Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

Альманах педагога |

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

Кожохина Светлана Вячеславовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ “Детский сад № 35”
Населённый пункт: город Печора Коми
Наименование материала: презентация для родителей детей дошкольного возраста
Тема: “Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
05.01.2018
Раздел: дошкольное образование

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов находится

ориентация образовательного процесса на познавательные

возможности дошкольника и их реализацию. Взаимодействие с

ребёнком организовывается так, чтобы оно было направленно на

формирование познавательного интереса, познавательной

самостоятельности и инициативы

Познавательно-речевое развитие…Особенно это актуально в

настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много

времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые

отмахиваются от

детских

вопросов, редко выслушивают, не

перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную

речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне

необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок

не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда

проблема словаря, проблема произношения, проблема

выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис

общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного

человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря,

утрата самого понятия – культура речи.

Цель познавательно-речевое развитие дошкольников

:

Развивать у детей дошкольного возраста познавательно-

речевые способности (восприятие, мышление, память, внимание,

воображение), которые представляют собой разные формы

ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и

регулируют его деятельность.

Задачи :

Обогащать познавательную сферу детей информацией через

занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

Обогащать эмоционально-чувственную сферу детей в процессе

непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию

интересов, проявления самостоятельности и познавательно-

речевой деятельности.

Формировать бережное отношение к окружающему миру,

закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

Поддерживать условия для развития познавательно-речевых

процессов дошкольников во всех видах деятельности

.

Познавательно – речевое развитие разделили на две самостоятельные

области. Познавательное развитие предполагает развитие интересов

детей, любознательности и познавательной мотивации;

формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование

первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего

мира о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных

ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,

многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как

средством общения и культуры.

Речевое развитие включает владение речью как

средством общения и культуры; обогащение

активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и

интонационной культуры речи, фонематического

слуха; знакомство с книжной культурой, детской

литературой, понимание на слух текстов различных

жанров детской литературы; формирование звуковой

аналитико-синтетической активности как предпосылки

обучения грамоте.

Дети поступают в детский сад с низким речевым развитием,

многие дети в младшей группе умеют произносить только

отдельные фразы, у них практически отсутствует

чувствительность к смысловой стороне языка.

Необходимо обогатить словарный запас дошкольников,

добиться позитивной динамики в звукопроизношении у детей.

Сформировать умение задавать вопросы, высказывать свои

суждения, делать несложные умозаключения, обсуждать

возникающие проблемы, развивать у детей способность к

активному слушанию детских произведений и их пониманию.

Отличительные особенности занятий познавательного

цикла у педагогов детского сада в рамках ФГОС ДО:

интеграция содержания; использование

информационных технологий; использование

проблемных ситуаций, проблемных вопросов;

исследовательский метод.

Роль предметно-развивающей среды в

познавательно-речевом развитии ребенка «В

пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в

свое время» Е. И. Тихеева Насыщая групповое

пространство, педагоги заботятся в первую

очередь о том, чтобы дети в группе могли

удовлетворить свои важные жизненные

потребности в движении, познании, общении со

взрослыми и сверстниками. Группы должны

быть оснащены современным игровым и

дидактическим оборудованием, которое

включает наглядный, раздаточный материал,

обеспечивающий более высокий уровень

познавательно-речевого развития детей.

Принципы построения развивающей среды в группе

.

1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на

организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего

установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».

2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем

участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «кухня»,

«гараж», «спортивный».

3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и

созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися

возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность +

настольные игры».

4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения

непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно

разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин»,

«больница», «строительный», «гараж», изодеятельность».

Построение развивающей среды с учетом изложенных

принципов дает ребенку чувство психологической

защищенности, помогает развитию личности, способностей,

овладению способами деятельности.

Дидактические игры для

познавательно-речевого

развития детей младшего

дошкольного возраста.

Источник: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=20618

Познавательно-речевое развитие ребенка – Педагогика раннего детства

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития ребёнка–это гарантия успешного обучения в школе.

В домашнихусловиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, частосвободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков истудий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная иэнциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается.

И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится наплечи воспитателей.

Бедный словарныйзапас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок неможет выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достиженияребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются вего активной речи.

Современныйребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальнымивозможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойстванужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающийпедагогический процесс.

Развитие речи – процесссложный, творческий

Шаблон в развитииречи, механическое запоминание речевых штампов могут принести ребенку тольковред. Однако и стихийность тоже не допустима. Развитие речи – этоцеленаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающаяиспользование арсенала специальных методических методов и собственных речевыхупражнений ребенка.

Развивать речьребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речьсопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее болеецеленаправленной и осознанной.

Основные задачипознавательно-речевой деятельности:

1. Обогащатьпознавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащатьэмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения спредметами, явлениями, людьми.

3. Помочьупорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления егоцелостности.

4. Формироватьбережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умениеих проявлять.

5. Создатьусловия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлениясамостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условиядля развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видахдеятельности.

Организацияпознавательно-речевого развития

Чтобы правильноорганизовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующиенаправления:

1. Речь самогопедагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность.

Дошкольник,проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учитсяу него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашуречь как образец.

Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, несъедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомыеслова, вводимые в детский словарь.

2. Формированиепредставлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новымидля себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений безсоответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным.

Часто ребенокдумает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки,потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, онсамостоятельно сделал такой вывод.

Поэтому главная задача педагога состоит впоследовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение,систематизация.

Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастомпредставления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах,их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнокприобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях ихвзаимосвязях и закономерностях.

3. Развитиелюбознательности. Любознательность — качество присущее всем детям. Оновыражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всёрассмотреть, потрогать, привезти в действие.

О наличие у ребёнка этого качествосвидетельствуют бесчисленные вопросы.

Задача воспитателя поддерживатьлюбознательность ребёнка организуя занятия, наблюдения, стараясь вовремя идоступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детскиемысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорноевоспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мираначинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богачевозможности познания окружающего мира.

5. Игра. Одним изсамых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников являетсяигра.

И если во время организованной образовательной деятельности ребёнокполучает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания обокружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найтиединомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют напознавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевая играпретерпевает ряд изменений: режиссерская, театрализованная игра. В режиссерской игредети по ходу развертывания сюжета, передающего какое — либо событие, управляютдействиями игрушек, выполняющих соответствующие функции людей или предметов.

Это особый тип индивидуальной игры, когда ребенок еще не освоил навыки игры сосверстниками либо по какой — то причине ограничен в контактах с ними.

В этойигре ребенок сам создает сюжет, пусть и очень простой; сам придумывает, чем чтобудет и представляет в пространстве, кто где будет находиться, как будут друг сдругом взаимодействовать персонажи и что с ними в конце концов произойдет.

Вней ребенок сам исполняет все роли, действует и говорит от их лица,сопровождает игру « дикторским » текстом, поясняя, что происходит.

В этой игре,как и в сюжетно-ролевой, ребенок начинает переносить функции с одного предметана другой, использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп,эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образаперсонажа. В режиссерской игре ребенок учится планировать замысел игры,развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуациюс разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

Работая поданному направлению, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Обогащатьпознавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальнуюдеятельность, речь.

2. Обогащатьэмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения спредметами, явлениями, людьми.

3. Помочьупорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления егоцелостности.

4. Формироватьбережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умениеих проявлять.

5. Создатьусловия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявлениясамостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживатьусловия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всехвидах деятельности.

Учитывая,актуальность проблемы развития познавательно-творческой активности каждогоребенка, в образовательной деятельности использую проектно-исследовательскуютехнологию, на основе которой была создана система работы “Удивительное рядом”,построенная на использовании групповых и индивидуальных детскихисследовательских проектов: исследовательско-игровых,творческо-исследовательских, информационно-исследовательских,практико-ориентированных, которые, прежде всего, направлены на решениеисследовательской задачи, экспериментирование и поиск, помогают развиватьсвободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартномыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Принципы работы

принцип интеграции позволяет знакомить детей сразными областями знаний, тесно связанных между собой.

принципдеятельностии интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовыватьразные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.

принцип научности подразумевает, что все сведениядолжны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то жевремя научном уровне.

принципприродосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждоговозраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия дляраскрытия личностного потенциала ребенка;

принцип партнерства связан тесно с реализацией правребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.

В младшемдошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:

развивать навыкивхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводитсяпедагогу;

активизироватьжелание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

формироватьначальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие впрактических опытах.

В старшемдошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:

формироватьпредпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развивать умениеопределять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем исамостоятельно;

развивать желаниепользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессесовместной исследовательской деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=SFvwNmeqvIo

Такой подход витоге позволяет каждому ребенку:

  • научиться объединять сведения из различных областей знаний на основеединого проекта;
  • развить природную любознательность и интерес к самостоятельномуприобретению знаний;
  • повысить уровень коммуникабельности.

Приемы,используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

Наглядные–наблюдения,рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

Практические–упражнения,игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность,исследовательно-поисковая деятельность.

Словесные –рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачипознавательно-речевой деятельности:

1. Обогащатьпознавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения,экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащатьэмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения спредметами, явлениями, людьми.

3. Помочьупорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления егоцелостности.

4. Формироватьбережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умениеих проявлять.

5. Создатьусловия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельностив познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживатьусловия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всехвидах деятельности.

Сюжетно-ролевыеигры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевогодиалога.

Игры-драматизацииспособствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений иактивизируют речь.

Строительно-конструктивныеразвивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формахи пространственных отношениях.

Дидактическиеигры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательнымэлементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми оноперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать,воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты–особаягруппа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, атак же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом ониимеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать исопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группедолжна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зонаохватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детскойактивности. Главный принцип её оформления–доступность.

Всё, что в нейпредставлено, находится в полном распоряжении детей.

Материал этой зоны долженобязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разнойнаправленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции,демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности ипроведения опытов, мини-библиотеку.

 Книжный уголок Игровая комнатаИграем вместе

Список литературы

1.          Калашникова,В.В.Методическая консультация для воспитателей«Познавательно-речевое развитие дошкольников» //Детсадклуб.ру:электрон.журнал.

2.          Тугулева, Г.В. Активизация мыслительной деятельности будущих первоклассников //Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

3.           Формирование познавательно-речевой активности у детей среднего возраста в ходе игровой деятельности (социализации) //Планета детства

4.         Кошкарова,И.Н. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”

Источник: https://www.sites.google.com/a/soe.uspi.ru/pedagogika-rannego-detstva/home/poznavatelno-recevoe-razvitie-rebenka

Познавательно-речевое развитие дошкольников

Познавательно речевое развитие детей дошкольного возраста
13.12.16 09:00 /

Источник: https://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/poznavatelno-rechevoe-razvitie-doshkolnikov/

Лечение Детей
Добавить комментарий