Педсовет познавательное развитие детей дошкольного возраста

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста» Педсовет МДОУ д/с 47 «Ёлочка» Дата: 30.03.2011 г. – презентация

Педсовет познавательное развитие детей дошкольного возраста

1 «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» Педсовет МДОУ д/с 47 «Ёлочка» Дата: г.

2 Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства. Форма проведения: деловая игра (соревнование двух команд).

3 Вступление Мы с вами учителя. Наша задача – научить ребенка понимать окружающий мир и правильно к нему относиться. «Учитель полезен по-своему. Он более доступен людям он принадлежит им…

Учитель живет среди людей, знает их жизнь, знает, как нужно выразить мысль, чтобы они смогли понять». Учитель распространяет знания. У учителя перед учениками большая ответственность. Его долг правильно распространять знания.

Учитель состоится тогда, когда сам правильно применяет знания на практике. Учитель ни на минуту не перестает быть учителем. Мелочей в воспитании не бывает.

4 2 часть педагогического совета Ответы по билетам

5 Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание» и « образование » ?

6 Знак равенства, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием. Это два взаимозависимых процесса.

7 Дать определение слову «познание».

8 Познание – Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира.

9 Что является объектом познания детей ясельного возраста?

10 Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

11 Назовите формы работы с детьми ясельного возраста по познавательному развитию.

12 Наблюдения, исследования и экспериментирования, предметно – манипулятивная игра, встречи с природой, рассказы взрослых.

13 Перечислите виды экспериментов с детьми 23 лет.

14 Аквариум «исследовательская лаборатория»: плавает не плавает, мокрый сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

15 Перечислите объекты наблюдения для детей 34 лет.

16 Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

17 Перечислите познавательные аспекты на занятиях физической культурой.

18 Знакомство с движениями и их влиянием на организм, знание того, где эти движения пригодятся в жизни; познание своего тела и его функций, правила ухода за своим телом; знакомство с техникой выживания в критических условиях.

19 Девиз познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

20 «Хочу все знать!»

21 Почему дети 45 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения?

22 Дети понимают, что все взаимосвязано, а причинно- следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях.

23 характерная особенность в познании детей 67 лет.

24 Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания

25 Отличительная особенность в познании детей 34 лет.

26 Вижу действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

27 Новая форма познания у детей 45 лет.

28 Способны понимать слово воспитателя без наглядности.

29 Назовите формы работы по развитию познавательной деятельности у детей 56 лет.

30 Беседы педагога с детьми, познавательные рассказы педагога, чтение познавательной литературы, разбор проблемных ситуаций и их решение, разгадывание загадок, просмотр кинофильмов и телепередач познавательного характера.

31 Формы работы по развитию познавательной деятельности с детьми 6-7 лет

32 Информационные занятия, познавательные практикумы, игровые мероприятия, самостоятельная поисковая деятельность вне занятий

33 Что дает для развития детей освоение причинно-следственных связей?

34 Обогащение и становление познавательной сферы, умственное развитие

35 Какой вид деятельности становится ведущим в 3 года?

36 Ролевая игра становится ведущим видом деятельности детей 3 лет

37 В каком возрасте ребенок наиболее интенсивно усваивает родной словарь?

38 В 34 года ребенок наиболее интенсивно усваивает родной словарь.

39 В каком возрасте можно оценить особенности интеллекта?

40 С 5-6 лет

41 В каком возрасте в словаре ребенка появляются абстрактные понятия?

42 56 лет

43 В каком возрасте ребенок может применить свои понятия в играх, выдумывая сюжет сам?

44 6 лет

45 Назовите 3 главных момента подготовки ребенка к школе.

46 1. Общее развитие; 2. воспитание умения произвольно управлять собой;3. формирование познавательной мотивации.

47 В каком возрасте у детей появляется юмор и какие формы работы способствуют его развитию?

48 В 45 лет. Картинки- путаницы, рассказывание небылиц

49 Назовите основные пути работы воспитателя по познавательной мотивации.

50 Стимулирование познавательной активности, любознательности, стимулирование и оценка.

51 3 часть педагогического совета Домашнее задание: занятие с командой – соперников.

52 «Улицы нашего города»

53 «Моя семья»

54 4 часть педагогического совета домашнее задание: Модель познавательного развития детей дошкольного возраста

55 5 часть педагогического совета Презентация дидактических игр по познавательному развитию

56 подведение итогов Решение педагогического совета

57 СПАСИБО ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1050702

Педагогический совет по теме

Педсовет познавательное развитие детей дошкольного возраста

Педагогический совет

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Цель:систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, закрепление теоретических знаний воспитателей о методах работы с детьми в организации познавательно-исследовательской деятельности, совершенствование педагогического мастерства.

Формы проведения:консультация, деловая игра (соревнование двух команд).

План проведения педсовета

1 слайд

Добрый день, уважаемые коллеги. Для того , чтобы приступить к работе нам необходимо разделиться на 2 команды (Из “Волшебного” мешочка педагоги достают фишки двух цветов и делятся на команды, рассаживаясь за столы по цвету фишек)

2 слайд «Познай себя» – написано на воротах Дельфийского храма.

Послушайте одну историю:

«В древние времена мастер Дао Линь жил на высокой сосне, люди того времени звали его “Монах – Птичье Гнездо”. К нему в специальное путешествие отправились министр и командующий.

В конце беседы министр Бо спросил: “В чем полный смысл буддийского учения?”

Мастер сказал: “Не совершать ничего дурного, практиковать все добродетели”.

Бо сказал: “Даже трехлетний ребенок может сказать это!”

Мастер ответил: “Хотя трехлетний ребенок может сказать это, восьмидесятилетний человек не может этого выполнить”.

Тогда Бо поклонился и уехал» (Ошо «Мастер»).

Мы с вами учителя. Ведь воспитатель – это тот же учитель. Наша задача – научить ре­бенка понимать окружающий мир и правильно к нему относиться.

Сегодня мы с вами поговорим о познавательном развитии дошкольников.

4 слайд

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира.

5 слайд

Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 – х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

6 слайд

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю.

Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?).

Дети с раннего возраста начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

7 слайд

Переходим к деловой игре «Особенностипознавательного развития дошкольников»

Согласно годовому плану, реализация основных задач по данной теме, происходила путем выступлений коллег на семинарах, педагогических часах, мастер-классах и сейчас обеим командамс целью закрепления знаний я предлагаю пройти блиц-опрос ,т.е.вам необходимо заполнить ячейки в таблице, расставляя соответствующую цифру с правильным вариантом ответа.

ОТВЕТЫ:

8 слайд

1.Какой математический знак можно поставить между словами «воспитание»и «образование»?

/Знак =, так как, воспитывая ребенка, мы его обучаем, а обучая ребенка, занимаемся и его воспитанием/

2.Дать определение слову «познание».

/Это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира/

3.Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

«исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает, мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов

4.Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

/Наблюдение за объектами и предметами непосредственного окружения, привлекающих их внимание/

9 слайд

5.Новая форма познания у детей 4-5 лет.

/Способны понимать слово воспитателя без наглядности/

6. характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

/Самостоятельность в познании, воспитатель создает условия и руководит процессом познания/

7.Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности?

/игра/

8.Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности?

/воспитание, социальная и природная среда, наследственность/

10 слайд

“Детские исследования : содержание и алгоритм исследования.”

Дорогие коллеги, сегодня мы так же закрепим наши знания о методах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, вспомним содержание и алгоритм детских исследований.

Начнем с самого важного в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Задание:выложите в правильной последовательности этапы проведения экспериментально-исследовательской деятельности.(ОТВЕТЫ)

-Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

– Выдвижение гипотезы;

-Поиск и предложение возможных вариантов решения;

– Сбор материала;

– Обобщение полученных данных.

11 слайд

Очень важно, при создании познавательной активности – это мотивация, и она должна идти не от педагога, а от детей. Слова восточного мудреца гласят: «Ребёнок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Задание: Какие стимулы, методы можно использовать для создания положительной мотивации в экспериментально- исследовательской деятельности? (устные ответы педагогов)

(ответы)Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный мотив (почему так);

• ситуация выбора

В процесс исследования дошкольник, в силу его природы, может войти лишь через эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственного столкновения известного с неизвестным, провоцирующего вопрос.

Такая ситуация должна содержать в себе проблему, требующую проверки опытным путём. Ребёнка необходимо столкнуть с противоречием, лежащим в её основе. При этом противоречие должно быть на языке понятном человеку этого возраста и заключено в игровую оболочку. Сформулируем проблемную ситуацию для детей по исследованию:

1 команда – свойства соли – растворяется.

2 команда-свойство песка – не растворяется.

Нам необходимо выдвинуть гипотезу решения данной проблемы.

Гипотеза – предположение, догадка ещё не доказанная логически и неподтверждённая опытом.

12 слайд

Слово гипотеза происходит от древнегреческого Гипотеза исследования – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Обычно гипотезы начинаются со слов:

допустим

предположим

возможно

что если

В результате исследования гипотеза исчезнет. Стоит её подтвердить, как она становится теорией, а если её опровергнуть, она превращается в ложное предположение.

Задание:Составьте гипотезу по исследованию свойств: 1 команда – свойства соли – растворяется. 2 команда-свойство песка – не растворяется.

После того, как гипотезы выдвинуты, требуется дать им предварительную оценку. Ведь их может быть очень много. А проверить все невозможно.

13 слайд

Возрастные особенности детей подталкивают нас использовать на занятиях иллюстративный материал, схемы, т. к. детям необходим зрительный образ –символы, которые будут обозначать либо действие, либо признак. Способность изобретать символы и значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей в целом и одновременно выступает важным средством их развития.

Экспериментальный опыт показывает: дети не только быстро научаются понимать символы, но обучаются способности создавать символы для обозначения идей очень быстро и делают это обычно легко и свободно.

Задание:Придумайте карточки- подсказки для детей в виде символов разрешающие – запрещающие.(раздать маркеры и бумагу)

1 команда: понюхай-нельзя нюхать; попробуй на вкус- нельзя брать в рот;

2 команда: потрогай- нельзя брать руками; посмотри, послушай.

Где можно применить такие карточки подсказки?

На этапе поиска решений проблемы – необходимо рассказать детям, что существует много способов добычи информации — «методов исследования». Естественно, мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны детям. Взрослый должен подвести детей к тому, чтобы они сами назвали эти методы.

Начнем с обычных проблемных вопросов: «Что мы должны сделать в начале?», «Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый?».

В ходе коллективного обсуждения дети обычно называют основные методы: «прочитать в книге», «понаблюдать» и др.

Использовать зрительный образ в виде символов мы можем и для того, чтобы ребенку было легче исследовать предметы, и самое важное на этапе обобщения, подведения итогов – рассказать об исследуемом предмете как можно больше признаков. Здесь мы используем алгоритм действий.

Задание.Придумайте модель исследования предмета, а какого вы выберите сами, изобразите схематически, прокомментируйте.

Рефлексия: Уважаемые коллеги , если вы считаете, что все ,что вы сегодня услышали и увидели было для вас не нужным и бесполезным -потопайте ногами, а если наоборот- полезным и будет применено вами в работе- похлопайте в ладоши и улыбнитесь !

Дорогие педагоги, развивайте у детей исследовательское поведение, заставляйте их думать, пусть они сами пытаются отвечать на вопросы. Успехов вам!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/piedaghoghichieskii_soviet_po_tiemie_poznavatiel_noie_razvitiie_dietiei_doshkol_

Педагогический совет «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Педсовет познавательное развитие детей дошкольного возраста

Педагогический совет

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Цель: систематизация знаний педагогов по познавательному развитию детей дошкольного возраста, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: деловая игра (соревнование двух команд).

План проведения педсовета;

1. Вступление к педсовету.

«Познай себя» – написано на воротах Дельфийского храма.

«Изучайте себя постоянно: что вы делаете с утра, чтобы помочь другим и помочь себе».

Послушайте одну историю:

«В древние времена мастер Дао Линь жил на высокой сосне, люди того времени звали его “Монах – Птичье Гнездо”. К нему в специальное путешествие отправились министр и командующий.

В конце беседы министр Бо спросил: “В чем полный смысл буддийского учения?”

Мастер сказал: “Не совершать ничего дурного, практиковать все добродетели”.

Бо сказал: “Даже трехлетний ребенок может сказать это!”

Мастер ответил: “Хотя трехлетний ребенок может сказать это, восьмидесятилетний человек не может этого выполнить”.

Тогда Бо поклонился и уехал» (Ошо «Мастер»).

Мы с вами учителя. Ведь воспитатель – это тот же учитель. Наша задача – научить ре­бенка понимать окружающий мир и правильно к нему относиться. «Учитель полезен по-своему. Он более доступен людям — он принадлежит им… Учитель живет среди людей, знает их жизнь, знает, как нужно выразить мысль, чтобы они смогли понять».

Учитель распространяет знания. У учителя перед учениками большая ответственность. Его долг — правильно распространять знания. Учитель состоится тогда, когда сам правильно применяет знания на практике. Учитель ни на минуту не перестает быть учителем. Мелочей в воспитании не бывает.

Сегодня мы с вами поговорим о познавательном развитии дошкольников.

Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 – х компонентов:

1. познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление );

2. информация ( опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями.

Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Каким же должно быть это отношение?

– познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;

– бережным – мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;

– созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.

Планируя познавательное развитие детей, мы должны помнить возрастные особенности детей, а в процессе работы характерные закономерности познавательного развития детей. Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир – отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления.

Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?).

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.

В четыре года в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.

Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Ребенок вступил на путь больших знаний и открытий, но его надо подготовить к восприятию информации на словесном уровне.

Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания – восприятие сведений на уровне слов – позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. , предлагаемое детям, может быть самым разнообразным, педагог вправе самостоятельно отбирать его, учитывая следующие условия:

– предлагаемая детям информация должна основываться на их опыте и имеющихся представлениях об окружающем мире;

– детям предлагать только то содержание, о котором вы сами имеете глубокие и разносторонние знания;

– отдавать предпочтение тому содержанию, которое интересно вам самим, вызывает у вас положительные эмоции;

– рассказывать в первую очередь о тех представителях природы, которые живут в непосредственной близости от нас.

В средней группе детям предлагаются познавательные сказки и рассказы из опыта воспитателя. Закрепляется понятие “последовательность”, показывается необходимость и важность соблюдения последовательности в жизни.

Как и во 2 мл. гр. проводятся экскурсии, но делается это целенаправленно (знакомство с различной трудовой деятельностью). С этой же целью проводятся встречи с интересными людьми.

Детей знакомят не только с предметами, но и со свойствами и качествами разных рукотворных материалов (бумага, ткань, стекло и т. д.). Этому способствует создание коллажей и макетов (“Лес”, “Улица”, “Река”, “Озеро” и т. п.).

Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять.

У детей 5-6 лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

https://www.youtube.com/watch?v=0wV3Q3kaJNc

Средства и способы познания мира в старшей группе:

– через действия, через собственный практический опыт;

– посредством слова, т. е. через рассказы взрослых;

– благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

В старшей группе одна из основных задач педагогов состою- в организации предметно-развивающей среды

для познавательного развития. Некоторые предметы уже ждут детей в начале учебного года, другие появляются постепенно в процессе знакомства с ними.

Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе, накопленную информацию дети классифицируют по блокам:

Живая природа: царство растений и царство животных.

Неживая природа: “Атмосферные явления”, “Климатические зоны”, “Времена года”, “Солнечная система”, “Камни”.

В арсенал педагогического руководства педагогической активностью детей входят:

– беседы с детьми на познавательные темы;

– разбор, обсуждение проблемных ситуаций и рассказов, загадок;

– просмотр, обсуждение картинок, диафильмов, видеофильмов, телепередач;

– своевременные, грамотные ответы взрослых на детские вопросы познавательного характера. Желательно иметь в группе “Полочки умных книг”.

В 6 лет дети имеют большой кругозор об окружающем мире.

Задача взрослых направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.

Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний (историческая, географическая, естественнонаучная и др.).

2. Деловая игра.

I. Ответы по билетам.

Командам на выбор предлагаются синие или зеленые билеты. Выбирают по одному билету, на подготовку ответа дается 1 минута.

  1. Каждой команде разработать план-конспект познавательного занятия на тему:
    «Улицы нашего города», «Моя семья». Потом провести это занятие с командой соперников.

  2. Разработать модель познавательного развития детей дошкольного возраста.
    Команды выбирают возраст детей.

  3. При разработки моделей можно пользоваться
    программой.

Структура модели:

цель деятельности;

задачи;

принципы работы;

направления работы;

форма работы с участниками образовательного процесса;

предполагаемый результат.

4. Презентация дидактических игр по познавательному развитию.

5. Подведение итогов игры-соревнования.

Литература: Н.В.Елжова Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном образовательном учреждении. Ошо «Мастер».

Источник: https://infourok.ru/pedagogicheskiy-sovet-poznavatelnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta-1160418.html

Педсовет на тему: «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Педсовет познавательное развитие детей дошкольного возраста

Педсовет на тему:

«Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Форма проведения: устный журнал 28 февраля 2018 г.

Цель: систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, организации детского экспериментирования, совершенствование педагогического мастерства.

Форма проведения: устный журнал

1.Страница 1. Вступление.

Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Самоныкина И. И.

2. Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации детского экспериментирования»

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.

3. Страница 3.Педагогический ринг.

Удивительные превращения. Перевертыши. Вопросы и ответы. Продолжи фразу.

Зам. заведующего по воспитательной и методической работе Никитенко С. И.

Страница 1 :Вступление.

-Здравствуйте, уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем педагогическом совете «Организация познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Наш педсовет будет проходить в форме «устного журнала».

Антуан де Сент-Экзюпери сказал:

Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания.

«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, или родитель.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации проектно-исследовательской деятельности.

– Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности, а слова Генри Фонда помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и провести разминку: «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живётся».

Психологический этюд « Доброе сердце»

( игра проводится с присутствующими педагогами)

Цель: формирование эмоционального благополучия и сплоченности в коллективе.

“Уважаемые коллеги, давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьется, излучая свою доброту всему окружающему. А теперь, давайте, возьмемся за руки и частичку своей доброты подарим друг другу. Видите, какое хорошее настроение теперь у всех вас! На лицах появились улыбки. С таким настроением теперь мы можем начать нашу работу.

«Развитие познавательного интереса и исследовательской активности детей дошкольного возраста»

Познавая мир, ребёнок делает множество открытий. Экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в нее постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.

В процессе экспериментирования идет развитие всех психических процессов. У ребенка постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и поляризации.

Он воспроизводит в речи все увиденное, формулирует обнаруженные закономерности, делает выводы. Поэтому важно включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность.

Это способствует поддержанию познавательного интереса детей.

Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Мне бы хотелось, чтобы вы следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недостаточное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал».

Суть экспериментальной деятельности заключается в том, что воспитатель должен создать проблемную ситуацию и предоставить детям возможность изыскать средства ее решения, используя заранее усвоенные знания и умения

Например:

Проблемная ситуация «Как понюхать воздух?»

Решение проблемы

На столе в вазочку поставили букет цветов. Прошло несколько минут, и вся комната наполнилась душистым запахом. Это невидимка – воздух разнёс по комнате крошечные капельки пахучего вещества, которое выделяется из цветов.

Сам воздух ничем не пахнет, но он, словно губка, впитывает в себя разные запахи, и тогда, понюхав его, можно узнать, где побывал наш невидимка.

Проблемная ситуация.

К детям пришла кукла Катя и попросила завязать ей бантик из бумажной ленты.

Как вы думаете, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Решение проблемы

Воспитатель начинает завязывать бант из бумажной ленты, сильно тянет за концы так, чтобы лента порвалась.

– Что произошло с лентой? (Она порвалась)

– Почему порвалась бумажная лента? (Сильно потянули, другие предложения детей)

– Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная, она рвётся.

Воспитатель и дети предлагают кукле Кате завязать бант из капроновой ленты.

Страница 2: Методическая

Итоги тематического контроля «Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

В соответствии с годовым планом работы МБДОУ «Детский сад № 5» г. Алейска в период с 19 февраля по 27 февраля 2018 года был проведён тематический контроль по теме: «Работа ДОУ по организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Цель контроля: определить эффективность образовательной работы ДОУ по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками

Страница 3 .Педагогический ринг.

Мы с вами провели большую работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через соревнование.

Все участники делятся на две команды.

Жюри: заведующий МБДОУ – Соловьева М.В.

Учитель-логопед – Зинина Т.А.

Предлагаю вам немного поиграть

конкурс«Удивительные превращения»

Каждой группе предлагается серия вопросов по содержанию сказок.

Предлагаются вопросы, время на обдумывание не дается.

Вам нужно вспомнить в кого превратились и были заколдованы герои сказок ?

  • Князь Гвидон? (комара, муху, шмеля)

  • Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена. (в лебедей)

  • Во что превратилась Снегурочка, после того, как прыгнула через костер.

(в облако).

  • Великан – людоед из сказки Ш. Перро? (в льва, в мышь)

  • Чудовище из сказки С. Аксакова? (в принца)

  • Братец Иванушка из сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

(козленка).

конкурс «Перевёртыши»

(строки из пословиц и поговорок наоборот)

Задание: – нужно правильно отгадать пословицу или поговорку.

Пример: «Счастье перемещается кучами». 

(Беда не ходит одна.)

«Уйти от новой стиральной машины».  (Остаться у разбитого корыта.)

«Лысина – мужское безобразие».  (Коса – девичья краса.)

«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)

«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)

«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)

«Безделью часы – слезам год». (Делу время – потехе час.)

Конкурс «Вопрос-ответ»

1 команда

2 команда

Что является объектом познания детей раннего возраста?

Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы

Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет

Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации

Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.

Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов.

Объекты наблюдения для детей 3-4 лет.

Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание

Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию.

Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.

Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.

Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый

Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство)

Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования?

Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

характерная особенность в познании детей 6-7 лет.

Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания

Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет.

Вижу- действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями

Новая форма познания у детей 4-5 лет.

Способны понимать слово воспитателя без наглядности

Правила техники безопасности при исследовательской деятельности.

экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;— все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

— не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

Как вы понимаете выражение «готовность» к исследовательской деятельности? (самостоятельность; полнота и логичность ответа; правильность выводов и формулировок)

Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи – от позиции самого ребенка, его активности.

Источник: https://multiurok.ru/files/pedsovet-na-temu-organizatsiia-poznavatelno-issled.html

Лечение Детей
Добавить комментарий