Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Как проявляют себя органические поражения головного мозга

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Органическое поражение головного мозга у детей и взрослых может возникать по разным причинам. Часто такое расстройство имеет врожденный характер, возникает из-за дефектов развития плода или после родовой травмы.

 Причины

Органическое поражение головного мозга появляется по разным причинам. К ним относятся, болезни, обусловленные проблемами развития сердца, нервных тканей, кровеносных сосудов. Часто диагностируются при атеросклерозе, панкинсонизме. Снабжение мозга кислородом затрудняется, в результате нервные клетки гибнут.

Болезни, обусловленные расстройствами внутренних органов. Преобразования могут быть обусловлены патологиями внутренних органов. Нейронные связи обрываются по причине воздействия на организм накопившихся токсинов. Если вовремя определить наличие ядовитых микроэлементов, можно провести эффективное лечение.

Интоксикация. Травматизм с осложнениями на головной мозг. Пациенты болеют цефалгией и головокружениями. В сложных ситуациях ухудшается слух и зрительная функция. Руки и ноги парализуются, развивается эписиндром. Часто травмы мозга возникают при родах. Результаты подобных травм имеют тяжелый характер.

Осложнения после вакцинации у детей. При таких проблемах нормальное формирование мозга затрудняется. Эпилепсия. Доброкачественные опухоли. ОПМ проявляется в результате сосудистых болезней, геморрагического инсульта. Инфекции, провоцирующие расстройство ЦНС.

Детская гемолитическая патология, при которой кровь малыша и матери несовместима. Характер течения родов оказывает воздействие на состояние мозга ребенка. Болезни могут появляться в перинатальном периоде.

Инфекция

Органическое поражение головного мозга у детей часто возникает из-за инфекции. Перечислим основные:

  • Вирусы коксаки – распространенная причина асептического менингита.
  • Герпес разрушает ЦНС, провоцирует энцефалит.
  • Стайилококк становится причиной менингита.
  • Каждая клетка человеческого тела может быть подвержена воздействию эховирусов.

ВИЧ-инфекция в сложных стадиях становится причиной расстройства ЦНС, возникает абсцесс и лейкоэнцефалопатия. Инфекции в мозгу возникают: астения, психические расстройства, неврозы, учащенное состояние аффекта, психотическая дезорганизация.

Болезни сосудов

Перечислим основные:

  • Ишемия проявляется по причине закупорки холестерином или кровяными сгустками.
  • Для геморрагических инсультов характерно формирование аневризмы и последующий ее разрыв. В результате в мозг проникает кровь.
  • Болезнь ДЭП возникает из-за недостатка кислорода, диффузных расстройств вен и артерий. Болезнь характеризуется многочисленными небольшими очагами, сосредоточенными на всей поверхности мозговой ткани.

Демиелинизирующие расстройства

Рассеянный склероз являет собой аутоиммунную болезнь, при которой в ЦНС образуются очаги склероза, происходит формирование соединительной ткани в проблемных участках.

Миелиновые оболочки расщепляются, появляется отечность нервных волокон, проводимость импульсов ухудшаетс. Формируются склеротическия бляшки. Болезнь поражает пациентов, независимо от возрастной категории.

Для расстройства характерно: уменьшение болевого порога, парезы на определенном участке тела, слабость, онемение, пациент плохо стоит на ногах, появляется тремор верхних конечностей и шеи, повышается температура.

Отравления

К сложным отравлениям приводит злоупотребление алкоголем, психотропными средствами, мышьяком, продуктами горения некоторых материалов. Каждый конкретный пример отличается симптоматикой. Интоксикация психотропными средствами вызывает: головокружение, понос, мигрени, снижение кровяного давления, озноб.

Симптоматика

Органические заболевания головного мозга не отличаются характерной симптоматикой по причине сложного генеза. Фиксируются такие изменения в поведении: ухудшается активность, неряшливость, появляются проблемы с концентрацией, апатия.

Старые пациенты часто забывают, как зовут их родственников, какой сегодня день или число, появляются проблемы с речью. Когда болезнь развивается, забываются слова, затрудняется возможность поддержания беседы. Рассмотрим виды эмоционального состояния: отсутствие эмоций, агрессивное поведение, приступы галлюцинации.

Органические поражения мозга могут появиться в ходе перинатального развития. В процессе внутриутробного развития ЦНС еще не окрепла, поэтому все провоцирующие факторы могут вызвать серьезные болезни.

 К причинам преобразования относятся: гипоксия, спиртное, психотропные средства, проблемы с питанием, хронические расстройства, родовые травмы, асфиксия, преждевременные роды, занесение в организм новорожденного инфекции.

Если беременеют девушки в слишком молодом возрасте, плод может развиваться с затруднениями. Когда малыш появляется на свет, можно выявить проблемы в работе его мозга.

Иногда возникают ситуации, когда уровень расстройства мозга слишком малый, определить его удается только с применением подходящего оборудования. В подобных случаях болезнь трудно излечима, не поддается контролю. Постепенное развитие наблюдается, если своевременно не выявить болезнь.

Органические повреждения части головного мозга у малышей проявляется в виде мигреней, проблем со сном, невозможности сосредоточиться. Если не лечить, может возникнуть ДЦП, эпилепсия, нейропатия.

Очаговые симптомы

Перечислим основные:

  • Если поражена лобная доля, плохо работают глазные мышцы, нарушается обоняние, появляются проблемы с речью.
  • Теменная доля. Ухудшается чувствительность, пациенту труднее выполнять осмысленные действия, часто возникают судороги.
  • Височная доля. Ухудшаются вкусовые ощущения, появляются галлюцинации, эмоциональность повышается.
  • Затылочная доля. Зрение ухудшается до наступления слепоты, координация движений нарушена. Пациент бредит, при таких припадках начинаются судороги.

Инфекционные поражения можно устранять с применением антибиотиков. Если причиной возникновения является новообразование, придется его удалить.

Способы диагностики

Органические болезни в районах головного мозга регулярно контролируются. Это касается лечения и устранения негативной симптоматики. Главные этапы диагностирования:

  • Врач собирает анамнез.
  • Невролог осматривает пациента.
  • Выполняется КТ.

Правильно собранный анамнез дает возможность рассмотреть временную продолжительность болезни, степень ее прогрессирования, наследственность.

КТ дает возможность определить воспалительные процессы в таких ситуациях. При повреждениях лобной доли. Могут появляться судороги, паралич мышечных тканей тела, глаз, проблемы с психикой, человек перестает чувствовать запах. Для теменной области характерны сбои всех рецепторов, судороги, ухудшение концентрации, припадки, человек может разучиться читать и считать.

При воздействии на височные доли часто теряется слух, трудно различать запахи, возникают эпилептические припадки, повышенная эмоциональность. При повреждении эталонных долей есть возможность нарушения и утраты зрительной функции, координация движений заметно ухудшается, часто теряется равновесие, появляются судороги, галлюцинации.

Допустимые способы лечения

Нейронные связи не поддаются восстановлению, если прогрессирует органическое восстановление мозга у детей. Правильное лечение помогает сдержать развитие болезни. Нужно стимулировать работу участков головы. Пациенту нужно объяснить, какие изменения затрагивают его организм.

Лечить органическое заболевание головного мозга сложного генеза требует применения разных групп медикаментов:

  • Средства для защиты нормальных нервных клеток, нужно активировать работу мозга, улучшать работу памяти.
  • Нейропротекторы, В их состав входят пептиды, стимулирующие кровообращение, удаляющие грязь из крови.
  • Противосудорожные препараты.

Кроме медикаментозной терапии, можно делать массаж, стабилизирующий кровоснабжение тканей в мозгу, чтобы устранить спазмы, проводится физиотерапия. При проблемах с речью или сложным эмоциональным состоянием желательно работать с дефектологами, психологами.

После проведения терапии или при ее отсутствии возможны такие результаты:

  • Полное выздоровление, когда повреждения мозга незначительные, дефекты трудно заметить.
  • Отсутствие трудоспособности. Пациенту сохраняют жизнь, но его возможности ограничиваются, человек не может о себе заботиться, трудиться.
  • Инвалидность. Человеку становится трудно жить без своей сиделки.
  • Смертельный исход возможен в случае сложного поражения, часто на такой результат влияет возраст, непрофессионализм врачей.

Для постановки диагноза придется охарактеризовать расстройство.

Развитие болезни у детей

Органические поражения головного мозга у малышей не определяются однозначно. Зачастую возникает несколько нарушений, обусловленных болезнями тканей мозга. Расстройства могут иметь локальный или диффузный характер. У таких детей появляются проблемы с работой мозговых тканей. Требуется время для их замены и возобновления функций мозга.

Детский организм отличается уникальными свойствами регенерации. Поэтому, когда выявляются органические поражения головного мозга, можно прогнозировать улучшение состояния здоровья ребенка. для этого нужно давать малышу препараты, способствующие восстановлению тканей.

На детский головной мозг оказывается много разрушительных воздействий. Диагностируются органические поражения головного мозга сегодня у 90% людей, независимо от возрастной категории. Большинство таких проблем не имеют симптомов. Органические поражения головного мозга проявляются, когда болезни подвержено от 20 до 50% всего мозга.

Серьезная патология возникает, когда расстройство распространяется на большую часть органа. Иногда медицинские специалисты злоупотребляют подобным диагнозом, чтобы не углубляться в анализ особенностей неврологического расстройства.

Какие бывают органические поражения мозга: гидроцефалия, врожденные проблемы развития, ДЦП, проблемы, спровоцированные внутриутробными инфекциями, болезни, вызванные расстройствами ЦНС.

Все расстройства этой группы характеризуются многочисленными нюансами, отличаются своей приодой и проявляются специфическим образом. Способы лечения обусловлены факторами, провоцирующими заболевание.

Источник: https://nevrology.net/sindromy-i-zabolevaniya/patologii-golovnogo-mozga/organicheskoe-porazhenie.html

Органическое поражение головного мозга детей. Коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Наталья Павлова
Органическое поражение головного мозга детей. Коррекция психических процессов с помощью нейропсихологических игр и упражнений

Понятие «органическое поражение мозга у детей» не имеет четкого и однозначного определения.

Но принято считать, что это – целый комплекс нарушений, связанных со структурными патологическими изменениями в тканях головного мозга.

У таких детей нарушены функции многих тканей в мозгу и не только, нужно немало времени, чтобы они поменялись на другие или здоровые, которые будут выполнять свои функции правильно. Но ВАЖНО помнить, что у детей уникальный иммунитет и регенерация, поэтому при любом диагнозе можно рассчитывать на значительные улучшения, если давать организму методики, которые помогают обновиться тканям.

Заболевания, относящиеся к органическим поражениям головного мозга:

1. Гидроцефалии.

2. Врожденные аномалии развития головного мозга.

3. Детский церебральный паралич (ДЦП).

4. Нарушения, вызванные внутриутробными инфекциями.

5. Группа заболеваний, вызванных поражением центральной нервной системы (ЦНС).

Существует несколько основных причин возникновения органического поражения головного мозга у детей.

1. В первую очередь, необходимо тщательно проанализировать перинатальный период, в ходе которого формировался головной мозг ребенка.

Именно в это время могут возникать серьезные патологии.

2. То, как проходили роды, также имеет большое значение для здоровья малыша.

Были ли они стремительными или затяжными, протекали ли с гипоксией, с обвитием, получил ли ребенок родовую травму.

3. Механические черепно-мозговые травмы также влекут за собой серьезные повреждения тканей мозга.

4. Нередко органическое повреждение мозга вызывают инфекционные заболевания (менингит, абсцесс, энцефалит и др., в том числе и внутриутробные инфекции, провоцирующие поражение центральной нервной системы – краснуха, герпес, респираторные вирусы, вирус иммунодефицита.

5. Эпилепсия также способна спровоцировать органическое поражение головного мозга у ребенка.

6. Существует и еще одна причина развития тяжелых поражений мозга у детей, о которой умалчивает традиционная медицина.

Речь идет о поствакцинальных осложнениях, в результате которых головной мозг детей перестает формироваться должным образом.

Основной признак повреждения головного мозга детей органического характера – психоорганический синдром.

1. Проблемы с памятью – ребенок плохо запоминает новую информацию и теряет часть уже усвоенной (частичная амнезия).

Более того, при ОПМ могут появиться нереальные (придуманные) воспоминания.

2. Снижение интеллекта – такие дети плохо концентрируют внимание, у них нарушено мышление, с трудом ориентируются в пространстве.

3. Аффективными расстройствами и сниженная нейродинамика – малыши с органическими поражениями головного мозга постоянно испытывают слабость, головокружение и головные боли, они подвержены депрессиям, раздражительности. Часто малыши проявляют неадекватные эмоции и «полевое» поведение.

4. Задержка речи и интеллектуального развития – еще один симптом органического поражения мозга, который характеризуется нарушением познавательной деятельности.

Это состояние является не врожденным, как умственная отсталость, а приобретенным. Функции поврежденного мозга ребенка начинают распадаться.

Иногда задержка развития настолько сильна, что ребенок не может научиться обслуживать себя самостоятельно.

Существует также целый ряд очаговых симптомов, которые зависят от того, в какой области головного мозга локализуются нарушения.

1. Лобная доля – парализованы мимические и глазные мышцы, нарушено обоняние и с трудом выговариваются слова, сложности с выполнением целенаправленных движений, странное поведение на грани эйфории.

2. Теменная доля – нарушение чувствительности, невозможность совершать целенаправленные осмысленные действия, а также неспособность обучиться чтению и счету. Нередки припадки с судорогами.

3. Височная доля – нарушены обоняние и слух, проблемы с вкусовыми ощущениями, бывают галлюцинации, эмоционально неустойчивое настроение, частичное или полное непонимание речи.

4. Затылочная доля – нарушение зрения вплоть до слепоты, проблемы с координацией движений и равновесия, галлюцинации, судороги во время припадков.

При любом нарушении головного мозга не обойтись без психолого-педагогической коррекции. Она нужна ребёнку, если ребёнок:

• очень разборчив и капризен в выборе еды;

• остро реагирует на изменения погоды;

• его укачивает в машине;

• он невнимательный;

• плохо говорит;

• неусидчивый;

• часто плачет;

• неуклюжий;

• ленивый.

Всё это неврологические проблемы, которые могут быть связаны с органическим поражением мозга.

Если сейчас проигнорировать эти нарушения, то в дальнейшем они могут стать причиной серьезных нарушений поведения, задержки речи и общего развития, а в последствии и трудностей обучения в школе.

Дело в том, что в раннем возрасте последствия многих неврологические нарушения можно легко откорректировать и навсегда забыть о них. А вот в подростковом возрасте маленькие проблемы часто превращаются в большие и с ними уже очень трудно справиться.

Поэтому лучше не откладывать визит к неврологу и нейропсихологу.

Особенно важно провести нейропсихологическую диагностику у детей до поступления в 1 класс, вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не сформировалась «школьная неуспешность», которая отразится не только на процессе обучения, но и на психологическом состоянии ребенка.

Нейропсихологическая диагностика позволяет разобраться в проблемах познавательной, эмоциональной, моторно-двигательной сферы ребенка и правильно организовать коррекционную работу. Надо сказать, что нарушения речи также могут быть результатом различных неврологических проблем.

Нейропсихологическую диагностику можно проводить с 3 лет.

Важно! Благодаря специальному комплексу упражнений активируется каждая зона головного мозга, что способствует развитию психических процессов. Программа разрабатывается индивидуально на основе методов тактильно-кинестетической корреляции и наиболее эффективных подходов из смежных дисциплин.

В детском возрасте применяют две методики коррекции:

• двигательную;

• когнитивную.

Первый метод – двигательный – способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей.

Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебе.

Обратите внимание! Чтобы мотивировать малыша, все нейропсихологические занятия с детьми проводятся только в игровой форме. Курс нейропсихологической гимнастики должен составлять не менее 20 занятий, а длительность одного из них 40-80 мин. в зависимости от возраста.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте, упражнения которой включают движения глаз, ползание, сжимание рук и ног, способствует началу работы мозга в нужном направлении. Одними из наиболее эффективных считаются глазодвигательные упражнения, нейропсихология их использует для многих возрастов, в том числе и дошкольников.

Все нейропсихологические упражнения для детей проводятся в строгой последовательности и под присмотром взрослого.

Тогда они способствуют активации высших психологических функций: эмоций, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Таким образом, малыш учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития, у него пропадают детские поведенческие проблемы и трудности в школьном обучении, активизируется саморегуляция.

Каждое упражнение рассчитано на определенный возраст. До 5-6 лет важно хвалить ребенка, даже если у него не получается. Постоянное напоминание о недостатках может отбить охоту заниматься. Позже дети могут распознавать ложные похвалы, поэтому следует стимулировать к успеху.

1. «Речка-берег».

Эта игра обычно используется на праздниках, но в нейропсихологии она изменена таким образом, что ее можно проводить и с одним участником.

1. Понадобится веревочка, ее нужно положить на пол, чтобы она обозначала береговую линию.

2. Участник становится с одной стороны веревочки, с другой течет река. Психолог предлагает ребенку выполнять его команды «речка», «берег». Ребенок должен прыгать соответствующим образом.

3. В первой части игры психолог в случайном порядке дает команды и смотрит, может ли ребенок их правильно выполнять. Потом начинает их давать в правильном порядке до тех пор, пока малыш не привыкнет.

4. Внезапно порядок меняется, задача ребенка — переключиться. Если он регулярно ошибается, его нужно попросить не торопиться. Это хорошо помогает справляться с импульсивностью.

Важно! Данное упражнение хорошо подходит для детей от 5 лет, чтобы развивать навыки реакции и внимания.

2. «Мама-робот».

Это упражнение направлено на то, чтобы ребенок сам рассказывал другому человеку, что нужно делать. Причем он в основном должен говорить, а не показывать.

1. Следует представить, что мама разучилась делать самые обычные вещи и ей нужен проводник, который бы в этом помог.

2. Делать то, что ребенок говорит, следует буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Важно, чтобы малыш увидел, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, и сам скорректировал свои действия.

Еще один вариант — завязать маме глаза, и пусть ребенок объясняет, как ей добраться до определенного места или предмета. Делать это нужно, указывая количество шагов.

Для более старших детей можно использовать вариант упражнения с графическим диктантом. Ребенок рисует какой-то предмет на листочке в клеточку, повторяя только уже начертанные линии, позже этого объясняет маме, как по клеточкам нарисовать такой же.

Обратите внимание! Упражнения подходят для детей от 5 лет. Выполняются индивидуально и в парах. Способствуют развитию навыков планирования.

3. «Муха».

Нужно взять листок бумаги и расчертить его на 16 клеток (4 на 4). Отдельно нарисовать муху и вырезать ее (можно использовать предмет, который будет ее символизировать, например, пуговицу. Поставить муху на произвольную клетку и приказывать ей двигаться в определенном направлении.

После нескольких таких приказаний (клеточка вверх, две вниз и т. д.) спросить у ребенка, где муха находится сейчас. Если прозвучал правильный ответ, передвинуть ее на соответствующую клетку, если нет, повторить и продемонстрировать ее движение.

4. Игра для развития внимания «Корректор»

В первую очередь следует объяснить ребенку, чем именно занимается корректор. Далее взять большой журнал или книгу и выбрать в ней «неправильные» буквы, например, Ж, Й, Ъ. Причем делать это нужно за определенное время.

Обратите внимание! Если ребенок выполнил упражнение верно, похвалить его.

Если были допущены ошибки, их пересчитать и отслеживать ежедневную динамику. Успехом будет считаться ситуация, когда ошибок будет становится меньше. Игра очень полезна для невнимательных детей.

5. «Молчу — шепчу — кричу».

Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.

Подобные нейропсихологические игры и упражнения развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

6. «Прикосновения».

Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.

К сведению! Игра помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение у гиперактивных детей. Она подойдет и для детей младшего возраста.

Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, что бы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/organicheskoe-porazhenie-golovnogo-mozga-detei-korekcija-psihicheskih-procesov-s-pomoschyu-neiropsihologicheskih-igr-i-uprazhnenii.html

Органическое поражение головного мозга (энцефалопатия) у детей. Повреждение и поражение коры головного мозга

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы

Энцефалопатией называют органическое поражение головного мозга. Это означает, что под действием неблагоприятных триггер-факторов нейроны (клетки нервной системы) начали погибать.

Сначала нарушаются обменные процессы в нейронах, затем, если негативный фактор не устранен, клетки начинают погибать, в связи с чем функции головного мозга в частности и центральной нервной системы в целом начинают нарушаться.

Энцефалопатия бывает двух видов – врожденная и приобретенная.

Особенности диагноза в детском возрасте заключаются в том, что чаще всего у деток выявляется врожденная патология, а приобретенные формы заболевания головного мозга свойственны в большей степени взрослым и пожилым людям.

Причем диагноз может прозвучать уже в первые месяцы жизни ребенка. Наиболее часто первые признаки становятся заметными уже через неделю после рождения, если ребенок доношен, и в течение 4 недель, если малыш родился раньше положенного акушерского срока.

Обнаружение энцефалопатии – не приговор, а всего лишь стимул действовать. При своевременной врачебной реакции и соблюдении всех рекомендаций со стороны родителей в 90% случаев удается компенсировать потерю клеток и вылечить ребенка. Терапия потребует совместного подхода к лечению педиатра, невролога и других специалистов.

Причины

Наиболее частыми причинами развития перинатальной энцефалопатии выступают негативные факторы, которые влияли на плод еще в период его нахождения в материнской утробе.

Самым опасными считаются длительная внутриутробная гипоксия, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания и внутриутробное инфицирование малыша.

Поражение клеток мозга может наступить и в результате быстрых или затяжных родов, в которых ребенок испытал острую гипоксию, а также родовая травма головы и шеи.

Очень часто энцефалопатия тесно соседствует с другими пороками развития, например, с пороками сердца, сосудов. Нередко заболеванию подвержены недоношенные малыши.

Приобретенная в раннем возрасте энцефалопатия может развиться из-за травмы, например, как осложнение черепно-мозговой травмы, из-за отравления токсинами, в качестве тяжелого осложнения инфекционного заболевания, которым переболел ребенок.

Органическое поражение головного мозга может наступить при врожденном сахарном диабете, при недостаточности надпочечников, при наличии опухолей в головном мозге.

Стать сопутствующей причиной развития энцефалопатии могут пороки развития почек и печени малыша.

Поражение у новорожденных может быть аноксическое, развившееся после долгого реанимационного периода (чаще всего встречается у недоношенных грудничков), резидуально-органическое, при котором некие врожденные факторы сочетаются с остаточными, например, после тяжелых родов, очаговое и неуточненное. Резидуальная энцефалопатия встречается у грудничков реже, чем у детей более старшего возраста. Также распространена неуточненная форма недуга, когда истинную причину гибели центральных нейронов установить так и не удается.

Симптомы и признаки

Конкретные признаки и проявления органического поражения могут быть различными, все зависит от того, насколько велики очаги поражения, какие центры и отделы мозга оказались втянутыми в патологические процессы. Чаще всего первыми признаками перинатальной энцефалопатии являются:

  • отсутствие крика после рождения в течение установленного акушерами срока;
  • слабый крик после рождения;
  • оценка по шкале Апгар ниже, чем 7/7;
  • вялый сосательный рефлекс либо его отсутствие;
  • нарушения сна (частые пробуждения, беспокойный сон, слишком продолжительный сон);
  • нервный частый и надрывный плач либо тихий монотонный частый плач;
  • нарушение сердечного ритма;
  • запрокидывание головки и выгибание спины;
  • пульсирующий и визуально «вздутый» родничок;
  • косоглазие;
  • обильное и часто срыгивание «фонтаном»;
  • чрезмерная заторможенность ребенка, вялые эмоциональные реакции, а также чрезмерная возбудимость и активность;
  • судороги.

Далеко не всегда признаки бывают явными и очевидными. Довольно часто присутствует какой-то один (два, три) признака, и они выражены вяло, поэтому родители могут даже не догадываться об истинном происхождении проблем в поведении малыша.

Ребенок старшего возраста в случае резистентной энцефалопатии может начать жаловаться на систематические головные боли, проблемы с памятью, головокружения, приступы потери сознания, нарушение координации движений и равновесия.

Диагностика

Заподозрить у ребенка острое мозговое органическое нарушение могут педиатр и невролог.

Подтвердить их опасения или опровергнуть могут современные методы диагностики, такие как нейросонография, МРТ, ЭхоЭГ, КТ, ЭЭГ.

При проведении УЗИ головного мозга ребенку обязательно проводят дополнительное допплеровское исследование особенностей кровоснабжения головного мозга. Эта информация позволяет установить очаги поражения.

Дополнительно ребенку назначают общие анализы крови и мочи, исследования на гормоны, на уровень сахара. При необходимости проводят УЗИ других внутренних органов (при подозрении на пороки), а также рекомендуют консультации смежных специалистов. Иногда появляется необходимость в пункции спинномозговой жидкости.

Поставить диагноз «на глазок» в этом случае невозможно, и если какой-то невролог уверяет родителей, что у ребенка энцефалопатия, но не назначает дополнительных обследований, доверять диагнозу нельзя.

Лечение

Говорят, что нервные клетки не восстанавливаются. В общих чертах это так, но в детстве компенсаторные возможности организма велики, как никогда, а потому правильный уход и соблюдение назначенных доктором рекомендаций помогают нивелировать «потери» – функции погибших нейронов на себя берут здоровые клетки.

Лечение направлено на устранение причины, вызвавшей органическое поражение. Если это инфекция, то начинается лечение именно инфекции, если причиной стало отравление токсинами, проводится детоксикационная терапия.

Если энцефалопатия вызвана гипоксией, для лечения рекомендуется витаминная терапия, кислородные маски, препараты для улучшения мозгового кровообращения, а также сосудистые средства.

Одновременно с этим рекомендуется массаж, лечебная гимнастика, водные процедуры, детям, вышедшим из грудного возраста, – физиотерапия.

Где будет проходить лечение – дома или в стационаре, зависит от того, настолько велика степень тяжести поражения. В тяжелых случаях малыша помещают в реанимацию, проводят искусственную вентиляцию легких, делают гемодиализ. Лечение энцефалопатии всегда довольно длительное, поэтому родители должны запастись терпением.

Помимо препаратов, которые призваны мобилизовать компенсаторные возможности, назначаются средства для снятия отдельных симптомов. При судорогах проводится противосудорожная терапия, при рвоте назначается противорвотное лечение.

В наиболее тяжелых случаях ребенку показано оперативное лечение, но к услугам нейрохирургов приходится прибегать, к счастью, довольно редко.

Во время лечения ребенок должен получать достаточное питание, ему показаны прогулки, закаливание.

Прогноз и возможные последствия

Как уже говорилось, подавляющее большинство случаев перинатальной энцефалопатии хорошо поддаются лечению, при условии, что диагноз поставлен своевременно и лечение оказано правильное. Вероятность развития последствий в будущем минимальна.

В случае энцефалопатии второй и третьей степени последствия гибели центральных нейронов для будущего здоровья могут быть довольно ощутимыми.

Среди них – возникновение и развитие гидроцефального синдрома, систематические мигрени, приступы головокружения, обмороки, параличи и парезы, астения, различные неврозы и истерия, эпилепсия, нарушения слуха и зрения, сложности с социальной адаптацией, девиантное поведение.

Тяжелые формы энцефалопатии нередко приводят к гибели ребенка, к развитию детского церебрального паралича, широкому спектру психических расстройств, идиотизму, слабоумию.

Что делать при сотрясении головного мозга

При любой травме головы у ребёнка желательно незамедлительно вызвать «скорую помощь», чтобы малыша осмотрели в стационарных условиях специалисты (хирург, невропатолог). Своевременный диагноз позволит избежать осложнений и быстрее поставить ребенка на ноги.

Что делать при сотрясении мозга у ребенка до приезда врачей:

  • Нельзя в течение первого часа после травмы давать ребенку заснуть;
  • Уложить ребенка на твердую поверхность и укрыть одеялом – при условии, что ребенок находится в сознании;
  • Если ребенок находится в бессознательном состоянии, его надо уложить на правый бок, при этом левую руку и ногу следует согнуть под углом 90 градусов для обеспечения правильного дыхания;
  • При замедленной пульсации и неравномерном дыхании сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (если родители обучены таким приемам).
  • Нельзя давать ребенку болеутоляющие средства и следует ограничить любую активность.

До приезда врачей ребенок должен находиться в полном покое. При этом желательно успеть опросить малыша заранее о беспокоящих его симптомах, характере и причине травмы и т.д.

По приезду в больницу ребенок будет осмотрен невропатологом и травматологом, которые выяснят все жалобы маленького пациента и определят характер травмы. Врачи проверят чувствительность малыша, его двигательную активность, рефлексы, определят внутричерепное давление. При необходимости может назначаться дополнительное обследование:

  • Рентген – назначается, чтобы исключить переломы черепа;
  • Нейросонография – выявляет наличие отеков, гематом, кровоизлияний в области головного мозга;УЗИ – оценивает общее состояние мозга;
  • ЭХО-энцефалография, электроэнцефалография;
  • КТ и МРТ.

Даже, если симптомы сотрясения мозга не явно выражены и ребенок довольно сносно себя чувствует, это не является доказательством, что он не получил сотрясения.

Случается, что дети могут несколько часов (или даже суток) не проявлять никакого беспокойства и не иметь жалоб.

Но такое благоприятное состояние может резко перейти в недомогание с быстро нарастающими симптомами, которые опасны для малыша.

Источник: https://pro-acne.ru/golova/organicheskoe-porazhenie-golovnogo-mozga-u-detej-chto-takoe-entsefalopatiya-simptomy-i-osobennosti-u-novorozhdennyh-lechenie-i-posledstviya.html

Поражение мозга

Органическое поражение головного мозга у детей симптомы
Мальцева Марина Арнольдовна Врач-невролог высшей категории, специалист в области экстрапирамидных патологий, врач высшей категории Шабунина Екатерина Михайловна Врач-невролог, 2 категория

Головной мозг человека – венец развития человеческой природы, позволяющий нам развиваться и преобразовывать собственную жизнь в соответствии с поставленными целями. Большинству функций организма отвечающих за нашу жизнедеятельность мы обязаны именно работе центральной нервной системы. Головной мозг человека невероятно сложный орган, который приводит к слаженной работе практически все системы в организме. не говоря уже о высшей нервной деятельности отвечающей за когнитивные навыки  и мыслительные процессы. К сожалению, быстрый темп и далеко не самый здоровый образ жизни медленно подтачивают организм, истощая его резервы и компенсаторные механизмы. На сегодня в мире стоит острая проблема связанная не только с высокой заболеваемостью, но и инвалидизацией и даже смертностью от сердечнососудистых заболеваний. Среди таких заболеваний на первых местах находится органическое поражение головного мозга ишемического и геморрагического характера. Важно заметить, что несмотря на значительный перевес в структуре заболеваемости людей входящих в старшую возрастную группу, а именно от 45 лет и старше, органическое поражение головного мозга может произойти и у детей. 

Краткий экскурс в анатомию центральной нервной системы

Головной мозг человека сложно устроенный орган, отвечающий за работу всего организма. В строении мозга прослеживается чёткая иерархичность, что позволяет эффективно работать всему организму. В составе центральной нервной системы можно выделить несколько основных частей:

  1. Кора больших полушарий – отвечает за высшую нервную деятельность, т.е. мыслительные процессы, речь, память, письмо, слух и многие другие функции.
  2. Подкорковые структуры, формирующие средний мозг. Средний мозг отвечает за первичные рефлекторные звенья и формирование безусловных рефлексов.
  3. Мост – связующее звену между всеми отделами центральной нервной системы и корой больших полушарий.
  4. Мозжечок. Находится в нижней затылочной части головы и отвечает за координации человека в пространстве.
  5. Продолговатый мозг – связывает головной мозг со спинным и является его продолжением. В продолговатом мозге находятся жизненно важные центры: сосудодвигательный и дыхательный. 

Что такое поражение мозга?

Органическое поражение головного мозга – в первую очередь симптом какого-либо заболевания, проявляющийся нарушением или утратой ряда функций в результате патогенного воздействия какого-либо фактора на ткани головного мозга.

Этиология поражения головного мозга может быть самой разнообразной и об этом речь пойдёт более подробно ниже в статье.

Органическое поражение означает, что клетки головного мозга – нейроны подвергаются разнообразным воздействиям, которые приводят к формированию дистрофических процессов внутри нейронов и нарушают их функциональную активность. В самых серьёзных  случаях нейроны попросту подвергаются сначала некробиозу, а затем и некрозу, т.е.

гибнут.

Гибель большого количества нейронов локализованных в едином анатомическом пространстве приводит к выпадению той или иной функции  в организме пострадавшего человека, а выявление нарушенной функции даёт специалистам понять в каком именно участке головного мозга произошла катастрофа – это называется топической диагностикой. Симптомы органического поражения мозга у детей проявляются иначе, чем у взрослых, так как полноценная деятельность высшей нервной системы еще не сформирована. У детей может наблюдаться задержка в умственном, психическом и физическом развитии, нестабильное настроение и отклонения в поведении.

Патогенетические механизмы повреждения нейронов

К органическому повреждению головного мозга может привести целый ряд механизмов различной природы. Данное патологическое состояние могут спровоцировать как внешние, так и внутренние факторы и это необходимо учитывать, так как лечебные мероприятия в зависимости от патогенетического типа развития повреждения нейронов головного мозга будут кардинально отличаться.

Нарушение энергетического обеспечения

Самый распространённый патогенетический вариант поражения головного мозга связанный с дисбалансом между потребностью нейронов в энергии и её поступлением внутрь клетки. Энергетический дефицит может развиться из-за недостаточности:

  • Питательных веществ в организме пострадавшего, например в результате гипогликемии, когда в крови находится недостаточное количество глюкозы;
  • Кислорода, что вызывает такое состояние, как гипоксия. Гипоксия мозга вызывает повреждение нервной ткани и часто встречается при остром нарушении мозгового кровообращения по ишемическому или геморрагическому типу. У детей гипоксия мозга может развиться в антенотальном периоде и во время родов, что приводит к аноксическому повреждению головного мозга у ребёнка.
  • При повышении или наоборот чрезмерном снижении концентрации ионов калия, кальция, натрия и хлора могут давать сбои в работе трансмембранные белки, что также влечёт за собой энергодефицит внутри клетки.

Стоит отметить, что энергетический дефицит приводит к быстро прогрессирующему повреждению тканей головного мозга и уже через 5-7 минут в условиях отсутствия достаточной оксигенации нейроны начинают испытывать острую гипоксию и умирать. Поражение сосудов головного мозга имеет следующие симптомы:

  • Пациент отмечает ухудшение памяти;
  • Происходит снижение зрения и слуха;
  • Синтетическая деятельность мозга замедляется;
  • При проведении ангиографии сосудов головного мозга можно выявить множественные стенозы церебральных сосудов;
  • На МРТ головного мозга имеются дистрофические нарушения и уменьщение объёма коры больших полушарий.

Все вышеперечисленные симптомы являются признаками системного атеросклероза, от которого страдает большинство людей пожилого возраста. Атеросклероз приводит к формированию дисциркуляторной энцефалопатии. 

Травматические повреждения

Травмы всегда связаны с механическим повреждением головного мозга и последующим развитием отёка, что приводит к возрастанию внутричерепного давления. Так как головной мозг находится в черепной коробке и буквально плавает в ликворе – внутримозговой жидкости, то последствия от ударов и ушибов приобретают серьёзный характер. Несмотря на то.

Что ликвор выполняет защитную и амортизирующую роль, при развитии ушиба головного мозга происходит нарастание внутричерепного давления, так как физически жидкость не сжимаема. Клетки головного мозга подвергаются воздействию чрезмерного давления и начинают гибнуть.

Ткани головного мозга занимают до 96% объёма черепной полости, что делает данный орган весьма чувствительным к перепадам внутричерепного давления.

Очень важно отметить, что довольно часто травмы сопровождаются внутренним кровоизлиянием, что может повлечь за собой формирование обширной гематомы и смещение головного мозга.

Дислокация мозга приводит к вклиниванию его подкорковых структур в большое затылочное отверстие, что неминуемо приводит к гибели нейронов находящихся в ядрах сосудодвигательного и дыхательного центра, без которых жизнедеятельность пострадавшего невозможна. 

Инфекционные

Повреждение мозга возможно спровоцировать не только физическими факторами. Но и биологическими. Такие состояния, как менингит, энцефалит, вентрикулит – могут значительно нарушить функциональную активность мозга.

  • Менингит – воспаление оболочек головного мозга. Этиологические факторы могут быть самыми разнообразными, так головной мозг может поражаться при многих бактериальных и вирусных заболеваниях. Воспаление оболочек головного мозга может происходить как первично – при прямом инфицировании через раневые ворота. Так и вторично – в результате иммунодефицитного состояния.
  • Энцефалит – воспаление непосредственно мозговой ткани. Энцефалит ещё более тяжёлое инфекционное заболевание, чем менингит. В результате энцефалита может происходить гнойное расплавление и разжижение участков головного мозга, что приводит к формированию стойких нарушений в работе различных органов пострадавшего. При энцефалите очень часто повреждения мозга приводят к инвалидизации или даже летальному исходу.
  • Вентрикулит – воспаление покровных тканей выстилающих желудочки головного мозга. Данное заболевание встречается у новорожденных, грудных детей и приводит к повышению внутричерепного давления и развитию гидроцефалии за счёт недостаточной дренажной функции ликвора.

Головной мозг может поражаться, как специфическими, так и неспецифическими инфекционными агентами, это важно учитывать при назначении лечения, так как схемы антибактериальной терапии будут различаться. 

Врождённая патология

Аномалии развития головного мозга могут сформироваться на самых ранних этапах развития ребёнка.

Первый триместр беременности для женщины и плода является самым  опасным, так как организм беременной вместе с плодом незащищены от воздействия внешних факторов, а в момент закладывания и формирования органов могут сформироваться самые опасные аномалии и грубые патологии развития, например микро или анцефалия.

Токсическое повреждение

Не самый частый вариант поражения головного мозга, но тем не менее имеющий место быть. Повреждение головного мозга происходит, если химическое вещество обладает нейротоксическими свойствами и способно проникать через гематоэнцефалический барьер.

Нейротоксический агенты приводит к органическим повреждениям в различных частях нервной клетки, чаще всего нейроны страдают от нарушения трансмембранной передачи питательных веществ и нарушении в синтезе нейромедиаторов.

Токсические повреждения различной степени тяжести могут привести как к стойкой энцефалопатии, так и к полному выпадению некоторых функций пострадавшего от интоксикации человека.

Наиболее часто грубое органическое поражение головного мозга вызывают  такие вещества, как: мышьяк и продукты азотистого обмена, при чрезмерном накоплении последних в плазме крови.

Онкологические заболевания

Поражение головного мозга при онкологии может быть первичным. Когда опухоль развивается непосредственно из тканей головного мозга или же вторичным – при метастатическом занесении в головной мозг атипичных опухолевых клеток.

Виды поражений головного мозга

Поражение головного мозга может быть как очаговым, так и диссеминированным. Давайте разберёмся, что такое очаговое поражение головного мозга. Это состояние, при котором имеется чётко отграниченный единичный очаг с некротизированными тканями, т.е. это локальное поражение мозга. Такой вид повреждения часто формируется при остром нарушении мозгового кровообращения.

 Диссеминированное или мультифокальное поражение головного мозга – вид повреждения, при котором обнаруживаются множественные разрозненные очаги повреждения тканей головного мозга. Мультифокальная форма встречается при инфекционных заболеваниях головного мозга, например при занесении инфекционного агента гематогенным путём в мозговое вещество или при онкологическом поражении. 

Лечебная тактика

Лечение органических повреждений головного мозга может быть самым разнообразным и зависит от патогенетического механизма развития повреждения и непосредственной причины.

Лечение органического поражения головного мозга может быть хирургическим и консервативным. Например, развитие высокого внутричерепного давления, которое представляет угрозу жизнедеятельности можно лечить и хирургическим, и консервативным путём.

Хирургическое лечение – наложение трепанационного отверстия для декомпрессии головного мозга применимо при формировании выраженной гематомы при травме или геморрагическом инсульте, а консервативная терапия возможна при умеренном увеличении внутричерепного давления без дислокации головного мозга.

Для консервативной терапии применяют мочегонные препараты вызывающие форсированный диурез, позволяющие быстро ликвидировать отёки.

Лечение атеросклероза церебральных артерий также может быть как хирургическим, так и консервативным. Хирургическое – проведение ангиографии с установкой стентов расширяющих просвет артерий. Консервативное – антитромботическая терапия и коррекция дислепидемии.

Клинический институт мозга статьей в социальных сетях

Другие статьи по теме:

  • Профилактика инсульта
  • Комплексные программы обследования
  • Выездные консультации и исследования
  • Головная боль
  • Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
  • Методы диагностики

Источник: https://www.neuro-ural.ru/patient/dictonary/ru/p/porazhenie-mozga.html

Лечение Детей
Добавить комментарий