Особенности психологической поддержки ребенка

Психологическая поддержка ребёнка

Особенности психологической поддержки ребенка

Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных личностных особенностях ребёнка, на положительных сторонах его поступка, на поощрении того, что ребёнок делает с целью укрепления его самооценки – это процесс, который помогает ребёнку поверить в себя и свои способности.

Ребёнок нуждается в психологической поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Оказывая психологическую поддержку ребёнку, взрослый вербально и невербально сообщает ребёнку, что принимает и любит его; что верит в него, в его силы и способности. Психологическая поддержка помогает ребёнку почувствовать свою значимость.

Взрослые не смогут оказывать поддержку ребёнку, пока не научатся принимать сами себя; пока не достигнут самоуважения и уверенности.

Основными составляющими психологической поддержки являются способы личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком: безусловное принятие, позитивное внимание, признание продуктов деятельности и особенностей поведения ребенка, одобрение его личностных свойств.

Безусловное принятие. От родителей, педагогов часто можно услышать обращения к детям следующего характера: «Пока ты не перестанешь, например, лениться, грубить, драться и т.п.; пока ты не начнёшь, например, хорошо учиться, слушаться, помогать по дому и др., не жди от меня ничего хорошего».

В подобных фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают с условием, т.е. его примут, будут любить, «только если он будет выполнять определённые условия». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры; такое отношение проявляется и к детям чаще по сравнению с безусловным отношением.

Безусловно принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый или умный, или отличник, или хороший помощник и т.п., а просто за то, что он есть.

Безусловно принимать ребенка – значит, независимо ни от чего: от внешности, способностей, достоинств, недостатков, независимо от того, как он ведёт себя здесь и сейчас.

Ребёнок должен быть уверен: что бы он ни сделал, он достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем.

Если детей принимают и любят безусловно, у них появляется чувство внутреннего равновесия, уверенности. Эта уверенность способствует формированию самоуважения ребёнка; что помогает ему изменить поведение на более приемлемое.

Если же детей любят только тогда, когда они выполняют требования взрослых, соответствуют их ожиданиям, то они начинают чувствовать свою неполноценность. Детей начинают преследовать тревожность, неуверенность, низкая самооценка.

Если ребёнок ведёт себя неправильно, совершает плохие поступки, то безусловное принятие его взрослым показывает ребёнку следующее: хотя взрослый и не признаёт его поведение, но по-прежнему уважает, как личность. Безусловным принятием взрослый помогает ребёнку понять, что его неудачи могут проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом.

Есть различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим параметрам: условность – безусловность; контроль – бесконтрольность.

Материнская любовь безусловна: мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь обусловлена: отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться.

Речь здесь идет не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определенной степени представлены в личности матери или отца. Таким образом выделяют такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость.

Именно безусловное принятие родителями своего ребенка, безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. Таким образом, безусловное принятие ребёнка – это базисная составляющая психологической поддержки. Без данной составляющей невозможно осуществление всех других способов психологической поддержки.

Любая семья существует не сама по себе, а включена в цепь поколений. И то, как именно будет устроена и будет действовать данная семейная система, во многом зависит от того, какие примеры, уроки, заветы она получила от своих предков. То есть, семейная система во многом определяется семейной историей.

Если, например, в семье на протяжении нескольких поколений старший ребенок был нелюбимым и проблемным, а все родительские чаяния сосредоточивались на младшем, это может стать образцом для невольного подражания.

Молодое поколение, заводя собственные семьи, будет уже словно ожидать от старшего ребенка чего-то плохого, а такие ожидания родителей непременно оправдываются. Или, например, в нескольких поколениях отец по какой-либо причине оставлял жену с ребенком. Такой сценарий может стать для семьи стереотипным и повторяться вновь и вновь.

Тогда появление ребенка у бездетной супружеской пары может спровоцировать разрыв, особенно если без отцов выросли и муж, и жена просто не представляют себе, как это жить отцу вместе с ребенком.

Семейная история – не приговор, в ней нет никакой мистики, никакого «родового проклятья». Просто опыт предков действует на нас на подсознательном уровне и подсказывает выходы из сложных ситуаций, которые в этот момент кажутся нам самыми простыми и естественными. Если знать об этом, то сила такого «внушения» сразу ослабевает и мы начинаем мыслить более разумно и самостоятельно.

С другой стороны, семейная история служит для нас и источником силы.

Когда родители впадают в отчаяние оттого, что у ребенка сплошные простуды или им не хватает денег на модную одежду ребенку, достаточно вспомнить опыт своей бабушки, которая в полной бедности вырастила и поставила на ноги тяжело больного сына.

Для семей, которые берут на воспитание ребенка, источником силы и поддержки может стать опыт воспитания приемных детей, который был в их семьях. Нередко именно люди, которые сами в детстве попали в хорошую семью и были там счастливы, становятся прекрасными воспитателями для детей с тяжелым прошлым.

Тому, кто собирается стать замещающим родителем, необходимо преодолевать семейную агнозию и стремиться знать и понимать свою семью. Поскольку именно семья в целом, семейная система является тем институтом, который воспитывает ребенка, и результат зависит от особенностей этой системы больше, чем от личных качеств отдельного родителя.

Ребёнку для нормального психического развития, как воздух, как пища, необходимо позитивное внимание взрослого. Согласно наблюдениям и исследованиям психологов, важно не количество, а качество внимания.

Позитивное внимание может включать несколько мгновений (добрая улыбка, ласковый взгляд, комплимент и др.), а результаты его проявляются долго.

Взрослому важно знать и помнить об одной закономерности: чем больше позитивного внимания он уделяет ребёнку, заполняя тем самым его эмоциональный резервуар, тем меньше потребуется негативного внимания.

Признание продуктов деятельности и особенностей поведения.

При выражении признания продуктов деятельности или особенностей поведения лучше уходить от общих слов (например, «Спасибо, Маша, за помощь!», «Антон, какой ты молодец!») и выражать его конкретно (например, «Маша, я очень рада, что ты помогла приготовить обед», «Антон, меня восхитил твой способ решения задачи!»). Когда признание выражается конкретно, ребёнку становится понятно, что именно является положительным в его деятельности и поведении.

Можно предложить следующий алгоритм выражения признания:

– имя ребенка;

– описание действий ребёнка или результатов его деятельности;

– описание своих чувств по поводу данных действий или результатов деятельности;

– описание позитивного эффекта от действий ребенка;

– одобрение позитивных свойств личности и характера ребёнка.

Одобрение выражается в адрес позитивных черт (особенностей) личности и характера ребенка. Например: «Оля, меня восхищает твоя доброта!», «Саша, я в восторге от твоей смелости и настойчивости!». Как показывают наблюдения, от использования фраз-одобрений можно получить удивительный эффект: ребенок усиленно стремится проявлять замеченные взрослым позитивные качества.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6x69de.html

Психологическая поддержка ребенка

Особенности психологической поддержки ребенка

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.

Психологическая поддержка это процесс:

  1. в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  2. который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  3. который помогает ребенку избежать ошибок;
  4. который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.

Поддерживать ребенка значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она читает значимыми для себя.

Для того, чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая её, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!» Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их. Я сдаюсь».

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, видеть естественное несовершенство человека и иметь с ним дело. Для этого взрослые должны знать, какие силы в школе, семье, детскому саду, в более широком окружении ребенка способны привести к разочарованию. По мнению многих психологов, такими силами являются:

  1. Завышенные требования родителей.
  2. Соперничество братьев и сестер (сиблингов).
  3. Чрезмерные амбиции ребенка.

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в детском саду «самым способным», то они ожидают от него того же и в школе; ребенка, умеющего хорошо кувыркаться, хотят в будущем видеть хорошим гимнастом.

Что касается братьев и сестер, то родители могут непреднамеренно противопоставлять детей друг другу, сравнивая блестящие успехи одного с бледными достижениями другого. Такое соперничество может привести к жестокому разочарованию и разрушить хорошие прежде взаимоотношения.

На поведение ребенка влияют чрезмерные амбиции. Чрезмерность амбиций отчетливо проявляется, например, в тех случаях, когда ребенок, плохо играя в какую-то игру, отказывается принимать в ней участие. Часто ребенок, не могущий выделиться посредством чего-то позитивного, начинает вести себя вызывающе негативно или превращается в «камень на шее» всего класса.

Как поддерживать ребенка?

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому.

Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по прежнему уважаю тебя как личность». Например, если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы учителю, именно учитель должен помочь ребенку понять, почему так происходит.

Важно, чтобы ребенок понял, что его неудача может проистекать из-за отсутствия готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что его неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств.

Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать знание таких вещей, как тон, жесты и т.п.

Для того, чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка.

В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений или усилий.

Другой путь научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».

Даже если ребенок не вполне успешно справляется с чем-то, взрослый должен дать ему понять, что его чувства по отношению к ребенку не изменились. Полезными могут оказаться следующие высказывания:

  1. Мне было бы очень приятно наблюдать за происходящим.
  2. Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
  3. Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.

Таким образом, взрослый скорее научится тому, как помочь ребенку достичь уверенности в себе. По выражению одного из родителей, это подобно прививке ребенку от неудачи и несчастья.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы. Педагог что ребенок нужный и уважаемый член группы, класса.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка.

Примерами такого оценивания являются утверждения типа: «Когда у тебя была собака, ты забывала кормить её, когда ты занималась музыкой, ты бросила уроки через 4 недели, так что я не думаю, что тебе имеет смысл теперь заняться танцами».

Такой акцент может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».

Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее:

  1. забыть о прошлых неудачах ребенка;
  2. помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
  3. позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
  4. помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит.

Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности.

Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справится, и затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
  2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
  4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
  6. Проводить больше времени с ребенком.
  7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
  10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
  11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
  14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Например, слова поддержки:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  4. Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова разочарования:

  1. Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  2. Ты мог бы сделать это намного лучше.
  3. Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  4. Это для тебя слишком трудно, поэтому я

Источник: https://www.studsell.com/view/137216/

Статья

Особенности психологической поддержки ребенка

Психологическая поддержка ребенка

Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование. Психологическая поддержка – это процесс,

• в котором взрослый сосредоточивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;

• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;

• который помогает ребенку избежать ошибок;

• который поддерживает ребенка при неудачах.

Для того чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Подчеркнем еще раз: взрослый, стремящийся поддержать ребенка, не только рассматривает события (поступок) в целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности.

Взрослому необходимо понимать роль психологической поддержки в процессе воспитания и знать, что, оказывая ее, он, сам того не ведая, может разочаровать ребенка, сказав ему, например, следующее: “Ты мог бы и не пачкаться!”, “Ты мог бы быть поосторожнее!”, “Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!”, “Ты должен был смотреть, когда это делал я!” Как правило, негативные замечания родителей не имеют действия. Постоянные упреки типа “Ты мог бы сделать это лучше” приводят ребенка к выводу: “Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу заслужить одобрения. Я сдаюсь”.

Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать, какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе. По мнению многих психологов, такого рода факторами могут быть:

– завышенные требования родителей;

– соперничество братьев и сестер (сиблингов);

– чрезмерные амбиции ребенка.

Существуют ложные способы, так называемые ловушки поддержки ребенка: гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества с братом (сестрой),со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Еще раз повторим: подлинная поддержка взрослыми ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей, его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому.

Именно в такие моменты он должен предельно четко показать ребенку: “Хотя я и не одобряю твоего поведения, я по-прежнему уважаю тебя как личность”. Если ребенку не удается вести себя так, как хотелось бы, имен но педагог должен помочь ему понять, почему так происходит.

Важно, чтобы ребенок осознал, что причиной его неудачи может быть отсутствие готовности или способности вести себя соответствующим образом. Необходимо показать ребенку, что неудача ни в коей мере не умаляет его личных достоинств.

Важно, чтобы взрослый научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение тона, жестов, выражения лица, глаз и т.д.

Для того чтобы оказать ребенку психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться теми словами, которые работают на развитие Я-концепции и чувство адекватности ребенка.

В течение дня взрослые имеют немало возможностей для создания у ребенка чувства собственной полезности и адекватности. Один путь состоит в том, чтобы продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений и усилий.

Другой путь – научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно достичь, создав у ребенка установку: “ты можешь это сделать”.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет, как уже отмечалось, вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что тот является важным членом семьи и значит для нее больше, чем все связанные с ним проблемы; педагог – что ребенок пользуется уважением в классе.

Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит.

Например, на педагогическом совете учитель может предложить специально создать такую ситуацию, которая поможет развитию у ученика чувства адекватности и самоценности.

Он может помочь школьнику выбрать те задания, с которыми он, с точки зрения учителя, способен справиться, а затем дать ему возможность продемонстрировать свой успех классу и родителям. Успех порождает новый успех и усиливает уверенность в своих силах как у ребенка, так и у взрослого.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

1. Опираться на сильные стороны ребенка.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.

6. Проводить больше времени с ребенком.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь взаимодействовать с ребенком.

10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.

14. Демонстрировать оптимизм.

Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя.

Слова поддержки:

– Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.

– У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать…

– Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

Слова, вызывающие разочарование:

– Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.

– Ты мог бы сделать это намного лучше.

– Эту идею ты никогда не сможешь реализовать.

– Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых.

Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то очень хорошо, или за какие-то его достижения в определенный период времени. Поддержка, в отличие от похвалы, может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе.

Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха. Он получает удовольствие от себя.

Поддерживать можно посредством • отдельных слов (“красиво”, “аккуратно”, “прекрасно”, “здорово”, “вперед”, “продолжай”); высказываний (“Я горжусь тобой”, “Мне нравится, как ты работаешь”, “Это действительно прогресс”, “Я рад твоей помощи”, “Спасибо”, “Все идет прекрасно”, “Хорошо, благодарю тебя”, “Я рад, что ты в этом участвовал”, “Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал”);

• прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его);

• совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его, играть с ним, слушать его, есть вместе с ним);

• выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).

Источник: https://infourok.ru/statya-psihologicheskaya-podderzhka-rebenka-4173787.html

Лечение Детей
Добавить комментарий