Симптом филатова у детей
ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
1. Пальпация:
1) Симптом Филатова — прощупывание резко увеличенных трахеобронхиальных лимфоузлов непосредственно пальцем, введенным глубоко за яремную вырезку рукоятки грудной кости.
1. СИМПТОМ КОРАНЬИ ДЕ ля КАМПА(МЕДОВИКОВА)— ПРОВОДИТСЯ
непосредственная перкуссия по остистым отросткам, начиная с 7-8 грудных позвонков снизу вверх. В норме получается притупление перкуторного звука на втором грудном позвонке у маленьких детей, на четвертом грудном позвонке у старших детей (притупление ниже IV позвонка говорит об увеличении бифуркационных или трахеобронхиальных лимфоузлов (ниже II).
2. Симптом чаши фипософова: проводится громкая перкуссия в первом и втором межреберье с обеих сторон по направлению к грудине (увеличение паратрахеальных лимфоузлов).
3. Симптом АРКАВИНА: перкуссия по передним подмышечным линиям снизу вверх по направлению к подмышечным впадинам (лимфоузлы корня легкого- бронхопупьмональные).
4. Симптом филатова: притупление в области рукоятки грудины (и бронхиальное дыхание) — увеличение перибронхиальных лимфоузлов. Притупление по обеим сторонам позвоночника III и IV грудных позвонков — бронхопульмональные).
1. Симптом смита: появление дующих шумов при запрокинутой назад голове, в то время как раструб стетоскопа установлен на коже рукоятки грудины.
2. Симптом Д’ЭСПИНА‘. проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с 7-8 грудных позвонков, снизу вверх во время шепота ребенка (слова «кис-кис», «чашка чаю»).
В норме наблюдается резкое усиление проведения звука в области первого-второго грудных позвонков (симптом отрицательный).
В случае увеличения лимфатических узлов в области бифуркации трахеи проведение голоса наблюдается ниже указанных позвонков (симптом положительный).
3. Симптом домбровской; выслушиваются тоны сердца в области левого соска, а затем фонендоскоп переносится в правую аксиллярную область. В норме тоны здесь практически не слышны (симптом отрицательный). При уплотнении легочной ткани они отсюда хорошо проводятся (симптом положительный)
Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ Методика объективного исследования сердечнососудистой системы у детей.
2. История настоящего заболевания,
3. История жизни больного
2. Осмотр области сердца и периферических сосудов
///. Пальпация области сердца, сосудов. Определение сердечного толчка и его свойств (сила, распространенность, болезненность, наличие систолического и диастолического дрожания (fremissement cataire), шум трения перикарда, верхушечного толчка.
IV. Перкуссия сердца:
1. Определение относительной тупости сердца (правая, левая, верхняя граница сердца).
2. Определение абсолютной тупости сердца.
3. Определение конфигурации сердца и границ сосудистого пучка, поперечника, длинника. ширины сердца.
V. Аускультация сердца:
1. Основные дыхательные шумы
а) в области верхушки сердца (митральный клапан),
б) в области второго межреберья справа (аорта),
в) в области второго межреберья слева (легочная артерия),
г) у основания мечевидного отростка (трехстворчатый клапан),
д) у места прикрепления III-IV ребер к грудине слева (точка Боткина.)
2. Оценка данных аускультации сердца. а) тоны сердца, б) шумы сердца.
VI. Аускультации артерий и вон.
VII. Исследование свойств пульса. (частота, ритм, напряжение, наполнение, величина, форма, симметричность).
VIII. Функциональные пробы:
1. Проба Шалкова.
2. Проба Кушелевского.
3. Проба Фольгардта.
4. Проба Штанге, Генча.
IX. Инструментальные и аппаратные методы исследования:
1) определение артериального и венозного давления,
4) эхография сердца,
5) ультразвуковая диагностика,
7) определение скорости тока крови,
8) определение массы циркулирующей крови,
X. Рентгенологическое исследование по показаниям:
а) рентгеноскопия, рентгенография;
XI. Лабораторные методы исследования:
анализ крови, биохимические показатели, КЩС.
Методика исследования границ сердца.
Определение относительной тупости сердца проводится перкуссией по межреберьям. Для определения правой границы сердца предварительно находят нижнюю границу правого легкого по средне-ключичной линии,
поднимаются на одно ребро выше и устанавливают палец параллельно определяемой правой границе.
Прежде чем перкутировать левую границу сердца, необходимо определить, в каком межреберье находится верхушечный толчок, и далее перкутировать от передней подмышечной линии по направлению к грудине.
Верхнюю границу перкутируют, отступя 1 см левее левой грудинной линии.
абсолютная тупость сердца определяется в той же последовательности:
1) правая, 2) левая, 3) верхняя.
В таблице 3 представлены положения верхушечного толчка сердца и границы сердечной тупости.
1-2см кнаружи от левой сос-ковой линии
1см. кнаружи от левой сос-ковой линии
По сосковой линии или на 0,5 -1 см. кнутри от нее
Правая парастернальная линия
Немного кнутри от правой парастернальной линии
Середина расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины или немного ближе к краю грудины
1-2 см кнаружи от левой сосковой линии
Левый край грудины
Левый (наружний) край
Между левой сосковой и парастернальной линией
Ближе к сосковой линии
Ближе к парастернальной линии
Методика определения поперечника, длинника, ширины сердца
Путем перкуссии по всем межреберьям справа (II, III. IV) и слева (II, 111. IV, V) определяем конфигурацию сердца (Рис. 6). Проводим вспомогательную линию посередине грудины (linia mediana), на эту вспомогательную линию опускаются перпендикуляры с самых удаленных точек сердца.
1. Длинник сердца — линия от
сосудистого угла до
верхушки сердца (АВ).
2. ширина сердца — сумма двух перпендикуляров, опущенных с левого сердечно-сосудистого угла на длинник (ДЕ) и сердечно-печеночного угла на длинник (Д, Е,) ДЕ+ (Д,Е,).
3. поперечник сердца — сумма двух перпендикуляров, опущенных на срединную линию тела с наиболее удаленных точек . Справа — от правой границы относительной тупости в IV межреберье до срединной линии, слева -в пятом межреберье.
Источник: https://lechenie-detey.ru/simptomy/simptom-filatova-u-detej
Обследование ребенка-методичка. Методические рекомендации по обследованию больного и здорового ребенка
3) история жизни больного
//. Осмотр: 1) общий осмотр,
2) осмотр грудной клетки
///. Пальпация грудной клетки:
1) определение эластичности (резистентности),2) определение ого дрожания,3) болезненность.
IV. Перкуссия легких:
1. Топографическая перкуссия:а) определение высоты стояния верхушек,б) определение ширины полей Кренига,в) определение нижних границ легких,г) определение экскурсии легочного края.2. Сравнительная перкуссия легких (посредственная, непосредственная):а) спереди6) сзади
V. Аускультация легких:
1. Основные дыхательные шумы2. Определение побочных дыхательных шумов.
VI. Бронхофония симметричных участков легких.
VII. Рентгенологическое исследование.
VIII. Лабораторные методы исследования:
1. Анализ мокроты,2. Анализ плевральной жидкости.
IX. Инструментальные методы исследования:
1. Спирометрия.2. Спирография.3. Бронхоскопия.4. Реография.5. Пневмотахометрия.
X. Функциональные пробы: Штанге. Генча.
Признаки увеличения внутригрудных лимфоузлов. I. Осмотр;1) Симптом Филатова: расширение подкожных вен в верхней части грудной клетки.2) Симптом Франка – капиллярные расширения в виде “елочки” на коже спины в области шейных и верхних грудных
1. Пальпация:
1) Симптом Филатова – прощупывание резко увеличенных трахеобронхиальных лимфоузлов непосредственно пальцем, введенным глубоко за яремную вырезку рукоятки грудной кости.
III. Перкуссия:
1. СИМПТОМ КОРАНЬИ ДЕ ля КАМПА (МЕДОВИКОВА) – ПРОВОДИТСЯ
непосредственная перкуссия по остистым отросткам, начиная с 7-8 грудных позвонков снизу вверх. В норме получается притупление перкуторного звука на втором грудном позвонке у маленьких детей, на четвертом грудном позвонке у старших детей (притупление ниже IV позвонка говорит об увеличении бифуркационных или трахеобронхиальных лимфоузлов (ниже II).
2. Симптом чаши фипософова: проводится громкая перкуссия в первом и втором межреберье с обеих сторон по направлению к грудине (увеличение паратрахеальных лимфоузлов).
3. Симптом АРКАВИНА: перкуссия по передним подмышечным линиям снизу вверх по направлению к подмышечным впадинам (лимфоузлы корня легкого- бронхопупьмональные).
4. Симптом филатова: притупление в области рукоятки грудины (и бронхиальное дыхание) – увеличение перибронхиальных лимфоузлов. Притупление по обеим сторонам позвоночника III и IV грудных позвонков – бронхопульмональные).
IV. Аускультация:
1. Симптом смита: появление дующих шумов при запрокинутой назад голове, в то время как раструб стетоскопа установлен на коже рукоятки грудины.
2. Симптом Д'ЭСПИНА'. проводится аускультация над остистыми отростками, начиная с 7-8 грудных позвонков, снизу вверх во время шепота ребенка (слова “кис-кис”, “чашка чаю”).
В норме наблюдается резкое усиление проведения звука в области первого-второго грудных позвонков (симптом отрицательный).
В случае увеличения лимфатических узлов в области бифуркации трахеи проведение голоса наблюдается ниже указанных позвонков (симптом положительный).
3. Симптом домбровской; выслушиваются тоны сердца в области левого соска, а затем фонендоскоп переносится в правую аксиллярную область. В норме тоны здесь практически не слышны (симптом отрицательный). При уплотнении легочной ткани они отсюда хорошо проводятся (симптом положительный)
Занятие № 8-9.
Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ Методика объективного исследования сердечнососудистой системы у детей.
/. Расспрос; 1. Жалобы
2. История настоящего заболевания,
3. История жизни больного
//. Осмотр: 1. Общий осмотр.
2. Осмотр области сердца и периферических сосудов
///. Пальпация области сердца, сосудов. Определение сердечного толчка и его свойств (сила, распространенность, болезненность, наличие систолического и диастолического дрожания (fremissement cataire), шум трения перикарда, верхушечного толчка.
IV. Перкуссия сердца:
1. Определение относительной тупости сердца (правая, левая, верхняя граница сердца).2. Определение абсолютной тупости сердца.3. Определение конфигурации сердца и границ сосудистого пучка, поперечника, длинника. ширины сердца.
V. Аускультация сердца:
1. Основные дыхательные шумыа) в области верхушки сердца (митральный клапан),б) в области второго межреберья справа (аорта),в) в области второго межреберья слева (легочная артерия),г) у основания мечевидного отростка (трехстворчатый клапан),д) у места прикрепления III-IV ребер к грудине слева (точка Боткина.)2. Оценка данных аускультации сердца. а) тоны сердца, б) шумы сердца.
VI. Аускультации артерий и вон.
VII. Исследование свойств пульса. (частота, ритм, напряжение, наполнение, величина, форма, симметричность).
VIII. Функциональные пробы:
1. Проба Шалкова.2. Проба Кушелевского.3. Проба Фольгардта.4. Проба Штанге, Генча.
IX. Инструментальные и аппаратные методы исследования:
1) определение артериального и венозного давления,2) электрокардиография,3) фонокардиография,4) эхография сердца,5) ультразвуковая диагностика,6) капилляроскопия,7) определение скорости тока крови,8) определение массы циркулирующей крови,9) поликардиография.
X. Рентгенологическое исследование по показаниям:
а) рентгеноскопия, рентгенография;
б) рентгенокимография;в) ангиокардиография.
XI. Лабораторные методы исследования:
анализ крови, биохимические показатели, КЩС.
Методика исследования границ сердца.
Определение относительной тупости сердца проводится перкуссией по межреберьям. Для определения правой границы сердца предварительно находят нижнюю границу правого легкого по средне-ключичной линии,
поднимаются на одно ребро выше и устанавливают палец параллельно определяемой правой границе.
Прежде чем перкутировать левую границу сердца, необходимо определить, в каком межреберье находится верхушечный толчок, и далее перкутировать от передней подмышечной линии по направлению к грудине.
Верхнюю границу перкутируют, отступя 1 см левее левой грудинной линии.
абсолютная тупость сердца определяется в той же последовательности:
1) правая, 2) левая, 3) верхняя.В таблице 3 представлены положения верхушечного толчка сердца и границы сердечной тупости.
Толчок | возраст | 0-2 года | 2-7 лет | 7-12 лет |
1-2см кнаружи от левой сос-ковой линии | 1см. кнаружи от левой сос-ковой линии | По сосковой линии или на 0,5 -1 см. кнутри от нее | ||
Относительная тупость | 1.Правый край | Правая парастернальная линия | Немного кнутри от правой парастернальной линии | Середина расстояния между правой парастернальной линией и правым краем грудины или немного ближе к краю грудины |
2.Левый край | 1-2 см кнаружи от левой сосковой линии | Сосковая линия | ||
3.верхний край | 2ребро | Второе межреберье | 3 ребро | |
Абсолютная тупость | Правый(внутренний ) край | Левый край грудины | ||
Левый (наружний) край | Между левой сосковой и парастернальной линией | |||
Ближе к сосковой линии | посередине | Ближе к парастернальной линии | ||
Верхний край | 3ребро | Третье межреберье | 4 ребро |
Методика определения поперечника, длинника, ширины сердцаПутем перкуссии по всем межреберьям справа (II, III. IV) и слева (II, 111. IV, V) определяем конфигурацию сердца (Рис. 6). Проводим вспомогательную линию посередине грудины (linia mediana), на эту вспомогательную линию опускаются перпендикуляры с самых удаленных точек сердца.
1. Длинник сердца – линия от
правого сердечно- сосудистого угла до верхушки сердца (АВ).
2. ширина сердца – сумма двух перпендикуляров, опущенных с левого сердечно-сосудистого угла на длинник (ДЕ) и сердечно-печеночного угла на длинник (Д, Е,) ДЕ+ (Д,Е,).
3. поперечник сердца – сумма двух перпендикуляров, опущенных на срединную линию тела с наиболее удаленных точек {СК+ C1K1}. Справа – от правой границы относительной тупости в IV межреберье до срединной линии, слева -в пятом межреберье.
Рис. 6.
Таблица 4. Размеры сердца в зависимости от возраста
Показатель возраст | 0-2 года | 2-7 лет | 7-12 лет |
Поперечник сердца | 6-9 см | 8-12 см | 9-14 см |
таблица 5.
Средние размеры сердца в зависимости от возраста (А.Ф. Листов. 1937)
Показатель/возраст | новорожденный | 12 месяцев | 6 лет |
Длина см | 5,7 | 7,6 | 9,1 |
Поверхность сердца см2 | 15 | 30 | 54 |
Функциональные пробы сердцаФункциональная проба по Шалкову применяется при ревматизме дляперевода ребенка из одного режима на другой. Первые 3 пробы осуществляютсяпри постельном режиме.
проба № 1 – переход ребенка из положения лежа в сидячее – 3 раза
проба № 2 – переход ребенка из положения лежа в сидячее – 5 раз
проба № 3 – переход ребенка из положения лежа в сидячее – 10 раз
ПРОБА № 4 – 5 приседаний за 10 сек
ПРОБА № 5-10 приседаний за 20 сек проба № 6 – 20 приседаний за 30 сек
Назначение проб:
1 и II пробы проводятся при переводе на постельный режим (комплекс №1). -назначается на 2 недели.
III проба – назначение комплекса № 2 при постельном режиме сроком на 1 неделю.
IV проба – перевод на полупостельный режим, комплекс № 1 – на 1 неделю.
V проба – перевод на комплекс № 2 при полупостельном режиме.
VI проба – проводится для перевода на общий режим при выписке.
Проба Шалкова оформляется для удобства в виде таблицы, напримерПроба Шалкова № 4
Период исследования | пульс | Дыхание | АД мм. Рт.ст. | Ударный объем | Минутный объем |
До нагрузки | 80 | 20 | 100/60 | 40 | 3200 |
После нагрузки | 95 | 24 | 110/55 | 55 | 5225 |
Через 3 мин | 82 | 22 | 100/60 | 40 | 3280 |
Заключение: Функциональная проба по Шалкову удовлетворительная (или неудовлетворительная).
Благоприятной реакцией на нагрузку считается умеренное учащение пульса в пределах 50-70% по сравнению с исходным уровнем в каждой возрастной-половой группе, увеличение систолического кровяного давления в пределах 10-20 мм рт. ст.. понижение диастолического давления на 10-15 мм рт. ст., умеренное увеличение пульсового давления и восстановление всех показателей в течений 2-3 мин.
Неблагоприятной реакцией является значительное учащение пульса, уменьшение систолического кровяного и пульсового давления по сравнению с исходным уровнем, увеличение диастолического давления и замедленный восстановительный период (до 5-10 мин).Проба Кушелевского. Б. П.
Кушелевский предложил показатель качества реакции (ПКР), который позволяет судить о функциональном состоянии сенрдечно-сосудистой системы.
Этот показатель определяют по формуле:ПКР= (ПД2-ПД1)/(П2-П1),где ПД1 и ПД2 – пульсовое давление до и после нагрузки;П1 и П2 – частота сердечных сокращений в мин до и после нагрузки.Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, если ПКР находится в пределах 0, 5-1.
При неблагоприятной реакции системы кровообращения ПНР отклоняется от показателей нормы в ту или другую сторону.
Проба Вальдфогеля. Ребенок 5 -10 мин находится в горизонтальном положении, у него определяют частоту сердечных сокращений и измеряют АД.
Затем АД и частоту пульса определяют в положении ребенка стоя, ребенку предлагают снова лечь и через 3 минуты спокойного лежания определяют пульс и АД. В норме пульс учащается на 10-14 ударов в минуту, АД повышается на 5-8 мм рт. ст., через 3 минуты возвращается к исходным цифрам.
Также выполняется ортостатическая проба, только без повторного лежания. Дыхательная проба Штанге, Генча.
Занятие № 10-11.
Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ У
ДЕТЕЙ
Расспрос (анамнез): 1. Жалобы.
2. История настоящего заболевания
3. История жизни больного
Осмотр.
1. Общий осмотр.
2. Осмотр полости рта. 3. Осмотр живота.
Пальпация живота. 1. Поверхностная ориентировочная.
2. Методическая, глубокая, скользящая по Образцову – Стражеско.
Перкуссии живота. Определение свободной жидкости в брюшной полости.
Аускультация живота, выслушивание перистальтики.
Лабораторные методы исследования. 1. Анализ желудочного сока.
2. Анализ дуоденального содержимого. 3. Анализ кала. 4. Анализ промывных вод желудка.
Рентгенологическое исследование.
Инструментальные методы исследования. 1. Эзофагоскопия.
2. Лапароскопия. 3. Гастроскопия, гастробиопсия. 4. Ректороманоскопия.
Исследование желудочно-кишечного тракта.
1.Анамнез. Жалобы: 1. Боли в животе, локализация: область эпигастрия, пилородуоденальная зона, в правом и левом подреберьях, около пупка, по всему животу, опоясывающие боли с локализацией слева и выше пупка; в правой и левой подвздошной области, области ануса.
Интенсивность, характер, связь с приемом пищи.
Срок возникновения болей в животе после приема пищи: ранние (во время приема пищи или в течение получаса, или чувство быстрого насыщения во время еды); поздние (возникают натощак днем через 1-2 часа после приема еды или ночью), постоянные боли, от каких вмешательств исчезают или уменьшаются боли.
перейти в каталог файлов
Источник: https://metodich.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-obsledovaniyu-bolenogo-i-zdorovo/index3.html
Острый аппендицит у детей
Острый аппендицит у детей это самое распространенное хирургическое заболевание в этом возрасте. Операции при остром аппендиците составляют 75% всех экстренных оперативных вмешательств.
Сообщается следующая заболеваемость острым аппендицитом: от года до 3 — 0,6 на 1000; от 4 до 7 — 2,6 на 1000; 13 лет — 8 на 1000.
Анатомо-физиологические особенности илеоцекального отдела и аппендикса у детей.
Высокая подвижность слепой кишки в возрасте до трех лет из-за длинной брыжейки и нарушения процесса эмбрионального развития оказывает существенное влияние на клинические проявления заболевания.
У детей первого года жизни аппендикулярный клапан отсутствует или слабо развит, что обусловливает свободное отхождение кишечного содержимого из аппендикса в слепую кишку, отсутствие возможности формирования каловых камней и застойных процессов в отростке.
Вариабельность расположения червеобразного отростка: нисходящее положение (35%); медиальное и срединное положение (26%); ретроцекальное положение (20%); латеральное положение (15%), что обусловливает разнообразие симптомов острого аппендицита у детей.
У детей до трех лет червеобразный отросток формы конуса, что не способствует возникновению застойных явлений, и редкость заболевания в этом возрасте.
Тонкость стенки червеобразного отростка и слабое развитие мышечных слоев обусловливают более раннее развитие острого аппендицита у детей до 3 лет.
Недостаточное развитие фолликулярного аппарата червеобразного отростка, играющего важную роль в патогенезе аппендицита.
Наличие анастомозов между лимфатическими сосудами илеоцекального отдела кишечника с лимфатической системой внутренних органов брюшной полости и забрюшинного пространства, создающих условия для генерализации воспалительного процесса лимфатическим путем.
Морфофункциональная незрелость нервных сплетений червеобразного отростка, особенно у детей младшего возраста, чем объясняется тяжесть острого аппендицита у детей в первые годы жизни.
Недоразвитие сальника у детей в первые годы жизни обусловливает генерализацию воспалительного процесса при осложненном аппендиците.
Обильное кровоснабжение брюшины, быстрое вовлечение ее в воспалительный процесс, с низкой способностью к отграничению воспалительного процесса и высокой всасывающей способностью.
Патогенез острого аппендицита у детей
Существуют две теории, объясняющие механизм развития воспаления в отростке: нерв но-сосудистая и теория застоя.
Нервно-сосудистая теория объясняет возникновение острого аппендицита через нарушения деятельности ЖКТ и висцеро-висцеральную импульсацию, которая отражается на сосудистой трофике аппендикса. Спазм гладких мышц и сосудов приводит к нарушению питания стенки отростка вплоть до некроза. Изменяется проницаемость слизистой оболочки для микрофлоры с последующим развитием воспаления.
Теория застоя объясняет развитие острого аппендицита обструкцией червеобразного отростка кишечным содержимым с последующим повышением давления в его просвете, ухудшением лимфатического оттока, ведущим к отеку и набуханию ткани отростка. Нарушение венозного оттока в условиях высокого внутрипросветного давления и отека приводит к ишемии слизистой оболочки и инвазии микрофлоры.
Патология.
Катаральный аппендицит у детей характеризуется отечной и гиперемированной серозной оболочкой. Микроскопически определяются дефекты слизистой оболочки, покрытые фибрином и лейкоцитами.
Флегмонозный аппендицит у детей проявляется гнойным воспалением всех слоев червеобразного отростка. Макроскопически отросток гиперемирован, напряжен и утолщен, покрыт фибрином. Микроскопически определяется микроциркуляторная инфильтрация всех слоев отростка, В слизистой оболочке отмечаются изъязвления, нагноение и частичное отторжение.
Гангренозный аппендицит у детей характеризуется глубокими деструктивными изменениями всей стенки червеобразного отростка. Макроскопически отросток утолщен, темно-серого цвета, с гнойно-фибринозными наложениями. Микроскопически — некроз стенок отростка.
Признаки острого аппендицита у детей
Боль в животе постоянного характера, возникающая постепенно, с локализацией в эпигастральной области или околопупочной области, перемещающаяся в правую подвздошную область, не исчезающая во время сна.
Рвота рефлекторного характера, одно- или двукратная, не приносящая облегчения.
Температурная реакция в пределах до 38 °С.
Расхождение пульса и температуры: при повышении температуры тела на один градус частота пульса учащается на 8-10 в минуту.
Нарушения функции кишечника проявляются в виде задержки стула.
Напряжение мышц брюшной стенки при пальпации.
Симптом Филатова — усиление боли при пальпации в правой подвздошной области.
Боль в правой подвздошной области при глубокой пальпации живота.
Положительный симптом Щеткина-Блюмберга — усиление болезненности в животе после постепенной глубокой пальпации с последующим отнятием руки от брюшной стенки.
Особенности симптомов острого аппендицита у детей в зависимости от возраста
|
Особенности острого аппендицита у детей первых трех лет.
Клиническое течение более тяжелое, с преобладанием общих симптомов из-за недифференцированности реакций нервной системы ребенка на воспалительный процесс.
Неспособность маленького ребенка точно локализовать боль в животе из-за недостаточности морфофункциональной зрелости корковых структур мозга.
Более раннее развитие деструктивных форм аппендицита с генерализацией воспаления по брюшной полости в силу ряда анатомо-физиологических особенностей.
Способность вовлечения в патологический процесс других органов с ранним развитием обменных, гемодинамических и микроциркуляторных нарушений.
Изменение поведения ребенка — нарушение сна, беспокойство, плач, отказ от приема пищи.
Рвота, которая носит многократный характер.
Повышение температуры тела до 38-39 °С.
Расстройства стула — у 12-70 % детей отмечается жидкий стул. В случаях задержки стула показана очистительная клизма, что облегчает диагностику.
Обследование живота во время физиологического или медикаментозного сна позволяет определить следующие симптомы: пассивное напряжение мышц брюшной стенки, болезненность в правой подвздошной области, симптом «подтягивания правой ножки и отталкивания правой ручкой» при пальпации, симптом Щеткина-Блюмберга.
Пальцевое ректальное исследование в сомнительных случаях показано у всех детей, так как оно помогает в дифференциальной диагностике с другими заболеваниями.
В периферической крови — гиперлейкоцитоз.
Диагностика острого аппендицита у детей
Лабораторная диагностика заключаете я в исследовании общего анализа крови. Нарастание количества лейкоцитов в периферической крови до 10000-12000 указывает на наличие воспалительного процесса.
Пальцевое ректальное исследование проводится в сомнительных для диагностики случаях с целью выявления признаков острого аппендицита тазовой локализации, исключения заболеваний органов таза у девочек, исключения вероятности опухолевых образований в забрюшинном пространстве.
Ультразвуковое исследование брюшной полости, почек, половых органов у девочек:
Прямые признаки острого аппендицита:
— в продольном сечении — трубчатая структура со слепым концом с одной стороны:
— в поперечном сечении — симптом «мишени»;
— величина наружного диаметра более 6 мм;
— толщина стенки отростка более 2 мм;
— неоднородная структура отростка, несжимаемая при компрессии.
Косвенные признаки острого аппендицита:
— наличие свободной жидкости вокруг аппендикса;
— наличие свободной жидкости в тазу;
— утолщение стенки слепой кишки;
— парез кишечника.
Лечение острого аппендицита у детей
При невозможности подтвердить или снять диагноз острого аппендицита после первичного обследования осуществляется диагностическое наблюдение в условиях хирургического отделения с повторными осмотрами каждые 2-3 ч. Наблюдение осуществляется в течение 12 ч, после чего диагноз острого аппендицита исключается или принимается решение о проведении диагностической лапароскопии.
Этапы лечения:
— антибиотики до операции назначаются за 30 мин всем детям с целью профилактики раневых послеоперационных осложнений. Во время операции антибиотики вводятся по показаниям в зависимости от степени воспалительного процесса:
— доступ в брюшную полость по Волковичу-Дьяконову;
— обнаружение червеобразного отростка и оценка воспалительных изменений (катаральный, флегмонозный, гангренозный, перфоративный);
— аппендэктомия:
— удаление из брюшной полости электроотсосом воспалительного экссудата;
— ушивание операционной раны с наложением косметического шва при неосложненных формах аппендицита.
При выявлении катарального аппендицита показано дополнительное обследование брюшной полости: осмотр брыжейки тонкой кишки на наличие мезаденита, ревизия подвздошной кишки с целью проверить наличие дивертикула Меккеля, осмотр придатков матки у девочек.
Острый аппендицит после операции
Ранний двигательный режим.
Раннее энтеральное кормление.
Антибиотики при остром аппендците у детей
— при неосложненном (флегмонозном) аппендиците не показана;
— при гангренозном аппендиците проводится в течение 24-48 ч;
— при перфоративном аппендиците проводится в течение 5 суток.
Контрольное УЗИ брюшной полости на 3-4-й день и перед выпиской из хирургического отделения.
Швы снимаются на 7-8 сутки.
Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург Пигович И.Б.
Источник: http://surgeryzone.net/info/informaciya-po-detskoj-xirurgii/ostryj-appendicit-u-detej.html