Способность к словотворчеству развивается ребенка

Словотворчество в дошкольном возрасте

Способность к словотворчеству развивается ребенка

Ольга Зубкова
Словотворчество в дошкольном возрасте

Овладение речью в дошкольном возрасте – одна из наиболее трудных и в то же время основных задач дошкольного развития.

Остается только удивляться, как маленький ребенок, не умеющий серьезно сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за первые несколько лет жизни практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык, накопленной человечеством тысячелетиями.

Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к шести-семи годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Первоначально ребенок в возрасте от года до двух лет усваивает слова, соотнося их только с конкретными предметами. Названия предметов, т. о., являются для него такими же именами собственными, как и имена людей.

К концу второго года жизни ребенок начинает понимать обобщающее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, слово «стол» ассоциируется у ребенка и со столом дома в квартире, и на даче в деревне, и у бабушки.

Слово-действие «бежит» можно сказать и про человека, и про собаку. В этом возрастеможно приступать к изучению названий цвета: «зеленое, как трава», «красное, как помидор» и т. д.

К трем годам ребенок начинает усваивать слова, обозначающие родовые понятия (одежда, посуда, передающие обобщенно названия предметов, признаков (большой-маленький, горячее-холодное, действий (все, что летает, растет и т. д.).

Конечно же ребенок в этом возрасте имеет полное право говорить слова с фонетической стороны неправильно, искаженно, усеченно.

Это явление называется «возрастная дислалия», причина этому – недостаточное овладение артикуляционными движениями и недостаточная сформированность фонематического слуха. При патологии речевого развития наблюдаются более грубые нарушения речи, которые надолго задерживаются. Если же к двум, трем годам речь ребенка не развивается совсем, это самым серьезным образом должно насторожить родителей – в этом случае необходимо обращаться к специалистам за консультацией (врач-психоневролог, психолог, логопед).

Само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы ребенок параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. В работах А. Н. Гвоздева, который

по наблюдениям за собственным ребенком описал процесс развития фразовой речи у детей, было выделено три периода. В первом периоде, примерно от одного года до двух лет, ребенок выражает свои мысли- желания фразой, состоящей из одного слова («дай») или из нескольких слов-корней («па гу»-пойдем гулять).

Во втором периоде, от двух лет до трех лет, внимание ребенка обращено на некоторые правила построения фразы и согласования слов в предложении: он уже начинает изменять слова по числу («один-много», по роду («мой, моя мое») и по падежам («Кому мы дадим морковку?-«Зайчику», «На чем мы поедем в гости?»«На машине», слова при этом могут звучать усеченно, искаженно, но окончания уже слышны. К третьему периоду, от 3до 5 лет, ребенок уже научился строить предложения, ему есть что сказать и о чем спросить, но часто не хватает слов. Вот тут-то ребенок начинает сам придумывать слова, подходящие по смыслу. Процесс создания новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название «словотворчество». Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок уже может анализировать речь окружающих, вычленять из слов морфемы (суффиксы, приставки и т. д.) и соотносит их с определенными значениями слов. Так, выделив морфему «ниц» из слов «мыльница», «сахарница», «конфетница», ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо и в соответствии с этим значением образует слова типа «сольница». Другой механизм словотворчества лежит в основе неологизмов («копать-лопать», «лопатка-копатка», «вазелин-мазелин»). Это свидетельствует о функционировании в сознании ребенка системы межсловесных связей, и в то же время процесс конструирования слов осуществляется, опираясь на фонетическое звучание.

https://www.youtube.com/watch?v=b4IecHolJII

Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловыхграмматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят, с какими корневыми морфемами употребляются во взрослой речи те или иные суффиксы и приставки. Например, по аналогии со словом «храбрость» ребенок может сказать «умность», «плохость», «худость», «сладкость», по аналогии со словом «сидение»«спание», «звонение», «устание», «боление». Слово «воспитатель»может вызвать ассоциации: «думатель», «говоритель», слово «чистота»«грязнота».

Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:

Часть какого-нибудь слова используется как целое слово («слова-осколки»);

К корню одного слова прибавляется окончание другого (слова с «чужими» окончаниями); Одно слово составляется из двух («синтетические слова»)

«Слова-осколки»-например, «лепь»(то, что слеплено): «Мы лепили-лепили, и получилась лепь» (3г. 6м., «пах»(запах): «Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?» (3г. 6м., «прыг»(прыжок): «Собака прыгнула большим прыгом»(3г. 10м.)

Слова с «чужим» окончанием-например, «пургинки»(снежинки): «Пурга кончилась, остались только пургинки»(3г.

)«помогание»(помощь): «Самому одеваться, без помогания?»(3г. 8м.)«пахнота»(запах): «Зачем меня водите в эту пахноту? (4г. 7м.

)«страшность»(страшное): «Не рассказывайте про ваши страшности»(6л.)

«Синтетические слова» – например, «ворунишка»– вор и врунишка (3г. 6м.)

«бананас»-банан и ананас (3г. 9м.)«вкуски»-вкусные куски (4г.)«бабезьяна»-бабушка обезьяны (4г.)

В наблюдениях Ушаковой отмечено много «синтетических»глаголов и прилагательных: ледоколить («ледокол, он лед ледоколит», почайпить («мы уже почайпили») Как получаются «слова-осколки», понять нетрудно. А. Н.

Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко»,и наконец, «молоко»– отсюда «осколки слов» в речи детей раннего возраста.

Взять хотя бы слово «лепь»(то, что слеплено): мы говорим «лепим», «слеплено» и т. д., ребенок же выделяет ударный слог «леп». Второй способ создания ребенком новых слов-присоединение к корню слова «чужого»окончания- также очень распространен.

Эти словазвучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действует механизм подражания.

Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов.

Ребенок придумал слово «умность» («Коты первые по умности», а разве он не слышал слов «глупость», «слабость», «робость» и т. д.? Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок.

«Налить», «набрать», «накидать»– это наши взрослые, обычные слова, а вот новые,детские глаголы: «набулькать», «напирожить» («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, я уже полный живот напирожила»).

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму,сейчас же подражательно создает новую: «Какое это наказание, что из-за кашля ты не можешь идти в садик»,- говорит мама. «А для меня это не наказанье, а вовсе радование»,- отвечает пятилетняя дочка.

В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее. Интересно также посмотреть, как создаются «синтетические слова».

В таких словах, как «ворунишка», «бананас», «огромадный», происходит сцепление тех частей слова,которые звучат сходно: вор-врунишка, банан-ананас, огромный-громадный и т. п.

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно,но постоянно применяются вместе: например, слова «чай» и «пить» – получается глагол «чайпить», «вынь» и «возьми»«выньми мне занозу», «все люди», «всех людей»«всехлюдная», «в самом деле»«всамделишный», ребенок иногда слышит от взрослого «эскимо на», поэтому картинку, где нарисовано мороженое, он называет «эскимона». Эти слова строятся по тому же принципу, что и «синтетические слова»взрослых :колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит. Ни одно «новое» детское словонельзя считать абсолютно оригинальным: в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Попробуйте поиграть с детьми в игру «Угадай слово, а если не знаешь, придумай его». Если вначале ребенок будет затрудняться, подскажите ему тот самый неправильный ответ и вместе с ребенком посмейтесь. Тем самым вы будете стимулировать у ребенка внимание к правилам построения новых слов.

Если вы услышали новое слово, которое сам придумал ваш ребенок и использует его для называния чего-либо, попробуйте его проанализировать.

Возможно, он использовал фонетическую сходность слов, подходящих по значению.

Иногда бывает, что слово непонятно для окружающих из-за серьезных дефектов речи-последнее является поводом для обращения к специалистам.

Дома, на прогулке, на даче, в любом удобном для вас месте можно играть в словесные игры, которые закладывают механизмы словообразования.

Например, «назови слово ласково»:

Нос-носик,

Рот-,

Клюв-…

Аналогично:

Стул-стульчик

Чемодан-…

Диван-…

«Придумай слово по образцу»:

пыль-пылинки

дождь-дождинка

виноград-…

«Угадай, куда мы поместим»:

сахар- в сахарницу

соус-…

суп-…

Названия детенышей «Угадай, кто у кого»

У лисы-лисенок

У ежа-…

У лося-…

Нужно запомнить:

У овцы-ягненок

У коровы-теленок

Названия профессий «Все работы хороши, выбирай на вкус»: сварщик, стекольщик, крановщик, часовщик, упаковщик, танцовщик;

Аналогично: летчик, резчик, грузчик, переплетчик, переводчик, перевозчик, водопроводчик, докладчик.

«Назови женскую профессию»: учитель-учительница,

воспитатель-…

художник-…

Притяжательные прилагательные «Назови, чей хвост»:

У лисы-лисий

Качественные прилагательные «Назови какой»:

Если у человека много сил, значит, он- сильный,

Если на улице сильный мороз, значит день какой-… и т. д.

Подбирайте подходящие вопросы:

Холод-…

Относительные прилагательные «Назови, какой сок, варенье или джем»:

Из вишни-вишневый

На прогулке, дома,на отдыхе обращайте внимание детей на образование приставочных глаголов: пришел, ушел, обошел, подошел, вошел, и т. д. ; заехал, подъехал, объехал, переехал, отъехал, и т. д. прилетел, улетел, взлетел, перелетел и т. д.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/slovotvorchestvo-v-doshkolnom-vozraste.html

Словотворчество в жизни дошкольника

Способность к словотворчеству развивается ребенка

Многие взрослые любят общаться с детьми.  Вернее им нравится слушать, что дети говорят, как рассуждают, комментируют увиденное или услышанное.  «Интересно, смешно, забавно», –  так объясняют они свой интерес к детской речи.

Что же такое словотворчество?

Словотворчество  – это  одна из важнейших особенностей развития речи детей. Ребенок 3-5 лет начинает обобщать и анализировать свою и чужую речь. У малыша появляется интерес к звукам родного языка. Он пробует  экспериментировать и играть со словом как предметом.

Изменяя состав слова, ставя слово в один ряд с другими словами, ребенок прислушивается к полученной комбинации звуков и слов. Он получает истинное наслаждение, если произнесенные им слова и фразы звучат красиво,  если родители одобрительно улыбаются ему в ответ, хвалят его.

Тогда ребенок при первом же удобном случае еще раз продемонстрирует свою «находку» – слово, которое он недавно изобрел. Но если ребенок в ответ услышит, как родители громко смеются над его словами, пересказывают знакомым то, что придумал  малыш, он интуитивно начинает понимать, что сказал что-то  неправильное, смешное.

Затаенная обида на родителей, неуверенность в своих силах травмируют неокрепшую психику ребенка и могут остаться у него на всю дальнейшую жизнью.

Как следует относиться к проявлению словотворчества у ребенка?

Детское словотворчество нужно поощрять, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Следует стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а также осознанное переосмысление уже знакомых слов.

  Словотворчество –  естественный способ освоить лексическое богатство родного языка, осмыслить разнообразие грамматических форм.  Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка.

И наоборот, небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей является причиной конца любого творчества.

Как долго длится этот необычный этап речевого развития и почему он проходит?

К концу дошкольного возраста способность к словотворчеству начинает угасать. Исчезают безвозвратно удивительные, полные особого смысла детские слова. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту у ребенка появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам.

Поэтому дети начинают стесняться и  скрывать свои языковые эксперименты. Главной причиной перемен является так называемый «кризис 7 лет», наиболее значимым признаком, которого считается утрата детской непосредственности.

Однако словотворчество угасает не у всех детей, достигших критического возраста семи-восьми лет. Настоящие таланты благополучно минуют этот рубеж. Грамотное отношение взрослых к детскому словотворчеству  способствует развитию у детей не только речевых, но интеллектуальных способностей.

И как знать, может быть, из сегодняшнего маленького фантазера  вырастет замечательный писатель или поэт, а может, просто талантливый нестандартно мыслящий человек.

Какие игры помогут развивать у ребенка способности к словотворчеству?

Играть с ребенком в любые сюжетные и словесные игры, в которых главное – не «быстро», а «интересно», «по-своему».  Это могут быть игры – «сочинялки», «объяснялки», «продолжалки» и т.д. Что бы вам, уважаемые родители, были понятны такие игры, скачайте игры в приложении. Там вы найдете много интересного не только для своего ребенка, но и для вас самих.

Желаю успехов вам и вашим детям!!!

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВОТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ

Игра для мальчиков

Придумай как можно  больше слов про ежика. Ежик какой?

Раскрась ежика цветными карандашами и придумай предложение  про ежика и гриб.

Игра для девочек

 Придумай как можно  больше слов про белку. Белка какая?

 Раскрась белку цветными карандашами и придумай предложение  про белку и орех.

Игра для детей, умеющих читать

Из букв длинного слова составь как можно больше коротких слов. Слова должны означать названия предметов в единственном числе.

        Ребенок должен знать значение каждого составленного слова, уметь объяснить. Играть можно вдвоем, втроем, в виде соревнования, кто больше составит слов.

Например,  КРОТ –  кот (домашнее животное), рот (часть лица), ток (электрический).

КОРАБЛИК

У вас могут получиться слова: кора, блик, кобра, краб, кол, кок, кролик, крик, окрик, облик, раб, ролик, бок, бор, лак, лик, и др. 

Игры «Выдумщики»

Придумай продолжение фразы: Вышли мыши как-то раз посмотре

Составь предложение по картинке.

Составь из слов предложение.

                           Мама, Рома, кроссовки, магазин, купила, новые, в.

                           Бабушка, пирожки, печь, испекла, в.

                           Буратино, Карабас Барабас, убежал, от.

                           Автомобиль, светофор, остановился, перед.

Источник: http://a2b2.ru/methods/2267_slovotvorchestvo_v_jizni_doshkolnika

Словотворчество – как форма речевого развития детей дошкольного возраста

Способность к словотворчеству развивается ребенка

Детская речь изумительна, забавна иизобретательна. Появление новых слов в речи детей иназывают словотворчеством.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развитияречи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н.Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.), так и за границей (К. и В.Штерны, Ч. Болдуин и др.).

Факты, собранные многими исследователями -лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являютсяпериодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечаютсловотворчества у своих детей.

Это объясняется, скорее всего, тем, что онинедостаточно внимательно относятся к речи своих детей).

При этом оказывается,что некоторые “новые” слова наблюдаются в речи почти всех детей(например, “всехний”, “всамделишний”), другие жевстречаются у одних детей и не отмечаются у других (“мама, ты моямояшечка!”, “какой ты диктун, папа!” и т. д.).

К. И. Чуковский подчеркивал творческуюсилу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенноярко именно в процессе словотворчества. Есть замечательная книга К.И.Чуковского”От двух до пяти”, где собрано много интересных детских изречений, придуманных имислов и забавных фраз, подслушанных писателем в разное время, или присланных емучитателями.

 Н.А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическимсовершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о “скрытой детскойлогике, бессознательно господствующей над умом ребенка”.


            Давайте посмотрим, какпроявляется словотворчество в речи малышей.

Здесь интересно привести некоторыенаблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая много сделала в изучениисловотворчества детей.

Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым детиобразуют новые слова: а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово(“осколки слов”); б) к корню одного слова прибавляется окончаниедругого (“чужие” окончания) и в) одно слово составляется из двух(“синтетические слова”).

“Слова-о с к о л к и”:1. Лепь (то, что слеплено): “Мы лепили-лепили, и получилась лепь” 2. Пах (запах): “Бабушка, чем это пахнет, какой здесь пах?” 3. Прыг (прыжок): “Собака прыгнула большим прыгом”

4. Дыб (существительное от наречия “дыбом”): “Твои волосикистоят дыбом”.- “Это дыб?”


Прибавление к корню “чужого” окончания:

1. Пургинки (снежинки): “Пурга кончилась, остались толькопургинки”.2. Рваность (дырка): “Я не вижу, где на кофточке рваность” .3. Светло (свет): “На полу кусочек светла” .4. Помогание (помощь): “Самому одеваться, без помогания?” .

5. Правдун (говорящий правду): “Я – правдун!”

6. Пахнота (запах): “Зачем меня водите в эту пахноту?” 7. Сухота (сухость): “Вы знаете, что бегемоты могут умереть отсухоты?” 8. Бурота (существительное от прилагательного “бурый”): “Этобурый медведь – смотри, какая бурота” 9. ИмЕтель (тот, кто имеет): “Я иметель сала”

10. Страшность (страшное): “Не рассказывайте про ваши страшности”

11. – Вы и шишку польете?- Да.- Чтобы выросли шишенята?Окончание “ята” мы, взрослые, присваиваем только живым существам: ягнята,поросята и проч.

Но так как для детей и неживое живо, они пользуются этимокончанием чаще, чем мы, и от них всегда можно слышать:- Папа, смотри, какие вагонята хорошенькие! Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами,захлопал в ладоши и крикнул:

– Огонь и огонята! Огонь и огонята!

Увидел картину сизображением мадонны:
– Мадонна с мадонёнком. “Синтетические слова”: 1. ВорунИшка – вор и врунишка.2. Бананас – банан и ананас.3. Вкуски – вкусные куски.

4. Бабезьяна – бабушка обезьяны.

В наших наблюдениях отмечено много”синтетических” глаголов и прилагательных: ледоколить (“ледокол,он ледледоколит”), почайпить (“мы уже почайпили”),”огромадный” (огромный и громадный – “дом такой большой, простоогромадный!”), мапин (“я – мапина дочка”, т. е. я мамина ипапина), всехлюдная (“это не твоя воспитательница, она всехлюдная!” -т. е. общая).

Второй способ создания ребенком новых слов- присоединение к корню слова “чужого” окончания – также оченьраспространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость,умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов.

И всеже если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы длясоздания таких словообразований, поэтому и здесь в конечном счете действуетмеханизм подражания. Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова”снежинка”. А разве мало в русском языке слов, похожих на”горькоту” и “буроту”? Достаточно вспомнить”глухоту”, “дурноту”, “тесноту” и множествоаналогичных слов.

Ребенок придумал слово “умность” (“Коты первыепо умности”) – а разве он не слышал слов “глупость”, “слабость”,”робость” и т. д.?

Интересно добавить, что новые глаголы детиобразуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить,набрать, накидать – это наши “взрослые”, обычные слова, а вот новыедетские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку иуйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

В некоторых случаях малыш, услышавкакую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. “Какоеэто наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик”,- говорит мама.”А для меня это не наказанье, а вовсе радованье”, – отвечаетпятилетняя дочка.

В подобных случаях подражательное происхождение нового словадля нас очевидно. В большинстве же случаев образец, по которому создается новоеслово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей”новое” слово ребенка является откровением.

Словотворчество,как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание темречевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно”новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – всловаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Таким образом, усвоение речевых шаблонови здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новыхсловах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегдаправильно – только сочетания неожиданны.

В этом отношении совершенно правы те,кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Малейший оттенок каждой грамматическойформы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (иливоссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тотсуффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языканеобходимы для данного оттенка мысли и образа.
Например,
Когда трехлетняя Нина впервые увидела в саду червяка, она зашептала виспуге:
– Мама, мама, какой ползук!

И этим окончанием ук великолепновыразила свое паническое отношение к чудовищу. Не ползеныш, не ползушка, неползунчик, не ползатель, а непременно ползук! Конечно, этот ползук не изобретенребенком.

Тут подражание таким словам, как жук и паук.

Но все же замечательно,что для данного корня маленький ребенок в один миг отыскал в своем арсеналеразнообразных морфем именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна.

Двухлетняя Джаночка, купаясь в ванне изаставляя свою куклу нырять, приговаривала:
– Вот притонула, а вот и вытонула!

Трудно не заметит изысканной пластики итонкого смысла этих двух слов. Притонуть не то что утонуть, это – утонуть навремя, чтобы в конце концов вынырнуть.

Овладение родной речью происходит заизумительно короткий срок, и потому Чуковский называет ребенка “величайшимумственным тружеником нашей планеты”.

Но это же тонкое чувство языка отличаетвесь ход формирования детской речи, оно не проявляется только всловотворчестве.

Более того, если рассматривать детское словотворчество не какотдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашиваетсявывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а,напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга.

Главный механизм здесь- выработка речевых шаблонов и широкое использование этих шаблонов. Образец для”создания” нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоенранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнеговозраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже мы слышим”новые” слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способностиребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общихпринципах развития речи.

Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те оборотыречи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различныеграмматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них икогда нужно применить.

Так исчезают “моя мояшечка”,”плохайка” и другие удивительные слова, которые придают такуюпрелесть речи маленького ребенка.

Итак,словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собойзакономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразиемграмматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основепрямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашимдетям.

  Молдованова А.Ш., учитель-логопед МДОУ – 

     детского сада компенсирующего вида №1

Источник: http://mdou1balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilaka/stranichka_specialistov/slovotvorchestvo_kak_forma_rechevogo_razvitija_detej_doshkolnogo_vozrasta/6-1-0-13

Детское словотворчество в семье и ДОУ

Способность к словотворчеству развивается ребенка

Татьяна Лахтина
Детское словотворчество в семье и ДОУ

Детское словотворчество в семье и ДОУ

Воспитатель: Т. Б. Лахтина.

МДОУ д/с «Радость»

г. о. Серпухов

Введение 3

1. Проявление словотворчества в речи детей 4

2. Словотворчество в словообразовании. Классификация Т. Н. Ушаковой 6

Заключение 9

Список использованной литературы 11

Введение

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5 – 3 лет до школьного возраста.

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих, поэтому такие словосочетания не могут быть усвоены малышом при подражании речи взрослого. Специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своей семантике (значению) и уместны в употреблении.Например: «брос» – брошено, «умность» – качество ума, «долгее» – дольше и многие другие.

К. И. Чуковский отмечал поразительную чуткость ребенка к языку и его способность к творчеству, проявляющуюся наиболее ярко в процессе словотворчества: «У двухлетних и трехлетних детей такое сильное чутье языка…что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки изящны, естественны…»

1. Проявление словотворчества в речи детей

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление изучали как у нас в стране (Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др., так и за границей (К. и В. Штерны, Ч. Болдуин и др.).

Факты, собранные многими исследователями – лингвистами и психологами, показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества (Некоторые родители не отмечают словотворчества у своих детей.

Это объясняется, скорее всего, тем, что они недостаточно внимательно относятся к речи своих детей).

При этом оказывается, что некоторые “новые” слова наблюдаются в речи почти всех детей (например, “всехний”, “всамделишний”, другие же встречаются у одних детей и не отмечаются у других (“мама, ты моя мояшечка!”, “какой ты диктун, папа!” и т. д.).

К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества. Н. А.

Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о “скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка”.

Многочисленные примеры детского словотворчества на этапе развития и усвоения грамматических навыков родного языка свидетельствуют о том, что ребенок понимает смысл употребляемых грамматических форм, но еще не запомнил, как их нужно употреблять в речи – не усвоил речевой нормы. Словотворчество может проявляться в

а) словообразовании;

б) словоизменении.

а) дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили,например:

по аналогии с течь (сущ.): «копь», «капь», «тепь»

по аналогии с бег: «прыг», «сид»

по аналогии с певун: «чистун», «светлун»

по аналогии с краснота: «грязнота», «голубота»

по аналогии с воспитатель: «думатель», «говоритель», «вставитель»

па аналогии с храбрость: «умность», «плохость», «худость», «сладкость»

по аналогии с сидение: «спание», «звонение», «устание», «боление»

по аналогии с прибить: «примолоточить», «прилаять»

И эти примеры можно продолжать без конца – нет нормально развивающегося ребенка, который не «творил» бы свои слова.

Взрослые понимают смысл этих новообразований по той простой причине, что собственно смысловыхграмматических ошибок тут и нет: приставки, суффиксы употреблены совершенно осмысленно, у них правильные значения; просто дети еще не помнят с какими корневыми морфемами употребляются в литературной речи те или иные суффиксы и приставки.

б) Дети изменяют слова в речи обычно по продуктивному типу склонения или спряжения, продуктивно образуют форму множественного числа.

К непродуктивным типам словоизменения относятся, как известно, небольшие группы слов, такие, как есть, ехать, расти (каждый из них составляет особую группу спряжения) разносклоняемые существительные и др.

Но эти слова весьма часто встречаются в речи, поэтому словотворчество, связанное с ними, всегда заметно.

2. Словотворчество в словообразовании. Классификация Т. Н. Ушаковой

Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т. Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова

Осколки слов: часть какого-нибудь слова используется как целое слово – «лепь» – то, что слеплено; «прыг» – прыжок.

Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого – «сухота» – сухость; «помогание» – помощь, «правдун» – человек, говорящий правду.

Синтетические слова: одно слово состовляется из двух – «бананас» – банан и ананас; «мапин» – мапина дочка, т. е. мамина и папина; «огромадный» – огромный и громадный.

Как получаются “слова-осколки“, понять нетрудно. А. Н. Гвоздев обратил внимание на то, что, начиная говорить, ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог.

Так, вместо слова “молоко” он произносит только “ко”, позднее “моко” и, наконец, “молоко”. Отсюда “осколки слов” в речи детей раннего возраста. Взять хотя бы слово “лепь” (то, что слеплено).

Мы говорим: лепим, слеплено и т. д. – ребенок же выделяет ударный слог “леп”.

Второй способ создания ребенком новых слов – присоединение к корню слова “чужого” окончания – также очень распространен. Эти словазвучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д.

Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания.

Ведь “пургинку” ребенок создал по образцу слова “снежинка”. А разве мало в русском языке слов, похожих на “горькоту” и “буроту”? Достаточно вспомнить “глухоту”, “дурноту”, “тесноту” и множество аналогичных слов.

Ребенок придумал слово “умность” (“Коты первые по умности”) – а разве он не слышал слов “глупость”, “слабость”, “робость” и т. д. ?

Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения “чужих” приставок. Налить, набрать, накидать – это наши “взрослые”, обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить (“Вот набулькаю полную бутылку и уйду”, “Спасибо, я уже полный живот напирожила”).

В некоторых случаях малыш, услышав какую-то словесную форму, сейчас же подражательно создает новую. “Какое это наказанье, что из-за кашля ты не можешь идти в садик”,- говорит мама. “А для меня это не наказанье, а вовсе радованье”, – отвечает пятилетняя дочка.

В подобных случаях подражательное происхождение нового слова для нас очевидно.

В большинстве же случаев образец, по которому создается новое слово, был усвоен ребенком когда-то ранее, и поэтому для окружающих людей “новое” слово ребенка является откровением.

Интересно также посмотреть, как создаются “синтетические слова“. В таких словах, как “ворунишка”, “бананас”, “огромадный”, происходит сцепление тех частей слова,которые звучат сходно: вор – врунишка, банан – ананас, огромный – громадный и т. п.

Иначе соединяются те слова, которые звучат различно, но постоянно применяются вместе, например, слова “чай” и “пить” (получается глагол “чайпить”, “вынь” и “возьми” (“выньми мне занозу”, “все люди”, “всех людей” (всехлюдная, “в самом деле” (всамделишный).

Эти слова строятся по тому же принципу, что и “синтетические слова“взрослых: колхоз, совхоз, самолет, всеобщее и множество подобных им. В такой форме словотворчества тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.

Словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно “новое” детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено.

Заключение

Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей всегда строго соответствует законам языка и грамматически всегда правильно – только сочетания неожиданны. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивает тонкое чувство языка у детей.

Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве.

Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в основе его лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы его мозга. Главный механизм здесь – выработка речевых шаблонов (шаблоны наиболее затверженных глагольных форм, склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по степеням сравнения и т. д.) и широкое использование этих шаблонов. Образец для “создания” нового слова может быть дан сейчас, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите “новые” слова. Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка? Но ведь мы уже говорили, что речь идет не о творчестве, а об общих принципах развития речи.

Просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.

Так исчезают “моя мояшечка”, “плохайка” и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.

Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка; в основе его лежат те же принципы работы мозга, что и в основе прямого усвоения того словесного материала, который мы сознательно даем нашим детям.

Список использованной литературы

1. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/А. Н. Гвоздев. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 472с.

2. Лурия, А. Р. Язык и сознание/А. Р. Лурия. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998.- 416 с.

3. Смирнова, Е. О. Детская психология: учебник для вузов/Е. О. Смирнова – М.:ВЛАДОС, 2003. – 368с.

4. Ушакова, Т. Н. О причинах детского словотворчества/Т. Н. Ушакова// Вопросы психологии. – 2000. – № 6. – С. 114-127.

5. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Л. П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1984.-240с.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/detskoe-slovotvorchestvo-v-seme-i-dou.html

Лечение Детей
Добавить комментарий