Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте

Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сензетивного периода в личностном развитии.

Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.

У ребенка старшего дошкольного возраста в содержание представлений о себе входит отражение или своих свойств, качеств, возможностей.

Накопленные данные о возможностях, представления о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе общения.

Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка в старшем дошкольном возрасте развивается сложный компонент самосознания – самооценка.

Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. 14, с. 81

Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих. В исследовательских работах Б.Г. Ананьевой, Л.И. Ботович, А.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.Р. Чаматы, И.И. Чесноковей, Е.В. Шороховой проанализировали вопрос о становлении самосознания в проблеме развития личности. Исследования А.А.

 Бодалева заострили внимание в связи познания других людей и самопознания. А.Г. Спиркин дал понятие «Под понятием «Я» имеется личность, освещенная светом своего собственного самосознания «Я» – это самоконтрольная сила духа. И.И.

 Чеснокова в структуре самосознания выделяет три взаимосвязанных компонента: самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. И.С. Кон считает, что самооценка тесно связана с уровнем притязания на признание.

Уровень притязания – это желаемый уровень самооценки личности. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки его взрослости. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт.

В этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. При обмене оценочным к воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим).

Старший дошкольник понимает, что хвастать нельзя и некрасиво, стремиться быть хорошим, выделиться. С возрастом самооценка у ребенка становится правильной.

В 5 – 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. К семи годам происходит важное преобразование в плане самооценки. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности.

К семи годам дети правильно себя оценивают, намечается дифференциация двух аспектов самосознания – познание себя и отношение к себе. Старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков, они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом. Ребенок осознает себя во времени просит взрослых рассказать о том, каким он был маленьким, его интересует и прошлое близких людей.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний – все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания». 29, с. 125

Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний. Под уровнем притязания понимается степень трудности целей, которые человек ставит перед собой. Самооценка развивается в дошкольном возрасте по следующим направлениям:

  • 1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
  • 2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
  • 3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка.

Особенности развития самосознания в старшем дошкольном возрасте: возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника, складывается самокритичность, способность мотивировать самооценку, появляется личное сознание.

В старшем дошкольном возрасте дети глубже осознают сущность этих правил и норм. Ребенок уже регулирует себя и переносится на управление социальными действиями и поступками.

Складывается определенная нравственная позиция, у ребенка возникает качественное стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, возникает потребность в достижении успехов, целеустремленности, чувства уверенности в себе, самостоятельности.

Формируются такие важные качества личности как ответственность и чувство долга. Формируются личностное качества связанные с отношением к людям, переживаниям, успехам и неудачам. Старшие дошкольники уже разумно могут объяснять свои поступки.

Дети учатся таким эмоциям и чувствам, которые помогают устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. Формируется ответственное отношение к результатам своих действий и поступков. Ответственных старших дошкольников пробуждает чувство сопричастности к общему делу.

Ребенок шести семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. Эмоционально положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности нормально развивающего ребенка, ориентирует его на притязание положительного этического эталона.

Потребность соответствовать этому эталону поведения, приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ребенок шести – семи лет может самостоятельно выбирать способы правильного поведения, отстаивать свое мнение, брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость.

Правильное поведение в присутствии взрослого – первый этап морального развития поведения ребенка. Потребность вести себя по правилам приобретает личностный смысл.

Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность, благодарность, признавали и ценили его хороший поступок. У детей старшего дошкольного возраста имеется ненасытная потребность обращаться к взрослым за оценкой результатов своей деятельности и достижений.

Ребенок усваивает эталоны социальных норм поведения. В нравственном развитии становятся знания норм общения и понимание их ценности и необходимости. За период старшего дошкольного детства ребенок проходит большой путь личностного развития, а также в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в числе личностных отношениях со взрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать в соответствии с этими правилами. 8, с. 29

Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате которой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.

Самооценка бывает:

Адекватная – когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.

Неадекватная – когда ребенок недооценивает себя, родители сильно занижают самооценку ребенка

Завышенная – когда ребенок переоценивает свои возможности вследствие вседозволенности сюсюканья родителей.

Источник: https://vuzlit.ru/451808/razvitie_lichnosti_rebenka_starshem_doshkolnom_vozraste

Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста

Авторы:

  • Соколова Л.А. педагог-психолог МДОУ №72, г.Белгорода
  • Шведова А.С. педагог-психолог МДОУ №72, г.Белгорода

Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и др. – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением, а также изменения в самосознании, и в самооценке.

Появление произвольности – решающее изменение в деятельности ребенка, целью которого становится управление своим поведением.

Существенно меняется представление ребенка о себе, его образ Я. Примерно до пяти лет в образе Я ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.

Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях. В образе Я, кроме Я-реального – тех качеств, которые у ребенка уже имеются, появляется Я-потенциальное, которое включает как положительные качества личности, так и отрицательные, которые ребенок не хотел бы иметь.

Этот процесс находится в зародыше и имеет специфические формы. Так, ребенок не говорит и не думает какие качества, он хотел бы иметь. Дошкольники обычно просто хотят быть похожими на персонажей сказки, фильма, рассказа и т.д.

Ребенок может воображать себя этим персонажем, — не играть его роль, а именно воображать, приписывая себе его качества.

Появление Я-идеального является психологической предпосылкой формирования учебной мотивации.

Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Начиная с этого возраста, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка.

Совместная игра – основа детских взаимоотношений. На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний.

На шестом году жизни у детей появляется новый тип взаимоотношений со сверстниками, появлению которого предшествуют некоторые условия психического развития. Во-первых, развитие речи, достигает уже того уровня, что дети могут беспрепятственно понимать друг друга.

Во-вторых, происходит накопление внутреннего багажа знаний и сведений об окружающем мире. И этими знаниями ребенок стремится поделиться с окружающими.

Развитие произвольности, а так же общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно при помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру.

В этом возрасте у детей уже развивается представление о себе, благодаря которому ребенок начинает более дифференцировано воспринимать сверстников и проявлять к ним интерес.

Таким образом, в жизни ребенка 5-6 лет наступают существенные изменения. Это, во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей.

Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей по содержанию и интонации роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей отличается от ролевой речи.

Поскольку дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли для них становятся более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

(В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства).

К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цели и мотивы деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение.

Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив деятельности. Так очень эффективна игровая мотивация. Например, большее число новых слов дети запоминают не на занятиях, а во время игры «Магазин», получив задание сделать покупки.

В игре у детей шестилетнего возраста значительна длительность удержания цели в памяти (до 40-60 минут).

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом поведения в старшем дошкольном возрасте выступает стремление к самоутверждению.

В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнования и во что бы то ни стало, стремится одержать победу.

Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить.

Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, сензитивный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных качеств, которые в будущем должны обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Ведущей деятельностью в период старшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некоем условном пространстве.

Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. Играющие берут на себя соответствующие роли (врача, продавца и т.д.).

В сюжетной игре это всегда парные или взаимодополняющие роли: ребенок может быть врачом, если рядом есть больной; учителем, если рядом есть ученик и т.д.

Ролевая игра – деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников, прежде всего – сверстников. В игре детей объединяет чрезвычайно богатая речевая связь, которая освобождает их от ситуативных ограничений.

Игра является своего рода переходным, промежуточным звеном между полной зависимостью от вещей и предметных действий и свободой от реальной ситуации. Именно в этом освобождении и состоит значение игры для психического развития ребенка.

В возрасте 5-6 лет с детьми можно поиграть в следующие игры:

Игра «День рождения»

Очень простая игра, не требующая никаких специальных навыков. Эта игра вызывает у детей множество приятных эмоций, чувство общности со сверстниками. Дети по очереди играют роль именинника.

Именинник становится на стул, остальные по очереди подходят к нему и берут за руки, поздравляют с днем рождения и желают чего-нибудь. Взрослому также необходимо участвовать вместе с детьми в игре.

Взрослый показывает пример, как необходимо поздравлять.

Игра «Кораблик»

Необходимо небольшое одеяло. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети матросы. Один ребенок – капитан. Игрой руководит взрослый.

Он объясняет капитану его задачу, в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!» или «Стоп – машина!», «Все наверх!», чтобы спасти корабль.

Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается.

Капитан должен громким голосом прокричать команды матросам. Затем корабль спокойно опускается на пол. Капитану все жмут руки, хвалят его.

Таким образом, период старшего дошкольного детства – это период формирования личностных качеств, связанных с отношениями к людям. В этом возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими.

Способность к самосознанию у ребенка старшего дошкольного возраста в отличие от детей более раннего возраста выходит за пределы настоящего времени и касается оценки как прежних, так и будущих деяний. Ребенок воспринимает и оценивает то, что с ним было в прошлом, пытается размышлять о том, что случится в будущем.

Размышляя о будущем, дети стремятся стать людьми, наделенными определенными ценными качествами: сильный, добрый, смелый и т.д.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология, Екатеринбург, 1999г.
  2. Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства, Ростов –на-Д., 2007г.
  3. Микляева Н.В. и др. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду, М., 2008г.
  4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах, кн. 2, М., 1998г.
  5. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду, М., 2008г.

Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/18384-osobennosti-razvitiya-lichnosti-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Личностное развитие детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.

понятия “личность” в отечественной психологии основано на принципе, сформулированном Л.С. Выготским: принцип единства аффекта и интеллекта. Целостная структура личности определяется направленностью и активностью, характеризуя строение мотивационной сферы человека.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона – развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

В перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов.

В формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности.

В формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности.

В способности адаптации к изменяющимся условиям.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

Развитие ребенка и его личности, по Л.С. Выготскому, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и со сверстниками. Таким образом, личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу.

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении.

Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются:

1. Произвольность – это управление своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами, одна из форм волевого поведения, новая качественная характеристика саморегуляции поведения и деятельности ребенка.

2. Соподчинение мотивов. В деятельности ребенка возникает умение выделять основной мотив и подчинять ему целую систему действий, доминирование мотивов достижения успеха над внешними ситуативными мотивами.

3. Самостоятельность – качество личности, своеобразная форма ее активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка. Она обеспечивает независимую постановку и решение проблем, возникающих перед ребенком в повседневном поведении и деятельности.

4. Креативность – способность к творчеству. К показателям креативности относятся: оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения), произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности.

5. Изменения в самосознании и адекватная самооценка. Самосознание – это интегральное образование личности, результат развития самостоятельности, инициативности, произвольности.

У детей в период дошкольного детства проявляется способность к конструктивным взаимодействиям с окружающими, что приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Возраст 6-7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность.

Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами.

Соподчинение мотивов приводит к овладению детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки, изменяется характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребёнок способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, детская компетентность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо-интеллектуального переживания.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/31917.html

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте – Детская психология Библиотека русских учебников

Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Психология Детская психология Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

В школе ребенок переходит к систематическому усвоения основ наук, научных понятий, вызывает особое развитие познавательной сферы дошкольника

В 6-летнем возрасте заметно совершенствуются познавательные процессы. На 25-30% улучшаются острота зрения, различение цветов и их оттенков (любимые цвета – красный и синий), развивается фонематический и слух, рука используется как орган активного осязания и практического действия. Повышается чувствительность анализаторов, является результатом усвоения детьми общественного опытду.

активнее, довильнишим, целенаправленно является восприятие 6-летних детей протяжении дошкольного возраста увеличивается продолжительность рассмотрения изображений (от 6 до 12 мин), ребенок постепенно учится управлять своим м зрением, рукой, использует специальные приемы детального обследования предмета.

Меняется роль мыслительных процессов: познавая предметы, старшие дошкольники сравнивают их, используя имеющиеся знания, о грунтовують свое мнение, однако при этом не всегда умеют отделить то, что видят, от того, что знают об объекте.

Они все чаще замечают изменения в окружающей среде без специальных вопросов дорослислих.

-прежнему активно развивается наглядно-действенное мышление.

До завершения дошкольного возраста формируется образно-языковое мышление (опирается на образы представлений и реализуется с помощью слов), которое постепенно в приобретает определенную самостоятельность (отделяясь от практических действий, переходит в собственно мыслительный процесс, направленный на решение познавательных задач).

В связи с этим повышается роль речи с помощью которого дети начинают мыслить мысленно, оперировать различными объектами, сопоставлять их, раскрывать свойства и связи, рассуждать. Основным в этот период является наглядно-образное мышление, зародж уеться логическихчне.

Интенсивно обогащается словарь 6-летнего ребенка (3000-5000 слов). Кроме существительных и глаголов, она принимает прилагательные, наречия, вводные слова, значительно лучше владеет грамматическим строем речи, структуро й простых и сложных предложений.

Продолжается развитие и внутренней речи, которая становится способом становления и формой функционирования внутренних умственных действий.

Его появление свидетельствует о развитии словесно-логического мышления, которое, виокремлюючись из практической деятельности, становится более абстрактным и обобщенныхним.

До 6-ти лет заметно расширяются возможности памяти: увеличивается ее объем, длительность сохранения и точность воспроизведения информации. В 6-7-летних детей доминирует смысловая память, благодаря которой они зап памьятовують значительно больше, чем раньше.

Характерная особенность памяти дошкольника заключается в легком запоминании того, что вызывает сильное впечатление, поэтому нужно быть очень тактичным в общении с ним, чтобы неосторожным словом не отграничить нужных для него и его развития объектов.

Важно, чтобы дети все время обогащались понятными, полезными знаниями, необходимыми им для игр, бесед, малюн ков, без которых невозможно их дальнейшее умственное и нравственное развитие.

Старшие дошкольники уже могут использовать приемы запоминания, пытаются понять материал, повторять его. Однако мимо свободное запоминания прежнему остается самымнішим.

Внимание у детей еще очень неустойчива, незначительная также и способность сосредотачиваться: они часто отвлекаются из любому поводу. Несмотря на то, в 6 лет начинает развиваться произвольное внимание: дошкольники вж же выделяют необходимые для их деятельности объекты, учатся быть внимательными.

Одновременно развивается и приобретает большей устойчивости и объема непроизвольное внимание, которое преобладает в этом возрасте. Детям трудно. Зосер едитися на однообразной и малопривлекательной для них деятельности.

Они способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, однако, при этом быстро истощаютсяться.

Воображение дошкольников характеризуется богатством проявлений: ее образы яркие, наглядные, эмоционально насыщенные, но недостаточно управляемые. Развивается она из-за постепенного подчинения сознательным намерениям, превращению ние их в средство воспроизводства определенных замыслев.

Совершенствуется психическая деятельность ребенка концу дошкольного возраста многие психических процессов контролируются сознанием. Ребенок произвольно регулирует свои движения и поступки, что является существенным показателем ее общей ьного развития, свидетельством готовности к обучению в школе.

Однако эта саморегуляция в 6-летних детей еще несовершенна: они часто нарушают дисциплину, их поведение поддается сиюминутным желанием, движения достаточно ь импульсивные. Учитывая это взрослые должны постоянно заботиться о формировании у ребенка организованности, собранности, дисциплинированностиості.

В процессе познания окружающей действительности, участия в различных видах деятельности обогащается эмоциональная жизнь дошкольника, происходят изменения в сфере нравственных чувств, которые усугубляются и четче проявляю ются.

Ребенок начинает не только понимать нравственный смысл действий, но и в соответствии переживать их. Под влиянием воспитания формируются чувства дружбы, товарищества, взаимопомощи, сострадания, развивается соответствующих реальными отношение к порученному делу.

Старший дошкольник начинает осознавать чувство долга, необходимость и общеобязательность правил общественного поведения, начинает подчинять им свои действия и поступки, проявлять должную самооценку.

В этот период важно не допустить формирования неадекватной (завышенной, заниженной) самооценки детей старшего дошкольного возраста уже испытывают чувство патриотизмтизму.

Характерная особенность психики дошкольников – высокая эмоциональная возбудимость, несдержанность, недостаточная эмоциональная устойчивость их чувства, переживания то быстро меняются, то приобретают определенной устойчивости водородные ночас дети нередко старательно пытаются регулировать проявление своих эмоцийій.

В завершении дошкольного периода у ребенка появляются элементарные обязанности, меняется его жизнь, содержание и формы общения с людьми, порождает новые потребности, интересы и намерения.

От совместной с взрослым малыми деятельности дети переходят к самостоятельному выполнению их указаний время растет интерес, стремление приобщиться к деятельности, взаимоотношений взрослых. Возникают новые отношения со сверстниками, желание пог ратися вместе, рассказать что-то интересное товарищу, поработать с ним, помочь ему.

Сложившиеся к этому возрасту качества личности обеспечивают нормальный переход ребенка к школьной жизни. На основе их сф ормованости можно судить о готовности малыша к обучению в школшколі.

Психологическая готовность к школьному обучению является комплексной характеристикой ребенка, в которой отражен развитие психических качеств, наиболее способствуют нормальному вхождению в школьную жизнь и форму в формированию учебной деятельности.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/dityacha_psihologiya_-_pavelkiv_rv/rozvitok_osobistosti_starshomu_doshkilnomu_vitsi.htm

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Развитие личности старшем дошкольном возрасте

Вашему малышу 5 лет. Он переходит на новую ступень развития. Ребенок входит в старший дошкольный возраст. В этот возрастной период маленький человек готовится к поступлению в школу.

Кто они: старшие дошкольники?

Старшие дошкольники – это дети в возрасте от 5 до 6-7 лет. Данный этап жизни характеризуется изменениями в физическом, психическом (психологическом), социальном развитии ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста показывает, что растет роль коры головного мозга в регуляции поведения ребенка, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, растет ее подвижность.

и формы деятельности становятся разнообразнее и богаче.

В старшем дошкольном возрасте имеет приоритет сюжетно-ролевая игра. Она приобретает творческий характер, усложняются сюжеты игры. Появляются игры с правилами, игры-фантазии и режиссерские игры.

В играх-фантазиях ребенок внедряет образы своего воображения, придумывает сюжет, использует разные игровые модули, игрушки, материалы (природные, предметные, игровые). Такие игры способствуют творческому развитию старшего дошкольника.

Игры с правилами помогают развивать у малыша внимание, память, подвижные и познавательные способности, систему знаний об окружающей среде и о самом себе. Ребенок учится контролировать свои и чужие действия, придерживаться общих правил игры для всех участников, адекватно реагировать на успех или неудачу.

Процветают индивидуальные и общие режиссерские игры с игрушками. На этом этапе роли начинают исполнять игрушки, а ребенок в этом случае играет роль «режиссера». Игры благоприятствуют развитию важных характеристик личности, а именно самостоятельности, ответственности, самообладания, креативности.

Характеристика психологического возраста

Старший дошкольный возраст отличается не только появлением новых видов игр, но и совершенствованием различных продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, конструирование, аппликация, моделирование.

Для них необходимо владение конкретными способами действий и сенсорными примерами.

Указанные виды деятельности способствуют формированию практических умений, художественного восприятия, эстетического отношения к окружающей жизни, развитию всевозможных способностей и личности в целом.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста состоят в том, что в жизни малыша главной является продуктивная деятельность вместе с игровой. Именно ей кроха отдает предпочтение в выборе определенного вида самостоятельных занятий, охотно занимается этой деятельностью в течение длительного времени.

В 5-7-летнем возрасте совершенствуется трудовая деятельность. Формируются основы для будущей производственной работы.

У ребенка появляются представления о труде и профессии взрослых, формируются некоторые трудовые умения и навыки, мотивы исполнения трудовых поручений, развивается способность самостоятельно ставить и поддерживать цель деятельности, формируются определенные личностные качества – трудолюбие, настойчивость, целенаправленность, старательность и прочее.

Игра способствует зарождению основ учебной деятельности. Малыш начинает играть «в школу», относится к учебе как к своеобразной ролевой игре с правилами. Овладевая ими, дошкольник не заметно для себя осваивает учебные действия.

У ребенка возникает желание и умение учиться, развивается готовность на протяжении не долгосрочного времени заниматься, то есть действовать в специально созданных, упорядоченных содержанием, формами организации и временем условиях.

В старшем дошкольном возрасте подвергается изменениям самосознание.

У психологически здорового ребенка развивается элементарный образ «Я», формируется самоотношение и система представлений о себе (собственные достоинства и недостатки), строится самооценка и связанный с ней уровень притязаний.

Добавляются личностные качества и виды деятельности, которые ребенок способен оценить. Формируется элементарная жизненная перспектива.

Маленький человек оценивает себя как представителя определенного пола, ориентируется на внутренние этические интонации как регулятор собственного поведения. Возникает оценка себя во времени и жизненном пространстве. Дошкольник начинает понимать обязанности и права, у него появляется четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка. Это является важным условием формирования личности и жизненной компетентности.

Детям старшего дошкольного возраста присуща такая особенность психического развития, как рефлексия.

Она заключается в способности анализировать и осмысливать собственные действия, поступки, мотивы, мысли, соотносить их с ожиданиями авторитетных для нее других людей и моральными нормами.

Рефлексия способствует становлению адекватного поведения дошкольника в разных социальных ситуациях. Совершенствуется возможность контролировать выполнение своих действий, развивается способность соотносить собственное поведение с идеальным образцом.

У ребенка складывается линия поведения, развивается способность удерживаться от импульсивности, подчинять действия и поступки не только желаниям, но и необходимости. Формируются познавательные мотивы, мотивы социальной значимости. Появляются мотивы одобрения, сочувствия, поддержки, самоутверждения, самолюбия.

Продолжается становление волевых действий. Проявляется целенаправленность в деятельности, ребенок начинает осознавать, ради чего выполняет определенное действие, то есть цель начинает соотноситься с мотивом.

Растет регулировочная роль речи в ходе игровой, продуктивной, трудовой и учебной деятельности.

Малыш становится более организованным, ему начинает нравиться преодолевать трудности, выполнять оптимальные возрасту задания.

Особое место в психологической характеристике детей старшего дошкольного возраста имеет становление чувственной сферы – эмоций и чувств. Главное в развитии: способность управлять эмоциями, изменение содержания и динамики чувств. Чувства становятся постояннее и серьезнее.

Более зрелыми становятся формы моральных, эстетических и познавательных чувств. Старший дошкольник различает эмоциональные состояния за внешними проявлениями человека (мимикой, жестами, позами, интонацией), понятнее для него становятся базовые эмоции (радость, гнев, страдание).

Ребенок адекватнее реагирует на разные жизненные события, выразительнее передает в ролях и изображениях человеческие переживания.

Социальная ситуация развития

На протяжении старшего дошкольного возраста существенно расширяется круг людей, с которыми общается ребенок. Предметом внимания становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш пытается войти.

Центром для ребенка и его ежедневного бытия является взрослый как носитель общественных функций и требований. У дошкольника возникает желание жить с людьми, контактировать с ними, пересекаться с проблемами взрослого мира. Но в условиях жизни это происходит опосредованно.

Поэтому ребенок моделирует желаемые отношения в сюжетно-ролевой игре. По сравнению с предыдущим жизненным периодом меняется место дошкольника среди взрослых.

У малыша появляется круг элементарных обязанностей, а общая с взрослым деятельность меняется на самостоятельное выполнение требований, указаний, просьб, поручений старших. Внедряются элементы систематического обучения.

Образование «детского общества» – важная характеристика социальной ситуации развития ребенка.

Ведущий вид деятельности

Сюжетно-ролевая игра – это ведущий вид деятельности старшего дошкольного возраста. На протяжении этого возрастного периода она усложняется. Ребята проигрывают разнообразные ситуации, которые связаны с человеческими отношениями, систему своих действий в данных ситуациях и систему следствий этих действий для себя и окружающих.

Усложняется и становится разнообразнее сюжет игры, как ее основной стержень, все больше приближаясь к реальному жизненному контексту. Структура сюжета совершенствуется за счет разных способов творческого построения. Взрослый помогает строить интересные, логические, приближенные к современной жизни игровые задумки. Ребенок старается передать смысл жизненных впечатлений.

Увеличивается способность к самоорганизации, планированию игровых действий, делегированию полномочий организатора игры наиболее компетентному участнику. С помощью игры старший дошкольник осознает, что любая деятельность требует от человека выполнения определенных обязательств и соблюдения правил.

В ходе сюжетно-ролевой игры появляется потребность в товарищах, сообщниках, без которых игра теряет смысл.

Общаясь со сверстниками, кроха учится сотрудничать, подчиняться, руководить, разделять функции, поступать справедливо, чувствовать себя членом группы, отстаивать собственное достоинство.

Развиваются два вида взаимоотношений – игровые и настоящие. Первые отражают отношения по сюжету и роли, а вторые являются взаимоотношениями партнеров, товарищей.

Как ведущий вид деятельности, игра выполняет важную роль в развитии психики и личности старшего дошкольника. В игре формируется произвольное внимание и память, развивается умственная деятельность, совершенствуется воображение, происходит дальнейшее социальное развитие, формируются чувства, волевая регуляция поведения. Интенсивно развивается речь дошкольника.

Возрастные новообразования

Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста включают в себя появление очертания детского мировоззрения. Также к возрастным новообразованиям относят:

  • Внутренние этические инстанции. У ребенка зарождается чувство совести. Он начинает распознавать хорошее и плохое.
  • Соподчинение мотивов. Малыш, прежде чем что-то делать, обдумывает свои действия.
  • Произвольное поведение. Появляется способность действовать целенаправленно, преодолевать трудности на пути к цели, элементарно контролировать и регулировать свою деятельность.
  • Творческое воображение. У детей проявляется творческая инициатива, склонность к фантазированию, желание отойти от шаблона и примера.
  • Личное сознание. Дошкольник стремится занять место в системе взаимоотношений с взрослыми.

Физическое развитие

В 5-7-летнем возрасте дети осознанно относятся к своему здоровью, начинает выбирать эталоны к подражанию. Благодаря этому становится актуальным формирование здорового способа жизни.
Двигательная активность старшего дошкольника высока и становится целенаправленнее.

У детей на данном этапе развития устанавливается присущая взрослому человеку координация движений разных мышечных групп. По окончанию этого возрастного периода становится выше общая физическая работоспособность и выносливость.

Советы любящим родителям

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста диктуют специфику их воспитания. Следующие советы психолога будут актуальны для родителей детей 5-7-летнего возраста.

Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/starshij-doshkolnyj-vozrast-osobennosti

Лечение Детей
Добавить комментарий