Система упражнений по развитию речи младших школьников

Упражнения на развитие речи младших школьников в домашних условиях

Система упражнений по развитию речи младших школьников

Евгения Климкович

Здравствуйте, уважаемые родители! На связи Евгения Климкович.

Нравится ли вам, как говорят ваши дети? Согласитесь, что речь учеников в начальной школе звучит красиво не всегда.

Часто это «каша во рту», слова произносятся сквозь зубы, в спешке глотаются окончания и, в результате, педагоги на уроках не могут понять, что ребёнок сказал.

Повторные вопросы заводят детей в тупик, они начинают сомневаться, правильно ли по сути ответили, замолкают и замыкаются, хотя на отлично знают всё. И: «Садись, два!»

Можно ли научить ораторскому искусству и поставить детское слово так, чтобы было:

  1. понятно;
  2. правильно;
  3. да ещё и красиво?

Можно! Для этого у учителей есть в запасе упражнения на развитие речи младших школьников, которые применимы не только на устных занятиях в школе, но и отлично подходят для тренировки в домашних условиях.

Что лежит в основе упражнений для речи?

Необходимыми условиями для правильно построенной детской речи являются:

  1. хороший фонетический слух;
  2. грамматическая грамотность;
  3. богатый словарный запас.

В наборе педагога для тренировки чёткого произношения могут быть:

  • занимательные игры со словами;
  • артикуляционная зарядка;
  • дыхательная гимнастика;
  • скороговорки.

Все эти приёмы спешат на помощь плохо говорящим школьникам.

Так, постоянные занятия дыхательной гимнастикой научат произносить слова с нужной интонацией, чёткими паузами, необходимой громкостью на выдохе, в полной мере используя резерв воздуха, распределяя дыхание на длинные фразы без скомканного прерывания речи.

Артикуляционные упражнения позволяют натренировать губы и язык так, чтобы без труда произносить сложные звуки.

Хорошо развитый фонетический слух помогает слышать и произносить слова правильно с тем звучанием, с которым они пришли в наш русский язык.

Грамматическая грамотность направлена на правильное склонение слов, особенно их окончаний, чтобы речь ребёнка не резала слух.

Словарный запас помогает подобрать нужное слово в нужный момент, а не плавать, хаотически обдумывая, как сказать.

А теперь всё по порядку.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в помощь речи

Тренировку дыхания и артикуляции можно проводить, когда есть свободная минутка. С них, наверное, стоит начинать весь комплекс занимательных упражнений.

Работаем с дыханием

Учим ребёнка дуть.

  • Сядьте друг напротив друга и дуйте друг другу в лицо, создавая ветер. Станьте деревьями: руками, подобно ветвям, раскачивайте под сильным дуновением, кистями рук, словно листочками, трясите под слабым его прикосновением. Дыхание ветра может уносить вдаль снежинки, которые вы заранее сделали из бумаги или из кусочков ваты, снежную пыль в виде конфетти.
  • В летний период на прогулке хорошим тренером станет одуванчик. В домашних условиях сделайте его самостоятельно, смастерив легкий цветок из салфеток или целлофана. И снова дуйте, дуйте и дуйте!
  • Младшие школьники – уже далеко не дети, и игры они требуют посерьёзнее, чем можно предложить детсадовским малышам. Почему бы не поиграть в морской бой, только посражаться при помощи дыхания? Может, устроить корабельные гонки в ванной? Наливаем в таз или в ванную воды, делаем бумажные пароходы и вперёд! Только одно условие: кораблики должны двигаться плавно, поэтому дыхание может быть сильным, но не урывочным, а затяжным!
  • Ничто так не развивает наши лёгкие, как надувание шариков. Прикупите разноцветных дыхательных помощников. И полезно время проведёте, и в квартире хорошее настроение создадите.
  • И мал, и велик любит мыльные пузыри. Чем не тренер для дыхания? Надувайте перламутровые шары и старайтесь, чтобы они не опускались на землю и не лопались под вашим дуновением. Делать это придётся плавно и осторожно – как раз то, что «доктор прописал»!

При дыхательной гимнастике нужно помнить, что глубокие вдохи делаются через нос, а выдыхается воздух плавно через округлённо сложенные губы.

Корчим рожицы

В артикуляции, которая помогает быстрее и чётче говорить, становимся ну настоящими обезьянами, для чего последовательно

  • широко раскрываем – закрываем рот,
  • вытягиваем губы трубочкой,
  • дразнимся языком, высовывая его как можно дальше, пытаясь достать подбородок.

Дыхание восстановили, мышцы рта разогрели, переходим к игре слов.

Развиваем фонетический слух

Учимся различать звуки и слова с помощью следующих упражнений

Поймай звук

В то время, когда вы будете произносить слово, где спрятан заданный звук, ребёнок должен хлопнуть в ладоши, поймав его на слух. Усложнить это задание можно, задав границы. Например, хлопать только тогда, когда звук не просто есть в слове, а находится в начале/конце/середине.

Рисуем звуки

При помощи условных обозначений (всяких чёрточек или кружков) рисуем столько элементов, сколько звуков слышим в произнесённом слове.

Придумываем слова

Заготовьте для задания слова, в которых нужно поменять одну либо несколько букв, чтобы получилось новое слово. Например, точка-дочка, сон-сок.

Главное условие для таких занятий – всё делается в устной форме, без письменных подсказок, чтобы ребёнок научился слышать.

Учимся грамматике

Очень часто наши дети искажают окончания. Такие упражнения помогают определять конец слова как их существенную часть.

Только половинка

Берём любимую сказку и читаем вместе. Вы произносите начало слова, а ребёнок читает только свою вторую половинку. Например: поймал мужик золотую рыбку.

Составляем предложения

Делать это можно по заданным моделям, написанным на листе в виде схемы. Например, для схемы «Кто? Что делает? Что? Для кого?» можно составить «Мама готовит обед для семьи». Также можно предложить разбавить составленное предложение другими частями речи. Например, в нашем случае это может быть так: «Мама готовит очень вкусный обед для всей семьи».

Ищем пропажу

Ищем правильные окончания слов и расставляем перепутанные слова по своим местам. Вы начинаете говорить слово, ребёнок продолжает. Вы предлагаете в перепутанном порядке слова, ребёнок составляет из них правильно построенное предложение. Возьмите на вооружение тексты из учебников: и тему повторите, и речь потренируете.

Пополняем словарный запас

Наличие большого количества слов, знакомых ребёнку – одно из условий грамотно выстроенной речи.

Назови слово

Очень похоже на всем известную игру «Города», которую также можно взять за основу. Любите соревнования? А слабо, кто больше назовёт слов на определённую букву, например, на «Я»?

Либо тех, которые на указанную букву заканчиваются, или таких, у которых в серединке есть заданная буква? Тогда за дело!

Ассоциации

В таком занимательном упражнении дети по заданным признакам подыскивают предметы. Например, что может быть красным?

А что бывает горячим? Если хотите усложнить задание, задавайте вопросы, предполагающие сначала определить признаки, а потом подобрать подходящее. Например, назови такое же, как снег (белая как снег бумага, мягкая как снег перина). Здесь приживутся синонимы и антонимы и всевозможные объяснялки слов.

Угадайка

Тут живут ребусы, кроссворды и загадки. Причём, ребёнок может не только отгадывать, но и задавать. Кстати, если в вашей семье любят игру «виселицу», то её можно взять за основу: и увлекательно, и с пользой.

Русский фольклор в развитии речи

Пословицы, поговорки и скороговорки не только пополнят речь вашего школьника красивыми словами, но и научат его применять их в нужное время в нужном месте.

Поиграйте дома в «Кто хочет стать миллионером», заготовив заранее шаблоны вопросов.

Вот, например:

  • Когда считают цыплят? (когда вылупятся, по осени, когда вырастут, по весне).
  • Чего не утаишь в мешке? (подарка, кота, шило, дырку).
  • Куда не смотрят дарёному коню? (в глаза, в зубы, по хвост, под копыта).
  • Какой друг лучше новых двух? (серьёзный, старый, красивый, умный).
  • Повторенье – мать чего? (ума, памяти, ученья, человека).

К слову, именно повторением ребёнок заложит на подкорку все знания и будет их применять в своём красноречии.

Кстати, как подсчитали учёные, в русском языке почти 500 000 слов, из которых больше всего употребляют около 2500. Словарный запас первоклашки – 2000 слов, выпускника школы – 2500—4000, у обладателя высшего образования – до 10000, а эрудиты используют в своей речи до 50 000 слов!

Так что нам и нашим детям есть, к чему стремиться!

А не хотите ли узнать три секретных упражнения, которые помогут вам, родители, сделать вашу дикцию лучше буквально за неделю? Зачем? А чтобы ребенку было на кого равняться)

С пожеланиями говорить грамотно и красиво и в ожидании ваших комментариев прощаюсь.

Буду рада новой встрече.

Всегда ваша, евгения Климкович.

Источник: https://shkolala.ru/razvivashki/uprazhneniya-na-razvitie-rechi-mladshih-shkolnikov/

Упражнения для развития речи младших школьников

Система упражнений по развитию речи младших школьников

Упражнения для развития речи младших школьников

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

«Хлоп-хлоп»

1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] – хлопни 2 раза»

«Играем со словом»

1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».

3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

4. «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».

«Путаница»

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую «раз-два»

И приказываю вам

Всех расставить по местам».

Спросите у ребенка: «Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?»

«Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения:сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

«Кружок»

Задание:«Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнести слово «мак». Сколько кружков надо нарисовать?

«Длиннее – короче»

Задание: «Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо, сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают».

Слова для сравнения: стол – столик, карандаш – карандашик, усики – усы, пес – собака, хвост – хвостик, змея- змейка, червяк – червячок.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

«Вторая половинка».

(Чтение только второй половины слова)

При чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова (абсолютная точность не обязательна). Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало. Используйте упражнение чаще, если ребенок искажает окончания при чтении.

Примеры: Чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, рыба, береза.

Вышел из кухни, подойдут к сторожке, отбежалаот собаки.

Лесная поляна покрыта пушистым снегом.

«Кто? Что?»

(Составление предложений по разным моделям)

«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том:

Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле.)»

«Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

Дети ели ка… . На столе лежат бумага и кра… . В лесу растут гри… .

«Добавь слова»

(Распространение предложений)

Задание: «Сейчас я скажу предложение. Например: «Мама шьет платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?»

«Составь фразу»

(Образование предложений из слов)

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Дымок, идет, трубы, из. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Пропавшие слова»

«Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

«Найди ошибку»

Задание: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

После грибов будут дожди.

«Объясни»

«Послушай предложения: Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна. Объясни, почему кошка недовольна».

«Что имеется в виду?»

(Тренировка на понимание переносного смысла)

«Как ты понимаешь эти выражения: железный топор – железный человек,

ядовитый укус – ядовитый взгляд, острый нож – острое слово, низкий стол – низкий поступок, черствый хлеб – черствый человек»

«Правильно или нет?»

Задание: «Как ты думаешь можно ли так сказать? Объясни свой ответ»

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

«Подбери рифму»

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:каша, вой, сок, снег, подушка, бочка

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

«Составь предложение»

«Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например: «В лесу идет дождь. Гремит гром» Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова – мостика «и»: «В лесу идет дождь и гремит гром».

Другой вариант упражнения – закончить фразу: Дети вышли гулять и …

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами «а», «но», «хотя», «зато», «если,… то».

3. Упражнения для развития словарного запаса.

«Игра в слова»

  1. Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).

  2. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.

«Признаки»

  1. «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

  2. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

  3. «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».

«Угадайка»

  1. Отгадывание загадок.

  2. Придумывание своих загадок

«Слова – приятели»

(Работа с синонимами)

  1. «Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»

  2. «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

  3. «Какое слово лишнее? Почему?»

Грустный, печальный, унылый, глубокий

«Закончи слово»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: по…..?» (поле, порт, пост, поезд и т.д.)

«Объяснялки»

«Объясни, что такое велосипед?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

«Скажи наоборот» (Работа с антонимами)

«Один и много» (Изменение слов по числам)

«Уменьшение», «Скажи ласково» (Словообразование)

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechi-mladshikh-shkolnikov.html

Лечение Детей
Добавить комментарий