Особенности работы детьми разного возраста

☀ Возрастные особенности ☀ детей: этапы развития, ☀ переходные периоды

Особенности работы детьми разного возраста

Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.

Этапы развития ребенка по возрасту

Причины выделения этапов развития ребенка

В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.

Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.

На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.

Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.

Кризис новорожденных

Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.

Новорожденный малыш – это отдельная личность

Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.

Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:

  • увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
  • общение с помощью крика или плача;
  • увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
  • появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.

В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.

Развитие до года первый этап

С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.

Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)

Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.

Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет

Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться

Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).

Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).

Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.

Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.

Готовимся к школе (3 – 5 лет)

Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.

Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет

Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.

В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.

Развитие младших школьников (6 – 11 лет)

К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.

Младший школьный возраст – первый этап взросления

Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.

Развитие детей от 12 до 15 лет

Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.

Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.

Средний школьный возраст – осознание своего будущего

Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.

Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.

Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.

Формирование личности детей старшего школьного возраста

Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.

Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.

Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.

Подростковый возраст – самый сложный

Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.

Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html

Особенности работы с детьми различных возрастных категорий

Особенности работы детьми разного возраста

Особенности работы с детьми различных возрастных категорий

(младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ.

Младшее школьное детство (7-11 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Формирование первоначальных детских убеждений. Необходимость создания ситуации успеха. Принцип сотрудничества в работе с младшими школьниками.

Общая характеристика.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность.

В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Психолого-педагогические доминанты развития.

Характеристики возраста Младшее школьное детство
Социальная ситуация развития социальный статус школьника (ситуация обучения)
Ведущая деятельность Учебная деятельность.
Центральное новообразование Произвольность. Чувство компетентности.
Другие важнейшие новообразования Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.
Становление жизненного мира Закрепление выделившихся в дошкольном детстве линий онтогенеза (индивидуального развития) с развитием мотивов учения.
Специфика общения Система «ребенок—взрослый» дифференцируется на «ребенок—учитель/воспитатель» и «ребенок—родители». Отношение «ребенок—воспитатель» выступает для ребенка отношением «ребенок—общество» и начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения с другими детьми. Ребенок находится в большой эмоциональной зависимости от воспитателя, его слов и поступков. Общение со сверстниками строится от полного безразличия, через отношения соперничества (особенно за внимание воспитателя) к отношениям сотрудничества (появляются товарищеские мотивы), формируется способность к эмоциональной обособленности.
Особенности познавательной сферы Словесно-логическое мышление (с опорой на наглядность). Анализирующее восприятие; появление синтезирующего восприятия (в конце периода). Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Учебные мотивы. Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности; адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни. Мышление – основа развития других психических функций, интеллектуализация всех психических процессов. Развивается теоретическое мышление, теперь у ребёнка формируется научное понятие, – он ориентируется не на внешние признаки, а на абстрактные. Особенности мышления: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшая эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения). Восприятие – происходит переход от непроизвольного к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Внимание – преобладает произвольное внимание, формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Переключаемость даже выше, чем в среднем у взрослых, это связано с молодостью организма и подвижностью ЦНС. Память – приобретает ярко выраженный произвольный характер. Идёт интенсивное формирование приёмов запоминания – от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти). материала) до группировки, осмысления связей разных частей материала. Также развивается логическая память (элементы логической памяти).

Формирование первоначальных детских убеждений. Необходимость создания ситуации успеха.

В сфере самосознания появляется внутренняя позиция школьника. Стремление к ней характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность, систему отношений к действительности и самому себе. Самосознание осуществляется в учебной деятельности, в ней ребёнок познаёт самого себя, у него складывается представление о себе, самооценка.

Направленность личности выражается в потребностях: в игровой деятельности, в движениях, во внешних впечатлениях, а так же новые потребности: точно выполнять требования воспитателя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями; потребность в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно воспитателя, потребность быть лучшим, любимым воспитанником; потребность в общении.

Характерна доверчивость и исполнительность, которые являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Повышенная реактивность, подражательность. Развивается волевая регуляция поведения, совершенствуется трудолюбие и самостоятельность.

Развивается мотивационная сфера: 1) широкие социальные мотивы; 2) познавательные мотивы – мотивы самосовершенствования; 3) мотивы достижения – достижения успеха, престижная мотивация, мотивация избегания неудачи; 4) компенсаторная мотивация – компенсация недостаточного интереса к учебной деятельности интересами и успехами в других видах деятельности. Таким образом, мотивы бывают: 1) учебными – познавательные, социального одобрения, широкие социальные мотивы, узкие социальные мотивы; и 2) личностными – мотивы достижения успехов и избегания неудач. Изменяется характер эмоций у детей: усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций.

Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который отнюдь не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов: неожиданная радость; общая радость; радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности вожатого.

Общая радость состоит в том, что бы ребенок достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной вожатым или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.

Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Деятельность детям может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Подростковое детство (11-15 лет)

Общая характеристика. Психолого-педагогические доминанты развития. Акселерация. Способы консуммации. Создание ситуаций успеха. Суицидальное поведение подростков, его причины. Использование принципов партнерства и сотрудничества.

Общая характеристика.

Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны.

Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие — позже, пубертатный кризис (кризис полового созревания) может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Акселерация.

Акселерация — ускорение роста и физического развития детей и подростков. Современные дети и подростки в каждом возрасте обладают в среднем более высоким ростом и большей массой (весом) тела, чем их сверстники прежних лет. Акселерация проявляется не только в более быстрых темпах увеличения размеров тела, но и в более раннем половом созревании.

Старшее детство (15-18 лет)

Общая характеристика.

Подросток стремительно вышел за рамки школьных интересов и, почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщиться к жизни старших. Но, приобретя гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все еще зависящим от родителей.

Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст — затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями “вырастает”. Новый возрастной этап — старшее детство — считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью.

В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.

Профориентация.

Профориентация –система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Для выявления склонности человека к определённому роду деятельности, профессии нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования.

Профессиональная ориентация включает в себя:

Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Летний профильный лагерь может быть организован с целью поддержки и сопровождения профильного и предпрофильного обучения и являться частью программы по профориентаци. Участие юношей в профильном лагере – хороший способ получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания, а также получить представления о различных профессиях.

В качестве одной из значимых целей в стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

В связи с этим на первый план выходят такие образовательные ориентиры, как самостоятельность, самоорганизация, коммуникабельность, толерантность.

В определенной степени это решается через летние профильные лагеря, где ребята не только приобретают знания, но и получают навыки социально-коммуникативного взаимодействия.

Особенности работы с детьми различных возрастных категорий

(младший, средний, старший возраст) в условиях ДОЛ.



Источник: https://infopedia.su/10xc129.html

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Особенности работы детьми разного возраста

Рассоха В. С. Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами [Текст] // Исследования молодых ученых: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань: Молодой ученый, 2019. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15185/ (дата обращения: 01.04.2020).



Ключевые слова: тревожность, детский возраст, подросток, юноша, психологический тренинг, тревога.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику.

Ситуативная тревожность может как возрастать, так и снижаться в зависимости от актуальных ситуаций, в которых находится человек.

Личностная тревожность выступает как относительно устойчивое свойство личности, которое определяет уровень тревожности субъекта в большинстве ситуаций.

Тревожность в настоящее время становится достаточно распространённым состоянием человека в любом возрасте. Это связано со многими факторами, в том числе с высоким темпом жизни, человеку приходится постоянно находиться в состоянии многозадачности.

Все эти проблемы не проходят стороной и детей, подростков и юношей. При поступлении в школу от ребенка требуют уже большого количества знаний, сформированности основных навыков — письма, чтения, счета.

Однако не все дети готовы к такой нагрузке, в связи с этим уровень тревожности может неуклонно расти.

В подростковом возрасте к достаточно большой школьной нагрузке прибавляются факторы, которые могут значительно повышать уровень тревожности: гормональные изменения, возможные конфликты с родителя и сверстниками, неудовлетворенность своим внешним видом и многое другое.

В юношеском возрасте есть своя специфика, так как это возраст, когда меняется социальная ситуация развития, возможен переезд от родителей и начало самостоятельной жизни, начинается профессиональная деятельность либо обучение в вузе, колледже и пр. В условиях достаточно большой неопределённости, связанной с будущей профессиональной деятельностью, различными финансовыми трудностями, и тем, как сложится дальнейшая жизнь, уровень тревожности может достигать высоких значений.

В связи с вышеперечисленными особенностями психологического состояния детей разного возраста, подростков и юношей в современном обществе особенно остро встаёт вопрос о возможности психологической помощи, коррекции уровня тревожности. Изучением данного вопроса в разное время занимались Дж. Локк, М. Монтессори, В. Н. Астапов, Ф. Б. Березин, Л. И. Божович, В. Т. Дубровина, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, B. C. Мухина, К. Роджерс и др.

Специфика психологической работы с людьми разного возраста своя, так как каждый возрастной этап характеризуется отличной от предыдущих социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, психологическими новообразованиями. Высокая тревожность может осложнять развитие человека, накладывая свой отпечаток и не позволяя решить задачи возраста.

Работа с детьми с высокой тревожностью сопряжена с трудностями, так как установление контакта с ребёнком может быть затруднено из-за его психологических особенностей и актуального состояния.

Посещение психолога для индивидуальных занятий либо групповой работы для ребёнка непривычная ситуация и поэтому уровень ситуативной тревожности может помещать ребенку влиться в работу.

Задача психолога состоит в том, чтобы снизить ситуативную тревожность на начальных этапах работы, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и ему было комфортно.

Коррекция высокого уровня тревожности может занимать достаточно продолжительное время в связи с тем, что это свойство личности и для его изменения нужна глубинная психологическая работа. В целом такая работа ведется в трех основных направлениях (вне зависимости от возраста человека): повышение уровня самооценки, формирование и развитие навыков управления своим состоянием в особо волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки складывается из развития и формирования отдельных её компонентов. Когнитивный компонент, который складывается из представлений человека о себе, из того, что он узнал о себе, в том числе и от других людей.

Для формирования этого компонента обычно наиболее эффективными являются упражнения, направленные на получение комплементов, конструктивной критики, описание внешних и внутренних качеств и пр.

Эмоциональный компонент самооценки отражает отношение человека к своим чертам личности, поведению, внешнему виду и внутреннему миру.

Для развития этого компонента больше подходят различные упражнения с составлением своего словесного портрета, рисунок себя, описание своих положительных и отрицательных качеств и др.

В зависимости от возраста эти упражнения имеют свою специфику: для детей более подходящей будет групповая работа в различных вариантах игровой деятельности, арт-терапии; для подростков — групповая работа в рамках различных коммуникативных тренингов либо индивидуальная работа; для юношеского возраста предпочтительной будет групповая работа с элементами рациональной терапии. Стоит отметить, что арт-терапия подходит для любого возраста, она позволяет бережно обходить сопротивление.

Еще одним немаловажным направлением работы является снятие мышечного напряжения, т. к.

эмоциональное состояние в достаточно большой мере оказывает влияние и на физическое состояние и самочувствие, и наоборот — физическое, телесное расслабление способствует нормализации психологического состояния, в том числе снижению тревожности.

Важным элементом здесь является телесно ориентированная терапия в различных вариациях. Для детей это могут быть игры на телесный контакт, взаимодействие с различными предметами и поверхностями и пр.

Для подросткового и юношеского возрастов будут полезны упражнения на расслабление, принятие своего тела и физических особенностей, который будет способствовать в том числе и поднятию самооценки. Для любого возраста будут полезны упражнения на релаксацию, техники глубокого, ритмичного дыхания в совокупности с музыкотерапией и ароматерапией (при отсутствии противопоказаний).

Формирование и развитие навыков управления своим состоянием в особо волнующих ситуациях связано в первую очередь с их идентификацией и дифференциацией. Это можно сделать по средствам составления различных шкал и списков градации тревожных ситуаций.

Для детей это можно сделать в форме сказкотерапии, когда ребёнку предоставляется возможность в безопасной форме рассказать о тех проблемных ситуациях, которые его тревожат.

Для подросткового и юношеского возрастов будут актуальны упражнения с элементами систематической десенсибилизации, которые позволяют постепенно уменьшить чувствительность человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и страхи.

Таким образом, в каждом возрасте существует своя специфика не только проявлений тревожности, но и ее психологической коррекции. Психологическая помощь, направленная на снижение тревожности, должна учитывать возрастные особенности человека: ведущую деятельность, социальную ситуацию развития и задачи возраста.

Литература:

  1. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4–7 лет // Вестник ВятГУ. — 2009. — № 2. — С. 152–155.
  2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 240 с.
  3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  4. Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, Сер.14 Психология. — 2001 — № 1 — С. 18.

Основные термины(генерируются автоматически): юношеский возраст, групповая работа, уровень тревожности, социальная ситуация развития, ситуативная тревожность, ребенок, возраст, мышечное напряжение, высокая тревожность, внешний вид.

Однако повышенный уровеньтревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Ситуативнаятревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, нервозностью.

Высокуюситуативнуютревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как

Ч.Спилбергер выделяет два видатревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является…

Определенный уровеньтревожности — естественная и обязательная характеристика

Работа по психопрофилактике и преодолению тревожности у подростков в условиях

Одним из видов коррекционной работы по снижению тревожности у подростков является тренинг.

Различные видытревожности в связи с учебной деятельностью на разных возрастных этапах способствуют или препятствуют обучению. С точки зрения возрастного подхода проанализируем некоторые психологические исследования взаимосвязи тревожности и учебной деятельности

Личность с высокимуровнемтревожности (как ситуативной, так и личностной) воспринимает мир как заключающий в себе угрозу и опасность в значительно большей степени, чем это себе представляют люди с адекватным уровнем тревоги. Высокийуровеньтревожности создает…

Предварительная работа: выявление тревожности у детей старшего (или среднего)

Именно в дошкольном возрасте отмечается рост количества детей с высокимуровнемтревожности, что

Высокаятревожность родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными…

Высокуюситуативнуютревожность у детей могут провоцировать такие ситуации. Существует прямая зависимость между количеством страхов

В младшем школьном возрастевысокийуровеньтревожности вызван: плохой подготовкой к урокам; боязнью выразить свои…

В младшем школьном возрастевысокийуровеньтревожности вызван: плохой подготовкой к

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной

Ситуативная, или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно…

Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в

Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как

Тренинг личностного роста – форма групповойработы в целях стимулирования процессов…

Источник: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15185/

Особенности работы детьми разного возраста

Особенности работы детьми разного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:31, доклад

Краткое описание

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности.

Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности общения с детьми разного возраста

(семинар для педагогов дополнительного образования)

Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами, мотивами и действиями посредством знаковых (языковых) средств в целях взаимопонимания и согласования совместной деятельности. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Чтобы правильно строить общение с детьми, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей.

Младший школьный возраст (7-10 лет)

От 7 до 10 лет у ребенка начинается новая деятельность — учебная. Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся, накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и поведение. Ребенок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память.

Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.

Ребенок осваивает новые правила поведения, которые являются общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик выражает свое отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники, особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны в выполнении этих правил.

Ребенок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия со взрослым человеком.

Учитель является не временным “заместителем родителей”, а представителем общества, имеющим определенный статус, и ребенку приходится осваивать систему деловых отношений.

В то же время младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью, любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.

Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен интерес этих детей к предметам эстетического цикла (рисование, лепка, пение, музыка). По своей направленности дети этого возраста индивидуалисты.

Лишь постепенно под влиянием воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность.

Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной работы учащихся в малых группах(звенья, бригады, кружки), при которой работа каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою личную работу, но и за работу всей группы.

https://www.youtube.com/watch?v=rdthn475eTg

Особенности общения со сверстниками и взрослыми

Младший школьник – человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит активное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.

Когда ребенок начинает учиться, его общение становится более целенаправленным, поскольку появляется постоянное и активное воздействие учителя, с одной стороны, и одноклассников — с другой. Отношение ребенка к товарищам очень часто определяется отношением к ним взрослых, в первую очередь — учителя.

Оценка учителя принимается учениками как главная характеристика личностных качеств одноклассника.

Особенно значима личность учителя для налаживания межличностных отношений первоклассников, так как дети еще плохо знают друг друга, не умеют определить возможности, достоинства и недостатки как свои собственные, так и своих товарищей.

Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе, мальчики и девочки представляют, как правило, две независимые подструктуры.

К концу начального обучения непосредственные эмоциональные связи и взаимоотношения начинают подкрепляться нравственной оценкой каждого из ребят, глубже осознаются те или иные качества личности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

Но в конце этого возрастного периода адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе (или группе)благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания.

О возрастающей роли сверстников свидетельствует и тот факт, что в 9-10 лет (в отличии от более младших детей) школьники значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии других детей.

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации «воспитательных» мероприятий.

Нередко практикуемое взрослыми осуждение ребенка за какой-либо проступок перед другими детьми является для него мощным травмирующим фактором, последствия которого требуют срочного психотерапевтического вмешательства.

Общение младшего школьника с окружающими людьми вне школы также имеет свои особенности, обусловленные его новой социальной ролью. Он стремится четко обозначать свои права и обязанности и ожидает доверия старших к своим новым умениям. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех.

Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Большую возможность для реализации этой потребности возраста могут дать внешкольная и внеклассная работа. Потребность ребенка во внимании, уважении, сопереживании является основной в этом возрасте.

Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость. И успеваемость здесь – уже не определяющий критерий, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить в себе и других качества, которые непосредственно не связаны с учебой.

Задача взрослых – помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого и для других детей.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Основными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

  • качественно новый уровень произвольной регуляции поведения и деятельности
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий
  • развитие нового познавательного отношения к действительности
  • ориентация на группу сверстников

Средний школьный возраст (подросток 11-14 лет)

Тема подросткового возраста в возрастной психологии занимает особое место.

Важность ее определяется, во-первых, большим практическим значением (из десяти классов средней школы по крайней мере в пяти учатся подростки); во-вторых, именно в этом возрасте наиболее отчетливо проявляется проблема соотношения биологического и социального в человеке; в-третьих, подросток очевидно иллюстрирует многогранность и сложность самого понятия «возраст».

Когда ребенок становится подростком, подросток — юношей, юноша — взрослым? Применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина, и это не случайно. Грани перехода от детства к зрелости достаточно условны.

Возрастные категории всегда обозначают не только и не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус человека. В наше время подростковым периодом считается возраст от11 до 15 лет.

Переходный возраст включает в себя два ряда процессов:

• натуральный — процессы биологического созревания организма, включая половое созревание;

• социальный — процессы общения, воспитания, социализации в широком смысле слова. Процессы эти всегда взаимосвязаны, но не синхронны:

• различны темпы физического и психического развития у разных детей (один мальчик в 14-15 лет выглядит взрослым, другой — ребенком);

• существуют внутренние диспропорции в созревании отдельных биологических систем и психики;

• социальное возмужание по времени не тождественно физическому (физическое созревание происходит значительно быстрее, чем социальное — завершение образования, приобретение профессии, экономическая самостоятельность, гражданское самоопределение и т. д.).

Подростковый возраст является переходным, прежде всего, в биологическом смысле. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Подростки — все еще школьники и находятся на иждивении родителей и государства. Их основная деятельность — учеба.

К биологическим факторам относят половое созревание, а также бурное развитие и перестройка всех органов, тканей и систем организма. Не следует объяснять особенности поведения детей в этом возрасте лишь исходя из изменений, происходящих в организме подростка. Половое созревание как главнейший биологический фактор влияет на поведение не прямо, а опосредованно.

Неизбежным, естественным и нормальным является появление у подростков полового влечения и соответствующих мыслей, чувств, переживаний, специального интереса к противоположному полу.

Это одно из важных психических новообразований, и взрослые должны относиться к этому бережно, без особой тревоги, но внимательно, чтобы не допустить у подростка появления извращенных интересов и переживаний. Следует использовать метод переключения внимания подростков на другие интересы: спорт, общественно-полезная, кружковая работа.

В качестве этапа переходного периода отрочество — время ломки старых, отживших форм, разрушение специфически детских образований, которые могут тормозить полноценное развитие в дальнейшем. Проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции являются продуктивными для формирования самостоятельной личности.

Это благоприятный период для развития познавательной активности, любознательности

( возраст 10-12 лет). 11-14 лет – важное время для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции, образа»Я». 13-15 лет-время первого знакомства с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, возрастной физиологии.

Наиболее значим этот период для развития полноценного общения.

Потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Сейчас эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях и мыслях.

В12-13 лет наиболее значимо групповое общение, общение в компании ровесников, «пик» которого приходится на 13-14 лет. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. Группа создает особое чувство — чувство «мы».

Деление на «мы» и «они»(взрослые или ровесники, но члены другой группы) имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности, а в наиболее крайних формах — случаи, когда подросток становится объектом издевательства, насмешек, физической агрессии со стороны группы сверстников.

Причины отверженности очень индивидуальны и многогранны. Их своевременная диагностика, определение конкретных способов помощи –важная задача деятельности взрослых(прежде всего психолога, работающих с подростком педагогов).

В этом возрасте встречается такое явление как подростковая ложь. Причинами ее возникновения могут быть: утверждение себя в глазах сверстников(приукрашивание своей жизни); столкновение норм, принятых в группе сверстников, и требований взрослых.

Особую роль в общении со сверстниками, прежде всего противоположного пола, играет «телефонное» общение.(13-14 лет). Общение по телефону часто смягчает многие проблемы, обеспечивают подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.

В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Однако подросток испытывает потребность в поддержке. Особо благоприятной является ситуация, когда взрослый выступает в качестве друга.

В этом случае взрослый может значительно облегчить подростку поиск его места в системе новых, складывающихся взаимодействий, лучше познать себя. Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых.

В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни. Отрочество является сензитивным периодом для развития средств общения.

Средства общения – это вербальные и невербальные коммуникативные навыки и умения, обеспечивающие контакт с партнером или группой людей, определяющие процесс и уровень понимания другого человека, самораскрытия и получения удовлетворения от общения.

Существенным условием успешности работы по развитию средств общения является то, что она не ограничивается только обучением конкретным умениям и навыкам. Она позволяет дать подростку знания, направленные на понимание другого человека, развить эмпатию, т.е. эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, способность представить себя на его месте, понимать его чувства, переживания, мысли.

Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами

Рубрика: 23. Психология

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Источник: https://oappendicite.ru/obuchenie/osobennosti-raboty-detmi-raznogo-vozrasta

Лечение Детей
Добавить комментарий