Познавательное развитие детей 6 7 лет

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста | Исследовательские методы обучения детей дошкольного возраста | Дошкольное образование

Познавательное развитие детей 6 7 лет

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

06.04.2013 14419 0

Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста

От года   3 года

Ребенок раннего возра­ста – настоящий исследователь.Стремление к познанию пронизывает все сферы его деятельности.  И самое главное, что ребенок не только хочетрассматривать предметы, но и действовать с ними – разъединять и соединять,конструировать из предметов, экспериментировать.

     Деятельность с предметами способствует развитию восприятия, мышления,памяти и других познавательных процессов. Наиболее ин­тенсивно развиваетсявосприятие. Оно составляет центр сознания ребенка. Восприятие –  фундаментальная психи­ческая функция,обеспечивающая ориентацию ребенка в окружающем.

     Восприятие детейэтого возраста развивается в процессе практических действий; путем проб иошибок ребенок мо­жет собрать пирамидку, вложить предмет в отверстие соот­ветствующейформы и размера.

Практический результат ребенок получает в процессемногократных сравнений величины, формы, цвета, подбора одинаковых илиподходящих друг к другу предметов или их частей.

Первоначальное сравнение приблизительное, достаточно грубое. Ребенокпримеривает, пробует и через ошибки, их ис­правление достигает результата.

Однако после полутора лет происходит быстрое сокращение предварительных примери­вающихдействий, переход к зрительному восприятию и оценке отношений между предметами(статичных и дина­мичных).

Особенно ярко это заметно в возрасте 1 года 9 ме­сяцев- 1 года 10 месяцев.

           В практической деятельности у ребенкаразвивается не только восприятие, но и мышление, которое в этот период имеетнаглядно-действенный характер.

Путем практическо­го экспериментирования ребенокоткрывает новые сред­ства для достижения целей.

Например, достает один пред­метс помощью другого: закатившийся мячик с помощью палки; встает на стул, чтобыдотянуться до понравившегося предмета.

Изобретая новые средства, ребенок открывает и новые свойства вещей.Например, зачерпывая воду с помощью ре­шета для просеивания песка,обнаруживает, что вода выли­вается. Это вызывает у него удивление, чтостимулирует дальнейшие пробующие действия и новые открытия.

           С помощью бытовых предметов(стульев, кресел, поду­шек и др.) открывает новые формы передвижения: скольже­ние,скатывание, перекатывание.

Постепенно кконцу третьего года жизни ребенок начина­ет обходиться без внешних проб,экспериментируя и фанта­зируя в уме.

Расширение познавательной деятельности ребенка и обобщение его опытапроявляются в детских вопросах (на­пример, «Это птица?», «Это грузовик?», «Азачем?», «Кто это?», «Что это?»).

На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослымидети строят собственные представле­ния об окружающем.

.

К концу третьего года жизни ознакомление с окружаю­щим приобретает ярковыраженный познавательный харак­тер. Дети активно стремятся получитьинформацию об ок­ружающем мире, задавая взрослому множество вопросов (на­пример,«Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят, которые не пустили волка?», «Гдеживет лиса?», «Что ест слон?» и т. п.).

1.2. Младший дошкольный возраст  3 – 5 лет

В   младшем   дошкольном  возрасте   познавательное  развитие продолжается  по  трем основным  направлениям:

– расширяются икачественно изменяются  способыориентировки ребенка в окружающем,

–  возникают новые средства ориентировки,

– содержательнообогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качествен­но новые свойствасенсорных процессов: ощущение и вос­приятие. Ребенок, включаясь в разные видыдеятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится болеетонко различать отдельные признаки и свойства пред­метов.

Совершенствуетсяфонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формыпредметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного дейст­вия иначинает развиваться как самостоятельный, целена­правленный процесс со своимиспецифическими задачами и способами.

От манипуляции с предметом дети переходятк ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия,  при этом «рука учит глаз» (движение руки попредмету оп­ределяет движение глаз). Зрительное восприятие становит­ся вдошкольном возрасте одним из основных процессов не­посредственного познанияпредметов и явлений.

Умение рассматривать предметы формируется в младшемдошколь­ном возрасте.

Рассматриваяновые предметы (растения, камни и т.д.

), ребенок не ограничивается простымзрительным ознакомле­нием, а переходит к осязательному, слуховому и обонятель­номувосприятию –  сгибает, растягивает,царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом.

Активная, разно­образная, развернутая ориентировка ребенка по отношению кновому предмету стимулирует появление более точных об­разов. Действиявосприятия развиваются благодаря усвое­нию системы сенсорных эталонов (цветовспектра, геомет­рических форм и др.).

 В этом возрасте ребенок начинаетиспользовать симво­лические представления предметов и событий. Благодаря этомуон становится более свободным и независимым от по­ля восприятия и непосредственныхконтактов с окружающи­ми предметами.

Маленький ребенок умеет представлять объек­тыс помощью телесных движений (подражание, отсрочен­ное во времени), ребенокпостарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошознает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представле­ния – это символы.

Спомощью символов можно предста­вить как конкретные, так и абстрактные предметы.Яркий пример символических средств – речь.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в дан­ный момент передего глазами, создавать фантастические представления об объектах, которыеникогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспро­изводитьскрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этихскрытых частей.

Символическая функция – качественно новое достиже­ние в умственном развитии ребенка младшегодошкольного возраста –  знаменует собойзарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается вовнешних опорах (игровые, изобразительные и другие символы).

Мышление младшего дошкольника отличается качествен­ным своеобразием.Ребенок – реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудноразличать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще неумеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точкизрения.

Ему свойственны анимистические пред­ставления: все окружающие предметыспособны думать и чув­ствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладываетспать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один,наиболее яркий признак предмета и, ориенти­руясь на него, оценивает предмет вцелом.

Его интересуют ре­зультаты действия, однако он еще не умеет прослеживатьпро­цесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или отом, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как былодостигнуто то, что он видит.

В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель ите усло­вия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

Способность к целеполаганию находится еще в стадии свое­го становления:дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставитьновые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократнонаблюдали.

Младшие дошкольники способны предвидеть изме­нения тех или иныхявлений лишь по одному параметру, что значительно снижает общий эффектпрогнозирования. Детей этого возраста отличает резко возросшаялюбознательность, на­личие многочисленных вопросов типа «почему?», «зачем?».

Ихначинают интересовать причины разных явлений.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироватьсяпредставления о пространстве, времени, чис­ле. В силу особенностей мышленияребенка (о которых уже было сказано) его представления также своеобразны и каче­ственноотличны от представлений более старших детей.

1.3.Старший дошкольный возраст  5 – 6 лет

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложныйкомплексный феномен, включаю­щий развитие познавательных процессов (восприятия,мыш­ления, памяти, внимания, воображения), которые представ­ляют собой разныеформы ориентации ребенка в окружаю­щем мире, в себе самом и регулируют егодеятельность.

Восприятиеребенка теряет свой первоначально глобаль­ный характер. Благодаря различнымвидам изобразительной деятельности и конструированию ребенок отделяет свойст­вопредмета от него самого. Свойства или признаки предме­та становятся для ребенкаобъектом специального рассмот­рения.

Названные словом, они превращаются вкатегории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника воз­никаюткатегории величины, формы, цвета, пространствен­ных отношений. Таким образом,ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятияинтеллектуализируется.

            Благодаряразличным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становитсяпроизвольной и целенаправ­ленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнитьчто-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного.

Пере­страиваетсявоображение: из репродуктивного, воспроизводя­щего оно становитсяпредвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не толькоконечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

С помощью речиребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируетсявнутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена каксамостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно.Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, какэкспериментиро­вание с новым материалом и моделирование.

Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическимпреобразованием предметов и явлений.  Впроцессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребенок выявляет вобъекте все новые свойства связи и зависимости. При этом наиболее значим дляразви­тия творчества дошкольника сам процесс поисковых пре­образований.

Преобразование ребенком предметов в ходе эксперимен­тирования теперьимеет четкий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразованиеосуществляется пор­циями, последовательными актами и после каждого тако­го актапроисходит анализ наступивших изменений. После­довательность производимыхребенком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развитияего мышления.

Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результатеребенок часто получает неожидан­ные новые знания, у него формируются новыеспособы по­знавательной деятельности. Происходит своеобразный про­цесссамодвижения, саморазвития детского мышления.

Это свойственно всем детям иимеет важное значение для ста­новления творческой личности. Наиболее ярко этотпроцесс проявляется у одаренных и талантливых детей.

Развитиюэкспериментирования способствуют задачи «открытого ти­па», предполагающиемножество верных решений (например, «Как вытащить машину из ямы?» или « Какможно использовать в игре кубик?»).

Моделирование  в дошкольном  возрасте осуществляется  в разных видахдеятельности –  игре, конструировании,рисовании,   лепке   и др.  Благодаря   моделированию   ребенок способен  к опосредованному решению  познавательных задач.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемыхотношений.  Теперь с  помощью моделей ребенок материализует  математические,  логические,  временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символическиеизображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Этотолько начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки. Так,ребенок охотно счи­тает членов своей семьи, но не учитывает себя самого.

Благодарясодержательному общению и обучению, разви­тию познавательной деятельности уребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления сис­тематизируютсяи становятся знаниями, начинают формиро­ваться общие категории мышления (часть-  целое, причин­ность, пространство,предмет –  система предметов, случай­ностьи т. д.).

В дошкольномвозрасте ярко проявляются две категории знаний:

  •  знания  и умения,   которыми ребенок  овладевает без специального обучения в  повседневном  общении со  взрос­лыми, в играх,  наблюдениях, во время просмотра телеви­зионных передач.
  •  знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения (математиче­ские знания, грамматические явления, обобщенные способы конструирования и др.).

Система знанийвключает две зоны –  зону устойчивых,стабильных, проверяемых знаний и зону догадок, гипотез, полузнаний.

Вопросы детей –  показательразвития их мышления. Во­просы о назначении предметов, заданные для того, чтобыполучить помощь или одобрение, дополняются вопросами   о причинах явлений и их последствиях.Появляются вопро­сы,  направленные на то,чтобы получить знания.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей  формируются обобщенные способы умственнойработы средства построения собственной познавательной деятельности, развиваетсядиалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.  Все это – одна из важнейших основ компетентности ребенка-дошкольника, готовности кпродуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.

Исследовательские методы обучения д

Источник: https://tak-to-ent.net/load/260-1-0-4141

Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера

Познавательное развитие детей 6 7 лет


К психическим познавательным процессам относятся: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь.

Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств.

Внимание — это обязательное условие любой деятельности. Внимание бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном внимании человек ставит перед собой цель: обращать внимание на определённый объект путём волевых усилий.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и ситуаций никогда не воспринимавшихся.

Память — запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение того, что ранее человек воспринимал, переживал, думал, делал. Это основа психической жизни, основа нашего сознания. Накопление опыта, его сохранение и использование есть результат деятельности памяти.

Мышление — обобщённое, опосредованное, отвлечённое отражение внешнего мира и его законов. Операционными компонентами мышления являются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное (познаётся с помощью манипулирования предметов); наглядно-образное (познаётся с помощью представлений предметов, явлений); словесно-логическое (познаётся с помощью понятий, слов, рассуждений).

Из трёх видов мышления: словесно-логического, наглядно-образного и наглядно-действенного — у детей дошкольного возраста достаточно развиты и преобладают два последних вида.

Что же касается первого — словесно-логического, то этот вид мышления в дошкольном возрасте начинает интенсивно развиваться к 6–7 годам.

Речь — процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык — средство общения людей друг с другом.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Основная особенность развивающих игр: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность развивающих игр.

Развивающая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Таким образом, знания, полученные ребенком на занятиях, закрепляются в совместной деятельности, после чего переходят в самостоятельную и уже после этого — в бытовую деятельность.

Организуя работу по развитию познавательной активности, целесообразно применять не только специально изготовленные игры, но и обычные предметы, чтобы ребенок увидел, что реальный мир не существуют сам по себе.

Для работы с детьми по выявлению свойств и отношений предметов использовать не только занятия, но и прогулки, продуктивную совместную деятельность; для индивидуальной работы — режимные моменты (ситуации одевания и раздевания, гигиенические процедуры, приготовление к обеду, ко сну).

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как «Назови одним словом», «Назови три предмета» требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр.

Развитие познавательной активности детей через развивающие игры:

‒ Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;

‒ Развивается способность к воображению;

‒ Проявляют интерес к занятиям;

‒ Возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Игры для занятий необходимо подбирать с учетом познавательного материала, который дети изучали. Для занятий по математике игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения: игры головоломки; игры шутки; игры с занимательными вопросами.

В занятиях по развитию речи игры: на развитие умения «вглядываться» в предмет, явление; на умение делать умозаключения и предположения.

На занятиях по ознакомлении с окружающим миром игры: на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире; способствующие развитию любознательности, наблюдательности.

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей необходимо задавать вопросы, давать образец действий, образец высказывания, напоминать правила, обращаясь к опыту детей, брать на себя роль ведущего или наблюдать за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми стараться вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей необходимо создать в группе предметно-развивающую среду — специальную развивающую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Развивающие игры способствуют:

‒ развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению; расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умения высказывать свои суждения, делать умозаключения;

‒ развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;

‒ социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру развивающей игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Проведение развивающих игр включает:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил.
  3. Показ игровых действий.
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры — ответственный момент в руководстве ею.

По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды развивающих игр:

‒ Игры с предметами (игрушками).

‒ Настольно-печатные игры.

‒ Словесные игры.

Игры с предметами — основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др.) — что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Примеры таких игр: «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры — это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки».

С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры — это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Развивающая игра в опытнической деятельности — способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность.

Литература:

  1. Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интересы / Б. Г. Ананьев / Уч. зап. ЛГУ, № 265; вып. 16, Психология. — Л., 1959. — С. 41–60.
  2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. — С-Пб, 1998.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко.-М., 1991 г.
  4. Гамезо М. В., Герасимова В. С., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология (Личность от молодости до старости): Учебное пособие. — М., 1988.
  5. Крыжановская Л. М. Психология развития. — М., 1997.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1998.
  7. Развитие у детей старшего возраста познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности:учеб.-метод. Пособие/ авт.-сост. А. Ю. Кузина.-Тольятти:ТГУ, 2009.-60с.
  8. Субботский, Е. В. Ребенок открывает мир: Книга для воспитателей детского сада / Е. В. Субботский. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
  9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.

Основные термины(генерируются автоматически): игра, ребенок, предмет, вид мышления, развивающая игра, неживая природа, индивидуальная работа, дошкольный возраст, дидактический материал, познавательная активность.

Источник: https://moluch.ru/archive/180/46528/

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Познавательное развитие детей 6 7 лет

познавательное развитие детей 5-6 лет

Консультация для родителей

Познавательное развитие:

– предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

– формирование познавательных действий, становление сознания;

– развитие воображения и творческой активности;

– формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира,

– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, их форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.

– о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках,

– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Известно, что дошкольный возраст – возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.

Образовательный процесс направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:

– вовлечение ребенка в различные виды деятельности;

– использование дидактических игр;

– применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.

К стадиям познавательного развития мы относим: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждую стадию подробнее:

1. К первой стадии мы относим ЛЮБОПЫТСТВО.

Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами.

На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2-3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.

2.

Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста мы определили как ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.

3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС, характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы.

Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.

4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста мы относим ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Маленький ребенок по сути своей – неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

Вовлекайте своих детей в деятельность разного вида, не отталкивайте их от себя. Ведь можно заняться с детьми экспериментированием на кухне, в ванной комнате, на улице и т. д.

Самое главное это желание побыть с ребёнком и уделить ему время. Он это обязательно оценит.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру – Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа по познавательной деятельности.

Уважаемые родители проявляйте интерес к развитию детей. Утром проводите зарядку с ними. Используйте такие упражнения, как: “собери грибочки”, “понюхаем цветочки”, “лучики-лучики” и др.

На прогулке обращайте внимание на предметы, которые вам встречаются, наблюдайте за природой и ее изменениями, проводите беседы с детьми, экологические игры все это развивает активность и любознательность.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

Задайте себе вопрос. Каким вы хотите видеть своего ребенка?

В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение.

Так полученное знание будет намного крепче.

Например, можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну – и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, и вы ему в этом поможете, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее.

Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить.

Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Источник: https://431.tvoysadik.ru/site/pub?id=17

Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Познавательное развитие детей 6 7 лет

Новикова Елена
Познавательное развитие дошкольников среднего и старшего возраста

Познавательное развитие детей среднего и старшего возраста.

Познание – сложное образование, в котором можно выделить 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Включает:

• Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

• Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

•Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение человека к информации.

Неразрывность и взаимосвязанность компонентов познания очевидна.

Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания.

Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет – сложный путь,который включает в себя:

• Накопление информации об окружающем мире;

• Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные.

В возрастноминтервале 2-7 лет помещаются два периода:

Периоды «накопления» и «упорядочивания информации ” 2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет.»

4-5 лет. Второй период – «упорядочение» информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

Можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

• Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;

• Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

• Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;

• Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.

Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые.

Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.

Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один – чтобы пополнить свою «коллекцию» красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков.

Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

5-6 лет. Третий период – «накопление» информации.

В 5-6 лет ребенок смело «пересекает пространство и время», ему все интересно, его все манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире.

Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять.

Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов.

У детей 5-6 лет наблюдается:

• Стремление расширить свой кругозор;

• Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

• Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:

• Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);

• Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);

• Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно и глубоко воспринимать, постигать и разбираться в имеющихся и поступающих сведениях о нашем мире.

В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира.

Познавательное развитие детей 6-7 лет.

Накопленные к шести годам сведения о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивания накопленных и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые направят процесс познания детей 6-7 лет на:

• Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира;

• Содержательное упорядочивание информации.

Причинно-следственные связи.

Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например,гибель растущего цветка может быть вызвана:

• Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

• Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

• Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

• Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

• Обогащение и становление познавательно

• сферы.

• Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

Развитие психических навыков – памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/poznavatelnoe-razvitie-doshkolnikov-721995.html

Особенности восприятия

У детей 6 – 7 лет уже относительно сформированы все виды анализаторов, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В этом возрасте чрезвычайно велика роль зрительных ощущений и восприятий. Около 80% информации об окружающем мире ребёнок получает с помощью зрения.

  • К шестилетнему возрасту значительно уменьшается количество ошибок в цветоразличении, повышается точность цветоразличения. Ребёнок 6 – 7 лет знает не только основные цвета, но и их оттенки.
  • Есть свои особенности в слуховой чувствительности. Острота тонального слуха ниже по сравнению с взрослыми людьми.

    При восприятии музыкальных произведений дошкольники улавливают преимущественно их динамическую сторону: ритм и темп.

  • В этот период существенно усовершенствуется кинестетическая тактильная чувствительность. Показателем их развития может служить различия тяжести предметов.

    В возрасте 4 – 7 лет эта способность возрастает в 2 раза. Огромное значение в развитии кинестетических ощущений имеют подвижные игры, гимнастика, упражнения (катание на велосипеде, коньках, лыжах, занятия теннисом).

  • Развивается обонятельная чувствительность.

    Дети 6 – 7 лет уже делают значительно меньше ошибок в различении запахов.

  • Значительные изменения наблюдаются и в восприятии пространства. Упражняется глазомер также в аппликации, в рисовании, в играх.
  • Особо следует рассказать о некоторых особенностях художественного восприятия детей.

    Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаются воздействовать на героев произведений. Лишь к концу дошкольного возраста появляется способность занять позицию вне изображаемого, позицию зрителя.

    Оценочные суждения детей этого возраста ещё примитивны, но всё же свидетельствуют о зарождении умения не только чувствовать красивое, но и оценить его. Развитию художественного восприятия содействуют расширение знаний, представлений об окружающей действительности, развития речи, мышления.

Особенности воображения

Воображение из репродуктивного (воссоздающего) превращается в творческое. Воображение у детей этого возраста уже соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий.
Деятельность детей приобретает осознанный, целенаправленный характер.

Творческое воображение детей проявляется в сюжетно- ролевых играх. Игры для развития воображения ребёнка с успехом могут быть использованы для своеобразного символического разрешения конфликтных ситуаций.

Это можно объяснить тем, что через воображаемую ситуацию происходит разрядка возникающего напряжения.

Старший дошкольный возраст является сензитивным (чувствительным) для формирования воображения.

Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (позволяющего представлять сказочные образы), а затем творческого (которое обеспечивает возможность создания нового образа).

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка.

Особенности памяти

Большую роль в развитии памяти у ребёнка играют слуховые и зрительные впечатления. Постепенно память становится все более сложной. Память ребёнка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, то ребёнок тотчас же его поправит, напомнит пропущенную деталь.
В этом возрасте начинает формироваться произвольная память.
Следует также отметить, что преобладает наглядно- образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно – логическая, при воспоминании начинают выделяться существенные признаки предметов.

Особенности внимания

Характерной особенностью внимания ребёнка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
Внимание в дошкольном возрасте является непроизвольным.


Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью.

Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:
1) развивать его познавательные способности (мышление, восприятие, память, воображение),2) тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать его объём).В 6 – 7-летнем возрасте, когда процессы возбуждения начинают уравновешиваться процессами торможения, развивается произвольное внимание. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух.. Если ребёнок будет чаще называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать своё внимание на тех или иных предметах и на их деталях и свойствах. В основном, дети данного возраста способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 – 15 минут, не отвлекаясь на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит и от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Ниже мы предлагаем Вам упражнение на развитие внимания детей.

Упражнение «Цветные капельки»

Цель: развитие внимания, произвольности поведения, развитие мелкой моторики рук и формирование ориентации в пространстве.
Материал

  • пипетки – несколько штук (для каждого цвета лучше свою пипетку);
  • вода;
  • краски, разбавленные водой (цветная вода);
  • тряпочка или губка;
  • бумажные салфетки, листы бумаги.

1. Взрослый берет пипетку себе и еще одну дает ребенку. Показывает как получается капелька. Просит ребенка сделать капельку. 

2. Взрослый показывает, что пипеткой можно делать «кляксы» и простые аккуратные капельки. И просите его сделать сначала «кляксу», а потом капельку.

3. Взрослый предлагает задание – «Попробуй проложить дорожку из цветных капелек. Сделай большую капельку и маленькую. Сделай хоровод из капелек. Сделай цветочек из капелек. Придумай свой узор из капелек». И т.д.  

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребёнок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
К 6 – 7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако ведущим в данном возрасте является наглядно-образное мышление.

Источник: http://cdutt-kirov.ucoz.ru/publ/ugolok_dlja_roditelej/dlja_roditelej/osobennosti_razvitija_poznavatelnykh_processov_u_detej_6_7_let/4-1-0-16

Лечение Детей
Добавить комментарий