Родительское собрание тему способности ребенка

Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка»

Родительское собрание тему способности ребенка

Зелена Нецель
Родительское собрание «Развитие творческих способностей у ребенка»

Цели:

• выявить представления родителей о способностях детей;

• познакомить с понятием «способности», «творческие способности»;

• показать необходимость развития творческого потенциала детей в семье;

• учить выявлять и развивать творческие способности у детей.

Эпиграф к собранию:

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».

Б. Асафьев

Оборудование: бумага А 4, ручки, цветные карандаши.

Ход собрания

I. Лекция

По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нём: «Познай самого себя «Это высказывание в полной мере относится к проблеме способностей.

Как только человек начинает осознавать себя, выделять как личность из окружающего мира,перед ним встают важные жизненные вопросы: «кто я?», «в чём моё предназначение?», «на что я способен.

Что же такое способности? Это такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности.

Специалисты расходятся в своём мнении по поводу происхождения и развития способностей: одни считают, что способности даны человеку от природы, а воспитание и обучение лишь способствуют развёртыванию способностей в течение жизни человека.

Другая группа учёных уверена, что все дети рождаются с одинаковыми возможностями, а способности – результат обучения и усилий преподавателей, родителей, воспитателей. Истина, как говорится, находится посередине.Существует и третье мнение: и врождённые возможности (задатки) и влияние среды одинаково важны для развития и проявления способностей.

Считается, что каждый здоровый ребёнок имеет от природы все способности, чтобы овладеть любым делом, любой профессией до среднего уровня.

В современном мире творчество ценится очень высоко.

Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала.

Но к сожалению, многие родители не считают творчество важной составляющей воспитания, развития и обучения своего ребенка.

Они предпочитают делать акцент и ставят во главу угла речь, мышление и память ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.

Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве.

Сегодня можно привести огромное количество примеров успешных людей творческих профессий: актеры, певцы, артисты, писатели и другие. Они реализовали себя через творчество, у них яркая и интересная жизнь, признание и уважение окружающих.

Безусловно, чтобы творческие способности проявлялись столь ярко, необходимо иметь какие-то природные задатки. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка.

Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.

Зачем нужно развивать творческие способности?

Сегодня к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.

Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.

Пожалуй, каждому родителю хотелось бы, что бы его ребенок вырос творческой личностью.

Ничем не ограниченное воображение, свободный полет фантазии, хорошая интуиция – все эти факторы являются необходимым условием творчества, которое потом преобразовывается в различные открытия и изобретения.

Поэтому, если родители хотят видеть свое чадо творческой личностью, они должны стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – комплексное понятие,которое включает в себя следующие составляющие:

• стремление к познанию;

• умение познавать новое;

• живость ума;

• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;

• стремление к открытиям;

• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;

• свободное воображение;

• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.

С чего начать?

Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку.

Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя.

Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.

Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка.

Современные взрослые не умеют играть, фантазировать, как ребенок, они хотят выглядеть серьезными, вместо того, чтобы веселиться или шалить. Они боятся нарушить социальные правила поведения.

Однако, прекрасные терапевтические средства, которые могут дать возможность отдохнуть, расслабиться, вдохновиться – это игра, творчество, свободный полет фантазии.

Консервативность, скованность и чрезмерная серьезность родителей – не лучшие помощники для развития творческих способностей ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка.

Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию, но и станет хорошей психотерапией, которая позволяет отдохнуть, отвлечься, снять напряжение и стресс.

Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений – поддерживайте его творческую инициативу.

Для развития творческих способностей необходимо создание условий для сознательного и активного участия в творческой деятельности важен поиск творческих приемов, формирования и совершенствования и совершенствования базовых знаний, умений и навыков, вариативное их использование и на любых уроках. Главное – это создание общей атмосферы творчества и радости.

Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

По мнению известно психолога К. Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит. Давайте откроем дверь в мир интереса ребят нашего класса.

Нередко родители, имеющие детей среднего и старшего школьного возраста, замечают, что, взрослея, их сообразительный ребенок становится более заурядным.

Конечно, он становится все умнее, получает все больше знаний, но теряет живость впечатлений, неординарность суждений.

Несомненно, задача родителей – не позволить ребенку потерять способность фантазировать, оригинально мыслить. Очень важно не упустить время!

II. Практическая работа

Что способствует развитию творческой активности у ребенка?

На развитие творческих способностей у ребенкаположительно влияют различные виды детской деятельности:

• Окружающий мир.

Развивающие игры и игрушки.

• Рисование.

• Лепка.

• Чтение.

• Музыка.

• Аппликация.

Уважаемые родители, давайте начнем прямо сейчас, пока дети способны все воспринимать с присущей им природной живостью ума. Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л. Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».

Сейчас мы проиграем в некоторые из них. Но для начала я хочу предложить Вам самим проверить свои способности. (Тест «Ваш творческий потенциал», Приложение 1)

Игра «Музыка»

Родители слушают музыку.После прослушивания они берут четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую – и изображают услышанную музыку. Затем можно предложить родителям озаглавить рисунок.

Упражнение «Незаконченный рисунок»

Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.

Игра «Рифмоплет»

Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково (палка – галка, сочиняют двустишья на заданные рифмы.

Игра «Изобретатель»

Предлагается придумать:

– несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;

– необычные способы использования обычных предметов.

«Хорошо-плохо»

– вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например,утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься,ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.

«Нестандартные задачки»

– пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.

Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка.

Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка.

Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?

«Что будет, если…»

– предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.

III. Итог

Создание условий в семье для развития творческих способностей ребенка.

Если Вы хотите воспитать творческую личность и одновременно не забывать о психическом здоровье своих детей,то:

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.

Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного (быть недобрым, агрессивным).

Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны.Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку.порой полагаться в познании на риск и интуицию: наиболее вероятно, что именно это поможет совершить действительное открытие.

Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка.

Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей.

Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.

Источник: //www.maam.ru/detskijsad/roditelskoe-sobranie-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-u-rebenka.html

Конспект родительского собрания

Родительское собрание тему способности ребенка
Конспект родительского собрания на тему: «Как развивать способности ребенка»

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт в практической деятельности. Многие способности формируются в детском возрасте, поэтому развитие способностей ребенка имеет особое значение.

Определим что же такое способности:

  • Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
  • Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.
  • Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами.
Назовем эти общие способности так:

  1. Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях познавательного контакта человека с миром и как способность решать задачи на основе применения имеющихся знаний;

  2. Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии;

  3. Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы: «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?» «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать, чтобы развить способности моего ребенка?». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой.

Интересные факты об интеллекте

  • Наиболее интенсивно интеллект развивается от 2 до 12 лет.
  • Мамы и папы по-разному могут помочь ребенку развить свой ум, однако есть общее — эмоциональная поддержка ребенка.
  • У ребенка, живущего в благоприятной эмоциональной среде, когда его любят, в семье царит радость, у всех хорошее настроение, уровень интеллекта постоянно повышается.
  • У детей, по отношению к которым родители не проявляют достаточной заботы, наблюдался процесс снижения интеллекта.
  • Интеллект повышается, если родители предоставляют ребенку возможность развить свои способности, умения и навыки, не стараются исправить то, что сделал ребенок.

Верьте в возможности своего ребенка, будьте спокойны и терпеливы!

Мамы! В ваших силах повысить и развить умственные способности ребенка, если вы предъявите ребенку систему требований и будете следить, чтобы он их выполнял. Требования являются необходимым средством воспитания.

Это то, что ожидается от ребенка, Через требование взрослый сообщает ребенку, как надо себя вести, что делать, чтобы быть успешным. И еще — поддерживайте у ребенка высокую самооценку.

Папы! Оказывается ваш вклад в развитие интеллекта ребенка примерно в 2 раза больше.

Интеллект ребенка будет расти «прямо на глазах» если вы:

  • Будете играть с ребенком в самые разные игры или заниматься совместными делами;
  • Именно вы будете привлекать ребенка-дошкольника к обсуждению семейных дел (например, что подарить маме, что купить, куда переставить стол и т. п.);
  • Предъявите систему запретов. Запреты — это также одно из важнейших средств развития и воспитания. Что же делать маме, если папа постоянно на работе и не успевает общаться с ребенком? Мама в течение недели может напоминать ребенку те правила, которые в выходной день ему сообщил папа.
  • Не стремитесь сразу удовлетворять все потребности ребенка. Это неблагоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей 5-6 лет.

О креативности

Креативность — умение мыслить нестандартно, творчески. Переключаться с одной идеи на другую, выполнять одно и то же дело по-разному. Креативный ребенок, как правило, доставляет родителям много хлопот. Он все время что-то придумывает, переключается с одного дела на другое, меняет увлечения.

Но зато как богата его фантазия, как разнообразны рисунки! А еще такой ребенок сочиняет стихи, сказки. В его игре много сюжетов, персонажей.
По-настоящему креативный ребенок — всем известный Буратино. Помните, как он продал Азбуку, чтобы пойти в театр? Не очень умно, зато как интересно.

Задумались? Но учтите, что креативность выручает человека в сложной ситуации, когда надо поступить нестандартно. Пока другие сказочные куклы плакали и боялись, именно Буратино придумывал, как спасти друзей, как помочь папе Карло. Значит, креативность тоже очень нужна человеку для успешной жизни.

Итак, что надо делать, чтобы развивалась креативность ребенка? Нужно знать, что есть два сенситивных периода развития креативности, когда способности развиваются очень быстро. Первый — 3-5 лет (развивается в сюжетной игре), второй — примерно 10-12 лет (период развития так называемой культурной креативности).

И мамы и папы повышают уровень развития креативности, если играют в совместные игры, уделяют ребенку внимание, а папы привлекают ребенка к семейным делам, обсуждению планов.

Об обучаемости

Предпосылкой обучаемости служит интеллект. Ее высокий уровень связан с развитием личности. А значит, обучаемость ребенка развивается в тесном общении со взрослым.

Для развития обучаемости:

  • Чаще задавайте ребенку вопросы;
  • Разговаривая о природе и людях, событиях или просмотренных телепередачах, рассматривая картины, говорите ребенку: «Подумай», «Посмотри внимательнее», «Вспомни»;
  • На прогулке задавайте задания (пересчитай машины, найди два похожих дерева) и, не торопя с ответом, говорите ребенку о том, что ждете его;
  • Не бросайте начатое дело, доводите его до конца;
  • Обсуждайте с ребенком, устраивает ли вас и его результат работы, думайте, как исправить то, что не нравится.

О сенсорном развитии ребенка

Возможно, вы приобретаете в магазинах игрушки, которые, как утверждают производители и продавцы, развивают у ребенка восприятие цвета и формы, знакомят с пространственными отношениями, временем и т. д. В каждой семье сейчас достаточно много таких игрушек.

К сожалению, наряду с большим количеством плюсов детских развивающих игр и игрушек, есть один существенный минус. С игрушкой можно делать все что угодно, а самое главное — она не дает обратной связи и не может выразить собственного желания или нежелания во время взаимодействия.

В процессе изучения объектов живой природы у ребенка реализуется одна из главных способностей — чувственное познание мира. Он получает живой непосредственный опыт. Происходит активизация всех сенсорных систем: отрабатывается зрительно-моторная координация, зрительно-пространственное восприятие, формируется произвольное поведение и т. д.

Только богатый мир окружающей природы помогает детям перенести свои впечатления в мир творческого воображения, повышает интерес к овладению новых умений и навыков, получению дополнительных знаний.

Все, что нужно для нормального сенсорного развития — это восстановить естественный контакт с природой.

Подведем итоги — развитие способностей ребенка процесс многосторонний и постепенный, в который активно должны быть включены и мама и папа. Будьте рядом и способности вашего ребенка не перестанут вас удивлять!

Дискуссия.

Вы, наверное, уже знаете, что означает слово «наследство»? Наследство-это когда от одного человека к другому что-то переходит в собственность.

Например, младшим братьям и сестрам передаются одежда или игрушки старших – те, из которых старшие выросли, но которыми еще можно пользоваться. Взрослые люди часто наследуют от своих родственников или близких более значительные ценности – квартиру, машину, дачу, деньги.

Но так происходит не только с вещами. Часто бывает так, что сын выбирает (наследует) ту же профессию, что и его отец (а иногда и более старшие родственники), потому что она ему нравится и подходит больше всего остального.

Таким образом, складываются профессиональные династии спортсменов, военных и так далее.

Вопрос: Так что же унаследуют люди от своих предков? Например, дети от родителей?

Ответ: От своих родителей ребенок может унаследовать их особенности поведения, склонности, способности.

Вопрос:

  • Что означает термин «способности»?
  • Для чего необходимо развивать человеку свои способности?
  • Положительно или отрицательно влияние способностей человека на развитие цивилизованного мира?
  • Можно ли развить в себе способности?

Способность – это проявление таланта человека в каком-нибудь виде деятельности.

Личности, способной удивляться и познавать, умеющей находить правильное решение в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового – предстоит творить наше будущее (А. Фромм).

Способности проявляются у разных людей, в разных видах деятельности, то есть проявление таланта человека в той сфере, где он чувствует, что у него какое-либо дело получается лучше, чем у других.

Странички истории.

Какими способностями обладали знаменитые люди? (Александр Македонский, В Моцарт, греческий оратор Демосфен и т.д)

Давайте вместе с вами подумаем, какие виды способностей мы с вами наблюдали. Я вам буду сейчас приводить примеры, а вы мне будете сами называть виды способностей (сопровождается презентацией).

Например:

1) Человек придумывает мелодию, а из мелодии составляет песню или вальс.

Ведущий задает вопрос: Как нам назвать этот вид способностей? (Музыкальные)

2) Человек создает красивые картины, пейзажи, натюрморты, умеет изобразить точный портрет другого человека.

Ведущий задает вопрос: Как называется этот вид способностей? (Художественные)

3) У человека наблюдается умение разыгрывать разнообразные сцены, выступать перед публикой, выразительно рассказывать стихи. Назовите третий вид способностей. (Артистические)

4) Человек умеет хорошо и быстро бегать, далеко метать копье, высоко прыгать. Как нам назвать данный вид способностей? (Спортивные)

5) Умение запоминать цифры, правильно вести подсчеты. Назовите, данный вид способностей? (Математические)

6) У человека развито внимание. Если он идет по лесу, он замечает след любого зверя, может сказать, куда этот зверь направился, сытый он был или голодный. Как нам назвать данный вид способностей? (Исследовательские).

7) Коммуникативные способности.

Практическая часть. Проверим свои способности.

Тестовое задание “Социальный атом”. Коммуникативные способности.

Цель: определить уровень коммуникативных способностей через самодиагностику учащихся.

Инструкция: составить свой социальный атом в виде геометрических фигур. Геометрические фигуры – это символы, каждый символ обозначает лиц, которые входят в постоянный круг твоего общения.

Круг – это женский пол, треугольник – это мужской пол, квадрат – это домашнее животное. Время выполнения 4 минуты.

Подведение итогов.

Тест на эрудицию, интеллектуальные способности.

Авторы Кен Рассел, Филипп Картер (сокращённый вариант).

Время выполнения 7 минут.

Цель: определить уровень эрудированности через самодиагностику учащихся.

Заключительная часть.

Рефлексия “Анкета”. Опрос проводится с помощью интерактивной доски.

1. Что такое способности?

Способность – это проявление таланта человека в каком-нибудь виде деятельности.

2. Передаётся ли способность по наследству?

Да, способности имеют такую особенность передаваться из поколения в поколение.

3. Можно ли развить способности?

Да, история знает немало примеров, когда человек, путём упорного труда развил в себе определённую способность.

4. Как можно развить в себе коммуникативные способности?

Развивать свой кругозор.

5. Развивать способность умения слушать собеседника.

Стремиться обходить острые углы в конфликтных ситуациях.

6. С помощью чего можно развить в себе интеллектуальные способности?

Специальных упражнений на развитие памяти, внимания, мышления

Историческая справка к уроку

Способные люди

Знаешь ли ты?

История знает немало людей, обладающих великолепными способностями, которыми люди или с рождения обладали или развили данные способности в течение жизни.

Например:

Александр Македонский, великий полководец, был способен узнавать в лицо всех солдат своего тридцати пятитысячного войска. Такой способностью Александр Македонский отличался с рождения.

Моцарт

Великий австралийский композитор 18 века – Моцарт, имел отличную музыкальную память, он с детства мог любую сложную музыку прослушанную на слух, по памяти в точности уложить на ноты. В последствии стал известным композитором, а произведения его стали классикой.

Чарльз Дарвин с детства обладал исследовательскими способностями. Изучал природу живых организмов. Как известно в будущем он стал известным учёным.

В дальнейшем он написал фундаментальный труд о происхождении человека, который принёс ему популярность.

Греческий оратор Демосфен с рождения страдал дефектом речи и к тому же имел слабый голос. Но зато у него было упорство и желание стать в будущем знаменитым оратором.

Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь перекричать шум морской волны. Так он вырабатывал силу голоса. Что бы избавиться от картавости, он разговаривал, держа во рту мелкие камушки.

С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. В последствии Демосфен стал выдающимся оратором Древней Греции

Известный древнегреческий философ Эпиктет не забывал повторять мудрый совет: «Каждый знает, что всякая привычка от упражнения усиливается и укрепляется. Например: что бы сделать хорошим ходоком надо много ходить, чтобы сделаться хорошим бегуном надо много бегать». То же самое бывает и с другими способностями.

Источник: //videouroki.net/razrabotki/konspekt-roditelskogo-sobraniya-kak-razvivat-sposobnosti-rebenka.html

Родительское собрание по теме

Родительское собрание тему способности ребенка

Цели:

  • выявить представление родителей о понятии способностей и задатков;
  • дать рекомендации родителям о том, как определить способности и задатки своего ребенка;
  • дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
  • Форма проведения:

     семинар-практикум.

    Участники: 

    родители учащихся 7 класса и классный руководитель.

    Подготовка.

    Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания, готовит раздаточный материал.

    Как часто мы слышим:

    “У него способности к музыке, а не к математике”. “Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей”.

    Уважаемые родители!

    Сегодня наша встреча посвящена способностям ваших детей.

    Почему это происходит именно сейчас, когда ваши дети учатся в 7 классе?

    Именно в 7 классе в учебном расписании появляется физика, математика разделяется на алгебру и геометрию, а в 8 классе будет введена химия. Это не случайно, т.к.

    к 9 классу ваш ребенок должен попробовать определиться, в каком из видов трудовой деятельности он будет наиболее успешен.

    Определившись, ваш ребенок должен определить для себя список экзаменов по выбору в 9 классе, а, возможно, и профессиональное образовательное учреждение, где он будет в дальнейшем учиться.

    Так у каждого ли человека есть способности и чем они определяются? Можете ли вы сами определить, какими способностями обладает ваш ребенок и как их можно выявить, используя методы современной психологии?

    Говорят, талантливый человек талантлив во всем, и способности необходимо развивать, а не зарывать в землю.

    Ярые противники этого мнения утверждают – таланты даны не каждому, поскольку у некоторых личностей просто нечего развивать.

    Так ли это на самом деле, или люди просто придумали оправдание своему бездействию? Определяющим фактором здесь являются задатки и способности, данные человеку при рождении.

    Как утверждает психология, способности и задатки взаимосвязаны друг с другом. Задатки являются предпосылками к развитию способностей, а это значит, что от задатков зависит развитие личности в целом.

    При благоприятных жизненных условиях, личность может достичь успеха, приобретая способности в процессе жизнедеятельности и вне зависимости от того были ли у него изначально предпосылки к тому чтобы прийти к каким-либо жизненным достижениям.

    Ученые спорят, существуют ли у человека задатки от рождения или их вовсе не существует как таковых. Несмотря на то, что анатомическое происхождение задатков не доказано, психологи сходятся во мнении, что при правильном воспитании и обучении, человек быстрее добьется успеха в жизни.

    Если ребенок не получает почву для развития своих способностей, и родители не поддерживают его в различных интересах и увлечениях, такой человек рискует так и не раскрыть свои таланты. Такие ошибки в воспитании встречаются довольно часто. Не обращая внимания на природные способности и задатки ребенка, родители стремятся навязать ему свои когда-то не реализованные возможности.

    Иными словами, ребенок вынужден делать все то, чего не смогли достигнуть родители, так и не реализовав свой внутренний потенциал.

    Однако во взрослой жизни можно самостоятельно определить есть ли у вас задатки, и какие вы имеете способности. Для этого достаточно разобраться в определении этих понятий.

    Способности – 

    это, прежде всего, особенности личности, которые позволяют достичь успеха в делах и общении. Успехи в этом случае даются легко и играючи. Чаще всего это те качества, которые мы давно в себе обнаружили и которые приносят нам удовольствие.

    Задатки –

     это те умения, которые позволяют развиться способностям. Как правило, это определенные свойства нервной системы, или анатомо-физиологические особенности.

    В какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития. При этом следует учесть, что нет никаких гарантий того, что задатки (даже хорошо выраженные) найдут свое проявление в способностях.

    Развитие задатков — социально и деятельностно обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания, обучения, особенностями развития общества, технологиями, морально-психологическим климатом и многими другими обстоятельствами.

     

    Очень важно понимать, что задатки неспецифичны. Вопреки весьма распространенному мнению, не рождаются люди “учителями от бога”, “шахтерами как отец”, “талантливыми врачами” и т.д. Нет в молекулах ДНК генов, отвечающих за то, чтобы быть учителем (шахтером, врачом…) или не быть.

    Даже если у ребенка великолепный слух и чувство ритма, совсем не обязательно, что он станет (может стать) хорошим музыкантом. Этот задаток можно использовать и в карьере певца, дирижера, музыкального критика или педагога, композитора, режиссера, настройщика.

    В меньшей степени этот задаток может пригодиться во множестве других профессий. То есть на основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

    Способности в значительной степени социальны и формируются в процессе конкретной деятельности человека.

    В целом, природные задатки и способности человека можно охарактеризовать следующими критериями:

    – предрасположенность к какому-либо роду деятельности;

    – скорость обучения знаниям, навыкам и умениям;

    – наличие предельных границ способности;

    – нестандартные результаты;

    – общественное признание уникальности возможностей;

    – уровень аккумуляции;

    – устойчивость к стрессам.

    Способности  — такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях.//psihotesti.

    ru/gloss/tag/sposobnosti/ Способности бывают разные. Одни из них носят общий характер, проявляются в большинстве видов деятельности, например умственные и физические способности, способности к обучению.

    Другие — узкий, специальный: технические, операторские, музыкальные, литературные, математические.

    Будучи взаимосвязанными, общие и специальные способности развиваются в единстве. При этом каждая способность включает целый ряд психических особенностей человека и зависит от них. К таковым можно отнести, например, внимательность, наблюдательность, определенные качества памяти, воображения, мышления.

    Психологическими предпосылками развития способностей являются мотивы, а также эмоциональные и волевые свойства: любовь к своему делу,//psihotesti.ru/gloss/tag/nastoychivost/ настойчивость и активность в преодолении трудностей и др.

    При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимо исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:

    Репродуктивный

    уровень – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.

    Креативный уровень – обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.

    Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.

    Природные

    (врожденные, естественные) – в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.

    Специфические

    человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.

    Общие

    – обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.

    Специальные

    (профессиональные) способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.

    Теоретические и практические

    способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления – либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.

    Учебные и творческие

    способности – определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.

    Способности к общению и взаимодействию

    – наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.

    Предметно-познавательные и предметно-деятельные

    способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.

    Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.

    Одаренность – особо успешная деятельность человека в какой-то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.

    Талант – высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не похожее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.

    Современные учёные выделяют девять типов таланта, интеллекта:

    • вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам);
    • цифровой (характерен для математиков, программистов);
    • слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);
    • пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
    • физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
    • личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
    • межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами);
    • талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы);
    • предпринимательский — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

    Гениальность

    – высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры. Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.

    Наряду со способностями, существуют и неспособности.

    Неспособность

    – определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.

    Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).

    Предлагаю вам ответить на вопросы методики “Карта одаренности” (см. Приложение 1), полвести итоги теста и узнать, какая деятельность вашего ребенка является для него предпочтительной. (Проводим тест, обсуждаем результаты).

    Дома вы сможете вместе с ребенком пройти тесты, ссылки на которые даны на последнем слайде презентации.

    В заключение хотелось бы сказать, что, какие бы задатки и способности (или их отсутствие) не проявлял ваш ребенок, вы всегда можете ему помочь.

    О том, как помочь ребенку эффективно выучить уроки, вы прочитаете в памятке “Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов”(см. Приложение 2).

    Краткое изложение содержания нашей беседы вы сможете посмотреть в презентации (см. Приложение 3). (Обсуждаем содержание Памятки).

    Список литературы

    1. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., “Педагогика”, 1971 г.

    2. Общая психология. Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А.Степанова, М., “Просвещение”, 1981 г.

    3. //veselajashkola.ru/interesno/detskaya-uspevaemost-v-shkole-rekomendacii-roditelyam/

    3.06.2014

    Источник: //urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/646835/

    Лечение Детей
    Добавить комментарий