Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Тесты по определению силы

Динамометрия кистей рук

Измерение силы правой и левой кистей производится детским ручным динамометром в положении стоя с выпрямленной и поднятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони.

Не разрешается делать резких движений, сходить с места, сгибать и опускать руку. Выполняется 2—3 попытки сначала левой, затем правой рукой. Регистрируется лучший результат обеих кистей.

Перед проведением теста динамометры необходимо калибровать. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Становая динамометрия

Измерение проводится плоскопружинным стандартным динамометром в положении стоя, ноги на платформе. Ручки динамометра, которые держит ребенок, должны находиться на уровне колен. С полной силой (без рывка) ребенок разгибает туловище и тянет за ручки до отказа. Регистрируется лучший результат из 2—3 попыток. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Тесты по определению силовой выносливости

Вис на согнутых руках

Тест применяется для детей, начиная с 3 лет. Ребенок стоит на ящике перед перекладиной так, чтобы подбородок находился на высоте железной палки, и любым способом хватается двумя руками за перекладину. По сигналу он отрывает ноги от ящика и принимает положение виса на согнутых руках, причем подбородок держится над перекладиной.

Засчитывается время нахождения в висе от стартового сигнала до опускания подбородка ниже перекладины в секундах.

Необходимые снаряды: перекладина, ящик, секундомер.

Поднимание ног в положении лежа на спине

Ребенок лежит на спине в положении «руки за голову». По команде он поднимает прямые и сомкнутые ноги до вертикального положения и затем снова опускает их до пола. Плечи фиксируются другим ребенком.

Засчитываетсячислоправильно выполненных подниманий за 30 с. Необходимое оборудование: секундомер. Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет.

Тесты по определению скоростно-силовых качеств

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1 х2 м). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована резиновая дорожка.

Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см). Засчитывается лучшая из попыток.

Необходимое оборудование: рулетка, мел, яма для прыжков или прорезиненная дорожка. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы из исходного положения стоя

Испытание проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Необходимое оборудование: (медицинский) набивной мяч массой 1 кг, мел, размеченная площадка для толкания мяча.

Метание легкого мяча на дальность

Обследование дальности метания проводится на асфальтовой дорожке или физкультурной площадке. Коридор для метания должен быть шириной не менее 3 м и длиной 15—20 м. Дорожка предварительно размечается мелом поперечными линиями через каждый метр и пронумеровывается цифрами расстояние.

Линия отталкивания шириной 40 см заштриховывается мелом. По команде воспитателя ребенок подходит к линии отталкивания, из исходного положения стоя производит бросок мячом одной рукой из-за головы, одна нога поставлена впереди другой на расстоянии ! шага. При броске нельзя изменять положение ступней.

Засчитывается лучший результат из 3 попыток.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Необходимое оборудование: легкий мяч или мешочки с песком массой до 200 г в количестве не меньше 3, рулетка длиной 20 м, мел, размеченная дорожка.

Прыжки на двух ногах боком за 10 с

Для проведения теста необходима площадка с песчаным покрытием. В случае плохой погоды испытание можно проводить в зале.

На площадке начертить или наклеить на полу 2 ленты из лейкопластыря или любой другой клеящей ленты на расстоянии 35 см одна от другой. По команде «На старт!» ребенок становится правой ногой на правую линию.

По команде «Начинай!» он, оттолкнувшись обеими ногами, прыгает влево так, чтобы правой ногой стать на левую линию или еще левее, затем прыгает вправо и возвращается в исходное положение. Упражнение выполняется как можно быстрее.

Воспитатель включает секундомер по команде «Начинай!» и выключает его через 10 с, подав команду «Кончай!»

Второй воспитатель каждый прыжок в одну сторону засчитывает как один раз, по истечении 10 с фиксирует количество раз. Если в момент команды «Кончай!» ребенок подпрыгнул и находился в воздухе, засчитывается как прыжок или 1 раз.

Тест проводится 2 раза и фиксируется лучший результат. Необходимо требовать, чтобы ребенок точно наступал на линии.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 клеящие ленты, площадка с песчаным покрытием или физкультурный зал.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Тесты по определению быстроты

Бег на дистанцию Юме хода

Тест проводится двумя воспитателями на беговой дорожке длиной не менее 30 м, шириной 2—3 м, с песчаным или асфальтовым покрытием. На линии начала 10-метрового отрезка (т.е. старта) и линии финиша устанавливаются 2 стойки.

Ребенок начинает разгоняться за 10 м так, чтобы набрать максимальную скорость к линии старта. Помощник воспитателя стоит строго на линии старта. В момент, когда ребенок поравнялся с линией старта, помощник делает резкую отмашку флажком.

По этому сигналу воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер и в момент, когда ребенок пересек линию финиша, секундомер выключает.

Необходимое оборудование: секундомер, 2 стойки для старта и финиша, мел, размеченная беговая дорожка. Тест можно проводить с двумя участниками на беговой дорожке.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Бег на дистанцию 30 м

На участке детского сада выбирается прямая асфальтированная или плотно утрамбованная дорожка шириной 2—3 м, длиной не менее 40 м. Тест можно проводить на стадионе.

На дорожке стойками или флажками отмечаются линия старта и линия финиша. Расположение линии старта и финиша должно быть таково, чтобы солнце не светило в глаза бегущему ребенку.

Тестирование проводят 2 воспитателя, один с флажком — на линии старта, второй с секундомером — на линии финиша.

По команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую позу стоя — «Высокий старт». Следует команда «Марш!», и дается отмашка флажком. В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Дети начинают бег на дистанцию.

Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег, подсказывать элементы техники. Отмашка флажком должна даваться воспитателем сбоку от стартующих детей и четко. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается.

Время фиксируется воспитателем, стоящим на линии финиша.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Необходимое оборудование: 2 стойки или флажка, 2 секундомера, размеченная беговая дорожка.

«Челночный бег» 3*10 м

Тест проводится на ровной площадке длиной не менее 15 м, на которой чертятся 2 параллельные линии на расстоянии 10 м друг от друга. На каждой черте наносятся 2 круга диаметром 0,5 м с центром на черте.

По команде «Внимание!» ребенок подходит к стартовой линии. По команде «Марш!» ребенок бежит к кубику, положенному в круг напротив, поднимает его, бежит назад к стартовой линии и кладет кубик в пустой круг. Затем возвращается назад.

Учитывается время от команды «Марш!» до момента возвращения на финиш. Бросать кубик не разрешается. При нарушении этого правила назначается вторая попытка. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей 4—7 лет.

Необходимое оборудование: секундомер, кубик (5 см3), мел.

Тестпо определению выносливости

Бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей)

Проводится на стадионе или размеченной площадке дошкольного учреждения двумя воспитателями.

На дистанциях намечаются линии старта и финиша. По команде «Внимание!» дети подходят к стартовой линии. По команде «Марш!» дается отмашка флажком и старт для бегущих, включается секундомер. При пересечении линии финиша секундомер выключается. Выполняется одна попытка.

Тест предназначен для детей: 5 лет — дистанция 90 м;

лет — дистанция 120 м;

лет — дистанция 150 м.

Тест-бег на дистанцию 300 м проводится для детей 5—7 лет на прохождение дистанции, без учета времени.

Тест по определению ловкости, координационных способностей

Бег зигзагом

Тест проводится на спортивной площадке или в зале длиной не менее 15 м. Намечается линия старта, которая является одновременно и линией
финиша. От линии «старта» на расстоянии 5 м кладутся 2 больших мяча, от них на расстоянии 3 м еще 2 больших мяча параллельно первым и еще

мяча на таком же расстоянии. Таким образом, дистанция делится на

зоны. Расстояние между мячами 2 м. Необходимо указать направление движения стрелками.

По команде «На старт!» ребенок становится позади линии старта. По команде «Марш!» ребенок бежит зигзагом в направлении, указанном стрелкой между мячами и финиширует.

Воспитатель включает секундомер только после того, как ребенок пройдет всю дистанцию. Время измеряется с точностью до 1/10 с. Тест проводится одним ребенком 2 раза и фиксируется лучший результат.

Если ребенок задел мяч или столкнул его с места, сбился с курса или упал, тест проводится заново.

Ребенку необходим показ.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Необходимое оборудование: секундомер, 6 больших набивных мячей или флажков, мел или стрелки из клеящей пленки.

Прыжки через препятствие и пролезание под ним

Для проведения теста натягивается лента между двумя стойками для прыжков в высоту длиной 2 м, шириной 2 см, на высоте 35 см от пола.

По команде «На старт!» ребенок становится на линию старта боком к резиновой ленте. По команде «Марш!», оттолкнувшись одной ногой, перепрыгивает через резиновую ленту и здесь же, упираясь одной или двумя руками в пол, пролезает под лентой в направлении, указанном стрелкой, и встает на ноги. Движение повторяется 5 раз подряд.

Воспитатель включает секундомер по команде «Марш!». После того как ребенок выполнит упражнение 5 раз подряд и, пролезая под резиновым шнуром, полностью пересечет линию старта, воспитатель выключает секундомер. Время отмечается с точность до 1/10 с.

Тест проводится 2 раза, засчитывается лучший результат.

При подготовке теста линию старта наметить на полу так, чтобы резиновая лента находилась точно над ней.

Тест проводится после того, как дети хорошо освоят это упражнение.

Если ребенок во время теста задел телом резиновую ленту, поднял ее, отвел в сторону или упал, то тест следует повторить заново.

Перед проведением теста во второй раз — дать отдохнуть ребенку. Не следует слишком мелочно регламентировать движения ребенка.

Необходимое оборудование: 2 стойки для прыжков в высоту (или спинки двух стульев), резиновая лента длиной 2 м, шириной 2 см, секундомер.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели

Помещение, в котором проводится тест, должно быть не меньше 5 м в длину. На полу чертится линия броска. На нее на соответствующем возрасту ребенка расстоянии ставятся горизонтальная и вертикальная цели диаметром 60 см. Для броска необходимо 6 мячей массой 150 г.

Броски в горизонтальную цель:

По команде воспитателя ребенок встает на линию броска. В зависимости от возраста в центре на расстоянии для 3-летних —1м, 4-летних — 2 м, 5-летних — 3 м, 6-летних — 4 м, 7-летних — 5м поставлена круглая мишень диаметром 60 см.

Упражнение выполняется с удобной руки. Дети выполняют упражнение последовательно друг за другом — 6 попыток. Из 6 попыток записывается результат попадания в горизонтальную цель.

Броски в вертикальную цель:

Ребенок встает на линию броска. В зависимости от возраста на расстоянии для 3-летних — 1 м, 4-летних —2 м, 5-летних — 3 м, 6-летних — 4 м, 7-летних — 5м поставлена круглая мишень диаметром 60 см вертикально на высоту для 3-х летних — 1 м 10 см, 4-летних — 1 м 20 см, 5-летних — 1 м 50 см, 6-летних — 2 м, 7-летних — 2 м 20 см от пола.

Дети бросают с удобной руки последовательно друг за другом 6 раз. Записывается результат попадания в вертикальную цель.

Конечный результат записывается по сумме 2 тестов: количеству попаданий в горизонтальную и вертикальную цель.

Прыжки через скакалку

Ребенок держит скакалку за оба конца. Ее нужно держать не натянутой. Ребенок должен прыгать вперед через скакалку, не отрывая от нее кистей и не касаясь ее ступнями. После прыжков ребенок приземляется на обе ступни. Он не должен терять равновесие. Прыжки засчитываются только при этих условиях. Засчитывается число правильно выполненных прыжков.

Делаются 3 попытки. Тест предназначен для детей от 5 до 7 лет. Необходимое оборудование: скакалка.

Тесты по определению гибкости

Наклон туловища вперед. Ребенок стоит в основном положении на скамейке. При выпрямленных коленях верхняя часть тела наклоняется вперед. Необходимо как можно ниже наклониться вперед за пределы носков. Крайнее положение следует удерживать в течение 2 с.

На переднем крае скамейки вертикально закреплена измерительная шкала в сантиметровых делениях. Нулевая отметка — уровень в положении стоя — находится на уровне ног.

Измеряется максимальная для ребенка величина наклона. Если ребенок наклонился за нулевую отметку, то ставится результат (в см) со знаком «+», если ребенок не дотянулся до нулевой отметки на скамейке, то ставится результат (в см) со знаком «—».

Необходимое оборудование: гимнастическая скамейка, вертикальная измерительная шкала. Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/226681-razvitie-psihofizicheskih-kachestv-u-detej-do

Вопрос 6. Психофизические качества дошкольников

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста

Теоретические вопросы: понятие «Психофизические качества» (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, глазомер, равновесие). Определение, особенности развития и совершенствования в дошкольном возрасте. Подбор упражнений. Выявление уровня сформированности (тесты, диагностика).

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

Основные понятия: психофизические (физические) качества, ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, равновесие, тесты по определению психофизических качеств.

Основные исследователи: Е.Н Вавилова, Г. П. Юрко, В. Г. Фролов, Н.А.Бернштейн, Э. Я. Степаненкова.

Теоретические вопросы.

Психофизические (физические) качества – сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психологических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно- силовые и временные характеристики движения ребенка. Они включают в себя такие понятия:

– ловкость,

– быстрота,

– сила,

– выносливость,

– гибкость,

– равновесие.

Развитие и совершенствование психофизических качеств – одна из важнейших задач физического воспитания дошкольников. Физическое развитие ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.

Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо- физиологических, биохимических, психологических особенностей. При этом следует учитывать, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств применяются в работе с детьми в строгой последовательность, включаются в разные формы двигательной деятельности (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, активный отдых, самостоятельную деятельность ребенка).

Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А.Бернштейну. Он называет ловкость способностью, отмечая ее особое место среди других качеств.

Выделяют два вида ловкости: телесные и предметная (ручная).

Измерителями высшего проявления ловкости является то наименьшее время, которое необходимо для нахождения и точного исполнения нужного ответного действия при внезапной смене условий деятельности. т.о., показателями ловкости могут быть время,пространство и точность выполнения движений.

С целью развития и совершенствования ловкости предлагаются следующие виды упражнений:

-физические упражнения в основных движениях (ходьба и бег между предметами, с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет, метание игры с мячом, лазание);

-общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема;

-подвижные игры;

-совместные упражнения вдвоем, небольшой группой с мячами, шестами;

-применение необычных И.п. (бег из положения стоя на коленях, сидя), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);

– изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.

Тесты по определению ловкости и координационных способностей:

-бег зигзагом (для детей 4-7 лет),

-прыжки через препятствие и пролезание под ним (для детей 4-7 лет),

-бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели (для детей 3-7 лет),

-прыжки через скакалку (для детей 5-7 лет).

Быстрота (скоростные качества) – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать следующие упражнения:

– с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью),

– на скорость (добежать до финиша как можно быстрее),

– с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый).

– скоростно-силовые упражнения (прыжки, метание),

– упражнения в размахивании, кружении, ударах, поворотах, бросании, выполняемых с максимальной частотой,

– подвижные игры (подача определенного сигнала или игровая ситуация побуждают ребенка изменить скорость движения).

Развитие быстроты влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей обстановки.

Тесты по определению быстроты:

-бег на дистанцию 10 м с хода (для детей 4-7 лет),

-бег на дистанцию 30 м (для детей 4-7 лет),

-«челночный бег» 3х10м (для детей 4-7 лет).

Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и снарядам (мяч, мешочек с песком). От развития силы в значительной степени зависит развитие быстроты, ловкости, выносливости. При воспитании ребенка дошкольного возраста учитываются возрастные особенности его организма: преобладание тонуса мышц-сгибателей, слабость мышц.

При отборе упражнений уделяется особое внимание тем, которые вызывают кратковременные силовые напряжения:

– упражнения в беге, метаниях, прыжках,

– упражнения с повышенной сопротивляемостью (с набивными мячами, преодоление сопротивления партнера- парные упражнения),

– упражнения, отягощенные весом собственного тела (прыжки, лазание, общеразвивающие упражнения на укрепление основных мышечных групп),

– упражнения с весомыми предметами (набивной мяч, гантели),

– отжимание, подтягивание.

Тесты по определению силы:

-динамометрия кистей рук (детским ручным динамометром) – для детей 3-7 лет,

-становая динамометрия (для детей 3-7 лет).

-тесты по определению силовой выносливости:

-вис на согнутых руках (для детей 3-7 лет),

-поднимание ног в положении лежа на спине (для детей 5-7 лет)

Тесты по определению скоростно-силовых качеств:

– прыжок в длину с места (для детей3-7 лет),

– бросок набивного мяча (1 кг) (для детей 3-7 лет),

– метание легкого мяча на дальность (для детей 3-7 лет),

– прыжки на двух ногах боком за 10 с (для детей 4-7 лет).

Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности.

Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность выполнять мышечную работу небольшой интенсивности в течение продолжительного времени в соответствии с уровнем физической подготовленности.Необходимость развития выносливости с дошкольного возраста обусловлена рядом причин:

– укрепление организма ребенка и в первую очередь сердечно-сосудистую, дыхательную, костно-мышечной системы,

– улучшение функционирования организма, повышение его работоспособности,

– помощь в раскрытии и развитии природных задатков детей,

– формирование волевых качеств личности, черт характера: смелости, целеустремленности, решительности.

В исследованиях показано, что лучшими средствами в развитии выносливости являются циклические движения: бег, плавание, катание на коньках и лыжах и т.д.

Тест по определению выносливости:

– бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м ( в зависимости от возраста детей – от 5 до 7 лет).

Гибкость – способность выполнять движение с максимальной амплитудой.

Гибкость дает легкость, свободу , непринужденность движений. Гибкость придает изящность, выразительность движениям. Результатом недостаточного развития гибкости являются травмы. Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений:

– общеразвивающие упражнения с предметами и без них,

– акробатические упражнения (кувырок, мостик, шпагат),

– упражнения с большой амплитудой (бросок, подлезание, прыжок в длину),

– упражнения на растягивание (стрейчинг).

Тесты по определению гибкости:

– наклон туловища вперед (для детей 3-7 лет).

Равновесие – способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

В качестве упражнений на развитие равновесия (статического и динамического) рекомендуются следующие виды:

– движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия: на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба,ползание, бег по скамейке и т.п.),

– метание,

– качание на качелях.

Практическое задание: Предложить перечень подвижных игр на развитие и совершенствование быстроты для детей разных возрастных групп.

«Кто быстрее ко мне», «Самолеты», «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Огуречик», «Перебежки», «Ловишки», «Гуси- лебеди», «Два мороза», «Краски», «Третий лишний», элементы спортивных игр.



Источник: https://infopedia.su/8xf76a.html

Развитие психофизических качеств дошкольников

Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста

Юлия Князева
Развитие психофизических качеств дошкольников

Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников.

Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости,не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).

Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества.

К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты, общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.

Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие.

Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно.

Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными.

Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т. е. развития.

Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т. д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания, и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Быстрота – это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е. Н.

Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т. д.).

Сила – психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т. е. проявлять скоростно-силовые качества.

Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м, метание на дальность Е. Н.

Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.

Выносливость – это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности. Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени.

Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности, но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании.

В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения,особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения.

Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.

Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах).

Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения.

В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).

Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.

Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения.

Так, например,игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др. ; общеразвивающимиупражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т. д.

Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитиетребует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:

– помоги, но не навреди;

– заинтересуй, но не настаивай;

– каждый ребенок индивидуален.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-psihofizicheskih-kachestv-doshkolnikov.html

Лечение Детей
Добавить комментарий