?»(Диалектическое мышление).

8. «Кто кем был?»

9. «Волшебное зеркало».

6-7 лет

1. «Чего на свете не бывает?»(рисуют и обсуждают, чего не бывает в жизни).

2. «Говорящие рисунки»(по пиктограммам сочиняют сказку).

3. «Звезды на небе» (ребенок раскладывает картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места).

4. «Перевертыши» (например, превратить прямоугольник в вагон, конверт, паровоз, а затем перевернуть его в вертикальное положение и превратить его в высотный дом и т. д.)

5. «Найди недостающий предмет или слово».

6. «Какой из предметов лишний?»

7. «Исключи слово».

Таким образом, вышеуказанные игры способствуют повышению качества внимания, работоспособности; развитию гибкости и критичности ума, воображения, творческих способностей.

Подготовила воспитатель старшей группы МКДОУ-детского сада №18

Рязанцева Галина Романовна

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/-sposoby-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html

Лечение Детей
Добавить комментарий