Обучение слепых и слабовидящих детей

Обучение слепых детей (стр. 1 из 4)

Обучение слепых и слабовидящих детей

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Особенности психофизического развития слепых и слабовидящих……….4

2. Познавательные возможности слепых и слабовидящих детей……………..6

3. Обучение слепых и слабовидящих совместно со зрячими детьми…..……11

4. Значение наглядности в обучении школьников с различными

нарушениями зрения…………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы………………………………………………………………21

Введение

Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию, требуют радикального обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей школьников и условий их реализации в современной школе.

История развития образования слепых и слабовидящих детей насчитывает более сотни лет.

Для поднятия уровня образования слепых и слабовидящих до цензового, которое получают зрячие люди, необходимо было пересмотреть само отношение к слепоте и слабовидению и в первую очередь с социальных позиций. Л.С.

Выготский (1924), один из первых, вышел на принципиальное решение этой проблемы, утверждая, что специальное воспитание победит дефективность.

Эти воззрения Л.С. Выготского легли в основу первой программы специальной школы для слепых детей, которая была подготовлена В.А. Гандером, П.Я. Ефремовым. Л.В. Занковым, Д.И. Зоричевым и Г.А.

Успенской в 1928 г.

Программа во многом определила одно из важнейших положений в тифлопедагогике: возможность изучения основ наук в школах для слепых и слабовидящих детей на уровне содержания образования в школах зрячих.

Система обучения и воспитания слепых и слабовидящих является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса в стране и решает, кроме общих задач, специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения.

Цель работы – показать особенности обучения в ходе предметного преподавания основ наук в общеобразовательных школах для детей с нарушением зрения.

1. Особенности психофизического развития слепых и слабовидящих

По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04%). [1]

Тотально слепые дети безусловно будут использовать в получении учебной информации осязание и слух.

Слепые дети с остаточным зрением, также основную учебную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие.

Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований. [2]

При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии слепого дошкольника можно отметить три характерные особенности.

Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в области физического, так и в области умственного развития. [3]

Кроме того, сообщалось, что в этом возрасте «многие слепые дети имели психиатрические проблемы». [4]

Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность слепого ребенка. «Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее связанная с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни». [3]

Вторая особенность развития слепого ребенка состоит в том, что периоды развития слепых детей не совпадают с периодами развития зрячих. До того времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.

Третьей особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и т. д.

), развиваются быстрее, хотя и своеобразно, другие более медленно (движения, овладение пространством).

Следует отметить, что неравномерность развития слепого ребенка проявляется более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. [1]

Остаточное зрение наряду со слухом и осязанием может выступать как дополнительное средство восприятия окружающего мира. Наличие зрения хотя бы в пределах счета пальцев у лица в сравнении с абсолютной слепотой заметно увеличивает возможности слепого при пространственной ориентировке, в труде, учебе и других видах деятельности.

При зрении 0,001—0,01 дети способны различать на расстоянии до 50 см от глаза форму, цвет и движение предметов, могут свободно ориентироваться в знакомом микропространстве (класс, спальня, школа, квартира, дом).

При зрении 0,01—0,04 дети видят размер, форму, цвет и движение крупных предметов уже на расстоянии до 2 м от глаза, могут свободно ориентироваться в незнакомом микропространстве.

2. Познавательные возможности слепых и слабовидящих детей

Слепота теряет свои позиции перед широким фронтом атакующих знаний, умений и навыков. Наблюдения за познавательной деятельностью инвалидов по зрению и материалы специальных исследований показывают, что основные признаки предметов и явлений доступны познавательным возможностям слепых.

Например, незрячий, взяв в руки предмет (портфель), мгновенно скажет, что это такое. Без труда он определит основные признаки предмета: форму, размеры, вес, материал, характер поверхности. За полем восприятия окажется цвет портфеля, однако этот пробел не имеет существенного значения.

[3]

И.М.Сеченов писал: «Рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки». [10] А если к этому добавить слух, обоняние, вкус и остаточное зрение, то окажется, что незрячие в принципе обладают познавательными возможностями, близкими к возможностям зрячих. [7]

Прикасаясь к предметам, незрячий воспринимает их разнообразные признаки и свойства: величину, упругость, плотность, температуру, расстояние и скорость, вес, форму и т. д.

«Зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов; поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден, и у него чувствующая рука является действительным заместителем видящего глаза». [10]

б) Раздельное обучение различных категорий детей с нарушениями зрения

Опыт различных педагогов в обучении детей с нарушениями зрения позволил сделать ряд практических выводов.

Во-первых, работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер.

Во-вторых, для удобства проведения практической работы целесообразно разделить детей с нарушениями зрения на три классификационные группы с относительно общими для каждой группы особенностями в физическом и психическом развитии: на слепых (0—0,04), на слабовидящих со зрением 0,05—0,08, иногда называемых частично видящими и слабовидящих со зрением 0,09-0,2 (0,4).

Учащиеся со зрением 0—0,04 наряду с общими особенностями развития, характерными для всех детей с нарушенным зрением, имеют черты, отличающие их от детей с остротой зрения 0,05—0,08 и тем более от детей с остротой зрения 0,09—0,2 (0,4). В свою очередь, дети с остротой зрения 0,05—0,08 значительно отличаются по зрительным возможностям, а во многих случаях по деловым качествам и по характеру от детей со зрением 0,09—0,2 (0,4). [7]

Учащиеся с остаточным зрением могут обучаться только с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля и учебно-наглядных пособий в рельефном исполнении.

Остаточное зрение может быть широко использовано педагогом во внеурочное время, когда выполняемая детьми работа не связана с длительным зрительным напряжением. Остаточное зрение является важным средством ориентировки в игровой деятельности, в спортивных соревнованиях.

Нередко детей с остаточным зрением из младших классов прикрепляют к слепым для оказания им помощи в бытовых делах, организуют шефство над вновь принятыми в школу с целью развития у них навыков пространственной ориентировки.

Педагог обязан руководствоваться гигиеническими рекомендациями «Организация учебных занятий в специальных общеобразовательных школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей».

В рекомендациях сказано, что слепые дети с остаточным зрением, обучающиеся по системе Брайля, могут выполнять непрерывную зрительную работу 1—2 раза по 5 минут за урок. Более длительное использование остаточного зрения в учебной работе может отрицательно сказаться на работоспособности ученика, а в ряде случаев может вызвать ухудшение зрения.

Педагоги могут разрешать детям с остротой зрения 0,01—0,04 в течение короткого отрезка времени рассматривать картинки и читать небольшие тексты, выполненные укрупненным шрифтом. Одновременно они должны категорически запрещать чтение глазами рельефно-точечного шрифта. [7]

Очень внимательно должен относиться педагог к использованию зрительных возможностей детей с остротой зрения 0,05—0,08, которые также принимаются в специальные общеобразовательные школы-интернаты слепых и слабовидящих в зависимости от прогноза заболевания. Не являясь слепыми, эти дети отличаются от слабовидящих детей со зрением 0,09—0,2 (0,4) как по характеру нарушения зрения, так и по отдельным личностным качествам.

Источник: https://mirznanii.com/a/180269/obuchenie-slepykh-detey

Как незрячие и слабовидящие дети учатся гладить, сдают ЕГЭ и поступают в университет

Обучение слепых и слабовидящих детей

Сегодня люди с нарушениями зрения могут ходить в детский сад, учиться в школе, сдавать ЕГЭ, поступать в специализированные вузы и колледжи и выбирать экзамены для поступления. Но возможностей для инклюзивного образования всё ещё не так много. Рассказываем, где и как в России учатся незрячие и слабовидящие дети.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Детские сады: компенсирующие, комбинированные и специализированные

Прежде чем поступить в школу, дети с инвалидностью по зрению, как и все остальные, могут получить место в детском саду. В России существуют специализированные учреждения трёх видов: компенсирующего, комбинированного и специализированные. В первые берут детей, которым сложно успевать за общеобразовательными программами.

Это дети с нарушениями зрения, слуха, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, речевыми расстройствами и психологическими заболеваниями. В детсадах комбинированного типа дети с инвалидностью занимаются вместе с другими.

В них есть общеобразовательные группы и группы с особыми специализациями, в которых с детьми работают тифлопсихологи, логопеды и тифлопедагоги, проводят занятия на специальных аппаратах для зрения.

Специализированный детский сад для незрячих детей есть, например, на базе московской школы-интерната № 1. В нём дети с трёх лет под присмотром дефектологов и тифлопедагогов готовятся к школе, учатся ориентироваться в пространстве, развивают мелкую моторику, тактильную чувствительность и способность использовать остаточное зрение.

Открытие детского сада для незрячих детей на базе школы-интерната № 1, сентябрь 2018 года / ГБОУ ШОР № 1

После детского сада у родителей есть выбор: отдать ребёнка в специальную школу, учить его дома или пойти в инклюзивную и учиться вместе с детьми без инвалидности.

Большинство выбирает первый вариант, и на это есть немало причин. В специализированных школах используют адаптированные программы и методы обучения, оригинальные учебники и пособия. В классах здесь меньше учеников, а значит, и подход более индивидуальный. Обучение длится не 11, а 12 лет: младших классов целых пять из-за того, что детям приходится учиться читать по Брайлю.

В разных городах России существуют школы-интернаты и коррекционные школы для слепых и слабовидящих детей. Как правило, слабовидящие и тотально незрячие дети обучаются в разных учебных заведениях, так как методы обучения разные.

Педагоги спецшкол стараются создать комфортную и полезную среду для учеников. В некоторых из них даже оборудуют учебные квартиры, где можно отрабатывать навыки, необходимые в повседневной жизни. Детей здесь учат чистить обувь, гладить одежду, готовить еду и делать уборку.

Ещё один жизненно важный навык — это умение ориентироваться в пространстве, которому тоже учат в специальных школах. Самые маленькие пробуют ориентироваться внутри здания, но постепенно они выходят во двор и изучают способы ориентирования на открытом пространстве.

Со старшеклассниками педагоги работают в городской среде, тренируя разные маршруты: в магазин, банк, больницу, поездки на общественном транспорте

Учебный день в такой школе делится на несколько этапов.

Сначала дети изучают общеобразовательные предметы, потом отправляются на коррекционные занятия, куда как раз входят ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, гигиена зрения.

Оставшееся время можно потратить на творческие мастерские, спортивные секции, вокальные кружки, сделать домашнее задание или отправиться на прогулку.

Педагоги самостоятельно адаптируют под учебный процесс существующие образовательные программы. Они используют учебники со шрифтом Брайля, тактильные пособия и макеты. Для этого в школах есть сотрудники, которые разрабатывают методические материалы, в некоторых учебных заведениях стоят специальные принтеры.

По словам учителей, часто на создание методических пособий приходится тратить личное время, особенно перед экзаменами.

Например, задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ часто меняются, прошлогодние брайлевские варианты устаревают, и приходится печатать новые.

Кроме того, сотрудники школ готовят наглядные материалы вручную: например, в Верхнепышминской школе-интернате вышивают рисунки для иллюстрации расположения фигур на плоскости.

Для старшеклассников в спецшколах проводят занятия по профессиональной подготовке, где подростки не только могут выбрать будущее дело, но и познакомиться с особенностями рынка труда. В той же Верхнепышминской школе его изучают в игровой форме — там педагоги запустили социальный эксперимент «Деловой город».

На первом этапе ученики ходят на мастер-классы юристов, психологов, музыкантов, массажистов и других приглашённых экспертов — в основном успешных людей с инвалидностью.

Они выбирают профессию и под присмотром наставников разрабатывают концепцию своего дела, создают бизнес-план, ищут источники финансирования и набирают сотрудников.

На втором этапе в школе моделируют социально-экономическую среду города, и каждый ученик может попробовать себя в роли предпринимателя или клиента. На несколько дней школьники превращаются в сотрудников массажных салонов, кафе, парикмахерских, вокальных студий, экскурсионных бюро и кинотеатров. Они зарабатывают игровую валюту, а прибыль в итоге помогает определить самых успешных.

В специализированные учебные заведения дети не всегда попадают с первого класса. Бывает, что они теряют зрение гораздо позже, в том числе в старших классах

Педагоги помогают таким ученикам адаптироваться и продолжить обучение. Слабовидящим детям с плохим прогнозом тоже рекомендуют поступать в школы, где обучают на Брайле, так как при таком обучении нет нагрузки на глаза.

Инклюзивные школы: слишком много сложностей

В последние годы всё больше говорят об инклюзивном образовании — когда дети, независимо от наличия или отсутствия особенностей развития, учатся вместе. Только в Москве по этой системе сегодня работает более 300 школ.

Современное инклюзивное образование — это не только учреждения с коррекционными классами, но и вальдорфские школы, где основной упор делают на развитие творческих способностей ребёнка, а не академических знаний.

Ученикам не ставят оценки, поэтому у них отсутствует дух соперничества, нет разделения на лидеров и отстающих — все чувствуют себя единым коллективом.

Считается, что в инклюзивных школах ученики с инвалидностью лучше социализируются и становятся более самостоятельными. Однако многие педагоги считают такой вариант обучения не самым эффективным для детей с нарушением зрения.

Методы обучения незрячих и слабовидящих учеников отличаются от обычных: им необходимо постоянное взаимодействие с педагогом и больше времени на усвоение материала, в том числе шрифта Брайля. В инклюзивных классах создать такие условия сложно.

Поэтому детям с инвалидностью по зрению рекомендуют посещать инклюзивные занятия во второй половине дня: дополнительное образование, конкурсы и фестивали.

Если родители всё же выбирают путь инклюзии, важно обращать внимание на то, есть ли в школе специалист, обладающий необходимыми знаниями, умениями и навыками в области специальной педагогики и психологии.

В некоторых учебных заведениях используют принципы так называемой обратной инклюзии: в изначально специализированное место набирают детей без инвалидности. Так, например, работают в музыкальной школе для слепых и слабовидящих детей Армавира и в Российской государственной специализированной академии искусств. По мнению некоторых педагогов, такой способ объединения учеников более продуктивен.

specialview.org

Окончив школу, незрячие и слабовидящие выпускники школ всё чаще продолжают обучение в училищах, техникумах и вузах. И перед ними снова встаёт вопрос, выбрать обычное или специализированное учебное заведение.

В российской системе профессионального образования есть несколько колледжей, созданных для людей с инвалидностью.

Это Курское музыкальное училище-интернат для слепых, Оренбургский государственный экономический колледж-интернат, Новочеркасский технологический техникум-интернат, Кинешемский технологический техникум-интернат, Сиверский техникум-интернат бухгалтеров и другие.

В них, как и в спецшколах, создаются более комфортные условия для студентов с нарушением зрения, есть специальное оборудование, а педагоги знакомы с методами обучения людей с инвалидностью.

Есть и несколько высших учебных заведений, которые также специализируются на таких студентах. Незрячие и слабовидящие люди учатся в Российской государственной специализированной академии искусств.

Кроме того, для них открыты специальности в Московской государственной академии физической культуры, Новосибирском государственном университете, Российском государственном педагогическом университете имени А. И.

 Герцена, Челябинском государственном университете.

Вообще, люди с нарушениями зрения могут попробовать поступить в любой вуз. По закону инвалидов детства, I или II группы, а также абитуриентов, получивших инвалидность вследствие военной травмы или заболевания, принимают по особой квоте — за ними закрепляют 10% бюджетных мест.

На вступительных экзаменах незрячему абитуриенту должны предоставить задания, написанные на Брайле, или их должен зачитать ассистент

Слабовидящему человеку при необходимости должны предоставить увеличивающее устройство. Кроме того, абитуриенты с инвалидностью могут выбрать форму вступительных испытаний. Несмотря на то что спецшколы готовят учеников к ЕГЭ, многие их выпускники вместо этого выбирают экзамены в вузе.

Нужно понимать, что далеко не каждый вуз может на должном уровне обучить студента с нарушением зрения.

Педагоги могут попросту не иметь опыта работы с такими учениками и из-за этого относиться к ним настороженно. Кроме того, обычно в вузах не бывает специальной литературы — её приходится искать самостоятельно.

Да и простейшие удобства, о которых задумываются в специализированных учебных заведениях, здесь отсутствуют.

По закону каждый из преподавателей обязан пройти курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию. Правда, обучение это проводится без отрыва от основной работы и не всегда качественно.

Чтобы адаптировать учебный процесс под учеников с нарушением зрения, им приходится готовить электронные конспекты лекций, использовать тифлокомментирование и позволять студентам использовать диктофоны.

Поэтому без должной подготовки даже самым лучшим преподавателям бывает трудно работать с незрячими и слабовидящими студентами.

Больше узнать о возможностях для слабовидящих и незрячих детей можно на интернет-площадке «Особый взгляд». Она объединяет тех, кому важны темы инклюзии и зрения: незрячих людей, их близких и родственников, волонтёров, создателей специальных сервисов и программ, работников культуры и офтальмологов.

Источник: https://mel.fm/deti-s-invalidnostyu/235169-blindness

Портал педагога | Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС

Обучение слепых и слабовидящих детей

Кочева Дарья Геннадьевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: ГКОУ “Шадринская специальная (коррекционная) школа-интернат №12”
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС.
14.03.2016
Раздел: среднее образование

Назад

Особенности обучение слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Деятельность педагога с учётом требований профессионального стандарта  Педагог должен разработать и реализовать программу учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (С учетом особенностей детей).  Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.  Участвовать в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.  Планировать и проводить учебные занятия.  Систематически анализировать эффективность учебных занятий и подходов к обучению.  Организовывать, осуществлять контроль и оценку учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.  Формировать универсальные учебные действия.  Формировать навыки, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.  Формировать мотивацию к обучению. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:  анализировать свои действия;  самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;  отличаться мобильностью;  быть способны к сотрудничеству;  обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:  возраста ребенка;  специфики учебного предмета;  меры сформированности УУД учащихся. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия. Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

К современному уроку предъявляются следующие требования

:  хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;  вывод делают сами учащиеся;  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;  времясбережение и здоровьесбережение;  в центре внимания урока – дети;  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;  умение демонстрировать методическое искусство учителя;  планирование обратной связи;  урок должен быть добрым.

Примерная

структура

каждого

типа

урока

по

ФГОС

мало

отличается

от

традиционной

 сохраняется организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  объяснения нового материала  закрепления материала  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок Отличительной чертой урока по ФГОС является то, что обучающиеся должны самостоятельно (с подачи учителя) ставить цель урока

,

ставить задачу, планировать работу, контролировать её выполнение, отслеживать результат, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к структуре адаптированной основной образовательной программы основного и среднего общего образования слабовидящих обучающихся. 1. АООП (Адаптированная основная образовательная программа)для слабовидящих обучающихся определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного и среднего общего образования с учетом индивидуальных особенностей слабовидящего обучающегося (учитывать зрительный диагноз ребенка, имеющиеся вторичные отклонения в развитии и опираться на сформированные компенсаторные механизмы), быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального, основного, среднего общего образования. 2. АООП для слабовидящих обучающихся, которая реализуется в условиях инклюзивного образования, имеет структуру, определенную требованиями ФГОС основного и среднего Основного Образования. 3. Адаптированная основная образовательная программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. АООП реализуется образовательной организацией через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной образовательной программы определяет образовательная организация. 4. Специфические требования к разделам адаптированной образовательной программы. 4.1. Требования к разделам адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования соответствуют требованиям ФГОС основного и среднего ОО с учетом специфики следующих образовательных потребностей слабовидящих и коррекционной направленности их обучения:  использование при необходимости рельефно-точечной системы Брайля;  применение наглядных дидактических материалов (коллективного и индивидуального пользования): макеты, модели, рельефно-графические пособия и т.п.;  использование тифлотехнических средств компенсации слабовидения (лупа, портативные и стационарные электронные увеличители и т.п.);  использование программы увеличения информации на экране компьютера;  применение специальных приспособлений для выполнения графических и рельефно-графических построений на уроках;  взаимосвязи коррекционной программы и программ предметных циклов.

Прибор

«Школьник»

для рельефного рисования и черчения. Его основание покрыто листом резины. На основание накладывается лист специальной плёнки, который закрепляется при помощи металлической крышки в виде рамки и дополнительных зажимов. Прибор комплектуется шариковой ручкой и листами пленки. На этой пленке с помощью шариковой ручки можно получать прямое рельефное и одновременно цветное изображение, что позволяет незрячим чертить геометрические фигуры и иллюстрировать (делать схематические рисунки) условия задач. 4.2. Требования к планируемым результатам освоения адаптированной образовательной программы. Структура и содержание планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общего образования должны адекватно отражать требования Стандарта, передавать специфику образовательного процесса, учитывать глубину поражения зрительного анализатора, сформированность компенсаторных механизмов, соответствовать возрастным и психофизическим возможностям слабовидящих обучающихся. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы основного и среднего общегообразования слабовидящих обучающихся должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки достижений слабовидящих обучающихся по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию, в т.ч. оценки проектной деятельности. Государственная (итоговая) аттестация слабовидящих обучающихся должна проводиться с увеличением времени выполнения заданий, обеспечением доступности, имеющихся в заданиях рисунков и графических материалов с помощью масштабирования или, в индивидуальном порядке по рекомендации ПМПК, адаптированных для тактильно-зрительного восприятия слабовидящим обучающимся. Для каждого такого ребенка разрабатывается индивидуальный учебный план. 4.3. Требования к индивидуальному учебному плану (ИУП). Индивидуальный учебный план для слабовидящего обучающегося разрабатывается образовательной организацией в соответствии с рекомендациями ПМПК, с учетом психофизических особенностей ребенка- инвалида, индивидуальной программы реабилитации (ИПР), пожеланий родителей (законных представителей). Индивидуальный учебный план дляслабовидящего обучающегося отражает перечень и форму освоения отдельных предметов, сроки и количество часов, отводимых на каждый предмет. Также включает предметы коррекционной программы и внеурочную деятельность. 4.4. Требования к организации внеурочной деятельности. Направления и формы внеурочной деятельности, идентичны указанным в требованиях к структуре ООП ФГОС основного и среднего ОО, при условии обеспечения коррекционной направленности в каждом виде деятельности. В рамках внеурочной деятельности, для слабовидящих обучающихся организуются самостоятельные коррекционные курсы в формеиндивидуальных и подгрупповых занятий. Данные курсы обеспечивают реализацию индивидуальных образовательных потребностей, и непосредственно влияют на формирование жизненных компетенций: «развитие зрительного восприятия», «основы тифлоинформационных технологий», «домоводство», «тифлографика», «ориентирование и мобильность». работы по программам и направлениям внеурочной деятельности со слабовидящими детьми, необходимо корректировать с учетом особенностей их психофизического развития, возрастных и индивидуальных возможностей. 4.5. Требования к программе формирования универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования. Программа развития универсальных учебных действий у слабовидящих обучающихся на ступени основного и среднего общего образования, кроме перечисленных в ФГОС основного и среднего ОО направлений также должна предусматривать:  формирование у обучающихся целостных, системных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, их предметно-пространственных отношений;  владение техническими средствами, обеспечивающими доступ к информации слабовидящего пользователя: программы увеличения информации на экране компьютера, умение применять на практике персональные современные тифлотехнические средства, пользоваться электронной книгой, планшетом и т.п.;  владение основами системы рельефно-точечных обозначений Л. Брайля;  способность учащегося адекватно оценивать свои возможности в разных видах деятельности с учетом имеющегося ограничения зрительной функции, уметь использовать зрение в пространственном ориентировании;  отражать специфику подготовки слабовидящего учащегося к профессиональной деятельности

Примерная

структура

каждого

типа

урока

по

ФГОС

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья.

• организационный этап урока  этап постановки целей и задачей урока  этап проверки домашнего задания  этап актуализации знаний  зрительная гимнастика  объяснения нового материала  закрепления материала  физ. минутка и зрительная гимнастика  комментирования д/з  этап рефлексии  этап подведения итогов и выставления оценок

Требования при составлении презентации:

 Не более 10 слайдов  Белый фон и черный шрифт  Шрифт выбирается Arial, Calibri или Verdana(беззасечек). Курсив не желателен  Размер шрифта:заголовки 34-36, основной 24-28  На слайде 1-2 изображения (по горизонтали)  Минимум подписи  Никакой анимации  Информация, написанная на слайде, должна быть озвучена учителем

Требования

при

создании

наглядного

материала

(иллюстрации)

для

слабовидящих детей

 Любое наглядное пособие должно быть взято в четкую черную рамку  Правый нижний угол должен быть срезан, что бы ребенок понимал где низ и лицевая сторона  Изображения располагать только по горизонтали  На одной странице не более 5-7 изображений (объектов)  От одного изображения до другого расстояние 1 см  Только использовать контрастные цвета (красный-желтый плохо, синий-зеленый плохо)  Близкие по цвету объекты должны разделяться рельефной линией  Сложные коллажи не использовать  Если нет подходящей иллюстрации можно взять фото, но увеличить его в 1,5-2 раза

В раздел образования

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6321

Страна слепых: чему учат в образовательных заведениях для незрячих

Обучение слепых и слабовидящих детей

Сегодня в России есть только три центра реабилитации слепых и слабовидящих людей — в Бийске, Волоколамске и Железногорске, и даже они совсем недавно оказались под угрозой закрытия: временно прекратилось финансирование из госбюджета.

Денежный поток восстановили, но потенциальным ученикам центра все равно приходится вставать в очередь на обучение, которая иногда длится несколько лет: в стране около 280 тысяч незрячих, а все центры в сумме способны принять не более 600 человек в год. «Учёба.

ру» рассказывает о том, чему и как учат слепых и почему центры реабилитации — невероятно перспективное поле для социального предпринимательства.

Konstantin Datz

Государственные учебные заведения для людей с дефектами зрения бывают двух типов — коррекционные школы, куда попадают с детских лет, и центры реабилитации, которые помогают адаптироваться потерявшим зрение взрослым.

Коррекционные школы, в свою очередь, делятся на две категории — для слепых детей, а также детей с прогрессирующими заболеваниями зрения, ведущими к слепоте, и для слабовидящих воспитанников (с остротой зрения от 0,05 до 0,4). Обучение может длиться 10 (программа девятилетней общеобразовательной школы) или 12 лет (среднее образование).

Поскольку каждому ученику требуется больше внимания со стороны учителя, число детей в классе тут меньше, чем в обычной школе — в среднем 12 человек.

От обычной школьной программы такое образование практически не отличается (для слепых стандартные учебники «переводятся» на шрифт Брайля, для слабовидящих печатаются крупным шрифтом), но есть специальные курсы по производственной подготовке, рельефному рисованию и черчению, навыкам самообслуживания и физкультуре (для незрячего человека особенно важно научиться управлять своим телом и развивать ловкость и координацию).

Дефекты зрения в определенной степени усложняют процесс умственного развития детей — они влияют как на речь (потому что у такого ребенка формируется искаженное и в чем-то более теоретическое представление об окружающем мире), так и на развитие двигательных навыков (слепые и слабовидящие дети медленнее двигаются, у них хуже развита моторика). Педагогические методики рассчитаны на то, чтобы это скомпенсировать, большое внимание уделяется общению учеников со зрячими сверстниками и взрослыми. В школах для слабовидящих, где основная задача — научить детей максимально эффективно использовать оставшиеся возможности зрения, часто используются наглядные материалы для бисенсорного восприятия (которые можно воспринимать одновременно через зрение и осязание) и специальные оптические и технические средства (например, электронные лупы).

По данным Росстата, в 2012/2013 учебном году в России было 16 школ для незрячих детей и 90 — для слабовидящих. Точной статистики по количеству детей с дефектами зрения нет, но понятно, что далеко не в каждом городе и даже регионе страны у таких ребят есть возможность закончить хотя бы девять классов.

После того, как в 2012 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, а отечественное педагогическое сообщество признало ценность инклюзивного образования, планировалось, что и обычные школы и детские сады станут доступными для особенных детей — в том числе и незрячих.

Но на деле ситуация до сих пор плачевная — у многих школ нет ресурсов, чтобы обеспечить полноценную инклюзию (не хватает ни специальных учебников, ни оборудования, ни профессиональных педагогов-дефектологов).

В результате дети, которые должны были почувствовать себя полноценными членами общества, наоборот, испытывают в таких школах больше трудностей, чем в специализированных заведениях.

Людям, потерявшим зрение во взрослом возрасте, помогают в центрах реабилитации. Чтобы попасть в такой центр, нужно быть инвалидом 1 или 2 группы и состоять на учете во Всероссийской организации слепых (ВОС), которая выдает путевку и оплачивает проезд.

Правда, кандидатам приходится вставать в очередь на обучение, которая иногда длится несколько лет: в стране около 280 тысяч незрячих (и это только по официальным данным — речь идет о людях старше 18 лет, которые зарегистрировались в ВОС, а реальной статистики никто не знает), а все центры в сумме способны принять не более 600 человек в год. Существуют и другие ограничения — к сожалению, центры не принимают тех, кто нуждается в постороннем уходе или имеет определенные заболевания (например, психические расстройства, диабет, декомпенсированные пороки сердца и т. д.).

Занятия разбиты на несколько курсов — социальная реабилитация (все, что связано с самообслуживанием, ориентацией в пространстве, общением и другими навыками, позволяющими не выпадать из общества), профессиональная подготовка (учащиеся осваивают профессии, связанные с ручным трудом) и психологическая помощь. Все это разбавляется культурными мероприятиями — экскурсиями, концертами и танцевальными вечерами. Продолжительность обучения на отделении социальной реабилитации составляет 10 недель, а профессиональная подготовка занимает от 10 до 20 недель в зависимости от выбранной профессии.

Социальная реабилитация включает в себе получение навыков пространственной ориентации, занятия по домоводству и самообслуживанию, обучение азбуке Брайля, физкультуру и курсы рукоделия.

Незрячие учатся ориентироваться на слух и на ощупь и ходить с тростью, им объясняют, как пользоваться пешеходными переходами, не теряться в крупных современных супермаркетах, на авто- и железнодорожных вокзалах, аптеках и т.д.

На курсе по домоводству и самообслуживанию cтуденты учатся обращаться с бытовыми приборами и ориентироваться в типовой квартире, а также организовывать свой быт и планировать финансы.

Какие-то знания даются в виде лекций, а какие-то — усваиваются в процессе практических тренировок в специально оборудованных кабинетах. Здесь же рассказывают и про нюансы общения со зрячими родственниками и друзьями.

В плане профессионального обучения выбор у слепых и слабовидящих, к сожалению, невелик: это курсы компьютерной грамотности (десятипальцевая печать, работа с файлами, электронной почтой и интернетом с помощью специальных программ-синтезаторов, озвучивающих тексты на экране), разные виды рукоделия (вязание, макраме, лозоплетение и т. д.), переплетное и столярно-мебельное дело. Большое внимание уделяется ручному труду — ведь для незрячего осязание становится главным способом взаимодействия с окружающим миром. Кроме того, это тренирует и другие органы чувств — студенты учатся определять по звукам виды и свойства разных материалов, состояние работающих механизмов и т. д. Другой вопрос, что спектр этих практик сильно ограничен, и человеку, у которого не лежит душа к вязанию и столярному мастерству, будет непросто найти себя.

Потеря зрения — большое несчастье, которое кардинально меняет образ жизни человека.

Утрата визуального контроля вызывает чувство беспомощности и огромный стресс, что проявляется в виде разных психосоматических симптомов (например, мышечных спазмах и повышении артериального давления) и психологических проблем.

Растет чувство тревоги, вины, безнадежности, человек становится раздражительнее или испытывает трудности с концентрацией. Часто он и вовсе теряет смысл жизни, потому что физические ограничения мешают ему выступать в привычных социальных ролях.

Поэтому незрячим необходима квалифицированная психологическая помощь. Вначале психологи реабилитационного центра знакомятся со студентами, изучают их характеры и индивидуальные особенности, а позже, исходя из полученной информации, определяют направления индивидуальной и групповой работы.

В индивидуальном психологическом консультировании используется арт-терапия, метод расстановок с помощью фигурок и предметов, сказкотерапия, НЛП и телесно-ориентированная терапия. Студентов учат работать с типовыми конфликтными ситуациями, снимать стресс и анализировать свои негативные эмоции.

Незрячему человеку гораздо легче сориентироваться в сложном и непредсказуемом мире при помощи собаки-поводыря. Хорошо обученная собака в состоянии запомнить несколько десятков маршрутов, умеет тщательно выбирать безопасный путь без луж и ям, знает правила пешеходного перевода и может поднимать и приносить разные предметы.

Но у нас на всю страну только две школы подготовки собак-поводырей (Российская школа подготовки собак-проводников и основанный ее сотрудниками центр «Собаки-помощники инвалидов»), которые в общей сложности могут подготовить около 80 собак в год. Поэтому инвалидам приходится ждать очереди по два года, и только каждый трехсотый незрячий получает полезного питомца.

Для сравнения — в Англии собака-поводырь есть у каждого десятого.

На базовую подготовку собаки уходит полгода-год — занятия включают общий курс дрессировки и собственно «курс вождения», во время которого животное учится ориентироваться на городских маршрутах.

Как правило, для этих целей выбирают лабрадоров и немецких овчарок — это уравновешенные и послушные собаки. В конце пес сдает экзамен — проходит учебный маршрут вместе с дрессировщиком, который имитирует слепоту, надевая непроницаемые черные очки.

После этого его передают новому хозяину, и они какое-то время учатся общаться друг с другом под контролем дрессировщика.

В США слепые и слабовидящие дети учатся как в специализированных, так и в обычных школах, но 90% детей получают инклюзивное образование.

В рамках этого подхода общеобразовательная школа разрабатывает для каждого незрячего ребенка индивидуальную образовательную траекторию.

Такой школьник может учиться в обычном классе при поддержке одного или нескольких тьюторов, а может часть предметов или всю программу проходить в спецклассе.

В Европе инклюзия тоже набирает популярность, хотя многие страны все еще делают ставку на специализированные школы (при этом школьная программа не отличается от обычной).

Так или иначе, зарубежные системы образования способны обеспечить больший охват и лучшие условия для незрячих учеников, чем российские. Также существует множество организаций, предлагающих бесплатные программы адаптации для полностью или частично потерявших зрение взрослых.

Они отличаются большим разнообразием — студенты могут осваивать не только «тактильные» специальности (скажем, массажиста или скульптора), но и изучать более абстрактные предметы — например, математику, физику или социологию.

Существуют и онлайн-курсы, дополненные специальными учебниками — например, Институт Хэдли предлагает программы по маркетингу, литературе, биологии и даже писательскому мастерству.

Разница между российской и западной образовательной системой для незрячих очень велика.

За два года, которые потерявший зрение россиянин в среднем тратит на ожидание в очереди в центр реабилитации, прикованный к своей квартире, европеец или американец может окончить бизнес-курсы и со временем стать не просто полноценным работающим человеком, а, при известной настойчивости, лидером и руководителем собственного дела. Такое положение дел, безусловно, можно назвать трагическим. Однако если посмотреть на него не только как на трагедию, но и как на неудовлетворенную потребность, сразу становится ясно, что образование для незрячих людей в России — невероятно переспективное поле для социального предпринимательства. Тот, кто решит работать на нем, откроет для себя колоссальные деловые горизонты и сможет изменить к лучшему жизнь тысяч людей, став настоящим супергероем и бизнеса, и общества. Разве не этого хотят амбициозные предприниматели?

Источник: https://www.ucheba.ru/article/2585

Лечение Детей
Добавить комментарий