Невербальные средства общения детьми дошкольного возраста

Памятка «Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста»

Невербальные средства общения детьми дошкольного возраста

Развитие вербальных и невербальных средств общения у детей старшего дошкольного возраста

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением? Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Коммуникация – сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют речь, мимика и пантомимика, жесты, интонация.

Дети дошкольного возраста очень чутки к речевым особенностям педагога ДОУ.

Правила речевой культуры педагога:

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у дошкольников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. Педагогу ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей: старший дошкольник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться паузами – логическими и психологическими. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических – бесцветна.

5. Педагог должен говорить с интонацией, т. е. уметь ставить логические ударения, выделять отдельные слова, важные для содержания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может существенно влиять на эмоциональное самочувствие обучающихся: устрашать, воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

Элементами невербальной коммуникации являются:

– жесты, телодвижения;

– осанка;

– выражение лица;

– контакт глазами;

– пространство, разделяющее говорящих;

– частота дыхания;

– одежда.

В условиях ФГОС ДО формирование неречевых средств общения, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве приоритетных задач воспитания, так как только согласованное сочетание этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Формирование у детей умения пользоваться вербальными и невербальными средствами общения является ключевым моментом в его развитии. Их эмоциональные проявления приобретут более выразительный и яркий характер. Дети научатся быть доброжелательными и внимательными друг другу.

Проявлять согласованность поведенческих реакций, преодолевать робость, неуверенность, стать более инициативными и вступать в межличностное взаимодействие.

Формы работы с детьми по развитию вербальных и невербальных средств общения:

1. Мини-этюды под музыку

Способствуют развитию пластики, чувства ритма, пантомимики, учат вслушиваться в музыкальное произведение, развивают невербальные формы общения, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение.

2.Динамические паузы и физ. минутки

Снимают эмоциональное и телесное напряжение, способствуют раскрепощению и пластической открытости детей.

3. Игры — пантомимы

Направлены на формирование чувствительности к невербальным средствам общения, выработку прочтения состояния другого по невербальным проявлениям, формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

4. Драматизация сказок

Способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для личностного развития.

Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики.

Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии.

Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.

Мы вам предлагаем включить эти игры в общение с вашими детьми.

Игра «Кому трон, кому пень»

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

2. Игра «Люблю – не люблю»

Воспитатель, а затем и дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

Игра «Сказочная пантомима»

Водящий произносит фразу из сказки, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние. Фразы могут быть такими:

– О горе мне, горе.

– Ах, какой счастливый день!

– Как выпрыгну, как выскочу, полетят клочки по закоулочкам!

– Какой чудесный пень, какой чудесный день!

– Тянут-потянут и вытянули репку!

4.Игра«Прочитай письмо»

«Почтальон» приносит письма, но необычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Ребенку вручается письмо, и он рассказывает, что «прочитал» в своем письме.

Игра «Веселые мартышки»

А теперь давайте сделаем веселую зарядку. Повторяйте все за мной:

Мы веселые мартышки,

Мы играем громко слишком

Все в ладоши хлопаем

И ногами топаем.

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

И друг другу даже

Языки покажем.

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке,

Пальчик поднесем к виску,

И подпрыгнем к потолку.

Шире рот откроем «А»,

Рожицы состроим.

Как скажу я слово «три»,

Все с гримасою замри.

Дети изображают необычную позу и выражение лица. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/pamyatka_razvitie_verbalnih_i_neverbalnih_sredst_133319.html

Невербальная коммуникация у детей и подростков

Невербальные средства общения детьми дошкольного возраста

Важные ступени в развитии человека приходятся на детский возраст. С раннего детства ребенок нуждается в общении. Дети, имеющие отклонения в развитии, развиваются в общении, их главной задачей является формирование и развитие средств общения и навыков коммуникации.

В подростковом возрасте происходит ряд перемен в развитии, в психике, появляются новые потребности, требования. То, что привлекало вчера – сегодня неинтересно. Теряя интересы ребенок утрачивает связь с социальной средой, окружающими и ощущают себя одинокими.

Организм ребенка требует повышенной затраты ресурсов, что в сочетании со сменой интересов приводит к снижению успеваемости в школе. Именно в подростковом возрасте появляется интерес к своей личности, он занят собой, своей внешностью и мнением окружающих о нем.

Развитие невербальной коммуникации у детей

Коммуникация является одной из базовых потребностей человека. Она позволяет ему обмениваться информацией с другими людьми, принимать решения и чувствовать себя принятым в обществе. Основной задачей родителей и учителей является развитие у детей, учащихся навыков невербального общения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В дошкольный период происходит активное формирование личности и личностных механизмов поведения ребенка. Систематическая работа по развитию невербалики совершенствует психомоторные функции, учит детей самоконтролю, способствует успешному развитию невербального общения со сверстниками.

Ребенка дошкольника все чаще начинают интересовать другие дети, потребность в общении со сверстниками становится одной из главных. Их общение имеет существенные особенности, отличающие их от общения со взрослыми.

Особое внимание необходимо уделить невербальному общению детей дошкольного возраста. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления межличностных контактов, позволяет понять истинные чувства собеседника. Детей дошкольного возраста необходимо научить невербальным средствам общения, в этот процесс входит:

  • Развитие мышц лица и тела;
  • Знакомство с основными эмоциональными состояниями и их выражением через жесты, мимику, позы;
  • Выражение эмоций в игровой деятельности;
  • Использование невербальных средств в самостоятельной коммуникативной деятельности.

Замечание 1

Работа по развитию невербальных средств совершенствует психомоторные функции детей, учит контролировать телесные проявления, понимать язык эмоций, тела.

Эмоциональные проявления детей приобретут яркий и выразительный характер, дети научатся выражать эмоции, быть внимательными друг к другу.

Жестовый язык детей и подростков

Применение невербальных средств коммуникации, а именно жестов, среди детей и подростков является средством маркировки, т.е. символом принадлежности личности к определенной группе. Рассмотрим некоторые жесты:

  1. Приветствие – объятие и поцелуй среди девочек; среди мальчиков – рукопожатие с игровыми элементами (с элементами армрестлинга).
  2. Просьба – пальцы вытянуты, ладони соединены, кисти прижаты к груди – сопровождается словом «please» и покачиванием соединенных ладоней, что означает просьбу о помощи, например, во время контрольной работы на уроке.
  3. Восторг, радость – резкое движение согнутой в локте руки, поднятой вверх, при сжатии кисти в кулак, при движении руки вниз кисть оказывается на уровне груди, сопровождается словом «yes!».
  4. «Чур меня!» – скрещенные указательный и средний пальцы, что обозначает «не трогай меня, я тут ни при чем».

Замечание 2

Жестовый язык детей и подростков – развивающееся явление, подверженное влиянию социальной среды.

Неформальные объединения подростков

Образуя подростковые объединения дети используют своеобразный сленг или арго – это слова, употребляемые определенными группами. Подростковая речь может содержать либо множество сленговых слов, либо только 5-7 слов. Для детей важно, что эти слова присутствуют в группе, в их общении, являются их достижением, преступлением норм обыденности, средством раскрепощения в общении.

Помимо вербальных средств выделяются невербальные средства – жесты, мимика и позы – агрессивные, сужающие дистанцию. Невербальное общение подростков является своеобразным протестом взрослым. Дети часто дразнят друг друга, показывают язык, кулак, «фигу», жест «фак», крутят пальцем у виска.

Распространенным жестом во многих странах является жест дразнения, привлечения внимания и провокации – показывание языка.

Жестом угрозы и ярости служит показывание кулака. Подростки эмоционально демонстрируют агрессию, что сопровождается злостью.

Грубым и агрессивным жестом считается «фига» – презрительная издевка, отказ, насмешка над кем-либо.

Оскорбительным знаком считается жест «фак», интерпретируется как нецензурное ругательство.

Кручение пальцем у виска означает, что у человека не хватает ума, это показывает пренебрежение к умственным способностям какого-либо другого человека.

В невербальной коммуникации большую роль оказывает социальная среда, в которой находится подросток, а также его позиция по отношению к ненормативным жестам.

Диагностика невербального общения подростков

Одной из обсуждаемых проблем является проблема подбора и разработки методик, позволяющих определить уровень развития умственных способностей ребенка. В области диагностики нарушений развития (первичные дефекты интеллекта, вторичное недоразвитие) это проблема стоит наиболее остро. Многие исследователи сходятся во мнении, что одним из средств решения проблемы являются невербальные тесты.

Необходимость в них велика в случаях затруднения речевого общения, низкого уровня речевого развития, а также в случаях выявления уровня развития интеллекта.

Невербальные тесты («тесты действия») не требуют от испытуемого речевого ответа, что и отражает интеллектуальное развитие ребенка. Значимость невербальных показателей повышается при сопоставлении с вербальными показателями.

Источник: https://spravochnick.ru/psihologiya/neverbalnaya_kommunikaciya_-_chto_eto_takoe/neverbalnaya_kommunikaciya_u_detey_i_podrostkov/

Развитие невербальных средств коммуникации у старших дошкольников – успехи современного естествознания (научный журнал)

Невербальные средства общения детьми дошкольного возраста
1 Иванова В.П. 1Левшина Н.И. 1 1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» 1. Акулова, О.А. Театрализованные игры / О.А. Акулова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С. 24-33.
2. Бестужева, Е.А. Невербальные средства коммуникации / Е.А. Бестужева // Дошкольное воспитание. – 2007. – №5. – С. 62-67.
3. Куцакова, Л.В.

Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. – 368 с.
4. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова; Под ред. М.И. Буянова. – М.: Издательство «Просвещение», 1990. – 126 с.

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни.

Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

Обогащать речевое общение детей, сделать его более естественным, непринужденным помогают невербальные средства коммуникации. Важно, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать несловесную информацию, отличать близкие, но не тождественные эмоциональные состояния собеседника. Развитие невербальных умений создает дополнительные возможности для установления контактов, выбора правильной линии поведения, усиливает эффективность социального взаимодействия дошкольников.

Проблемой развития коммуникативно-речевых умений дошкольников занимались А.Г. Арушанова, Т.В. Антонова, А.А. Соколова и др. Т.В. Антонова выделяет группу коммуникативных умений, включающую в себя речевые умения. М.М.

Алексеева и В.И. Яшина рассматривают коммуникативные и диалогические умения с точки зрения интеграции. А.А. Соколова четко определяет диалогические умения, выделяя две группы: умения, связанные с говорением и слушанием.

Невербальные средства общения чрезвычайно разнообразны. Непосредственно контактное общение совершается не только с помощью речи, но и с помощью невербальных средств коммуникации – жестов, мимики, позы, ых, интонационных модуляций речи и т.д.

Компоненты невербального общения играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности собеседника, помогают определить его настроение, чего он хочет или ожидает.

Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, невербальные средства достоверны (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека.

Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений, без которых нормальное развитие и общение невозможно. Однако чаще всего люди пользуются ими непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Для формирования невербальных средств у детей старшего дошкольного возраста можно выделить два основных направления работы:

1) формирование представлений о доброжелательных чувствах и отношениях со сверстниками и взрослыми, развитие чувства эмпатии;

2) формирование способов выражения эмоциональных состояний, взаимоотношений [2, с. 63].

Анализ первого направления, позволил выделить следующее:

– О.А. Акулова считала, что в играх-драматизациях дошкольник, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизаций являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. Л.В.

Куцакова и С.И. Мерзлякова отмечали, что в театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определенные литературные произведения.

Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений [3, с. 206]. Е.А. Алябьева предлагала инсценирование стихотворений, например, стихотворение «Проказник ветер» из цикла «Расскажи стихи руками». Л.В.

Куцакова использовала в работе для развития невербальных средств общения игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем» [3, c. 225]. Она считала, что данная игра развивает у детей умение передавать эмоциональное состояние через мимику, жест, пластику.

В содержание работы с дошкольниками могут быть включены игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. Они разработаны по методике Н.Ю.

Клюевой «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение); «Улыбка» (дети сидят в кругу, берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему улыбку); «Комплимент» (дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят добрые слова, хвалят его: «Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье…». – «Спасибо. Мне очень приятно!»).

Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, то есть умения выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Основополагающим при этом является знакомство с ведущими человеческими эмоциями и чувствами, формирование невербальных средств их выражения.

Смысл решения данной задачи заключается в следующем [2, с.

65]: ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу; развитие и укрепление мышечного аппарата, участвующего в воспроизведении мимических, жестовых, пантомимических движений; закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности; перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Обучение невербальным способам выражения различных чувств и эмоций может происходить с использованием элементов психогимнастики и психодрамы по методике М.И. Чистяковой, которые помогают корригировать недостатки собственного поведения, способствуют расслаблению и раскрепощению [4, с. 74].

Г.А. Османова и Л.А.

Позднякова предлагают пластические этюды, которые способствуют развитию речи, умения передавать эмоции с помощью мимики и выразительных движений: «День рождения» (выражение радости, интереса и удивления); «Одинокий печальный щенок» (выражение печали); «Поможем Зимушке найти волшебный снежок» (выражение интереса, удивления и радости).

Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. При этом необходимо выйти за рамки поверхностного описания эмоций и постепенно подводить детей к их более глубокому пониманию.

Данная работа ведется параллельно с ознакомлением дошкольников с нормами и правилами человеческих взаимоотношений, поэтому одни и те же литературные произведения используются и в целях знакомства с человеческими эмоциями.

Параллельно с овладением представлениями о человеческих эмоциях и чувствах необходимо знакомить дошкольников с невербальными средствами выражения подобных состояний. Приемом, помогающим в решении этих вопросов, является использование иллюстраций к художественным произведениям или к ситуациям. Картинки, изображающие кульминационный момент рассказа, обычно фиксируют эмоциональные проявления человека и отражаются на его лице, позе, походке [2, с. 66].

Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица могут использоваться пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека. Особое внимание обращают на разнообразие мимических проявлений изучаемого состояния: например, когда человеку стыдно, он опускает глаза, краснеет, иногда стыдливо улыбается.

Параллельно дети представляют (и описывают), какая поза может быть у человека, которому стыдно, какова его походка. Работа над передачей состояния человека с помощью невербальных средств включает тренинг мимических и пантомимических мышц (у некоторых детей наблюдались затруднения при использовании своих мышечных возможностей для передачи эмоциональных и чувственных состояний).

Решение данной проблемы оказывается возможным благодаря специальным упражнениям, направленным на изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний, на тренинг выразительной мимики. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мимических мышц лица, например: наморщить лоб, поднять брови (удивление), сдвинуть брови (гнев), сжать губы, прищурить глаза (презрение).

«Мимическая гимнастика» (дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка). «Маски» (один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли это сделать).

«Глаза в глаза» (дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть», «Я не хочу с тобой дружить») [1, 2].

Таким образом, рассмотренные нами направления работы, методы и приемы способствуют формированию способов невербального выражения эмоций и чувств, а также закреплению навыков межличностного взаимодействия и формированию коммуникативно-речевых умений.

Библиографическая ссылка

Иванова В.П., Левшина Н.И. РАЗВИТИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 159-160;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33045 (дата обращения: 01.04.2020).

Источник: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33045

Лечение Детей
Добавить комментарий