Обучение речи глухих детей

Как учат глухонемых детей разговаривать?

Обучение речи глухих детей

Люди с нарушениями слуха и речи — полноценные члены нашего общества.

Они живут рядом с нами, но многие здоровые люди не понимают их проблем, и сторонятся, поскольку глухонемые не могут полноценно общаться с ними.

Ограничения в общении, которые накладывает на него этот недуг, можно существенно уменьшить, обучив такого человека словесной речи. Но как это сделать?! Ведь этот человек ничего не слышит.

Для начала разберемся в том, что же такое глухонемота

Глухота наступает при полном отсутствии слуха или снижения его до уровня, при котором человек перестает воспринимать речь. Нужно выделять понятие абсолютной глухоты, при которой совершенно ничего нельзя услышать. Но, к счастью, абсолютная глухота встречается редко.

Большинство глухих людей имеют остатки слуха, позволяющие услышать очень громкие звуки или фрагменты громкой речи, произнесенной прямо над ухом, но отчетливо разобрать собеседника при глухоте не удастся.

Глухота возникает в результате радикальных негативных изменений в органах слуха со стойкими необратимыми явлениями, поэтому лечить ее малоэффективно.

В результате глухоты (врожденной или приобретенной в детском возрасте 1 года до 3-х лет) возникает глухонемота, поскольку ребенок не в состоянии овладеть словесной речью путем подражания речи окружающих.

Он их просто не слышит! В раннем возрасте распознать глухонемоту довольно трудно, поскольку у маленьких детей еще не четко определена связь между отсутствием речи и нарушением слуха, а у грудных детей глухота вообще остается незамеченной.

Что же говорит статистика о количестве глухонемых в мире? Точными данными статистика в большинстве стран не располагает.  Предполагается, что их количество достигает порядка двух миллионов человек.

Проблема в том, что подсчет во многих странах ведется не врачами соответствующего профиля, а людьми, к медицине не имеющими никакого отношения. А страны Африки, Азии и Южной Америки в этом плане сплошное «белое пятно».

Кроме того, грудные дети и маленькие дети, еще не начавшие говорить тоже не попадают в эту статистику.

Любопытно, что частота случаев глухонемоты зависит от географического положения страны.

Чем более гористая местность, тем больше в ней рождается глухонемых, и наоборот, если страна расположена в низинах, глухонемых в ней значительно меньше.

Например, в горной Швейцарии, количество глухонемых в некоторых кантонах достигает 441 человек на 100 тыс. населения, а в Голландии, расположенной на равнине, всего 34 человека на 100 тыс.

Важно заметить, что глухота не передается по наследству. Практически у всех глухонемых родителей рождаются нормально слышащие дети.

Как же бороться с глухонемотой?

Излечить патологическое поражение слуха чрезвычайно сложно. Этим занимаются врачи-отоларингологи. Иногда удается улучшить слух применением медикаментов: стрихнина, никотиновой кислоты, АТФ и прочих. Если глухота возникла от поражения звукопроводящих путей, врачи применяют слухоулучшающие операции.

Если восстановить слух все равно не удается, глухонемых обучают по специальной методике. Она включает в себя овладение речью, в том числе, и в звуковой форме. В основе обучения лежат чтение с губ  и дактилология — всем известная «пальцевая азбука». Вспомогательными средствами являются тактильно-вибрационные ощущения обучаемого и его остатки слуха, если таковые имеются.

Существуют целые сети яслей, детских садиков, школ-интернатов, где глухонемым детям дают общее образование и профессиональную подготовку по специальностям, которыми глухонемые люди могут полноценно заниматься. В специализированных детских садах глухонемым детям дают подготовку, благодаря которой некоторые из них способны заниматься в обычной школе наравне с нормально слышащими детьми.

Обязательное обучение глухонемых введено в республиках бывшего СССР, США, странах Евросоюза и некоторых других. Однако в большинстве стран мира, к сожалению, такое обучение обязательным не является.

Какие современные методы применяются для обучения глухонемых?

В настоящее время существует три метода:

1. Французский — основанный на жестикуляции. Он используется для выражения глухонемым отдельных букв или цифр при помощи смены положения пальцев одной или обеих рук. Практически для каждого языка разработана своя мимическая азбука. Глухонемые настолько овладевают искусством беседы пальцами, что могут устраивать сложные спектакли, понятные любому глухонемому зрителю.

2. Немецкий — в основе которого лежит обучение глухонемого устной речи. Более сложный, но, несомненно, более прогрессивный, в сравнении с французским. Здесь ставится задача обучить глухонемого не только членораздельно говорить, но и уметь читать по губам собеседника («слышать глазами»).

3. Смешанный — когда в обучении применяются сразу оба метода одновременно. Но такой метод дает двойную нагрузку на учителя и осложняет восприятие обучаемого.

Абсолютное большинство глухонемых в настоящее время обучаются по немецкому методу, поскольку человек, обученный только языку жестов, «выпадает» из общества нормально слышащих, которые не в состоянии понять его мимику. Такие глухонемые замыкаются в своем кругу, быстро забывают то, чему учились в школе.

Однако существует и множество противников немецкого метода. Во-первых, для обучения по этому методу человека со средними способностями требуется очень много времени.

Во-вторых, для того, чтобы «слышать глазами», лицо собеседника должно быть постоянно хорошо освещено и рот не заслонен от глухонемого человека, а это не всегда достижимо.

Кроме того, в устной речи нужно постоянно практиковаться, иначе навыки — быстро теряются, в то время, как язык жестов менее сложен для глухонемого и предъявляет значительно более мягкие требования для глухонемых собеседников во время общения.

Как же обучают глухонемого звуковой речи?

Если с жестикуляцией все более-менее понятно, поскольку она, в основном, базируется на подражании, то со звуковой речью все гораздо сложнее…

Обучение происходит чисто механически, поскольку обучаемый не слышит и не контролирует произносимые им звуки. На помощь приходит зрение глухонемого и его способность к подражанию.

В возрасте 7-9 лет дети начинают осваивать специальные упражнения для полости рта, губ, языка, умение вдыхать нужное количество воздуха, двигать челюстями, губами, соприкасаться языком с различными частями ротовой полости и т.д.

Затем учитель переходит к обучению глухонемого издавать звуки на основе уже освоенных ими упражнений. Он поясняет ребенку, какое положение должны занимать губы, язык и зубы и сколько воздуха и с какой силой должно проходить через рот для получения нужного звука.

Постановка звука заключается в том, что ученик должен освоить все вибрации ротовой и носовой полости, происходящие при произношении звука. Достигается это методом тактильных ощущений, например, изменений силы потока воздуха изо рта на своей руке, а иногда даже на лбу учителя.

Если руки и лба недостаточно, ученик практикуется в сдувании бумажки со стола до тех пор, пока учитель не сочтет произношение звука достаточно правильным. Попутно изучается написание буквы, соответствующая этому звуку. И так заучиваются все звуки один за другим…

Умению произносить звуки глухонемые обучаются в строго определенном порядке. Сначала они осваивают мгновенные согласные (п, б, т, д, к, г, ч, ц), затем длительные согласные (ф, в, с, з, ш, ж, х, г). После изучения согласных переходят к гласным звукам и так далее. После освоения произношения слов ставится артикуляция.

Многие глухонемые, постоянно упражняющиеся в устной речи настолько хорошо умеют «читать глазами» и четко произносить звуки, что незнакомый человек совершенно не в состоянии догадаться, что общается с глухонемым.

Вот какой титанический труд приходится проделать как учителю, так и каждому его глухонемому ученику, прежде чем он произнесет хотя бы одно членораздельное слово!

Источник: https://qriosity.ru/problemy-gluhonemykh/index.html

Особенности обучения глухих детей

Обучение речи глухих детей

У глухих детей особенно отстает развитие словесно-логического мышления, то есть связи между предметами, признаками, действиями и их словесными обозначениями длительное время не формируются. Наиболее сложна для глухих детей логическая переработка текста, построение умозаключений на основе сведений, предъявляемых в речевой форме.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

– I ступень — начальное общее образование (5-6 или 6-7 лет, в зависимости от того, обучался ли ребенок в подготовительном классе);

– 2 ступень — основное общее образование (5-6 лет);

– 3 ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы).

Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет.

Вся учебная деятельность характеризуется работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе.

Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры. С этой целью регулярно проводятся групповые и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны устной речи.

В школах, работающих на билингвистической основе, не только осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи.

В составе специальной школы I вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.).

Количество детей в классе (группе) не должно быть более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта — до 5 человек.

Основное внимание уделяется развитию речи глухих детей, что является наиболее важным фактором в системе социальной адаптации ребенка. Глухие дети овладевают языком в процессе специального обучения, Русский язык в коррекционной школе имеет коррекционную направленность.

Кроме специальных уроков (развитие речи, чтение, грамматика), развитию речи способствуют индивидуальные занятия. В процессе становления речи в условиях специального обучения формируется словесно-логическое мышление школьника.

Речь оказывает большое влияние на познание ребенком окружающего мира, на развитие эмоционально-волевой сферы и формирование личности в целом.

Благодаря словесной речи неслыщащие дети могут развиваться всесторонне, овладевать основами наук, вступать в общение со слышащими, на основе чего и происходит их социальная адаптация.

Работа по языку строится в неразрывном единстве с другими предметами школьного курса.

Перед коррекционной школой для глухих детей ставится следующая задача: обеспечить учащимся овладение языком в степени, необходимой им для активной общественной деятельности и труда в среде слышащих людей.

Также обучение и воспитание в школе первого вида ориентируется на возможность продолжения образования глухими детьми.

В специальной школе II вида обучаются слабослышащие (имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохшие дети (оглохшие в дошкольном или школьном возрасте, но сохранившие самостоятельную речь). Коррекционная школа для слабослышащих детей имеет два отделения:

1) для детей с легким недоразвитием речи, связанным с нарушением слуха;

2) для детей с глубоким недоразвитием речи, причиной которого является нарушение слуха.

Если в процессе обучения возникает необходимость перевода ребенка из одного отделения в другое (ребенку трудно в первом отделении или, наоборот, ребенок во втором отделении достигает такого уровня общего и речевого развития, которое позволяет ему учиться в первом отделении), его переводят в первое отделение согласно рекомендации МППК и с согласия родителей. В первый класс в любое из отделений принимаются дети, достигшие 7 лет, если они посещали детский сад. Для детей, которые по какой-либо причине не имеют соответствующей дошкольной подготовки, во втором отделении организуется подготовительный класс. Наполняемость класса (группы) в первом отделении — до 10 человек, во втором — до 8 человек. В специальной школе II вида образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

– 1 ступень — начальное общее образование (в первом отделении 4-5 лет, во втором отделении 5-6 или 6-7 лет);

– 2 ступень — основное общее образование (6 лет в первом и во втором отделениях);

– 3 ступень — среднее (полное) общее образование (2 года в первом и во втором отделениях).

Развитие слухового и слухозрительного восприятия, формирование и коррекция произносительной стороны речи проводятся на специально организованных индивидуальных и групповых занятиях с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования и индивидуальных слуховых аппаратов. Развитие слухового восприятия и автоматизация навыков произношения продолжаются на занятиях фонетической ритмикой и в различных видах деятельности, связанных с музыкой.

Игры по развитию речи детей с нарушениями слуха.

Для формирования словаря детей с дефектами слуха, формирования различных форм словесной речи, развития связной речи детей в дошкольный период и в младших классах школы желательно использовать игровые моменты. Дидактические игры создают необходимую мотивацию овладения речевым материалом. Данные и аналогичные игры можно использовать на занятиях по развитию речи.

«Поезд»

Цель игры: обучение детей чтению и ответам на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд (5-6 вагонов), игрушки (волк, заяц, лиса, кошка и т.д.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Ход игры

Дети сидят или стоят перед учителем. Учитель (воспитатель) достает из красивой коробки игрушки и называет их вместе с детьми, дает игрушку каждому ребенку. Учитель показывает детям поезд с табличками, говорит: «Будем играть. Лиса, волк, заяц… едут в гости к кукле.

Где едет лиса (заяц, волк…)?» Ребенок, у которого находится называемая игрушка, подходит к поезду и сажает в вагон с аналогичной табличкой игрушку. Вместе с педагогом ребенок прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят животных по вагонам.

После этого поезд уезжает.

«Угадай»

Цель игры: развитие мелкой моторики, обучение глобальному чтению, пониманию вопросов и ответам на них. Оборудование: черно-белые картинки с изображениями животных, таблички с названиями животных.

Ход игры

В основе этой игры лежит соотнесение положения пальцев с особенностями внешнего вида некоторых животных. На наборном полотне выставляются картинки или пиктограммы с изображениями животных, на столах у детей — таблички с их названиями.

Сначала учитель уточняет названия животных: указывает на картинку и спрашивает: «Кто это?». Дети находят на столе нужную табличку и прочитывают ее вместе с педагогом.

Затем педагог воспроизводит положение пальцев обеих рук, передающее особенности животного (складывает пальцы, изображая клюв гуся, или делает движения двумя пальцами, демонстрируя заячьи ушки).

После чего педагог предлагает детям воспроизвести движения пальцев, а затем указать на табличку с названием животного. Дети воспроизводят движения пальцев, указывают на соответствующую табличку и прочитывают ее.

Источник: https://www.logopedmaster.ru/node/966

Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе / Альманах №29 / Архив

Обучение речи глухих детей

Учебник предназначен для работы по развитию устной речи и обучению грамоте в подготовительном классе школы глухих.

В нем отражены требования к устной речи учащихся (словарь, фразеология, грамматические формы, произношение) и к навыкам чтения.

Учебник содержит также задания, направленные на то, чтобы научить детей воспроизводить графические образы слов и фраз путем составления их из разрезной азбуки и письма.

Материал учебника может быть использован для формирования навыков чтения с губ, связанного с членораздельным проговариванием слов.

При составлении учебника имелось в виду как можно раньше сформировать у учащихся элементарные навыки, которые позволили бы использовать материал разговорной речи для общения с окружающими посредством устного слова.

В связи с различными заданиями учащимся книга содержит несколько словесных инструкций, опережающих материал по устной речи и заимствованных из раздела обучения речи в дактильной форме (покажи, скажи и некоторые другие).

Книга предполагает определенное построение обучения устной речи и грамоте. Основу для этого обучения составляет развитие речи учащихся в дактильной форме.

Это значит, что при обучении устной речи и грамоте используется речевой материал, который уже усвоен детьми.

Вместе с тем ход формирования устной речи и усвоения грамоты в значительной мере определяется работой над произношением, которая идет двумя путями.

Развитие словесной речи на основе ее дактильной формы предполагает, что, обращаясь к учащимся, учитель дактилирует слова и одновременно произносит их. При этом дети побуждаются к отраженному воспроизведению слов не только в пальцевой, но по возможности и в устной форме.

Подобное воспроизведение целых слов основано главным образом на чтении с губ учителя и потому часто является очень схематичным. Такой путь имеет существенное значение для активизации речевого аппарата учащихся и развития у них способности к подражанию речевым движениям.

Однако главный путь, обеспечивающий систематическое усвоение произносительных навыков, состоит в планомерной работе, проводимой на материале слов и фраз, связанном с уроками развития устной речи.

Именно этот, второй путь формирования произношения принят в расчет при разработке данного учебника.

Материал устной речи, на котором строится обучение произношению, расположен в определённой последовательности, обеспечивающей постепенное преодоление фонетических трудностей.

Работа над произношением ведется так, что исходным и основным материалом упражнений служат целые слова и фразы. Вместе с тем значительное место занимают упражнения на материале слогов, а также работа над отдельными звуками.

Особое внимание при этом уделяется слитному произношению слов и соблюдению в них правильного ударения.

Слова, включающие новый звук или сложные по своей звуко-слоговой структуре, подвергаются анализу, в связи с чем дети произносят отдельные слоги и звуки, которые затем вновь сливаются, синтезируются в слово.

Слоги и звуки (наряду со словами и фразами) произносятся также в связи с систематическими тренировочными упражнениями.

Таким образом, предполагаемый учебником метод обучения произношению может быть характеризован как аналитико-синтетический.

Однако это аналитико-синтетический метод особого рода, отличающийся от традиционного.

До недавнего времени материал устной речи в подготовительном классе включал лишь те слова, которые по своему звуковому составу были доступны детям для вполне правильного произношения. В отличии от такого линейного подхода к формированию произносительных навыков в основе настоящего учебника лежит иной подход – концентрический.

Сущность этого подхода заключается в следующем.

Первоначальное обучение произношению, которое завершается полным усвоением всех звуков русского языка, состоит из двух концентров.

Первый концентр совпадает с подготовительным классом, второй концентр охватывает первый и второй классы.

В подготовительном классе от обучающих требуется точное произношение в словах лишь ограниченного числа (17) «основных» звуков, к которым относятся гласные а, о, у, и, э и согласные п, т, к, ф, с, ш, х, в, м, н, л, р. Эти звуки изучаются в течение трех учебных четвертей.

Для звуков, не входящих в число основных, временно допускается приближенное произношение в словах, состоящее в замене их соответствующими основными звуками.

Так, звонкие (кроме в) заменяются глухими, мягкие – твердыми (исключая обязательное смягчение согласных перед и) и аффрикаты (слитные) – соответствующими им щелевыми (ц – звуком с, ч – звуком ш), гласный ы заменяется звуком и.

Звук и, присоединяемый к гласным и произносимый несколько более кратко, позволяет образовать дифтонги, как восходящие – я (йа), ё (йо), ю (йу), е (йэ), так и нисходящие – ай, ой, ий и др.

В результате наряду с точным произношением таких слов, как платок, стакан, упал, состоящих из основных звуков, учащиеся подготовительного класса могут приближенно произносить слова, включающие и другие звуки, например, дай, спасибо, мяч.

Замена звуков приводит к тому, что слова эти произносятся как тай, спасипо, маш. В первом классе начинается работа по уточнению произношения слов, связанных с постановкой звуков, которые ранее заменялись основными. Это уточнение касается звонких согласных и аффрикат.

Во втором классе уточняется произношение остальных звуков.

Концентрический подход к обучению произношению оказывает существенное влияние на материал устной речи в подготовительном классе, значительно расширяя фонетические рамки для его выбора. Своеобразным становится и путь усвоения грамоты.

Допуская приближенное произношение звуков в словах, концентрический метод в то же время предполагает усвоение детьми правильного графического образа этих слов. Ученик может произносить слово чашки как шашки, но при этом он должен различать смысл этих слов при чтении, правильно писать и дактилировать эти слова.

При таких условиях к концу третьей четверти, когда заканчивается постановка основных звуков, оказывается возможным одновременно завершить изучение всех букв. Это изучение связано с усвоением детьми определённых звуковых значений букв.

Так, знакомясь с буквами я, ё, ю, е, дети в разное время узнают, что буквы эти в одних случаях читаются как а, о, у, э (например, в словах мясо, самолёт, Люся, мел), в других же случаях как йа, йо, йу, йэ (например, в словах яблоко, ёлка, Юра, ест).

Своеобразным для концентрического метода является первоначальное усвоение детьми звуковых значений тех букв, которые соответствуют временно заменяемым детьми звукам.

Например, в приведенных выше словах дай, спасибо звуковое значение буквы д оказывается таким же, как буквы т, а буквы б – таким же, как п, потому что слова эти пока читаются как тай, спасипо.

Лишь в первом классе, когда дети научатся произносить звонкие звуки, они усвоят подлинное звуковое значение букв д и б.

В течение первых трех учебных четвертей учащиеся овладевают в устной форме определенным речевым материалом. Они усваивают навыки восприятия (путем чтения или чтения с губ) и воспроизведения (путем произношения или письма) слов и фраз, входящих в материал устной речи.

Четвертая учебная четверть характеризуется быстрым увеличением объема материала устной речи за счет слов и фраз ранее усвоенных детьми в дактильной форме. В этот период обучения, происходит закрепление и дальнейшее развитие навыков произношения, чтения вслух, чтения с губ и письма на новом речевом материале.

Разделы работы, которые имелись в виду при составлении учебника, тесно связаны между собой. Материал одной и той же страницы, как правило, служит одновременно для разных разделов работы, в число которых входит формирование лексической и грамматической стороны устной речи, обучение произношению, чтению с губ, чтению вслух, письму.

Учебник должен быть использован как на уроках развития устной речи и обучения грамоте, так и в связи с индивидуальными занятиями по обучению произношению. На этих занятиях книга используется не только для чтения вслух соответственных слов, фраз, слогов, но главным образом для произношения слов и фраз с опорой на имеющиеся рисунки и вопросы.

Учебник предусматривает применение разнообразных видов работ.

Предполагается, что учебник должен служить в основном для закрепления материала, который уже знаком детям по урокам развития устной речи, для развития навыков чтения вслух. Некоторые виды работ (с применением разрезной азбуки) готовят детей к письму. Материал учебника используется в процессе обучения навыкам письма.

Приведем основные виды работ, связанные с использованием учебника. Необходимо подчеркнуть, что последовательность, в которой указываются виды работ, ни в коем случае не должна рассматриваться как последовательность их применения в ходе обучения.

К числу основных видов работ, связанных с учебником, относятся следующие.

Воспроизведение слов в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по предмету, действию, по картинке без подписи или при закрытой подписи.

Воспроизведение слова в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по данным графическим элементам слова (отдельные буквы, слоги), по обозначенному с помощью клеточек, точек количеству букв. Например:

(под картинкой «папа») или с… (под картинкой «собака»).

Чтение вслух слов и составляющих их слогов с проверкой понимания значения слов, например, ЛОТО, ЛО-ТО.

Произнесение целых слов, а также составляющих их слогов и звуков, например, ШАПКА ШАП-КА ША Ш А ША ШАП-КА ШАПКА.

Сопоставление произношения слов и слогов, различающихся определенными звуками, например, ПЕТЯ-ПИШЕТ, ПЕ-ПИ.

Специальные упражнения в произнесении и чтении вслух слов, трудных по своему звуко-слоговому составу, например, ПАС-МУР-НО ПАСМУР-НО ПАСМУРНО.

Составление предложений в устной форме, из разрезной азбуки (позднее посредством письма) по действию и картинке как с помощью вопросов, так и без них.

Дополнение предложений по опорным словам, а также слов в предложении по опорным слогам, например ЛЕНА … ЯБЛОКО (по картинке «Девочка ест яблоко»), С….. СТ… (по картинке «Собака стоит»).

Составление слов, словосочетаний и предложений с помощью, так называемых подстановочных таблиц.

Например, составление (по картинкам «мясо», «лампа», «масло», «вода», «лото», «лопата») слов и слогов:

Составление предложений из слов:

Диалоги.

Например, «Петя и Лиза»

– Лиза, что это? – Это самолет. – Лиза, что это?

– Это чашка.

Петя, что это? – Это шапка. – Петя, что это?

– Ай, забыл.

В учебнике выделены некоторые обиходные выражения в целях их закрепления, например: Можно войти? Можно выйти? Я написал. Не мешай! Покажи и т.д.

Для закрепления грамматических форм, нашедших отражение в учебнике, используются следующие приемы.

Сопоставление слов в различных их формах, например: ПИШЕТ – НАПИСАЛ, НАПИСАЛ – НАПИСАЛА, РУКА – РУКИ.

Дополнение окончаний в словах предложения или словосочетания, например: КРАСН.. ФЛАГ, КОРИЧН.. ПЛАТЬЕ.

Подбор картинок к вопросам и постановка вопросов к картинкам.

Наряду с указанными видами работ учебник предполагает использование разнообразных дидактических игр, обычно применяемых в подготовительном классе школы для глухих (лото слов и фраз «Маленький учитель» и т.п.).

Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями

Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе // Альманах Института коррекционной педагогики. 2017. Альманах №29 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/the-speech-development-of-deaf-children (Дата обращения: 01.04.2020)

Источник: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/the-speech-development-of-deaf-children

Как обучать глухих детей?

Обучение речи глухих детей

Доброго времени суток. Пишу впервые пост, не ругайтесь особо. Просто крик души.
для минусов внутри.

В городе Орёл есть небольшой район, названый в народе Выгонкой.

Райончик то небольшой, но обитателей в нём много и детишек здесь проживает огромное количество, а дело вот в чём: на данной территории есть только один единственный центр детского творчества (далее ЦДТ). В котором располагаются различные кружки: английского языка, кройки и шитья, изобразительного искусства, компьютерный класс и т.д.

Суть проблемы.

В конце сентября 2017 года преподавателей, родителей, а также руководство данного ЦДТ поставили перед фактом строительства на его месте Духовного центра , Православной гимназии, а так же Храма Вознесения Христова! Причём, даже руководитель ЦДТ узнал, о том, что на месте организации дополнительного образования будет строиться духовный центр только в момент, когда на здании ЦДТ уже должны были повесить растяжку, фотографию которой я прикреплю ниже. Инициаторы строительства заявляют, что после реконструкции здания и возведения Православного центра, останутся всё те же кружки, а помимо православных занятий, будут и дополнительные занятия. Если честно, мне не очень верится, что на территории храма будут проводиться уроки английского языка, изобразительного искусства, лепки, что там будет компьютерный класс, а вам?

Родителями детишек, которые посещают ЦДТ, уже было направлено письмо в администрацию президента РФ, которое пришло обратно с указаниями разбираться на месте. В один момент (03.10.

2017) в местных СМИ появилась информация о том, что инициаторы стройки отказались от своих планов, но не тут то было. Немного позже было проведено собрание(11.10.

2017), на котором присутствовали: родители, педагоги, а так же инициаторы, руководители строительства, представитель церкви. Естественно, в ходе него не было решено никаких вопросов. Родители не были услышаны.

Знаете, но даже тут не обошлось без смешных моментов.

Наши многоуважаемые чиновники, руководители проекта даже не знают названия районов города Орла, хотя они являются либо жителями, либо уроженцами Орловщины! Так жителей Железнодорожного района г.

Орла сначала поселили в Северный район, а затем в близлежащий посёлок Овсянниково! (все ссылки приложу ниже) Остаётся только ладошку ко лбу приложить, дорогие друзья! Но всё это было бы смешно, когда не было так грустно…

Поведаю и об организаторах сего действа, ими являются некие общественные организации, их две (смотрите ссылки). Учредителями первой являются Алексей Н. и помощник экс-губернатора Орловской Области Вадима П. Геннадий Ц., второй (была создана в 2016г.): супруги Вадима П. и Геннадия Ц., а также Алексей Н.

! К тому же, обе эти организации были кураторами строительства Православного центра в посёлке Вятский Посад Орловского района, находящегося всего в паре километров от города Орла. Строительство данного сооружения благословил также, как и постройку Православного центра на месте ЦДТ схиархимандрит И. (в миру Алексей Н.

), (данную информацию можно найти в открытых источниках).

Знаете, я просто в шоке! Они говорят, что нет церкви в этом районе. Есть там церковь, совсем недалеко, если учесть расположение всех церквей в городе Орле.

Говорят, что сделают те же дополнительные кружки, в чём я сомневаюсь. Задайте себе вопрос: кто будет делать кружок по изучению работы с компьютером или кружок иностранного языка в Православном центре? А кто вернёт тех же преподавателей, ведь не зря люди ходят именно к ним? Кроме того, это единственный центр детского дополнительного образования на Выгонке!

Одним из аргументов строительства Православного Центра является то, что здание находится в плохом состоянии! Хотите сделать как лучше? Так отремонтируйте его! Сделайте дорогу по улице, на которой находится ЦДТ , она уже множество лет оставляет желать лучшего, есть места где собираются настолько огромные лужи, что детям в школу трудно пройти так, чтобы не оказаться обрызганными водой. Сделайте дороги по близлежащим улицам, потому что по ним в дождливое время пройти невозможно, по колено в грязи будешь! Зачем отбирать у детей возможность обучаться, развивать свои таланты?! Зачем отбирать работу у педагогов, которые действительно преданы своей профессии, работают там за небольшие деньги, и помогают нашим детям.

Неужели недостаточно одного Православного Центра на город Орёл? Город не такой уж и большой, а потом, в Орле есть очень много пустующих зданий, площадок! Стройте где хотите и в центре города, где угодно! Зачем? Зачем отбирать что-то у маленьких ребят?! Остановитесь!

Может, я чего-то не понимаю, но, по-моему, наше будущее – это ДЕТИ! Так почему мы не можем дать возможность им развиваться без какого-либо не нужного для них вмешательства! У нас же светское государство, а ещё и социальное, кроме всего прочего дети нуждаются в особой защите в силу своей недееспособности, тем более в данном центре занимаются дети, преимущественно возраста начальной школы! Пожалуйста, вспомните хотя бы для начала, нашу Конституцию, например, ст. 7, п.1 в котором закрепляется то, что РФ социальное государство, а её политика направлена на создание условий, которые будут обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека, п.2 где говорится об обеспечении государственной поддержки семьи, детства и т.д., ст. 14, устанавливающую, то, что Россия – светское государство, следующую за ней ст.15, закрепляющую высшую юридическую силу Конституции Российской Федерации.

Я прошу прощения за ошибки, ибо пишу на эмоциях. Не минусуйте пожалуйста, потому что крик души! Хотелось бы хоть немного придать огласке данные события, т.к. люди даже в самом Орле не знают, что происходит у них под носом!

Ниже приложу ссылки на новостные источники, если будет интересно, ознакомьтесь, пожалуйста.

http://orel.bezformata.ru/listnews/duhovnogo-pravoslavnogo-t…
http://newsorel.ru/fn_294585.html
http://www.infoorel.ru/news/iniciatory-sozdaniya-novogo-duho…
https://regionorel.ru/news/novosti/v_orle_podgotovlena_plosh…

Фото моё.

Источник: https://pikabu.ru/story/kak_obuchat_glukhikh_detey_4962819

обучения и воспитания глухих детей в зависимости от степени и тяжести поражения слуха и нарушения речи

Обучение речи глухих детей

Глухие дети обучаются в специально организованных условиях. Обучение является процессом единым и целостным.

Процесс обучения глухих учащихся сложен; он складывается из нескольких этапов, каждому из которых присущи свои особенности.

Познание начинается с чувственного восприятия предметов и явлений.

У глухого ребенка, не обучавшегося до поступления в школу словесной речи, формирование представлений, как правило, происходит на основе мимико-жестикуляторной речи.

Учитывая это, сурдопедагог обучает ребенка словесной речи. В результате формируемые им представления связываются не с жестом, а со словом.

Слабое развитие словесной речи и логического мышления у глухих учащихся приводит к тому, что они нередко усваивают те или иные знания формально, механически заучивают правила, законы, выводы, затрудняясь в этой связи, применять их на практике.

Для преодоления указанного недостатка сурдопедагог должен уделять большое внимание формированию речи и на ее основе тех или иных понятий.

После того, как у ребенка в ходе обучения сформировалось то или иное представление или понятие, возникает необходимость закрепить соответствующие знания на специально организованных занятиях.

Глухой ребенок испытывает известные трудности в связи с необходимостью применять полученные знания на практике не только в процессе обычных занятий, но и в специально организованных условиях.

При выявлении знаний необходимо выяснять знание фактического материала, правил и законов, а также умение применять полученные знания на практике.

Оценка знаний является важнейшим моментом. В школах для глухих она имеет специфические особенности. Работа оценивается за качество выполнения основной цели задания. Вместе с тем принимается во внимание и качество оформления задания в иисьменной или устной речн.

Психологические исследования показывают, что ученики радуются тому, что они говорят голосом, как все окружающие. Постепенно они начинают интересоваться не только процессом “говорения”. Язык начинает их интересовать и как средство, позволяющее более глубоко овладевая, содержанием изучаемых предметов, и как средство, позволяющее наиболее совершенно выражать мысль в устной и письменной форме.

Постепенно язык начинает все более высоко оцениваться детьми как средство общения. Глухие дети старших классов еще более высоко ценят устную речь, хотят говорить внятно, грамматически правильно.

Анализ процесса обучения глухих учащихся дает основание подразделить обучение на три отличающиеся друг от друга ступени:

1. На первоначальном этапе глухие дети, не прошедшие специального обучения речи в дошкольном возрасте, не владеют словесной речью. Овладевая элементарными знаниями основ наук, учащиеся практически усваивают грамматический строй речи в самой первоначальной степени.

2. Характер обучения детей, практически овладевших грамматическим строем речи, значительно изменяется. Речь станошися более совершенным средством овладения знаниями. Ее дальнейшее развитие происходит на основе успехов, достигнутых в области практического овладения ее грамматическим строем.

Изучение грамматики вносит существенные изменения в развитие речи и мышления. На этой основе происходит более сознательное овладение знаниями.

Схема 54

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

  ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Ясли-сады и детские сады для шлухих (слабослышащих) детей
Дошкольне группы при яслях-садах и детских садах общего типа
Дошкольные группы при школах-интернатах для глухих (слабослышащих) детей
Дошкольные учреждения интернатного типа (областные)
  ШКОЛЬНОЕ НЕПОЛНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Школы-интернаты для глухих детей
Школы-интернаты для слабослышащих детей (I и II отделения)
Классы для детей с недостатками слуха пбри общеоразовательных школах
ШКОЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Школы работающей молодёжи (ШРМ)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Группы при массовых техникумах Группы при массовых ПТУ и ТУ Специальные ПТУ и ТУ Обучение в учебно-производственных предприятиях. Общества глухих
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Обучение в ВУЗах совместно со слышащими
Группы для студентов с недостатками слуха в ВУЗах

Схема 55

ручная азбука

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/14_95977_soderzhanie-obucheniya-i-vospitaniya-gluhih-detey-v-zavisimosti-ot-stepeni-i-tyazhesti-porazheniya-sluha-i-narusheniya-rechi.html

Лечение Детей
Добавить комментарий