Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Психомоторное развитие ребенка: нормы и отклонения

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Каждый родитель внимательно следит за тем, как развивается его малыш месяц за месяцем.

Это не только повод похвастаться перед досужими соседями, но и желание понимать, что у ребенка нет серьезных отклонений: он вовремя приобретает двигательные, речевые, игровые и другие навыки.

Речь идет о психомоторном развитии ребенка. Вовремя обнаружив некоторые признаки отставания в нем, можно успеть многое компенсировать к старшему возрасту.

Что такое психомоторное развитие?

Это понятие весьма сложное. Оно включает в себя большой комплекс самых разных показателей.

Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются.

Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни маленького человека.

Так, в возрасте до года более важное значение имеют рефлексы крохи, в 2–3 года – речевые навыки и мелкая моторика, в 4–5 лет – навыки общения со сверстниками и социализации в коллективе малышей. Однако при этом предполагается, что на каждом последующем этапе развития ребенок планомерно углубляет и оттачивает приобретенные ранее умения.

Первоначально все эти навыки малышу помогают развивать родные люди. Затем к ним подключаются воспитатели детских садов, позже – преподаватели в школах.

При этом важно постоянно контролировать не только своевременность освоения тех или иных навыков ребенком, но и способность совмещать их с ранее полученными умениями.

Так, научившись брать ложку, малыш должен приловчиться набирать в нее пищу и доносить до рта, не пролив. Только тогда можно считать, что он научился пользоваться ложкой.

Для полноценного развития крохе важно постоянное активное общение с родителями и остальными членами семьи, его участие во всем происходящем, а не простое «отслеживание процесса».

Основные периоды психомоторного развития

В современной педиатрии принято выделять 6 основных этапов психомоторного развития детей:

  1. с рождения до 1 месяца;
  2. с 1 до 3 месяцев;
  3. с 3 до 6 месяцев;
  4. с 6 до 9 месяцев;
  5. с 9 до 12 месяцев;
  6. с 1 года до 3 лет.

На правильное психомоторное развитие ребенка раннего возраста на каждом этапе влияет множество факторов:

  • генетические (малыш может немного отставать от сверстников, имея к этому генетическую предрасположенность, – его родители или бабушка с дедушкой тоже развивались с опозданием);
  • наследственные – наличие наследственных заболеваний может стать причиной отставания ребенка в развитии;
  • экологические (территория с плохой экологией – фактор риска рождения больных деток, которые будут отставать от общепринятых норм развития);
  • сложное течение беременности (заболевания матери, инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода) также в дальнейшем могут привести к трудностям;
  • тяжелые роды, особенно с использованием стимуляции или щипцов, родовые травмы часто приводят к проблемам со здоровьем и развитием новорожденного;
  • социальное окружение (неблагоприятная обстановка, асоциальные родители, постоянные стрессы);
  • материально-бытовые условия – отсутствие самого необходимого для ребенка (полноценного питания, развивающих игрушек);
  • недостаточное внимание к малышу со стороны родителей, когда с крохой мало разговаривают, играют, ласкают его, часто провоцирует психомоторные задержки.

На первом году жизни

На каждом этапе малыш планомерно осваивает все новые навыки. Особенно это заметно в первый год жизни, когда прогресс очевиден даже с интервалом в несколько недель.

  1. 1 месяц. Малыш ненадолго фиксирует взгляд на ярком предмете, может проследить за ним, если тот медленно движется. При резких звуках вздрагивает. Может какое-то время удерживать головку, лежа на животике. В этом возрасте кроха начинает улыбаться.
  2. 2 месяца. Ребенок более уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает головку в сторону звука. Несколько минут может удерживать голову в вертикальном положении. Обращение взрослого встречает улыбкой.
  3. 3 месяца. Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животике, опирается на предплечья и полусогнутые ножки. Тянется к игрушке.
  4. 4 месяца. Угасает большинство рефлексов новорожденного, проходит гипертонус рук. Малыш реагирует на появление мамы, может перевернуться на животик. Умеет громко смеяться, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои ручки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  5. 5 месяцев. Кроха отличает родных и чужих людей, понимает, строго или ласково с ним говорят. Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в ротик. Долго и активно гулит.
  6. 6 месяцев. Малыш может перевернуться с животика на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может кушать с ложечки. Игрушку перекладывает в руках.
  7. 7 месяцев. Ребенок уже увереннее сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
  8. 8 месяцев. Карапуз может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить у нее. Подолгу возится с игрушками, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать ручкой, сделать «ладушки». Узнает родных по фото.
  9. 9 месяцев. Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
  10. 10 месяцев. Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
  11. 11 месяцев. Кроха может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
  12. 12 месяцев. Малыш произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может пользоваться расческой, выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).

Нет ли отклонений?

В дальнейшем малыш продолжает совершенствовать свои навыки. Однако иногда детки могут развиваться не по «общему сценарию», а слегка опережая ровесников или отставая от них.

Как же родителям понять, все ли в порядке? В конце прошлого века педиатры и неврологи стали пользоваться специальными оценочными таблицами, в которых собрана среднестатистическая информация по большинству психомоторных показателей.

Таблицы составляют для детей раннего, дошкольного и школьного возраста в хронологическом порядке, они информативны и просты в использовании. Поэтому опираться на них могут и родители.

Для примера приведем таблицу психомоторного развития детей от года до 2 лет.

ВозрастОбласть развитияПоказатели
1 год и 3 месяцаПассивная речьБыстро растет число понимаемых слов
Активная речьРастет словарный запас
Сенсорное развитиеРебенок может отличить предметы по размеру с интервалом 3 см
ИгрыПовторяет знакомые действия
ДвижениеАктивно ходит, может приседать, пятиться назад
НавыкиСам ест ложкой жидкую еду
1 год и 6 месяцевПассивная речьМожет обобщить предметы по значимым признакам
Активная речьИспользует в общении сложные слова
Сенсорное развитиеЗнает простые формы: шар, мяч, кубик, кирпичик
ИгрыКопирует часто повторяемые действия взрослых
ДвиженияМожет перешагивать препятствия (ступеньки) приставными шагами
НавыкиМожет сам кушать ложкой жидкую пищу
1 год 9 месяцевПассивная речьВоспринимает рассказ по картинке
Активная речьУпотребляет глаголы, отвечает на простые вопросы
Сенсорное развитиеРазличает предметы по размеру с разницей в 3 см
ИгрыМожет строить башенки, домики из кубиков
ДвиженияМожет ходить по бруску шириной около 20 см, приподнятому от земли на 15–20 см
НавыкиЧастично может надеть на себя простые предметы одежды при помощи родителей
2 годаПассивная речьМожет понять простой рассказ взрослого о прошедших событиях
Активная речьИспользует в речи глаголы, местоимения, прилагательные
Сенсорное развитиеМожет подобрать предметы по образцу, найти похожие и отличные
ИгрыВоспроизводит цепочку простых последовательных игровых действий
ДвиженияПреодолевает чередующимися шагами ступени высотой около 15 см
НавыкиЧастично одевается сам, частично – с помощью родителей

Родители могут периодически проводить тесты, сверяя навыки ребенка на каждом этапе с приведенными в таблице.

Если ребенок не справляется с большинством пунктов для своего возраста, но выполняет все из предыдущей ступени, волноваться не стоит: скорее всего, речь идет об индивидуальном темпе развития. Такое случается довольно часто.

Насторожиться нужно, если малыш не выполнит и большинство заданий из предыдущей возрастной ступени либо от раза к разу родители замечают отклонения от нормы по одним и тем же показателям (отставание в речи, или эмоциях, или освоении двигательных навыков).

Если у вас есть старшие дети, не игнорируйте данные подобных таблиц, считая, что у вас уже достаточно опыта. Каждый ребенок развивается по своему неповторимому плану.

То, что умели старшие, может не уметь в том же возрасте младший, и наоборот. Таблица поможет четко отслеживать динамику происходящих изменений от этапа к этапу.

Зная особенности психомоторного развития детей на каждом этапе, легко выявить отклонения.

И если что-то настораживает, не медлите с визитом к врачу. На ранних сроках проблему исправить всегда намного легче.

Динамика развития с точки зрения врачей

Если родители своевременно показывают ребенка педиатру, возможные проблемы он обнаружит во время таких визитов. Важно знать, что плановое посещение педиатра до года происходит ежемесячно, от года до двух лет – раз в три месяца, до 3 лет – ежегодно.

Во время таких осмотров доктор не только оценивает антропометрические изменения, но и обращает внимание на соответствие уровня психомоторного развития малыша его возрасту.

Сравнивая навыки ребенка с таблицей, доктор может сделать вывод о своевременном, опережающем или отстающем развитии.

Например, на первом году жизни малыша педиатр может назначить консультации других специалистов или дополнительные обследования, если у ребенка обнаружатся:

  • слабая подвижность, вялость мышц;
  • вялое сосание либо вовсе отказ от груди;
  • пониженные реакции на звуковые и световые раздражители;
  • равнодушие к игрушкам, неумение играть;
  • скудость или полное отсутствие эмоций;
  • задержка речевых навыков (например, гуления в 5 – 6 месяцев);
  • невыраженная реакция на родителей или полное ее отсутствие;
  • отсутствие разделения людей на родных и посторонних;
  • проблемы с координацией, отсутствие манипуляций с предметами.

После обследований специалисты могут сделать заключение о той или иной степени задержки психомоторного развития малыша.

  • Легкая степень – малыш отстает от нормы не более чем на 3 месяца.
  • Средняя степень – отставание от 3 до 6 месяцев.
  • Тяжелая степень – задержка развития более чем на 6 месяцев.

В зависимости от тяжести отставания будет выбрана схема дальнейшего лечения, коррекции и реабилитации ребенка. Успех этих мер во многом зависит от того, как быстро отклонения были обнаружены. Именно поэтому так важно заметить начало проблемы своевременно.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/psihomotornoe-razvitie

Психомоторное развитие дошкольников (детей 4-6 года жизни)

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Как проходит в норме психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста, то есть детей в возрасте 4-6 лет?

В статье, рассказывающей о развитии ребенка в возрасте 1-3 лет, мы увидели, как интенсивно проходит взросление малыша, осваиваются многочисленные навыки, укрепляются мышцы и развивается мышление, внимание, координация движений, общение со сверстниками.
На четвертом году жизни бурное психомоторное развитие детей дошкольников продолжается.

В этот период зачастую проявляется и так называемый кризис трех лет, характеризующийся выраженным изменением поведения малыша.

Психомоторное развитие и кризис трех лет

В 3-3,5 года относительно  спокойный и жизнерадостный ребенок вдруг становится упрямым, строптивым, непослушным. Непредсказуемость поведения зачастую ставит взрослых в тупик – как реагировать на крики, разрушительные реакции, негативизм, капризность, истерики? Почему ребенок так себя ведет?

Прежде всего, это следствие развития, взросления малыша, переход от раннего детского возраста, когда он во всем полагался на родителей и выполнял их требования, к периоду отстаивания своего «я», к попыткам самостоятельного принятия решений.

Правда, такая самостоятельность в большинстве своем ничем не обоснована и не подкреплена.

Однако прохождение такого периода в жизни ребенка (реакция эмансипации) необходимо как для приобретения новых навыков, так и для осознания своей индивидуальности, отделения своего «я» от взрослого.

Такое поведение не говорит о какой-то патологии и нарушении психомоторного развития детей дошкольного возраста. Кризис трех лет – это не болезнь, а естественное явление, нормальная психологическая реакция ребенка. Вот только проявляется такой кризис у всех по-разному и во многом это зависит от поведения взрослых.

В большинстве случаев все капризы и истерики быстро проходят, если родители выбирают правильную тактику реагирования: не заостряют внимание на негативных проявлениях и поддерживают обоснованные попытки ребенка сделать что-то самостоятельно.

И такая учеба не проходит даром – дети становятся более активными, способны управлять собой в некоторых ситуациях: они воображают, придумывают, играют, общаются, растут умственно и физически.

А вот при сохранении чрезмерной возбудимости детей, частых проявлениях истерического поведения с громким плачем, криками, агрессией, падениями прямо на улице или в магазине, появлением «закатываний» с кратковременной остановкой дыхания просто необходимо своевременно обратиться к врачу-неврологу для проведения тщательного исследования психомоторного развития детей дошкольников и назначения индивидуально подобранного лечения.

Нормы развития ребенка в четыре года

  1. Движения: ребенок может подпрыгнуть на двух ногах из положения стоя и в движении. Спускаясь по лестнице, малыш в состоянии шагать через ступеньку. Бросает и ловит брошенный ему мячик. Самостоятельно одевается и обувается, в том числе может расстегнуть пуговицы и завязать шнурки. Чистит зубы, используя зубную щетку.

    Таким образом психомоторное развитие детей дошкольного возраста выходит на новый уровень.

  2.  Мышление, память, речь. Доступна классификация предметов по общим признакам (овощи, посуда, животные, одежда), в разговоре используются глаголы в прошедшем времени, наречия.

    Ребенок понимает единственное и множественное число, различает основные цвета, собирает конструкцию из кубиков, разбирает и собирает матрешку, складывает разрезанные на несколько частей картинки. Быстро запоминает стихотворения, слова песен, простую мелодию. Начинается период бесконечных вопросов «почему», «как», «зачем» и т.п.

  3. Социальные контакты: охотно играет со сверстниками, причем с соблюдением установленных правил, без капризов и ссор.

Психомоторное развитие детей дошкольников пяти лет

1.    Движения: прыгает на одной ноге на месте и в движении, ходит на носочках. Бросает маленький мячик и ловит его кистью. Неплохо рисует карандашом, собирает детский конструктор. 2.    Психоречевое развитие детей. Составляет рассказ по увиденной картинке, отличает вымысел (сказку) от реальных событий.

Может нарисовать человечка, используя несколько основных деталей (руки, ноги, голова, туловище). Доступен счет до пяти, а то и десяти. Ребенок запоминает свой домашний адрес (улицу, номер дома), знает, как его зовут, фамилию и возраст. В речи появляются различные предлоги вроде «в», «на», «над», «под», «рядом», «около».

Зачастую дети к пяти годам знают почти все буквы.

3.    Продолжается расширение социальных контактов со сверстниками и взрослыми.

Источник: https://medblog.by/diagnostika/psixomotornoe-razvitie-doshkolnikov-detej-4-go-6-go-goda-zhizni/

Критерии психомоторного развития ребенка

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Дать оценку психомоторному развитию детей дошкольного возраста эмпирическим путем очень непросто, ведь у каждого человека свой индивидуальный опыт. Если семья многодетная, то родители могут сравнивать показатели психомоторного развития каждого ребенка с показателями более старших детей.

Если же в семье один ребенок, то у родителей нет необходимого количества знаний, благодаря которым они смогут дать правильную оценку психомоторике первенца.

Они могут наблюдать за другими детьми во время прогулки, в детском саду или школе раннего развития, сравнивая их со своими ребенком, но полученных таким образом сведений все равно будет недостаточно для того, чтобы суметь дать правильную оценку.

Именно поэтому стоит поговорить о том, что такое психомоторное развитие, по каким критериям его оценивают в дошкольном возрасте у детей разного возраста, что может считаться патологией, а что является нормой.

Психомоторное развитие: что нужно знать?

Понятие психомоторного развития достаточно широкое и включает в себя оценку зрения, слуха, разных типов чувствительности и пр. Также сюда можно отнести социальные контакты дошкольника, двигательную активность.

Оценивая развитие малыша, нужно понимать, что вывод об успешном овладении крохой тем или иным навыком можно сделать только при наличии у него умения совмещать нескольких действий одновременно. То есть если малыш может взять ложку, он должен уметь зачерпывать ей пищу и подносить ее ко рту. Только в этом случае можно говорить о навыке ребенка есть самостоятельно.

Что влияет на психомоторное развитие ребенка?

Развитие детей дошкольного возраста во многом зависит от регулярного общения с мамой и родными. Постепенно усложняющееся общение с крохой станет залогом его гармоничного психомоторного развития. Недостаток внимания, неправильное воспитание станут для малыша основными причинами сбоев в процессе познания окружающего мира.

Результатом этого может стать задержка психического развития, а также последующее отставание в освоении новых двигательных навыков. Если не изменить линию воспитания, то в конечном итоге у малыша может проявиться слабоумие и неспособность к социальной адаптации в окружающем мире.

Как оценивают психомоторное развитие?

Сразу после рождения ребенок имеет определенные навыки, по которым оценивают уровень его психомоторного развития. Для удобства медики отобрали пять основных признаков, по которым кроху оценивают каждый месяц в течение года. Малыш сдает своеобразный экзамен, каждый раз получая оценку. Если оценка высокая, это означает, что уровень психомоторного развития у него соответствует возрасту.

Если малыш с легкостью справляется с поставленными задачами в своем возрасте, в качестве эксперимента можно предложить ему выполнить задание, рассчитанное на детей более старшего возраста. Если кроха и с ним справится без проблем, значит, его психомоторное развитие протекает с опережением.

Таким же способом можно выявить у детей отставание в области психомоторного развития. Если кроха не справляется с заданиями, рассчитанными на его возраст, можно для него их слегка упростить и понаблюдать за результатом. Малыш должен будет справиться с более простым вариантом, и тогда родители смогут сделать вывод о том, насколько сильно отстает их кроха.

При обнаружении у малыша признаков отставания в развитии следует прежде всего проанализировать воспитательный процесс и характер общения с крохой. Возможно, взрослые намеренно ограничивают его движение, не дают активно знакомиться с миром. Малыш должен иметь возможность изучать пространство как на улице, так и дома, сталкиваясь с минимальным количеством запретов.

Ниже мы рассмотрим таблицу норм психомоторного развития у детей дошкольного возраста, согласно которой можно будет дать примерную оценку состояния ребенка и в случае необходимости проконсультироваться у невропатолога.

ВозрастНавыки психомоторного развития
3 годаДля детей младшего дошкольного возраста характерно:·         знать названия основных цветов;·         переступать через небольшие препятствия;·         использовать в речи сложные предложения;·         постоянно задавать вопросы;·         исполнение ролей в ролевых играх;·         самостоятельное одевание и раздевание;·         умение изображать простые фигуры на бумаге.
4 годаДля детей четырех лет характерны:·         свободные и координированные движения;·         знание 6 основных цветов;·         умение классифицировать предметы по тому или иному признаку;·         способность ориентироваться в пространстве;·         грамотная, оформленная во фразы речь;·         продолжительные игры с детьми;·         следование правилам поведения;·         сформированные основные навыки;·         правильная осанка;·         способность сохранять координацию во время бега, ходьбы по кругу, по бревну.
5 летДля детей среднего дошкольного возраста характерны следующие навыки психомоторного развития:·         правильная осанка;·         умение ловить мяч;·         знание 8 основных цветов и некоторых оттенков;·         счет до 5;·         умение обобщать понятия в одну группу;·         способность выделять любимые игры.
6 летДля детей старшего дошкольного возраста характерны:·         легкие и изящные движения;·         умение обращаться с мячом;·         рисование карандашом;·         умение пользоваться ножницами;·         знание основных геометрических форм;·         счет до 10;·         выполнение простых арифметических действий;·         правильное построение речевых фраз;·         соблюдение правил поведения;·         поддержание чистоты в комнате.
7 летДля детей старшего дошкольного возраста характерно:·         сохранение равновесия даже при выполнении сложных для координации упражнений;·         умение кататься на велосипеде с тремя колесами;·         знание и способность называть основные геометрические фигуры;·         использование не только основных цветов при рисовании, но и оттенков;·         счет до 10, как прямо, так и обратно;·         выполнение простых арифметических заданий;·         знание букв и умение составлять из них слоги;·         придумывание новых игр, участие в групповых играх;·         ответственный уход за домашними животными;·         поддержание порядка в доме;·         аккуратное и уверенное пользование столовыми приборами;·         соблюдение правил гигиены.

Анализируя психомоторное развитие детей на каждом этапе дошкольного возраста, нужно понимать, что малыши развиваются по собственному, индивидуальному графику.

Не стоит паниковать, если уровень развития немного не отвечает нормам – скорее всего, ребенок нагонит со временем.

Однако не помешает проконсультироваться с доктором, чтобы исключить серьезные проблемы и разработать своевременную коррекционную программу.

Источник: https://rebenkoved.ru/sovety-roditelyam/chto-nuzhno-znat-i-umet/kriterii-psihomotornogo-razvitiya-rebenka.html

Особенности психомоторного развития ребенка

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Основными функциями нервной системы являются регуля ция всех физиологических процессов в организме и непрерыв ная адаптация его к функциям внешней среды.

Органы чувств обеспечивают поступление сигналов извне в центральную нервную систему.

Нервная система заклады вается уже на первых этапах развития эмбриона (2—3я неде ля), в течение внутриутробного периода происходит ее интен сивный рост и развитие.

Ребенок рождается с незрелым мозгом, его дальнейшее раз витие и дифференцировка происходят под воздействием внеш ней среды до 20—25летнего возраста.

Оценка нервнопсихического развития происходит в соот ветствии с разработанными стандартами развития. На первом го ду жизни оценка развития проводится ежемесячно, на втором году — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие.

Психомоторное развитие — это развитие интеллектуальных и двигательных навыков в зависимости от возраста, врожден ных и наследственных качеств ребенка. Благодаря этому про исходит взаимодействие ребенка с внешней средой.

Психика ребенка имеет следующие этапы развития:

  1. соматовегетативный, или первые два года жизни;
  2. психомоторный, или 3—6й годы жизни;
  3. этап формирования стабильного эмоционального фона, или 7—10й годы жизни;
  4. аффективноидеаторный этап — 11—12 лет.

В отдельные периоды отмечаются повышенная ранимость и чувствительность психики. Это отмечается в виде возраст ных кризисов в 2—4 года, 7—8 лет, в период полового созре вания (см. табл. 3—8).

Во внутриутробном периоде уже развита тактильная чувстви тельность, которая имеется у плода к концу 9й недели жизни, на поступление тактильной информации поверхность тела пло да проявляет себя уже на 14й неделе жизни, к четвертому ме сяцу внутриутробной жизни плод слышит и вздрагивает при громких звуках.

В периоде новорожденности ребенок большую часть време ни спит. Связь с внешним миром вначале происходит за счет выраженных безусловных рефлексов:

  1. пищевых — сосательного, хоботкового и др.;
  2. опоры — при поддержке подмышек стоит на всей стопе;
  3. опоры автоматической ходьбы — переступает;
  4. рефлекса ползания — отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается;
  5. хватательного — сжимает палец, прикоснувшийся к ладони.

Первым условным рефлексом является рефлекс на подготов ку к кормлению. Зрительное сосредоточение появляется у груд ных детей на первом месяце жизни, ребенок фиксирует взгляд на 3й неделе жизни. У него совершенствуются тактильный, вестибулярный анализаторы.

Ребенок держит голову, тянется руками к предметам. У ре бенка исчезает гипертонус мышц, угасает часть врожденных рефлексов: автоматической ходьбы, ползания, опоры, хвата тельного.

Быстро формируются рефлексы со зрительным и слу ховым анализаторами. У ребенка отмечаются двигательная активность, улыбка, гуление. Начинает формироваться интел лектуальное развитие, ребенок тянет руку к игрушкам.

Период бодрствования увеличивается, время сна сокращается с 18 до 15 ч.

Во втором полугодии жизни ребенок начинает понимать об ращенную к нему речь, выполняет простейшие задания. Днем спит дважды, сон укорачивается до 14—16 ч.

Садится сам, пол зает, а затем стоит, ходит с поддержкой, а затем самостоятельно. Начинает формироваться вторая сигнальная система, форми руется высшая нервная деятельность ребенка. Начинает разви ваться речь.

Ребенок сначала произносит слоги, а затем — и дву сложные слова.

На втором году жизни словарный запас составляет до 300 слов. Он самостоятельно ест, умеет одеваться.

На 3—6м году жизни совершенствуются двигательные уме ния. Ребенок рисует прямые линии, окружности.

По КернуИрасеку производится оценка школьной зре лости.

Ребенок по данному тесту должен нарисовать человека со всеми частями тела: голова, туловище, конечности, волосы, уши; на лице должны быть обозначены глаза, рот, нос, на руке — пять пальцев.

Он должен уметь срисовать группы точек — семь то чек диаметром 1 мм с расстоянием между ними 1 см, срисо вать фразу «Он ел суп» с учетом вертикального размера букв образца — 1 см, заглавной — 1,5 см.

Оценка теста проводится по пятибалльной системе: 1 балл — наилучшая, 5 баллов — наи худшая.

В возрасте 4—6 лет совершенствуется речь, ребенок хорошо понимает смысл речи, использует многословные фразы, обоб щения нескольких групп предметов. Хорошо развита игровая деятельность ребенка. Ребенок играет со взрослыми, обеспечи вает уход за собой. Воспринимая окружающее, создает много численные фантазии.

Стабильный эмоциональный фон формируется в 7—10 лет. Ребенок становится независимым, у него появляются эмоцио нальные привязанности, эстетические представления, начинает формироваться чувство долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела.

В возрасте 11—12 лет начинается половое созревание, ко торое определяет поведенческие особенности, общение детей друг с другом и окружающими. Ребенок хочет быть независи мым. У него формируется собственное «я».

Формирование познавательной функции ребенка оцени вается по степени его психомоторного развития в различные возрастные периоды: 1) в 2 месяца ребенок начинает улыбаться; 2) в 4 месяца узнает маму; 3) в 6 месяцев поворачивает голову к движущемуся предмету; 4) в 1 год ищет спрятанный предмет; учится играть с игрушками; 5) в 3 года знает свое полное имя; 6) в 4 года умеет считать; 7) в 5 лет знает дату своего рождения, домашний телефон, адрес.

Существует масса таблиц для определения соответствия воз расту определенных навыков. Если ребенок не владеет навыка ми возрастной группы, говорят о дисгармоничном развитии.

Ес ли отмечается отставание более чем на два интервала, говорят об отставании психомоторного развития, на три — о задержке психомоторного развития, а если опережает на три интервала, констатируют опережение психомоторного развития (см. табл. 9).

Оценка психомоторного развития проводится в установлен ные сроки: на первом году жизни ребенка — ежемесячно, на вто ром — 1 раз в квартал, на третьем — 1 раз в полугодие (см. табл. 10).

Примечания: диапазон между показателями, равный одному эпикризному сроку (фиксированные возрастные интервалы), свидетельствует о дисгармоничном развитии; составляющий 2 и более эпикризных срока — о резко дисгармоничном разви тии. При оценке развития новорожденных группу развития не определяют. В заключении отмечают соответствие, опереже ние или отставание.

Для определения групп развития необходимо:

  1. знать показатель, соответствующий возрасту по таблице;
  2. если указанного умения нет, определять возрастную группу, где он имеется, пропуская возрастные сроки, пока не опре делится необходимый показатель;
  3. при задержке развития отыскивать показатель с низким уров нем и определять группу развития 1, 2, 3, 4, 5.

Кроме этого, определяется равномерная или неравномерная задержка развития. В случае равномерного опережения опреде ляется темп развития.

14378 Показ

Автор. Ю.Ю. Елисеева

Источник. Детские болезни. Полный справочник, Издательство: ЭКСМО Год: 2008 г

Администрация сайта med-practic.com не несет ответственности за содержание информации

Источник: https://www.med-practic.com/rus/988/24091/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/article.more.html

Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Психомоторное развитие детей дошкольного возраста

Башкирова Клавдия Ивановна
Консультация для педагогов «Психомоторное развитие детей дошкольного возраста»

Структурные компоненты психомоторных способностей и их развитие у дошкольников

Цель: осветить значение психомоторики в развитии детей дошкольного возраста и познакомить с пониманием структуры психомоторных способностей в психолого-педагогической литературе как основанием для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и создания адаптивной системы образования.

Совершенствование системы дошкольного образования предполагает, что педагогический процесс следует осуществлять на основе его глубокой дифференциации.

Для этого педагогу необходимо знать индивидуально-типологические способности физического и психологического развития детей, понимать, какие способности дошкольников смогут обеспечить их успешность сначала в школе, а потом и в дальнейшей жизни. Немалую роль в этом играют психомоторные способности.

Под психомоторикой понимается совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.

Психика и моторика находятся в неразрывном единстве, и поэтому в поведении, в деятельности, в речи человека раскрывается вся характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта.

Но если психомоторика в полной мере отражает целостную характеристику человека, то, совершенствуя психомоторные способности, можно в той или иной степени успешности воздействовать на развитие детей.

Ещё столетие назад И. М. Сеченов и П. Ф. Лесгафт указали на важность развития психомоторных способностей человека, как единства его физической и психической сферы и основы высочайшей саморегуляции его деятельности.

Без понимания сущности и структуры психомоторики нельзя приступать ни к её развитию, ни к её коррекции. Целенаправленное изучение моторной сферы началось в середине 19-го века. Наиболее полный перечень психомоторной способности в начале 20-го века дал М. О. Гуревич.

Важными компонентами, отражающими состояние человека, он назвал мышечный тонус, ритм и темп движений, автоматические движения, вспомогательные движения, силу движения, отчётливость, равновесие, соразмерность движений в пространстве, координацию движений и двигательную активность. И как нечто целое рассматривал психомоторные процессы К. К.

Платонов и определял их, как основной вид в объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Понятие «психомоторика» приобретает различное смысловое наполнение. У Н. А.

Бернштейна это – вся область двигательных отправлений, объединяющая их биомеханические, физические и психологические аспекты; интересна и значима для изучения развития детей концепция уровневого построения движений, созданная Н.

А. Бернштейном. Он выделил 5 уровней психомоторной деятельности, которые можно соотнести со становлением двигательной функции в онтогенезе.

Первый уровень обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию мышечного тонуса мускулатуры. В чистом виде деятельность этого уровня выступает в непроизвольных движениях (дрожь от холода, нервная дрожь от волнения или вздрагивание от внезапного резкого звука, луча света и т. п.). Она начинает функционировать с первых недель жизни ребёнка.

Второй уровень руководит «локомоторным» или двигательным механизмом, который управляет четырьмя конечностями-двигателями и начинает функционировать в онтогенезе с четырёх-пяти месяцев жизни, когда рёбёнок пытается схватить увиденный предмет.

Третий уровень обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством. Он и начинает развиваться во втором полугодии жизни ребёнка, когда излишние движения уступают однократным целевым движениям, которые имеют начало и конец.

Этот уровень автор назвал уровнем пространственного поля и считал одним из самых ответственных в построении движений, имеющих ряд важнейших отличительных черт. Во-первых, на этот уровень уже работает зрения, которое безгранично расширяет и увеличивает объём и качество поступающей в мозг информации. Во-вторых, он тесно связан с взаимоотношениями и с внешним миром.

В-третьих, это пространственное поле является не сдвигаемым. Благодаря качественно переработанной информации, ребёнок воспринимает неподвижность окружающего мира. В-четвёртых, важнейшим свойством пространственного поля являются его метричность и геометричность.

Тщательная оценка расстояний, размеров и форм предметов, определяет важнейшие качества таких действий ребёнка, как меткость, точность, без чего его действия не достигли бы цели. Благодаря этим качествам, третий уровень называется «Пространственным».

Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием предметного, четвёртого уровня организации движений, который начинает функционировать с четырёх лет.

Действия этого уровня – самообслуживание в широком смысле, все предметные, трудовые, спортивные, подвижные игры. Движения, строящиеся на 4-м уровне, связаны с чётким осознанием правой и левой сторон тела.

В выполнении движений данного уровня главное – смысловая сторона действия с предметом.

Основные группы действий,определяемых этим уровнем:

1) объединяет движение с малым количеством автоматических действий, ощупывание, сравнивание и выбирание предметов, любые смысловые действия ребёнка;

2) содержит действия с участием второго уровня; действия, значительно подкреплённые третьим уровнем, т. е, смысловые, протекающие в пространстве, обеспечивающие ловкость рук;

3) объединяет действия всех предыдущих групп, что обеспечивает, прежде всего, движение губ, языка, и отвечает за почерк и скорость письма.

Пятый уровень организации движений, уровень психологической регуляции движе-ний, предполагает наличие мотива для двигательного акта и осуществление его основной смысловой деятельности. Для работы этого уровня должна быть сознательная саморегуляция.

Все действия основаны на образном мышлении и руководят богатейшим арсеналом географических, импровизационных и других смысловых выражений.

Понятно, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, возглавляемое ведущим компонентом – смысловой структурой и рядом «обслуживающих» его технических компонентов движений.

Исследования этих технических компонентов выделили их качественные характеристики, которые важны для организации и осуществления коррекционно-развивающей работы, поскольку их можно рассматривать как объекты педагогического воздействия.

Сегодня нет общепринятой классификации, авторы выделяют различные компоненты психомоторных способностей: мышечную активность, особенности и свойства простых и сложных движений, виды реакций и даже некоторые функции опорно-двигательного аппарата.

Анализ классификаций характеристик психомоторных качеств позволяет выделить два подхода.

Первый рассматривает качественный аспект деятельности: волевое усилие, процессы переработки информации при сенсомоторных реакциях, глазомерные функции и т. п.

Второй подход рассматривает количественный аспект деятельности и указывает на силу, скорость, точность, пластичность, ритмичность, ловкость, темп, ритм, меткость, соразмеренность, направление и время статичности и позы.

Для работы с дошкольниками на этапе подготовки к школе значимыми являются оба подхода – и качественный, и количественный аспекты деятельности.

В основе содержания занятий и контроля развития психомоторной сферы детейлежат следующие компоненты:

Статическая координация – регуляция двигательных актов, обеспечивающая удержание тела и его частей в состоянии равновесия или какой-то позе.

Динамическая координация – регуляция движений, обеспечивающая точное выполнение двигательных актов.

Скорость движения – отношение величины (длины) пути, пройденного телом или его частью, затраченному на это время.

Моторика рук – выполнение мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Одновременность – качество воспроизведения внешней формы двигательного действия и направления движения.

Отчётливость – степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам.

Оперативность управления движениями – оценивается планирование и организация движения, которые проявляются в скорости двигательной реакции на изменение звукового сигнала.

Чувство темпа – способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков.

Чувство ритма – средство пространственно-временной организации движений.

Качество восприятия (слуховое, зрительное, основанное на двигательном ощущении) – оценивается способность различать и передавать в движении характерные особенности музыкального образа исполняемого произведения.

Устойчивость внимания – оценивается способность не отвлекаться от музыки в процессе движения.

Качество запоминания последовательности движений – оценивается способность запоминать музыку и движения.

Желание действовать – оцениваются признаки, проявляющиеся в поведении ребёнка на занятиях и состояние ребёнка в момент проведения диагностики: типичность его поведения в данной ситуации.

Эмоциональность при выполнении заданий – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, в жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержании композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

Как писал И. М. Сеченов, «выполняя различные движения, ребёнок удовлетворяет одну из важнейших потребностей – потребность в двигательной активности, значит, движение является средством достижения цели».

Психомоторное развитие начинается в неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной осознанной психомоторной деятельности, под которой понимается целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование действительности с помощью действий.

Осуществление произвольных действий проходит под контролем сознания, проявление двигательных качеств – при участии волевого усилия.

Поэтому психомоторные особенности человека – это сплав психологических и физиологических механизмов управления движениями, двигательными действиями, отражающихся в проявлении разных психомоторных (двигательных) качеств.

Из этого следует, что необходимо развивать у детей ВПФ, не на основе дидактических игр, сидя за столом, а через активные движения.

Таким образом, в педагогической работе, направленной на развитие общих и специальных способностей, необходимо опираться на понимание многоуровневой регуляции движений Н. А. Бернштейна и на современные представления о многокомпонентности психомоторики.

Наличие сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между всеми компонентами требует применения системного подхода, который позволит приспособить образовательный процесс к уровню подготовки и особенностям развития детей, учитывая их возрастные и психофизические возможности и потребности. И тем самым создать максимальные условия для формирования индивидуальных способностей, обеспечивающих социальную успешность, охрану, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Построение адаптивной системы образования, невозможно без понимания значимости психомоторного развития дошкольников.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-psihomotornoe-razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Лечение Детей
Добавить комментарий