Психокоррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Психокоррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью

Возможности коррекции умственной отсталости зависят от её вида и степени тяжести.

Остановимся отдельно на каждом виде умственной отсталости и соответствующих возможностях коррекции познавательной сферы детей с умственной отсталостью:1) Легкая форма умственной отсталости — это наиболее распространенный вид УО на сегодняшний день, он лучше всего поддается коррекции и имеет самые благоприятные прогнозы.

Такие дети обучаемы, для них предусмотрена специализированная школа. Основная задача обучения — освоить чтение, письмо, счет, получить необходимые для адаптации в окружающем мире знания, трудовые навыки, — все, чтобы человек социально мог адаптироваться во взрослой жизни.

Особенности коррекционных занятий при разных видах УО легкой формы:

  • При неосложненной УО ребенок с легкостью овладевает программой коррекционной школы, адаптируется в социуме, так же имеет значительные успехи в коррекции развития познавательных процессов и моторных навыков, эмоционально-волевой сферы;
  • При УО, осложненной нарушениями разных анализаторов, развитие ребенка затруднено в результате вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация ограничены. Таким образом, коррекция будет долгой, строиться с учетом и первичного и вторичного дефекта;
  • УО с выраженной лобной недостаточностью проявляется в нарушенной саморегуляции, так же инертности, вялости; наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения. Развитие интеллектуальных процессов проходит очень медленно. В данном случае, ребенку необходимы коррекционные занятия с нейропсихологом, направленные на работу с «лобным синдромом», развитие регуляторного компонента, программирование деятельности психических функций;
  • Коррекция УО с психопатоподобным поведением будет строиться с учетом неустойчивости эмоционально-волевой сферы. К занятиям в обязательном порядке должен быть подключен психолог.

2) Умеренная УО — дети с этим видом УО не всегда способны обучаться в школе, однако имеют неплохой потенциал развития и коррекции, в целом. Они могут овладеть простой фразовой речью при наличии систематичных занятий; кроме того, способны к простому самообслуживанию и элементарному труду.

3) Дети с тяжелой УО не посещают детские сады и школы, могут проживать в специализированных учреждениях. Имеют минимальные возможности обучения, требуют очень долгой и всесторонней коррекции.

Им необходима помощь специалиста в овладении элементарной речью, трудовыми навыками и навыками самообслуживания;

4) При глубоком виде УО ребёнок часто не владеет речью или имеет речь, состоящую из нечленораздельных звуков, ввиду недоразвитости речевых зон мозга и артикуляционного аппарата, не способен к самообслуживанию; иногда резко ограничен в моторном плане (не ходит).

Такой человек всю жизнь нуждается в специализированном уходе, длительной коррекции. Ведущий специалист – дефектолог, который будет адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности и грамотный нейропсихолог, проводящий коррекцию в весьма ограниченных условиях.

Задачи коррекционных занятий и работы с детьми с умственной отсталостью

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью ставят перед собой следующие цели и задачи:1.

Нейропсихолог проводит двигательную и когнитивную коррекцию, сенсорную интеграцию, направленную на развитие незрелых зон мозга, включение его компенсаторных возможностей; а так же развитие моторных функций, зрительно-моторной координации, регуляторных психических процессов и высших психических функций (речь, мышление, внимание, восприятие, память); к примеру, коррекция внимания и памяти у детей с умственной отсталостью;2. Перед логопедом стоит задача коррекции всевозможных речевых нарушений, письма и чтения (если они возможны), работа с артикуляционным аппаратом;3. Дефектолог и специальный педагог обучают ребенка навыкам счета, письма, чтения; в случае возможности обучения в школе – работают с ребенком по адаптированной школьной программе. Кроме того, дефектолог помогает адаптировать ребенка к взаимодействию с окружающей средой, социумом; обучает навыкам самообслуживания. При умеренной и тяжелой форме умственной отсталости целью обучения является усиление адаптивных и приспособительных возможностей ребёнка, закрепление навыков, облегчающих жизнь во взрослом мире;

4. Психолог обучает ребенка взаимодействию в социуме, работает с семьей ребенка, которая, чаще всего, переживает серьезный кризис, сталкиваясь с пониманием ситуации. Необходимо много обучать ребенка общению с людьми и тому, как проявлять свои эмоции и переживания. А для этого, необходимо всесторонне развивать эмоционально-волевую сферу: изучать с ребенком эмоции, учиться распознавать свое состояние и настроение окружающих.

Кто и где проводит коррекционные занятия для детей с УО?

Коррекция детей с УО проводится в следующих местах:

  • Центры дополнительного образования (государственные или коммерческие) и индивидуальные коррекционные занятия со специалистами (нейропсихологом, дефектологом, логопедом, инструктором по АФК);
  • Общеобразовательная школа, инклюзивные классы – в случае легкой формы УО;
  • Специализированные сады и школы: возможны для легкой и умеренной форм УО;
  • Домашнее обучение и коррекция в случае тяжелой и глубокой форм.

Программа коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью

Коррекция ведется по следующим направлениям:1. Коррекционные занятия, направленные на те процессы, которые возможно скорректировать или скомпенсировать (этим занимается нейропсихолог, логопед, невролог);2. Развитие познавательной сферы, обучение математическим навыкам, письму и чтению, представлениям об окружающем мире (специалисты: нейропсихолог, дефектолог, логопед);3.

Адаптация в социуме, обучение самообслуживанию (занимается дефектолог, психолог).Коррекционные и обучающие занятия должны проводиться с ребенком как индивидуально, так и в группах.

В программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические коррекционные занятия, поскольку в настоящее время, нейропсихологическая коррекция является самой эффективной методикой коррекции.

Она учитывает сильные стороны работы мозга ребенка, дает возможность «подтянуть» психические процессы на более высокий уровень развития, а не сводится только к работе с тем, что уже есть у ребенка и его адаптации. Кроме того, нейропсихолог имеет возможность помочь ребенку с любым видом умственной отсталости, конечно, с учетом степени тяжести интеллектуального и моторного дефекта.

Примеры корректирующих упражнений

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя огромное количество упражнений, направленных на развитие крупной и тонкой моторики, координации, оптимизации тонуса, зрительно-моторной координации, саморегуляции, развитие межполушарных связей и так далее.

Важно понимать, что программа упражнений должна составляться строго специалистом, а сами упражнения проводиться им же, либо родителями дома, но под его контролем!
Упражнения, направленные на развитие познавательной сферы так же составляются специалистами по определенной программе, учитывающей огромное количество факторов, и могут включать в себя, например, упражнения на развитие определенных функций мышления (сравнение, анализ, абстрагирование и т.д.), внимания (переключение, распределение и др.), памяти (кратковременной и долговременной) и так далее.

Прогноз коррекции ребенка с УО

Как уже не раз было сказано выше, прогноз ребенка с умственной отсталостью зависит от вида и тяжести интеллектуального дефекта, а так же от систематичности, комплексности и своевременности коррекционных занятий, от грамотного подхода к обучению и развитию навыков ребенка, вклада в его адаптацию. Немаловажную роль играет и психологический настрой родителей ребенка, поддержка ближайшего окружения, готовность выполнять все рекомендации специалистов, занимающихся с ребёнком.

Рекомендации родителям

Помимо коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью со специалистом, необходимы ежедневные занятия дома, направленные на развитие познавательных процессов, моторных навыков, навыков общения и взаимодействия с миром, обучение самообслуживанию, — словом, то что, порекомендуют специалисты и то, что родители будут способны выполнять с ребенком дома сами. Родителям важно понимать, что от такого кропотливого труда будет зависеть качество жизни ребенка и его прогноз.

Источник: http://cns-neiro.ru/articles/korrektsionnye-zanyatiya-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu/

Составьте конспект психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции для детей с умственной отсталостью по следующей схеме

Психокоррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью

Уральский Институт Повышения Квалификации и Переподготовки

Программа профессиональной переподготовки

Олигофренопедагогика. Коррекционно-развивающее обучение детей с нарушениями интеллекта в условиях реализации ФГОС (340)

Дисциплина: Психология детей с нарушением интеллекта (олигофренопсихология)

Практическое задание 3, Модуль 3. Диагностика и ранняя психологическая помощь детям с интеллектуальной недостаточностью и их семьям

Выполнил:

Слушатель Попова Светлана Александровна

Преподаватель:

Цинская Юлия Евгеньевна

Г. Пермь – 2018

Задание проверяется преподавателем.

Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Задание 1.

Подберите приемы и материалы для коррекции (по 2 на каждый психический процесс):

– слухового, зрительного, тактильного восприятия;

– произвольного внимания;

– мнестической деятельности;

– наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Для коррекции слухового восприятия:

1. «Найди игрушку». Воспитатель назначает водящего, закрывает ему глаза. Прячет игрушку и предлагает найти ее, ориентируясь на силу ударов в барабан (ладоши, стук молотка или бубна);

2. «Угадай, кто играет». Воспитатель сажает на стол 2х игрушечных зайцев (большого и маленького). Объясняет и показывает как они играют (по силе и громкости игрой на барабане). Закрыв игрушки ширмой воспроизводит характеристики зайцев разной силой ударов в барабан. Дети отгадывают кто из зайцев играет.

Для коррекции зрительного восприятия:

1. «Наложенные» изображения

Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, геометрических фигур, букв, цифр), наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.

2. «Силуэтные» изображения

Предъявляются 5-7 силуэтных изображений. Необходимо их назвать.

Для коррекции тактильного восприятия:

1. Игра «Что лежит в мешочке?»

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

2. Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

Для коррекции произвольного внимания:

1. Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.п. он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.

2. Игра «Что пропало?»

На какой-то поверхности раскладываются мелкие предметы (15-20 штук). Детям предлагается несколько секунд рассмотреть предметы и их расположение и выйти из комнаты (отвернуться, закрыть глаза). Затем несколько предметов убирается. Задача ребенка – определить, какие предметы исчезли.

Для коррекции мнестической деятельности:

1. Игра «Я положил в мешок …»

Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т.д.

2. Разложить на столе палочки, из которых сделана какая-либо простая фигура (домик, квадрат, треугольник и т.п.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Для коррекции наглядно-действенного мышления:

1. «Покорми Мишку»:

Дети догадываются, что для кормления нужна ложка, он достает ее из буфета и дает ребенку.

Затем педагог говорит, что мишка просит пить. Предлагает детям кувшин с водой и спрашивает детей: «Куда налить воду?» При затруднении просит детей достать чашку из буфета и напоить мишку. После выполнения игровых действий педагог фиксирует в слове способ действия: «Кормить надо ложкой; поить надо из чашки».

2. «Достань игрушку»:

Заводная игрушка в прозрачном пакете висит высоко. Ребенок должен достать ее. использовав в качестве вспомогательного средства банкетку. Педагог предлагает достать заводную игрушку и поиграть с ней. В случае затруднения педагог помогает ребенку проанализировать ситуацию: «Ты можешь достать рукой игрушку? Почему? Ты маленький, а игрушка высоко. Давай поищем, на что можно встать.

чтобы достать игрушку. Вот, давай возьмем эту банкетку, ты на нее встанешь и попробуешь достать». После того, как ребенок достанет игрушку, педагог помогает завести ее ключиком. Ребенок заводит игрушку несколько раз, они вместе радуются.

Затем педагог уточняет действия: В случае если игрушка находится высоко, надо искать, на что можно встать, чтобы стать выше и достать игрушку

Для коррекции наглядно-образного мышления:

1. «Найди лишнее слово»

Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите детям определить слово, которое является лишним.

– СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ.

– ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.

Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки. Обязательно добиваться объяснения детей.

2. «Говори наоборот»

Можно предложить детям игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот.

– ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ; КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ

– БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ; ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ

Для коррекции словесно-логического мышления:

1. «Продолжи ряд»

Предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:

– Слива, яблоко …

– Береза, сосна …

– Кукла, мишка …

– Илья, Маша …

2. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.

Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.

Задание 2.

Составьте конспект психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции для детей с умственной отсталостью по следующей схеме.

Конспект психокоррекционного занятия по развитию любой высшей психической функции

Форма занятия: групповое

Возрастная группа (класс): 1 класс, средняя (коррекционная) школа

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема занятия: Сказка «Репка»

Место и роль занятия в изучаемой теме: Коррекционное занятие на развитие слуховой памяти

Тип занятия: комбинированное

Цель: развитие слуховой памяти

Задачи занятия:

– развивающие:

1. Развитие слухового восприятия;

2. Развитие зрительного восприятия;

3. Развитие запоминания;

4. Развитие произвольного внимания;

5. Развитие игровой деятельности.

– коррекционные:

1. Развитие слуховой, логической, зрительной памяти;

2. Развитие концентрации внимания, воспроизведение увиденного и услышанного;

3. Развитие речи детей.

– воспитательные:

1. Воспитание эстетических чувств, интерес к художественным произведениям;

2. Общение со сверстниками.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 2304;

Источник: https://studopedia.net/13_68097_sostavte-konspekt-psihokorrektsionnogo-zanyatiya-po-razvitiyu-lyuboy-visshey-psihicheskoy-funktsii-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-po-sleduyushchey-sheme.html

Лечение Детей
Добавить комментарий