Развитие фонематического слуха у школьников упражнения

Игры и упражнения по развитию фонематического слуха у младших школьников

Развитие фонематического слуха у школьников упражнения

Игры и упражнения

по развитию

фонематического

слуха у младших

школьников

C каждым годом растёт процент учащихся, у которых недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности – это и звукопроизношение, фонематические процессы, словарь и грамматический строй языка.

Фонематические процессы отвечают за умение различать звуки в речи и за сформированность звукового анализа и синтеза слов.

Недостаточное развитие этих процессов ведёт к нарушениям письменной речи – пропуски, перестановки, замены букв и слогов.

  • Задания на развитие фонематических процессов:
  • Какой звук есть во всех словах?

Учитель произносит три – четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук:

шуба, кошка, мышь, шапка.

  • Каким звуком отличаются слова?

Например:удочка – уточка

мишка-мышка

коза – коса

мак-рак

  • Математическая грамматика

С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА= ? (столица).

  • «Слоговой аукцион». Придумайте слова, начинающиеся со слогабу(бумага, букашка, бутон, булавка, Буратино).
  • Из слогов составить слова:

МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ. НАША, ЛАРА, РАНА

ма

у

ра

на

ла

ша

ши

па

  • Ребёнку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах :самолёт, молоко, прямо, мороженое.
  • Буква потерялась. __ о __ ры, __елка, зе __ра, ко __ра.
  • Рассмотреть картинки, сказать, что изображено на рисунках. Прочитать по первым буквам слово.
  • Подберите похожие по звучанию рифмующиеся слова.

Мальчик – пальчик – зайчик

Медаль – педаль – деталь

Пелёнка – зелёнка – продлёнка

Боль – моль – соль – роль – ноль

  • Придумайте как можно больше слов по данным моделям:

Б

Б

Б

Б

Дочка, точка, почка, мочка, кочка, ночка.

  • Слово в слове. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово.

Столб – стол, укол – кол, полк, волк, тепло, стол, клад, лампа, горсть, хлев, уточка.

Переставьте буквы в слове баян так, чтобы получилось новое слово (баня).

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое. (Бабочка)

БА+ музыкальный звук =белый хлеб удлинённой формы. (Батон)

БА+ приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук, голос с низким тембром. (Басок)

  • Читай, вставляя разные гласные.
  • Читай, вставляя разные гласные.

Т ___К (И, О, Ы, А, Ё, Ю, У)

К ___ШКА (А, И, О)

  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :
  • Вставить Р вторым по счёту :

Пудсок

Котмак

Баккошка

Койкабитва

  • Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
  • Найти слова, в названии которых 3, 4, 5 звуков. (Например, на картинках)
  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором месте.
  • Составить из одного слова как можно больше слов.

Например: платок – лак, кот, ток, пол, клоп, пот.

  • Игра « Путаница ». В слове перепутаны буквы, «собери» его правильно.

ХОУПЛ (ЛОПУХ)

СМТО (МОСТ)

УГРША (ГРУША)

  • Из заданного текста прочитать только гласные буквы, только согласные.
  • Подобрать к каждому звуку заданного слова новые слова.

Например : луна

ЛУНА

Лукутканогааист

Лапаулитканотыастра

Лакутюгнораананас

  • Посчитай, сколько раз встретилась данная буква в тексте.
  • Игра « Разведчик ». Из заданного текста найти и прочитать только те слова, в которых есть данный звук.

Какое слово получится, если добавить звук [К] в конце слова:

вол – волк

рыба –

завтра –

пар –

Какое слово получится, если убрать первый звук:

косы – осы, крот – рот, смех – мех

Дети по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например : зима – арбуз – заяц – цапля – яйцо – очки – игла.

Учитель произносит слова, но не слитно, а по отдельным звукам:

[м], [а], [к].

Дети синтезируют звуки в слово. По мере освоения упражнения слова удлиняются.

Учитель предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.

Учитель предлагает детям несколько заданий на сообразительность :

– Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

– Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

– Подбери слово, чтобы первый звук был бы к , а последний – а.

  • Игры на развитие слогового анализа и синтеза.

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово :па-

па– (парк)

па— (паром)

па—- (паруса);

  • Переставьте звуки в словах, чтоб получилось другое слово:

пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак

  • Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых есть заданный звук.
  • Определение место звука по отношению к другим звукам:

Какой по счету звук р в словах: метро, гора, рыба, ковёр.

  • Назови соседей звука ш в слове кошка
  • Слово рассыпалось на слоги:

ран ка даш

  • Учитель читает небольшой текст, посчитай, сколько слов начинается на определённый звук.

Напиши цифрой, сколько букв в данном слове: мечта, рис, тень.

  • Назови, какой звук слышится:

Перед У в слове «стружка»;

Перед Н в слове «конь»;

  • Назови, какой звук слышится между М и К в слове «мак»;

Между С и О в слове «стол».

Все перечисленные игры формируют не только фонематические процессы, но и развивают внимание, память, мышление детей.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/presentacii/ighry_i_uprazhnieniia_po_razvitiiu_foniematichieskogho_slukha_u_mladshikh_shkol_nikov

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Развитие фонематического слуха у школьников упражнения

Юлия Тришкина
Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха

Самые простые и эффективные упражнения для развития фонематического слуха.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с детьми приведены ниже. Но для начала отметим, что необходима последовательная отработка состоящая из шести этапов:

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого ребенка. Путь угадывает, кому принадлежит голос. («Кто сказал мяу?»)

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте их ребенку и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т. д. или бамам – паман – банан – ванн ам. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

• «Выбирайка». Наклейте на картон картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Мама говорит слово, а чадо выбирает верную картинку.

Четвертый этап

Учимся различать слоги.

• «Выйди вон». Задача ребенка – услышать, какой слог лишний в ряду. Например, взрослый говорит: ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.

• Чистоговорки. Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба – бо – ба – у дороги два стол (ба).

За – зу – за – уходи домой ко (за).

Ти – ди – ти – на Луну ле (ти).

Де – де – те – сяде в темно (те).

Лю – лу – лю – лук зеленый я по (лю).

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• «Поймай звук». Взрослый несколько раз произносит звук, который ребенок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т. д., далее медленно, четко произносить звуковой ряд: А – Л – Х – С – Д – Ж – И – А – Ф – У – А…Согласные нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» (не «сэ», а «с»)

• «Кто звучит?». Для развития фонематического слуха самые простые упражнения – это имитации. Например, нужно воспроизвести звуки природы: жужжание комарика (ж-ж-ж, рычание тигра (р-р-р, пение сквозняка или ветра (с-с-с).

• Можно потом поиграть наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• Хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части. Ребенок сначала произносит слова вместе с мамой, затем пытается делить их на части самостоятельно. Говорим и хлопаем: ба-буш-ка, пал-ка, кош-ка, ма-ма, за-на-вес-ка, ло-пат-ка, кро-ват-ка и т. д. Как только ребенок ухватил суть, просим его прохлопать слова самостоятельно.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, ау – 2 звука, аио – 3 звука).

• «Потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти и назвать пропущенный звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет звук, который ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

• «Звук заблудился». Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла

https://www.youtube.com/watch?v=Z91Z4Jd8e54

По дороге вдоль села.

Сели в ложку (лодку) и –айда!

По реке туда – сюда.

Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали лед (мед).

Доски на гору везем,

Будем строить новый ком (дом).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Подготовил: учитель – логопед МБДОУ № 99

Тришкина Юлия Владимировна

Материалы взяты с просторов интернета

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/samye-prostye-i-yefektivnye-uprazhnenija-dlja-razvitija-fonematicheskogo-sluha.html

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Развитие фонематического слуха у школьников упражнения

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух.

Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность.

Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.

 Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаю вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция: Если услышишь звук [k] в слове –  хлопни в ладоши. Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

  1. Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

  1. Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

  1. Повторение цепочек слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа       (Аналогично с другими парами звуков)

  1. Отхлопать слоги со звуком«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
  1. Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

  1. Произнести по порядку все звуки в слове. Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна – не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли.

Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами.

Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

  1. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов – сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой.

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

Эта игра – аналог всем известных “городов”. Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист – тарелка – арбуз. Вспомнили?

  1. Игра “Починим испорченный телефон”

Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается.

Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона.

Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: “Вагон”. Затем объясняет: “Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши”.

Затем произносит: “Вагон – вакон – фагон – вагом”. Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: “Бумага – пумага – тумага – пумака – бумака”. Игра очень нравится детям и проходит весело.

Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

  1. Игра «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик – по вашей инструкции).
  1. Игра «Подбери по звучанию» Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:
    ком бак сук ветка каток горка
    дом рак лук клетка платок корка
    сом мак жук пятка листок норка
    лом лак бук плетка моток марка
  2. Игра «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв.

По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек.

Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

Источник: https://ratuschnyak-berezka.educrimea.ru/dom/post/1186253

Лечение Детей
Добавить комментарий