Психогимнастика для школьников упражнения

Психогимнастика в детском саду. Картотека упражнений ч.4

Психогимнастика для школьников упражнения

Начало читайте здесь

Психогимнастика в детском саду. Картотека упражнений ч.1

Картотека упражнений ч.2

Картотека упражнений ч.3

Здесь мы рассмотрим некоторые из ведущих механизмов влияния психогимнастики на психику ребенка.

1. В процессе овладения техникой выразительных движений ребенок учится распознавать соответствующие чувства и эмоциональные состояния окружающих, называть их словами и адекватно реагировать на них. Развитие эмоционального словаря, умение осознать и выразить свои переживания предотвращает возникновение у малыша эмоциональных проблем, нервного напряжения.

2. В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают бесполезным компонентом соответствующих психических состояний (внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев, страх) Возможность, играя, мысленно пережить сосредоточенность или страх делает эти состояния более контролируемыми, более зависимыми от ребенка.

3. Один из ведущих механизмов влияния психогимнастики на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников основывается на психотерапевтическом родстве игры и искусства.

Детей побуждают к отображению своих эмоциональных переживаний в рассказах, рисунках, инсценировках. Изображая мнимые опасности и переживая преувеличенные страхи, через пресыщение освобождаются от психотравмирующего действия эмоциональных переживаний.

Этот механизм психокоррекции распространяется не только на страхи, но и на гнев, злость, брезгливость, ревность др.

4. В воспитании высших нравственных чувств большое значение имеет механизм «вживания в образ». Это, с одной стороны, возможность побыть в роли существ, пугающих малыша, а также тех людей, с которыми он общается. Таким образом ребенок отходит от эгоцентричной позиции в восприятии ситуации.

С другой стороны, выполняя роль положительного героя, который не испугался, обнаружил заботу, оказал помощь другим, малыш получает положительную обратную связь: ему благодарны, его хвалят, им гордятся.

Переживания радости по поводу того, «какой я хороший», «как я хорошо сделал», меняет самооценку малыша и значительно лучше влияет на его поведение, чем упреки и назидания.

В сюжет каждого занятия обязательно включают 2-3 упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения направлены на развитие у детей способностей понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать, конечной целью их является именно овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Упражнения на расслабление мышц

Упражнения помогают в игровой форме овладеть приемами освобождения от психо-мышечного напряжения. Саморасслабление необходимо детям с очень возбуждающейся или слишком чувствительной нервной системой, малышам, которым свойственны страх, навязчивые состояния и движения, истерические реакции, заикание и др.

Котик спит (3-4 года)

Дети слушают ведущего и изображают утомленного котика: ложатся на пол, потягиваясь, и начинают ровно, спокойно дышать. Воспитатель подходит к ним, поднимает руки («лапки») одного, второго, но руки падают, как ватные.

Штанга (5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, отдыхает.

Воздушный шарик (мяч) (5-6 лет)

Девочку или мальчика выбирают на роль мяча. Сначала ребенок изображает сдутый мяч: ноги полусогнуты, руки и шея расслаблены, корпус наклонен вперед. Кто-то из детей начинает надувать мяч насосом. сопровождая каждую порцию воздуха звуком «с-с-с».

Услышав первый звук «с-с-с», мяч вдыхает воздух и выпрямляет ноги в коленях, дальше выпрямляет туловище, поднимает голову, руки, надувает щеки. Мяч надутый.

Затем его спускают на звук «ш-ш-ш» из него выходит воздух и тело возвращается в прежнее состояние.

Дети меняются ролями.

Выражение покоя и расслабленности

Эти упражнения позволяют через овладение выразительными движениями расслаблять мышцы и таким образом управлять эмоциональным состоянием ребенка. Внушение спокойствия лучше осуществляется в групповых заданиях, где все воспитанники вместе замедляют движения, переходят на шепот и замирают.

Снежинки (3-4 года)

Подул ветерок. Дети-снежинки кружатся под живую музыку. И вот ветерок затихает, музыка замедляется, снежинки еле двигаются и наконец ложатся на землю (дети приседают, опускают руки, склоняют голову, будто уснули). Все тихо.

Заводные игрушки (4-5 лет)

Дети играют с заводной игрушкой, обращают внимание, как ее движение замедляется, когда заканчивается завод. А потом сами изображают заводного цыпленка, зайчика, паровозик и т.д. (постепенно замедляют движения, останавливаются, замирают).

Фея сна (5-6 лет)

Дети сидят на стульчиках, стоящих в кругу на достаточном расстоянии. Звучит колыбельная. Девочка с «волшебной палочкой» (фея сна) подходит к одному из детей и касается палочкой его плеча, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Так она обходит всех детей и тихонько выходит.

Заколдованный город (5-6 лет)

Дети слушают сказку о заколдованной принцессе. Каждый выбирает себе позу, замирает. Ведущий пытается разбудить участников игры. И только тогда, когда он целует принцессу, все просыпаются.

Выражение веселого и радостного настроения

Игровые упражнения, в которых дети изображают смех, радость, удовольствие, помогают создать теплую атмосферу в группе, поднять настроение, эмоционально приблизить детей друг к другу.

Эти игры полезны детям с психомоторными и эмоциональными трудностями. Они исключают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных фантазий и переживаний.

Бодрое настроение, созданное ими, имеет длительную стойкость.

Нежданная радость (4-5 лет)

В комнату, где играли дети, зашла мама. Она улыбнулась и сказала: «Заканчивайте, дети, свою игру. Мне удалось купить билеты в цирк. Представление начинается через 2 часа».

Дети сначала замерли, а потом принялись танцевать вокруг мамы.

Выразительные движения: смеются, потирают руки, хлопают в ладоши пританцовывают.

Веселые друзья (5-6 лет)

Дети делятся на пары. Каждая пара по очереди разыгрывает такую ​​сценку. Двое друзей, которые все лето не виделись, наконец встречаются во дворе. Они радостно кричат, подбегают друг к другу, обнимаются, прыгают от радости, смеются, кружатся в танце или бегают с подскоком, держась за руки.

Выражение покоя и удовлетворения

Эти игры помогают успокоить детей, создать в группе теплую психологическую атмосферу, вызвать чувство привязанности друг к другу. Их рекомендуют проводить с агрессивными, возбудимыми детьми, у которых часто возникают конфликты со сверстниками.

Вкусные конфеты (3-4 года)

У одного из детей в руках воображаемая коробка с конфетами. Он угощает поочередно детей. Малыши берут по одной конфете, благодарят хозяина, затем разворачивают конфету и берут ее в рот. По выражению их лиц сразу видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка, выражение удовольствия, удовлетворения.

Золотые капельки (4-5 лет)

Идет теплый дождь. Танцуют пузырьки в лужах. Из-за облака выглянуло солнце. Дождь стал золотым.

Дети подставляют лицо и ладони золотым каплям теплого летнего дождя.

Во время этюда звучит музыка

Выразительные движения: голова запрокинута, рот полуоткрытый, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены.

Клумба и садовник (5-6 лет)

Дети выбирают роли цветов на клумбе. Все цветы завяли, потому что не было дождя. Но, наконец, пришел садовник и полил растения. Они подняли головки, развернули лепестки и стали чрезвычайно красивыми. Цветы благодарно улыбаются садоводу, любуются собой и соседями по клумбе.

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить (цветок завял) поднять голову, расправить туловище, руки поднять (цветок расцвел).

Мимика: глаза полузакрыты, мышцы расслаблены довольная улыбка.

Игру можно продолжать, предлагая ситуации: солнце греет — солнце палит, жара — подул легкий ветерок — ветер стал холодным, цветы замерзли — садовник закрыл их от ветра …

Паровозик из Ромашково (5-6 лет)

Дети представляют себя пассажирами замечательного Паровозика из мультфильма. Паровозик останавливается в странном лугу, где растет множество цветов. Пассажиры любуются закатом солнца, слушают пение птиц, собирают ромашки (ландыша, клубнички, одуванчики, подснежники, листья), нюхают букеты, счастливо улыбаются.

Источник: https://detivsadu.ru/igri-upraghneniya-dlya-doshkolnikov/psihogimnastika-v-detskom-sadu-kartoteka-uprazhnenij-ch-4/

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе

Психогимнастика для школьников упражнения

Методическая разработка

Использование психогимнастики на уроках в начальной школе

Термин «Психогимнастика» появился в начале 1960-ых годов. Он имел широкое значение, так как разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.

Во-первых, это курс специальных знаний, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (познавательной, эмоционально-личностной). Одна из методик по психогимнастике была создана в Чехословакии в 1979 году Ганом Юновой. Каждое занятие по данной методике включает ритмику, пантомиму, коллективные игры, больше ориентированные на психомоторную координацию.

Психогимнастика по Юновой состоит из трех фаз:

– снятие напряжения, что достигается с помощью бега и ходьбы;

– пантомима;

– чувство принадлежности к группе.

Основной акцент в психогимнастике Чистяковой делается на обучении технике выразительных движений в воспитании эмоций и на приобретение в саморасслаблении. Основные задачи данной методики – научить ребенка справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

А главная цель – сохранение психического здоровья, коррекция и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

У всех, овладевающих психогимнастикой, вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе, честность, смелость, доброта), убираются невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность).

Во-вторых, психогимнастика – это курс специальных упражнений и игр, проводимых учителем на уроках, которые позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, способствуют развитию межполушарных связей, синхронизации работы полушарий.

В основе психогимнастики лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Если рассматривать структуре психогимнастики, то можно отметить, что она состоит из трех частей:

– подготовительная

– пантомимическая

– заключительная

Задача подготовительной части: уменьшение напряжения учащихся, снятие срессов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и активности других людей, формирование способности выражать свои чувства, эмоциональное состояние.

Пантомимическая часть является наиболее важной и занимает большую часть времени. Предлагаются темы, которые представляются без помощи слов.

Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в связи со значимостью основной части, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности.

Использование этой техники на уроках и во внеурочной деятельности способствует обеспечению психосоматического комфорта учащихся в процессе взаимодействия с педагогом и другими детьми, чему придается большое значение, так как у детей с ОВЗ имеются множество причин , вызывающих нарушения общения, например, вследствие двигательной расторможенности, неумения словесно общаться.

Все уроки должны быть ориентированы на психологическую защищенность ученика, его комфортности и потребности в эмоциональном общении с учителем. Для решения этих задач используется метод психогимнастики. Она занимает на уроке не более 5 минут.

Ее можно использовать на любом этапе урока для активного отдыха, переключения внимания. С психогимнастики можно начать урок, тогда ребята активно включаются в действие, после которого легко переключают внимание на тему урока или другую деятельность.

Сухомлинский писал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Нейропсихологами доказано, что на развитие речи прямое влияние оказывают мелкие движения пальцев рук.

Во время психогимнастики мелкая моторика детских рук развивается в ходе игровых процедур (пальчиковый театр, игры-этюды, упражнения), что делает это не только полезным, но и приятным.

Интересно отметить, что человек может мыслить стоя неподвижно, однако для закрепления мысли необходимо движение. Неподвижный ребенок не обучается!

1. Применение в ходе психогимнастики пальчиковых игр и упражнений.

Пример, упражнение «Солнышко – луна»

Пальцы соединены в замок, пальцы медленно (быстро) одновременно поднимаются вверх – это солнышко с лучиками, затем солнце засыпает, а луна просыпается, и все повторяется.

Немаловажное значение имеет и развитие глазодвигательных мышц. Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как и неподвижная рука». Игровые глазодвигательные упражнения очень нравятся детям, и они воспроизводят их дома.

2. Использование глазодвигательных упражнений.

Пример, упражнение «Конвергенция».

Ребенок поднимает предмет на уровень вытянутой руки, прямо перед переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него.

3. Психогимнастика включает в себя упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные и дыхательные упражнения.

Соединение правильного дыхания с движениями способствуетоптимизации кровообращения, вентиляции всех участков легких. А также общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

Выполнение дыхательных упражнений на уроках успокаивает и способствует концентрации внимания. Плавные, растягивающие движения снимают мышечное напряжение, повышают уровень психической активности и работоспособности.

Дышать надо в медленном ритме, дыхание должно содержать 4 равные по времени фазы: вдох – задержка – выдох – задержка. Вначале каждая из них составляет 2-3 секунды, постепенно время увеличивается до 7 секунд.

Движения выполняются на фазе вдоха или выдоха, во время задержки дыхания – паузы.

Дыхательная гимнастика очень эффективна при бронхиальной астме, пневмонии, рините, гайморите, гриппе, гипертонии, остеохондрозе, аритмии, заикании, болезни ого аппарата.

Пример, упражнение «Воздушный шарик».

Глаза смотрят перед собой. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) на счет 1-4, затем пауза на счет 5-6 и шумный выдох через открытый рот на счет 7-10, затем опять пауза на счет 11-12. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе.

Психогимнастика не только повышает потенциальный энергетический уровень ребенка, но и способствует развитию его познавательной и эмоционально-личностной сферы.

4. Во время психогимнастики дети обучаются азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.

Пример, упражнение «Радость».

Тебе сегодня подарили то, о чем ты больше всего мечтал, покажи как ты рад.

5. Мимические и имитирующие упражнения, входящие также в психогимнастику улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата.

Пример:

На грядке выросли овощи. Изобрази овощи толстячками (надуй щечки), худышками (втяни щечки).

6. Релаксационные упражнения способствуют снятию мышечного напряжения. Пример:

Войди в образ березки. Поднимите руки – ветви, покачайте ими под легким ветерком, под сильным ветром.

7. Психофизические упражнения, способствуют раскрепощению застенчивых учеников, проявлению своего «Я», развитию воображения (используются сказочные сюжеты, их театрализация).

8. Коммуникативные игры способствуют улучшению взаимопонимания, налаживанию контактов.

Пример: «В этом классе все друзья».

Ведущий: В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.

В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Погрози соседу справа, погрози соседу слева.

В этом классе все друзья?

Дети: Я, ты, он, она…

Ведущий: Помаши соседу справа, помаши соседу слева и т.д.

Во время психогимнастики можно использовать вспомогательные средства. Они облегчают возможность продуктивного контакта с детьми. К таким средствам относятся рисование и музыка.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия, выражения эмоций, усиливает эффект от проводимых упражнений.

Пример, упражнение «Дождь и дождик».

К-а-а-а-а-п – капает большой дождь.

Кап-кап-кап – маленький дождик.

В ходе психогимнастики могут применятся такие виды ИЗО-деятельности, как рисование с помощью шаблонов, фигурок, кляксография, тематическое и свободное рисование.

Тренировать умение распознавать эмоциональное по мимике можно с помощью шаблонов пиктограмм, на которых изображены различные эмоции.

Музыка является самым действенным и организующим средством общения. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям разного возраста. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения в группе, воспитание навыков адекватного группового поведения. Музыка может быть просто фоном, на котором развивается действие.

Таким образом, правильно продуманная и организованная педагогом психогимнастика в ходе урока поможет ребенку научится справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, создавать возможность для самовыражения. А самое главное – будет способствовать укреплению психического здоровья, коррекции и предупреждению эмоциональных расстройств.

Психогимнастические упражнения

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

Задуй свечу”.
Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Ленивая кошечка”.
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

Упражнения на расслабление мышц лица: 

Озорные щечки”.
Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

Рот на замочке”.
Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:   У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).  Ох, как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).

 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Злюка успокоилась”.
Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил.

Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:  А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,  Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи:

Любопытная Варвара”. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону.

Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.  А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше.

Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех!  Возвращается обратно – расслабление приятно! Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди.

Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:  А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

 Возвращаемся обратно – расслабление приятно!

Упражнения на расслабление мышц рук:

Лимон”.
Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука.

Затем бросить “лимон” и расслабить руку:   Я возьму в ладонь лимон.   Чувствую, что круглый он.  Я его слегка сжимаю –   Сок лимонный выжимаю.  Все в порядке, сок готов.   Я лимон бросаю, руку расслабляю.

 Выполнить это же упражнение левой рукой.

Пара” (попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

  Стоя, друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера.

Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.  “Вибрация”.  Какой сегодня чудный день!   Прогоним мы тоску и лень.   Руками потрясли.

 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

Палуба”. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной.

Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу.

Выпрямиться! Вдох-выдох!  Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

 Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Упражнения на расслабление всего организма:

Снежная баба”.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце.

Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище.

Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Педагог-психолог: Бокова Е.В.

Источник: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-psikhoghimnastiki-na-urokakh-v-nach.html

Картотека по психогимнастике

Психогимнастика для школьников упражнения

Картотека по психогимнастике

«Драка»

Цель: Расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!»

Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики.

Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем.

Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки… А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

«Подарок под елкой»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

«Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь».

После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем мечтает.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»

Все перечисленные упражнения можно выполнять в классе, сидя или стоя за партами.

«Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой.

(Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями».

Сначала можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Гусеница»

Цель: Игра учит доверию.

Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. По-стройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего.

Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

«Смена ритмов»

Цель: Помочь тревожным детям включиться в общий ритм ра-боты, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, 1 хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

«Зайки и слоны»

Цель: Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки.

«Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит.

Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т. д.

«А что делают зайки, если видят волка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких минут.

«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет.

Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра…» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.

После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Волшебный стул»

Цель: Способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким.

Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем.

На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

Этюды на расслабление мышц

«Штанга 1»

Цель: Расслабить мышцы спины.

Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

«Штанга 2»

Цель: Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.

«А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы».

Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

«Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит, солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем… А теперь выступаем. Здорово получилось!»

«Шалтай-болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”. Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде “Начали” будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Кор-сакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

«Насос и мяч»

Цель: Расслабить максимальное количество мышц тела.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом).

Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше.

Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал на-качивать.

Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/14952-kartoteka-po-psihogimnastike.html

Картотека игр и упражнений по психогимнастике

Психогимнастика для школьников упражнения

Алина Антонова
Картотека игр и упражнений по психогимнастике

ПСИХОГИМНАСТИКА

Данные игры помогут:

•улучшить психоэмоциональное состояние ребенка;

•снять психологическую напряженность, снизить мышечное утомление;

•помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе;

•снизить агрессию, страх;

•развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним;

•развить коммуникативные способности;

•совершенствовать тактильную память;

•совершенствовать умение работать в коллективе;

•повысить сплоченность группы;

•воспитать способности к согласованному взаимодействию;

•формировать вербальные и невербальные средства общения;

•формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др);

•формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии;

•повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества;

•формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий.

1. АРБУЗ

Он большой

Как мяч футбольный!

Если спелый – все довольны!

Так приятен он на вкус

Сладкий сахарный арбуз!

Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый.

2. НАСОС И МЯЧ

«Мяч сдутый» – ребенок принимает положение сед, согнув ноги.

«Насос накачивает мяч» – педагог делает соответствующие движения руками,произнося: «с – с – с».

«Мяч становится все больше» – ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их.

«Насос прекращает работу» – взрослый делает вид, что выдергивает шланг.

«Мяч снова сдувается» – ребенок медленно садится, опускает руки,выдыхая: «ш – ш – ш».

Вариант: Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями.

3. СНЕГОВИК

Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка,который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее:

– «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить».

Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

– «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять».

Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей».

4. ПОВОДЫРЬ

Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями.

5. ВИДЕОТЕЛЕФОН

Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом, нарисованным животным или предметом).

Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики). Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего».

Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения.

По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной.

6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ)

1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.). Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой.

2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое). Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения.

7. РАДИО

Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей –то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий.

8. ПОКАЖИ СКАЗКУ

Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами.

После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки.Примерные сказки: Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п.

9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ)

Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале», воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения.

Вариант: Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения.

Эй! Ребята, не зевайте,

А за мною повторяйте!

10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО

Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д.

Играть можно: – парами, меняясь ролями;

– всей группой, выполняя упражнения «перевертыши»,

причем каждый придумывает свое движение.

11. ПРОРВИСЬ В КРУГ

Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Цель: помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив.

12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ

Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя.

Цель: развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним.

13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ

Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают.Педагог спрашивает: «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть».

Цель: Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся.

14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ

Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон.Говорят: «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко)».Ребенок перекрикивает их: «А я не боюсь моря!»

Цель: помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе.

15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА

Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условия: дотрагиваться до одежды нельзя).

Цель: развивать коммуникативность, тактильную память.

16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ

Дети разбиваются на пары: ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это.

Цель: развивать тактильную чувствительность, коммуникативность.

17. ПЛАСТИЛИН

Дети разбиваются на пары: один – скульптор, второй – пластилин.Общее задание: например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей.

18. ХУДОЖНИКИ

Каждому ребенку предлагается «нарисовать»с помощью скакалки:

– фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку);

– фигуру на выбор по желанию.

Вариант: 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание.

2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования.

19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому). Когда дети приближаются друг к другу,педагог говорит:

«Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми.

Глаз не открывай, а кто это отгадай»

Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз

20. ГОРЧИЧНИКИ

Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям: «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!». Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, – проявляется эффект эмоциональной отдачи.

21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ

Педагог предлагает «поделиться улыбкою своей», подарить тепло своего сердца, направляя светлый горячий лучик одному или сразу всем детям. То же попробовать и с улыбкой, добрый свет которой, направить грустному ребенку.

22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ

Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить:

1. – уверенного в себе человека, сильного;

– трусливого, слабого;

– веселого, ловкого и т. п.

2.характеры:

– я – Непоседа,

– я – Мямлик,

– я – Шустрик,

– я – Соня.

Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка.

Цель: эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение.

23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА

На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка.Педагог предлагает следующее:

Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то,чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО

Педагог- «садовник», дети – «семена». Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом.

С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки.

Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище.

Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-i-uprazhnenii-po-psihogimnastike.html

Лечение Детей
Добавить комментарий