Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

В настоящее время отдельные аспекты познавательной деятельности детей получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова.

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь. Л.С.

Выготский писал, что умственное развитие выражает то новое, что выполняется самостоятельно путем новообразования новых качеств ума и переводит психические функции с более низкого на более высокий уровень развития по линии произвольности и осознанности.

Социально-значимые качества личности формируются в деятельности, через познавательная активность.

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития личности.

Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

Известно, что источником познавательной активности является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию.

Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму.

Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей младшего школьного возраста.

Познавательная активность отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора. Самсонова Е.Г. и И. Леонгард определяют следующие уровни активности в зависимости от характера познавательной деятельности субъекта:

1) репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого;

2) поисково-исполнительная активность; это более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне надо понять задачу и отыскать средства ее выполнения;

3) творческая активность являет собой высокий уровень, поскольку и сама задача может ставиться ребенком, и пути ее решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные.

Развитие познавательной активности детей младшего школьного возраста происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде, особенно активно это происходит через использование проектной деятельности.

Эффективным средством повышения познавательной активности является использование ситуативного познавательного интереса , т.е.

интереса к конкретной деятельности, к определенному познавательному материалу, учитывая психологическую закономерность: ребенок не хочет проявлять активность в неинтересной деятельности , действовать по принуждению, что вызывает у него только негативные переживания, но в тоже время, мы знаем, что ребенок может длительно проявлять активность, если ему интересно. К ситуативной мотивации относится и взаимодействие с самим педагогом. Если ребенку нравится педагог, на его уроках всегда интересно – это тоже повышает познавательную активность школьников.

Выводы по первой главе:

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализ свойств предметов и воздействию на них с целью изменения.

Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от наглядно-образного к словесно-логическому и теоретическому мышлению.

В младшем школьном возрасте «системообразующей» функцией является мышление, и это сказывается на других психических функциях, которые осознаются и становятся произвольными.

В младшем школьном возрасте активно развивается мотивационно-потребностная сфера и самосознание ребёнка. Одним из важных становится стремление к самоутверждению и притязание на признание со стороны учителей, родителей и сверстников. Это связано в первую очередь с учебной деятельностью и её успешностью.

Важное значение для успешной деятельности школьника и для формирования мышления имеет развитие познавательной активности.

Таким образом, в организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка.

Познавательная деятельность школьника подразумевает , с одной стороны – действенный, а с другой – образный способы познания.

Источник: https://cyberpedia.su/9x8943.html

Особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников

Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Особенности формирования и развития познавательной деятельности младших школьников

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу.

В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма.

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка (Николаева, 2010, 263).

С каждым годом происходят изменения в развитии детей. Каждый возраст определяет развитие познавательных процессов. Многие ученые полагают, что очень важно обращать внимание на особенности развития познавательной деятельности особенно на начальном этапе обучения.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Младший школьный возраст соотносят с моментом поступления в школу. И к этому времени, как правило, ребенок готов к систематическому обучению в школе.

Его психическое и физическое развитие достигло определённого уровня, который позволяет обучаться ребенку в школе.

Младший школьник имеет большой потенциал к развитию познавательных процессов, познавательной деятельности (Литвиняк, 2000, 4).

Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит, это что-то делать с ним, взять, потрогать его.

Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника, что включается непосредственно в его жизнь, деятельность, на что специально указывает учитель.

Восприятие на данном уровне психического развития еще не является в полной мере особой, специфической деятельностью, имеющей свои специальные познавательные цели (Никитина, 2001, 34).

Характерной чертой восприятия является сложность в дифференцировании воспринимаемой информации. Младшие школьники допускают ошибки при восприятии сходных по тем или иным качествам объектов. Часто они делают ошибки при восприятии букв родного языка, путая их в написании. Младший школьник воспринимает предмет хорошо, когда он производит какие-либо действия с ним (Крутецкий, 2003, 322).

Не менее важную роль в формировании познавательной деятельности играет память. Она претерпевает изменения, как и все другие познавательные процессы. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию, особенно на первых порах обучения, без смысловых связей внутри запоминаемого материала. С течением времени особенности памяти ребёнка начинают меняться.

Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания превращают память младшего школьника в истинную психическую функцию, осознанную, опосредованную, произвольную.

На протяжении всего младшего школьного возраста возрастает роль произвольной памяти.

Характерными особенностями памяти младшего школьника в начале обучения является то, что младшие школьники лучше запоминают наглядный материал, и запоминание слов, обозначающих предметы, происходит лучше, чем слов, обозначающих абстрактные понятия (Миронов, 2004, 33).

Память в младшем школьном возрасте развивается под влиянием обучения в двух направлениях – усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания, и ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три – четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.

В меньшей степени используется опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок будет занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью (Кайнова, 2008, 84).

Процесс обучения младшего школьника предъявляет определенные требования и к воображению ребенка. Основное направление в развитии детского воображение, как считает М.В. Гамезо, это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании соответствующих знаний.

На первых порах воображение младшего школьника является творческим и произвольным. Как правило, с возрастом усиливается реализм воображения. Характерной особенностью воображения младшего школьника является опора на конкретные предметы.

Образ, создаваемый первоклассником ещё расплывчатый и полон деталей, которые он придумал сам и которые не указывались в описании. Но уже во втором классе ученик строго ограничивает свой воссоздающий образ реальными деталями и четко располагает их. Создаваемые образы возникают в соответствии с поставленной задачей.

Воображение младшего школьника формируется в процессе его учебной деятельности под влиянием ее требований. Воображение младших школьников, с одной стороны, постепенно освобождается от влияния непосредственных впечатлений, что и придает ему творческий характер.

С другой стороны, усиливается реализм их воображения, связанный с развитием способности контролировать и оценивать образы воображения с позиции логики, законов объективного мира (Гамезо, 2003, 49).

Мышление развивается в процессе обучения. С началом систематического школьного обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка. В период младшего школьного возраста мышление ребенка начинает переходить на качественно новый этап развития.

В этот период осуществляется переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Безусловно, в начале данного периода наглядно-образное мышление является преобладающем. Основной формой мышления в начале младшего школьного возраста является мышление, опирающееся на наглядность.

В учении развивается способность к рассуждению, выводам и умозаключениям. Пока ребенок не получит каких-либо научных знаний, он будет подвластен образу зрительному впечатлению, наглядности.

С течением времени ребенок получит знания необходимые для логического объяснения, анализа, что и будет являться характерным проявлением словесно-логического мышления (Азарова, 1999, 81).

С развитием мышления связано развитие речи. С поступлением ребенка в школу происходит увеличение словарного запаса, а также становиться более точным значение слов. В процессе обучения у младшего школьника развивается умение слушать другого человека на протяжении длительного времени, а именно учителя.

У младшего школьника развивается навык говорения вслух, в то время как у дошкольника происходило развитие речи «про себя». В младшем школьном возрасте ребёнок оперирует речью как способность выражать свои мысли, идеи и желания.

Простой детский рисунок в дошкольном возрасте является своеобразной предпосылкой развития письменной речи в младшем школьном возрасте. Речь в процессе обучения развивается путём чтения вслух и рассказов о своих впечатлениях. Таким образом, речь играет очень важную роль в развитии младшего школьника.

Использование грамотной речи требует определённого развития других познавательных процессов, что является основной и главной задачей этого периода (Баранова, 2005, 34).

Основной особенностью внимания является слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления или в младшем школьном возрасте ограничены. Помимо этого, произвольное внимание младшего школьника требует короткой «близкой» мотивации (перспективы получить пятерку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием).

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Начало обучение в школе стимулирует его дальнейшее развитие. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников.

Непроизвольное внимание становится особенно концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение.

Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение различных наглядных пособий, таких как иллюстраций, рисунков, макетов, муляжей.

Однако младшие школьники весьма впечатлительны, поэтому очень яркие наглядные впечатления иногда могут создать такой сильный очаг возмущения в коре головного мозга, что в результате этого затормозится всякая возможность понимать объяснения, анализировать и обобщать материал (Кулагина, 2009, 131).

Успешность учащегося в обучении во многих случаях определяется его учебными мотивами. Основной задачей обучения на начальном этапе является развитие положительной мотивации к обучению в целом.

Исследования многих ученых подтверждают тот факт, что установленные мотивы в младшем школьном возрасте являются залогом качественного обучения на последующих этапах развития. У младших школьников на данном этапе развития формируется устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими.

В начале обучения важную роль в развитии мотивации играет похвала учителя, затем повышается интерес к оценке и к концу начального этапа обучения мнение коллектива оказывает существенное влияние на развитие мотивации.

Широкими социальными мотивами являются мотивы, повышающие самооценку учеников (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, желание получить хорошие отметки); мотивы лидерства, а именно желание быть среди первых, быть лучшим в классе. Основным побуждающим фактором обучения для младших школьников является отметка (Дубровина, 2007, 53).

Формирование познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика (Волостникова, 2004, 38).

Таким образом, младший школьный возраст – один из важнейших периодов жизни человека.

На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире, формируют построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

В формировании познавательной деятельности младших школьников важную роль играют такие познавательные процессы, как память, воображение, восприятие, мышление, внимание.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/osobiennosti_formirovaniia_i_razvitiia_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_mladshikh

Особенности познавательной и учебной деятельности детей младшего школьного возраста

Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета.

Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы, в соответствии с которыми должны действовать.

Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет, и в первую очередь его внешние яркие признаки.

Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности [17].

Память младшего школьника – первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание.

В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения.

Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания. Исследователи выделяют два направления в этой работе: одно – по формированию приемов осмысленного запоминания (расчленение на смысловые единицы, смысловая группировка, смысловое сопоставление и т.д.

), другое – по формированию приемов воспроизведения, распределенного во времени, а также приемов самоконтроля за результатами запоминания [17,18].

Воспроизведение – трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля. В самом начале обучения самоконтроль у детей слабо развит и его совершенствование проходит несколько этапов. Сначала ученик может только многократно повторять материал при заучивании, далее он пытается проконтролировать себя, заглядывая в учебник, т.е.

используя узнавание, затем в процессе обучения формируется потребность в воспроизведении.

Исследования психологов показывают, что такая потребность возникает в первую очередь при заучивании стихотворений, а к 3-му классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании и совершенствуется мыслительная деятельность учащихся: учебный материал обрабатывается в процессе мышления, что позволяет затем младшим школьникам, более связно воспроизвести его содержание.

В процессе запоминания и особенно воспроизведения интенсивно развивается произвольная память, и к 3-му классу ее продуктивность у детей, по сравнению с непроизвольной, резко возрастает. Однако ряд психологических исследований показывает, что в дальнейшем оба вида памяти развиваются вместе и взаимосвязано.

Это объясняется тем, что развитие произвольного запоминания и соответственно умения применять его приемы помогает затем анализу содержания учебного материала и его лучшему запоминанию. Как видно из вышеизложенного, процессы памяти характеризуются возрастными особенностями, знание и учет которых необходимы учителю для организации успешного обучения и умственного развития учащихся [20,21].

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания [22].

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека, менее развито у него и умение распределять внимание. Особенно ярко неумение распределить внимание проявляется во время написания диктантов, когда надо одновременно слушать, припоминать правила, применять их и писать.

Но уже ко 2-му классу у детей наблюдаются заметные сдвиги в совершенствовании этого свойства, если учитель так организует учебную работу учащихся дома, на уроке и их общественные дела, чтобы они учились контролировать свою деятельность и одновременно следить за выполнением нескольких действий.

В начале обучения проявляется и большая неустойчивость внимания. Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в 1 и 2 классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных.

Вот почему методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков [23].

Источник: https://studbooks.net/1634275/psihologiya/osobennosti_poznavatelnoy_uchebnoy_deyatelnosti_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta

Развитие познавательной деятельности младших школьников

Особенности познавательной деятельности детей младшего школьного возраста

В настоящее время проблема формирования и развития познавательной деятельности младших школьников является актуальной. Актуальность и значимость связана с теми изменениями, которые на сегодняшний день происходят в сфере образования.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) на ступени начального общего образования у обучающихся необходимо формировать активную познавательную деятельность [5].

Познавательная деятельность это одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому большую роль играет развитие познавательной сферы обучающихся.

Еще в 20-х начале 30-х гг. прошлого столетия следует отметить, что для изучения категории «деятельность» особое влияние сыграла теория психологической деятельности. Позже теория деятельности разрабатывалась в трудах таких ученых, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и другие ученые.

По мнению Д.Б. Эльконина, познавательная деятельность происходит путем преодоления ребенком противоречий между познавательными потребностями, которые постоянно растут и возможностями их удовлетворения, которыми обладает в данный момент ребенок[6].

В настоящее время существует много точек зрения на определение познавательной деятельности. Для одних познавательная деятельность учащихся – это умственная деятельность, направленная  на получение познавательного результата и повышенную напряженность на основе потребностей (Т.И. Шамова, Р.Г. Ламберг, В.И. Лозовая и др.

); другие в понятии “познавательная деятельность”, уделяют внимание таким компонентам личности, как эмоциональный и волевой (Д.В. Вилькеева, Б.П. Есипов, Н.А. Половникова); третьи считают, что познавательная деятельность это личностное образование, выражающее интеллектуальный отклик на процесс познания (Л.А. Аристова, Э.А. Красновский, Г.И.

 Щукина, И.Ф. Харламов и др.).

Важно отметить, что младший школьный возраст -это один из благоприятных периодов для развития таких познавательных процессов, как: память, восприятие, внимание, воображение, мышление. В младшем школьном возрасте обучающиеся производят уже более сложные мыслительные операции [6].

По мнению Матюшкина А.М.

, младший школьный возраст сензитивен для развития умения учиться, навыков и приемов учебной работы; развития навыков саморегуляции, самоконтроля и самоорганизации; формирования мотивов учения; развития познавательных потребностей и устойчивых интересов; усвоения нравственных и социальных норм; становления адекватной самооценки; развития коммуникативных навыков и самокритичности и критичности по отношению к окружающим; раскрытия индивидуальных способностей и особенностей [2]. К концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. В этом заключаются основные достижения младшего школьного в учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения.

Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе необходимый этап подготовки молодого поколения к жизни. Это особый вид деятельности, хотя структурно и выражает единство с любой другой деятельностью.

Учебно-познавательная деятельность, это направленность учебной деятельности на познавательный интерес. Учась способам письма, счета, чтения и т.д.

, ребенок ориентирует себя на самоизменение, он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Ученик сравнивает себя прежнего и себя нынешнего путем рефлексии.

Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений.

Учебно-познавательная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность [3].

Совершенствованию учебной деятельности способствует четкое определение ее структурных компонентов. По своей структуре учебная деятельность повторяет и воспроизводит строение всякой человеческой деятельности. Она включает в себя три звена: мотивационно-ориентировочное; центрально-рабочее; контрольно-оценочное.

Соответственно в учебной деятельности выделяют следующие основные компоненты:

мотивы и учебные задачи;

учебные действия;

действия контроля и оценки.

Для того чтобы развивать познавательную деятельность необходимо подбирать методы и приемы, которые будут формировать компоненты учебно-познавательной деятельности. Чтобы лучше выбрать методы и приемы, мы опираемся на классификацию методов обучения Ю.К. Бабанского [1]:

1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Из всего этого следует сделать вывод о том, что познавательная деятельность является активным взаимодействием человека с окружающей средой, в котором он сознательно добивается поставленных целей, сформировавшихся в результате определенной потребности и мотива, что находит свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Список литературы:

  1. Бабанский Ю. К.Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
  2. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Матюшкин. – М.: Директмедиа Паблишинг. – 2008. – 392 с.
  3. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П. И. Пидкасистый. – М.:1980. 98 с.
  4. ШамоваТ. И. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. –М.: Академия, 2012. – 384 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL : http://kpfu.ru/docs/F2009061155/FGOS.NOO_23_10_09_Min.. (дата обращения: 01.05.2018).
  6.  Эльконин Д. Б. Психология обучения старшего дошкольника [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Знание, 1990. – 97 с.

Источник: https://sibac.info/journal/student/41/120671

Лечение Детей
Добавить комментарий