Рост и развитие ребенка биология

Характеристика периодов роста и развития человека

Рост и развитие ребенка биология

Процесс индивидуального развития человека (онтогенез) един и непрерывен, его деление на периоды условно. Каждый период несет в себе черты пройденного этапа и зачатки будущего.

Важное значение во внутриутробном развитии человека игра­ет пренаталъныйпериод, который подразделяют на два: эмбриональный и фетальный (плодный).

В течение первого эмбрионального периода, который продолжается 8 недель, происходит формирование органов и частей тела, свойственных взрослому человеку.

В фетальный период главным образом увеличиваются размеры, и завершается органообразование. Скорость роста плода возрастает до 4 – 5 месяцев. После 6 мес. скорость роста линейных размеров уменьшается. Одна из причин замедления роста в конце внутриутробного периода – ограниченные размеры полости матки.

По данным Д. Таннера, скорость роста близнецов замедляется в тот же период, когда их общий вес становится равным весу одиночного 36-недельного плода. Конституция материнского организма (размеры матки и плаценты), а также условия жизни матери оказывают значительное влияние на рост плода и размеры новорожденного.

Сразу после рождения до 10 дней наступает период, называемый периодом новорожденности. В это время (8—10 дней) вскармливание ребенка осуществляется молозивом. Новорожденные различаются по уровню зрелости. Их разделяют на доношенных и недоношенных.

Внутриутробное развитие первых длится 39—40 недель, вторых — 28—38 недель и меньше. Кроме сроков внутриутробного развития необходимо учитывать всю совокупность параметров ребенка. Наиболее простой критерий — масса тела при рождении.

Доношенными считают новорожденных с массой тела 2500 г и больше (при длине тела не менее 45 см), а недоношенными — новорожденных, имеющих более низкие показатели длины и массы тела.

В настоящее время масса тела доношенных мальчиков чаще всего составляет 3400—3500 г, девочек — 3250—3400 г, длина тела детей обоих полов до 55 см. На размеры тела новорожденных влияют многие факторы. В том числе — какая по счету беременность и роды у женщины, возраст и размеры тела родителей, состояние их здоровья, условия жизни, питание.

Для этого периода характерно начало ускорения роста в длину и очень часто падение веса тела.

Следующий период — грудной, продолжается от 10 дней до 1 года — до перехода к питанию «зрелым» молоком. В этот период наблюдается наибольшая интенсивность роста по сравнению со всеми остальными периодами внеутробной жизни. Длина тела увеличивается примерно в 1,5 раза, вес утраивается.

Прорезывание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период максимальной интенсивности ростового процесса (длина тела увеличивается от рождения до 1 года примерно в 1,5 раза, вес – утраивается), начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты и «детская» речь.

Формирование восприятия, образной памяти наглядно-действенного мышления, эмоционального развития.

Перечисленные процессы идут у разных детей неодинаково. Уровень биологического развития зависит от индивидуальных особенностей, от конкретных реакций на внешние условия.

Раннее детство – от 1 – 3 лет. На 2— 3-м году жизни заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. После 2 лет происходит падение интенсивности роста.

У детей 1—3 лет размеры тела не пропор­циональны — конечности сравнительно малые, но увеличены размеры головы и туловища.

В этот период происходит развитие функциональной независимости и речи ребенка, его наглядно-образного мышления, овладение бытовыми навыками и действия с предметами. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение «Я».

Рис. 4.4. Ребенок в периоде первого детства

С 4 лет начинается период первого детства, который заканчивается в 7 лет (Рис. 4.4.). Биологический возраст в этот период оценивается по нескольким показателям — соматическому (морфология тела), зубному и костному. Некоторые исследователи отмечают увеличение скорости роста, называя его «первым ростовым скачком», однако этот феномен свойствен не всем детям.

Характерная особенность периода первого детства — начало смены молочных зубов на постоянные. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы, причем на нижней челюсти раньше, чем на верхней. У многих детей зубы начинают меняться в 5 лет, что свидетельствует о более раннем наступлении биологической зрелости, а у некоторых первый постоянный зуб появляется в 7 и даже между 7 и 8 годами.

В первом детстве прорезываются центральные резцы (в основном между 6 и 7 годами). При определении зубного возраста в первом детстве принимают во внимание, как сроки прорезывания постоянных зубов, так и общее количество молочных и постоянных зубов. Индивидуальные данные ребенка сравнивают со стандартом. Это позволяет судить об ускоренном или замедленном развитии.

У девочек постоянные зубы прорезываются раньше, чем у мальчиков.

У некоторых народов мира ребенка перестают считать малышом с появлением у него первых постоянных коренных зубов. С этого периода к детям начинают предъявлять более высокие требования, особенно к девочкам.

В самом конце периода становятся заметны первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола).

Начинается активное развитие личности ребенка, развитие когнитивных процессов, наглядно-символического мышления, освоения пространства и понятия последовательности времени, формирование нравственности, совести, инициативы.

Закладываются основы этики и группового поведения. Проявляется осознанное упорство. Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Возраст от 1 до 7 лет антропологи называют периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга по размерам и форме тела. Однако уже в этот период тело девочек имеет большее количество жировой ткани, а в 7 лет у них начинается формирование женской формы таза.

Период второго детства длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек с 8 до11 лет. В этот период происходит прорезывание постоянных зубов (кроме «зубов мудрости»), начало развития первичных и вторичных половых признаков у девочек (половое созревание) и активизация ростового процесса.

Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков, т.к. половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Примерно в 10 лет девочки обгоняют мальчиков по длине и весу тела, ширине плеч.

В этот период у девочек быстрее растут нижние конечности, происходит интенсивное увеличение показателей массивности скелета.

В период второго детства повышается секреция половых гормонов (особенно у девочек), в результате чего развиваются вторичные половые признаки.

Последовательность появления вторичных половых признаков довольно постоянна: у девочек формируется молочная железа, появляются волосы на лобке, в подмышечных впадинах. Средний возраст развития молочных желез у девочек различных этнических групп колеблется от 9 до 10 лет.

Процесс полового созревания у мальчиков в этот период выражен в гораздо меньшей степени. Лишь к концу периода к 12 годам начинается развитие первичных половых признаков у мальчиков.

В этот период происходит переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, развитие внимания и произвольной памяти, развитие интеллектуальных умений и знаний, формируются истинные волевые акты. Ребенок включается в социальную группу и выходит за пределы семьи.

Следующий период – подростковый возраст – называется периодом полового созревания, или пубертатным. Длится у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек с 12 до15 лет. В этот период происходит пубертатный спурт – второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину.

Наибольшая прибавка по длине тела у девочек происходит между 11 и 12 годами, по весу тела 12 и 13 годами; у мальчиков соответственно 13 и 14 и 14 и 15 годами.

Особенно велики скорости роста большинства размеров у мальчиков, в результате чего к 13,5 – 14 годам они обгоняют девочек по длине тела, в это время у них интенсивно развивается мышечная система. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма.

К концу подросткового периода размеры тела составляют 90 – 97 % своей окончательной величины. В подростковый период формируются вторичные половые признаки. У девочек продолжается развитие грудных желез, рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, половое созревание заканчивается в 13 -15 лет появлением менструаций (мэнархе).

У мальчиков в 13 -14 лет происходит интенсивное половое созревание, которое выражается в росте половых органов, мутации голоса, появлении волос на лобке и в подмышечных впадинах, к 15 годам начинается рост волос на верхней губе и подбородке, появляются первые поллюции.

В самом начале периода проявляется словесное выражение абстрактного мышления. Начинается интенсивное интеллектуальное развитие, формирование самосознания (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.

Юношеский возраст длится у мальчиков с 17 до 21 года, у девочек с 16 до 20 лет (Рис. 4.5.). В этот период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (зрелой) величины. Организм выходит на пик своего развития, пик интеллектуальных и когнитивных возможностей к 18 – 20 годам.

Рис. 4.5. Юношеский возраст

В этом возрасте начинается период стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения.

Часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях, однако в этот же период происходит стабилизация характера, развитие профессиональных способностей и умений, выбор жизненной позиции, принятие ответственных жизненных решений, достижение социальной зрелости, самостоятельности, материального и социального самообеспечения.

Первый зрелый возраст длится у мужчин с 22 до 35 лет, у женщин с 21 до 35 лет. В зрелом возрасте форма и строение тела изменяется мало.

Правда, у 21—30-летних людей еще продолжается рост позво­ночного столба за счет отложения новых слоев костного вещест­ва на верхних и нижних поверхностях позвонков. Однако этот рост незначителен и не превышает в среднем 3—5 мм.

Достигнута полная физиологическая зрелость, продолжается развитие личности и социальное развитие.

Стадия самоутверждения себя в обществе, семье, профессии, любви, карьере и т.п.

Второй зрелый возраст длится у мужчин с 36 до 60 лет, у женщин с 36 до 55 лет. Собственно зрелость – относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования « типично женских и типично мужских» черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций.

С 35 – 43 лет – период стабилизации, закрепления своих успехов в карьере, семье, материальном обеспечении, детях.

Критическое десятилетие 45 – 55 лет – появляются признаки ухудшения здоровья, потери молодости, попытки доказать свою молодость через интриги или карьеру. В конце периода – окончание женского репродуктивного цикла – менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).

С 55 до 60 – 65 лет – период физиологического и психологического равновесия.

Рис. 4.6. Пожилой возраст

Пожилой возраст длится у мужчин с 61 до 74 лет, у женщин с 56 до 74 лет (Рис. 4.6.). Кризис преклонного возраста: потеря социальной роли, выраженное старение организма, осознание неизбежности смерти, осмысление своей жизни, принятие своей жизни или осознание ее ошибочности.

Старение это закономерный биологический процесс, ведущий к понижению адаптационных возможностей и жизнеспособности человека, в этот период происходит снижение роста на 1 см за 5 лет после 60 лет, потеря зубов, упругости кожи, нарушения функционирования систем организма, нарушения на клеточном и молекулярном уровнях, снижение биоактивности мозга, снижение слуха, зрения, снижение гормонального фона и обмена веществ.

Старческий возраст длится с 75 до 90 лет. Продолжение периода оптимальной социальной активности. Развитие инволютивных изменений организма, в том числе истинный отрицательный рост.

Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода.

Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки «психического старения».

Долгожители старше 90 лет. Доживших до этого периода характеризует относительная стабильность всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_126523_harakteristika-periodov-rosta-i-razvitiya-cheloveka.html

§ 57. Рост и развитие ребёнка после рождения

Рост и развитие ребенка биология

Глава 13. Размножение и развитие человека

ВСПОМНИТЕОт чего зависят особенности развития детёнышей млекопитающих животных после их рождения?

Для установления особенностей развития ребёнка после рождения выделяют несколько возрастных периодов. Наиболее целесообразным считается такое деление развития ребёнка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают следующие возрастные периоды: новорождённость (первые 2—3 недели жизни); грудной (до года); ясельный (от 1 года до 3 лет); дошкольный (от 3 до 7 лет); школьный, включающий младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет) и старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Новорождённость

Грудной период. Новорождённым ребёнок считается первые 10—30 дней своей жизни, а затем его называют грудным, подчёркивая этим его зависимость от питания грудным молоком матери (рис. 77). Грудной возраст условно продолжается до года.

За это время увеличивается рост и масса тела, объём мозга, в частности мозжечка. Ребёнок овладевает всё более сложными движениями. К трём месяцам он должен держать голову, а к шести — ползать и самостоятельно садиться. Обычно к годовалому возрасту ребёнок овладевает навыками ходьбы.

Одновременно он начинает говорить.

Ясельный период. В раннем детстве (1—3 года) скорость роста ребёнка несколько замедляется, но зато активно формируется мышление и речь. К концу этого периода словарный запас может составлять 500—600 слов.

Ребёнок стремится во всём подражать находящимся рядом с ним взрослым, он активно исследует окружающий мир. Он становится способным совершать тонкие движения, овладевает довольно сложными двигательными программами.

Если период раннего детства протекает в плохих условиях (ребёнком мало занимаются, не обращают на него внимания), то это обязательно приводит к нарушениям его физического и психического развития.

Дошкольный период. Этот период условно продолжается от 3 до 6 лет. В это время дети быстро развиваются, общаясь во время игр со своими сверстниками (рис. 78). Активно развивается мозг, совершенствуется абстрактное мышление и внутренняя речь. Многие дети овладевают чтением и зачатками письма.

Школьный период (рис. 79). Этот возрастной период (7—18 лет) характеризуется очень большими изменениями, ребёнок превращается во взрослого человека. В частности, в период 11—15 лет происходит половое созревание, причём в настоящее время наблюдается значительное ускорение и физического, и полового развития — так называемая акселерация.

В среднем человек стал на 10—12 см выше, чем его предки 100 лет тому назад. Да и грудная клетка заметно увеличила свой объём. Доспехи средневекового рыцаря, которые носили сильные и хорошо тренированные взрослые мужчины, с трудом могут надеть 14—15-летние современные школьники.

Причины акселерации поняты не до конца, но считается, что люди стали получать больше полноценных пищевых белков, витаминов.

Половое созревание. Половые железы закладываются ещё в эмбриональном периоде, но мальчики и девочки рождаются с ещё незрелыми семенниками и яичниками, то есть их железы ещё не могут выполнять свои функции по продолжению рода человеческого. Половое созревание начинается у различных людей в разное время.

Начало созревания зависит от того, к какому народу принадлежит ребёнок, от условий жизни и многих других факторов. В наше время половое созревание у девочек начинается в 11—13 лет, у мальчиков чуть позже — в 12—13 лет (рис. 80). Половое созревание может значительно задержаться, например из-за неправильного питания или длительного инфекционного заболевания.

В период полового созревания и мальчики, и девочки очень быстро растут и прибавляют в весе. Например, рост может увеличиваться на 20 см в год! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови. Всё это требует больших затрат энергии. Кроме того, нужен кальций для растущих костей, железо для гемоглобина крови и т. д.

Иногда кости рук и ног удлиняются так быстро, что мышцы не успевают расти за ними, растягиваются и могут возникнуть болезненные, но не опасные судороги.

Половое созревание определяется деятельностью нейроэндокринной системы и является очень сложным и многосторонним процессом. В результате этого процесса гормоны мальчиков обеспечивают рост полового члена, утолщается кожа мошонки, а в яичках начинается выработка сперматозоидов. Появляются непроизвольные выделения спермы — поллюции — первый признак полового созревания юношей.

Параллельно изменениям в половой системе происходит формирование вторичных половых признаков. Увеличивается гортань, и голос делается ниже. Начинается рост волос на лице, груди, лобке, подмышечных впадинах. Оволосение у мальчиков происходит по мужскому типу.

Кожа делается более жирной, и на ней могут появиться угри, так как протоки сальных желёз забиваются кожным салом. Меняется форма тела: плечи делаются шире, мышцы мощнее, ноги длиннее.

Формируется брюшной тип дыхания: вдох происходит в основном за счёт сокращения мышц диафрагмы живота.

У девочек в период полового созревания наряду с развитием мышечной системы равномерно увеличивается подкожный жировой слой, формируется грудной тип дыхания, то есть вдох происходит в основном за счёт сокращения межрёберных мышц.

Кроме того, в этот период быстро развиваются молочные железы и происходит становление менструального цикла. Яичники производят зрелые яйцеклетки, способные к оплодотворению, а также гормоны, необходимые для нормальной деятельности женской половой системы. Голос практически не меняется, оволосение происходит по женскому типу.

В результате полового созревания яичники и семенники начинают устойчиво вырабатывать половые клетки.

Моя лаборатория

Подростковый период — важнейшая составляющая школьного периода жизни человека (от 11 до 15 лет).

В этот самый короткий по астрономическому времени период через внутренние конфликты с самим собой и с окружающими людьми подросток проходит великий путь в своём развитии.

В это время проявляется неустойчивость характера и противоречивость эмоциональных состояний — выраженный психологический дискомфорт, тревога, страхи, ощущение одиночества и т. п.

Он начинает по-новому оценивать свои отношения с семьёй, что часто выражается в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние.

Характерной чертой поведения подростков является стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны взрослых. По крайней мере так это чаще всего воспринимается родителями.

На самом деле подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать наравне с ним, что, конечно, трудно осуществить при определённой экономической и социальной зависимости.

Легко увидеть сходство в поведении подростка и трёхлетнего малыша: всё те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Тогда он не хотел ходить за руку со взрослым, желая утвердить право на самостоятельность, сейчас для него важно признание своего достойного положения в обществе и самостоятельности.

Новые понятия

Новорождённость. Грудной, ясельный, дошкольный, школьный периоды. Половое созреванье

Ответьте на вопросы

1. Какие этапы развития проходит человек после роодения?2. Каковы особенности развития детей в грудном возрасте?3. Что может привести к нарушениям в развитии ребёнка в ранний детский период?4. Каково значение игры в развитии детей?5. Что такое акселерация?

Выполните задание

Охарактеризуйте особенности развития детей и подростков в школьный период.

ПОДУМАЙТЕ!

От чего может зависеть длительноть периода полового созревания? Какие негативные явления связанные с поведением подростка, могут сопровождать этот процесс?

Источник: http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_8_%D0%BA%D0%BB_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/57.html

Рост и развитие ребенка

Рост и развитие ребенка биология

Периоды послеутробного развития. В развитии человека выделяют 4 основных стадии: внутриутробное развитие, детство, взрослое состояние и старение. С момента рождения до наступления старости выделяют следующие периоды (таблица 2).

Таблица 2. Возрастные периоды развития человека

В эти периоды происходят рост и развитие организма. Увеличиваются масса и поверхность тела, развиваются ткани, органы и системы органов, совершенствуются их функции и механизмы регуляции.

Особенности развития человека. С момента рождения до наступления зрелости рост и развитие организма происходит неравномерно. Периоды ускоренного роста и развития чередуются с их замедлением. Наиболее интенсивны рост и развитие в первый год жизни и в период полового созревания.

До периода полового созревания длина тела увеличивается в основном за счет роста ног, а после его завершения — за счет туловища. В процессе роста и развития изменяются и пропорции тела человека, что хорошо заметно по соотношению размеров головы и тела (рис. 126). У новорожденного это соотношение 1: 4, в то время как у взрослого 1:8 (рис. 126).
Рис.

126. Изменение пропорций тела человека с возрастом
Основными особенностями развития человека являются развитие речи, мышления и двигательной активности, тесно связанных с трудовой деятельностью. Для развития этих функций очень важен период от 2 до 4 лет.

Если по каким либо причинам этот период протекал в неблагоприятных условиях, то неизбежно нарушение или отставание психического и физического развития ребенка.

Одной из особенностей роста и развития детей считали акселерацию, проявившуюся в ускорении психического и физического развития детей. Взрослый человек стал на 10 см выше, чем 100 лет назад. Среди причин акселерации отмечают улучшение питания населения, занятия спортом, потребление витаминов и др.

Поступление в школу перестраивает жизнь ребенка. При обучении дети активно, постепенно овладевают речью. Изучая основы наук, дети усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. Общение со взрослыми и со сверстниками развивает их социально.

С каждым годом растет сумма знаний об окружающем мире и умение пользоваться ими. Постепенно, при обучении письму, труду, физкультуре движения младших школьников становятся все более согласованными и точными. Помогает совершенствовать движения и труд — учебный и общественно полезный.

Дети 7—10 лет уже могут выполнять все основные трудовые движения. Однако их физическая работоспособность еще ограничена. Сложные и точные движения школьники младшего возраста выполняют с трудом и медленно. Окончательное формирование двигательной активности заканчивается приблизительно к 18 годам.

Мышечная деятельность определяет общее развитие и здоровье ребенка, так как она связана с многими функциями организма, например с дыханием, кровообращением и др.

Физиологическая особенность сердечно сосудистой системы подростка — отставание роста окружности сосудов от роста сердца. Это может приводить к расстройствам кровообращения, которые проявляются в головокружениях, временном повышении кровяного давления, нарушении работы сердца.

Подобные изменения деятельности сердечно-сосудистой системы с возрастом проходят. Однако именно в подростковый период их необходимо учитывать в режиме труда и отдыха детей. Тренировка сердечно сосудистой системы должна исключать ее перегрузку.

Подростковый возраст – это период полового созревания, в который происходят резкие изменения деятельности желез внутренней секреции.

К 18 годам значительная часть физиологических функций приближается по своим показателям к функциям взрослого человека. Например, повышается активность пищеварительных ферментов, совершенствуются защитные механизмы, органы чувств и нервная система.

Режим и дисциплина усиливают волевые качества, помогают приобрести основные навыки умственной и общественно трудовой деятельности. Ребенок учится трудиться и организовывать свой труд в школе, в семье. Навыки в труде и его организации ребенок получает в игре.

Кроме того, наблюдая за работой родителей и других взрослых, он сам участвует в посильной для него общественно трудовой деятельности.

1. Какие вы знаете периоды после утробного развития организма ребенка? 2. Что такое рост и развитие? 3. Как протекают рост и развитие организма? 4. Что такие акселерация и каковы ее причины? 5. Какова роль социальных условий для развития ребенка? 6. Охарактеризуйте особенности развития организма в школьный период.

Источник: https://blgy.ru/childhood/

Рост и развитие ребенка – биология – Я Биолог

Рост и развитие ребенка биология

Рост – это количественное изменение данного объекта, в том числе и психического процесса. Рост протекает во времени и измеряется в координатах времени.

характеристика роста – это процесс количественных изменений внутренней структуры и состава, входящих в него отдельных элементов, без существенных изменений в структуре отдельных процессов. Л.С.

Выготский подчеркивал, что имеются явления роста и в психических процессах. Например, рост запаса слов без изменения функций речи.

Но за этими процессами количественного роста могут происходить другие явления и процессы. Тогда процессы роста становятся лишь симптомами, за которыми скрываются существенные изменения в системе и структуре процессов.

В такие периоды наблюдаются скачки в линии роста, которые свидетельствуют о существенных изменениях в самом организме. Например, созревают железы внутренней секреции.

В подобных случаях, когда происходят существенные изменения в структуре и свойствах явления, мы имеем дело с развитием.

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур.

Рост – количественные изменения.

X. Вернер, Л.С. Выготский и другие психологи описали основные признаки, или критерии, развития. Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между различными сторонами объекта.

В качестве психологических примеров можно упомянуть дифференциацию натурального условного рефлекса на положение под грудью и комплекса оживления; появление знаковой функции в младенческом возрасте; изменение на протяжении детства системного и смыслового строения сознания. Каждый из этих процессов соответствует перечисленным критериям развития.

Понятие “развитие” включает в себя: прогрессивное развитие, регрессивное развитие и аномальное развитие:

1) Прогрессивное развитие характеризуется возрастающей дифференциацией и организацией психических процессов, сопровождающейся совершенствованием функционирования и формирования. 2) Регрессивное развитие характеризуется процессами дезорганизации, сопровождающимися замедлением и прекращением роста и накопления психических способностей.

3) Аномальное развитие характеризуется частичными или сплошными нарушениями процесса роста, дифференциации и организации психических функций, что сопровождается уменьшением способности к формированию и функционированию.

Существуют различные типы развития. Поэтому важно правильно найти то место, которое среди них занимает психическое развитие ребенка, то есть определить специфику психического развития ребенка среди других процессов развития. Л.С. Выготский различал преформированный и непреформированный типы развития.

Преформированный тип – это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который будет им достигнут. Здесь все дано с самого начала.

Примеры – эмбриональное развитие, физическое развитие (от рождения к старению).

Несмотря на то, что эмбриогенез имеет свою историю (наблюдается тенденция к сокращению нижележащих стадий, самая новая стадия оказывает влияние на предшествующие стадии), это не меняет типа развития.

В психологии была попытка представить психическое развитие по принципу эмбрионального развития. Это концепцияСт. Холла. В ее основе лежит биогенетический закон Геккеля: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Психическое развитие рассматривалось Ст. Холлом как краткое повторение стадий психического развития предков современного человека.

Непреформированный тип развития наиболее распространен на нашей планете. К нему же относится развитие галактики, развитие Земли, процесс биологической эволюции, развитие общества. Непреформированный путь развития не предопределен заранее, с самого начала не известны все стадии развития и не известен его конечный результат.

Процесс психического развития ребенка также относится к этому типу процессов. Дети разных эпох развиваются по-разному и достигают разных уровней развития. С самого начала, с момента рождения ребенка не даны ни те стадии, через которые он должен пройти, ни тот итог, которого он должен достигнуть.

Детское развитие – это непреформированный тип развития, но это совершенно особый процесс – процесс, который детерминирован не снизу, а сверху, той формой практической и теоретической деятельности, которая существует на данном уровне развития общества. В этом особенность детского развития. Его конечные формы не даны, а заданы.

“В развитии ребенка, – пишет Л.С. Выготский, – то, что должно получиться в конце развития, в результате развития, уже дано в среде с самого начала. И не просто дано в среде с самого начала, но влияет на самые первые шаги развития ребенка”. Ни один процесс развития, кроме онтогенетического, не осуществляется по уже готовому образцу.

Человеческое развитие происходит по образцу, который существует в обществе. Л.С.

Выготский предложил называть “эту развитую форму, которая должна появиться в конце детского развития… конечной, или идеальной, формой – идеальной в том смысле, что является образцом того, что должно появиться в конце развития, или конечной – в смысле того, что должно в конце развития у него получиться”. Согласно Л.С.

Выготскому, процесс психического развития ребенка – это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Если в среде, замечает Л.С. Выготский, нет соответствующей идеальной формы и развитие ребенка протекает вне этих специфических условий, т.е. вне взаимодействия с конечной формой, то у ребенка соответствующая форма и недоразовьется.

Задача детского психолога – проследить логику освоения идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человечества. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие.

Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка – это особый процесс.

Процесс онтогенетического развития – процесс ни на что не похожий, процесс чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме освоения материальной и духовной культуры общества.

Источник:

Понятие о росте и развитии детского организма

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Понятие о росте и развитии организмов является одним из фундаментальных понятий в биологии.

Под термином ростподразумевается увеличение длины и массы тела, т.е. количественные изменения в организме ребёнка.

Развитие – показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т.е. их функциональное совершенствование за определённый период времени.

Рост и развитие ребёнка, т.е. количественные и качественные изменения, тесно взаимосвязаны и обуславливают друг друга. Постепенные количественные изменения, происходящие в процессе роста организма, приводят к появлению у ребёнка новых качественных особенностей.

Например, формирование двигательных функций ребёнка связано с созреванием нервно-мышечного аппарата, обеспечивающие осуществление этих функций: с увеличением мышечной массы и изменением свойств мышечной ткани, улучшением проведения нервных импульсов по нервным волокнам от центральных структур головного мозга к мышцам и от мышц к головному мозгу, увеличением количества межклеточных связей в подкорковых нервных структурах и коре головного мозга, с ростом числа связей между отдельными зонами коры головного мозга, участвующими в осуществлении двигательных функций. Так, медленные количественные изменения приводят к тому, что движения годовалого ребёнка в отличие от новорожденного приобретают выраженный условно-рефлекторный характер, в то время как автоматические движения новорожденного обеспечиваются врожденными, безусловно-рефлекторными нервными механизмами.

Качественное совершенствование двигательных функций ребёнка, в свою очередь, способствует количественному морфофункциональному созреванию мозговых структур, так как в следствии увеличения двигательной активности ребёнка более интенсивно идёт формирование новых межклеточных и межзональных связей в подкорковых и и корковых образованиях головного мозга.

Акселерацияразвития (от лат. Acceleration – ускорение) – ускорение физического развития и функциональных систем организма детей и подростков.

Термин «акселерация» был предложен в 1935 г. Немецким учёным Е.Кохом и первоначально обозначал лишь ускорение роста и созревания детей и подростков XX в. в сравнении с темпами роста и созревания детей и подростков того же возраста конца XIX в.

В настоящее время термин «акселерация» употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерацияобозначает ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями.

Массовые обследования физического развитии детей различного возраста показали, что многие функциональные системы детей и подростков значительно опережают хронологию развития, типичную для них 30-50 лет назад. Длина тела новорождённых за это время увеличилась на 2-2,5 см, а их масса на 0,5 кг.

Длина у пятнадцатилетних увеличилось на 6-10 см, а масса на 3-10 кг ( в сравнении с подростками начала века). Значительно быстрее происходят развитие некоторых отделов скелета и эндокринной системы, обеспечивающей и более раннее половое созревание (на два года раньше, чем это было в начале века).

Сократилось продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад люди достигали максимального роста к 25-26 годам.

Акселерация физических показателей развития стимулировало и психическое развитие, поскольку между физическим и психическим развитием существует тесная взаимосвязь.

Возможно, ускорение психического развития обусловлено также научно-техническим прогрессом, повышением образовательного ценза родителей и совершенствованием системы народного образования.

В этой связи правильнее говорить о двух типах людей психической акселерации: один обусловлен более ранним созреванием морфофункциональной основы психики, другой – социальным прогрессом.

Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах.

В среднем такие дети составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них значительно быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину.

Вопросы акселерации физического и психического развития детей и подростков в настоящее время занимают, биологов, медиков, психологов, педагогов и социологов всего мира.

Столь пристальное внимание к проблеме акселерации объясняется просто – её решение имеет большое практическое значение.

Более раннее развитие детей и подростков требует пересмотра методов обучения, изменение форм полового, физического и эстетического воспитания, пересмотра возрастных возможностей человека.

Источник: https://yabiolog.ru/drugoe/rost-i-razvitie-rebenka-biologiya.html

Конспект урока по биологии

Рост и развитие ребенка биология

Тема урока: Рост и развитие ребёнка после рождения.

Тип урока по ФГОС: Урок открытия нового знания

Вид урока: урок смешанного типа

Тип урока (по способу организации): урок-беседа

Тип урока (по дидактической цели): комбинированный

Цели урока: проследить этапы развития ребенка после рождения, выяснить причины, их определяющие.

Задачи урока:

образовательные: изучение этапов развития человека после рождения, их причин и закономерностей, закрепление полученных на уроке знаний;

развивающие: развитие логического мышления, умения формулировать выводы на основе имеющихся знаний;

воспитательные: формирование научного мировоззрения.

Планируемые результаты обучения

Личностные: сформированность познавательных интересов, направленных на изучение вредного влияния алкоголя, наркотиков, никотина и других факторов, разрушающих здоровье, на потомство.

Познавательные: Умение структурировать материал, работать с различными источниками информации, включая электронные носители

Коммуникативные: Использование для решения поставленных задач различных источников информации; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

Регулятивные: Умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели, применять их на практике

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, медиапроектор, презентация, видеоурок «Рост и развитие ребенка после рождения».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

Подготовка к уроку

Проверка выполнения домашнего задания

1.Проверка наличия домашнего задания в рабочих тетрадях.

2.Актуализация знаний учащихся о естественных и искусственных биоценозах (фронтальная беседа с использованием таблиц и слайдов презентации предыдущего урока )

1.что такое беременность и каковы ее основные признаки?

Ответы в соответствии с записями в рабочей тетради

2.каковы основные условия нормального протекания беременности?

3.какова роль плаценты в период беременности?

4.охарактеризуйте особенности внутриутробного развития плода?

Подготовка к активной познавательной деятельности

Вам нужно сформулировать самостоятельно, пользуясь предложенными подсказками (слайды 1-5).

Учащиеся должны подобрать слово, объединяющее смысл всех подсказок: метаморфозы, превращения, изменения.

Как вы думаете, ребята, о чем сегодня пойдет речь?

Давайте попробуем выделить основные задачи нашего урока. Что мы сегодня будем изучать?

Учащиеся определяют задачи урока.

Усвоение новых знаний

При изучении нового материала учитель использует словесные методы (рассказ, рассказ с элементами беседы), наглядные (демонстрация видеоурока, слайдов презентации), практические (работа в тетради, работа с учебником).

Примерное содержание.

а) изучение понятия «возрастные периоды »

Просмотрите фрагмент видеоурока. Ответьте на вопрос «какие возрастные периоды выделяют в развитии ребенка после рождения?». Составьте схему, используя текст с. 234 учебника

Просмотр фрагмента.

Работа с текстом учебника.

Записывают схему.

б) изучение особенностей развития ребенка в различные возрастные периоды

Работа с учебником – прочитайте стр. 234 – 237

1 вариант – период новорожденности

2 вариант – ясельный период

3 вариант – дошкольный период

4 вариант – школьный период

5 вариант – подростковый период

Заполните таблицу (слайд 8)

Работа в парах.

Заполнение таблицы.

(после заполнения ознакомиться с таблицей приложение 1)

Закрепление знаний

Обсуждение и проверка выполнения самостоятельной работы с уточнениями и дополнениями учителя (презентация)

Учитель (обобщение ответов учащихся). В течение месяца после рождения ребенок считается новорожденным. В это время происходит приспособление его к жизни вне организма матери. В этот период тело ребенка непропорционально: большая голова, короткие руки и ноги.

Кости черепа несросшиеся (роднички); позвоночник без изгибов; тазовые кости несросшиеся. Проявление первых врожденных рефлексов: первый вдох, сосание. Через месяц после рождения и до года ребенок считается грудным.

В первый год жизни значительно увеличиваются длина и масса тела, усложняются движения. Происходит образование изгибов позвоночника, в следствии различных движений (держит голову, садится, встает, ходит). Появляются первые молочные зубы. Ребенок овладевает основами общения. Произносит первые слова.

Значительно повышается его устойчивость к неблагоприятным факторам. К году ребенок способен самостоятельно ходить.

Ясельный период (1-3 года) характеризуется: изменениями пропорций тела (уменьшение головы, удлинение конечностей); зарастанием родничков, развитием головного мозга; выраженными эмоциями; членораздельной речью и т.д.

) Для дошкольного возраста (3-7 лет) характерно: смена молочных зубов на постоянные; развитие коры больших полушарий; согласованные движения; речь, связанная с мышлением; формирование условно-рефлекторных центров речи и письма. Младший школьный возраст для девочек – 6-12 лет, для мальчиков – 6-13 лет.

В этот период завершается дифференцировка клеток головного мозга, срастание костей таза к 10 годам. Развитие абстрактного мышления.

Подростковый период (юноши – 13-17 лет, девушки – 12-16 лет) – это период, когда человек перестает быть ребенком, становится взрослым, – период расцвета. Этот период характеризуется половым созревание организма. Происходит максимальный рост, увеличение массы тела.

Появляются вторичные половые признаки. Изменения деятельности коры больших полушарий и желез внутренней секреции вызывает психологические изменения (преобладание процессов возбуждения над торможением) и физиологические (у мальчиков – поллюция, у девочек – менструация).

В юношеский период (девушки – 16-20 лет, юноши – 17-21 год) развития завершается формирование организма.

Обобщение и систематизация знаний

Каковы причины происходящих изменений?

Учебник с. 237

Выполнение заданий «Вопросы», «Подумайте»

Фронтальная проверка.

генетическая программа, влияние условий внешней среды, возрастные гормональные сдвиги

работа в парах

Контроль и самоконтроль знаний

Выполнение тестовых заданий (приложение 2). Текст – на отдельных листах (раздаточный материал).

Самоконтроль – проверка по эталону (слайд презентации).

Фронтально: поднимите руку, кто получил «5», «4», «3»?

Учащиеся выполняют задание (индивидуально); осуществляют самопроверку по эталону, выставляют отметки простым карандашом; сдают работы учителю.

Домашнее задание

Изучить § 57, ответить на вопросы в конце параграфа, дополнить словарь, выполнить задание 1-5 в рабочей тетради

Подведение итогов, рефлексия

Какую тему изучали?

Какие задачи урока решали?

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

Приложение 1.

Периоды

Возраст

Характеристика

Новорожденный

1-10 дней

Вскармливание ребенка молозивом

Грудной

возраст

10 дн. – 1 год

Вскармливание молоком. Рост увеличивается в 1,5 раза, масса – в 3 раза. В 6 месяцев прорезываются молочные зубы.

Раннее детство

1-3 года

В 2 года заканчивается прорезывание молочных зубов.

Первое детство

4-7 лет

В 6 лет появляются первые постоянные зубы.

Второе детство

М.: 8-12 лет

Д.: 8-11 лет

Появляются половые различия, рост увеличивается в длину, начинают развиваться вторичные половые признаки.

Подростковый возраст

М.: 13-16 лет

Д.: 12-15 лет

Половое созревание, вторичные половые признаки. Скачок роста – пубертатный скачок.

Юношеский возраст

М.: 17-21 год

Д.: 16-20 лет

Завершается процесс роста и формирование организма.

Приложение 2.

Тест по теме «Размножение и развитие человека»

1. Мужские половые железы:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

2. Женские половые клетки:

1)яичники

3)семенники

2)сперматозоиды

4)яйцеклетки

3.В ядрах мужских половых клеток содержится:

1)46 хромосом

3)28 хромосом

2)36 хромосом

4)23 хромосомы

4.Половой гормон мужского организма:

1)адреналин

3)эстрадиол

2)тестостерон

4)тироксин

5.Развитие зародыша в организме матери происходит в:

1)яйцеводе

3)матке

2)семенниках

4)яичниках

6.Плод человека, находясь в организме матери, получает кислород через:

1)кожу

3)трахею и бронхи

2)легкие

4)плаценту и пуповину

7.Ускоренное физическое и половое развитие детей:

1)акселерация

3)адаптация

2)акклиматизация

4)овуляция

8.Этап развития человека, характеризующийся нравственной устойчивостью, умением контролировать собственное поведение в семье и обществе:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

9.Этап развития человека, при котором сформирован сознательный полноценный член общества, с завершенным образованием, начавший трудовую деятельность, экономически состоятельный:

1)психологическая зрелость

3)половая зрелость

2)физическая зрелость

4)социальная зрелость

10.Установите соответствие между полом и характеризующим его признаком.

Признак пола

Пол

А.Половые хромосомы ХХ

1. Мужской

Б.Половой гормон – тестостерон

В.Таз широкий. Кости тонкие. Грудная клетка широкая и короткая.

Г.Половые клетки – сперматозоиды

2.Женский

Д.Половые железы – яичники

Е.Половые хромосомы XY

Приложение 3 .Список литературы.

1.Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс/Сост. Н.А. Богданов. – 3-е изд. – М., ВАКО, 2017. – 112 с.

2.Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. Биология. 8 класс. Линия жизни (ФГОС) – М.: Просвещение, 2014.

3.Пасечник В.В. Рабочая тетрадь. Биология. Линия жизни. 8 класс. – М.: Просвещение, 2014.

4.Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. Уроки биологии. 8 класс. Пособие для учителя.

5. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014

Интернет-ресурсы.

1. individualnoe_razvitie.doc

2.kopilkaurokov.ru›Биология›Уроки›…-urok-po-fgos

3.urok_metamorfozy_na_sayt.doc

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-biologii-rost-i-razvitie-rebenka-posle-rozhdeniya-klass-2353979.html

Лечение Детей
Добавить комментарий