Развитие ребенка средствами дополнительного образования

Методическая разработка

Развитие ребенка средствами дополнительного образования

Доклад на совещание при директоре 26.09.2017г.

Тема: «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»

Докладчик Шапкин В.А.

«Роль дополнительного образования  в формировании личности ребенка”

Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении более  10   лет.

   Под    “дополнительным”   понимается   мотивированное образование, которое   получает   личность    сверх    основного образования,  позволяющее ей реализовать  устойчивую  потребность  в познании  и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно,  социально,  профессионально, личностно.  Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

–  создание  условий  для  свободного  выбора  каждым  ребенком образовательной области (направления и вида деятельности),  профиля программы и времени ее освоения, педагога;

– многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;

-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий   развитию   мотивации   личности   к   познанию   и творчеству, самореализации и самоопределению;

–   личностно-ориентированный  подход   к   ребенку,   создание “ситуации успеха” для каждого;

–    создание   условий   для   самореализации,   самопознания, самоопределения личности;

– признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

–   применение   таких  средств  определения   результативности продвижения   ребенка  в  границах  избранной   им   дополнительной образовательной  программы  (вида  деятельности,  области  знаний), которые  помогли  бы  ему увидеть ступени собственного  развития  и стимулировали  бы  это  развитие, не ущемляя  достоинства  личности ребенка.

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе. Оно  социально  востребовано, требует  постоянного  внимания и поддержки со  стороны  общества  и государства   как   образование,  органично   сочетающее   в   себе воспитание,  обучение  и  развитие  личности  ребенка.

В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет получать дополнительное образование.

К сожалению, в школе на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития.

Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и  творческую деятельность учащихся.

А такой подход обеспечивает успех,   который даёт ребёнку   возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации  учащихся на дополнительных занятиях.

Однако, как и  любой вид деятельности, дополнительное образование  должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно,    на дополнительных занятиях ребятам не обойтись     без   приложения умственных и физических усилий. Педагог  должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.

Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим  возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного образования. Их  можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации доп.

образования, эффективности управления учебным процессом. Педагоги, учащиеся и их родители заинтересованы   в повышении уровня проф.

подготовки, но  для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих  факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему  дополнительного образования.

Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать социокультурную компетенцию, обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.

 Условия работы требуют от педагогов не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.

Суть работы педагога дополнительного образования– это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования.

Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для его обучающихся, даёт возможность и  в ребёнке развить творческую личность, воспитать в нем все необходимые человеческие качества.

Но как расставить приоритеты в педагогической деятельности? Что важней: обучение или воспитание детей? Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.

Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д. 

Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые педагогом. 

Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования, суть концепции модернизации системы дополнительного образования. 

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования.

Школьники должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала ОУ, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.

Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей.

Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.

Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с педагогом.

Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования,  владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в других областях деятельности, способны помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная образовательная действительность требует иной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы;  медиацентры и библиотеки; учебное оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития. 

В  основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Необходимо перевести ученика из статуса «объект» в статус «субъект».

Отличие объекта от субъекта заключается в следующем:

Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта. Например, студент-юрист (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.

Направленность действия. Субъект – это именно тот игрок, который преобразует исходную реальность, наполняя её новым содержанием. Действие направлено от него. Объект, напротив, принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму. Действие всегда направлено к нему.

Способность к действию. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь.

Проявление. Субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реальности. Так, к примеру, ведут себя политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.

Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, предмет труда, социальные блага).

В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном.

Субъект всегда наделяется разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, политик, должностное лицо) либо порождений общества (унитарное предприятие, некоммерческая организация).

При этом существует финансовая сторона вопроса: дополнительное образование на данном этапе бесплатное, а значит – доступное для детей и подростков. Но занятия в определенных объединениях требуют какого-то финансового вливания, они столь незначительны, что не представляют особой проблемы для среднестатистической семьи.

Каким образом ребенок может получать дополнительное образование? Через освоение дополнительных общеразвивающих программ. Программы бывают разные по длительности, направленности, форме.

Думаю, что все присутствующие согласятся, что ребенку нужно посещать занятия дополнительного образования, так как на них

-выявляются его творческие способности;

-занятия дополнительного образования развивают его;

-кроме учебной деятельности, в которой учащийся может чувствовать себя не совсем успешным, появляется другой вид деятельности, позволяющий  в полной мере реализовать себя;

-в классе собраны дети, имеющие разные интересы, поэтому не всегда  они находят точки соприкосновения, то в кружке  с ребенком будут находиться единомышленники, люди, увлеченные таким же видом деятельности;

-детское творческое объединение служит для формирования коммуникативных компетенций, когда через общение, передачу информации ребенок учится правильно вести себя в той или иной ситуации, учится взаимодействию, учится принимать помощь;

-когда родители или патронатные воспитатели на работе, их ребенок будет не просто под присмотром педагога, но будет в это время еще и развиваться.

Программа объединения дает возможность ребятам освоить техники, позволяющие изготавливать декоративные изделия, которые могут быть использованы в качестве подарков родным, близким  и знакомым.

А это в свою очередь позволит учащимся отойти от стереотипа человека общества потребления и осознать себя человеком – творцом. То есть ребенок не будет просить у родителей деньги для приобретения  подарка для них же, а сделает его своими руками.

Это не только повысит его самооценку, но и сблизит родителей с ребенком. Через работы, выполненные своими руками, воспитывается рачительность.

Кроме этого занятия творчеством решают и проблему самоопределения в профессии, так как развитие творческих способностей, повышение самооценки ребят будут способствовать желанию учащихся приобрести профессию, так или иначе связанную с творчеством (тип профессии «человек – художественный образ») или  с детьми (тип профессии «человек – человек») через совместные занятия и взаимопомощь.

Занятия проводятся с учетом возраста ребят. Старшие ребята, которые посещают объединения не один год, чувствуют себя более уверенно, поэтому они оказывают помощь (советом или действием) младшим учащимся. То есть во время занятий происходит формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативных, информационных.

Ребята учатся жить в обществе. Повышается их самооценка, а значит, эта пока еще незрелая личность будет чувствовать себя более уверенно в жизни.

Занятия творчеством могут не просто занять ребят в свободное время, но научат их быть творцами. А творец всегда Созидатель, а не разрушитель. Поэтому занятия творчеством закладывают кирпичики в фундамент будущего ребенка: его карьеру, личную и семейную жизнь, активный отдых (хобби) и контактность в обществе. То есть делают человека успешным в жизни. А это –

главная задача родителей и педагогов, в том числе дополнительного образования.

Рекомендации руководителям объединений дополнительного образования:

На занятиях кружка создавать условия для самореализации личности, строить занятия так, чтобы они способствовали:

-увеличению объема памяти,

-расширению  общего кругозора,

-приятному времяпрепровождению,

-общению с единомышленниками,

-повышению самооценки,

-самоопределению школьников.

Также на занятиях Воспитывать

-нравственные качества детей,

-интерес к ДПИ, -аккуратность,

– усидчивость,

-терпение,

-чувство самоконтроля.

Источник: //kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/metodicheskaia_razrabotka_rol_dopolnitelnogo_obrazovaniia_v_formirovanii_lichnos

Для чего необходимо дополнительное образование для детей – Разумка

Развитие ребенка средствами дополнительного образования

    В вопросе дополнительного образования родители имеют разные взгляды: одни считают его лишним и ненужным. Они аргументируют это тем, что школьное образование дает всё необходимое для развития ребенка. Другие склоняются к мысли о том, что без дополнительного образования раскрыть потенциал ребенка невозможно.

   На дополнительных занятиях дети работают над тем, что им нравится, фокусируясь на процессе, а не на результате. Оценки за тесты и контрольные работы не является приоритетом и целью, зато важно развитие творчества. Во время таких занятий ребенок может раскрыть свой творческий потенциал без ограничения со стороны учителей и образовательных программ.

    Возможно ли полноценное развитие ребенка без дополнительного образования?

    Хотя в документе «Об образовании» и написано, что одна из его целей — формирование гармонично развитой личности, не всегда школы могут обеспечить для этого соответствующие условия.

В школьных учреждениях действует ряд ограничений, которые тормозят этот процесс: все учебные предметы подчиняются общим требованиям, планам, а значительная часть работы на уроках направлена ​​на то, чтобы дети могли составить необходимые тесты и написать контрольные работы. В таких условиях не хватает времени на креативную деятельность.

Учителям физически очень сложно реализовывать индивидуальный подход и учитывать потребности и особенности каждого ребенка, часто в списке их приоритетов является только выполнение требований учебной программы, а не раскрытие талантов каждого ученика в классе.

    Дополнительное образование дает такую ​​возможность.

Так как такие занятия проходят в небольших группах (6-10 учеников) и имеют узкий направление, каждый ребенок может максимально раскрыть свой творческий потенциал, заниматься тем, что ему нравится без ограничений со стороны планов и программ. Преподаватели в области дополнительного образования имеют больше свободы в планировании и организации работы, они не ограничены четкими учебными целями и требованиями.

    Преимущества дополнительного образования для детей

    Если родители колеблются относительно того, стоит ли загружать во внешкольное время ребенка дополнительными занятиями, они должны оценить все преимущества такого типа организации досуга. Для дополнительного образования характерны следующие черты:

  • вариативность. Родители могут выбирать для детей различные направления, изменять их и комбинировать, учитывая потребности и способности детей. В отличие от школьного расписания, график дополнительных занятий очень гибкий, его можно корректировать в соответствии с запросами конкретного ребенка;
  • комфортность. Занятия обычно проходят в небольших группах — до 10 человек. Такое количество школьников позволяет преподавателю уделить максимум внимания каждому ребенку и гарантирует реализацию индивидуального подхода. В группе из 8-10 человек каждый ребенок получает шанс быть услышанным, увиденным и оцененным, чего трудно достичь в стенах школы, где один учитель работает с классом, в котором 20 и более учащихся;
  • специализированность. Дополнительное образование — это вопрос выбора. Дети занимаются тем, что им нравится и соответствует их потребностям и интересам. Если в школе отказаться от уроков математики невозможно, то дополнительные занятия можно менять в любое время. Современное дополнительное образование предлагает большое количество направлений от программирования для детей до курсов писательского мастерства. От родителей требуется лишь выяснить, что именно интересует их ребенка.

    Обычно в вопросе организации дополнительного образования для детей родители делятся на две группы: одни считают, что в этом нет необходимости и у ребенка должно быть детство с играми во дворе. Другие родители убеждены, что чем больше ребенок загружен в свободное время, тем гармоничнее и целостное он развивается.

Расписывая его день почасово, родители убеждены, что таким образом предохраняют ребенка от негативного влияния современного социума.

Ответа здесь нет: оценив положительные и отрицательные стороны, типичные ошибки в выборе типа дополнительного образования, взрослые должны организовывать досуг школьников так, чтобы в нем было время и для «детства во дворе», и для дополнительных занятий.

    5 причин сказать «да» дополнительном образовании

   Родители решают включить в жизни своего ребенка дополнительное образование, чтобы:

  • помочь ребенку открыть таланты и творческие способности. Некоторые дети не знают, что им нравится и чем они хотят заниматься. Дополнительное образование помогает выяснить это: пробуя различные занятия — творческие, спортивные, технические, — школьники пытаются найти то, что понравится им больше;
  • помочь справиться с трудностями в школе. Например, если у ребенка есть проблемы по математике или украинскому языку, то его записывают на соответствующие кружки;
  • повысить уровень мотивации. Распространенной является ситуация, когда ребенок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно, не нравится учитель или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребенок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе;
  • найти единомышленников, помочь влиться в компанию детей с похожими способностями и наклонностями. Дети с особыми талантами могут чувствовать себя в классном коллективе одинокими и неуверенными. Дополнительные занятия помогают им понять ценность своего таланта, познакомиться со сверстниками, у которых есть схожие увлечения.

    Не все, что ребенок получает в школе на уроках, может понадобиться ему в дальнейшей жизни. Школьное образование нуждается в реформировании, и пока целью школы является не формирование компетенций, а передача не всегда актуальных знаний, дополнительное образование остается единственным способом поиска любимого занятия, которое может в будущем стать делом жизни.

    Направления дополнительного образования

    Популярными направлениями в области дополнительного образования являются:

  • технический — занятия, на которых осуществляется развитие логико-математических умений и навыков: математические кружки, логика, эйдетика, шахматы;
  • научно-химический расширяет знания детей об окружающем мире, формирует основы научного мышления. Это кружки по естествознанию, химии;
  • эстетично художественный развивает эстетический вкус и художественные навыки. Это занятия по живописи, рисованию, лепке, аппликации. На таких кружках дети работают с цветами, формами, образами, с помощью различных методов у них развивается воображение, пространственное мышление, мелкая моторика рук, умение импровизировать;
  • оздоровительно-физкультурное направление нацелено на физическое развитие организма. Это занятие танцами, гимнастикой, фигурным катанием, легкой атлетикой;
  • биолого-экологический направлен на формирование экологического сознания. Это кружки юных натуралистов, занятия по биологии и её основам;
  • экономико-правовой формирует базовые понятия по экономике и правовому сознанию: детей знакомят с их правами, с основами финансовой грамотности;
  • туристический направлен на расширение знаний детей о мире, планете, стране. Это могут быть комбинированные занятия, например, сочетание географии и биологии или истории и географии.

    Традиционно взрослые выбирают два направления для детей — спортивный и творческий. Такое количество помогает сохранить баланс между школьными занятиями и дополнительными. Три и более направления могут привести к перегрузке ребенка.

    5 ошибок родителей при организации дополнительного образования для детей

    Широкий выбор источников дополнительного образования приводит к ситуации, в которой родители теряются и не могут рационально распределить время своего ребенка. Начальный восторг и мотивация от новых творческих или спортивных занятий со временем меняется полным равнодушием к чему-либо и отсутствием желания учиться у детей. Есть 5 главных причин, которые приводят к такому «выгоранию»:

  • перезагруженность ребенка. Дополнительные занятия не должны негативно влиять на занятия в школе. Распространенной является проблема, когда дети не успевают из-за нехватки времени выполнять школьные домашние задания, выполняют их не очень качественно и быстро. Родители должны четко расставить приоритеты в организации досуга и не допускать таких ситуаций;
  • отсутствие свободного времени. Пытаясь дать детям максимум знаний и всему научить, родители иногда настолько загружают ребенка, что у него нет свободного времени: со школы он идет на дополнительные кружки, а после кружков — на курсы. Надо помнить, что ребенок всегда должен иметь свободное время — для прогулок, проведения времени с друзьями или в одиночестве;
  • несистемности занятий. Залогом успешности любых занятий является системность. Любые занятия надо посещать регулярно, стараться избегать пропусков. Несерьезное отношение к дополнительным занятиям, систематическое непосещение или посещение «для галочки» приведет к тому, что ребенок потеряет интерес и мотивацию, потому что при таких условиях не сможет увидеть своих результатов и пользы.
  • отсутствие заинтересованности со стороны родителей. Предметом заинтересованности взрослых должны быть не только школьные оценки и результаты, но и достижения в дополнительных занятиях. Важно демонстрировать свою заинтересованность в творчестве и деятельности ребенка: посещать выставки, концерты, презентации, общаться с преподавателями дополнительных занятий, интересоваться результатами. Это дает ребенку понимание того, что его деятельность важна для родителей, и то, что он делает вне школы, тоже имеет большое значение.

     Как выбрать дополнительные занятия для ребенка

    Определив, что дополнительное образование — необходимый компонент развития школьника, родители сталкиваются с новой проблемой: как выбрать именно те занятия, на которые ребенок будет ходить с радостью?

    Можно выделить два способа определения детских предпочтений:

  • Составить перечень занятий, которые интересуют ребенка, и посетить пробные занятия по каждому направлению. Однако иногда дети не могут четко сформулировать, что им нравится: они не дают конкретного ответа на вопрос, говорят, что им нравится всё. Тогда уместно воспользоваться вторым способом;
  • Самостоятельно выяснить, что интересно ребенку, и направить все усилия на одно направление. Для этого надо наблюдать за ребенком, обращать внимание на то, какие занятия интересуют его больше, пообщаться со школьными учителями. Дополнительно можно проконсультироваться с психологом: например, определить склонность ребенка к чему-то помогают индивидуальные занятия по арт-терапии.

    После определения направления надо выбрать место для занятий. Здесь есть ряд особенностей, на которые надо обратить внимание. Родителям может помочь такой перечень критериев выбора:

  • практическая польза. Ребенок должен видеть результат своей деятельности. Результат может быть в виде творческих работ — картин, проектов. Он также может проявляться нематериально, например, влиять на успеваемость в школе;
  • близость расположения. Дорога к дополнительным занятиям не должна занимать много времени. Если для того, чтобы добраться до кружка или курсов, надо потратить более 1:00 времени или пользоваться различными видами транспорта, это будет негативно влиять на состояние ребенка: такие поездки утомляют и притупляют горячий интерес. Со временем занятия на кружке или в студии будут ассоциироваться не со творчеством и развитием, а с длительной поездкой по городу. Поэтому место для занятий должно быть максимально близко к дому или школе;
  • организация занятий. Перед началом занятий нужно поинтересоваться, как они проходят. Желательно, чтобы организация работы имела как можно меньше общего со школьными уроками: это может быть нестандартное размещение столов в кабинете, возможность заниматься на ковриках, с мольбертами, практиковаться на сцене, работать в кругу, в парах, микрогруппах;
  • открытость преподавателей. Важно, чтобы преподаватели легко шли на контакт с родителями: рассказывали о методике работы, планах деятельности, делились информацией об успехах, трудностях и достижениях ребенка на дополнительных занятиях.

    Когда ребенок видит, что результаты его деятельности интересуют преподавателей и родителей, он осознает важность своей работы, становится более ответственным и мотивированным.

    Анализируя преимущества и недостатки дополнительного образования, подыскивая занятия в соответствии с критериями, родители должны не забывать самое главное правило, которым следует руководствоваться при организации досуга детей: надо прислушиваться к ним, наблюдать за ними, учиться их слушать и слышать. Поэтому занятия, которые соответствуют всем критериям и правилам, не принесут никакой пользы, если у ребенка нет желания их посещать.

Источник: //www.razumka.com/blog/201809/dlya-chego-neobhodimo-dopolnitelnoe-obrazovanie-dlya-detey/

«ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В СИСТЕМЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ».

Каждый ребенок талантлив!

Дело за малым – помочь ребенку: НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ;

ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ.

Детский сад – первая ступень общей системы образования. цель дошкольного образования – всестороннее развитие ребёнка.

Важное значение для развития дошкольника имеет организация ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в системе детского сада.

Современное дополнительное образование способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей и развитию творческой активности в каждом ребёнке.

Современное образование ребёнка в ДО определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности. При этом педагогам даётся ориентир конечной цели их деятельности.

В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любой ДОО является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

В нём описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребёнок может приобрести в результате освоения программы: физически развитый, любознательный, активный, эмоционально – отзывчивый, общительный и др.

Основная общеобразовательная программа ДО позволяет ребёнку овладеть базисным уровнем дошкольного образования.

Она призвана обеспечить дошкольнику необходимый уровень развития, который позволит ему в дальнейшем обучении и должна выполняться каждой дошкольной организацией.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ – это создание условий для более интенсивного индивидуального развития личности дошкольника, которые не всегда обеспечивает основная образовательная программа дошкольной организации.

Дополнительное

образование

Дошкольное образование все дети получают в более-менее одинаковом объёме, что определяет-

ся ФГОС ДО. Дополнительное образование не стандартизировано и реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонап-

равленности и вариативности.

Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребнос-

тям, удовлетворяет их интересы.

Дополнительное образование является необходимым компонен-

том современного образования.

Основное образование дошкольника и дополнитель-

ное образование не должны существовать друг без друга, потому что по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всем многообразии его потребностей и способнос-

тей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечи-

вающим полноценное развитие дошкольника во всём богатстве его запросов и интересов.

Дополнительное образование – это процесс обучения, воспитания и развития, направленный на удовлетворение интересов и потребностей детей, основанный на вариативности и постоянном обновлении содержания.

Федеральный Закон «Об Образовании в РФ». Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Статья 75. Дополнительное образование

п. 1.

Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Дополнительные общеобразовательные программы для детей

должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности

детей.

п.4. дополнительных образовательных программ и

сроки обучения по ним определяются образовательной програ-

ммой, разработанной и утверждённой организацией, осуществ-

ляющей образовательную деятеность. дополните-

льных программ определяется образовательной программой,

разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей

образовательную деятельность, в соответствии с федеральны-

ми государственными стандартами.

В чёмсостоитценность дополнительного образования?

Дополнительное образование:

  • усиливает вариативную составляющую общего образования,
  • способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении,
  • стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.

В условиях дополнительного образования

дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Плюсы дополнительного образования в ДОО.

  • Дошкольная организация имеет возможность сочетать традиционное дошкольное образование с дополнительным образованием дошкольников.
  • Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.
  • Дополнительное образование повышает компетентность и профессио-

нализм педагогов и специалистов, тем самым улучшает качество

дошкольного образования.

  • Организация дополнительного

образования в ДОО служит одним

из эффективных способов развития

потребности у педагогов в непре-

рывном профессиональном росте.

Федеральный Закон «Об Образовании в РФ».

Статья 101.Осуществление образовательной деятельности за счёт средств физических лиц и юридических лиц.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счёт средств физических лиц и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических или юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Доход от оказания платных образовательных услуг используются указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение, которой осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Дополнительные

образовательные программы

Дополнительные образовательные программы не могут реализовыва-

ться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счёт времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регулируется СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 29 мая 2013 г. , а общее время занятий по основным и допол-

нительным программам не должно существенно превышать допусти-

мый объём недельной нагрузки с учётом возраста детей.

Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.

  • Для детей 4 года жизни – не чаще 1 раза в неделю, не более 15 минут
  • для детей 5 года жизни – не чаще 2 раз в неделю, не более 20 минут
  • для детей 6 года жизни – не чаще 2 раз в неделю, не более 25 минут
  • для детей 7 года жизни – не чаще 3 раз в неделю, не более 30 минут.

Дополнительные занятия проводятся во второй половине дня, не занимая время, отведенное на прогулку и дневной сон.

Дополнительное образование – важнейшая составляющая образовательного пространства дошкольной организации. Дополнительное образование социально востребовано, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, образование и развитие личности ребёнка дошкольного возраста. Дополнительное образование – наиболее открыто и свободно от стандартного подхода.

Из достоинств дополнительного образования можно выделить следующие:

  • Постоянное обновление его содержания;
  • Разнообразие форм и методов работы с детьми;
  • Творческая, авторская позиция педагога (повышение его роли в деятельности ДОО).
  • Разнообразие спектра предоставляемых

услуг. (художественно-эстетическое,

физическое, социально-коммуникативное,

познавательное, и т. д).

Каждая дошкольная организация вправе самостоятельно выбирать приоритетное направление.

Источник: //multiurok.ru/files/dopolnitiel-noie-obrazovaniie-v-sistiemie-doshkol.html

Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Развитие ребенка средствами дополнительного образования

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях.

Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования.

Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни.

А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

//www.youtube.com/watch?v=Uva-epZ7yvI

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической.

В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом.

Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

Публикации по теме:

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детейОдним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детейМы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитииИз опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов  «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей»Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»«Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностейНаправление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка.Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возрастаТема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/rol-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei.html

Дополнительное образование дошкольников в условиях ФГОС

Развитие ребенка средствами дополнительного образования

Дополнительное образование дошкольников – важнейшая составляющая системы непрерывного образовательного пространства

В современной социокультурной и экономической ситуации в России все более значимым становится формирование активной, мобильной, креативной личности, способной к преобразующей деятельности.

В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» – оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе. Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта. Сразу возникают вопросы о преемственности дошкольного образования с первой ступенью среднего образования – начальным.

Преемственность во взаимодействии дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Существуют проблемы, возникающие при переходе из дошкольного звена в начальное:

-смена стиля общения педагога с детьми; -отсутствие общности целей у педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы; -отсутствие единой системы оценивания детской деятельности – для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности; -отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов; -резкая перемена основного вида деятельности – игровой – на учебную; Также одной из проблем является проблема педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, что может являться руководством к действию учреждениям дополнительного образования детей. Дополнительное образование дошкольников по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Учреждения дополнительного образования детей создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития [3, с. 3-31]. По мнению ученых, дополнительное образование дошкольников является особым, личностно-ориентированным пространством, способствующим развитию творческих способностей личности (А.Г. Асмолов, А.Я. Журкина, Н.А. Каргапольцева, М.Б.Коваль и др.), и дошкольный возраст является сензитивным периодом, опосредующим отношение ребенка к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).[1, с. 3-4] Дополнительное образование детей дошкольного возраста – это совершенствование и развитие у ребёнка дошкольного возраста физических, интеллектуальных и личностных качеств. [7]. Рассматривая роль дополнительного образования в современных условиях, ученые выделяют разные его приоритетные цели. Можно согласиться с мнением таких видных ученых как Е.Б. Владова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова, обосновывающих следующие идеи: свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности; возможность самореализации; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса [4]. Сегодня учреждения дополнительного образования оказывают различные образовательные услуги. Выбор таких услуг определяется, прежде, требованиями родителей ребенка или дополнительными образовательными программами для детей дошкольного возраста. Одним из таких направлений в нашем Центре является работа Школы раннего развития. Дополнительное образование по праву относится к сферам развития личности каждого ребенка. Выступая как средство формирования и развития личности, дополнительное образование способствует расширению культурного пространства самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Таким образом, развитие разносторонних способностей дошкольников укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых результатов.

Таким образом, в деятельности по развитию творческих способностей с дошкольниками коллектив Центра ориентируется на решение следующих задач:

– приобщение детей к человеческим ценностям; – развитие нравственных качеств, формирование патриотических чувств; – воспитание доброжелательных отношений, уважения к старшим; – формирование культурного поведения; – развитие индивидуальных способностей детей дошкольного возраста; – развитие эстетических, культурных, художественных, музыкальных навыков детей дошкольного возраста; – оздоровление детей; – развитие психологического воспитания; – оказание коррекционной помощи детям дошкольного возраста [7]. – подготовка к школе в области образовательных дисциплин.

Программа школы раннего развития представляет собой интегрированный курс, включающий широкий круг различных образовательных областей:

– общеобразовательный блок («Обучение грамоте», «Математика с элементами логики», «Мир вокруг нас»; – творческий блок («Лепка из соленого теста», «Легоконструирование», «Творческий калейдоскоп», «Музыка», Ритмика»). Реализуемые образовательные программы в рамках ШРР способствуют раннему проявлению и развитию способностей, создают условия для интенсивного развития детей. Необходимо отметить, что педагоги, интегрируя в пространстве занятий различные виды искусства (танец, лепка, музыка, драматизация и др.), обеспечивают благоприятные условия личностного роста каждого ребенка. Практика показывает, что многие дети приходят в группу в состоянии эмоционального возбуждения, гиперактивности, напряжения. Процесс свободного художественного творчества, построенный в атмосфере принятия и доброжелательности, помогает обрести внутреннее спокойствие и гармонию [6, с. 37]. Также школа раннего развития предполагает психологическую подготовку ребёнка к школе, которая реализуется в рамках занятий: «Песочная терапия», «Мысли, выдумывай, пробуй», «Тропинка к своему «Я». Центральное место в жизни ребенка предшкольного возраста наряду с учебой занимает игра. Меняется характер игры. Усиливается значение подвижных сюжетно-ролевых игр. Ребенок в этом возрасте уже отличает игру от дела. В связи с этим необходимо включать его в активную деятельность, предоставляя самостоятельность [5, с.61]. Своевременная и систематическая оценка деятельности детей, вовлечение в деятельность на занятиях ШРР, направленную на развитие их способностей, дает положительный результат. При реализации образовательной программы Школы раннего развития педагоги активно используют методы индивидуального подхода, психолого-педагогическую поддержку, осуществляют личностно-ориентированный подход к детям в соответствии со склонностями и способностями. Педагогический коллектив опирается в своей работе на образовательные технологии, а в частности: это – технологии развивающего обучения, игровые технологии; технологии дифференцированного обучения; технологии создания ситуации успеха, технология проблемного обучения; технология личностно-ориентированного обучения, технология программного обучения и др. Всем знаком основной тезис личностно-ориентированного обучения «Каждый ребенок – индивидуальность» и педагоги помогают каждому из обучающихся реализовать свой потенциал, поэтому дети обучаются в соответствии с уровнем своего развития и согласно индивидуальному плану, что соответствует принципам дифференцированного образования [2, с.48]. Итак, на современном этапе развития общества деятельность учреждений дополнительного образования, направленная на работу с детьми дошкольного возраста актуальна, что способствует решению более широких задач: приобщение детей к социальным, культурным, историческим ценностям, традициям, реализации творческого потенциала личности, развитию самостоятельности, умственных способностей, умений учиться [7]. И, обобщая анализ деятельности учреждения дополнительного образования необходимо отметить, что созданная развивающая среда направлена на развитие свободной, талантливой, способной к творческому развитию, самовыражению, нравственному поведению личности. Учреждение ведёт целенаправленную работу по усовершенствованию содержания дополнительного образования, отвечающего запросам детей, родителей, социума.

Литература

1. Дайлидене, В. С. Развитие познавательной активности дошкольников в учреждении дополнительного образования детей: Дис. … канд. пед. Наук. – Оренбург, 2004 – С. 3-4 2. Зайкина В.Л. Роль педагога дошкольного образования в развитии творческих способностей детей // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 48 3. Официальные документы в образовании. – 2002. – № 4. – С. 3 – 31. 4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2002. 5. Соломенникова, О.А. Радость творчества: ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О.А. Соломенникова. – 2-е изд. испр. и доп. – М., 2008. – C.61

6. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание – 2011 – №1 – С. 37

Источник: //ped-kopilka.ru/blogs/blog55565/dopolnitelnoe-obrazovanie-doshkolnikov-vazhneishaja-sostavljayuschaja-sistemy-nepreryvnogo-obrazovatelnogo-prostranstva.html

Лечение Детей
Добавить комментарий