Нейропсихологические упражнения для детей максимова

Нейропсихологическая (сенсомоторная) коррекция. Упражнения для детей

Нейропсихологические упражнения для детей максимова

Одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции для детей является сенсомоторная коррекция.

Основные блоки упражнений — дыхательные, глазодвигательные упражнения, растяжки и так называемые «ползания». Ниже рассмотрим их подробнее.

Другие блоки упражнений включаются в сенсомоторную коррекцию при необходимости и зачастую требуют меньшей проработки.

Дыхательные упражнения

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке у ребенка правильного дыхания, которое будет оптимизировать газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, осуществлять массаж органов брюшной полости и способствовать общему оздоровлению, улучшению самочувствия, концентрации внимания у ребенка и снижению напряжения.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Ведь ритм дыхания — единственный из всех телесных ритмов, подвластный спонтанной, сознательной и активной регуляции со стороны человека.

Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.

Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя.

Универсальным в нейропсихологии является обучение детей четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек.

    1. Исходное положение (И.п.) — лежа на спине. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. На 2—5 сек. задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь. Вдыхать и выдыхать — плавно, избегая толчков.
    2. И.п. — лежа на спине. По инструкции нейропсихолога или взрослого ребенок начинает выполнять упражнение — медленно поднимает одну руку (правую, левую); ногу; затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.
    3. И.п. — сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Прямые руки расставлены в стороны параллельно полу. Кисти сжаты в кулаки, кроме больших пальцев, вытянутых вовне. Со вдохом поворачивать руки большими пальцами вверх; с выдохом — вниз. Вариант: руки вытянуты вперед и большие пальцы поворачиваются в такт дыханию налево и направо.

    «Растяжки»

    Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач в нейропсихологической коррекции 1-го уровня. Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

    Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения.

    Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

    Когда нейропсихолог, помогая ребенку, делает ему растяжки, необходимо вообразить, что растяжки делаются котенку; они должны проводиться в щадящем режиме, медленно, не рывками.

    1.  «Линейные растяжки». Ребенок (сначала с вашей помощью) растягивает все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой стороной тела (рука, бок, нога), потом — только левой. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите его о том, вытянулась ли его спина, руки и ноги.
    2. «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми позвонками по полу.
    3. «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони; бедра и руки перпендикулярны полу. Со вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом — зашипеть; подбородок — к груди, спина выгибается вверх.

    Глазодвигательные упражнения

    Слежение глазами идет за предметом, расположенным 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя. Последовательно лежа, сидя и стоя в медленном темпе (от 3 до 7 сек.) с фиксацией в крайних положениях.

    При этом удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При выполнении упражнений голова у ребенка всегда фиксирована. Для привлечения внимания детей используются яркие предметы, маленькие игрушки и т.д.

    Вначале он следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, потом в левой, а затем обеими руками вместе.

    Во время упражнений нейропсихолог или родители должны следить за плавностью движения взгляда ребенка и стабильным удержанием его на предмете.

    Ребенок смотрит прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырем основным направлениям — вверх, вниз, направо, налево — и четырем вспомогательным: по диагоналям, к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

     Формирование базовых сенсомоторных взаимодействий («Ползание»)

    На формирование одновременной и реципрокной координации у детей оказывают положительное влияние не только упражнения, включающие взаимодействия рук или ног, но также и сочетанные движения правой и левой половин тела.

    Ползание вперед, назад, вправо и влево (на локтях; на кистях) с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных — разноименных — руки и ноги.

    При этом в начале нейропсихологической коррекции в упражнениях руки у ребенка располагаются параллельно друг другу, затем — позже — перекрещиваются, то есть при движении с каждым «шагом» правая рука заходит за левую, а левая — за правую и т.д. Ноги передвигаются параллельно друг другу.

    На завершающем этапе сенсомоторной коррекции данные упражнения выполняются с передвижением ребенка с поднятым корпусом на коленях и на ногах у стены с добавлением движений руками.

    Источник: Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007.

Источник: http://mindyourmind.ru/?p=80

Упражнения для нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологические упражнения для детей максимова

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

Нейропсихологическая коррекция — что это такое

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.

Физическое развитие малыша

Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

Обратите внимание! Методика применяется для коррекции нарушений в психических функциях детей от 3 до 12 лет. Считается, что все они имеют общий корень: дефицит адаптивных или наличие неадаптивных нейронных связей в мозге.

Нередко родители понимают, что что-то не так, но никаких действий не предпринимают, что в дальнейшем приводит к проблемам. Чтобы этого избежать, следует посетить нейропсихолога для консультации, если у малыша:

  • имеются проблемы с памятью, общением, работоспособностью;
  • логопедические нарушения, задержка речи;
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • низкий уровень самоконтроля, импульсивность;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета.

К сведению! Процесс формирования мозга длится всю человеческую жизнь. Он имеет строгий порядок, проходит через определенные стадии. По тем или иным причинам они могут нарушаться, что приводит и к общим проблемам в развитии.

Кроме того, некоторые психические функции могут быть сформированы не полностью или в искаженной форме. В таком случае показана коррекция поведения. Следующие признаки указывают, что ребенка следует отправить на диагностику:

  • зеркально пишет;
  • пропускает буквы;
  • переставляет части слов при письме;
  • имеет проблемы с переключением;
  • плохо концентрирует внимание;
  • не любит рисовать;
  • запинается, быстро утомляется;
  • присутствуют тики или навязчивые движения;
  • рассеян;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • мало ползал.

Коррекция помогает улучшить ситуацию при наличии таких проблем в развитии:

  • задержки речевого развития, недоразвитость речи;
  • задержки психического и психоречевого развития (ЗПР);
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • аутизм;
  • минимальные мозговые функции;
  • недоразвитость мозгового тела;
  • эмоциональные и умственные нарушения.

Работа специалиста

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений специалист может последовательно активировать каждую зону мозга. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

Компоненты нейрокоррекции в детском возрасте

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

  • двигательную;
  • когнитивную.

Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

  Занятия рисованием по точкам для дошкольников в детском саду

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Занятия с нейропсихологом для детей дошкольного возраста

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого.

Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Таким образом малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, саморегуляции.

Нейрокоррекция для детей: упражнения дома для начинающих в зависимости от возраста

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

Обратите внимание! По этой теме было написано немало интересных книг. Одна из наиболее качественных — практическое пособие В. С. Колганова и Е. В. Пивоварова.

Полезные пособия для начинающих

По следующим примерам легко понять, что такое нейропсихологическая коррекция, упражнения ее представлены ниже.

Обратите внимание! Количество заданий, которые можно использовать, достаточно большое.

«Речка-берег»

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

  1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.
  2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.
  3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.
  4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

«Мама-робот»

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

  1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.
  2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

  Нейродинамическая гимнастика для тренировки мозга у детей

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Дочь рассказывает маме как печь пирог

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

«Муха»

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

Поиск букв на время

«Молчу — шепчу — кричу»

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

«Прикосновения»

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/uprazhneniya-dlya-nejropsihologicheskoj-korrektsii-v-detskom-vozraste

Быстро пролетели 6 месяцев, с того момента как мы начали заниматься по практическому пособию “Нейропсихологические занятия с детьми” (авторы В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова, ООО “Издательство АЙРИС-пресс”). Обещала поделится нашими впечатлениями после выполнения занятий – вот делюсь)

В основе книги результат совместного труда психологов, логопедов:

Первая часть включает в себя две программы “Основные программы нейропсихологического сопровождения развития детей от 3 до 5 лет и от 5 до 12 лет по методу замещающего онтогенеза”:

В предисловии указаны показания, ограничения, противопоказания и другая информация.

Выполнили мы программу “нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет”. Занятие включает 4 упражнения, которые усложняются по мере их освоения:

1.Дыхательные упражнения по команде “вдох-выдох”. Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания, командами по хлопками. В первых занятиях дыхательные упражнения делаются в положении лёжа, потом в положении сидя, в крайних занятиях – стоя.

2. Глазодвигательные упражнения включают в себя движения глаз влево-вправо-вверх-вниз, к переносице и обратно; восьмёрку горизонтальную и вертикальную. Усложняются движением языка за глазами/в противоположную сторону от движения глаз; самостоятельным выполнением упражнения.

3. Растяжки начинаются с самых простых по одной руке, ноге; затем усложняются одновременным выполнением растяжки в руке и ноге (левая рука и левая нога, левая рука и правая нога и т.п.), постепенно по мере прохождения заданий вовлекаются все части тела.

4. Упражнения двигательного репертуара начинаются с элементарных навыков переворота на живот, “лодочка”, ползание на животе, на спине, на четвереньках параллельное и перекрестное,и другие. В конце учимся ходить по стене:

Основными задачами занятий у нас являлись закрепление понятия “лево-право” и ориентировка в пространстве. Положительные результаты, которые впечатлили меня и близких нам людей, мы получили не только в данных моментах.

Оценить насколько улучшились показатели по двум первым пунктам (внимание и память; мышление и речь) в результате данных занятий сложно, так как мы постоянно работаем над этими моментами в играх, читаем книги, учим стихи, занимаемся с логопедом.

Из 10 картинок после подробного обсуждения вспоминает 8-10, где иногда 1-2 вспоминает после наводящего вопроса. Пять отличий в картинках находит, но самой терпения не хватает, нужно хотя бы просто сидеть рядом с ней и подбадривать.

Книги-находилки любит, проблем не возникает с поиском нужного фрагмента. Пазлы из 24 элементов собирает самостоятельно, больше элементов – с помощью взрослого. Предложениями ответ давать умеет. Объясняет события из своей жизни логично и понятно.

Пересказы текста не всегда логичные, скорее пересказывает по памяти. Над склонением слов работаем – дело опыта.

Однозначно отмечаю положительную динамику по пункту “Усиление контроля над своим поведением” и, добавлю, телом!

В начале занятий не сводились глаза к переносице, упражнения двигательного характера, на растяжку выполняли с помощью взрослого или 1-2 самостоятельно из необходимых 5-10 раз; сбивались с команды, делали независимо от моей команды.

Некоторые занятия приходилось разбивать на более простые движения, и работа по одному занятию растягивалась на несколько недель (в рекомендациях в начале книги указано по мере успешности освоения заданий выболнять 3-7 дней).

Так, казалось, непреодолимые сложности возникли на 13 занятии: когда глаза и язык должны были поворачиваться в сторону движущейся руки при перекрестному прощании.

Ребенок долго не мог понять, что левая рука остаётся левой и тогда, когда стоит справа; наоборот для правой руки. На освоение данного навыка, ощущения дочери понадобились 3 недели:

Сегодня все действия выполняет ребенок по команде (командв разные используются в книге: под счёт, хлопки в ладоши) и самостоятельно, соблюдая алгоритм. Хорошо ориентируется в заданиях (то есть достаточно сказать ей: “перекрестное одноименное ползание”, а не объяснять тонкости постановки рук и ног).

“Лево-право” ориентируется хорошо, из 10 раз возможны 1-2 ошибки, но исправляется сама. Упражнения типа “правой рукой закрой левый глаз” вызывают затруднения в 30 -35% случаев.

Ещё один момент изменился: если стоять напротив ребенка и поднять правую свою руку, повторяя движение, ребенок поднимал свою левую. Теперь чаще поднимает свою правую руку. Про зеркальность отражения мы говорили и до данных занятий. Результат получился только после выполнения программы.

После выполнения гимнастики по данной методике были на приеме у окулиста (все в норме).

Самый удивительный для меня результат – это дневной сон. До 3-3,5 лет мы всей семьёй старались дочку днём уложить пусть не спать, просто полежать хотя бы часик. Когда появился второй ребенок в семье, на дневном сне дочери я не настаивала (иногда она сама могла прийти к нам с малышом в комнату ближе часам к 16-00, лечь рядышком и заснуть).

Уже на третьей неделе занятий я предложила ей лечь спать с нами в обед, прочитали книгу, которую она выбрала, и легли. Конечно, первый раз она прослушав, сказала:” я пойду”. Одного моего ответа, что сейчас нужно отдохнуть, чтобы хватило сил на вторую половину дня, оказалось достаточно, ребенок заснул. Спим и сейчас днём.

Крайне редко, когда поздно встаём утром, доченька не спит, но все равно ложится и лежит немного.

Как следствие всего этого, меньше истерик, слёз (далеко не каждый день и если, что-то запланированное сорвалось – огорчается, но не плачет и через минуту-две находит себе занятие; буквально год назад слезы ежедневно, порой по абсолютно непонятным причинам).

А сколько литературы мы перечитали про эмоции, сколько узнали! Понимает ребенок уже много, а справится, проконтролировать свои эмоции, ой, как тяжело. Как тяжело было начинать делать “Нейропсихологические занятия” каждый день. Сколько слез, “не хочу” было.

Один день никуда не успели сходить погулять, на второй день не успели сделать задуманное из-за каприз, на третий делали пусть и с недовольством, но уже с пониманием, что “лучше сделать сейчас и быть свободным, чем спорить и терять время”.

Теперь вспоминаем эти моменты со смехом, удивляемся как за 15-20 минут уже всю гимнастику сделали:”Так быстро?!”

По мере возможности я и сама делала некоторые упражнения.

Боли в спине снимают хорошо) Дочка после дыхательной гимнастики сладко зевает, выполняя следующую глазодвигательные) Моя мама не смогла делать в полном объеме дыхательную гимнастику – кружилась голова, через неделю самочувствие в целом улучшилось. В целом курс не делала, на первых этапах бабушка старалась поддержать внучку своим примером. Да и времени летом на эти занятия не хватает: то огород, то заготовки.

Вторая часть содержит программы для 5-12 лет:

Сейчас приступили с дочерью к заданиям из второй дополнительной книги, получаем удовольствия от них. Их можно делать как дополнение вместе с основными занятиями, а можно как мы, использовать самостоятельно:

Не берём только логопедическую часть:

Следующей осенью, а возможно уже и летом, будем делать занятие для детей от 3 до 5 лет:

К пособию однозначно рекомендую присмотреться родителям, психологам и вообще всем, кто работает с детьми. Авторам данного метода низкий поклон.

Часть 1 – Майшоп-М

Часть 2 – Май-шоп-М

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3262577

Базовый комплекс нейропсихологических упражнений для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Нейропсихологические упражнения для детей максимова

Базовый комплекс нейропсихологических упражнений для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Победитель всероссийского конкурса “Самая востребованная статья месяца”  НОЯБРЬ 2017

Условия конкурса: http://doshkolnik.ru/konkursi/13466-vnimanie-konkurs.html

ГБОУ Школа №1935 ДО№1 педагог- психолог, нейропсихолог Курочкина Галина Валентиновна

Двигательная коррекция – метод, позволяющий наверстать когда-то упущенное в двигательном развитии, разбить неправильно сложившиеся двигательные стереотипы, сформировать недостающие нейронные связи.

Этот метод также позволяет воздействовать на те функции, которые так или иначе связаны с движением и в условиях его недостаточности не имели возможности правильно сформироваться.

Базовые блок упражнений.

1. Глазодвигательные упражнения (1-й год жизни в онтогенезе)

Ребенок лежит на спине. На расстоянии 30 – 50 сантиметров над ним располагается яркий предмет (игрушка). Он перемещается вверх – вниз, вправо – влево, к носу, по диагонали, горизонтальной восьмеркой.

Задача – не поворачивая головы следить глазами за перемещающимся предметом. Важно, чтобы голова не поворачивалась, зрачок доходил до края глаза без потери предмета. Движения плавные, прослеживающие перемещение предмета до конца. Если есть зона потери предмета, эта зона прорабатывается длительнее. Сначала предмет перемещается взрослым, потом эта функция делегируется ребенку.

При ношении ребенком очков, упражнение выполняется без них.

Время проведения упражнения около 1 минуты.

Данное упражнение отрабатывает зрительное внимание, слежение.

Упражнение достаточно энергоемкое.

С осторожностью применять при ЭПИ готовности.

2. «Язык на звук» — включение слухового внимания.

И.П. лежа на спине.

Инструкция: «Ты закроешь глаза и будешь слышать такой звук … Когда ты услышишь его, тебе надо будет показать в эту сторону кончиком языка (пальцем, рукой, объяснить, откуда доносится звук)»

Более сложный вариант с использованием двух звуков шума.

После задания ребенок должен получить обратную связь – оценку своих действий.

Время выполнения примерно 1 минута.

3. Диафрагмальное дыхание (дыхание животом) усиливает газообмен, происходит интенсивный массаж внутренних органов.

И.П. лежа на спине. Сначала ребенка нужно научить делать вдох животом (надуйся, как шарик, сдуйся). Для наглядности можно посадить на живот игрушку.

Вдох производится через нос, выдох через рот.

Позже отрабатывается дыхание под счет, например, вдох на 3, выдох на 5 и т.д.

Возможность регуляции дыхания дает возможность саморегуляции в более сложных действиях.

Противопоказание – ЭПИ статус.

4. Подъем рук и ног на счет

И.П. лежа на спине. Одновременно под счет поднимается рука и нога (одноименные и/или разноименные).

Инструкция: «Я буду считать до 5, а ты медленно и плавно поднимать руку и ногу. На счет «5» рука и нога должны «смотреть» в потолок».

Важно, чтобы движения были синхронны, равномерны, движения должны выполняться без покачивания, плавными, без фиксирующих точек.

Счет в пределах 10 любой.

5. Релаксация – сначала предложить ребенку довести напряжние до максимума, а потом максимально расслабиться.

6. «Качалка на спине» (в онтогенезе – научение держать голову)

И.П. сидя сгруппировавшись, подбородок опущен к груди, ноги прижаты к животу, перекаты на «круглой» спине. При выполнении упражнения голова не должна касаться пола (сначала под голову подводится рука взрослого), подбородок должен быть прижат к груди (во время обучения им можно держать игрушку).

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

7. «Качалка на животе» – выстраивание вертикали

И.П. лежа на животе. Руки захватывают голеностоп.

Основная задача – при раскачивании вперед и назад, сохранять равновесие.

Упражнение выполняется 5 – 10 раз.

8. «Бревнышко» — выстраивание горизонтальной линии

И.П. лежа на спине.

Задача ребенка – докатиться от одной игрушки до другой, поставленной по прямой линии, удержав линию. Сначала это линия может быть лентой.

Руки могут быть вытянуты вверх или прижаты к телу. В процессе выполнения упражнения необходимо добиться плавности движений.

9. «Ползание на животе» – начальная стадия ползания.

И.П. – лежа на животе, согнутые руки и ноги прижаты к полу.

Важно добиться координированной работы рук и ног.

10. «Ползание на спине»

И.П. лежа на спине, руки согнуты в локтях, держатся за плечи, ноги согнуты в коленях.

Не касаясь головой пола и делая круговые движения руками «плыть на спине».

Упражнение энергонасыщающее.

Важна работа плечевого пояса, координация рука – нога.

11. «Большая гусеница» — стадия сидения.

И.П. Сидя, руки упираются в пол сзади туловища.

Складывая колени перемещаться вперед (назад) с максимальной амплитудой и координированной работой рук и ног.

12. «Маленькая гусеница».

И.П. Сидя на полу, ноги вместе, прямые, руки лежат на коленях.

Колени не сгибаются, «ползание на ягодицах».

13. «Паучок»

И.П. стойка на согнутых руках и ногах животом вверх.

Сначала проводится обучение перемещению вперед – назад, потом движение односторонней – разносторонней рукой – ногой (каждый способ передвижения отрабатывается отдельно).

14. «Крабик»

И.П. как в предыдущем упражнении, но движение выполняется боком. Отрабатываются шаги одноименными и разноименными конечностями.

Необходимо следить, чтобы руки и ноги не обгоняли друг друга.

15. «Кошка», «кошка на локтях» (базовая) – координация 4-х точек.

И.П. стоя на коленях и на предплечьях или на локтях взгляд направлен вперед. Сначала отрабатывается передвижение с удерживанием равновесия, потом одностороннее, разностороннее. Обращать внимание, что бы ладони и мыски лежали на полу.

16. «Мостик» — вектор меняется на боковой.

И.П. опора на ладони и колени животом вниз, движение боком приставным шагом, по заданной траектории.

17. «Лева»

И.П. стойка на ладонях и коленях.

При передвижении рук делают скрестные шаги на уровне локтей, ноги идут прямо, голова поднята вверх.

18. «Носочки – ладошки» — разведение синкенезий.

И.П. сидя на полу, ноги прямые, спина опирается на стену, руки согнуты в локтях, раскрытые ладони на уровне плеч перпендикулярно полу.

Движения кисть – носочек одноименные и разноименные.

19. «Скалолаз»

Стоя на ногах ребенок должен пройти вдоль стены, как будто это скала. Ладони прижаты к стене, при передвижении можно «отрывать» только одну конечность.

20. «Марш»

Одноименные и разноименные шаги. На каждый шаг рука касается противоположного плеча.

Эти упражнения являются основными (базовыми) в двигательной программе.

Базовые упражнения применяются в начале работы. Их последовательность неизменна, кроме этапа релаксации.

К ним могут добавляться другие упражнения.

Программа в среднем рассчитана на 40-60 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (ежедневные истощают ребенка и снижают продуктивность).

Перерывы больше недели не желательны, так как «стирается след».

Занятия 1 раз в неделю возможны при втором качественном занятии дома с родителями.

Качественно отработанные упражнения можно пропускать, не нарушая последовательности оставшихся.

Время занятия с детьми младшего дошкольного возраста – 30-45 минут, с 7 лет – 45 – 1 — 1 час 20 минут.

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/16284-bazovyiy-kompleks-neiyropsihologicheskih-

Телесно-ориентированная терапия (по Максимовой)

Нейропсихологические упражнения для детей максимова

Телесно-ориентированная терапия — это один из методов психической коррекции — «исцеления души через работу с телом». Телесная психотерапия является одним из основных направлений современной практической психологии, ее называют также «соматической психологией».

Чем больше мы работаем с детьми, имеющими различные нарушения развития, тем больше сталкиваемся с тем, что нарушения психики и интеллекта, как правило, сопряжены с изначальным нарушением восприятия себя, своего тела, своей целостности, и, как следствие, нарушением взаимодействия с другими людьми и миром. Елена Владимировна Максимова, автор методики «Со-творение», считает нарушение восприятия «себя» основной причиной формирования искажённого психического развития особых детей. Сложно взаимодействовать с окружающим миром, если не ощущаешь, не понимаешь самого себя.

Телесно ориентированная терапия с опорой на теорию построения движений Н.А.Бернштейна «Со-творение»

Впервые о взаимосвязи физического и психического развития заговорил отечественный учёный, выдающийся врач Н. А. Бернштейн. Его теория управления движениями и формирования новых двигательных форм была разработана ещё  в 30-40 годы XX столетия. В 1947 г.

вышла одна из основных книг Н.А. Бернштейна «О построении движения», которая была удостоена Государственной Сталинской премии. За рубежом «работа с движением» появляется после 1949 года, когда книги Н.А.Бернштейна были переведены на все языки мира. В 1950 г.г.

он проходил «по делу врачей» и все его разработки, книги были запрещены. Н.А. Бернштейн был реабилитирован в период хрущевской «оттепели». Его модели сразу же стали востребованы физиологами, кибернетиками и психологами. После смерти учёного (1966г.) теория построения движений Н.А.

Бернштейна у нас, в Советском союзе, была забыта на долгие годы. За рубежом же его теории уделялось много внимания. Так, теория построения движений легла в основу динамической психотерапии Девида Боаделла. Идеи теории построения движений Н. А.

Бернштейна нашли свое отражение в методике раннего развития детей Глена Домана (те же уровни), теории сенсорной интеграции Джин Айрис, Жан Пиаже и других.

В нашей стране к теории построения движений Н. А. Бернштейна вернулись совсем недавно благодаря разработкам психолога, коррекционного педагога Елене Владимировне Максимовой. Она предложила активно использовать методики телесно-ориентированной модели у детей с различными нарушениями развития.

Елена Владимировна продолжила развивать теорию Берштейна и убедилась, что целостного развития психики и интеллекта ребёнка можно добиться, научив его чувствовать себя, ощущать и понимать собственное тело.

Почему так важно развивать чувствительность тела

У детей с расстройствами аутистического спектра часто отсутствует или слабо выражена кожно-мышечная чувствительность. Дети-аутисты могут не ощущать физическую боль от удара или падения, у них редко возникает ощущение «бегающих мурашек».

Они могут не испытывать чувство опасности, при этом боятся высоты и не любят выполнять физические упражнения. Объясняется это просто: дети-аутисты плохо ощущают собственное тело и своё местоположение в пространстве.

Именно сниженная мышечная чувствительность делает таких детей неуклюжими, склонными к приступам самоагрессии.

При снижении протопатической (кожно-мышечной) чувствительности, ухудшается восприятие себя в пространстве – ребенку требуется постоянно двигаться, возбуждая поверхностную чувствительность, чтобы себя найти, себя почувствовать.

Такое поведение часто диагностируется, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

При недостатке протопатического восприятия происходит задержка или отсутствие формирование целостного восприятия своего тела, как образа, схемы — не формируется или нарушается создание образа тела, образа себя, образа своего Я. Это ведет к страхам, связанным с «телесным непониманием.

Такие нарушения легко диагностируются по рисункам детей. В поведении ребенка это проявляется разнообразием симптомов аутизации, отрешенностью от внешнего мира. По-видимому, все силы ребенка уходят на то, чтобы хоть как-то находить, чувствовать самого себя.

У маленьких детей с РАС нарушение кожно-мышечной чувствительности приводит к проблемам в период приучения к горшку. Ребёнок просто не ощущает естественные потребности. А родители, не зная истинную причину такого поведения, продолжают настаивать и повторять бессмысленные попытки научить вовремя ходить в туалет.

КОМУ ПОКАЗАНА ТЕЛЕСНАЯ ТЕРАПИЯ ПО МЕТОДУ Е.В МАКСИМОВОЙ

На базе хорошо развитой кожно-мышечной чувствительности формируются многие навыки и умения: бытовые, социальные, личностные. И крайне важно начинать работу с мышечной чувствительностью именно в раннем возрасте. В первую очередь, у детей с особенностями развития. Именно на таких деток ориентирована телесная терапия по методу «Со-творение» Е.В. Максимовой. К показаниям относят:

  • аутизм, расстройства аутистического спектра
  • различные речевые нарушения
  • задержка физического и психического развития
  • ДЦП, органические нарушения ЦНС
  • неврологические расстройства
  • энурез
  • тревожный сон
  • боязливость, неврозы
  • гиперактивность и т.д.

Как проходят занятия по развитию чувствительности тела

Задача специалиста – обнаружить и активизировать зоны кожно-мышечной чувствительности ребёнка. Во время занятий терапист находит эти зоны и при помощи специальных упражнений и воздействий на них, учит ребёнка чувствовать себя. Со временем ребёнок научается понимать не только своё тело, но и свои внутренние чувства и эмоции, управлять ими.

Со стороны это выглядит как весёлые «обнимашки» и «похлопушки». На самом деле каждый этап работы выстроен в соответствии с определёнными уровнями построения движений, описанными Н.А. Бернштейном.

Когда мы говорим о коррекционной работе с телом, мы имеем в виду не безличное, пассивное, механическое воздействие на тело, а воздействие только социальное, внутри человеческого дружеского общения.

Работа по методике Е.В. Максимовой предполагает совместное взаимодействие специалиста и родителей ребенка. Родители находятся рядом, постепенно приобщаясь к процессу. Работа над мышечной чувствительностью приятна и полезна для всех участников.

В результате улучшается эмоциональная связь между ребенком и его близкими, что помогает наладить контакт и научиться понимать друг друга, формируется наиважнейшее психологическое понятие — ДОВЕРИЕ! Параллельно специалист обучает родителей навыкам и правилам методики Е.В.

Максимовой, ведь далее такая терапия продолжается дома.

Эффективность занятий по методу е.в. максимовой

В результате занятий у детей наблюдаются значительные изменения в состоянии:

  • Изменения физического и эмоционального состояния, отношений с окружающим миром (достижение большей свободы, мягкости, устойчивости и т.д.);
  • уменьшение проявлений гиперактивности (формирование целевых движений; удержание внимания на заданной цели);
  • уменьшение аутистических проявлений (уменьшение стереотипий; появление взгляда в глаза, социальной улыбки, смеха, любопытства; уменьшение самоагрессии; уменьшение специфических страхов; появление интонированного лепета (интонации речи) или речи; большая терпимость к прикосновениям; большая целенаправленность действий и т.д);
  • толчок в развитии речи;
  • улучшение познавательных способностей;
  • улучшение координации и моторики.

Специалисты нашего Центра прошли специализированные курсы по телесно-ориентированной терапии с опорой на теорию построения движения Н. А. Бернштейна у Е. В. Максимовой и имеют свидетельства Ассоциации Психотерапевтов Профессиональной Психотерапевтической Лиги

Источник: http://neurotaganrog.ru/telesno-orientirovannaya-terapiya/

Лечение Детей
Добавить комментарий