Раннее интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие ребенка – Советы родителям

Раннее интеллектуальное развитие ребенка

25 Июня 2019

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решению нестандартных задач. Такую способность можно ускорить, замедлить или приостановить.

Очень большое влияние на формирование интеллектуальных способностей оказывают условия семейного воспитания.

 Интеллектуальное развитие малышей дошкольного возраста – это очень важный процесс, требующий от родителей ответственности и образованности.

Все родители заинтересованы в непрерывном интеллектуальном развитии своих детей. Интеллектуальное развитие отвечает за нормальный уровень и скорость мыслительных процессов: сравнений, обобщений, распознаваний, способности делать выводы. К интеллекту относятся речь и способности к самообучению.

Дети с хорошим интеллектом всегда пользуются большой популярностью. Они в дальнейшем добиваются больших успехов в жизни. Существует множество способов развития интеллекта у малышей, которые можно применять в обучении с раннего возраста. Интеллект ребенка – это форма организации его познавательных процессов, которая обеспечивает хорошее восприятие и понимание окружающей действительности.

Интеллект охватывает все стороны деятельности человека: умственную, эмоциональную и физическую. Интеллект у детей очень важно развивать для успешного обучения, а также возможности делать то, что не умеют делать другие. Поэтому развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста.

Уровень интеллекта проявляется в мыслительных процессах ребенка. Мышление очень тесно связано с уровнем физической активности малыша. Никогда не ограничивайте двигательную активность детей. Помните, что запреты и ограничения значительно тормозят мыслительные процессы в головном мозге ребенка.

От чего зависит интеллектуальное развитие?

  1. От наследственности, которую ребенок получает вместе с генами родителей;
  2. От образа жизни мамы в период беременности;
  3. От условий жизни малыша: питания, общительности, достаточного количества двигательной и познавательной активности;
  4. От количества детей в семье. Дети из многодетной семьи намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе;
  5. От социального статуса семьи;
  6. От характера и темперамента малыша;
  7. От качеств личности родителей.

Когда начинать развивать интеллект ребенка?

Ребенок начинает развиваться с первых дней жизни. Но наиболее интенсивно происходит развитие его интеллекта с 2 до 8 лет, поскольку в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и способен к развитию. С двух лет можно применять логические игры для детей, начинать обучение ребенка чтению для развития мышления и расширения запаса слов.

Условия для развития интеллекта:

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
  • Отсутствие принуждения. Интеллектуальная деятельность должна нравиться ребенку и носить только добровольный характер;
  • Развивающая деятельность должна быть доступной для ребенка и соответствовать его возрасту.

Способы развития интеллекта:

  1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые призваны развивать интеллект и мышление у детей;
  2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование.

    Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление;

  3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта;
  4. Математика и точные науки;
  5. Чтение;
  6. Изучение иностранных языков;
  7. Чтение энциклопедий, справочников, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий;
  8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша;
  9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта.

Дошкольники окружающий мир познают в привычной для взрослых повседневной жизни в процессе общения со старшими или сверстниками, игр, труда, какой-либо деятельности. Поэтому основной задачей родителей является заметное улучшение качества прогулок на свежем воздухе, игр, занятий с малышами. Важно оценить значимость каждой минуты общения родителей с ребенком. Ведь таким образом происходит активное развитие мышления и речи, расширение знаний об окружающей среде. Организовывайте с детьми разнообразные игры, направленные на развитие памяти, речи, наблюдательности и внимания. Развитие интеллектуальных способностей малыша должно происходить целенаправленно и систематически. Обязательно во всех видах деятельности учитывайте его возрастные и индивидуальные особенности.

Наиболее эффективные приемы развития интеллекта дошкольников:

  1. Поддержка проявления любознательности ребенка;
  2. Создание условий для изучения различных материалов (песка, пластилина, глины, крупы, бобов) и инструментов с первого года жизни;
  3. Вовлечение малышей в повседневные будничные дела;
  4. Проведение разнообразных развивающих занятий с использованием карточек, пазлов, книг;
  5. Организация увлекательного и познавательного досуга малыша. Посещайте с детьми цирк, кукольные театры, музеи, ходите на стадион, рыбалку, в гости;
  6. Расширяйте круг общения детей;
  7. Общайтесь с малышом на равных, как со взрослым человеком;
  8. Соблюдайте следующие условия: здоровое питание, свежий воздух, хороший психологический климат в семье;
  9. Поддерживайте и прививайте малышу любовь к чтению;

Дети очень любознательны, поэтому родители должны направить их энергию и желание познавать окружающий мир в нужное русло.

Советы родителям по развитию интеллекта дошкольников:

  • Используйте игры для развития интеллекта ребенка;
  • Предлагайте ребенку полезные игрушки, стимулирующие мыслительную деятельность.
  • Изготовляйте игрушки самостоятельно вместе с ребенком;
  • Используйте многофункциональные игрушки;
  • Не перегружайте ребенка;
  • Проводить занятия с ребенком только в игровой форме;
  • Решайте совместно с ребенком интеллектуальные задачи. Не оставляйте малыша одного наедине с трудностями, всегда старайтесь прийти на помощь;
  • Подбирая ребенку детский сад, обращайте внимание на отношение педагогов к детям: добры ли они, создают ли условия для развития их интеллекта;
  • Развивайте творческие способности ребенка, хвалите их за различные поделки и рисунки;
  • Создайте в семье доверительные отношения, поддерживайте друг друга, всесторонне развивайте ребенка, проводите время вместе с пользой;
  • Формируйте у ребенка удовольствие и радость от процесса развития и обучения.

Развивайте малышей гармонично. Занимайтесь вместе с ребенком. Пусть занятия будут нескучными и полезными!

Источник: https://www.prodlenka.org/stati-obr/sovety-roditeljam/12745-intellektualnoe-razvitie-rebenka

Раннее интеллектуальное развитие: польза или вред?

Раннее интеллектуальное развитие ребенка
Раннее интеллектуальное развитие: польза или вред? В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?

Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структуры мозга.

Этот процесс полностью завершается к 8 годам. Поэтому родителям не стоит откладывать интеллектуальное развитие ребенка на школьный период, ведь так они рискуют упустить лучшее время.

Создание условий для раннего интеллектуального развития

Принуждать ребенка узнавать новое не надо – в юном возрасте в силу природного любопытства он учится сам. Кроха с момента рождения знакомится с окружающей его средой. Поэтому задача родителей – в создании гармонично развивающей обстановки для малыша.

Лучший способ учить ребенка новому – игра. Она позволяет удовлетворять любознательность детей в исследовании всего их окружающего. А чтобы занятия были эффективными и проходили на позитивном фоне, родителям необходимо завершать занятия до того момента, как ребенок устанет.

Типичные ошибки родителей

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос любознательным, эрудированным. Но, стремясь к этой цели, многие допускают ошибки, которые рискуют свести к минимуму положительные результаты.

Наиболее распространенные неправильные действия пап и мам:

  • Соблазн создать из своих детей более удачный вариант самих себя, видеть в них то, чего сами не сумели или не успели достичь.
  • Навязывание занятий, к которым ребенок не испытывает влечения. Нередко взрослые принуждают детей к изучению того, чего не знают сами, но хотели бы знать. При этом игнорируют личные пожелания маленького человечка.
  • Стремление добиться эффективности занятий любой ценой, что становится причиной появления проблем с детским здоровьем: невроза, головных болей, ухудшения зрения, сколиоза.

Лучший учитель: родитель или преподаватель?

Благодаря эмоциональной связи родители чувствуют своего ребенка и понимают, что ему необходимо в данный момент развития. Поэтому им не стоит слепо следовать методикам развития, даже успешно себя зарекомендовавшим. Важно учитывать индивидуальность ребенка, который будет смотреть на мир глазами того взрослого, кто его воспитывает и заботится о нем, постоянно находясь рядом.

А так как в детском возрасте ребенок доверяет только родителям, они и будут лучшими педагогами для него. Ведь посторонний человек, даже квалифицированный преподаватель, может вызвать негативную реакцию со стороны малыша: от зажатости и до испуга.

Слагаемые успешного раннего интеллектуального развития

  • Инструментами раннего интеллектуального развития малыша должно быть все, что он видит вокруг.
  • Окружающая развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться от простого к сложному.
  • Нельзя подгонять развитие ребенка под педагогические методики. Важно учитывать его индивидуальные особенности.
  • Ранее интеллектуальное развитие не должно нарушать эмоциональное и социальное состояние ребенка.
  • В случае потери детского интереса к процессу учебы его стоит временно прекратить. Продолжить нужно, лишь убедившись, что ребенок не только воспринимает получаемые знания, но и движется в их освоении вперед.

Риски раннего интеллектуального развития

  • Фанатичное раннее интеллектуальное развитие вызывает приток крови к коре головного мозга и дефицит кровоснабжения центров, отвечающих за сердцебиение, дыхание и пищеварение. Возникают спазмы сосудов, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на усталость, головную боль и боль в животе.
  • Дети, успешно развивающиеся интеллектуально с раннего возраста, чаще всего не умеют или не любят общаться со сверстниками. В будущем это может повлиять на их неумение строить здоровые отношения в обществе и ведение одинокого образа жизни.
  • Одаренные дети нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, чье развитие происходило без акцента на интеллектуальное.
  • Рано приобретенный багаж знаний может вызвать скуку во время учебы в школе и выработать негативное к ней отношение.

По статистике, один признанный гений приходится на 6 млн людей с обычными способностями. Но генетики утверждают, что в числе каждых 100 тысяч

новорожденных появляется на свет  одаренный ребенок.

Успех раннего развития – в мудром подходе

Занимаясь ранним интеллектуальным развитием ребенка, родителям важно не перешагнуть тонкую грань, которая вместо блага принесет вред физическому, эмоциональному и психологическому состоянию маленького человечка. Ведь знания должны давать пользу, а не становиться причиной дисбаланса во многих сферах жизни малыша.

Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник: https://www.medweb.ru/articles/rannee-intellektualnoe-razvitie-polza-ili-vred

Отличия развития умственных способностей у детей раннего возраста

Раннее интеллектуальное развитие ребенка

Умственное развитие ребенка раннего возраста определяется как количеством и характером имеющихся у него знаний, так и формированием процессов познания – восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания.

Развивающие занятия с детьми нужны не для того, чтобы вырастить гениев.

Их задача – стимулировать познавательную деятельность, помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться в социуме и начать применять полученные знания в жизни.

С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?

В России принято отправлять детей в школу с 7 лет, поэтому все методики, которые рассчитаны на занятия в младшем возрасте, воспринимаются как ранние.

Родители делятся на два лагеря. Одни бросают все силы на то, чтобы их ребенок начал развиваться уже с первых дней жизни. Вторые опасаются, что умственные нагрузки могут повредить их сыну или дочери, поэтому, как бы им ни хотелось примкнуть к первым, они этого не делают.

Человеческий мозг устроен так, что период его наибольшей активности приходится на первые семь лет жизни.

Это не означает, что после семи лет дети становятся глупее или теряют способность к обучению, но в младшем возрасте существует природная предрасположенность к быстрому усвоению новой информации, есть тяга к познанию мира.

Если эту предрасположенность у ребенка не поддерживать ранними занятиями, в школе ему будет сложнее по сравнению с теми, с кем занимались буквально «с пеленок».

Примеры и методы развития умственных способностей

Есть несколько простых принципов, которые необходимо соблюдать для того, чтобы интеллектуальное развитие детей раннего возраста было эффективным и безопасным:

  • Занятия должны быть построены как игра: например, не просто рисовать линии, а помогать муравьишке добраться до своего домика, не просто складывать и вычитать, а делиться яблоками или пирожками и т. д.
  • Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. В идеале оно должно заканчиваться раньше, чем ребенок этого захочет. Для годовалого малыша достаточно и нескольких минут, к трем годам он уже сможет заниматься одним делом на протяжении 15–20 минут.
  • Обучение должно приносить удовольствие всем участникам. Занятия для дошкольников не предполагают заданий, обязательных к выполнению. Пусть ребенок делает то, что нравится. Также, если мама занимается только потому, что «так надо», вряд ли от обучения будет ожидаемый эффект, ведь дети отлично чувствуют состояние взрослых.
  • Развитие умственных способностей не должно становиться для родителей навязчивой идеей. Если занятие «не идет», значит, ребенок не в духе или же предлагаемый материал еще сложен для него. Не нужно всеми силами пытаться развивать малыша через его сопротивление. И точно не стоит требовать от него слишком многого. Как бы ни хотелось усадить трехлетку за музыкальный инструмент или научить двухлетнего малыша считать, стоит отличать собственные амбиции от реальных способностей и возможностей своего сына или дочери и вовремя останавливаться.

Разные периоды жизни ребенка связаны с формированием различных отделов головного мозга, поэтому развивающие методики необходимо подбирать с учетом этого фактора.

  • В первые годы жизни быстро развивается память, поэтому имеет смысл давать больше заданий на ее тренировку. Например, учить вместе с малышом стихотворения и песни.
  • В период от года до трех лет активно развивается устная речь, в это время важно много разговаривать с ребенком не только на родном языке, но и на иностранном.
  • Сенсорное развитие – тренировка умения видеть, слышать, ощущать – актуально в возрасте от 0 до 5,5 лет.

Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями. Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру.

Особенности развития у детей от 1 до 4 лет

Развитие ребенка 3 лет характеризуется формированием самостоятельности детей. У них появляется предметно-игровая деятельность, они познают мир с помощью игр. У ребенка в этот период улучшается восприятие, речь, образное мышление.

Знакомясь с предметами, малыш узнаёт их форму, цвет, размер. Развитие ребенка 4 лет связано с наблюдением за взрослыми. Дети смотрят на жесты, мимику, поведение и слова мамы с папой и копируют их. Поэтому очень важно в это время следить за собой.

Вы не можете укорять сына или дочь в неподобающем поведении, если сами поступаете так же.

Особенности развития у детей от 4 до 7 лет

Развитие ребенка 5 лет предполагает активное формирование памяти. В этот период дети легко запоминают любой материал. Чем больше эмоций вызывает информация, чем осмысленнее она, тем быстрее малыш её запомнит. В этом возрасте ребенок уже может опираться пусть на небольшой, но всё же жизненный опыт.

Развитие ребенка 7 лет – особенно сложная стадия. Ведь малыш переходит из детского сада в школу, у него меняется распорядок дня, появляются новые знакомства, он впитывает в себя огромный объём новой информации.

Поэтому важно подготовить сына или дочь к этому периоду, чтобы его интеллектуальных способностей хватило на познание мира.

Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка

Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.

Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.

Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.

После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать.

Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д.

В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.

Влияние раннего развития на формирование личности

Самый главный аргумент против ранних занятий: из-за них ребенок лишается своего детства.

На самом же деле развитие умственных способностей происходит даже в том случае, если его так не называть: когда родители играют и много разговаривают с ребенком, не ограничивают его познавательную деятельность, мозг малыша интенсивно развивается. Различные методики только помогают выбрать правильное русло, в котором ребенок может обучаться.

У детей, с которыми с младенчества много занимались родители и которые посещали развивающие занятия, уже к трем годам отмечаются навыки хорошей концентрации внимания, способности к быстрой обработке информации.

В дальнейшем у таких детей будет легче происходить процесс обучения чему-либо, они быстрее научатся читать, писать, считать.

«Побочный» эффект – воспитанность и дисциплинированность, которые всегда сопутствуют методикам развития интеллекта.

Факторы благоприятного воздействия на развитие умственных способностей

Для того, чтобы мозг ребенка развивался правильно и своевременно, недостаточно просто отдать сына или дочь на развивающие занятия. Ключевую роль играет вовлеченность родителей в процесс воспитания малыша.

Новые впечатления нужны ребенку, тем не менее, они должны поступать дозировано. Перенасыщение информацией приводит к перевозбуждению малыша и проблемам с нервной системой.

Поэтому, например, самым маленьким детям рекомендуется показывать простые черно-белые изображения.

С полугода демонстрируются изображения красного и других контрастных цветов, а уже к году можно переходить на рассматривание разноцветных картинок с мелкими деталями.

Развитие интеллекта связано также с физиологией: без правильного питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также соответствующей возрасту физической активности, сложно достичь хороших результатов.

Наличие хронических заболеваний или частые болезни осложняют процесс развития, поэтому необходимо поддерживать здоровье. Иными словами, для развития умственных способностей нужно уделять внимание не только мозгу, но и телу.

Сегодня существует большое количество школ раннего развития. Обучение может производиться по конкретным методикам, например, Домана, но чаще представляет собой компиляцию из разных направлений.

Такие занятия хороши для детей в возрасте примерно от 1,5 до 3-4 лет, потому что предлагают различные виды деятельности и задействуют сразу несколько отделов мозга.

Но когда ребенок становится старше, имеет смысл искать более конкретные занятия.

Важно, чтобы при этом они затрагивали не только левое полушарие головного мозга, но и правое, то есть стимулировали развитие как интеллектуальных, так и творческих способностей. К таким занятиям относятся:

  • Чтение. Как родителями детям, так и самостоятельное. Это активизирует воображение, приучает к самостоятельности, дает почву для размышлений. Не только читайте вместе с ребенком, но и обсуждайте прочитанное.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах. Обучение любым предметам положительно влияет на развитие умственных способностей, но занятия музыкой особенно ценны тем, что они стимулируют те отделы мозга, которые отвечают за мышление, память, внимание, способность к анализу.
  • Занятия иностранными языками.  Заставляют мозг отказаться от привычных сценариев, что очень полезно как для развития интеллекта, так и для формирования творческого начала.
  • Ментальная арифметика. Методика тренирует скорость восприятия и обработки информации, развивает оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализации при использовании абакуса. 

Перечисленные способы развития умственных способностей хороши тем, что могут использоваться не только на групповых занятиях, но и дома (чтобы заниматься ментальной арифметикой со своим ребенком, родители могут пройти обучение). Совместная деятельность с малышом положительно скажется не только на его успехах в развитии, но и на ваших отношениях.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/umstvennoe-razvitie-u-detey-rannego-vozrasta/

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Раннее интеллектуальное развитие ребенка

Зара Селимова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью.

В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности.

Благодаря дидактической игре, которая эффективно повышает интерес детей к образовательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.

Интеллектуальное развитие детей раннего возраста должно способствовать не только усвоению и закреплению знаний, но и быть направленным на активизацию мыслительной деятельности дошкольников.

Интеллектуальное развитие детейв ДОУ должно включать:

развитие речи и речевого общения;

развитие пространственного мышления и воображения

развитие логического мышления

формирование сенсорной координации и моторики рук формирование умения наблюдать, описывать и строить предположения;

знакомство с правилами поведения по отношению к миру природы и миру вещей, созданных человеком;

воспитание уважения к себе и окружающим и развитие этнически ценных способов общения.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Развитие восприятия. Восприятие является результатом деятельности системы анализаторов и возникает на основе ощущений. Восприятие отличается от ощущений в следующих отношениях.

Ощущения отражают все доступные анализаторам свойства предметов, а восприятие выделяет из них основные и отвлекается от несущественных.

Ощущения отражают отдельные качества реальности, а восприятие создает интегральную картину действительности.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. На втором-третьем году жизни существенно усложняются задачи сенсорного воспитания.

Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Манипулируя предметами,дети второго года жизни продолжают знакомиться с разнообразными свойствами: величиной, формой, цветом. В большинстве случаев первоначально ребенок выполняет задание случайно. Шарик можно протолкнуть только в круглое отверстие, кубик в квадратное и т. п. Ребенка интересует момент исчезновения предмета, и он многократно повторяет эти действия.

На втором этапе путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или разной формы в соответствующих гнездах. Здесь тоже существенную роль играет автодидактизм. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытаясь втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и др.

Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей. Малыш сравнивает величину или форму вкладыша с разными гнездами, отыскивает идентичное.

Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе в сенсорном развитии ребенка.

В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно: многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая вкладыши необходимой величины или формы.

Вершиной достижений детей второго года жизни является выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов по цвету. Здесь уже нет того автодидактизма, который имел место при соотнесении предметов по величине или форме.

Только многократное чисто зрительное сравнение позволяет ребенку выполнять задание правильно. Более сложными становятся и движения рук детей.

Если раньше ребенок просто раскладывал предметы или размещал довольно крупные вкладыши в соответствующих гнездах, то теперь, чтобы «посадить» в маленькое отверстие грибок, необходимы тонкие движения руки под контролем зрения и осязания.

Развитие памяти. Существуют различные принципы классификации памяти, подразделяющие ее на отдельные формы. Широкое распространение получила классификация памяти, данная И. С.

Бериташвили, который различал у человека образную память, условнорефлекторную, эмоциональную и словесно-логическую.

Очевидно, что указанные подразделения памяти оправданны; в то же время они в значительной мере условны, так как в нормальной жизнедеятельности целого организма все виды памяти находятся в постоянном взаимодействии.

Самый ранний вид — моторная или двигательная память — начальное свое выражение находит в первых двигательных условных рефлексах детей, прежде всего в той своеобразной условной реакции, которая наступает, когда ребенка берут на руки в положении кормления. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.

Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети осмысленно запоминают то, что вызывает их интерес. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов и явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.

Развитие мышления. Устанавливая генетическую связь памяти с другими психическими функциями, П. П. Блонский отмечал, что память одной своей стороной соприкасается с движением и восприятием, а другой — с мышлением.

Значимым этапом развития мышления ребенка является период, когда один и тот же предмет можно назвать несколькими словами.

Это явление наблюдается в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании такой умственной операции, как сравнение.

В дальнейшем на основе операции сравнения начинают развиваться индукция и дедукция, которые к 3-3,5 годам достигают уже достаточно высокого уровня развития.

Наиболее распространенным в современной психологии является разделение мышления на три вида: словесно-логическое, конкретно-образное и наглядно-действенное.

Эти виды мышления являются этапами развития мышления в онтогенезе.

В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач.

Наиболее важные особенности наглядно-действенного мышления составляют направленность на конкретные, воспринимаемые в данный момент предметы, и проявление в виде определенных действий с этими предметами. Данный вид мышления представляет собой «первичный», наиболее ранний вид интеллектуальной деятельности, не связанной с речью.

Наглядно-действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной деятельности и претерпевает вместе с ней,а также в связи с овладением речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-действенного в опосредствованное внутренним планом. Этот процесс связан со специфическими этапами в развитии обобщения опыта деятельности и с овладением словом, становящимся в более старшем возрасте орудием мысли. Вместе с тем наглядно-действенное мышление не исчезает на рубеже понятийного мышления, а существенно дополняет конкретностью наглядных представлений осмысление более общих связей между предметами и явлениями. Ребенок живет в социальной среде, развивающее содержание которой зависит от культурного уровня ближайшего окружения и общества в целом. В раннем детстве происходит интенсивное овладение миром социальных отношений и предметных действий. На первом году жизни ребенок знакомится и начинает действовать с предметами в условиях ведущей роли общения со взрослым. Он овладевает сигнальной, атрибутивной, номинативной, а впоследствии и обобщающей функцией речи в единстве с освоением предметной деятельности.

Таким образом, наглядно-действенное мышление характеризуется следующими особенностями. Во-первых, оно совершается только в данной наглядной ситуации, в ходе непосредственного восприятия предметов и, во-вторых, в процессе материального действия с предметами.

Действия с предметом выступает главным способом этого мышления. Если в дальнейшем ребенок оперирует представлениями, словами, схемами, то на этом этапе он оперирует, главным образом, предметами и познает существенные свойства только в действии с предметами.

В основу теории П. Я. Гальперина было положено представление о генетической зависимости между внутренними интеллектуальными операциями и внешними практическими действиями.

Он считал, что развитие мышления ребенка на ранних этапах его развития непосредственно связано с предметной деятельностью, с манипулированием предметами Согласно мнению Гальперина, высшие интеллектуальные действия и операции не могут складываться без опоры на предшествующие способы выполнения того же самого действия, а те в свою очередь опираются на предшествующие им способы выполнения данного действия. И в конечном итоге все действия в основе своей опираются на наглядно-действенные способы.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/intelektualnoe-razvitie-detei.html

Раннее интеллектуальное развитие. Наш опыт

Раннее интеллектуальное развитие ребенка

Я пишу этот пост не для того, чтобы «открыть глаза» кому-то или «направить на верный путь», просто делюсь своими наблюдениями и делаю некоторые выводы (для себя). Ну, а читать или нет, а тем более, прислушиваться ли – дело каждого. Ведь для того мы и пишем сюда, чтобы обмениваться опытом и выбирать для своих детей всё только самое лучшее.

Во время беременности я прочитала много книг на тему «Раннего развития», была просто очарована Масару Ибука с его «После 3-ёх уже поздно», и понеслось: Синъити Судзуки, Глен Доман, Сесиль Лупан и т.

д… Я ещё не родила, мы ещё не выбрали имя для ребёнка, но уже знали, что мы с ним будем делать!.. У новорожденного Егора одежды было не столько, сколько методических пособий по раннему развитию ( и это мы ещё далеко не фанаты, так скажем…).

Я заставила прочесть эти книги мужа, маму, свекровь, чтобы они «верно» поняли мои намерения. Итак, я была во всеоружии.

Помню, Егору 2-3 недели, я нарисовала какую-то рожицу чёрным по белому и демонстрирую ему. Потом пошли карточки, школа 7 Гномов, муж смастерил трек, чуть позже подключили рамки-вкладыши и т.д…

Я точно не могу зафиксировать тот момент, когда я поняла, что ошибаюсь. Насколько быстро и безоговорочно я приняла систему раннего развития, настолько постепенно и обдуманно я от неё ушла…

Когда мне попадались посты с содержанием типа: «раннее развитие – это бред» – ха-ха, думала я, лентяйки! Не могут 10 минут в день уделить занятиям по карточкам! Да, я была категорична. Но вот я уже и сама по другую сторону баррикад и не считаю себя лентяйкой, не развивающей ребёнка.

Как я уже сказала, не помню точно, где начало конца, но вот несколько пунктиков:

1) Однажды, во время занятий с сортером, я подумала: до чего же скучная и нудная игрушка, слишком уж «правильная» – это сюда давай, это – туда, э – нет, треугольник с тремя дырочками насадим на 3 палочки, а квадратик с четырьмя дырочками на 4 палочки! По просьбе он насаживал, куда я просила, но в какой-то момент я перестала просить и решила понаблюдать, что он сам захочет сделать с этим. Егор насадил всё как хотел: где должен был быть круг – стоял квадрат, где квадрат – круг и т.д. У него получилась необычная конструкция, а не просто «правильно собранное пособие по интеллектуальному развитию». Не блокирую ли я его фантазию, требуя сделать всё так, как « надо»? Рано или поздно он всё равно будет собирать как требуется, а будет ли сооружать вот такие композиции?

2) В год с небольшим Егор по просьбе запросто показывал все виды транспорта из набора «Мир на ладошке», русский и английский алфавит в картинках, всех животных из кучи карточек! И все эти умения мы, конечно же, демонстрировали бабушке с дедушкой по скайпу. Я подумала однажды: зачем?..

Зачем я так нагружаю его память? Если нам удастся увидеть один Камаз, внимательно посмотреть на него со всех сторон, залезть внутрь, а может, даже и прокатиться – впечатлений-то будет гораздо больше, чем от 500 изображений того же Камаза. У меня у самой прекрасная память (вот, чес.

слово, мне муж очень завидует), я любила учить стихи, знала их много, я сама тянулась к ним, мама лишь читала мне книги.

Я спросила у мамы, помнит ли она, как я научилась читать? Так вот представьте, она не помнит! Сказала только: «Да как-то просто, я уж и не помню», зато как я тиранила свою младшую сестру буквами, мне не забыть никогда, а уж ей-то, бедняжке, подавно… Просто, да очень просто. Мне самой захотелось читать уже книги и уж очень нравилось, как мама пишет письма – тоже захотелось писать письма бабуле с дедом. Был живой интерес с моей стороны и поэтому я очень быстро всему научилась.

Что ни предложи ребёнку – он до определённого возраста будет принимать всё. Почему же не позволить ему самому выбрать, не навязывать. Но его же всё равно надо направлять – скажите вы? Надо, да, но не пребыванием в искусственно созданном мире, а созданием живой, эмоциональной среды или встреч, пример с тем же Камазом.

3) Мне никак не удавалось заинтересовать Егора рисованием, я говорила: ну, видимо, это не наше!.. Но в глубине души меня такой ответ не устраивал. Так я вышла на книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Знакомство с этим автором, с её статьями, послужило мощным толчком к тому, чтобы открыть ребёнку «мир», а не очередное пособие.

4) Прочитав в общих чертах про Вальдорфское образование, я решила, как и многие, что это секта, ещё и , о, Господи, запрещающая раннее развитие, хотя многое меня привлекало, душа моя отзывалась, но мозг твердил: Ему уже год, а после 3-ёх, сама знаешь, поздно!..

Но случайно выяснилось, что у моих хороших друзей есть друзья, у которых трое детей обучаются в Вальдорфской школе и посещают Вальдорфский садик и это замечательные, очень творческие и всесторонне развитые дети.

Я отбросила все свои домыслы и предрассудки и принялась читать совершенно другую литературу: Грюнелиус, Осорина, Дыкман – вы не встретите этих авторов в книжном магазине, их там нет! Зато для пособий по раннему развитию есть не то что специальные отделы – но даже целые магазины! С точки зрения бизнеса – это ведь настоящая золотая жила в отличии от того, чем живёт и на чём основывается Вальдорфское образование.

Мы пошли по другому пути. Мы играем с ветками, палками, тряпками, делаем домашние спектакли, много рисуем, стучим, гремим, плещем воду, рассматриваем птиц на улице, вместе занимаемся бытом – дел-то не убавилось, просто они качественно изменились. Английский язык мы не «учим», по возможности применяем его в быту, только так есть смысл.

Много путешествуем, посещаем экскурсии, не ставим ограничений: он ещё маленький, он не поймёт, не запомнит – у него копятся ощущения.

5) А ещё меня ну очень напрягает школа моей сестры – свалка ненужной информации и отсутствие нужной. Постоянное переживание из-за оценок и вечная гонка за ними, а не за знаниями, это притом, что учится она очень хорошо. Я стала искать альтернативу. Может , тогда-то всё и началось…

Хочу ещё вспомнить своё детство.

До 7 лет я жила в идеальных условиях.

В детстве я получала очень много впечатлений, живых и настоящих, я выросла в деревне у бабули с дедом, проводила там по полгода: рыбалки, сенокосы, животные, походы в лес, огород, деревья, встреча коров, наблюдения за дойкой, ловушки для ёжиков, крыша гаража, концерты по пятницам с подружками, строительство будки и многое другое. Меня ничего не заставляли делать, я лишь наблюдала, из интереса рождалось желание и я тоже принималась за дело: пекла пироги, крутила сепаратор, вязала, косила, ухаживала за животными. Всех моих подружек заставляли всё это делать, поэтому они и ненавидели это. Почему-то моя бабуля ни о чём меня не просила, почему-то она была настолько мудра в отличии от бабушек моих подружек, которые боялись, что их внучки вырастут лентяйками, я не знаю. Ещё у моего дяди была мастерская, где мне позволялось брать и делать всё, что я захочу! У меня была целая сокровищница с брусочками, полешками, спилами и т.д. Пока мои подружки были заняты домашними делами, мне хотелось играть, очень! Играть было больше не с кем, поэтому я играла с бабулей и дедом, они у меня и прыгали и в углу стояли и «болели». До того они боялись, что я заскучаю и буду проситься домой…

Я думаю, вот чего я хотела добиться, вкладываясь в раннюю интеллектуализацию? Чтобы мой ребёнок вырос эрудированным, умным, успешным? У меня есть один знакомый, он мега-эрудит! Если бы я была на передачи «Кто хочет стать миллионером» – он первый, кому бы я позвонила.

Однако умным назвать его сложно, в некоторых, даже простейших бытовых ситуациях он до невероятности глуп, а с людьми ему вообще очень тяжело сходится, только с компьютерами.

Знаю много умных людей, даже успешных, очень закрытых, безэмоциональных, сухих… Счастливыми, получающими удовольствие от жизни я бы их тоже не назвала.

Хотелось бы затронуть тему пробуждения чувств – вот чему необходимо уделять внимание, но об этом в другой раз, сейчас говорим именно о «раннем интеллектуальном развитии».

Ещё я бы хотела уточнить, чтобы вы правильно поняли меня, я так же не за то, чтобы пустить всё на самотёк, мол, ну мы же выросли нормальными людьми, никто с нами вот так не занимался.

Если мы до сих пор живём в обществе, которым сами же крайне не довольны, ненавидим своё государство, завидуем раскованности европейцев, не любим свою работу, не особо ценим родственные и дружественные связи, значит всё же, что-то в нас не то и не так.

И последнее, очень уж мне понравилась фраза, где-то на просторах интернета подсмотренная, может, и здесь, не помню, смысл таков: «Арина Родионовна вон, Поэта воспитала, уж точно не показыванием карточек».

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/rannee_razvitie/1719341

Лечение Детей
Добавить комментарий