Роль родителей речевом развитии ребенка

Роль Семьи в речевом развитии ребенка

Роль родителей речевом развитии ребенка

Правильная и красивая речь – это

богатство, которое может подарить

ребенку каждый родитель, и оно особенно

ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Год от года родители и педагоги все больше жалуются на то, что дети позже начинают говорить или плохо и мало разговаривают. И специальная логопедическая помощь нужна все большему количеству детей в каждой группе детского сада.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Помимо задержки речевого развития у таких детей отмечаются сенсорные, двигательные, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностные, поведенческие трудности, а также несформированность познавательных возможностей. Так как речь в психическом развитии имеет исключительное значение. 

Всем известно, что именно семья формирует ребенка, как личность, развивает его коммуникативные способности, дает широкий круг представлений о жизни. Но современный темп жизни не всегда дает возможность родителям уделять достаточно внимания общению со своими детьми, даже в благополучных семьях. 

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью. 

Не секрет, что беседы со своими детьми, чтение сказок, прогулки, мамины колыбельные теперь заменяют телевизор, компьютер, видео. И экран становится для ребенка главным «воспитателем».

И это вполне устраивает взрослых: ребенок не пристает, не безобразничает, ребенок как бы занят, узнает что-то новое. Но это занятие не совсем безобидно, так как может иметь последствия для физического здоровья (нарушение зрения, испорченная осанка, дефицит движения и др.

, но и для психического развития и, прежде всего отставание в речи.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. И только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, включается в диалог. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, остаются пустым звуком. 

Речь – это не только средство общения, но и мышления, воображения. Поэтому, сажая малыша перед экраном, родители должны помнить, что становление его внутреннего мира происходит только в совместной жизнедеятельности с ребенком.

Конечно, в современном мире нельзя обойтись без телевизора, компьютера, телефона, калькулятора, но важно, чтобы они были средством обучения, а не заменяли собой общение с самыми близкими, дорогими людьми.

Родители должны помнить, что именно на них лежит ответственность за развитие речи ребенка, особенно в первые годы жизни. 

И нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира ребенка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств.

Ребенка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа идет прямой контакт с ребенком.

Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. 

Речь ребенка развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому чаще посещайте с ним концерты, выставки, гуляйте, занимайтесь спортом.

Замечено, что если родители сами творческие личности: например рисуют, лепят, сочиняют сказки, поют, танцуют то и дети в таких семьях, как правило, полностью развиваются. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у ребенка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончании слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи.

Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.). Взрослым необходимо создавать благоприятную речевую среду, чтобы дети усвоили необходимые речевые умения и навыки, которые помогут в развитии и адаптации его в реальной окружающей жизни.

В любом случае речь родителей должна быть образцом для детей.Необходимо постоянно повышать свой культурный уровень, сотрудничать с педагогами ДОУ. 
Педагоги и родители должны оказать ребенку своевременную помощь в преодолении речевых недостатков, тем самым можно предупредить дальнейшие трудности в школьном обучении.

Так же это благоприятно скажется на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте все от вас зависящее, чтобы привести речь ребенка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить!

Памятка

«Факторы успешного развития ребенка»

Что нужно делать?

Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения;

– Создать в доме благоприятную атмосферу, избегать ссор между родителями в присутствии малыша;

– Создавать условия для общения с другими детьми;

Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать;

Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком

проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме;

Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук это ведет к развитию речи ребенка;

Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу. Речь взрослого – пример для подражания;

Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках.

Удовлетворение любознательности ребенка. Ответы на все его «почему».

– Задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение театров, музеев.

Чего делать нельзя?

Искажать звукопроизношение – «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком;

– При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами;

Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его;

– Разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят или неправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В помощь родителям!

«Творческие задания»

«Вспомни случай»

Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали.

Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному»

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно.

Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент.

Да мало ли что можно придумать!

«Бюро путешествий»

Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту – в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни?

Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.

«Всегда под рукой»

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, – чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка.

Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна – улыбающаяся, другая – печальная, третья – удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три.

Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг»

Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в “рассказы о лучшем друге”. Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький – или животное. Попросите его рассказать о своем “лучшем друге”. Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?

«Рассказы по картинкам»

Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде “Веселых картинок”).

Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни»

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете.

Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны.

О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом…

Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.

«Мой репортаж»

Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты.

Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.

Речь малыша развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное ток-шоу»

Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте “журналисту” в руки микрофон – и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой… До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: “Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?” и т. д.

«Измени песню»

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно.

Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, “взрослый” вариант переделанного текста.

«Чем закончилось?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте “вспомните” про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!

Помните!!! Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители!

Всего Вам Доброго!

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/15727-rol-semi-v-rechevom-razvitii-rebenka.html

Роль родителей в речевом развитии ребёнка

Роль родителей речевом развитии ребенка

Статью подготовила: учитель-логопед Осинцева И.А.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Очень важно, чтобы ребенок с младенчества слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой сформируется его собственная речь.

Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Приучайте малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Опытный учитель, присмотревшись к вновь поступившим ученикам, очень быстро определит, уделяется ли в семье должное внимание речевому развитию ребёнка.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Необходимо помнить:

  1. Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна. Постарайтесь не допускать в разговоре с детьми повышенного, раздраженного тона, грубых выражений.
  2. Правильно произносимые родителями звуки родного языка — образец для речи детей. Недопустимо подлаживание под детскую речь, «сюсюканье».
  3. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети. Шире используйте устное народное творчество, пословицы, поговорки. Читайте детям произведения художественной литературы, учите с ними стихи, беседуйте о прочитанном.
  4. Общаясь с детьми, не спешите, т.к. торопливая речь непонятна и трудна для детей.
  5. Постарайтесь критично относиться к своей речи, не использовать слова и выражения, которые засоряют речь: «ну вот»,«так сказать», «короче»
  6. Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Просите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями, а не однословно «да», «нет».
  7. Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе.

Например, зимой. Зимой часто идет снег. Понаблюдайте, как он падает, как во время снегопада снег кружится в воздухе. Спросите, куда он ложится. После снегопада покажите, какие высокие сугробы намело на улице, как убирают улицы снегоочистительными машинами. В морозную погоду рассмотрите вместе  снежинки.

Многие дети пытаются пробовать снег. Покажите им, что снег бывает грязный: наберите снег в чашку, в помещении он растает, а не дне останется грязная вода. Пойдите с детьми на каток, расскажите и покажите, что лед твердый и прозрачный.

Каток заливают водой, и она на морозе замерзает, по льду можно кататься на коньках. Учите детей наблюдать и объяснять такие понятия, как тепло или холодно, морозно. Солнечный день или пасмурный. Идет снег или нет (снегопад). Если дует ветер и метёт снег (вьюжно).

Во время оттепели покажите, как снег изменится. Спросите, из какого снега лучше делать постройки, лепить снеговика.

  1. Родители, находясь рядом с ребенком, все время должны разговаривать с ним, постоянно обращать его внимание на окружающие предметы, называть их, рассказывать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую родители читают своему ребенку, бывает много непонятных слов и выражений.

Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет ему понятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает.

Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

Ученые утверждают, что до пяти лет ребенок при нормальном развитии должен усвоить 2,5 — 3 тысячи слов, в то время, как от 5 до 60 лет он усваивает примерно столько же. Таким образом, видно, какую огромную роль в развитии речи играет правильное воспитание в семье.

Источник: https://madou119.ru/rol-roditelej-v-rechevom-razvitii-rebyonka.html

Консультация для родителей

Роль родителей речевом развитии ребенка

Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных и близких ему людей.

Бытует глубоко неправильное мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.

Речевые недостатки, закрепившиеся в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни.

Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не “съедать” слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

Постепенно надо вводить в активный словарь детей новые слова.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их – сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.

Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку.

Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком.

В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: “Что нарисовано на картинке? “, “Как можно назвать их одним словом? “, “Где растут фрукты? “, “Что можно сделать из фруктов? ” После беседы объяснить: “Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки”.

Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.

Если они посвящены содержанию знакомых сказок, то сначала нужно провести беседу или попросить рассказать содержание картинки.

Не менее важны для речевого развития словесные игры. Например, “Чудесный мешочек”: в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.) . Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и рассказывает, для чего он нужен, что с ним можно делать.

“Что из чего сделано? ” Взрослый говорит ребёнку: ” В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла

(стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

“Кто как работает? ” Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель?

(строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.

“Правильно ли я сказал? ” Взрослый говорит ребёнку: “Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц”. Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

“Скажи наоборот” Взрослый говорит: “Я вижу высокое дерево”, а ребёнок должен сказать наоборот: “Я вижу низкое дерево”. “У меня мало игрушек”( “У меня много игрушек”) и т. д.

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, приготовления пищи нужно постоянно с ребёнком разговаривать, используя в речи разные потешки, пословицы, поговорки, загадки.

Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как “Кашу маслом не испортишь”, “Дорога ложка к обеду”, “Захочешь кушать – руку протянешь”.

Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: “Без труда не вытянешь рыбку из пруда”, “Что посеешь, то и пожнёшь”, “Лентяю всё некогда”, “Делу – время, потехе – час”.

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например, “Много снега – много хлеба”, “Зимой солнце светит, но не греет”, “Осенняя муха больно кусает”, “Без ветра и трава не шелестит”, “Летний день год кормит”.

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз- конфету, игрушку, книжку.

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения( “золотые руки”, “каменное сердце”) .

В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами “хорошая”, “красивая” дети характеризуют всё, что им нравится.

Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

Необходимо также обогащать бытовой словарь детей. В семье планируется, например, уборка: нужно навести порядок в серванте. Мама просит ребёнка ей помочь. Протирая посуду, она спрашивает, как называется каждый предмет и уточняет сама: “Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо- суп, борщ.

Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница, в ней подают салат. Следует попросить ребёнка подать взрослому посуду и назвать то, что он подаёт, уточнить, как её используют. При работе на швейной машинке нужно также обговаривать свои действия, называть вид ткани, части машинки.

Таким же образом можно познакомить ребёнка с холодильником, утюгом, звонком и т. д. Очень важно, чтобы ребёнок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп, погладить платочек. Ребёнку будет интересно.

Гуляя по улице, полезно знакомить ребёнка с машинами, светофором, людьми, дорогой. Очень важно, чтобы он с детства знал правила уличного движения.

Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребёнок отвечать на вопросы сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рас-сказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное? Как развита у него фантазия? Умеет ли составлять сам сказки, рассказы? Все эти речевые навыки будут необходимы ребёнку в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели.

С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду.

В дальнейшем у них не будет секретов от родителей.

Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду, обувь и т. д.

Постепенно тематика бесед расширяется: космос, профессии, армия, праздники и т. д. Диалогической речью дети овладевают примерно к 5 годам. На 6-м году её уже недостаточно и ребёнок сам старается рассказывать сказки, пересказывать просмотренные фильмы, т.

е. пользуется монологической речью.

Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание произведения.

Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами, в ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей.

До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

Несколько советов для родителей:

1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье – мама, папа, бабушка, дедушка.

3. Читайте художественную литературу ежедневно.

4. Приобретайте репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками, рассматривайте их с детьми.

5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.

6. Предложите ребёнку соревнование “Чья сказка лучше? “, “Чей рассказ интереснее? ” с участием всех членов семьи.

7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.

8. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-rol-roditeley-v-razvitii-rechi-detey-1905698.html

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи дошкольника», ГБОУ Школа № 1400, Москва

Роль родителей речевом развитии ребенка

Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка, в том числе и речь ребёнка – формируется на примере речи родных и близких ему людей.

Своевременное и полноценное формирование речи детей — одно из условий нормального его развития. Для эффективности воспитания и обучения детей необходимо взаимодействие детского сада и семьи.

Только совместными усилиями можно решить многие проблемы в воспитании и развития ребенка

С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию.

Хорошо развитая речь способствует формированию у детей навыков жизни в

коллективе: умения договариваться друг с другом, разрешать возникающие перед ними

затруднения, обмениваться мыслями, выражать сочувствие или неодобрение.

Правильно называя то, что видят и слышат дети, дети познают окружающую

действительность. В разговорах с взрослыми ребенок удовлетворяет свою

любознательность. Чем лучше и свободнее говорит ребенок, тем легче он приобретает

новые знания и умения.

Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно

длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с

малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь

ребенка развивается своевременно и правильно.

Поэтому важно, чтобы взрослые в разговоре с ребёнком следили за своим

произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и

слова спокойным, приветливым тоном. Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находиться в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит родителям .

От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речевому общению с ним, зависят успехи дошкольника в усвоении языка .

Не стоит подстраиваться под детский язык,это тормозит развитие речи ребёнка . Речь взрослого лучше воспринимается детьми, если она эмоциональна, доброжелательна и спокойна.

Наиболее доступной для организации семье и эффективной формой развития

речи ребенка является беседа. В процессе беседы со взрослыми дети узнают много

нового, расширяют и систематизируют представления об окружающем, учатся

логично выражать свои мысли, приобретают навык регулировать громкость и тон

голоса.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка.

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность,

ясность и выразительность речи взрослого.

Правильно произносимые родителями звуки родного языка – образец для речи детей. Чем разнообразнее и богаче словарь взрослого, чем ярче насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Широкое использование устного народного творчества, пословиц, поговорок – расширяет и пополняет словарный запас детей.

Необходимо читать детям произведения художественной литературы, учить с ними стихи, беседовать

Очень важно научить ребенка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, четко высказывать свои мысли. Попросите ребенка рассказывать о том, что его окружает, где он был, что интересного увидел или узнал. Пусть ребенок отвечает на ваши вопросы полными предложениями.

Гуляя с детьми, обращайте внимание на явления в природе, попросите его рассказать о том, что он видит. Находясь рядом с ребенком, все время разговаривайте ним, постоянно обращайте внимание на окружающие предметы, попросите назвать их, рассказать об их значении и, когда возможно, о происхождении этих предметов.

Чем шире и богаче словарный запас ребенка, тем глубже его мышление. Очень важно научить ребенка спрашивать о непонятных словах, что ему непонятно. Поэтому, если ребенок спрашивает, что обозначает то или иное слово, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает.

Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей книжки будет бесполезным занятием.

Формирование разговорной речи происходит, прежде всего, в повседневном

общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях

Вопросы побуждают ребенка к ответу. Надо добиваться, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая игрушка была у товарища, мог

описать её. Темы для разговора с ребенком могут быть самыми

разнообразными – это и покупка новых игрушек, посещение поликлиники,

магазина, прогулки в лес, парк, поездка за город. Взрослый задает вопросы,

направляет разговор, стремиться заинтересовать ребёнка, предлагает

вспомнить что-либо, рассказать о том, что его заинтересовало.

Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги

должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными. Прежде чем

требовать от ребенка, чтобы он рассказал вам, что изображено на картинке,

покажите, как это делается. Надо учить ребенка выделять сначала главное,

потом – второстепенное. Чтение художественных произведений значительно расширяет знания

ребенка об окружающих предметах, явлениях, о жизни и труде взрослых.

Речь ребёнка зависит от речи окружающих его взрослых. Если родители

неверно ставят ударение в словах , изменяют по падежам несклоняемые существительные, то и ребёнок в своей речи будет допускать эти ошибки в своей речи. Расширение словарного запаса

детей происходит при непосредственном восприятии окружающей действительности. Не стоит подстраиваться под детский язык, как правило , это тормозит развитие его речи.

Немаловажное значение в развитии речи ребёнка имеют игры.

Использование такого принципа как «Играя, развиваем речь» позволяет добиться эффективных результатов. Почему дети любят играть? Что дает игра ребенку ?

Сегодня существует множество интересных развивающих настольно-печатных и дидактических игр. Благодаря дидактическим играм дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Дидактическая игра является эффективным методом обучения, способствует повышению познавательной активности детей, развитию сосредоточенности, усвоению полученных знаний.

Во время игры происходит в практической деятельности в условиях непроизвольного внимания и запоминания, дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. В результате ребенок воспринимает умственную задачу, как игровую.

Дидактическими играми можно занять ребенка и дома, и на прогулке:

Например: «Опиши»: предложить ребенку составить описательную загадку о любом предмете по темам «Овощи», «Фрукты», «Животные (домашние; дикие)» и т.д.

Игра «Самый внимательный»: Предложить поочередно называть и описывать предметы только прилагательными (большой, синий, яркий, пушистый и т.д.), которые ребенок видит на прогулке, по дороге в детский сад или домой. Выигрывает тот, кто больше предметов заметит и подберет больше описательных прилагательных.

Игровые упражнения: «Закончи слово», «Закончи предложение», «Найди то, что опишу»….

Игры с мячом: взрослый кидает мяч со словом, ребенок ловит и кидает обратно, давая ответ (примеры: птица (что делает?) – каркает, клюет, летит; детёныши животных ( какие они?)-пушистые…), солнышко – (какое?- яркое).

Игра «Запоминай-ка»: взрослый предлагает ребенку запомнить лежащие на столе предметы, затем просит ребенка закрыть глаза или выйти из комнаты. За это время необходимо убрать некоторые предметы, другие разложить по-другому. Ребенок описывает происшедшие изменения, каких предметов не стало.

Эффективной формой в развитии речи ребёнка является театрализованная деятельность.

Театрализованные игры способствуют развитию мышления и воображения, обогащению словаря, развитию связной речи.

Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться и преодолевают свои страхи, неуверенность.

Театрализованная деятельность дает детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

Формирование правильной речи ребёнка зависит от окружения. И от того, как вы, родители, говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в усвоении языка. В детском саду педагогами создаются все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Однако родители так же должны принимать активное участие в решении данной проблемы.

Общение со взрослыми обогащает ребенка, доставляет

ему много радости. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие

полноценного речевого развития дошкольников.

Источник: https://sch1400z.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/morozova_tat_yana_evgen_evna/konsul_taciya_dlya_roditelej_rol_sem_i_v_razvitii_rechi_doshkol_nika/

Познание |

Роль родителей речевом развитии ребенка

Авторы: Татаева Елена Александровна, Куртиякова Оксана Васильевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ “Детский сад “Машенька”
Населённый пункт: города Абакана
Наименование материала: Тренинг
Тема: “Роль родителей в развитии речи детей”
06.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Куртиякова О.В., Татаева Е.А., воспитатели

“МБДОУ “Детский сад “Машенька”, г. Абакан

Тренинг для родителей детей старшей группы по теме:

Роль родителей в развитии речи детей”

Цель тренинга:

Способствовать

развитию

родительской

уверенности,

радости

и

удовлетворения от общения со своими детьми.

– Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.

– Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.

Установить

партнерские

взаимоотношения

в

семье

путем

поощрения

активности и самостоятельности детей.

Ожидаемые результаты:

– Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.

– Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.

– Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.

– Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам

развития речи детей.

– Повысить уровень развития речи детей.

Вступительное слово воспитателя:

Сегодняшнее мероприятие посвящено теме организации единого речевого

пространства в семье и в детском саду.

Семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы

личностных качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт

общения.

К

сожалению,

в

последнее

время,

вследствие

повсеместного

использования

технических

средств

коммуникации

(телефонная

связь,

телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще

финансовыми)

семейными

проблемами

наблюдается

тенденция

снижения

качества общения между ребенком и взрослым.

Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В

старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется

словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми

становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе

завершения

дошкольного

образования

ребёнок

достаточно

хорошо

владеет

речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного

словаря;

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной

культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют

одинаковый

уровень

речевого

развития.

Речь

детей

одного

возраста

может

существенно

отличаться

по

богатству

словарного

запаса,

по

уровню

связанности и грамматической правильности, по способности к творческим

речевым

проявлениям.

Многие

дети

допускают

грамматические

ошибки

в

разговорной

речи,

неохотно

участвуют

в

словесных

играх,

не

проявляют

интереса

к

письменной

речи.

Таких

детей

большинство.

Но

ряд

речевых

недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

Овладение речью у детей успешнее идёт тогда, когда с ними занимаются

не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того,

чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач

воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени

детства

школе,

знание

некоторых

методических

приемов,

используемых

воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет

родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в

семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от

общения с взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не

только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно

строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно

составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с

родителями

направленную

на

развитие

речи

детей.

От

того

насколько

внимательны

будут

взрослые

к

речи

ребёнка,

зависит

благоприятное

в

дальнейшем развитие речи и мышления ребенка, успешное обучения в школе.

Предлагаем Вам, уважаемые родители, подумать и выбрать, по каким

критериям можно судить о нормальном развитии речи:

– отсутствие ошибок в согласовании слов;

– умение правильно употреблять глаголы, при описании действий;

– умение пересказывать тексты, рассказывать о событиях, произошедших с

детьми в жизни;

– умение читать.

Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо

владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять

свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка

были сформированы предпосылки грамотности.

Педагоги выделяют такие недостатки детской речи:

– односложная речь (состоит из простых предложений);

– речь бедная (недостаточный словарный запас);

– слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);

неграмотные

вопросы

(неумение

грамотно

и

доступно

сформулировать

вопрос);

– не могут логически выражаться;

– речь не выразительна;

– плохая дикция. [2:103]

На занятиях по развитию речи детей мы создаём ситуации социального

развития

для

выделения

существенных

признаков

предметов,

доступных

пониманию дошкольников; для сравнивания предметов между собой, указывая

на отличительные и сходные признаки; для выделения причин простейших

явлений; для группировки предметов, имеющие общие признаки.

Работа по развитию речи ведется по таким направлениям:

– воспитание звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые

звуки – водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);

– обогащение активного и пассивного словаря;

формирование

грамматического

строя

речи

(учим

согласовывать

существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за;

учимся

употреблять

существительные

во

множественном

и

единственном

числе);

развитие

связной

речи

(учим

слушать

внимательно,

понимать

заданный

вопрос, отвечать на него, говорить, не перебивая друг друга, употреблять в речи

вежливые слова).

А сейчас мы предлагаем Вам поиграть в игры, которые очень нравятся

детям.

В

эти

игры

можно

поиграть

с

детьми

дома.

Для

начала

давайте

разомнёмся.

Крикните громко и дружно, друзья,

Деток вы любите, нет или да?

Пришли на встречу, сил совсем нет

Вам лекции слушать хочется здесь? (нет)

Я вас понимаю, как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (нет)

Последнее спрошу у Вас я: Активными все будем? (да)

[3:135]

1.Игра “Подбери признак”

(развитие умения согласовывать прилагательные с существительными).

Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?),

родители отвечают.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые…

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) – новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) – белая, праздничная….

Шуба (какая?) – меховая, теплая…

Игра “Найди противоположное слово”.

(закрепление умения подбирать противоположные по смыслу слова).

Сахар сладкий, а лимон … (кислый).

Луна видна ночью, а солнце … (днем).

Огонь горячий, а лед … (холодный).

Тополь высокий, а шиповник … (низкий).

Река широкая, а ручей … (узкий).

Камень тяжелый, а пух … (легкий).

Редька горькая, а груша … (сладкая).

Игра: «Похожие слова».

Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать

предметы,

которые

одновременно

обладают

двумя

признаками.

Яркийи желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа)

“Назови ласково”

(закрепление согласования прилагательного с существительным, образование

уменьшительных форм прилагательных).

Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

“Назови три слова” (активизация словаря)

– Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

– Что можно варить? Что можно читать? Чем можно рисовать? Что может

летать? Что может плавать? Что (кто) может скакать? И т. д.

[1: 45]

Итак, как Вы можете помочь своему ребёнку?

Разговаривайте

с

ним,

задавайте

вопросы,

побуждая

его

отвечать

предложениями.

– Читайте художественные произведения.

Вспоминайте

знакомые

произведения

и

мультфильмы,

предлагайте

ребёнкурассказать их самому.

Обращайте

внимание

на

собственную

речь.

Речь

ребенка

во

многом

зависитоттого, как говорят окружающие его взрослые.

В заключение нашей встречи ещё раз хочу Вам напомнить, что нам,

воспитателям не справиться без Вашей помощи. Только объединив усилия,

мысможем научить наших детей красиво и правильно говорить.

Рефлексия

Родители по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…; было интересно…; было трудно…; я выполнял задания…; я

понял,

что…;

теперь

я

могу…;

я

почувствовал,

что…;

я

приобрел…;

я

научился…; я попробую…; меня удивило…

А теперь я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.

Список используемой литературы:

1 . Бондаренко

А.

К.

Словесные

игры

в

детском

саду.

Москва:

Изд-во:

Просвещение,1990. 160 с.

2. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок? М: Просвещение, 1988.

159 с.

3.Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. М.: ВАКО, 20010. 336с.

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=6315

Лечение Детей
Добавить комментарий