Особенности физического развития детей третьего года жизни

Физическое воспитание ребенка третьего года жизни

Особенности физического развития детей третьего года жизни

У ребенка третьего года жизни наряду с продолжающимся развитием движений происходит значительное увеличение запаса слов, развитие внимания, памяти. Улучшается координация движений.

Заметно изменяются важнейшие двигательные навыки ходьба становится ритмичнее, движения рук и ног более согласованными.

В число упражнений для развития ходьбы включают ходьбу по узкой дорожке, по ребристой доске, по широкой стороне гимнастической скамеечки, по наклонной доске и т. п.

На третьем году жизни развивается такой важный двигательный навык, как бег. Во время бега в работу вовлекаются многие мышцы, что стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, дыхание, обмен веществ. Все это делает бег особенно ценным для физического развития малыша.

Многие авторы считают, что бег у детей раннего возраста отсутствует потому, что они не могут еще осуществить одновременный отрыв обеих ног от опоры – так называемую фазу полета. Эта фаза появляется на третьем году жизни. Дети начинают охотнее бегать, чем ходить.

Бег маленького ребенка характеризуется малой ритмичностью, неравномерностью шага, отталкиванием от опоры всей ступней и легкой потерей равновесия.

Развитие бега и его совершенствование происходит во время целенаправленных занятий по физическому воспитанию и находится в прямой зависимости от их качества.

Бросание и метание, появившиеся как двигательный навык на втором году жизни, продолжают развиваться: во время бросания ребенок учится принимать правильную позу, поворачивать туловище в сторону броска и т. д.

Подвижные игры детей этого возраста становятся более разнообразными. Дети легко подражают взрослым, особенно охотно играют с куклами.

Все это должно учитываться при организации физического воспитания. Утренняя гигиеническая гимнастика детей третьего года жизни строится по тем же принципам, только упражнения, входящие в нее, становятся более сложными по сравнению со вторым годом. Ниже мы приводим пример сюжетных “двигательных” рассказов для проведения утренней гимнастики с детьми от 2 до 3-х лет.

“Часики”

Ходьба с качанием рук влево и вправо – “тик-так, тик-так”, подражая движениям маятника у часов. Ребенок ходит за взрослым по комнате.

  1. “Стрелки”: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Круговые движения рук в одну и другую сторону – “стрелки крутятся”. Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  2. “Бой часов”: стоя руки на поясе – наклон туловища вперед и выпрямление его. При наклоне произносить звуки – “Бим-бом”. 3-4 раза.
  3. “Сломались часики”: из положения стоя, руки на поясе, ребенок делает глубокие приседания. 2-3 раза.
  4. “Ремонт часов”: исходное положение то же; поднять выпрямленные руки вверх с приподниманием на носочки – “сняли часики”. Возврат в исходное положение – “будем чинить часики”. 3-4 раза.
  5. “Часики пошли, маятник качается”: из положения стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе – боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
  6. Бег 15-20 сек., постепенно замедляемый. Ходьба 30-40 сек.

“Прогулка в лесу”

“Идем гулять” – спокойная ходьба 1-2 минуты.

  1. “Большие деревья”: исходное положения стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднимание выпрямленных рук вверх, возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  2. “Нюхаем цветочки”: стоя, руки на поясе. Приседание – “сорвали цветочек”. Возврат в исходное положение – глубокий вдох – “нюхаем цветочек”. 3-4 раза.
  3. “Ветер качает деревья”. Из исходного положения стоя, руки вверх – боковые наклоны туловища. 3-4 раза.
  4. “Пилим бревнышко”: исходное положение стоя напротив взрослого или другого ребенка, взявшись за руки наперекрест. Сгибание и разгибание рук попеременно с поворотом туловища вправо и влево. 4-6 раз.
  5. “Переход через ручеек”: ходьба по узкой дорожке или широкой стороне гимнастической скамеечки; для равновесия руки в стороны.
  6. “Зайчик прыгает”: исходное положение стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на носочках. 6-8 раз.
  7. Утренняя гимнастика заканчивается спокойной ходьбой по комнате с постепенным замедлением. 30-40 сек.

Специальные занятия по физическому воспитанию детей 3-го года жизни включают физические упражнения для всех мышечных групп из различных исходных положений, а также упражнения прикладного характера в виде ходьбы, бега, лазания, метания, элементы игры с .мячом и подвижные игры, соответствующие возрасту ребенка и его особенностям.

Эти занятия проводятся в домашних условиях индивидуально с каждым ребенком, а в условиях детского учреждения с группой детей от 6-ти до 8-ми человек.

Проведение таких занятий в детском саду или яслях облегчено тем, что там имеется специальное оборудование, возможно музыкальное сопровождение занятий и более квалифицированное их проведение.

Воспитание ребенка в детском учреждении, по крайней мере с третьего года жизни, имеет целый ряд неоспоримых преимуществ по сравнению с домашним. Это касается не только физического воспитания, но и других сторон воспитательного процесса.

Приводим пример специального занятия по физическому воспитанию с ребенком третьего года жизни в условиях семьи.

  1. Ходьба по кругу вслед за взрослым – обычная ходьба, на носочках, на наружном и внутреннем своде стопы.
  2. “Лодочка”: сидя верхом на скамеечке или табурете, поднять руки в стороны, наклониться вправо и влево, возвратиться в исходное положение. “Лодочка качается”. 3-4 раза.
  3. Из положения лежа на спине поднимание выпрямленных ног до угла 90°. 2-3 раза.
  4. “Каша кипит”: глубокое дыхание, руки лежат на животе и груди. 6-8 раз.
  5. “Рыбка”: лежа на животе, ладони перед грудью, поднять голову и плечи, вытянув руки вперед, прогнуть спину – возврат в исходное положение. 2-3 раза.
  6. “Длинные и короткие ноги”: сидя на стульчике, вытянуть ноги, потом согнуть их. 4-6 раз.
  7. Игра “Мишка”: стоя на коленях, руки поднять вверх, наклониться и упереться ладонями в пол – “мишка поднимает лапы”. Поочередно приподымая руки, подворачиваться вправо, затем влево – “мишка затопал”. При выполнении этой части упражнения колени ребенка остаются на месте, бедра под прямым углом к туловищу, на пятки не садиться. Стоя на четвереньках, поднять левую руку в сторону, поднять голову и посмотреть на поднятую руку. Возвратиться в исходное положение. То же ребенок проделывает в другую сторону – “мишка смотрит на лапу”.
  8. “Дровосек”: исходное положение стоя, ноги шире плеч, пальцы рук в замке. Руки поднять вверх, наклон туловища вперед, руки проносятся между ног – “У-у-ух!-(раскололи полено”. Возврат в исходное положение. 3-4 раза.
  9. Проползание на животе под скамеечкой или веревочкой (высота 20 см).
  10. “Переход через ручеек”: пройти по гимнастической скамеечке, сохраняя равновесие, спрыгнуть с нее. 2-3 раза.
  11. Метание малого мяча в обруч или корзину на уровне груди с расстояния 100-125 см. 4-6 раз.
  12. Ходьба с постепенным замедлением.

Подвижные игры в физическом воспитании детей раннего возраста. В развитии движений ребенка второго и третьего года жизни, да и в общем развитии детей большое значение имеют подвижные игры. Их роль не только в определенном воздействии на речь ребенка, в организации коллективных действий, но и в развитии разнообразных движений, производимых в благоприятной эмоциональной обстановке.

Во время подвижных игр развивается координация движений, совершенствуются такие важные двигательные навыки, как ходьба, бег, лазание, бросание. Здесь, в отличие от гимнастических упражнений, характер, точность движений не предусматриваются. Важен конечный результат, определяемый правилами игры.

Однако двигательные навыки, выработанные в физкультурных занятиях, закрепляются в играх. В физическом отношении подвижные игры создают наилучшие условия для удовлетворения потребностей ребенка в движениях.

Игры являются одним из средств для развития и закрепления правильной осанки, которой надо уделять внимание уже в раннем возрасте.

В играх воспитываются, конечно, не только двигательные навыки, важна и выработка определенных качеств характера – смелости, уверенности и т. д. Но эту сторону подвижных игр мы не имеем возможности подробно рассмотреть в нашей брошюре.

На втором году жизни используются различного рода игры с мячом – перекатывание его, отталкивание подвешенного в сетке мячика, прокатывание по дорожке и т. д. Помимо разных игр с мячом большое распространение имеют игры, включающие ходьбу типа “догоню – догоню”. С развитием речи игры становятся все более разнообразными.

На третьем году при проведении подвижных игр от ребенка можно требовать не только четкости в выполнении отдельных элементов игры, но и согласования его действий с действиями других детей, участвующих в игре. Возможно усложнение игр введением определенных правил.

Для проведения подвижных игр лучше всего придумать небольшой рассказ, хорошо понятный малышу по содержанию и образам. Например, ребенок изображает кошечку, птичку: кошка убегает от собаки или птичка улетает…

Игра “Кошка и собачка”: ребенок-“кошечка” спокойно лежит на спине – “кошечка нежится на солнышке”. По сигналу – “собака!” ребенок должен быстро встать и убежать в условленное место. Игра может быть усложнена: взрослый берет на себя роль “собачки”, тогда “кошечка” убегает от догоняющей ее “собаки”.

Игра “Зайчик и охотник”: ребенок поочередно изображает то охотника, то зайчика. “Охотник” тихо, на носочках, крадется по лесу, перепрыгивает через ручей, снова крадется тихо-тихо…

Затем в лесу появляется “зайчик” – ребенок прыгает как зайчик. Все движения можно показать ребенку, стараясь, чтобы он повторял их за вами.

Игру можно построить и так, чтобы малыш изображал зайчика, а взрослый взял на себя роль охотника.

Игра “Догони медведя”: взрослый с игрушечным мишкой убегает от ребенка – ребенок в игре пытается догнать медведя. Малыш может участвовать в игре и в роли медвежонка.

Много игр можно проводить с мячом – ребенок катает мячик, бросает его и приносит обратно, бросает мяч взрослому и ловит его и т. д.

Дома, а в детском учреждении в особенности, надо создать такую обстановку во время бодрствования, чтобы у малыша поддерживалось постоянное стремление к движениям. Этому способствует просторное помещение, подбор и расстановка детской мебели, достаточное количество мячей, шаров, обручей.

Для детей второго и третьего года жизни надо позаботиться о разнообразных каталках или тележках, которые вначале толкают перед собой, а потом тянут за веревочку или шнурок. Крупный “строительный материал”: кирпичи, ящички и дощечки – дают возможность ребенку совершать самые разнообразные движения рук и туловища во время складывания, перекладывания, переноса этого материала.

Конечно, в использовании всей этой обстановки для развития движений детей важна роль взрослого. Надо вызвать у малышей интерес, показать, как и что можно делать с имеющимися предметами, вовлечь детей в игру. Играя с ребенком, можно одновременно обучать его некоторым навыкам, например, спускаться и подниматься по лестнице, катать мяч, бросать его вверх и вниз.

Важно также, чтобы во время игры ребенку предоставлялась возможность для отдыха – усиленная деятельность сменялась спокойной игрой.

Все виды физического воспитания детей этого возраста помогают овладению сложными видами движения – ходьбой по поверхности разного рельефа и наклона, преодолению препятствий, бегом в прямом направлении.

Одновременно возникает и укрепляется навык согласовывать свои действия с указаниями взрослых: остановиться или продолжить движение по сигналу взрослого, изменить темп движения, перейти с ходьбы на бег, и наоборот.

Источник: http://massagelib.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st009.shtml

Физическое развитие ребенка до 3 лет (стр. 1 из 5)

Особенности физического развития детей третьего года жизни

1 Физическое развитие ребенка до 3лет

Рост

Масса тела

Пропорциональность развития

Статистические функции

Своевременное прорезывание молочных зубов

Развитие движений

Зрение

Физкультура для детей до 1 года

2 Средства и методы физического воспитания

3 .Методики проведений занятий

Методика проведения общеразвивающих упражнений

Методика проведений подвижных игр

4 .Роль родителей в физическом воспитании

5 Подвижные игры – основное средство физической культуры в развитии ребенка

Образовательное и оздоровительное значение подвижных игр

Примеры подвижных игр

1 Физическое развитие ребенка до 3 лет

Под термином «физическое развитие ребёнка» понимают динамический процесс роста (увеличение длины, массы, отдельных частей тела) в разные периоды детства.

На физическое развитие детей влияет множество факторов, что иногда чрезвычайно затрудняет выявление причин его нарушения.

К основным критериям физического развития относят массу и длину тела, окружность готовы и грудной клетки, пропорции тела (телосложение, осанку).

В первый год физическое развитие идет очень интенсивно: вес по сравнению с весом при рождении утраивается, рост увеличивается на 25-30 см, т.е примерно на 50%, ребенок из беспомощного существа, не умеющего даже перевернуться на живот со спины превращается в прямоходящее самостоятельное существо. В первые три года жизни физическое развитие и прогресс ребенка очевидны и хорошо заметны.

Для оценки физического развития детей до 1 года лучше использовать следующие показатели:

* Рост;

* Массу тела; Пропорциональность развития (окружность головы; окружность грудной клетки, некоторые антропометрические индексы);

* Статические функции (двигательные умения ребенка);

* Своевременное прорезывание молочных зубов (у детей до 2-х лет).

Рост.

Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени.

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см, однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см.

Масса тела.

В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600г до 4000г и в среднем равна 3-3,5 кг.

Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов.

Для определения роста и массы тела в возрасте до года лучше использовать табл. 1.

Таблица 1.

Изменения роста и веса ребенка от 0 до года

Пропорциональность развития.

При оценке физического развития ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. Под массоростовым показателем (МРП) понимается отношение массы к росту, т.е. какая масса приходится на 1 см. длины тела. В норме у новорождённых (МРП) составляет 60-75 г.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении.

Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах – от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки.

При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы.

В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 –0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

Статистические функции.

Статические функции оценивают с учетом темпов моторного развития ребенка. Это различные двигательные умения ребенка.

Необходимо учитывать способность ребенка в определенном возрасте удерживать голову, совершать движения руками (ощупывание объекта, хватание, удержание игрушки в одной руке, выполнение различных действий), появление динамических функций (поворачивание со спины на живот и с живота на спину, подтягивание, ползание, садиться, вставать на ноги, ходить, бегать).

В 2 месяца ребенок хорошо удерживает голову,

в 3 месяца – хорошо поворачивается со спины на живот,

в 5,5 –6 месяцев – хорошо поворачивается с живота на спину,

в 6 месяцев – сидит, если его посадили,

в 7,5 месяцев, (когда ребенок научится хорошо ползать) – сядет сам,

в 9 месяцев – хорошо стоит,

в 10 месяцев – прохаживается по манежу, держась рукой,

к 12 месяцам – самостоятельно ходит.

Своевременное прорезывание молочных зубов.

Зубы закладываются около 40-го дня эмбриональной жизни. Ребенок рождается, как правило, без зубов. Прорезывание зубов – акт физиологический, первые зубы прорезываются в возрасте 6 месяцев. Сперва появляются 2 нижних средних резца, к 8 месяцам появляются 2 верхних средних резца, к 10 месяцам появляются 2 верхних боковых резца.

К году прорезываются 2 боковых нижних резца. Таким образом, в 1 год жизни ребенок должен иметь 8 зубов – 4/4. К 2 годам заканчивается прорезывание остальных 12 молочных зубов.

Костная система и мышечно- связочный аппарат у детей, особенно раннего возраста, отличается физиологической слабостью и требует строгой дозированной физической нагрузки.

После того как ребенку исполнится год, темпа его физического развития несколько замедляются (таблица 2.). в среднем масса его тела увеличивается лишь на 30-50 г. в неделю.

У годовалого ребенка окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она возрастает до 47,9 см, у 2-летних малышей — до 49 см, а у трехлеток — до 50 см. За 2-й год жизни окружность головы увеличивается на 2 см, за 3-й — на 1 см.

Чтобы оценить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что окружность груди у хорошо сложенного ребенка больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу. Чем моложе ребенок, тем больше у него голова и тем короче конечности.

Таблица 2.

Средние показатели длины и массы тела у детей от года до трех лет

Развитие движений.

В конце 1-го — 2-го года ребенок осваивает самостоятельную ходьбу. Некоторые детишки, умея ходить, после года продолжают и ползать, а подчас передвижение на четвереньках предпочитают ходьбе. Способы ползания совершенствуются и варьируются.

Однако в каждом из них присутствуют следующие компоненты: выпрямление головы, шеи, спины и рук; одновременный поворот в противоположные стороны туловища и плеч, туловища и таза; дифференцированные движения плеч и рук, туловища, ног и таза.

Эти компоненты ползания уже были частично освоены ребенком на 1-м году жизни, в дальнейшем они совершенствуются и объединяются в новые двигательные навыки.

Некоторое время малыш продолжает ходить “боком”. Ребенок 12 — 15 месяцев при ходьбе может не держаться за опору, но он еще не способен из такого положения повернуться назад, чтобы достать игрушку. Это станет возможным только к полутора годам.

В вертикальном положении малыш не в состоянии полностью выпрямить бедра, из-за чего он стоит “животом вперед”, а ноги его несколько развернуты.

Когда малышу 1,5 года, он начинает передвигаться по-новому — согнув руки в локтях и прижав их к туловищу. По мере того как все больше дифференцируются движения рук и плечевого пояса, формируются согласованные (реципрокные) движения рук при ходьбе: правая рука делает движение вперед одновременно с левой ногой, и наоборот.

Возрастание устойчивости туловища в вертикальном положении способствует развитию движений ног. Бедра и колени свободно разгибаются, в стопах формируется подошвенное сгибание (опускание передней части стопы вниз), благодаря чему появляется пяточно-пальцевая форма шага с первоначальной опорой на пятку, потом на пальцы — так называемый перекат.

С полутора лет малыш начинает легко вставать без поддержки из положения на животе и на спине. Затем он постепенно осваивает различные комбинированные движения. Например, учится подниматься вверх и спускаться вниз по ступенькам.

Способ ходьбы становится более совершенным: ноги он уже не разводит широко, руки опущены вдоль туловища, а не отведены в стороны, как это было на начальном этапе овладения ходьбой. В конце 2-го года ребенок уже способен идти назад, пытается бегать. Такое поступательное развитие моторики становится возможным благодаря совершенствованию функции равновесия.

Источник: https://mirznanii.com/a/224526/fizicheskoe-razvitie-rebenka-do-3-let

Особенности физического развития детей третьего, четвертого, шестого и седьмого годов жизни

Особенности физического развития детей третьего года жизни


Консультации для родителей

«Особенности физического развития детей

третьего года жизни».

    «Программой воспитания в детском саду» для детей 2-3 лет предусмотрены занятия еженедельно 2 раза по 10-15 минут, примерно через полчаса после завтрака. Гигиенические требования очень  просты: чистый воздух (+19-20 гр.), привычная обстановка, Облегчённая, не стесняющая движения одежда.

   Упражнения для детей, соответствуют их возрастным и функциональным возможностям; предусматриваются упражнения для всех крупных групп мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног), которые  чередуются.

   В своей работе мы избегаем и советуем вам, длительного статического положения, ожидания.

 Занятия проводятся на высоком эмоциональном уровне, вызывая у ребёнка положительные эмоции, доставляя ему радость и удовлетворение.

 На занятиях физкультурой в первой младшей группе предусмотрены: ходьба, бег, ползание и лазание, метание и катание, прыжки, сюжетные подвижные игры с простыми правилами, игровые и  общеразвивающие упражнения (с предметами и подражательные).

   У детей данного возраста, повышенная возбудимость, неустойчивость эмоционального состояния, большая подвижность, быстрая утомляемость от однообразных движений, не способность без  перерыва ходить, бегать, долго ждать сигнала в играх и т. д.

 В начале года наиболее застенчивые, боязливые дети, часто отказываются выполнять те или иные упражнения, но, даже не принимая непосредственного участия, появляется интерес и  любознательность. Как правило, эти дети переходят в активную деятельность при повторении знакомых им упражнений, игр.

 Мы провели диагностику по основным видам движения:

    Ходьба движения рук в этом возрасте иногда отсутствует или не согласованы с работой ног.

Стопы развёрнуты носком внутрь и широк4о поставлены, шаг семенящий, неритмичный (шлёпанье), так как  ноги ставятся на всю ступню, туловище наклонено вперёд; темп неустойчивый, шаг неровный, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. Поэтому мы с вами должны показывать как правильно ходить,  чтоб дети подражали нам.

   Бег наблюдаем мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, шаркают, движения рук и ног нечётко согласуются, заметны боковые раскачивания корпуса, нет ритмичности. Взрослые должны бегать рядом с детьми, показывая, что бегать надо легко, правильно чередуя взмахи рук.

   Прыжки дети любят прыгать, но важно правильно их учить это выполнять.

   Ползание и лазанье дети третьего года жизни ползают с большим удовольствием, быстро и уверенно. Необходимо поддерживать стремление детей ползать, так как это уменьшает нагрузку на позвоночник и является корригирующим упражнением.

   Бросание, ловля, катание мяча Метание детьми 3-го года жизни освоено мало. Но потребность что-то катать, бросать, перекладывать у них большая. Эти упражнения ценны для общего развития ребёнка, они укрепляют мышцы руки, туловища, развивают согласованность движений, глазомер.

   Упражнения в равновесии Постепенно, в результате всей двигательной деятельности развивается равновесие. В повседневной жизни малыши сами выполняют движения, связанные с сохранением  равновесия, – залезают на стул, диван, табурет, встают на куб, доску, бревно и т. п.

Эти упражнения необходимы в этом возрасте, так как они способствуют развитию внимания, координации движений,  ловкости, смелости, самостоятельности. С их помощью совершенствуется функциональная взаимосвязь вестибулярного, зрительного и двигательного анализаторов.

Наша с вами задача, прежде всего,  помочь нашим детям.

«Особенности физического развития детей четвёртого года жизни»

   Каждый возрастной период имеет свою определённую специфику развития. Свои особенности и у детей четвертого года жизни.

 Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития моторики.

 Быстрота роста на 4-ом году жизни несколько замедляется относительно предыдущего периода – первых трёх лет жизни. Средний рост в этот период 95-99 см.

 Рост детей 4-го года жизни находится в прямой взаимосвязи с основными видами движений – прыжками, бегом, метанием, равновесием.

Дети высокого роста по сравнению со своими сверстниками быстро  бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения.

Способность к бегу определяется также и другими индивидуальными различиями и  координационными возможностями, которые в данной возрастной группе ещё не велики.

   Средний вес детей в этом возрасте составляет 16-18 кг.

 Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в раннем возрасте является его гибкость и эластичность. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости, и  суставы легко подвергаются деформации под влияние неблагоприятных воздействий.

Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, опущенная голова) могут стать привычными, и в  результате нарушается осанка. А это в свою очередь отрицательно сказывается на функции кровообращения, дыхания.

Наша с вами задача заключается в том, что б нагрузка для детей была  равномерной на все части тела.

 Здоровье детей, их рост и развитие во многом зависит от питания, поэтому в рационе должны быть и белки, и углеводы, и жиры, и минеральные соли, и витамины, и вода.

 Ребёнок в 3-4 года не может сознательно регулировать дыхание и согласовать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.

 Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребёнка работает хорошо лишь при условии посильных  нагрузок.

   О реакции организма на нагрузку, в частности физическую, судят по внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение  координации движений.

   Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологического развития коры больших полушарий. К трём годам у ребёнка значительно развита способность к анализу, синтезу  дифференциации (различению) раздражений окружающей среды.

  Внимание у детей 3-4 лет ещё неустойчивое, оно легко нарушается при изменении окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного рефлекса.

 Процессы возбуждения и торможения в коре головного легко распространяются. Внешне это выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми, много говорят или,  наоборот, замолкают.

   Все приобретённые умения на физкультурных занятиях должны реализовываться в разнообразной жизненно важной самостоятельной двигательной деятельности детей.

«Особенности физического развития детей

   Возрастной период 5 до 6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ребёнка колеблется около 106-107 см., а масса тела 20-21 кг.

 Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено.

В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц- разгибателей, что определяет особенности позы ребёнка: голова слегка наклонена вперёд, живот выпячен, ноги согнуты в коленях.

Поэтому здесь огромную роль играют занятия физкультурой, которые  дают соответствующую нагрузку.

   Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребёнок овладевает более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Здесь я могу посоветовать вам, как можно оолыые играть  с детьми мячом, лепить пластилином, глиной, рисовать и т. д.

 Развиваются и сердечно-сосудистая система и дыхательная. Объём лёгких примерно составляет 1500-2200мл., и развивается под влиянием физических нагрузок.

 Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием  физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и минимальное кровяное давление.

 По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становиться более экономичной.

   У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью (в 2-2.5 раза больше, чем у взрослого человека).

При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально  интенсивности физических усилий.

Полное удовлетворение энергетических запросов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием, при котором калорийность пищи полностью  соответствует расходу энергии.

 Общаясь друг с другом, дети, как правило, стремятся говорить громко. Поэтому ваша роль: учить детей, помогая нам, разговаривать не напрягая ые связки.

 У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память,  мышление. Развитию этих свойств способствуют различные задания, поручения, требования.

 Интенсивно  совершенствуется  восприятие.  

 Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе появляются новые потребности и интересы.

 Всё выше перечисленное необходимо учитывать при воспитании детей шестилетнего возраста.

  «Особенности физического развития детей

   Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий.

 Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Дети могут объяснить, что и как меняется в  соотношении частей тела, когда человек бежит, идёт на лыжах, едет на велосипеде и т.п. они различают скорость, направление движения, смену темпа, ритма.

 Совершенствуются основные виды движений, ярче проявляются индивидуальные особенности движения, зависящие от телосложения и возможностей ребёнка.

 Дети всё чаще руководствуются мотивами достижения хорошего качества движения. Значительно увеличиваются проявления волевых усилий при выполнении трудного задания. Следует учесть, что  стремление ребёнка добиться хорошего результата не всегда совпадает с его возможностями, поэтому взрослый должен быть очень внимателен и не допускать перегрузки.

   Начинается интенсивно развиваться способность целенаправленно совершать движения отдельных частей тела, например ног, головы, кисти и пальцев рук и др. у детей постепенно вырабатывается  эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Дети начинают воспринимать красоту и гармонию движений.

 Многих детей привлекает результат движений, возможность помериться силой и ловкостью со сверстниками (особенно у мальчиков). Очень ценно, что дети уже понимают значение упражнения для  совершенствования движений. Они целенаправленно повторяют упражнения, проявляя большую выдержку и настойчивость.

 Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. Одним больше нравится бегать и прыгать, другим – играть с мячом и т. д. нередко детям нравятся те упражнения, которые лучше  получаются.

 Взрослые должны поддерживать индивидуальные интересы детей.

Источник: http://ds8.detkin-club.ru/parents/22755

Физическое развитие детей 2-го и 3-его года жизни

Особенности физического развития детей третьего года жизни

Характеристика возрастных возможностей

Темпы роста и физического развития ребенка по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются.

Однако постепенно увеличивается подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность, повыша­ется функциональная работоспособность нервных клеток ко­ры больших полушарий головного мозга; увеличивается пе­риод активного бодрствования ребенка (до 4-4,5 ч). Интен­сивно созревают сенсорная и моторная зоны коры головного мозга; более отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития.

Продолжается развитие всех органов и физиологических систем, совершенствуются их функции, организм лучше при­спосабливается к условиям окружающей среды.

Своеобразие психофизического развития ребенка на сты­ке первого и второго года жизни в значительной мере обус­ловлено овладением ходьбой.

Двигательная активность на втором и третьем году жизни детей основывается преимущественно на ходьбе. Новые при­обретения на этом возрастном этапе – попытки бега, лазанье, прыжки с места.

Двигательная активность детей этого возра­ста характеризуется следующими особенностями: обогащени­ем содержания и увеличением количественных показателей основных локомоций, наличием ярко выраженных индивиду­альных различий в объеме движений (от 5,0 до 12,0 тыс.

в день), продолжительности (от 68 до 136 мин), интенсивно­сти (от 29 до 84 движений в минуту), тенденцией к их повы­шению в весенне-летний период и снижению зимой и осенью.

Детям второго и третьего года жизни свойственна час­тая смена движений и. поз – от 550 до 1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц. В этом возрасте не отмечается су­щественных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Развитие движений происходит поэтапно.

1 год – 1 год 3 месяца – самостоятельная ходьба без опоры, ходьба в определенном направлении, ориентировка в окру­жающем дается с предметами.

Поднимание рук вперед, вверх, в стороны, отведение за спину, сгибание и выпрям­ление, вращение рук в разных исходных положениях (стоя, сидя, лежа) и сочетание этих движений с движениями дру­гих частей туловища. Поворачивание кистей рук ладонями вверх и вниз, сгибание и разгибание пальцев рук (шевеле­ние). Ползание на заданное расстояние.

Лазанье по лестни­це-стремянке вверх – вниз. Перешагивание через невысокие препятствия. Вхождение по ступенькам лестницы и схожде­ние с нее, держась за перила, под контролем взрослого.

1 год 3 .месяца – 1 год 6 .меСЯ'Це8 – появление предметных действий, соответствующих игровым ситуациям и образам. Ходьба в прямом направлении, по кругу, огибая предметы, меняя направление, парами, стайкой, приставными шагами вперед и в стороны. Бросание мяча вниз, вперед, вверх.

1 год 6 .месяцев – 2 года – удерживание равновесия при ходьбе по ограниченной площади опоры, при вхождении на возвышенную и наклонную поверхности и схождении с них. Ходьба со сменой темпа, переход от ходьбы к бегу. Появле­ние бега семенящим шагом.

Удерживание мяча двумя руками и одной рукой, бросание его целенаправленно. Отталкива­ние мячей, шаров двумя руками и одной рукой в произволь­ном направлении. Скатывание мячей с горки, катание их в паре со взрослым и друг с другом. Ритмичные приседания, сгибание и выпрямление ног – как подготовительные движе­ния к прыжкам.

Попытки подпрыгнуть вверх на месте, под­прыгнуть с продвижением вперед.

2 года – 2 года 6 месяцев – удержание равновесия при под­нимании на носки и опускании на всю стопу. Перебрасыва­ние мяча через препятствие. Бросание мяча двумя руками взрослому; попытки поймать мяч, брошенный взрослым.

Бросание мяча двумя руками снизу, от груди, из-за головы. Бросание предмета вперед, в горизонтальную цель двумя руками; бросание предметов вдаль одной рукой. Подскоки на двух ногах на месте и при продвижении вперед.

Встава­ние в пары, друг за другом, в круг с помощью взрослого.

2 года 6 месяцев – 3 года – подтягивание руками при сколь­жении на животе по гимнастической скамейке. Лазанье по вертикальной лесенке, гимнастической стенке удобным ребен­ку способом.

Бег в заданном направлении. Оформление фазы полета в беге. Перепрыгивание через линии, веревку, поло­женную на пол. Появление прыжка в длину с места на двух ногах.

Спрыгивание с предметов высотой не более 10-15 см.

К трем годам ребенок вместе со взрослым начинает качать­ся на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде. Ребе­нок с помощью взрослого осваивает некоторые движения в вод­ной среде: учится скользить в воде, двигать руками и ногами.

Взрослые следят за физическим развитием детей, ориентируясь на средние росто-весовые показатели, сроки появления зубов и не­которые функциональные данные и физические показатели (жизнен­ную емкость легких, силу мышц кистей рук).

К двум годам у детей появляются все 20 молочных зубов.

Таблица 2

Средние показатели длины, .массы тела, окружности грудной клетки

детей двух-трех лет

Мальчики Девочки
Возраст Длина Масса Окружность Длина Масса Окружность
тела тела грудной тела тела грудной
(см) (кг) клетки (см) (см) (кг) клетки (см)
2 года 85-95 12,5-13,7 48,9-53,4 82-90 11,7-14,1 47,6-52,5
3 года 92-99 13,7-16,1 50,3-54,7 91-99 13,1-16,7 49,8-53,9

I Межрегиональные нормативы для оценки длины, массы тела детей от 0 до 14 лет. – М., 1990.

Сила мышц кистей рук (кг) детей трехлетнего возраста

Пол Правая Левая
Мальчики 3,4-6,2 3,1-5,5
Девочки 2,6-5,0 2,5-4,9

Дальность прыжка с места в этом возрасте должна быть не менее 40 см.

Источник: https://cyberpedia.su/15x68b0.html

Лечение Детей
Добавить комментарий