Ребенок не чувствует боли

Как узнать, что именно болит у ребенка – детский невролог

Ребенок не чувствует боли

– Когда мы назначаем малоинвазивные медицинские манипуляции, например, такие, как общий анализ крови, – говорит доктор, – мамы всегда просят: сделайте так, чтобы не было больно.

Мы все с вами боимся боли. Она для нас не просто физическое явление. Боль может запечатлеться в нашей памяти и периодически напоминать о себе. Это многокомпонентное переживание.

Бывает, например, боль социальная: “А как общество воспримет меня, если у меня болит вот тут?”. Затем формируется боль душевная. Есть еще такой тип боли, как нейропатическая, связанная с повреждением самой нервной системы.

Есть психологический компонент боли. Например, когда берут анализ крови, и как психологически я восприму его результат.

Плохим он будет или хорошим? Поэтому, согласно определению Международной ассоциации по изучению боли, боль – это комплекс, который является неприятным сенсорным и эмоциональным переживанием, связанным с действительным или возможным повреждением тканей.

Удар, слово, потрясение, душевная неприязнь – все это формирует восприятие организмом компонентов боли.

– Но мы, врачи, – продолжает Пушкарев, – чаще встречаемся с ноцицептивным типом боли, то есть связанным с повреждением самой ткани и активацией болевых рецепторов (ноцицепторов). Например, боль от удара молотком по пальцам, от пореза чем-то острым или боль при аппендиците, когда такое ощущение возникает вследствие повреждения аппендикса.

И вот мне, как педиатру-невропатологу, не совсем понятно, почему некоторые теоретики считают, что дети не воспринимают боль, якобы не чувствуют ее, особенно в первые три месяца жизни. На самом деле это не так.

Младенцы не могут рассказать о ней и просто плачут. А что делает мама, когда ребенок плачет? Она прижимает его к себе, начинает укачивать, потом дает грудь. Если он не успокаивается, начинает ощупывать его. Замечает, что он горячий, значит, у него температура. То есть мама опять же апеллирует к разным компонентам боли.

Когда она прикладывает малыша к груди и начинает его кормить, у него подключаются вкусовые рецепторы, он отвлекается, ведь в молоке еще есть вещества, которые в этот момент его обезболивают.

К тому же добавляется запах мамы. Она начинает разговаривать с ребенком, пытаясь его успокоить.

Но у мамы в данном случае стресс. И этот адреналин, гормоны возбуждения, которые женщины копят в течение дня, передаются через молоко. И степень возбуждения ребенка может возрасти. Потом домой приходит папа. А у него нет выраженного родительского инстинкта. Днем папы заняты совсем другими делами. Они более уравновешены и спокойны.

Кроме того, папа в течение дня накапливает определенный процент тестостерона, который потом через дыхание, через общение передается ребенку. И когда за малыша берется папа, что тут происходит? Ребенок успокаивается.

И через некоторое время снова переходит в руки к маме. А у нее к тому времени уже ушли все стрессы, и она кормит малыша спокойным, без адреналина и других стрессовых гормонов, молоком. Такой этап домедикаментозного лечения боли называется саморегуляцией.

Взвешенность во всем

Итак, успокоили малыша и, кажется, незачем ему что-то еще давать. Но тут вы отмечаете, что у него осталась температура. Начинаете его отпаивать, измерять температуру.

От грудного молока и спокойного общения она уже несколько снизилась. И теперь вы имеете возможность трезво оценить, насколько критична на самом деле ситуация.

Здесь уже, наверное, можно применять медикаментозное лечение, согласно протоколу Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Константин ПУШКАРЕВ

Для использования в педиатрической практике ВОЗ рекомендует парацетамол и ибупрофен, которые еще называют “анальгетиками 1-й ступени у детей”. Они входят в аптечку первой детской медицинской помощи, согласно протоколам фармацевтической опеки.

Однако, как показывает практика, обезболивающее действие парацетамола у многих детей, особенно грудничков, бывает слабо выражено, а противовоспалительный эффект иногда вовсе отсутствует.

В таких случаях неоспоримым преимуществом обладает единственный разрешенный у детей с трехмесячного возраста препарат – ибупрофен. Его тройной эффект обеспечивает снижение температуры тела, обезболивание и уменьшение проявления воспаления

– И в нашем случае, – говорит доктор Пушкарев, – я бы хотел говорить преимущественно именно о группе ибупрофенов по сравнению с парацетамолом. Хотя и те и другие относятся к категории ненаркотических анальгетиков, которые отпускаются без рецепта врача при болях воспалительного характера.

Но я считаю, что парацетамол более нефротоксичен. Он может влиять на желудочно-кишечный тракт и чреват передозировкой по сравнению с ибупрофенами и не обладает противовоспалительным эффектом.

А ведь боль, как правило, сопровождается воспалением. Вот если ребенок ударился, у него это место будет не только болеть, но и воспаляться.

Согласно рекомендациям ВОЗ, парацетамол детям можно давать с любого возраста. Но в имеющихся на рынке Казахстана разновидностях препарата в среднем достаточно большая концентрация парацетамола, при которой применение в раннем детском возрасте также будет запрещено.

Нельзя, например, до двух месяцев давать панадол, а до одного месяца не рекомендуется популярный эффералган. Запрещен до двух месяцев тайлол. Заметьте, что все эти препараты отпускаются без рецепта врача! Вот в чем проблема!

И любая мама может прийти в аптеку и… Тут уже дело за компетенцией провизора, который может порекомендовать ей именно этот препарат или нет. Провизору ведь надо продать препарат. Поэтому я за то, чтобы детям такие препараты выписывал врач и в строго определенной дозировке. Как правильно лечить малышей при высокой температуре

И считаю применение ибупрофена более безопасным, поскольку этот препарат достаточно быстро накапливается в крови и сохраняется там продолжительное время – до 24 часов.

Мама видит его эффект быстрее. А насколько это важно, объясню на примерах.

Ректальные свечи – это куда?

В отделение токсикологии Центра детской неотложной медицинской помощи г. Алматы слишком часто привозят детей с передозировками от любых препаратов со всего города и из Алматинской области. А связано это чаще всего с беспорядочностью применения мамами препаратов.

Вот дала один, подождала 10 минут – как будто не действует, дала второй, третий. Забыла сказать врачам “скорой”, те поставили еще какой-то укол. В итоге ребенку совсем плохо.

И его с кровотечениями привозят в клинику, а мы начинаем лечить его и снимать интоксикацию. Так вот, при применении ибупрофенов, действие которых обнаруживается сразу и надолго, можно избежать этого беспорядочного применения прочих лекарств. Есть доза, есть часы. Пожалуйста, соблюдайте. А не помогает, всегда надо обратиться к врачу, рекомендует Константин Пушкарев.

Ну а мы, врачи, детские неврологи, основываемся на трех основных принципах. Первое – если у ребенка есть болевой синдром, анальгетик следует давать через равные промежутки времени, по часам, согласно инструкции препарата, а не по необходимости. При этом строго наблюдая за побочными эффектами. К сожалению, эти эффекты бывают.

Допустим, аллергическая реакция. И это не является ошибкой врача. Организм каждого человека индивидуален. Кто-то может и от банальной валерьянки получить анафилактический шок просто потому, что у него, грубо говоря, аллергия на нее.

Поэтому, давая препарат, мы следим за реакцией ребенка и только потом, постепенно, начинаем его лечить.

Какую боль испытывает ребенок

Боль может быть острой, стреляющей, монотонной, хронической, прогрессирующей, вызывающей болевой синдром. А к нему, кстати, человек потом привыкает. В этом случае надо выписывать ему еще антидепрессанты, если мозг человека запомнил эту боль и периодически ее повторяет.

– Но это у взрослых, – комментирует невролог, – а как же определить вид боли у ребенка? Ведь это непросто.

Именно поэтому была разработана популярная шкала оценки боли у детей. Это такие смайлики. Когда малыш испытывает боль, он показывает на соответствующий смайлик, как ему эта боль не нравится.

До сих пор не могу понять, как удалось разработать такую шкалу, чтобы ребенок указал именно конкретную картинку. Но в действительности это работает. И применяется детям старше 7 лет.

При лечении же младенцев педиатры чаще обращают внимание на поведение малыша, например, на его плач. Мамы иногда спрашивают: “Откуда вы знаете, что он там плачет?” – “Знаю, потому что он как-то не так ручками шевелит, отказывается от груди, часто дышит.

У ребенка развивается этакий Purple cry – “фиолетовый крик”, пёрпл-синдром, когда его невозможно успокоить. В этом случае по определенным шкалам устанавливаю степень боли и начинаю лечить его именно от болевого синдрома.

Успокаивая медикаментозно, перехожу на следующие шаги по рекомендациям ВОЗ”, – делится опытом невролог.

Как принимать лекарства детям

Препараты детям вводят разными способами: внутривенно, ректально, внутримышечно и через кожу. При оценке клинической ситуации выбирается наиболее доступный из них.

При этом внутримышечный путь введения по теории ВОЗ не должен применяться у детей, потому что он очень болезненный. Педиатры его избегают.

Лекарственные формы внутривенно или внутримышечно малышам вводят только в экстренных ситуациях.

А вот пероральный способ приема растворов лекарственных средств, то есть через рот путем проглатывания, в педиатрической практике наиболее актуален, и он стоит на первом месте. Потому что это наименее безболезненный, простой и эффективный способ. Однако пероральные растворы не должны содержать сахара и алкоголя, чтобы не вызывать негативных последствий.

Еще очень удобен для детей ректальный способ введения лекарственных средств (в прямую кишку через задний проход, где они поглощаются системой кровообращения). Это ректальные свечи, при которых ребенок не испытывает дискомфорта. Только при назначении ректальных свечей врач-педиатр, конечно, должен объяснить маме, куда их ставить.

– У нас же в теле много разных отверстий. Некоторые родители при этом начинают тихонько посмеиваться, – рассказывает Пушкарев. – Но нам бывает не до шуток. У меня в практике был случай в отделении патологии новорожденных в первой детской клинике.

Я объяснил маме: “Ставьте по одной свечке два раза в день”. Мы там обходы делали каждые три часа. И вот смотрю, а у ребенка в носу что-то торчит! А отделение-то довольно тяжелое. Беру ушную палочку и вытаскиваю ректальную свечку!..

И тут мне вспоминаются все байки и анекдоты на эту тему. Как пациенты начинают глотать такие свечки или сжигать. И все это в реальной жизни. Поэтому мы, врачи, действительно должны объяснять каждому пациенту, что ректальная свеча ставится в задний проход, а прием лекарства перорально – это через рот.

– Есть еще одно заблуждение, – продолжает доктор, – что мы должны назначать препараты согласно дозировкам. Но если мы видим, что ребенок худой и маленький, то и дозировку ему снизим. За 7 лет работы в отделении патологии новорожденных меня хорошо обучили этому неонатологи.

Они все делают из расчета на массу тела. То есть 500-граммовому ребенку нужна одна дозировка, а крупному – другая. В педиатрии это так и определяется – на массу тела и на год жизни. Для каждого ребенка лечение должно подбираться индивидуально.

Малыши травятся очистителями канализации и казанов десятками

И вот еще мамам на заметку.

Популярный аспирин – хороший препарат, имеет анальгезирующее, жаропонижающее, противовоспалительное действие. Но только не для маленьких детей! Его применять можно лишь после 15 лет. Или такой препарат, как анальгин, обез­боливает и снижает жар, но не является противовоспалительным.

И последнее, о чем хотел бы сказать. С 2003 года в Казахстане запущена программа ВОЗ – Интегрированное ведение болезней детского возраста до 5 лет (ИВБДВ), которая действительно помогла снизить смертность и стимулировать детскую саморегуляцию.

Так вот в ней говорится: если ребенок не может пить или сосать грудь, если у него кашель и затрудненное дыхание, рвота или диарея, лихорадка, которая потом будет сопровождаться судорогами, или уже имеются судороги, то нужно не просто давать препараты, а вызывать “скорую помощь”! Или приглашать на дом врача, который оценит состояние ребенка и ответственно скажет, как надо его лечить.

АЛМАТЫ

Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/chto-bolit-u-rebenka-464108/?nomobile=1

Болевой порог у детей: как болевые ощещения влияют на характер и причины возникновения страха, что необходимо знать об уровне чувства боли

Ребенок не чувствует боли

Сразу хотелось бы предупредить распространенную ошибку – никогда не ставьте более терпеливого малыша в пример своему. Дело здесь не в его желании или нежелании терпеть боль, просто болевой порог у детей может сильно отличаться. Эта информация запрограммирована в генах, и знать ее также важно как группу крови или список сделанных прививок.

Существует 4 болевых типа, которые и определяют болевой порог у детей. Узнать к какому из них относится ваш малыш, можно с помощью специального измерителя боли – альгезиметра. Он поможет определить:

— болевой порог – момент, когда ребенок начинает ощущать боль под воздействием раздражителя;

— переносимость боли – самое сильное воздействие, которое человек выдерживает;

— интервал болевой переносимости – промежуток между предыдущими величинами. Именно от его величины зависит готовность ребенка терпеть боль.

Иногда задают вопрос: правда ли, что у ребенка болевой порог ниже? Наблюдения ученых показали, что зачастую чувствительность к боли у детей действительно ниже, но при этом терпеть боль им значительно труднее.

Определить, к какому болевому типу относится ваш ребенок, можно просто понаблюдав за ним во время вакцинации, когда придется лечить молочные зубы или обрабатывать царапины. Данная информация очень важна. Она даст представление, в каких случаях потребуется обезболивающее и как его давать: уколы или таблетки. Да и в будущем данная информация будет для ребенка не лишней.

И если окажется, что ваш малыш имеет не только низкий болевой порог, но и низкую переносимость боли, ничего удивительно, что даже прививка вызывает столько слез. Другое дело, если болевой порог будет низким, но переносимость высокой, такие детки не менее болезненно реагируют на боль, но они могут ее терпеть, нужен только правильный настрой.

С высоким болевым порогом ситуация аналогична — все зависит от переносимости. Если она низкая – то ребенок легкую боль может даже не почувствовать, но как только болевой порог будет превышен, терпеть ее он не сможет. Если высокая – ребенок практически не боится боли, он и чувствовать ее начинает позже других и терпеть может достаточно долго.

Ранний детский аутизм

Детский аутизм является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основные симптомы — это отрешённость и погружение в себя. Самой распространенной и, в то же время, более лёгкой формой раннего детского аутизма является Pervasive Developmental Disorder (PDD — общее нарушение развития).

Диагноз PDD ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром. Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным.

К большому сожалению, исходя из практики работы детских психологов, диагноз PDD в последнее время перестал быть редким.

  • Особое значение при диагностировании PDD имеет информация об особенностях поведения ребёнка, полученная от его родителей.
  • Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы ислючить следующие признаки раннего детского аутизма:

* Насколько обычен режим дня ребёнка и соответствует ли возрасту малыша? * Продолжителен ли ночной сон? * Соответствуют ли возрасту рацион, приемы кормления или приобретённые навыки самостоятельного питания?* Продолжительный и часто беспричинный плач.* Страхи и беспричинные приступы тревоги.* Полное отсутствие навыков речи или медленное их развитие.

  • * Если ребёнок использует разговорную речь, то при этом он упоминает о себе во втором или третьем лице(ты, он), но не в первом (я). * Остановки в развитии. или потеря приобретённых навыков (регрессия). * Странности в поведении, неадекватные реакции. * Ребёнок избегает взглядов других людей, настойчиво не смотрит в глаза.
  • * Отсутствие взаимности в общении с другими людьми и интереса к общению, особенно со сверстниками. * Отсутствие реакции на просьбы взрослых, как будто ребёнок не слышит.* Частые состояния отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство. * Навязчивое предпочтение различных предметов без использования их по назначению.
  • * Навязчивый интерес к определённым областям знаний, очень специфические знания. * Избегание физических контактов. Например, грудные дети не любят быть на руках. * Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли.* Часто подвергает себя опасности, не оценивая степени этой опасности. * Очень чувствителен к различным звукам. Закрывает уши руками.
  • * Совершает необычные повторяющиеся движения (крутится как волчок, ходит на »цыпочках», машет руками). * Примитивный характер игры. Стремление к упорядочению предметов. * Эмоциональные реакции не пропорциональны ситуации или совсем ей не соответствуют.* Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей.* Очень резкие смены настроения.

* Очень резкая реакция на изменение окружающей обстановки. * Ребёнок не реагирует, когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду с несколькими другими именами. * Хорошая автоматическая память позволяет ребёнку воспроизводить стихи и песни. При этом может иметь место полное непонимание смысла произносимого.

* Необычный тембр голоса или монотонная речь. * Плохо усваивает навыки общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.

  1. * При обследовании новых предметов пытается проверить их на вкус и на запах.
  2. В случае возникновения у родителей ребёнка каких-либо сомнений в отношении его поведения минимум по одному из перечисленных параметров, рекомендуется обратиться за консультацией к врачу — специалисту по развитию ребёнка.

Источник: https://dp3.ru/razvitie/bolevoj-porog-u-detej-pochemu-nekotorye-ne-boyatsya-boli.html

Лечение Детей
Добавить комментарий