Речевая диагностика детей 3 4 лет

Состояние речи детей 3-4 лет

Речевая диагностика детей 3 4 лет

1.Предпосылки к развитию речи.

1.1.Речевая инициатива (желание говорить, вступать в контакт).

1.2.Понимание речи:

А) выполнение инструкций:  «Дай мяч мне, а зайку возьми себе», «покачай куклу, покатай мишку»

Б) узнаёт ли ребёнок предметы по назначению (по картинкам с изображением шапки, варежек, очков, иголки с ниткой, ножниц, зонта):

– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдёшь гулять;

– если ручки замёрзнут, что ты наденешь?

– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

– чем будешь резать бумагу?

Фиксируется: выбор ребёнком картинки в соответствии с инструкцией.

В) выполнение инструкций на понимание предлогов:

– положи кубик в коробку;

– положи кубик на коробку;

– положи кубик под коробку;

– положи кубик за коробку.

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.

Г) выполнение инструкций на различение единственного и множественного числа:

– покажи, где шар, шары;

– покажи, где гриб, грибы;

– покажи, где кукла,  куклы;

– покажи, где стул, стулья.

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкциями

1.3.   Состояние фонематического слуха.

Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний и слов:

       А) Покажи, кто как кричит:

– «му» (корова);

– «ме» (овечка);

– «мяу» (кошка).

Б) Покажи, где

– коза – коса;

– удочка-уточка;

– ложки-рожки;

– сабля-цапля.

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность ребёнка произнести звукоподражания.

2.  Состояние активной речи.

2.1.Предметный словарь:»Назови, что покажу»:

– игрушки: кукла, машинка, пирамидка;

– одежда: шапка, куртка, рубашка, платье;

– части тела: голова, руки, нос, глаза.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2.2. Глагольный словарь: «Скажи, что делает?» Картинки с изображением действий, знакомых детям

из их опыта:

– играет;

– рисует;

– поливает;

– моет;

– танцует;

– катается;

– кормит.

Фиксируется: умение ребёнка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

2.3.  Слоговая структура слов (поверяется в отражённой речи).  «Повтори за мной».

– пила, рыба, часы (двухсложные с открытыми слогами);

– сапоги, молоко, корова (трёхсложные с открытыми слогами);

– мяч, лук, нож (односложные без стечения согласных);

– диван, лимон, батон (двухсложные с закрытым);

– ложка, мишка, туфли (двухсложные со стечением согласных);

Фиксируется: состояние слоговой структуры слова.

2.4.  Наличие фразовой речи (состояние грамматического строя речи): «Расскажи».

Материал: сюжетные картинки с изображением действий:

– мальчик катается на самокате;

– девочка кормит кур;

– мальчик играет в мяч;

– дедушка читает газету.

Фиксируется: умение ребёнка отвечать на вопрос словом, фразой; грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

2.5.  Игра с зайкой и мишкой.

        Взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, умывается, мишка топает, спит. Затем взрослый после демонстрации действия, просит называть это действие: «Назови, что делает зайка (мишка)?»

        Фиксируется: высказывания ребёнка – звукоподражания, лепет слова, фразовая речь.

 Артикуляционный аппарат.

1. Иннервация мимической мускулатуры:

– движения оскаливания – «Улыбнёмся петрушке»;

– надувание щёк – «Надуй щёчки как воздушные шары»;

– наморщивание – «Удивись, увидев Петрушку»;

– нахмуривание – «Рассердись, увидев Петрушку».

Если задания недоступны по словесной инструкции, то они выполняются по показу.

2.Строение артикуляционного аппарата:

– губы (толстые, укороченные, расщепление верхней губы, норма);

– зубы (редкие, кривые, внечелюстные дуги, кариозные, недоразвитые, норма);

– прикус (открытый передний открытый боковой, норма);

– язык (толстый распластанный, напряжённый, маленький, длинный, узкий, массивный, норма);

– подъязычная уздечка (короткая, натянутая, приращенная, норма);

– овуля (отсутствует, укорочена, раздвоена, свисает, неподвижна по средней линии, отклоняется в сторону, норма);

– нёбо (высокое, чрезмерно узкое, плоское, низкое, расщелина твёрдого нёба, субмукозная расщелина, норма).

3. Двигательная функция артикуляционного аппарата:

А) губы:

– Сомкнуты губы;

– Округлить губы (баранка), удержать позу;

– Губы в трубочку (вытянуть губы, поцеловать киску), удержать позу;

– Губы в улыбке (зубов не видно), удержать позу (улыбнуться Петрушке); «Улыбка – трубочка» (улыбнуться Петрушке и поцеловать его);  «Трубочка – Улыбка» (поцеловать Петрушку и улыбнуться).

Б) язык:

– широкий язык на нижнюю губу («Покажи киске язычок»);

– широкий язык на верхнюю губу («Достань язычком нос»);

– переводить поочерёдно кончик языка из одного угла губ в другой («Часики»);

– пощёлкай язычком («Лошадка поехала»).

В) мягкое нёбо:

Чётко произнести звук «А» при широко открытом рте (поднимается, не поднимается, поднимается недостаточно, отклоняется вправо влево).

ПРИМЕЧАНИЕ: отмечается

– движения артикуляционного аппарата активные, вялые,  пассивные;

– объём движений полный, ограниченный;

– замена движений есть, отсутствует;

– последовательность  перехода от одного движения к другому есть, смазанность перехода, отсутствует, поза не удерживается, наблюдаются гиперкинезы, синкинезии,саливация, фибриллярные подёргивания, моторная напряжённость.

Если ребёнку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечаем непроизвольный уровень движений: тянется ли ребёнок к конфете,  сладкому шпателю, слизывает ли варенье с верхней губы, с нижней губы, может ли захватывать трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений,  во время произнесения отдельных звуков, слогов фраз… Отмечаются  явления истощаемости, напряжённости, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливации…При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребёнка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, аммимичное.

4.  Состояние просодики.

– голос: тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, затухающий, нормальный;

– темп:  очень быстрый, ускоренный, нормальный, замедленный;

– мелодико-интонационная сторона речи: выразительная, монотонная, маловыразительная;

– дыхание:нормальное, прерывистое, верхнее, шумное, слабый укороченный выдох.

ПРИМЕЧАНИЕ: просодическая сторона речи нарушена, сформирована с отклонениями, отклонений не имеет.

5. Произношение звуков.

 При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются  звуки раннего онтогенеза:

– гласные: а, и, у, о;

– согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;

– йотированные:я, ю, е, ё;

– мягкие согласные:сь, зь, ль.

Задание: Скажи, как гудит поезд (у-у-у), как плачет малыш (а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и).

Фиксируется: способность ребёнка к звукоподражанию. В случае затруднения прибегают к отражённому произнесению звуков в звукоподражаниях.Отмечаются особенности собственного и отражённого  произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется,т.к. она не целесообразна в данном возрасте.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1 балл: выраженное отставание в речи.

2 балла: значительное отставание в речи.

3 балла: незначительное отставание в речи.

4 балла: развитие речи в пределах допустимой нормы либо речь формируется с опережением.

Возрастные особенности развития речи.

 1.Фонетико-фонематическая сторона речи.

 В 3 года речь несовершенна, есть дефекты произношения.

 2.Грамматический строй речи.

     Дети активно употребляют грамматические формы. Ошибки естественны. Различают единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Согласовывают глагол во времени с существительными, понимают назначения предлогов (на, под), пользуются вопросительной, повествовательно-побуждающей интонациями.

 3.Лексическая сторона речи.

 Дети отражают предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения.

 4. Связная речь.

 В 3 года детям свойственен диалог. Они в состоянии пересказывать знакомую сказку и продолжить по вопросам взрослого. Рассматривают картинки, игрушки, отвечают на вопросы. Способны поделиться увиденным, перечитанным. Ребёнок вычленяет  индивидуальное обращение к нему. Показателем полноценного развития является инициативная речь

Источник: http://74323s014.edusite.ru/p25aa1.html

Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Речевая диагностика детей 3 4 лет

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой – маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

– Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

– Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

– Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

– язык- (массивный, маленький, короткий)

– уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? – красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskoe-posobie-karta-obsledovanija-rebenka-s-3-4-let-razrabotano-v-pomosh-logopedam-dou.html

Речевая карта для обследования детей 3-4лет

Речевая диагностика детей 3 4 лет

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» – «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

– покажи, где кукла

машинка

зайчик

– мяч дай мне, а зайку возьми себе

– покатай мишку

– покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

– если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

– чем будешь резать бумагу?

– что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла – шапка – голова –

машина – пирамидка – куртка –

рубашка – руки – нос –

матрешка – платье – глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует – кормит –

моет – поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила – сапоги – мяч – диван – ложка –

сова – молоко – лук – батон – мишка –

муха – машина – нож – лимон – туфли –

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

– губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

– зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

– прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

– язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

– уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

– твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

–  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « – » )

– «Толстячок» (надувание щек)

– «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

–  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

–  «Дудочка» (губы трубочкой)

– «Заборчик» – «Дудочка» (чередовать)

–  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

–  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

–  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

–  «Лошадка» (поцокать языком)

–  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука – правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник: https://infourok.ru/rechevaya-karta-dlya-obsledovaniya-detey-let-3343760.html

Обследование речевого развития детей 3-4 лет

Речевая диагностика детей 3 4 лет

Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учетом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:

• понимание речи;

• сформированность фонематического слуха;

• предметный и глагольный словарь;

• слоговая структура слов;

• уровень развития активной речи;

• состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.

Рассмотрим методики обследования речи детей (6 серий заданий).

СЕРИЯ 1 Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.

Оборудование: игрушки — машинка, матрешка, мишка, зайчик.

Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку».

Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.

Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 128—133.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок.

Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять.

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»

Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.Проверяется понимание простых предлогов типа на, под, в, за.

Оборудование: машинка, коробка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку и поставь машинку

на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».

Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словес-

ной инструкцией.

4. НАЙДИ КАРТИНКУ.Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.

Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких

предметов.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 134—139.

Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.

Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи.

В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи.

Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на проверку уровня сформированности

фонематического слуха.

1. ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ.Проверяется слу-

ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.

Оборудование: картинки с изображением животных: кошки,

барашка, коровы.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 140—142.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Окажи, как кричит барашек».

Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.

2. ДАЙ КАРТИНКУ.Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию. Оборудование: предметные картинки.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 143—148.

Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)».

Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией. СЕРИЯ 3

Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».

Оборудование: игрушки — кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда — куртка, рубашка, платье; части тела и лица — голова, рука, нос, глаза. Наглядный материал: набор № 3, рис. 149—153.Методика обследования: ребенку предлагают показать и на-

звать игрушки, части тела и предметы одежды.

Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глаголь ного словаря, называние слов-действий.

Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает. Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»

Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.

3. СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.

Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый синий, зеленый) больших и маленьких мячей.

Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем — большой. По еле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.

Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов обозначающих признаки предметов. 82

СЕРИЯ 4

Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов. __

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения.

Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (двух- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).

Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов. Наглядный материал: набор № 3, рис. 162—176.Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.

Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слона раз-

личной слоговой структуры. СЕРИЯ 5

Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.

Оборудование: игрушки — зайка, мишка.

Методика обследования: психолог предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».

Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

2. РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то психолог начинает читать стихотворение первым. Фиксируются: высказывания ребенка — звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.

3. РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик

играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.

Наглядный материал: набор № 3, рис. 154—161.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»

Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.

СЕРИЯ 6

Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения. Состояние артикуляционного аппарата проверяется по сле-

дующим параметрам.

И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й мускулатуры: движение оскаливания(улыбнись Петрушке); надувание щек(надуй щечки, как воздушные шары); наморщивание(удивись, увидев Петрушку); нахмуривание(рассердись на Петрушку).

Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.

С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а : губы(толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);

зубы(норма, редкие, кривые, отсутствие зубов); прикус(прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой); язык(норма, массивный, маленький, подвижный, малопод-

вижный);

уздечка(толстая, укороченная, подрезалась ли ранее); твердое и мягкое небо(аномалии строения). Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а : уточнение возможности движений губами:

раздвинуть углы губ(«улыбка» — улыбнись Петрушке);

выдвинуть губы вперед(«трубочка» — вытяни губки и поцелуй киску);

округлить губки(«баранка»); уточнение возможности движений языком:

высунуть язык на нижнюю губу(покажи киске язычок);

высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);

пощелкай язычком(лошадка поскакала); • «часики»;упражнение для выявления подвижности мягкого неба:произнести звук а при широко открытом рте.

При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу.

Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:

«улыбка» — «трубочка»(улыбнись Петрушке — поцелуй его);

«трубочка»«улыбка»(поцелуй Петрушку — улыбнись

ему);

Источник: https://cyberpedia.su/10xa206.html

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Речевая диагностика детей 3 4 лет

МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед:

Назарова Т.Н.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Среди детей, страдающих моторной алалией, значительную часть составляют дошкольники, имеющие I уровень речевого развития.

При относительно сформированной импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) их собственная (экспрессивная) речь состоит из односложных звуковых комплексов, лепетных и аморфных слов-корней и звукоподражаний.

Основной задачей начальных этапов логопедической коррекции является создание стимулов, «пусковых механизмов», которые должны обеспечить развитие речи детей, страдающих алалией, и усвоение ими языковой системы в целом.

Неговорящие трехлетние дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. В логопедической практике неговорящий ребенок, как правило, это либо ребенок с алалией, либо с тяжелой степенью дизартрии, тугоухостью, олигофренией или ранним детским аутизмом.

Учителю-логопеду не всегда удается сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи.

В пользу речевого дефекта, имеющего органический характер, могут свидетельствовать данные о наличии в анамнезе перинатальный патологии различного происхождения, нейроинфекций и травм головного мозга, перенесенных в раннем возрасте жизни.

Задачами логопедического обследования неговорящего ребенка 3-х лет является изучение уровня его речевого развития (учитывается уровень развития понимания речи и собственные речевые возможности ребенка), выявление характера и степени нарушения дыхания, слуха, определение особенностей внимания, целенаправленности произвольной деятельности, состояния поведенческих и двигательных реакций.

Как расположить к себе ребенка при первом знакомстве? Успех общения во многом определяется доброжелательным, уравновешенным, спокойным отношением педагога и его профессиональным интересом, желание узнать, каков он, этот новый малыш? Лучше сразу же обращаться к нему по имени и назвать свое имя.

Спокойный тон, доброжелательная улыбка, искреннее отношение, помогают с первых минут расположить ребенка к себе, снять страх и напряжение. Начинать обследование лучше с организации невербальных форм деятельности.

Можно предложить ребенку игры «Разрезные картинки», «Собери пирамидку», «Спрячь мышку от кошки» и т.п.

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов. Вместо целых слов произносят лишь ударные слоги.

Характерным для данной категории детей является наличие «универсальных слов», заменяющих слова, близкие по звучанию или значению. Навыки словообразования и словоизменения либо отсутствуют полностью, либо представлены весьма незначительно. Фразовая речь характеризуется более поздним сроком формирования и аграмматичностью своей структуры.

Последнее время специалистами в дошкольной логопедии отмечается тенденция к росту неговорящих детей в возрасте 3-4 лет, речь которых может изобиловать так называемыми диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке.

Характерной чертой является возможность многоцелевого использования освоенных детьми средств языка: звукоподражаний, слов, сочетаний звуков, заменяющих существительные, глаголы. У детей данной категории речь малопонятна окружающим, имеет жесткую ситуативную привязанность.

Основная цель логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах:

– развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми на начальном этапе:

1. Стимуляция речевой и психической активности.

2.Развитие эмоционального общения со взрослым.

3.Совершенствование способности к подражанию действиям взрослого, сверстников.

4.Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

5.Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

6.Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного), обеспечивающего минимальное общение.

7.Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.

8.Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

Принципы организации и проведения логопедической работы с неговорящими детьми:

Систематичность проведения занятий.

Опора на разные модальности.

Экспрессия педагога.

Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и педагога.

Опора на разные виды деятельности (смена).

Вариативность наглядного и дидактического материала.

Использование элементов соревнования.

Использование системы поощрения.

Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции педагога.

Логопедическое обследование может быть:

– первичным (перед началом коррекционной работы),

– промежуточным (на определенном этапе коррекционной работы),

– итоговым (по окончании коррекционной работы).

Логопедическое обследование проводится по 3-м основным направлениям:

!!!

Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого развития. Проводится на основе беседы с родителями ребенка и анализа документов – выписки невролога о речевом развитии ребенка, характеристики воспитателей, осмотр отоларинголога, окулиста.

!!!

Логопедическое обследование с подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности ребенка.

!!!

Анализ и педагогическая оценка результатов обследования (речевая карта).

Анамнез в речевой карте заполняется учителем-логопедом со слов мамы во время первичной индивидуальной беседы или из медицинской карты ребенка. Следует учитывать нормы раннего развития

.

НОРМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

(физического и речевого)

Удерживание головы – 1,5-3 мес. Гуление – 2-4 мес.

Умение ползать – 5-7 мес. Лепет – 5-6 мес.

Умение сидеть – 6-8 мес. Первые слова – 1 год

Умение стоять – 8-9 мес. Фраза – 1,5-2 года

Умение ходить – 10-13 мес. Связная речь – 2,5-3 года

При обследовании психических функций учитель-логопед опирается на данные психологического обследования (ответственный педагог-психолог). Исследуется характер игровой деятельности в процессе наблюдений за ребенком в группе, на прогулке, режимных моментах. Исследуя особенности зрительного восприятия, можно предложить ребенку следующие игры:

«Где большой, где маленький?»

«Назови цвет предмета»

«Посели картинку в домик» (соответствие предмет-геометрические фигуры)

При исследовании зрительно-пространственного гнозиса и праксиса можно предложить ребенку оглядеться и назвать предметы, которые находятся в комнате сверху, снизу, слева, справа, игры «Складывание разрезных картинок», «Складывание фигур из палочек».

Параметры дыхательной и ой функции определяются при проведении беседы с ребенком, при исследовании звукопроизношения, словаря, грамматического строя речи.

Исследование артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры:

– повторение артикуляционных упражнений, переключаемость,

– отмечаются особенности строения органов артикуляционного аппарата: губы, зубы, прикус, твердое нёбо, мягкое нёбо, язык, степень саливации.

Исследование моторики:

При исследовании состояния общей моторики ребенку предлагаются пробы: «Беги по дорожке», «Беги, иди, стой!», «Пройди по шнуру», «Лягушка», «Игра с мячом».

Для получения сведений о состоянии мелкой моторики предлагается сложить мозаику, выполнить шнуровку, застегнуть пуговицы.

В норме к 3-м годам уже формируется праксис позы пальцев и наряду с этим трехлетним детям доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро», «ладонь-кулак») при условии сопряженного предварительного выполнения каждой серии отдельно левой и правой рукой.

Исследование мимической мускулатуры:

Упражнения: – поднять брови,

– нахмурить брови,

– прищурить сначала правый глаз, затем левый,

– надуть щечки,

– втянуть щечки.

Исследование фонетической стороны речи:

Можно использовать картинки-символы, обозначающие звуки, например, как плачет кукла, как пищит мышка. Повторение звука изолированно, в слогах, словах.

Исследование фонематического слуха:

Для выявления уровня развития фонематического слуха, можно использовать картинки (слова-паронимы: папа-баба, крыша-крыса), игру «Кто голос подает?».

Также в методику логопедического обследования включаются задания на выявление особенностей слухового внимания к звучащим игрушкам, зрительного восприятия.

Исследование слухового внимания проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания 2-х игрушек (н-р, металлического колокольчика и резиновой игрушки).

Педагог называет игрушки и показывает, как можно издавать звуки с их помощью, затем прячет за ширму, производит за ней звуки, ребенок должен показать, какая игрушка звучала.

Исследование словаря:

Прежде проверяется активный словарь. Если активный словарь в норме, то проверять пассивный словарь нет необходимости. Если у ребенка отмечаются трудности с активом, нужно исследовать пассив.

Для исследования словаря существительных используются изображения предметов различных групп (обобщающие слова), предлагается узнать предметы по назначению. При исследовании глагольного словаря используются соответствующие картинки., предлагается называть действия по звукоподражанию.

При исследовании словаря прилагательных выясняется, насколько ребенок владеет в активной и пассивной речи словами, которые обозначают цвет, форму, величину предмета и его тактильные характеристики.

Исследование грамматического строя речи:

Первоначально исследуется возможность владения грамматическими категориями в активе, а при невозможности, уже в пассиве.

Исследуются навыки согласования местоимений с существительными, умение использовать предлоги (положи игрушку на коробку, спрячь в коробку, под коробку, достань из коробки), согласовывать существительные с прилагательными и числительными, понимание существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Исследование фразовой речи:

В ходе беседы, задаются ребенку вопросы:

– Как тебя зовут?

– Сколько тебе лет?

– С кем ты живешь?

– Как зовут маму, папу?

– Кто тебя приводит в детский сад?

– С кем ты играешь в детском саду?

– Какие твои любимые игрушки?

В ходе беседы отмечается, какими языковыми единицами владеет ребенок, какими ответами пользуется (однословными, фразовыми), насколько развернута его речь. При выявлении особенностей речевого недоразвития детей младшего дошкольного возраста в процессе беседы большое внимание уделяется их самостоятельным высказываниям, так как в данном случае снижается контроль речи.

Логопедическое заключение может быть поставлено только на основании анализа всей совокупности результатов обследования, что предполагает соотнесение уровня понимания речи ребенка с уровнем его экспрессивной речи и выполнением невербальных заданий.

В дальнейшем процессе построения логопедической работы педагог должен постоянно осуществлять динамическое наблюдение за формированием у ребенка вербальных средств общения, настоятельно привлекать родителей к организации стимулирующего действия на речевое развитие ребенка.

При обследовании речевого развития неговорящих детей можно использовать следующую литературу: С.В. Батяева, В.Е. Савостьянова, В.С. Володина «Большой альбом по развитию речи», Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Использованные источники:

Е.В. Мазанова «Обследование речи детей 3-4 лет с ОНР. Методические указания, картинный материал и речевая карта для проведения обследования во 2-й младшей группе».

Т.В. Башинская, Т.В. Пятница «Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна».

М.И. Лынская «Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий».

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_k_provedeniyu_logopediches_222821.html

Лечение Детей
Добавить комментарий