Можно ли 4 месячному ребенку

А может пораньше: можно ли сажать ребенка в 4 месяца?

Можно ли 4 месячному ребенку

В свой первый год жизни малыш только начинает адаптироваться к окружающему миру.

В это время развивается опорно-двигательный аппарат, который изначально не подготовлен к хождению и сидению.

Молодые мамы и папы часто задаются вопросом, во сколько месяцев можно начинать сажать ребенка.

Для того чтобы не навредить здоровью малыша, важно не торопить маленького человека менять положение на вертикальное. Но когда ребенок долго не садится, родители начинают переживать. Можно ли сажать малыша уже в 4 месяца?

Можно или нет?

На вопрос родителей, можно ли сажать малыша в 4 месяца, педиатры категорически отвечают – нет. Некоторые мамы начинают присаживать ребенка уже в 3-4 месяца, несмотря на запреты врачей.

Есть разница между понятиями сажать и присаживать.

  • Сажать означает предоставить возможность ребенку самостоятельно сидеть в вертикальном положении без поддержки родителя.
  • Присаживать – усаживать ребенка, когда он не садится самостоятельно, в вертикальное положение или под наклоном, придерживая за руки или обложив подушками.

Присаживать грудничка в вертикальном положении в 4 месяца строго запрещается!

Даже если родители придерживают его за руки в этот момент. Прямое положение спины в этом возрасте создает чрезмерную нагрузку на позвоночник.

Некоторые дети с рождения полны энергии, постоянно находятся в движении. Если малыш к четырем месяцам сам в состоянии подтягиваться, держась за пальцы мамы или папы, значит, его опорно-двигательный аппарат уже достаточно подготовлен, чтобы справиться с подобной нагрузкой.

Можно делать с ребенком специальные упражнения для укрепления мышц, о которых будет написано чуть ниже. Это поможет позвоночнику адаптироваться к будущим нагрузкам и сделает процесс привыкания к самостоятельной посадке более легким.

Но оставлять грудничка в сидячем положении одного в четыре месяца нельзя ни в коем случае!

Даже если малыш в 5 месяцев пытается самостоятельно присаживаться и это у него получается, не стоит оставлять его в сидячем положении более чем на 1 час в течение дня. Это применимо к нахождению ребенка в кенгурятнике, автокресле, манеже, во время игр с родителями и др.

Почему нельзя сажать ребенка в 4 месяца?

Некоторые родители стремятся поскорее научить малыша новым способам движения и показать позы, в которых может пребывать его тело.

Они начинают присаживать ребенка в четыре месяца, даже когда он сам еще не готов к таким нагрузкам.

Одни обкладывают ребенка подушками или ищут другую опору для спины, придавая ему вертикальное положение, другие подтягивают грудничка сами, держа его за руки из положения лежа, самые отчаянные сажают ребенка в коляску и долгое время гуляют с ним таким образом.

Важно запомнить, что сажать ребенка в возрасте четырех месяцев опасно, так как это может привести к серьезным проблемам со здоровьем не подготовленного к таким нагрузкам крошечного организма.

  1. Позвоночник малыша в этом возрасте еще недостаточно крепок. Высокая нагрузка, возникающая при фиксации грудничка в сидячем положении, может привести к таким проблемам с позвоночником, которые будет тяжело исправить в будущем (сколиоз, лордоз, остеохондроз, искривление).
  2. Из-за того, что мышцы, окружающие и поддерживающие позвоночный столб от сжатия, еще слабо развиты, внутренние органы могут пострадать от сдавливания. Вследствие чего весьма вероятно возникновение серьезных проблем с дыхательной и сердечно-сосудистой системами.
  3. Девочек сажать рано опасно, так как могут пострадать кости малого таза. Повзрослев, девочка, которую сажали в таком раннем возрасте, с большой вероятностью будет испытывать сильные боли во время менструации, а ее  беременность и роды, скорее всего, будут проходить с осложнениями.

С какого возраста можно сажать ребенка?

Врачи рекомендуют начинать сажать детей в возрасте 6 месяцев. В этом возрасте скелет младенца содержит уже приличное количество кальция и довольно прочен, спинные мышцы, мышцы грудной клетки и брюшного пресса обычно достаточно развиты.

Через полгода после рождения у ребенка:

  • хорошо сформирован хватательный рефлекс;
  • он может переворачиваться;
  • двигает ручками и ножками;
  • ориентируется в пространстве;
  • достаточно хорошо чувствует свое тело и его положение.

Обычно к этому возрасту малыш уже сам пытается поднять корпус и привести тело в вертикальное положение сидя.

Попытки сделать это не доставляют ему неудобств или болезненных ощущений. Ему нравится играть сидя и наблюдать за окружающим миром, используя новое положение тела, из которого все видно намного лучше.

Однако не стоит начинать сажать ребенка раньше 6 месяцев, если он достаточно спокойный и не любит двигаться слишком много.

Наиболее активных малышей можно пробовать посадить после 5 месяцев, если они сами готовы к смене положения тела на вертикальное и пробуют садиться самостоятельно.

В этом случае можно сажать ребенка на несколько минут. При этом вначале лучше поддерживать грудничка под спинку, постепенно увеличивая время пребывания в новом положении.

В последующем можно давать пробовать ему держать спинку самостоятельно.

На изогнутой поверхности (в шезлонге, автомобильном кресле, на коленях у родителей) большинство детей уверенно садится около полугода. Бывают случаи, когда малыши сами пытаются принять сидячее положение, находясь на перечисленных поверхностях, однако торопиться не стоит.

Ребенок сидит самостоятельно

Часто можно услышать, что мальчиков можно начинать сажать раньше, чем девочек. Однако врачи рекомендуют смотреть на то, как развивается малыш, а также на физические особенности его организма.

В случае, если маленький мужчина с рождения мало двигается, не любит, когда меняют его позу, переворачивают в кроватке, медлителен, значит, попытки помочь с присаживанием стоит оставить до достижения ребенком 6 месяцев.

Активных ребят, испытывающих тягу к переворотам, можно присаживать в 5 месяцев.

То же касается и мальчиков с разным типом телосложения. Худеньким малышам можно начинать помогать присаживаться, держась за руки родителей, уже в 5 месяцев.

А вот полненьким лучше не садиться раньше полугода, так как большая масса тела сильнее давит на позвоночник и легко его деформирует. Для подготовки к присаживанию сыну нужно помочь укрепить мышечный каркас.

В этом может помочь гимнастика, плавание и массаж.

Существует мнение, что девочек лучше сажать позже, чем мальчиков. При нормальном развитии в 6 месяцев маленькая принцесса уже способна сидеть с помощью родителей, а в 7 – уже держит вертикально спинку.

Не стоит переживать, если в полгода малышка еще не пробует присесть, колебания в 1-1,5 месяца нормальны.

Если девочка сама пытается сесть в 4-5 месяцев, можно посадить ее на коленки, где копчик не будет упираться в твердую поверхность, а спина будет зафиксирована. Присаживать таким образом можно всего на несколько секунд. Если долго давать сидеть малышке, это грозит деформацией костей малого таза, поэтому не нужно торопиться, когда речь идет о здоровье дочки.

Развитие костной и мышечной системы

Укрепление костного аппарата грудничка способствует развитию мышечного корсета. При нормальном развитии в 3-4 месяца малыш уже сам держит голову в любом положении долгое время, переворачивается в кроватке, хватает предметы.

Малыш уверенно сидит

К 6 месяцам ребенок обычно умеет удерживать игрушку и перекладывать ее из одной руки в другую, также к этому времени появляются попытки присесть. Наблюдательным родителям легко заметить, когда начинается этот процесс.

Когда грудничок лежит на спине, он пытается приподнять голову, чтобы посмотреть на окружающий мир. Дайте ему ухватиться за пальцы в этот момент – он тут же сядет.

Это означает, что мышечный каркас малыша уже достаточно окреп и готов к подобным нагрузкам.

Чтобы понять готовность к присаживанию и обеспечить безопасность этого процесса, нужно ребенка к нему подготовить.

  • С двух месяцев можно давать грудничку схватиться за пальцы родителя и давать ему приподниматься, держась за них. Сначала используйте небольшой угол наклона, постепенно его увеличивая. Такое подтягивание укрепит мышцы и кости, подготовив ребенка к сидению.
  • Хорошо заниматься с малышом динамической гимнастикой, делая наклоны в разные стороны, сгибание ручек и ножек, повороты и перевороты.
  • Специальный массаж для малышей поможет привести в тонус мышцы.
  • Начиная с трех месяцев, можно в процессе кормления укладывать ребенка полусидя, для этого обычно используются специальные детские стульчики, шезлонги, автолюльки и др.
  • Очень хорошо способствует процессу подготовки к сидению плавание, которое великолепно развивает скелет и мышцы. В воде нагрузка на позвоночник минимальная, что избавляет от негативных последствий, которые могут возникнуть при повторении упражнений на суше.

Процесс обучения сидению должен быть максимально естественным. Если ребенок в момент, когда он пытается сесть, постоянно будет обложен подушками, его будут держать родители или сразу посадят в шезлонг или ходунки, это удлинит и усложнит процесс самостоятельного обучения малыша садиться.

Кроха сам должен научиться ориентироваться в пространстве, удерживать баланс и контролировать свое тело.

Ребенок учится сидеть

Первые попытки ребенка присесть часто завершаются падением, он заваливается на бок, хватается за расположенные рядом предметы, опирается руками.

Если родители хотят, чтобы ребенок сел раньше, а его организм адаптировался к новой позе максимально эффективно, они не должны вмешиваться в данный процесс.

Главное – обеспечить безопасность окружающего пространства, в котором ребенок делает свои первые попытки сесть.

Вокруг него не должно быть предметов, о которые он может удариться и пораниться. Заваливаясь и падая, ребенок накапливает опыт, благодаря которому в будущем его попытки сесть становятся все успешнее.

Каждый ребенок развивается в индивидуальном темпе. В первый год жизни развиваются все системы организма, от которых зависит будущая жизнь крохи. Родители не должны торопить события, пытаясь добиться от малыша того, к чему его организм еще не приспособлен. Для того чтобы не навредить грудничку, маме и папе нужно обращаться к специалистам по вопросам его развития.

на тему

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/mozhno-li-sazhat-rebenka-v-4-mesyaca.html

Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития

Можно ли 4 месячному ребенку

Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.

Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.

В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение.

Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми.

В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок.

Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки.

В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс. Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья. Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро. Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и поносе у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, когда грудничку можно давать сок.

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка.

После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Развивающие занятия

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.

Оценка статьи:

(11 4,27 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa

4-й месяц жизни: особенности развития малыша

Можно ли 4 месячному ребенку

Первые три месяца жизни малыша – время активного освоения окружающего мира. Новорожденный практически все время проводит в кроватке, а его самочувствие нередко омрачается болями в животе и коликами.

В 4 месяца малыш уже может похвастаться более-менее стабильной пищеварительной системой. Ребенок становится активным и подвижным.

В какой именно степени проявляется активность, зависит от индивидуальных особенностей развития новорожденного.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МАЛЫША НА ЧЕТВЕРТОМ МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ

Темпы взросления малыша на четвертом месяце становятся более медленными. В среднем прибавка в весе составляет около 700-800 г. Рост ребенка увеличивается на 2-3 см. Окружность головы становится больше на 10-20 мм.

Интересный факт:на четвертом месяце жизни голова ребенка уже не кажется такой большой по сравнению с телом. Малыш выглядит более пропорциональным.

К четвертому месяцу жизни легкие новорожденного вырастают примерно в 2 раза по сравнению с тем, что было на момент рождения.

Четырехмесячный ребенок имеет достаточно развитую поджелудочную железу, что позволяет ему готовиться к прикорму.

Также в 4 месяца малыш уже понимает, каков ход суток, он уже не будет путать день и ночь, и в дневное время суток будет играть, в то время как сон будет проходить по ночам.

Еще одна физиологическая особенность малыша в это время – укрепление тазобедренных суставов. Это готовит его ноги к последующей ходьбе. В 4 месяца видны первые признаки того, что скоро появятся зубки. Иногда болевые ощущения начинаются уже в этот период. Однако прорезывание первых зубов обычно происходит в 6 месяцев.

На четвертом месяце жизни малышу необходимо сделать все прививки. Перед этим родители должны выполнить профилактические действия, которые позволят увеличить успешность прохождения процедуры. Если у ребенка повышается температура или появляются сыпи на коже, то в таком случае следует обратиться к врачу.

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА НА 4 МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ

Четвертый месяц ознаменован активным развитием как физических, так и двигательных реакций организма малыша.

Ребенок способен выполнять следующие движения:

  • Малыш может переворачиваться на бок, отталкиваться от находящихся поблизости предметов и ложиться на спину или на живот. Чтобы натренировать перевороты, можно располагать поблизости от ребенка яркие игрушки, стимулирующие его интерес. Все движения и действия ребенка лучше выполнять в манеже, чтобы минимизировать риски. Зачастую ребенок на 4 месяце пробует ползать, но обычно он только пятится в обратном направлении.
  • Лежа на животе, ребенок может поднимать туловище и голову под прямым углом, крутить головой на весу, глядеть по сторонам. Малыш уже чувствует собственное тело, изучает обстановку вокруг себя.
  • В 4 месяца ребенок может тянуть руки взрослым, чтобы принять сидячее положение. Переводя малыша в сидячее положение на пару секунд, вы тем сам помогаете укрепить его позвоночник и мышцы живота. Однако давать ребенку сидеть долгое время в таком возрасте нельзя.
  • У ребенка просыпается активная хватательная функция. Малыш старается схватить все, что видит. Он учится пользоваться руками, ногами, пальцами, развивает и оттачивает тактильные ощущения. Малыш раскидывает игрушки, бьет по ним руками, пробует их на вкус.

Также ребенок в 4 месяца начинает проявлять интерес к своему телу. Он изучает себя, касается своего лица, своих волос, ног. Многие дети в этом возрасте начинают хлопать в ладоши.

Многие дети в 4 месяца уже активно пытаются ползать и переворачиваться. Однако это происходит не всегда, а потому не нужно пугаться – все строго индивидуально.

Если малыш отказывается совершать активные движения, пытайтесь тренировать его, помогая ему делать первые шаги в новом мире.

ПСИХИКА И ЭМОЦИИ НА 4 МЕСЯЦЕ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

В 4 месяца ребенок увеличивает активность своего диалога с взрослыми. У него появляется потребность в том, чтобы постоянно поддерживать устойчивый контакт.

Малыш уже может 2-3 часа подряд не спать, и в этот период он может своими силами развлечь себя. Ему не потребуются услуги нянечек, бабушек и т.д. Ребенок должен постоянно пребывать на руках у родителей.

Внимание к малышу поможет развить его как полноценного человека.

В 4 месяца зрение ребенка уже практически сформировано. Он видит мир так же, как и взрослый. Малыш способен различать тех, кто ему близок: отца, мать, разных сиделок, бабушек и т.д. В 4 месяца новорожденный понимает, кто свой, а кто чужой.

Потому малыш не захочет находиться на руках у малознакомого человека. Ребенок уже может фокусировать свой взгляд на близлежащих предметах, он понимает их цветовой окрас, форму и т.д.

На прогулке ребенок с интересом разглядывает окружающий мир, следит за перемещающимися предметами.

Важно!Для развития ребенка ему можно приобрести специальный развивающий коврик с зеркалом и игрушками.

Слух у малыша развивается еще в утробе, и на 4 месяце он уже слышит все так, как взрослые. Он понимает, откуда идет звук, может отличать голос родного человека от постороннего, реагирует положительно на музыку.

Также малыш старательно издает разные звуки, словно изучая их. Он может копировать интересующие его звуки – к примеру, кашель или храп.

Новорожденный начинает произносить некоторые буквы, которые до этого он не использовал – к примеру, «б», «м» и т.д.

В 4 месяца ребенок уже способен улыбаться и смеяться не на рефлекторном уровне, а вполне осознанно. Он может громко хохотать, если сделать ему массаж, слегка подкинуть его, поиграть с ним.

КАК ПРАВИЛЬНО КОРМИТЬ МАЛЫША В 4 МЕСЯЦА

Чтобы начинать приучать ребенка к прикорму, 4 месяца является минимально допустимым сроком. Однако специалисты расходятся во мнении: кто-то утверждает, что начинать прикорм следует только с 6 месяцев.

Врачи полагают, что оптимальное питание для малыша в 4 месяца – это материнское молоко или смеси, которые выступают его заменой. Вводить прикорм в 4 месяца можно лишь после обстоятельных консультаций с педиатром. В любом случае, даже если вы решили вводить прикорм на этом этапе, соблюдайте следующие правила и рекомендации:

  • Самое безопасное питание для малыша – это пюре из кабачков или брокколи. Прикорм можно начать с половины чайной ложки пюре каждый день. Порцию можно понемногу увеличивать, доводя до 100 г ежедневно.
  • Некоторые педиатры склоняются к тому, чтобы начинать прикорм малыша с детского кефира. Кефир привычен для желудка малыша, а потому его можно понемногу вводить в детский рацион – не более половины чайной ложки. Постепенно объем кефира можно довести до 100 г в сутки.
  • Каши без глютена (рисовая, гречневая) – их можно вводить в рацион питания новорожденного уже после пюре. Поначалу можно остановиться на небольших порциях. Каши вводят раньше овощей только тем малышам, которые очень плохо набирают вес.
  • Фруктовые пюре вводятся в рацион питания малыша гораздо позже, уже после всех каш и овощей. Обычно для питания ребенка выбирают такие фрукты, которые имеют низкую аллергенность. К примеру, хорошо подойдут абрикосы, яблоки, груши. Фруктовый сок лучше оставить на период после года, поскольку за счет своей кислотности он может разрушать стенки желудка малыша.

Вводя прикорм, обязательно следите за аллергическими реакциями организма малыша. Стул у малыша в 4 месяца должен быть максимум 2-3 раза в сутки. Более высокая частота свидетельствует о том, что следует обратиться к педиатру.

Позаботьтесь о развитии малыша на 4 месяце!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad109985f4967f833aa2769/5b09108ca936f417b8ce4d9b

Развитие ребенка в 4 месяца: что должны уметь делать мальчик и девочка, таблица

Можно ли 4 месячному ребенку

Четырехмесячный грудничок – это активный, подвижный и эмоциональный младенец. К четырём месяцам новорожденный пытается не только дотягиваться до игрушки, которая лежит неподалеку, но и пытаться к ней неумело ползти.

Кроха начинает больше кушать грудного молока или адаптированной смеси, некоторые мамы пробуют кормить малыша другим питанием: фруктовыми или овощными соками. Маленький непоседа хочет все знать, рассмотреть, что-нибудь делать, лежа на животике. Жизнь становится намного ярче – самое время оттачивать приобретенные умения.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца и какими необходимыми навыками овладеть, важно знать каждому родителю, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Грудничок осознанно улыбается

Основные навыки

Четвёртый месяц характеризуется переходом от рефлекторной и неосознанной жизни к более волевой. Кроха старается понять свое тело и научиться его сигналам. 4-месячный малыш активно знакомиться с внешним миром, проявляя инициативу, воздействует и смотрит на реакцию. Четыре месяца – рубеж в развитии, впредь кроха будет расти более осознанным, взрослеть и радовать родителей.

Что умеет ребенок в 4 месяца:

  • Самостоятельно переворачивается на спину и обратно. Когда он лежит на животике, то приподнимает корпус тела, опирается на ладошки и удерживает себя в таком положении некоторое время.
  • Когда лежит на спинке, то пробует приподнимать плечи и голову.
  • Движения рук становятся точными и уверенными, малыш пытается ими сам управлять, удерживать игрушку около минуты, улыбаться ей, держать маму за пальчик или приобнимать в процессе кормления, забирать свою бутылочку.
  • Когда он плачет, то на глазах появляются слезки – признак того, что слезные железы полостью сформировались.
  • Самая приятная новость для многих родителей: в конце 3-го месяца (на третьей-четвертой неделе) – начале 4-го проходят колики, поэтому работа желудочно-кишечного тракта становится нормальной.
  • Слух обостряется и активно развивается – малыш поворачивается в сторону источника звука.
  • Глазные мышцы достаточно окрепли, ввиду чего косоглазие (если оно не вызвано врожденной, внутриутробной патологией или не передано по наследству), а также слабость мышц глаза остаются в прошлом.
  • Если малыша в положении лежа на спинке потянуть за ручки, он попытается сесть.

Важно! Четвертый месяц – очень ранний период для целенаправленного присаживания ребенка. У малыша еще совсем не окрепший позвоночник, поэтому такие нагрузки будут опасны.

Как правило, этот навык кроха пытается осваивать к концу пятого месяца или еще позже, что говорит о готовности к подобным умениям.

Особенно опасны ранние присаживания девочкам – это может вызвать неправильное формирование матки и проблемы с беременностью, вынашиванием в будущем. У мальчиков нет таких последствий, но, тем не менее, присаживать их также не стоит.

Малыш пробует дотягиваться до игрушек

Отличия девочек и мальчиков

Существенных различий между обоими полами нет. Однако доктор Евгений Комаровский, известный детский врач и кандидат медицинских наук, говорит, что разницу все же можно уловить. Если провести параллели, то можно найти следующие нюансы.

Что должен уметь ребенок в 3 месяца

Особенности развития мальчиков и девочек

СфераМальчикиДевочки
Внутриутробное развитие и родыЭмбрион подвержен большему стрессу и риску преждевременных родов, ему приходится бороться за выживание.

Мозг мальчика настроен на совершенствование и прогресс.

Быстрее развиваются после родов. Рождаются более зрелыми и приспособленными.

Мозг девочки настроен на выживаемость.

ФизическаяДыхание – брюшное. Легкие больше по размеру, чем у девочек. Сильные, подвижные. Лучше видят левым глазам. Пространственное зрение более развито. Распознают синий спектр цветов.

Аудиалы.

Дыхание – грудное. Выносливее, чем мальчики. Хорошая реакция на громкий звук. Лучше распознают лица. Два глаза развиты одинаково, зрение – периферийное. Распознают красный спектр цветов. Раньше начинают говорить, словарный запас более развитый.

Визуалы.

ПсихическаяМедленнее созревает левое полушарие.

Наглядно-образное восприятие.

Медленнее созревает правое полушарие.

«Речевое» восприятие мира, ввиду раннего навыка говорить.

ЭмоциональнаяБолее неспокойны и меньше спят.
Слезами реагируют на все новое вокруг.
Плач вызван обычно отсутствием внимания.
Девочки нуждаются в большем внимании и разговоре.

Основные навыки периода, что должен и может уметь малыш в 4 месяца:

  • Головка удерживается очень хорошо, кроха может рассматривать все вокруг длительное время. Начинает пробовать опираться на локти, приподниматься и стоять на руках.
  • Перевороты со спинки освоены полностью. Самые непоседливые карапузы пробуют ползать, помогая себе ножками.

Обратите внимание! Нельзя оставлять малыша на кровати или диване – в момент переворотов он может упасть.

  • Лежа на спине, пытается сесть, приподнимая голову и плечи. Можно пробовать стимулировать этот процесс и давать со своих рук ему игрушку – так укрепиться плечевой пояс.
  • Отрабатывает «пинцетный» захват. Малыш пытается ко всему прикоснуться, удержать руками, управлять ими. В кроватке кроха все трогает и стимулирует работу кончиков пальцев.
  • В моменты игры, общения начинает выражать эмоции: радость, удивление, тревогу или начинает плакать. Спектр эмоций становится шире.
  • Гуление становится длительным. Порой, просыпаясь ночью, он может долго разговаривать, вести «беседы» с собой. Произнося какие-то звуки, он пытается прислушаться к ним.

Восприятие окружающего мира

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

С любопытством малыш изучает все вокруг

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос.

Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем.

Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Социальные навыки

Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

  • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
  • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

  • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
  • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
  • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
  • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
  • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
  • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

Психоэмоциональное развитие

У четырехмесячного ребенка очень развиты эмоции, чувства становятся насыщеннее, психика активно развивается.

Эмоциональное развитие отличается следующими факторами:

  • Оживление при виде знакомых лиц.
  • Увидев маму, радостно щебечет и гулит.

Ребенок всегда рад своей маме, излучает радость и улыбку

  • Радуется своему отражению.
  • Много лепета в речи. Иногда встречаются «ба», «ма», «па», но они, скорее, не осознаны.
  • К радости и грусти добавляются гнев, обида, злость, спектр эмоций расширяется.
  • Дифференцируется поведение: нравится играть – радуется, прекращается игра – плачет. Выбирает любимые игрушки для игр.
  • Поворачивается на звучание музыки, выделяет ритмичную, мелодичную музыку.
  • Прислушивается при произношение своего имени.
  • Знакомится со своим телом, ощущает его в пространстве, пристально смотрит на свои ладошки и щупает ножки. Все познает через игру.
  • Зрение становится на уровне взрослого, различает цвета.

Что способствует развитию

Чтобы малыш активно развивался, с ним можно и нужно заниматься:

  • Подвесить над малышом игрушки (купить карусельку) – он сможет их хватать, щупать, рассматривать. Лучше, если они будет разной фактуры и музыкальные.
  • Развивать мелкую моторику: давать потрогать погремушки разных форм, мягкие игрушки, резиновые пищалки.
  • Игра в «прятки»: закрывать лицо ладонями, а, открывая, произносить «ку-ку». Можно также прикрывать глазки малыша, а после – свои. Дети очень радуется такой забаве.
  • Игра «сорока-ворона»: на ладошке находятся центры, которые стимулируют работу кишечника. Игра поможет и для мышц руки, и для пищеварения.
  • Пускание мыльных пузырей: кроха будет наблюдать, как они медленно падают.
  • Надеть носочек яркого окраса на ножку малыша, чтобы он смог его сам снять, дотянуться.
  • Тренировка координации: медленно поднимать ручки малыша и опускать вниз, после – скрестить на груди и развести.
  • В моменты гимнастики петь ему песенки, разговаривать, читать стишки, потешки. На ночь можно петь колыбельные.
  • Отчетливо вести «диалог» с малышом, он будет видеть мимику и стремиться подражать.

Наличие специальных игрушек способствует развитию

Обратите внимание! Кроха познает мир через игру, поэтому, чтобы развитие шло успешно и без слез, стоит превратить весь процесс обучения в развлечение.

Есть целый комплекс мероприятий, который способствует психологическому развитию:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе.
  • Кормление грудью или правильно подобранной смесью по графику.
  • Купание в теплой воде ежедневно, по желанию – можно ходить в бассейн на грудничковое плавание.
  • Массаж, выполненный профессионалом или мамой (при условии знания всех вопросов техники).
  • Постоянный разговор с крохой.
  • Чтение потешек, стишков, пение ему колыбельных.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру.

Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы.

В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Источник: https://kpoxa.info/uxod-razvitie/umet-rebenok-4-mesyaca.html

Лечение Детей
Добавить комментарий